Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Дисциплина «Социальный маркетинг в коммерции»
Тема 3. Корпоративное волонтерство
Вопросы лекции:
1. Понятие «корпоративное волонтерство».
2. Преимущества и виды корпоративного волонтерства.
3. Этапы внедрения корпоративного волонтерства в компании.
Литература по теме:
Основная литература:
1. Пичурин, И.И. Основы маркетинга: Теория и практика / И.И. Пичурин, О.В. Обухов, Н.Д. Эриашвили. – Москва : Юнити, 2015. – 383 с. – Режим доступа: по подписке. – URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=116637 . – Библиогр. в кн. – ISBN 978-5-238-02090-7. – Текст : электронный.
2. Синяева, И.М. Маркетинг в коммерции : учебник / И.М. Синяева, С.В. Земляк, В.В. Синяев ; под ред. Л.П. Дашкова. – 4-е изд. – Москва : Дашков и К°, 2016. – 548 с. : ил. – Режим доступа: по подписке. – URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=453933 . – Библиогр. в кн. – ISBN 978-5-394-02388-0. – Текст : электронный.
Дополнительная литература:
1. Калужский, М.Л. Маркетинг : учебник для вузов / М.Л. Калужский. – Москва ; Берлин : Директ-Медиа, 2017. – 217 с. – Режим доступа: по подписке. – URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=473029 . – Библиогр. в кн. – ISBN 978-5-4475-9443-5. – DOI 10.23681/473029. – Текст : электронный.
2. Калужский, М.Л. Практический маркетинг : учебное пособие / М.Л. Калужский ; Омский государственный технический университет. – 3-е изд., перераб. и доп. – Москва ; Берлин : Директ-Медиа, 2017. – 186 с. – Режим доступа: по подписке. – URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=456083 . – Библиогр. в кн. – ISBN 978-5-4475-8975-2. – DOI 10.23681/456083. – Текст : электронный.
1. Понятие «корпоративное волонтерство».
Что такое корпоративное волонтерство?
Наверняка вы уже не раз слышали про устойчивое развитие, социальную ответственность и осознанное потребление. Ежегодно на КСО (программы корпоративной социальной ответственности) во всем мире тратится более $15 млрд, и эта цифра растет. Корпоративное волонтерство — важная составляющая этого тренда.
Корпоративное волонтерство в России и мире
Корпоративное волонтерство — это одно из направлений корпоративной социальной ответственности бизнеса, наряду с благотворительными пожертвованиями, социальными инвестициями и выделением грантов на социально значимые инициативы.
В России это вещь относительно новая. На Западе же волонтерская работа уже давно стала неотъемлемой частью корпоративной культуры: компании поддерживают благотворительные фонды и создают свои, сотрудники регулярно участвуют в марафонах, забегах и челленджах, а также могут взять оплачиваемый отпуск, чтобы поработать в НКО или поехать волонтером в развивающиеся страны.
По данным ВЦИОМа на 2018 год, 73% опрошенных не знакомы с таким термином. При этом у корпоративного волонтерства есть большой потенциал для развития: согласно тому же опросу, 68% сотрудников компаний готовы были бы участвовать в таких мероприятиях.
2. Преимущества и виды корпоративного волонтерства.
Чем полезно корпоративное волонтерство?
Во-первых, оно делает сотрудников более удовлетворенными, а любая компания заинтересована в том, чтобы ее сотрудники были довольны собой и уверены в себе. Многолетние психологические исследования доказали, что добрые дела помогают человеку почувствовать смысл жизни и повысить самооценку.
Во-вторых, оно сплачивает коллектив. Помогая кому-то вместе, сотрудники не только делают доброе дело, но и лучше узнают друг друга, начинают доверять друг другу. Кроме того, они вдруг получают новый повод для общения, которого так не хватает современным занятым людям.
В-третьих, программы корпоративного волонтерства — хороший способ привлечь к себе молодых и перспективных. Согласно исследованию компании Deloitte о миллениалах, молодые люди, или поколение Z, при выборе работы все больше обращают внимание на вклад компании в решение социальных проблем.
В-четверых, оно поможет вдохнуть новую жизнь в выгоревших сотрудников. Если они будут хотя бы пару часов в месяц оказывать профессиональные услуги тем, кто в них нуждается, — проводить юридические консультации, учить детей программированию — это повысит их профессиональную самооценку и даст ощущение нужности.
В-пятых, оно развивает навыки сотрудников. Это как руководство проектом — нужно брать на себя ответственность, разделять обязанности, следить за продвижением и контролировать процесс. Это хороший способ проверить, готов ли сотрудник взять на себя новые обязанности и бóльшую ответственность.
Виды помощи
Самый распространенный вид — это социальное волонтерство, то есть помощь социально незащищенным группам: это могут быть дети-сироты, ветераны войн, инвалиды, пенсионеры. Можно собирать и отвозить вещи в дома престарелых, можно стать наставниками в детских домах, можно научиться и стать больничными клоунами в детских отделениях медучреждений.
Существует событийное волонтерство, когда сотрудники помогают организовывать какое-то мероприятие. Это может быть как спортивное событие (марафон, заплыв, забег, крупные городские или международные чемпионаты), так и культурное (помощь в проведении выставок, концертов, театральных и кинопоказов). Ещё это могут быть фестивали, форумы, конференции, выставки и любые празднования.
Интеллектуальное волонтерство, как интуитивно понятно из названия, — это когда сотрудники помогают мозгами. Существует несколько разновидностей интеллектуального волонтерства. Когда люди бесплатно оказывают те же услуги, за которые получают деньги в компании. Это называется волонтерство pro bono. Например, юристы несколько часов в месяц бесплатно консультируют оставшихся без жилья выпускников детских домов или бездомных.
Еще есть волонтерский фандрайзинг, который выглядит так: каждый сотрудник привлекает к выбранному им фонду деньги своих друзей, родственников и коллег, мотивируя их собственным примером. В этом случае люди жертвуют, потому что их об этом напрямую попросил близкий человек. Отсюда часто рождаются разные челленджи.
Выбираем направление волонтерства
Выбирая направление для своей компании, важно определиться, какую социальную проблему вы хотите решить. Она должна быть связана с вашей деятельностью, соответствовать ценностям компании и находить отклик у ваших клиентов и партнеров. Любые активности компании, даже благотворительные, должны отвечать задачам бизнеса. Кроме того, важно задействовать сотрудников. Они не должны воспринимать идею о помощи как спущенную сверху директиву.
Следующая задача — выбрать НКО-партнера. Важно четко проговорить с руководителями фонда или учреждения, которому вы планируете помогать, ваши цели и задачи, рассказать побольше про вашу компанию, волонтерский опыт сотрудников, степень их вовлеченности, их желания и страхи. Также необходимо как можно более подробно обсудить потребности принимающей организации и ее подопечных, постараться разобраться в проблеме.
3. Этапы внедрения корпоративного волонтерства в компании.
Пять шагов к внедрению корпоративного волонтерства в компании
Еще 10 лет назад корпоративное волонтерство в России было скорее отвлеченным понятием, нежели реальностью. Сегодня это — мощный PR-инструмент для вашей компании.
Рассказывает Ксения Левшина, менеджер PR-проектов коммуникационной группы iMARS.
Ежегодно на программы корпоративного волонтерства во всем мире тратится более $15 млрд. Компании практикуют дни донора, благотворительные марафоны, субботники, пожертвования, благоустройство городских пространств.
Примеры лидеров рынка
Согласно результатам опроса, проведенного ВЦИОМ в 2018 году, 73% респондентов не имели и малейшего представления об этом явлении и были совершенно не знакомы даже с термином «корпоративное волонтерство». При этом 68% сотрудников компаний были бы готовы участвовать в подобных мероприятиях. В сфере производства и ритейла многие компании уже нашли применение этой готовности.
Многие покупатели готовы переплачивать за то, что компания LUSH помогает детским домам, отказывается от упаковки или делает ее из перерабатываемого пластика, не тестирует продукцию на животных. Выручка от продажи специального продукта Charity Pot направляется на поддержку охраны природы, защиту животных и другие добрые дела.
Coca-Cola в России создала «Зеленые команды» — сотрудники убирают городские территории, лесопарковые зоны в регионах присутствия компании, вовлекают в это местные сообщества — школы, администрации, экологические организации. Coca-Cola даже заявила, что к концу 2019 года 70% пластиковых бутылок в Австралии будут полностью изготовлены из переработанного пластика и выпустила видео, в котором поблагодарила людей за участие в переработке бутылок.
Социально значимые инициативы — неотъемлемая часть корпоративной культуры Deloitte, которая выступает за устойчивое развитие общества и окружающей среды, сотрудничает с правительственными институтами и НКО. Для слабослышащих студентов МГТУ им Н.Э Баумана сотрудники компании провели цикл практических семинаров, посвященных развитию навыков эффективного проведения встреч, ведения деловой переписки, подготовки к успешному прохождению интервью и составления резюме.
Весной 2019 года KFC провело масштабное исследование о влиянии корпоративного волонтерства на бизнес. Результаты опросов показали, что волонтеры показывают большую вовлеченность в рабочие процессы и большую производительность труда: Индекс удовлетворенности NSAT значительно выше среди корпоративных волонтеров (41%), они охотнее готовы рекомендовать компанию друзьям и коллегам и реже ее критикуют.
5 шагов к построению программы корпоративного волонтерства
1. Узнайте, какими видами волонтерства или помощи занимаются ваши сотрудники в свободное время и привлеките первых добровольцев.
Вовлекайте сотрудников в программу уже на этапе ее разработки. Грамотная организация программ корпоративного волонтерства позволяет укрепить корпоративный дух, уменьшить текучесть кадров. Чтобы привлечь добровольцев, можно проводить специальные акции, тренинги и другие информационные мероприятия.
Найдите и опирайтесь на активистов, у которых уже имеется опыт волонтерской деятельности. Чтобы понять, чем уже горят люди, можно использовать опросы. Может быть, они посещают приюты собак, организовывают локальные субботники около дома. Они с удовольствием поделятся своим опытом и будут рады, если у них появятся единомышленники. Будет проще «внедрить» ценности, если они будут исходить «снизу», но инициативы сотрудников необходимо увязать с общей корпоративной политикой.
2. Определите, какие шаги навстречу корпоративному волонтерству может сделать руководство вашей компании
Возможно, активистам могут предоставить гибкий график или отгулы, предоставить помещения, инвентарь. Одна из основных выгод корпоративного волонтерства — повышение мотивации персонала. Люди охотнее берутся за работу и работают эффективнее — особенно мотивирующим фактором для участия в программах корпоративного волонтерства является личный пример руководителя организации.
3. Работайте над программой вместе с HR-отделом
HR — это ваш главный помощник при взаимодействии с коллективом и организации совместных активностей. Необходимо, чтобы программы корпоративного волонтерства вписывались в программы тренингов и профессионального развития кадров.
Назначьте ответственного в каждом отделе за координацию, а также решите, как поощрять сотрудников-волонтеров. Например, вручение почетных грамот и т.п. Задействуйте принципы геймификации — смело используйте игровые элементы для достижения социально-значимых целей. Публично поощряйте своих активистов.
4. Разработайте график
Пропишите конкретные шаги, необходимые для реализации программы корпоративного волонтерства, и сроки их реализации. Оцените, насколько программа масштабна, кто будет ответственным за реализацию.
Подумайте, как смогут помочь ваши партнеры — возможно, у них уже есть наработанные системы, и они возьмут на себя часть координационных усилий. Определите финансовые и кадровые потребности для эффективной реализации программы и заручитесь поддержкой руководства.
5. Рассказывайте о своей программе
Продумайте PR-стратегию и организуйте обратную связь от сотрудников: устраивайте обсуждения и мозговые штурмы, узнавайте, что нравится или не нравится вашим коллегам.
Разработайте и внедрите бренд программы, который будет соответствовать не только ее содержанию, но и вашей корпоративной культуре. Используйте все возможности и каналы связи для популяризации программы и агитации сотрудников: это могут быть листовки, футболки, плакаты, электронная рассылка, телеконференции.
Не забывайте о публикации материалов о программе на корпоративном сайте и в социальных сетях, доносите идеи до сотрудников, рассказывайте им о плюсах участия в программе. К примеру, разработчик CRM-системы Salesforce ведет сразу два Instagram-аккаунта — общий и @salesforcejobs, где сотрудники со всего мира рассказывают о совместных активностях, в том числе — корпоративном волонтерстве и участии в социальных инициативах.