Коррупция
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Как социальное явление коррупция
является серьезной проблемой для любого общества и характерна для всех государств мира, в том числе с развитой экономикой и давними демократическими традициями.
Этим обусловлено исключительно важное значение международного сотрудничества в области предупреждения коррупции и борьбы с ней.
• Международное сообщество, стремясь выработать эффективные меры по предупреждению и искоренению коррупции, приняло ряд документов, к которым относятся:
конвенции Организации Объединенных Наций,
Конвенция Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию,
Конвенция по борьбе с подкупом иностранных должностных лиц при осуществлении международных коммерческих сделок Организации экономического сотрудничества и развития и др.
Механизм коррупции – это: а) двусторонняя сделка, при которой лицо, находящееся на государственной или иной службе, нелегально "продает" свои служебные полномочия или услуги, основанные на авторитете должности и связанных с ним возможностях, физическим и юридическим лицам, группам (в том числе организованным преступным формированиям), а "покупатель" получает возможность использовать государственную либо иную структуру в своих целях: для обогащения, законодательного оформления привилегий, ухода от предусмотренной законом ответственности, социального контроля и т. п.;
б) вымогательство служащим взятки, дополнительного вознаграждения;
в) инициативный, активный подкуп служащих, нередко с одновременным сильным психическим воздействием на них. Последнее характерно для организованной преступности.
Согласно исследованиям Центра региональной социологии Института социологии РАН «Это точно случай коррупции», %*
• Чиновник от имени государственного органа сдает в аренду государственное имущество, получая за это дополнительное вознаграждение 78,2
• Чиновник за определенную услугу обеспечивает продвижение в очереди на муниципальное жилье 74,0
• Врач за вознаграждение выдает больничный лист 58,5
• Репетитор при подготовке в вуз гарантирует поступление за особое вознаграждение 55,1
• Чиновник организует конкурс на получение госзаказа, сообщая своей фирме сведения о ее конкурентах 52,0
• Бизнесмен, переходя на государственную службу, передает управление фирмой близкому родственнику (родственнице), а затем оказывает покровительство в ведении бизнеса 45,8
• Врач, принимая беременную женщину по государственному родовому сертификату, направляет ее на платные анализы к знакомому «частнику» 38,3
• Студент вручает экзаменатору бутылку коньяка или коробку конфет для получения хорошей оценки 31,8
• Чиновник устраивает на работу в свое ведомство родственника 30,2
• Чиновник устраивает жену на работу в фирму, деятельность которой он контролирует в рамках своих обязанностей 29,0
• Фирма предоставляет в постоянное распоряжение чиновника автомобиль 28,5
• Чиновник принимает приглашение бизнесмена поужинать в ресторане после решения им проблемы предпринимателя 26,4
Меры уголовного и административного преследования, установленные законодательством Российской Федерации – это реализация обязательства Российской Федерации, установленных международными конвенциями и соглашениями
• В 2011 году в Уголовный кодекс Российской Федерации и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях внесены изменения, направленные на решение концептуальных проблем в области борьбы с коррупцией
• В целях уголовно-правового обеспечения противодействия коррупции и в интересах выполнения международных обязательств Уголовный кодекс Российской Федерации устанавливает ответственность за совершение коррупционных преступлений: коммерческого подкупа, дачу взятки, получение взятки и посредничество во взяточничестве
Основные виды преступлений коррупционной направленности:
• коммерческий подкуп (ст.204 УК РФ)
• злоупотребление должностными полномочиями (ст.285 УК РФ)
• превышение должностных полномочий(ст. 286 УК РФ);
• незаконное участие в предпринимательской деятельности (ст.289 УК РФ)
• получение взятки (ст.290 УК РФ)
• дача взятки (ст.291 УК РФ)
• посредничество во взяточничестве (ст.291.1 УК РФ)
• служебный подлог (ст.292 УК РФ)
Взяточничество является наиболее распространенным и опасным преступлением. Оно посягает на основы государственной власти, нарушает нормальную управленческую деятельность государственных и муниципальных органов и учреждений, подрывает их авторитет, деформирует правосознание граждан, создавая у них представление о возможности удовлетворения личных и коллективных интересов путем подкупа должностных лиц, препятствует конкуренции, затрудняет экономическое развитие.
Уголовный кодекс Российской Федерации предусматривает три вида преступлений, связанных со взяткой: получение взятки (статья 290), дача взятки (статья 291) и посредничество во взяточничестве (ст.291.1)
• Получение взятки - одно из самых опасных должностных преступлений, особенно если оно совершается группой лиц или сопровождается вымогательством, которое заключается в получении должностным лицом преимуществ и выгод за законные или незаконные действия (бездействие)
• Дача взятки - преступление, направленное на склонение должностного лица к совершению законных или незаконных действий (бездействия) либо предоставлению получению каких-либо преимуществ в пользу дающего, в том числе за общее покровительство или попустительство по службе
• Посредничество во взяточничестве - непосредственная передача взятки по поручению взяткодателя или взяткополучателя, а также любое другое способствование взяткодателю и (или) взяткополучателю в достижении либо реализации соглашения между ними о получении и даче взятки.
"Взятка" лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческих и некоммерческих предприятиях и организациях - директору, заместителю директора коммерческой фирмы или государственного унитарного предприятия, председателю и члену совета директоров акционерного общества, главе кооператива, руководителю общественного или религиозного объединения, фонда, некоммерческого партнерства, лидеру и руководящему функционеру политической партии и т. д. - в Уголовном кодексе Российской Федерации именуется коммерческим подкупом (статья 204)
Взяткой также является предоставление имущественных выгод в виде денег, иных ценностей, оказание материальных услуг родным и близким должностного лица с его согласия либо если должностное лицо не возражало против этого и использовало свои служебные полномочия в пользу взяткодателя.
В указанном случае действия должностного лица будут квалифицированы как получение взятки.
Незаконное участие в предпринимательской деятельности- Учреждение должностным лицом организации, осуществляющей предпринимательскую деятельность, либо участие в управлении такой организацией лично или через доверенное лицо вопреки запрету, установленному законом, если эти деяния связаны с предоставлением такой организации льгот и преимуществ или с покровительством в иной форме.
Служебный подлог - внесение должностным лицом, государственным служащим или служащим органа местного самоуправления, не являющимся должностным лицом, в официальные документы заведомо ложных сведений, а равно внесение в указанные документы исправлений, искажающих их действительное содержание, если эти деяния совершены из корыстной или иной личной заинтересованности
Ответственность за получение, дачу взятки, посредничество во взяточничестве наступает независимо от времени получения должностным лицом взятки - до или после совершения им действий (бездействия) по службе в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, а также независимо от того, были ли указанные действия (бездействие) заранее обусловлены взяткой или договоренностью с должностным лицом о передаче за их совершение взятки.
Порядок уведомления представителя нанимателя (работодателя) о фактах обращения в целях склонения государственного служащего к совершению коррупционных правонарушений определяется представителем нанимателя.
Бланк уведомления представителя нанимателя о фактах обращения в целях склонения государственного служащего к совершению коррупционных правонарушений должен быть размещен на официальном сайте органа государственной власти в разделе «Противодействие коррупции»
Гражданский служащий обязан незамедлительно уведомить представителя нанимателя обо всех случаях обращения к нему каких-либо лиц в целях склонения его к совершению коррупционных правонарушений.
В случае нахождения гражданского служащего в командировке, в отпуске, в случае его временной нетрудоспособности, а также в иных случаях, когда гражданский служащий не находится при исполнении своих должностных обязанностей в месте прохождения государственной гражданской службы Республики Карелия, гражданский служащий обязан уведомить представителя нанимателя обо всех случаях обращения к нему каких-либо лиц в целях склонения его к совершению коррупционных правонарушений в течение первого рабочего дня с момента, с которого он приступил к исполнению своих должностных обязанностей в месте прохождения государственной гражданской службы.
Уведомление представителя нанимателя осуществляется письменно. Форма уведомления утверждена представителем нанимателя.
В уведомлении должны быть отражены сведения:
ФИО, должность, место жительства и телефон лица, направившего уведомление;
описание обстоятельств, при которых гражданскому служащему стало известно о случаях обращения каких-либо лиц в целях склонения его к совершению коррупционных правонарушений (дата, место, время, другие условия).
подробные сведения о действиях, которые должен был бы совершить гражданский служащий по просьбе обратившихся лиц;
все известные сведения о физическом (юридическом) лице, склоняющем к коррупционному правонарушению;
способ и обстоятельства склонения к коррупционному правонарушению, а также информацию об отказе (согласии) принять предложение лица о совершении коррупционного правонарушения;
перечень государственных органов, которые были уведомлены гражданским служащим о факте обращения к нему лица (лиц), склоняющего(их) к совершению коррупционного правонарушения.
Уведомление о фактах обращения в целях склонения государственного служащего к совершению коррупционных правонарушений подается уполномоченному представителем нанимателя (руководителем государственного органа) гражданскому служащему или направляется по почте.
Уведомления подлежат обязательной регистрации в специальном журнале.
Уполномоченное лицо, принявшее от гражданского служащего уведомление обязано выдать гражданскому служащему, направившему уведомление, под роспись талон-уведомление.