Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Коррекция дисграфии и дислексии: развитие языкового анализа и синтеза.

  • 👀 1660 просмотров
  • 📌 1627 загрузок
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Коррекция дисграфии и дислексии: развитие языкового анализа и синтеза.» docx
Лекция по теме 7. Коррекция дисграфии и дислексии: развитие языкового анализа и синтеза. План. 1. Развитие навыков анализа и синтеза текста. 2. Развитие навыков анализа и синтеза предложений. 3. Развитие навыков слогового анализа и синтеза. 4. Развитие навыков звукового анализа и синтеза. Развитие навыков языкового анализа и синтеза предполагает постепенный переход от анализа и синтеза крупных языковых единиц к более мелким и состоит из нескольких этапов: анализ и синтез текста, анализ и синтез предложения, слоговой анализ и синтез, и наконец – звуковой. Таким образом строится не только логопедическая работа, но и обучение грамоте аналитико-синтетическим методом. В первом классе уроки добукварного периода последовательно включают темы: «Речь», «Предложение», «Предложение и слово», «Слог, ударение», «Звуки речи», «Гласные и согласные звуки». 1) Развитие навыков анализа и синтеза текста. Данный этап включает уроки по теме «Речь. Предложение». Школьники должны научиться устно и письменно выделять в тексте предложения, ориентируясь на их смысловые и интонационные признаки, и составлять текст из предложений. К смысловым признакам предложения относится смысловая законченность, сообщение новой мысли. К интонационным признакам – наличие паузы, интонационная завершенность предложения. Вводятся понятия «речь», «текст», «предложение». Происходит практическое знакомство с различными типами предложений. Учащиеся 1-2 класса учатся читать предложения с разной интонацией – повествовательной, вопросительной, восклицательной. Сами понятия «повествовательное», «вопросительное», «побудительное» предложение вводятся в 3 классе. Формируется умение обозначать границы предложения на письме. В процессе коррекционной работы используются схемы предложений, обозначающие количество предложений в тексте: Количество слов в предложении на такой схеме пока не обозначается. Учащиеся показывают только число предложений в тексте, начало и конец предложения. Такие схемы школьники рисуют в тетради. Также удобно пользоваться заранее заготовленными комплектами карточек со схемами предложения (у каждого ребенка - 5-7 карточек-схем в конверте), цифровым рядом (карточки с цифрами от 1 до 10). Цифровой ряд часто используется в различных видах логопедической работы. В данном случае школьники с его помощью показывают количество предложений в тексте. Для первоначального анализа подбираются тексты, состоящие из простых по структуре и смыслу предложений. Учащимся должно быть доступно выделение законченной мысли в тексте, которая и будет составлять предложение. Кроме того, логопед обращает внимание на паузы между предложениями при чтении текста, на которые должны ориентироваться дети при определении границ предложения при письме под диктовку. Рассмотрим некоторые приемы коррекционной работы на этом этапе: • Прослушайте текст, определите количество предложений, нарисуйте схемы предложений. Назовите первое (второе, третье) предложения. Логопед читает текст, акцентируя паузы между предложениями: Мы приготовили завтрак. Мама заварила душистый чай. Я расставила чашки. Сестра принесла свежий хлеб и масло. • Определите количество предложений в тексте, дополните этот текст еще одним предложением: Погода начала портиться. Внезапно подул резкий холодный ветер. Солнце скрылось за тучами. Вдали прогремел гром. • Прослушайте рассказ, определите количество предложений. К каждому предложению подберите картинку. Перескажите текст по картинкам, делая небольшие паузы между предложениями. Рано утром ребята отправились на рыбалку. Вот тихая заводь. Мальчики забросили удочки. Скоро в ведерке плескалось пять окуней. Прекрасная будет уха! • Составьте рассказ по картинке так, чтобы он состоял из 4 предложений. Используйте схемы предложений. • Логопед читает текст на доске, обращая внимание на интонацию предложения. Дети рассматривают знаки препинания в конце предложений. Затем учащиеся читают текст, выделяя интонационно вопросительные и восклицательные предложения: Каковы приметы ранней осени? Ночи становятся все прохладнее. В небе видны первые стаи перелетных птиц. А какими яркими красками одевается лес! Березовые листочки желтеют. На кленах и осинах появляются красные, оранжевые листья. • Прослушайте текст. Повторите повествовательное (вопросительное) предложение (для учащихся третьего класса). Составьте схемы предложений. Как быстро пролетело лето! Чем занимались ребята в июне, июле и августе? Многие отдохнули в детских лагерях. Кто-то ездил на море или на дачу. Все загорели и окрепли. • Прочитайте текст, определите границы предложений. Спишите, обозначая границы предложений. Играет бодрая музыка высоко в небе летят воздушные шары ветер колышет флаги парад уже начинается. • Составьте рассказ из предложений, данных в неправильном порядке: Он склеил из спичечных коробков шкатулку. Мише очень понравился подарок. Коля решил сделать подарок другу. У Миши сегодня день рождения. В этой шкатулке много маленьких ящиков. В них можно положить гвоздики, гайки, скрепки. 2) Развитие навыков анализа и синтеза предложений. Дальнейшая работа по развитию языкового анализа и синтеза предполагает обучение выделению слова в предложении и составлению предложения из слов. В ходе изучения темы «Предложение. Слово» формируется навык раздельного написания слов в предложении. В коррекционной работе применяются схемы, обозначающие количество слов в предложении. Проводится дифференциация понятий «слово» – «предложение». Учащиеся выясняют, что в предложении содержится законченная мысль, сообщается что-то новое, а слово только называет предмет, действие или признак. Происходит знакомство с морфологическим значением слова. В первом классе и первом полугодии второго класса учащиеся различают слова-действия, слова-предметы и слова-признаки. На определенном этапе работы по теме «Предложение. Слово» целесообразно ввести различное графическое изображение слов, обозначающих предмет, действие или признак: Упражнения по анализу состава предложений с точки зрения морфологического значения слов готовит детей к усвоению в 3 классе темы «Части речи». Логопед пользуется терминами «существительное», «прилагательное», «глагол», начиная со второго полугодия второго класса. На начальных этапах работы анализируются предложения без союзов и предлогов. После того, как представление о раздельном написании слов в предложении достаточно закреплено, вводятся предложения с предлогами. На схемах предложений целесообразно особо выделять предлоги (обводить их в кружок, обозначать треугольником): Чашки ставили на стол Мяч летит в ворота. По реке плывут льдины. Не основной, но важной частью работы по данной теме является наблюдение взаимосвязи и зависимости слов в предложении. Дети анализируют согласование слов (слов-переметов и слов-действий) в числе и роде. Логопед обращает внимание на их равноправные отношения в предложении: слово-предмет меняется в зависимости от слова-действия и наоборот. Затем анализируются отношения слов-признаков и других слов: слова-признаки зависимы от слов-предметов, «дружат» с ними, «прилагаются» к ним; и «не дружат» со словами-действиями. Рассмотрим приемы коррекционной работы на данном этапе: • Опреде­лите на слух количество слов в предложении, составьте схему из карточек (индивидуальные наборы карточек в конвертах): Идет дождь. Совенок громко пищал. Мама жарит котлеты. Строитель забил гвозди молотком. • Посчитайте количество слов в предложении, которое читает логопед, поднимите соответствующую цифру: Цыпленок вылупился. Врач лечит людей. Река замерзла. Дети танцуют польку. Ночью лил сильный дождь. Косолапый мишка любит мед. • Увеличьте количество слов в предложении, вставив подходящее слово из слов в скобках: Дмитрий выращивает … фиалки. Луг покрыла … роса. Крышу покрасили … краской. Таня … заплакала. (красивые, утренняя, красной, громко). • Составьте схему предложения, запишите предложение в тетрадь. Проверьте, раздельно ли написаны слова в предложении и соответствует ли оно схеме: Миша пил сок. Мурзик ловит рыбку. Белые козы щиплют траву. • Составьте предложение из слов и запишите. Проверьте правильность написания – обведите в кружок карандашом заглавную букву и точку: книгу, ученик, читает. светит, солнце, ярко, утреннее. землю, старый, роет, крот. большое, бабушка, яблоко, Кате, дала. • Составьте предложение, изменяя слова так, чтобы они «подружились» между собой: Внуки, помогать, бабушка, копать, огород. Школьники, изучать, согласные, звуки. Братья, любить, играть, в, шашки. • Придумайте предложение по схеме: • Используя цифровой ряд или схемы предложений, определите на слух место слова в предложении (какое по счету указанное слово). Слон. Головой кивает слон. Пять. Гриша сорвал пять груш. Едет. Московский поезд едет быстро. Рисовали. Ребята рисовали цветными карандашами. • Послушайте текст, найдите предложение из 4 слов: Загорелся красный сигнал светофора. Машины остановились. Дорогу переходят пешеходы. • Выпишите из предложений в первый столбик слова, отвечающие на вопрос кто? что?, а во второй столбик слова, отвечающие на вопрос что делает?: Петя живет на третьем этаже. Почему мальчик сидит грустный? Семья отдыхает на море. Николай небрежно пишет в прописи. • Составьте схему предложения, обозначая слова-действия, слова-признаки, слова-предметы, запишите предложения в тетрадь. Проверьте правильность написания – обведите в кружок карандашом заглавную букву и точку: Тает рыхлый снег. Душистый ландыш расцвел. Плотник чинит старые рамы. Дети увидели ёжика. • Составьте предложения по схеме: • Найдите в предложении предлоги. Как они пишутся с другими словами. Спишите предложения, обведите предлоги в кружок карандашом: В булочную привезли свежий хлеб. По реке плывут огромные льдины. На какой улице ты живешь? У меня заболел брат. Почтальон стучит к соседям. • Составьте предложение по схеме: 3) Развитие навыков слогового анализа и синтеза. Учащиеся овладевают умением делить слово на слоги, составлять слово из слогов. При работе над этой темой невозможно обойтись без уточнения представлений детей о гласных и согласных звуках, т.к. учащиеся должны усвоить слогообразующую роль гласного звука и, исходя из этого, строить проверку правильности слогоделения. Таким образом, в начале работы над слоговым составом слова логопед уделяет внимание способам образования гласных и согласных звуков, дети выполняют небольшое количество заданий на различение гласных и согласных. Затем переходят собственно к слоговому анализу и синтезу. На начальных этапах работы можно использовать вспомогательные приемы, облегчающие слогоделение. Например, «прохлопывание» или «прошагивание» слова с проговариванием по слогам. Логопед может продемонстрировать также проговаривание слова по слогам с ладонью, расположенной под подбородком. В слове столько слогов, сколько раз при артикулировании подбородок «ударит» по руке. Этот прием хорошо известен в методике начального обучения. Однако при подборе речевого материала нужно учитывать, что широкий раствор рта при артикуляции (а значит и «удар» по руке) возможен только при произнесении нелабиализованных гласных. Следовательно, нельзя давать для разбора слова типа: «сумки», «окна» и т.д. (со звуками [о], [у]). Полезно также проговаривание слова по слогам с одновременным показом на схеме. В логопедической практике лучше использовать те схемы, которыми дети пользуются в классе в зависимости от особенностей выбранной учителем программы. Наиболее часто применяются следующие схемы, в которых знакомый детям символ – черта, обозначающая слово, делится на несколько частей (слогов): Таким образом, дети при помощи данных схем осознают последовательность изучения материала: речь состоит из предложений, предложение из слов, слово из слогов, слог из звуков. На стенде в логопедическом кабинете можно по мере изучения тем поместить опорную схему: Сначала деление слова на слоги дети осуществляют только в плане громкой речи, потом про себя. Что касается речевого материала для упражнений, то он постепенно усложняется: на первых этапах используются слова из 1-3 прямых слогов, затем – более длинные слова, в том числе и со стечениями согласных. В этом смысле логопеду полезно проанализировать программный речевой и грамматический материал и отобрать для анализа те слова, которые часто используются на уроках, но могут представлять для детей произносительную трудность. В результате школьники должны научиться составлять слово из слогов и делить слово на слоги устно и письменно. Обязательным условием письменных упражнений является последующая проверка. Учащиеся делят написанное слово на слоги вертикальными черточками (так, как на схеме), подчеркивают гласные красным карандашом. Логика такой проверки должна быть ясна детям: во-первых, в слове столько слогов, сколько гласных звуков, во-вторых, в каждом слоге должна быть гласная и только одна. После того, как навыки слогоделения сформированы у школьников в достаточной степени, логопед может уделить внимание теме «Перенос слова», которая тесно связана со слоговым анализом. Учащимся сообщают правило о том, что слово делится для переноса по слогам, но одну букву на строчке оставлять нельзя, даже если она составляет слог. В школьной практике детям часто приходится сталкиваться с заданиями типа: раздели слова на слоги, раздели слова для переноса. Ученики порой не видят разницы между этими заданиями. Поэтому в логопедической работе целесообразно специально дифференцировать эти упражнения, приучить детей к их различному выполнению. Слова на слоги ребенок должен разделить следующим образом: еǀхаǀли, оǀзеǀро, молǀниǀя, поǀеǀли. Эти же слова для переноса школьник должен разделить так: еха-ли, озе-ро, мол-ния, по-ели. Рассмотрим конкретные приемы коррекционной работы, направленные на развитие у детей навыков слогового анализа и синтеза. • Повторить за логопедом слово по слогам. Сосчитать количество слогов. Нарисовать схему слова на доске. Назвать первый слог: каша, ваза, рама, собака, шар, мосты. • Разложить картинки в два домика (наборные полотна) в зависимости от количес­тва слогов в словах. Предметные картинки: лук, сова, шар, рука, шарф, стол, рыба, шапка, балкон, сапоги. Какое слово лишнее и почему? • Сосчитать количество слогов в словах, которые называет логопед, поднять соответствующую цифру (индивидуальные конверты с цифровым рядом): лайка, трамвай, сорока, кран, танк, июнь, поливает. • Определить пропущенный слог в слове, вставить, записать слова в тетрадь. Разделить слова на слоги, проверить, подчеркнув гласные. • Вставить слог, который служил бы концовкой первого слова и началом второго: мис… …мыш кни… …зета сто… …жи лам… …ра приро… …ша жа… …пата Материал для справок: ка, лы, да, га, па, ло. • Составить слово из слогов, данных в неправильном порядке: ну, ми, та; на, лу; ро, ко, ва; ки, мар; ет, де, ла; лый, бе. • Составить как можно больше слов из данного набора слогов: на ша та кар ти • Придумать и записать по три слова с соответствующим количеством слогов в каждый столбик: • Выделить второй слог из слов, записать его в тетради: плавать, домой, музыка, поёт, колёса, паук, маяк, лилия. • Составить цепочку из слов, данных на карточках. Следующее слово должно начинаться с того же слога, на который заканчивается предыдущее. Логопед выставляет на доске первое слово: обида, гонка, ладони, нива, Данила, вагон, катамаран. • Прослушать предложение, выписать из него слова, состоящие из трех слогов: Мой отец работает на заводе. Там делают машины. • Выписать слова, в которых есть слог из одного гласного звука: орех, машина, аист, юг, тополь, утюг, союз, ёлка, осень, фонарь, тигр. • Записать слова в тетради в два столбика, разделив их на слоги и разделив для переноса: ехали, ели, строгий, корабль, Ирина, ручьи, игрушки, одежда, радость, страус. Образец: еǀхаǀли еха-ли • Составить схему предложения, обозначив количество слогов в словах: Ты любишь сказки? Ночью ударил сильный мороз. Весной цветёт черемуха. На арене выступали львы и тигр. Последнее задание демонстрирует, каким образом сохраняется преемственность материала при изучении тем внутри направления коррекции, посвященного развитию языкового анализа и синтеза. Заключительным этапом работы здесь является развитие звукового анализа и синтеза. 4) Развитие звукового анализа и синтеза. Логопедическая работа начинается с темы «Звуки речи» и дифференциации понятий «звук»-«буква», «звук»-«слог». Важно научить детей правильно называть буквы и произносить звуки. Использование большой настенной азбуки с названиями букв поможет детям запомнить «имя» каждой буквы и правильно отвечать на вопросы типа: назови букву - назови звук, какую букву пишем в слове - какой звук произносим в слове и т.д. Дети должны усвоить различия между звуком и буквой. В формулировании этих различий может помочь хорошо известная в методике начального обучения наглядная памятка: В начале работы по развитию звуко-буквенного анализа и синтеза лучше использовать такой речевой материал, где буквы употребляются в своих основных значениях: «кот», «суп», «сумка», «зонт» и т.д. В дальнейшем логопед постепенно формирует у детей представление о том, что одна буква может обозначать несколько звуков и наоборот – несколько букв могут обозначать один звук. Понимание такого рода звуко-буквенных отношений позволяет ребенку в полной мере овладеть, например, слоговым принципом письма (напомним, что в русском письме это написания типа: «яма», «моя»), различными способами обозначения мягкости согласных на письме (при помощи мягкого знака и гласных второго ряда), а также готовит его к изучению большого количества орфографических правил. В процессе логопедического обследования, проведенного в период комплектования группы, логопед выявляет, какие формы фонематического анализа и синтеза доступны учащимся и определяет необходимый уровень сложности материала. В случае необходимости логопедическая работа начинается с простых форм звукового анализа и синтеза. К простым формам фонематического анализа и синтеза относятся: выделение звука на фоне слога, слова; определение места звука в слове (начало, середина, конец), составление слова из небольшого количества звуков, данных в прямом порядке. Надо учитывать, что гласные (ударные) лучше выделяются из начала слова (улей, аист). На этом этапе речевой материал подбирается так, чтобы перед ребенком стояла задача выделить именно ударный гласный (не подвергающийся редукции). Щелевые согласные звуки выделяются легче, чем взрывные. Используются следующие схемы, демонстрирующие место звука в слове: Постепенно осуществляется переход к формированию более сложных форм звукового анализа: определение количества и последовательности звуков в слове, их места по отношению к другим звукам. Работу над сложными формами фонематического анализа удобно начинать с дифференциации гласных и согласных звуков (тема «Гласные и согласные звуки»). Основным отличием гласных и согласных звуков, которое должны усвоить дети, является наличие/отсутствие во рту преграды для воздуха при произнесении. Школьники на уроке рассматривают при помощи индивидуальных зеркал артикуляцию гласных [а], [о], [э]. При произнесении этих звуков рот достаточно широко открыт и дети легко делают вывод о том, что воздух свободно выходит изо рта, не встречая преграды. Затем рассматривают артикуляцию таких, например, согласных звуков как [п], [т], [н] и определяют наличие и характер преграды для воздушной струи: язык, зубы, губы. Достаточно часто в школьной практике можно услышать от учащихся с нарушениями письма и чтения такой ответ на вопрос об отличии гласных от согласных: «У согласных есть преграда, а у гласных нет». Такой ответ свидетельствует о формальном заучивании правила, без его понимания. Логопеду важно выработать у детей не формальное перечисление этих различий, а дать практический способ различения гласных и согласных на начальных этапах овладения грамотой (естественно, грамотный человек просто знает гласные и согласные звуки, не прибегая к практическим приемам их различения). В учебнике по русскому языку для 2 класса Т.Г. Рамзаевой сформулированы следующие отличия гласных и согласных: Гласный звук. Согласный звук. 1. При произнесении воздух не встречает преград: [а], [о], [и], [ы], [у], [э]. 1. При произнесении воздух встречает преграду: губы, зубы, язык. 2. Произносится только с голосом. 2. Произносится с голосом и шумом или только с шумом. 3. Гласный звук образует слог: и-ва, о-сень. 3. Слог образует только вместе с гласным звуком: стра-на, Оль-га. На логопедическом занятии необходимо использовать те грамматические понятия и правила, которые содержаться в учебнике. Это позволит сохранить единство требований и преемственность в работе учителя и логопеда. Обязательным в ходе развития звукового анализа и синтеза является изучение категориальных признаков гласных (ударный - безударный) и согласных звуков (звонкий - глухой, парный – непарный, твердый - мягкий), необходимое для дифференциации смешиваемых фонем и для изучения ряда грамматических тем. Учащиеся должны уметь называть признаки гласных и согласных звуков. Применяются максимально детальные звуковые схемы. Например, на звуковой схеме слова «клюква» обозначены не только гласные и согласные звуки, но категориальные признаки согласных звуков. Синим цветом обозначены твердые согласные, зеленым – мягкие. Колокольчик указывает на звонкий согласный. Такие схемы дети выкладывают на столе из индивидуальных наборов красных, синих, зеленых карточек. Рисовать в тетради цветными карандашами целесообразно более простые схемы: Такие схемы дети изображают достаточно быстро, в то время как звуковые схемы, предлагаемые в азбуке, представляют даже для успевающих детей значительную трудность. Сначала фонематический анализ и синте­з проводится с опорой на вспомогательные средства: схему слова, цифровой ряд; затем - в речевом плане. Слово называется, определяются первый, второй, третий и т. д. звуки, уточняется их количество. После этого происходит формирование фонематического ана­лиза в умственном плане, без произнесения слова. Активно используется как полный, так и краткий фонетический разбор. Приведем образец полного фонетического разбора, который дети выполняют по программе начальной школы (количество звуков и букв записывается после разбора слова): я-ма – 2 слога, 3 буквы, 4 звука. я - [й] – согласный, мягкий, звонкий, непарный. [а] – гласный, ударный. м - [м] - согласный, твердый, звонкий, непарный. а - [а] – гласный, безударный. Краткий фонетический разбор не включает запись характеристики звуков: ель - [йэл'], луг - [лук], шьёт - [шйот]. Рассмотрим некоторые виды заданий, которые направлены на развитие простых и сложных форм фонематического анализа и синтеза. • Назвать правильно буквы, которые показывает логопед, какие звуки они обозначают: А, Р, С, О, У, К, Ш, П. • Прочитать и сравнить слоги в таблице: ас са ос со ус су Составить и прочитать самостоятельно такую таблицу, заменив букву «с» на букву «м». • Записать в тетрадь только те слоги, в которых есть звук [с]: ос, от, ту, су, ша, ас, цат, ста, спа, жа, нас. Подчеркнуть букву «с». • Прочитать и сравнить слова. Какими звуками они различаются? дом – сом, палка – галка, сок – ток, бочка – почка, пилка – вилка, врачи – грачи, ветка – сетка. • Прочитать слова. Подобрать слова, которые отличаются от данных слов одним звуком: мак - …, пар - …, лом - …, нора - …, капля - …. • Посмотреть на картинки и послушать слова. Назвать те слова, в которых есть звук [м]: нос, дом, ноты, маяк, волк, лампа, потолок, комбайн. • Назвать первый звук в словах: уши, осы, Аня, облако, иголка, иней, астры, окна, он, имя. • Определить место звука [р] в словах, подобрать схему: пар, роза, корова, пароход, сорока, ракета, полка, парад, торт, корабль, крем. Какое слово лишнее и почему? • Вставить пропущенную букву, записать слова в тетрадь: к…от, с…ол, та…к, сум…а, гол…бь, тра…вай. • Вставить в слово разные буквы так, чтобы получилось несколько слов: …ар, …ак, …ол, …ень. • Составить слово из звуков. Логопед называет звуки в прямом порядке: [с], [о], [н]; [к], [о], [т]; [г], [р], [а], [ч]; [к], [р], [ы], [ш], [а]. Запиши слова в тетрадь. • Найти общий звук в словах, которые называет логопед: луна - стол, кино - игла, окна – дом. • Придумать цепочку слов, в которой следующее слово начинается с той буквы, которой заканчивается предыдущее: лес – сон – ножка и т.д. • Разместить предметные картинки в домики с красной и синей крышей (наборные полотна): в первый домик слова, начинающиеся с гласного, во второй – с согласного звука: лавка, санки, облако, диван, овощи, игла, цветок, апельсин. • Подобрать схемы к картинкам: • «Зашифровать», которые диктует логопед по образцу: • а • • а (лампа): вилка, гром, сливки, красил, тряпка, кролик, слог, твёрдый, дедушка. • Вставить гласные в слова в заданном порядке: в.рбл.д е, ю. сбрн о, а, и, е. г.л.бь о, у. стркз е, о, а. .к.н. о, у, и. смвр а, о, а. • Составить схемы слов, которые называет логопед по образцу: миска – тина, голос, пень, шить, синий, трава, игрушка. • Пользуясь цифровым рядом, определить количество звуков в слове, поднять соответствующую цифру: ток, горы, сарай, плот, торт, дупло, старт, плотник. • Придумать и записать слова, состоящие из 3, 4, 5 звуков. • Записать только те слова, которые подходят под схему Логопед диктует слова: рога, кошка, сачок, точка, лейка, дочка, носок, травка, почка. • Придумать и вписать слова в «кроссворд»: с с с с с • Составить слова из букв разрезной азбуки: К, Ш, А, А. М, Р, А, Т. С, Т, Р, О. М, О, К, А, С, В, • Придумать как можно больше слов из букв слова ромашка. • Придумать слова, подходящие под схемы: • Определить «соседей» звука [к] (то есть предыдущий и последующий звуки) в словах, которые называет логопед: утка, уклон, сказал, полка, закрасил, воскресенье, Москва. • Дать характеристику последнему звуку слов: сад, кот. Какая буква пишется на конце этих слов? • Сравнить звучание и написание (то есть звуковой и буквенный состав) слов: луг – лук ел - ель мал – мял пруд - прут галка - галька лук - люк плод – плот полка - полька мыл – мил стог - сток угол - уголь вол – вёл рот - род мел - мель нос – нёс • Придумать несколько слов, в которых звуков меньше, чем букв. • Выбрать из предложения, которое диктует логопед слова из 5 звуков, записать их: Лодка причалила к берегу. Высокие волны бьют о камни. Морской ветер несет брызги. Над водой кружат и кричат чайки. • Заполнить таблицу: Слова Слоги Буквы Звуки собака 3 6 6 ягода поёт шьют деньки ель • Сделать фонетический разбор слов: ёлка, льют, сад, маяк. По нашему мнению, это направление коррекции должно включать и работу по формированию умения обозначать мягкость согласных на письме. Как уже отмечалось, учащиеся общеобразовательной школы практически не допускают смешений твёрдых и мягких согласных, которые могли бы быть обусловлены нарушением фонематического восприятия. Данные ошибки связаны с трудностью овладения самим способом обозначения категориального признака согласных звуков, т.к. оппозиция твердость- мягкость передаётся на письме не одной буквой, а двумя (буква, обозначающая согласный звук, + мягкий знак или гласная буква второго ряда). Такой способ обозначения мягкости согласного звука требует достаточного уровня развития фонематических представлений и нуждается в автоматизации, закреплении, поскольку является исключением из общего принципа звукобуквенного письма. Рассмотрим последовательность работы по теме «Обозначение мягкости согласных на письме». Эта тема может быть включена в качестве завершающей на этапе развития звукового анализа и синтеза. После уроков «Звуки речи», «Гласные и согласные звуки» может идти тема «Обозначение мягкости согласных при помощи мягкого знака», а затем – «Обозначение мягкости согласных гласными второго ряда». На этапе овладения грамотой в букварный период дети практически знакомятся сначала с обозначением мягкости согласных при помощи гласных второго ряда. После гласных букв «а», «о», «у» первоклассники знакомятся с буквой «и» и читая слоги с этой гласной наблюдают различия в звучании согласных (ма, мо, ми). Такая последовательность материала в букваре понятна - этот способ обозначения мягкости согласных более частотный по сравнению с другим (при помощи мягкого знака). Однако, с точки зрения сложности эти два способа не равнозначны. Обозначение мягкости согласных на письме при помощи мягкого знака значительно проще – ребенку требуется только «определить» мягкость звука и написать после согласной буквы мягкий знак. При обозначении мягкости согласных при помощи гласных второго ряда ребенку приходится следовать более сложному алгоритму написания – не только «определить» мягкость согласного, но и в зависимости от последующего гласного звука [а], [о гласногои в зависимости от последующего гласного звука ще - асных (ма,ся сначала с обозначением мягкости согласных при помощи ], [у], [э] выбрать соответствующую гласную букву второго ряда «я», «ё», «ю», «е» или «и». В связи с этим при коррекции дисграфии целесообразно сначала давать тему «Обозначение мягкости согласных при помощи мягкого знака», а затем – «Обозначение мягкости согласных гласными второго ряда». При изучении темы «Обозначение мягкости согласных при помощи мягкого знака» учащиеся повторяют свойства согласных звуков, выполняют несколько упражнений на определение твердости – мягкости согласных звуков (большое количество таких упражнений дети выполняли на предыдущих занятиях по развитию звукового анализа и синтеза). Затем можно предложить школьникам для чтения слоговые таблицы типа: АС АСЬ ОН ОНЬ УЛ УЛЬ ЭТ ЭТЬ Дети читают слоги, сравнивают звуковой и буквенный состав и делают вывод о способе обозначения мягкости согласного звука на письме. После этого проводятся письменные упражнения, направленные на закрепление навыка обозначения мягкости согласных при помощи мягкого знака. Причем сначала речевой материал подбирается так, чтобы мягкий знак стоял в конце слова, а затем вводятся упражнения со словами с мягким знаком в середине. Рассмотрим некоторые упражнения по данной теме: • Вставить в конце слов мягкий знак, прочитать получившиеся слова: мел - мель, угол - …, цел - …, вес - …, жар - …. • Изменить слова так, чтобы они называли один предмет. Записать пары слов в тетрадь, подчеркнуть мягкий знак: лоси – лось, тюлени - …, олени - …, дни - …, пни - …, лебеди - …, цепи - …, голуби - …. • Записать только слова с мягким знаком на конце. Логопед диктует слова: Дверь, соль, пол, моль, карамель, целый, костер, тетрадь. Мягкость какого согласного звука обозначена мягким знаком? • Придумать и вписать слова в кроссворд: ь ь ь • Дописать слог, чтобы получилось слово. Подчеркнуть мягкий знак: крыль…, апель…, коль…, ступень…, огонь…, паль…, холодиль…, пись…, аль…. • Образовать от слов, обозначающих предметы, слова обозначающие признак предмета. Записать пары слов, подчеркнуть мягкий знак: Образец: даль – дальний. Пыль, сталь, боль, уголь, мебель, апрель. • Списать слова, вставляя, где нужно, мягкий знак: огон…ки, бол…шой, вес…на, игол…ка, дол…го, портфел…, сед…мой, строй…ка, мыл…ница. • Сделать фонетический разбор слов: соль, полька. Придумать еще 2 слова, в которых букв больше, чем звуков. • Запишисать под диктовку предложения. Подчеркнуть в словах мягкий знак: У меня есть маленькая сестренка Оленька. Брат любит со мной играть. Мы стали рисовать в альбоме. Торт украсили дольками апельсина. В ходе изучения темы «Обозначение мягкости согласных гласными второго ряда» учащиеся повторяют гласные звуки и гласные буквы. Школьники должны уметь называть гласные звуки: [а], [о], [у], [э], [ы], [и], а также гласные буквы первого (а, о, у, э, ы) и второго ряда (я, ё, ю, е, и). Раскрывается двойная роль гласных букв второго ряда – они обозначают гласные звуки и показывают мягкость предшествующего согласного. На занятии можно использовать следующую наглядную схему: А О У Э Ы ↓ ↓ ↓ ↓ Я Ё Ю Е И Сравнивается звучание согласных в слоговых таблицах типа: СА СЯ СО СЁ СУ СЮ СЭ СЕ Проводятся упражнения по чтению слоговых таблиц и слов с гласными первого и второго ряда для закрепления навыка чтения слога с ориентировкой на последующую гласную букву. Письменные упражнения на формирование умения обозначать мягкость согласного при помощи гласных второго ряда можно проводить, сравнивая попарно употребление букв а-я, о-ё, у-ю (по одной паре на каждом занятии: «Буквы а-я», «Буквы о-ё», «Буквы у-ю»). Пара е-э не изучается на отдельном занятии, т.к. в русском языке практически нет слов с буквой э в середине слова. Проводить сравнение случаев употребления букв и-ы не имеет смысла, поскольку учащиеся общеобразовательной школы не заменяют при обозначении мягкости согласного звука букву «и» на «ы». Эти буквы не образуют пары, обозначают разные гласные звуки. Приведем несколько упражнения по этой теме: • Логопед диктует цепочки слогов. Школьники должны записать тот слог, который повторяется: са-ся-ся, тё-то-тё, рю-рю-ру, ме-мэ-ме, вя-вя-ва, ке-ке-кэ, по-пё-пё, на-ня-на. Какой слог лишний и почему? • Записать слова, в которых мягкость согласного звука обозначается гласной второго ряда. Подчеркнуть букву, обозначающую мягкий согласный, зеленым цветом, гласную букву второго ряда красным цветом двумя чертами: пол, дом, лес, конь, сел, май, люк, бил, лось, мёд, клён. • Заменить гласную букву первого ряда на парную гласную второго ряда, записать слова в тетрадь. Подчеркнуть букву, обозначающую мягкий согласный, зеленым цветом, гласную букву второго ряда красным цветом двумя чертами: лук - …, рад - …, мал - …, воз - …, нос - …, вол - …, слог - …, ров - …, мать - … • Записать слова в два столбика – с гласными первого и второго ряда. Объяснить употребление гласных букв второго ряда: мыло, тигр, мыть, собака, лилия, лепит, мелкий, Лёня, служба, мять, школа, треск, тюлень. • Записать слова, соответствующие схеме ___я___а. Слова диктует логопед: шляпа, тачка, клятва, няня, прятки, тряска, каска, зябкий, лямка, лампа, Тёмка, скамья, знамя, мяла. • Вставить в слова пропущенные буквы а-я, списать предложения: В в…зе зав…ли л…ндыши. На п…р…д идёт отр…д. Выступает анс…мбль песни и пл…ски. Пир…ты спр…тали кл…д в б…шне. Итак, мы рассмотрели логопедическую работу по развитию навыков языкового анализа и синтеза, которая включает поэтапный переход от анализа текста к звукобуквенному анализу и синтезу. Планирование уроков внутри данного направления может выглядеть следующим образом: 1. «Речь. Предложение». (4 занятия) 2. «Предложение. Слово». (6 занятий). 3. Контрольная работа. (1 занятие). 4. «Деление слова на слоги». (5 занятий). 5. «Перенос слова». (1-2 занятия). 6. Контрольная работа. (1 занятие). 7. «Звуки речи». (2 занятия). 8. «Гласные и согласные звуки». (9 занятий). 9. Диктант. (1 занятие). 10. «Обозначение мягкости согласных при помощи мягкого знака». (2 – 3 занятия). 11. «Обозначение мягкости согласных гласными второго ряда». (4 занятия). 12. Проверочная работа. (1 занятие). Количество часов по каждой теме определяется логопедом в зависимости от особенностей нарушений письма и чтения у конкретной группы учащихся. Кроме перечисленных тем, для учащихся, например, 2-3 класса (в соответствии со школьной программой) могут быть запланированы темы: «Виды предложений», «Слова, обозначающие предметы», «Слова, обозначающие действия», «Слова, обозначающие признаки» (или «Части речи», «Существительное», «Прилагательное», «Глагол»), «Предлоги», «Фонетический разбор», «Разделительный мягкий знак».
«Коррекция дисграфии и дислексии: развитие языкового анализа и синтеза.» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 920 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot