Коррекционно-развивающая работа школьного психолога. Специфика психологической коррекции при различных вариантах дизонтогенеза
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Подготовьте доклад на тему «Система коррекционно-развивающей работы школьного психолога».
1. Назовите специфические особенности коррекционной работы с детьми с задержкой психического развития
2. Каковы особенности коррекционной работы при дефицитарном развитии?
3. Как осуществляется коррекционная работа с детьми с ранним детским аутизмом?
4. Определите место коррекционной работы в системе специального обучения.
5. Подготовьте материал для проведения коррекционного занятия.
Лекция 8. СПЕЦИФИКА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ
ПРИ РАЗЛИЧНЫХ ВАРИАНТАХ ДИЗОНТОГЕНЕЗА
План лекции
8.1. Специфика коррекции при умственной отсталости.
8.2. Специфика коррекции при задержке психического развития.
8.3. Коррекция дефицитарного развития.
8.4. Психологическая коррекция дисгармонического отногенеза.
8.5. Коррекция раннего детского аутизма.
Ключевые понятия: сензитивный период, психогимнастика, арт-терапия, гиперкомпенсаторные реакции, холдинг-терапия, психодрама.
8.1. Специфика коррекции при умственной отсталости
Формы психологической коррекции при умственной отсталости могут быть направлены на познавательную сферу, аффективные или личностные отношения. При различных аномалиях развития в разном процентном отношении проводится коррекция этих сфер.
Жизнь в семье – важнейший фактор возможностей коррекции психического недоразвития. на первый план выступает коррекция познавательной сферы с учетом динамики развития. Важно успеть сформировать необходимые навыки и знания до достижения момента постоянного обучения. Конечная цель психологической коррекции при любом варианте аномального развития – это социальная адаптация, которой проще достигнуть путем интеллектуального развития. Успешность коррекции характеризуется возможностью использования привитых навыков. Эмоционально-личностная коррекция не играет особой роли, так как личность остается в недоразвитом состоянии. Коррекция личности направлена на волевой компонент, при этом важно научить ребенка адекватно и безопасно выражать свои чувства. Так, олигофрен не обладает волей, не в состоянии отвечать за свои поступки и не может регулировать свой аффект, поэтому необходимо сформировать поведенческие навыки, касающиеся аффекта, которые не причинят вреда ему самому и окружающим. Наиболее эффективна работа методами поведенческой терапии: позитивное подкрепляется, к негативному применяются санкции.
При нахождении в семье необходима коррекция межличностных внутрисемейных отношений. По уровню интеллектуального и личностного развития олигофрен остается на этапе маленького ребенка, тогда как его физическое развитие продолжается. У родителей могут возникать проблемы: при общении с ребенком как с маленьким отмечается стагнация в отношениях, особенно если следующий ребенок в семье рождается полноценным и в определенный момент младший ребенок становится по развитию более старшим, чем аномальный ребенок. У родителей часто происходит эмоциональное отвержение, как правило, не осознанное. В ходе коррекции следует добиваться того, чтобы аномальный ребенок не стал мальчиком для битья, на котором все члены семьи разряжают свои эмоции. Если ребенок постоянно воспринимает агрессию на себя, то усваивает агрессивность как норму поведения. Его поведение будет агрессивным и неконтролируемым, поскольку у него нет моральных и этических убеждений. Порой агрессия может проявляться как всеразрушающая. С наступлением подросткового периода агрессия возрастает. При нормальном физическом развитии и силе семья не сможет осуществлять ограничение поведения и в таких случаях стремится отдать ребенка в интернат, что усугубляет психологической травматизацией структуру основного дефекта.
8.2. Специфика коррекции при задержке психического развития
Специфика коррекции ЗПР состоит в приоритете интеллектуальной коррекции. Выделяют два основных направления коррекции.
1. Организация внимания и контроля, актуализация мотивов деятельности. Средством для решения этой задачи в первую очередь является усиление речевого контроля. Вводится речевой отсчет, предваряющий реализацию моторной программы, или проговаривание программируемого действия (проба «кулак – ребро – ладонь»). Вводится отсроченное воспроизведение, т. е. от ребенка требуется не импульсивный ответ, а выдерживание паузы. Используются игровые ситуации, так как эти дети не включаются в учебную деятельность, а через игру формируются новообразования, необходимые для учебной деятельности. Большое значение придается эмоциональной стимуляции, очень важно эмоциональное отношение – ребенок на многое готов, чтобы заслужить поощрение учителя.
2. Коррекция индивидуальных трудностей через расчленение программы на отдельные смысловые звенья. С этой целью уменьшаются объем и скорость выполнения задания через отработку речевой формулы программы с последующим ее совмещением с предметной деятельностью. Отставание функции программирования и контроля связано с недоразвитием речи, т. е. возникает необходимость коррекции речевого развития – программирующей и регулирующей функции речи. Коррекционная работа психолога должна проводиться параллельно с работой логопеда.
Коррекция эмоционально-личностного развития при ЗПР направлена на ликвидацию психического инфантилизма, помощь в формировании адекватных возрасту поведенческих проявлений ребенка, навыков поведения и форм эмоционального реагирования.
Дополнительно используются нейропсихологическая коррекция, методы игровой терапии, психогимнастика, арт-терапия. Важное условие эффективности работы с ЗПР при церебрально-органическом генезе и в сочетании с энцефалопатическими расстройствами (проявления астении, адинамии, расторможенности) – медикаментозная коррекция под руководством неврологов и психотерапевтов.
В большинстве случаев источником ЗПР является неблагоприятная социальная ситуация. Психогенный генез заболевания может быть обусловлен неправильным воспитанием. Задержка ведет к неуспеваемости в школе, при этом статус ребенка в группе в начальной школе зависит от его успешности и отношения педагога. Неуспеваемость автоматически относит ребенка в группу аутсайдеров, а это усложняет социальную ситуацию развития, особенно при негативном отношении учителя к учащемуся. Самооценка и уровень притязаний ребенка при этом падают. В поведении могут доминировать гиперкомпенсаторные реакции (фиксация на игре, позиция лидера во дворе). Задержка психического развития может приводить к аномальному формированию личности ребенка.
При коррекции семейной ситуации прежде всего необходимо выяснить, что неправильно делают родители, какой тип воспитания доминирует в семье. От результатов диагностики зависит выбор коррекции. В ситуации безнадзорности беседа с родителями не всегда эффективна, требуются создание новой среды (спортивные секции и др.), формирование спортивных навыков и внимание развитию личности. При гиперопеке проводится коррекция типа взаимодействия ребенок–родитель, обращение с ребенком должно быть адекватно возрасту. Иногда гиперопека скрывает эмоциональное отвержение ребенка родителями.
В ситуации школы объектом коррекции является педагог. Необходимо формирование у него позитивного или хотя бы нейтрального отношения к ребенку. Ребенок неадекватно ведет себя в классе не для того, чтобы досадить учителю, и не потому, что плохо воспитан, а потому, что у него имеются медицинские проблемы.
При коррекции положения ребенка в классе проводится работа с детским коллективом (коллективная психотерапия). Нужно помочь одноклассникам найти какие-то позитивные качества ребенка, используя для этого элементы деловых игр, где этому ребенку удается блеснуть, а также социально-метрические техники. Очень эффективна организация шефства лидера группы над этим ребенком, поскольку дружба лидера с аутсайдером повышает статус аутсайдера.
В СССР создавались специальные школы коррекции ЗПР, где длительность урока составляла 35–40 минут (по 4–5 уроков в день), численность классов – 10–15 человек. Во время обучения дети находились под наблюдением медиков. Продолжительность такой программы обучения дольше, однако это помогает снять истощаемость, утомляемость и расторможенность. Нормализуется неврологический статус, при этом нормализуется и обучение. Требуется интервал от 1 года до 3 лет чтобы «подтянуть» ребенка до нормального развития, а в наиболее тяжелых случаях – весь курс школьного обучения. Обязательны профориентация и трудовая деятельность.
Сейчас существуют коррекционные классы, которые позволяют не вырывать ребенка из привычной социальной среды. Однако на сегодняшний день коррекционные классы являются «мусорным ведром», там обучаются дети, у которых при отсутствии диагноза не сложились отношения с учителем. С коррекционным классом работают те же учителя, что и с обычным. Дети, не имеющие возможности вернуться в массовую школу, переводятся на домашнее обучение, им разрешается свободное посещение школы, но они не получают качественного образования и коррекция не проводится. При такой тенденции общий интеллектуальный уровень общества падает, общество деградирует.
8.3. Коррекция дефицитарного развития
Коррекция дефицитарного развития – нарушений слуха, зрения – направлена на вторичные дефекты. При поражении слуха для формирования восприятия звуков речи используются зрительный, двигательный и тактильный анализаторы (чтение по губам); при поражении зрения опора делается на слуховое восприятие и осязание. Обязательно осуществляется стимулирование остаточных явлений нарушенного анализатора.
Воздействие на дефект возможно сверху вниз путем вербализации и интеллектуализации сенсорного опыта. У слепого ребенка активно развивают речь, речевое общение со взрослым помогает быстрее овладеть опытом. Коррекция сверху вниз возможна при нарушении слуха через активное развитие речи, она может существенно улучшить состояние слуха. Коррекция, разработанная Солнцевой для слепых детей, опирается на те сохранные функции, которые находятся в сензитивном периоде. На первом году жизни ведущими являются кинестетический и двигательный анализаторы, на втором году – сензитивный период речи. В этот период важна помощь в овладении большим запасом слов, освоении предложений, формировании представлений об окружающем мире, а также предметные действия. На этой основе следует развивать мышление.
Коррекция эмоционально-личностной сферы направлена на профилактику вторичных нарушений в развитии личности, поскольку существует риск формирования личности по дефицитарному типу.
Отталкиваясь от возрастной специфики потребностей ребенка, необходимо обеспечить ребенку общение со здоровыми сверстниками и с детьми, имеющими такие же нарушения. Коррекция семейной ситуации направлена на избежание гиперопеки. При коррекции дизонтогенеза, связанного с двигательными нарушениями, важна коррекция познавательной, эмоционально-личностной сфер и социальной ситуации развития.
Коррекция познавательной сферы заключается в формировании пространственных представлений, функции программирования и контроля; коррекция осуществляется сверху вниз. Коррекция эмоционально-личностной сферы направлена на профилактику двух нарушений в развитии личности – склонности к формированию комплекса неполноценности, ущербности и склонности к аутизации, избеганию контактов со сверстниками. Могут быть включены компенсаторные механизмы, направленные на компенсацию физического дефекта. Требуется избегание перекосов в развитии личности и помощь в адекватной оценке дефекта и его значения для дальнейшей жизни. Также необходимы коррекция социальной ситуации развития в семье и вне семьи, коррекция чувства вины и стыда родителей, создание наиболее благоприятных условий социальных связей вне семьи, адаптация в социуме.
При поврежденном развитии основная коррекция направлена на семью ребенка, особенно если деменция грубо прогрессирует. Коррекция интеллектуальной сферы сложна, так как идет распад психики на фоне органической патологии. Коррекция личности также затруднена.
8.4. Психологическая коррекция дисгармонического отногенеза
В структуре дисгармонического отногенеза главным выступает дефект эмоционально-волевой сферы, обусловленной личностной и социальной ситуацией развития. Как правило, интеллект сохранен. Требуется нивелирование негативных характерологических особенностей, препятствующих нормальной социальной адаптации ребенка, обучение контролированию собственных эмоций. При декомпенсированной психопатии необходимы просвещение родителей об истоках поведения ребенка, коррекция родительско-детских отношений, обучение техникам и методам наиболее адекватного обращения с ребенком.
8.5. Коррекция раннего детского аутизма
При коррекции раннего детского аутизма коррекционные воздействия преимущественно ориентированы на собственные резервы и механизмы базальной аффективной сферы; любое психологическое воздействие влияет не только на конкретные патологические проявления, но и на целостность проявления. Ориентация направлена на структуру уровней, точное определение объекта задачи работы. Ориентация на структуру определяет выбор тактики и стратегии работы, позволяет дать точный прогноз динамики состояния и поведения ребенка. Осуществляются поиск места данного симптома в иерархии аффективной дезадаптации, выявление патологической иерархии внутри системы аффективной организации. Содействие развитию тонической регуляции эмоциональной системы обеспечивает приток необходимых аффективных впечатлений. Работа направлена на коррекцию эмоциональной сферы личности ребенка. В ходе работы формируются устойчивые поведенческие механизмы, обеспечивающие стабильность саморегуляции внутренних аффективных процессов и способность адекватно эмоционально контактировать с миром. Ведется работа по налаживанию взаимоотношения ребенка с близкими.
Этапы работы при РДА: выявление глубины аффективной дезадаптации; проведение качественной диагностики (выявление сохранных уровней регуляции для опоры при коррекции).
Коррекционная работа начинается с установления аффективного контакта с ребенком. Для этого используются самые разные средства: опосредованный непрямой контакт (через игрушку); наблюдение за внешней активностью ребенка (следуя за ним и называя предметы до тех пор, пока ребенок не поймет и будет вести опосредованную игру, специально останавливая взгляд). Параллельно идет работа, направленная на повышение тонуса ребенка. Нужно расширить сферу положительных эмоций и заблокировать отрицательные – через всевозможные манипулирования со светом, звуком, огнем, водой, песком, простые игровые действия, ритмические игры и танцы. Все это способствует позитивному эмоциональному восприятию окружающего и ведет к побуждению собственной эмоциональной активности ребенка. Необходимо выяснить, какие объекты вызывают страх, чтобы убрать их из пространства психотерапии; при их наличии вызывать у ребенка позитивные эмоции трудно.
Для снятия двигательного возбуждения проводится стимуляция активности ребенка к самостоятельной деятельности – пение, танцы. Важное значение имеет коррекция негативных эмоциональных переживаний (страхи и агрессия). Наиболее эффективными средствами коррекции страхов являются десенсибилизация и психодрама. Десенсибилизация – метод коррекции аффективных нарушений, заключающийся в том, что наиболее пугающий стимул предъявляется после релаксации, если ребенок пугается – опять релаксация до полного отсутствия страха, увеличение интенсивности стимула, разыгрывание не с ребенком, а с объектом (на куклах). При коррекции агрессии применяется техника игнорирования, психолог не замечает агрессивных выпадов, включает агрессию в контекст игры, либо устанаавливает запрет ребенку на агрессивное поведение. Психотравматическое разворачивание агрессии допускается до ее позитивного завершения.
Коррекция межличностного взаимодействия и социальной ситуации методом холдинг-терапии Марта Веми: приласкать адекватно ситуации. Матери взять ребенка на руки и удерживать его на руках. Мама должна в максимальной степени использовать средства убеждения, а не физическую силу. Желательно присутствие отца, поддерживающего маму в сложной ситуации, иногда отец берет ребенка к себе, предоставляя матери возможность отдохнуть. Задача психолога – поддержать обоих. В начале холдинг-терапии ребенок бурно сопротивляется и вырывается, поэтому необходимо убедить ребенка в том, что его любят, что он важен и что ему хотят помочь. Через некоторое время, когда он успокаивается и ведет себя адекватно, у него появляется возможность смотреть в глаза и разговаривать с сидящим рядом. С каждым следующим сеансом первая фаза сокращается, а вторая удлиняется, в поведении прослеживается амбивалентность. По мере освоения этой техники родители смогут проводить ее дома, а в центре осуществляется контроль правильности проведения. Вторая фаза длится от
15 минут до 1,5–2 часов. Хороший контакт позволяет заниматься обучением, воспитанием и развитием ребенка, создается возможность привить навыки общения, игры. Возможна и интеллектуальная коррекция. Трудности в работе с детьми с РДА, связанные с формированием функции внимания, памяти, развития мышления, преодолеваются совместно со взрослым в деятельности (лепка, рисунок). Длительность эффекта выше при проведении терапии не менее года. Прекращение работы может свести результаты на нет, необходимая частота – 3 раза в неделю.