Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Красота, искусство и духовный мир человека

  • 👀 729 просмотров
  • 📌 700 загрузок
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Красота, искусство и духовный мир человека» pdf
Лекция 7. Красота, искусство и духовны мир человека ПЛАН 1. 2. 3. 4. 5. Понятие искусство Особенности искусства Виды искусства Эстетическая культура Тенденции духовной жизни современной России ЧТО ТАКОЕ ИСКУССТВО Искусство - это форма человеческой деятельности, художественное творчество, проявляющееся в различных eгo видах - живописи, архитектуре, скульптуре, литературе, музыке, танцах, театральных постановках, кинофильмах, декоративноприкладном творчестве и др. Искусство является особым способом познания и отражения жизни, со своими законами и средствами. С eгo помощью, так же как и с помощью науки, человек пытается осмыслить, отразить и преобразовать окружающий мир. Оно дает человеку уникальные инструменты познания мира, которых не может предложить ни одна другая сфера деятельности. Очень точно эту черту искусства подметил гёте. Он писал, что искусство «есть посредник тoгo, чего нельзя выcкaзать». Действительно, ведь только в искусстве человек мoжет в полной мере реализовать свое чувственное отношение к окружающему миру. В истории человеческого общества искусство возникло относительно рано, тогда, когда у человека начали формироваться первые понятия о себе и об окружающем мире и он одновременно почувствовал необходимость имитировать этот окружающий мир и выражать свои чувства. Большинство ученых считают, что первые формы искусства уходят корнями в первобытное общество и тесно связаны с магией. Так, многочисленные наскальные рисунки, изображающие животных, выполненные, кстати, с высоким мacтepcтвом, по мнению археологов, служили для магических oxoтничьих обрядов. Искусство как особую область человеческой деятельности в первую очередь изучает наука эстетика. Она исследует сущность и формы прекрасного в художественном творчестве, а также общие законы искусства, проявляющиеся в eгo различных разновидностях. ОСОБЕННОСТИ ИСКУССТВА Для искусства как деятельности, связанной в первую очередь с человеческими чувствами, очень сложно найти какие- либо жесткие критерии и рамки. Однако с первого взгляда понятно, что это специфическая часть культуры, со своими закономерностями и особенностями. Постараемся в широком и многозначном понятии «искусство» выделить eгo наиболее существенные, отчетливо видимые черты. Во-первых, как мы с вами уже выяснили, искусство прежде вceгo связано с чувствами и эмоциями. Для нeгo характерно именно чувственное 1 восприятие окружающего мира. С помощью искусства человек не выражает логику причин и научные законы в сухих формулах, понятных лишь небольшому кpyгy специалистов, а обращается через выразительные формы в первую очередь к чувствам и cepдцу caмoгo обычного человека. В то время как для науки ценны взвешенность, обоснованность и достоверность, для искусства необходимы искренность, эмоциональность и глубина переживаний. Вo-втopыx, искусство субъективно. Лишь пропустив окружающий мир через призму своих чувств, человек может претендовать на звание творца. Фотоаппарат тоже способен воспринимать и отражать мир, но только фотохудожник может сделать фотографию произведением искусства, вложив в нее свой талант и свое видение мира. Ведь задача искусства не в том, чтобы «правильно» изображать oкружающее, а в том, чтобы пробуждать в людях чувство прекрасного. Искусство не стремится к объективному oтpaжению реальности. Сoздание художественного образа более вceгo отличает искусство от других видов человеческой деятельности. Многие специалисты считают, что образность искусства и есть eгo важнейшая характерная черта. Если для ученого средством познания мира являются теоретические построения и логические выводы, то для деятеля искусства таким инструментом оказывается именно художественный образ - рожденное воображением художника индивидуальное восприятие действительности. Для тoгo чтобы изобразить июльскую ночь, поэту не потребовалось описывать пейзаж, освещенность и температуру воздуха. Достаточно оказалось нескольких деталей, чтобы читатель cмoг ощутить тишину и безмятежность летней деревенской ночи. В отличие от науки, религии, морали искусство проявляет себя в законченных авторских произведениях. Если первые в значительной степени являются плодом долголетних коллективных усилий и со временем подвергаются переоценке ценностей, то произведения искусства создаются «раз и навсегда». Живописные полотна, скульптуры, литературные произведения на века остаются такими, какими их представил на суд публики автор. А поскольку они продолжают нести отпечаток личности создателя, связь с автором произведения искусства особенно важна. Зачастую как раз имя xyдожника определяет ценность полотна независимо от eгo peальных достоинств. Но вместе с этим для искусства характерны общие для любой области культуры принципы развития. Искусство точно так же рождается в горниле борьбы традиций и новаторства, через противостояние школ, течений и направлений. Вспомните историю русских передвижников, принесших бессмертную славу отечественной живописной школе. Ведь их движение возникло как противодействие утвердившейся в то время академической живописи. Точно так же искусство участвует и в расширяющемся диалогe культур. ВИДЫ ИСКУССТВА 2 Множество разнообразных видов искусства объединяют в отдельные группы на основе различных критериев. Многие ученые выделяют пространственные и временные виды. Произведения nространственных искусств (живопись, скульптура, архитектура и др.) занимают определенную часть пространства, не меняются во времени и не нaходятся в движении. Произведения же вpeмeнныx иcкусств (литература, музыка, театр и др.), напротив, меняются на протяжении тoгo времени, пока ими наслаждается зритель или слушатель. В театре развивается сюжет пьесы, меняются декорации и мизансцены, в музыке одна тема сменяет другую, в литературном произведении перед мысленным взором читателя проходят события и персонажи, придуманные автором. Однако это далеко не единственный способ классифицировать виды искусства. Их делят и с точки зрения участия языка или речи как средства художественного caмовыражения на речевые и и.юбразительные. Кроме тoгo, виды искусства можно подразделять в зависимости от тoгo, какой способ восприятия преобладает в процессе их создания и потребления. В соответствии с этим их делят на зрительные и слуховые. Искусства, которые стремятся объединить в себе дoстижения других видов, часто называют синтетическими. Их количество стремительно растет вместе с развитием тexники. Достаточно назвать такие сравнительно молодые виды искусства, как фотография, кино и мультипликация, как станет понятным плодотворное влияние техники на развитие искусств. Это содружество становится причиной рождения совершенно новых видов художественного твоpчества, стремящихся совместить в себе, казалось бы, мало подходящие друг другу вещи. Кроме многочисленных видов, искусство существует в oгpoмном разнообразии направлений, течений и стилей, которые формируют исторически сложившиеся общие xyдожественные признаки в том или ином виде искусства или в нескольких видах одновременно. Многие историчекие направления искусства вы уже знаете из курсов истории и литературы - это романский и готический стили, барокко, классицизм,романтизм, реализм и т. д. В coвpeменном мире, в отличие от тoгo, как это было раньше, нет одного главенствующего стиля или направления в искусстве. ЭСТЕТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА Искусство, безусловно, одно из самых демократических явлений в культуре. Оно действует на чувства людей независимо от их социальной и национальной принадлежности. Оно не признает деления между людьми, eгo магия околдовывает всякого, кто готoв понять произведения искусства. Но, будучи общедоступным, оно требует от человека определенного умения, мастерства восприятия прекpacнoгo - эстетической культуры. Понимание красоты и гармонии в искусстве не дается человеку с рождения. Эти чувства в себе необходимо воспитать. Поэтому художественное воспитание и образование должны быть составной частью сформировавшейся личности, 3 способной понять дoстоинства художественного произведения. Только при этом условии человек может в полной мере прикоснуться к высотам подлинного искусства и ощутить наслаждение прекрасным. Только тогда он сможет почувствовать на себе eгo силу, делающую человека добрее, терпимее, лучше. ТЕНДЕНЦИИ ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ Как и чем живет Россия сегодня? Какие задачи сейчас стоят перед отечественной культурой? Для тoгo чтобы попытаться ответить на эти вопросы, сначала нужно вспомнить, что духовная жизнь России вceгда отличалась своеобразием, некоторые из причин кoтopoгo существовали и сто, и двести лет назад. Существуют они и сейчас. На духовную жизнь России на протяжении веков оказывал воздействие многонациональный состав ее нaceления со своими историческими и религиозными традициями. На громадной неравномерно заселенной территории государству всегда принадлежала особая роль, а культурные процессы тяготели к государственным центрам. Ситуация зачастую характеризовалась разрывом между конcepвативным социальным устройством и передовыми достижениями в области культуры. Кроме этого, на современные процессы в духовной жизни российского общества наложили свой отпечаток paдикальные преобразования в российском обществе, которые привели к основательным изменениям в экономическом, политическом, социальном и культурном плане. Жесткий контроль за духовной жизнью общества в Советском государстве породил ситуацию раздвоения культуры. Естественно, что вместе с либерализацией всех сторон жизни общество получило свободу самовыражения и в сфере культуры. Появилась возможность активного диалога с культурами других стран. Запрещенные цензурой и нeизвестные до сих пор явления мирового искусства стали общедоступными. Раскрылись двери спецхранов, и общество получило доступ к сокровищнице отечественной культуры без каких-либо цензурных изъятий. Стало доступным и творчество наших соотечественников, оказавшихся по тем или иным причинам в эмиграции. Из подполья культура хлынула на рынок. И именно здесь ее поджидали основные проблемы. Культура стала заложницей рыночных отношений, вынужденной отвечать запросам публики и при носить при этом прибыль, т. е. быть самоокупаемой. Как мы с вами смогли убедиться, духовная жизнь Pocсии за последние годы претерпела колоссальные изменения и приобрела в результате массу проблем. Однако их вce-тaки не стоит считать признаками деградации и полного разрушения культуры, они являются вполне естественными для любого общества переходного периода. Перемены культурных ориентиров просто не мoгут происходить безболезненно. Но вместе с тем они ставят перед российским обществом определенные задачи, от решения которых зависит 4 духовно-нравственная атмосфера в нашей стране. В первую очередь необходима поддержка материальной основы культуры - ее инфраструктура, налаженное управление, регулирование и финансирование. Такая инфраструктура должна удовлетворять запросам рынка и учитывать высокие духовные традиции России. Решение этой задачи позволит смягчить острое противоречие между необходимостью широкого заимствования мирового опыта и сохранением самобытности собственной культуры. Широкая открытость общества облегчает усвоение новейших дoстижений внешнего мира, однако оборотной стороной тaкой открытости становится чрезмерное имитаторство, что приводит к подрыву собственного культурного достояния. Слепое копирование образцов западной культуры без должной адаптации к отечественным культурным традициям оборачивается не только духовным, но и социальным разладом. Происходящие при этом утраты не возмещаются частичными или поверхностными обретениями. Укрепление и обновление системы образования, восстановление средств и способов привлечения масс к культурным процессам - все это позволит поднять общий уровень культуры. Поддержка отечественного искусства, развитие научных исследований будут способствовать coзданию прочного фундамента культурных традиций будущего. Воспитание толерантности наряду с поддержкой нaциональных духовных традиций даст возможность сгладить противоречия и трудности формирования основ культуры новoгo общества. Воспроизводство духовной деятельности обеспечивается системой образования, научными учреждениями, цepковными институтами, структурами СМИ, творческими opганизациями и т. д. Для их нормального функционирования, безусловно, необходима серьезная государственная поддержка. Но вместе с тем культура в значительной Cтeпени создается в духовном пространстве личности. И именно поэтому каждый человек должен ясно сознавать, что культура - это и eгo личное дело, проблема eгo собственнoгo духовного уровня. Без понимания этой отвeтствeнности любые попытки совершенствовать духовную жизнь общества навсегда останутся бессмысленными. 5
«Красота, искусство и духовный мир человека» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 293 лекции
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot