Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Контрольная работа по разделу «Морфемика»

  • 👀 636 просмотров
  • 📌 574 загрузки
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Контрольная работа по разделу «Морфемика»» docx
Контрольная работа по разделу «Морфемика» Задания: 1. Провести полный морфемный анализ подчеркнутых словоформ. ОБРАЗЕЦ ВЫПОЛНЕНИЯ: I. Ничто подобное не будет предметом нижеследующих заме­ток. Г.Успенский. 2. Караульный медлил. Пушкин. 3. Я щед­ро расплатился с гребцами. Пушкин. 4. Разноцветные девицы говорят на тему о мужчинах. Чехов. 5. После его огтезда бал еще больше ОЖИВИЛСЯ. Л.Толстой. 6. Те же бесчисленные ПОВОЗКИ беженцев, но отчего на лицах... печать непотухаю­щей уверенности? Серафимович. Печать Морфемный анализ: это слово состоит из корня печать и ну­левой флексии, указывающей на форму единственного числа, именительного падежа /ночь о, дочь о/. Ранее в основе выде­лялся суффикс -ть, который слился с корнем /опрощение/. Исторически родственное слово - печь. Заметок Морфемный анализ: 1. замет - ок О 2. Основа членимая, производная. 3. корень замет- в современном русском языке - свободный /заметить, замечу, замечать/.1 степень членимости 4. Суффикс -к- словообразовательный, суффикс отглагольно­го существительного /загородка, заколка, заварка/. 5. Окончание нулевое О, указывает на форму множественного числа родительного падежа /загородок, эаколок/. 6. Ранее выделялся корень –мет-(метить, отмечать) и префикс за-; приставка сли­лась с корнем /опрощение/. Исторически родственные слова - метить, метка. Отъезда Морфемный анализ: 1. оть - езд - [а} 2. Основа членимая, производная; не равна корню. 3. Корень езд- /езда, выезжать, ехать/ - свободный, 1 степень членимости 4. Префикс отъ- /езда; отходить, отлететь/ словообразовательный со значением "удалиться на некоторое расстояние". 5. Окончание (а\ указывает на форму единственного числа ро­дительного падежа /отъезд; приезда, крика, стона). 6. Исторических изменений в структуре слова нет. Расплатился Морфемный анализ: 1. рас - плат - и - л -О- ся 2. Основа членимая, производная, не равна корню. 3. Корень плат- /плата, платить, плачу/- свободный, 1 степень членимости. 4. Конфикс рас-…-ся (префикс раз- и постфикс –ся) словообразовательный /разры­даться, раскричаться/; 5. Суффикс -и- словообразовательный, слу­жит одним из показателей 5 глагольного класса /верить/. 6. Суффикс -л- формообразующий, указывает на прошедшее время. 7. Нулевое окончание указывает на форму единственного числа мужского рода /решил о, запел о/. 6. Исторических изменений в структуре слова нет. Бесчисленные Морфемный анализ: 1. бес - числ - енн - (ые) 2. Основа членимая, производная, не равна корню. 3. Корень –числ-_/число, числовой, вычислять / - свободный. 1 степень членимости 4. Конфикс бес-…-енн- (приставка без- и суффикс –енн-) - словообразовательный /число; бессмысленный/. 5. Окончание -ые указывает на форму множественного числа именительного падежа /большие, верные/. 6. Исторических изменений в структуре слова нет. Разноцветные Морфемный анализ: 1. разн - (о) - 'цвет - н - \ые\ 2. Основа членимая, производная не равна корню. 3. Корни разн- и цвет /разный, цвет, цветной / - свободные, 1 степень членимости. 4. Суффикс –н- словообразовательный, суффикс прилагательно­го /ширококостный, хладнокровный/; -о- интерфикс (соединительная гласная), 5. Окончание –ые указывает на форму множественного числа именительного падежа /большие, разные./. 6. Ранее основа слова «разный» членилась на корень раз- и суффикс –н-, который слился с корнем /произошёл процесс - опрощение/. Все задания выполняются по вариантам (ваш вариант – последняя цифра вашего номера зачётной книжки) Вариант I. I. Обязанность непрерывно говорить и улыбаться, звон посу­ды, бестолковость прислуги, длинные обеденные антракты... утомили ее до изнеможения. Чехов. 2. Мир живет будущим. Шкловский. 3. Тотчас же она ЗАКАШЛЯЛАСЬ, улыбнулась, по­краснела. Чехов. Вариант 2. I. А наверху, в комнате Марфы Тимофеевны, при свете лампад­ки, висевшей перед тусклыми старинными образами, Лаврецкий сидел в креслах, облокотившись на колени и положив лицо на руки. Тургенев. 2. Интересно было ПРОСЛЕДИТЬ все этапы этой нелегкой, на первый взгляд даже малоперспективной ра­боты. Л.Круглов. 3. И в Полтавскую губернию ездил он только затем, чтобы не видеть своего кабинета, прислуги, знакомых. Чехов. Вариант 3. I. Петр Дмитрич... смотрел ей вслед с умилением и грустью. Чехов. 2. Искусство работает своим многотысячелетним всепонимающим живым архивом. Искусство обновляет память чело­вечества. Шкловский. 3. Слева, немного ниже насыпи желез­ной дороги, расположилась фабрика. Г.Успенский. Вариант 4. I. Внизу на пороге гостиной, улучив удобное мгновение, Владимир Николаевич прощался с Лизой. Тургенев. 2. Слова, образованные сложением, следует отличать от …раэдельно оформленных составных слов типа "школа-интернат". Шанская. 3. Отчаяние выдавило у него слезы из глаз - слезы досады, зависти, НЕДОБРОЖЕЛАТЕЛЬСТВА ко всем. Гончаров. Вариант 5. I...Пучеглазая, с ястребиным носом, вспыльчивая и мстительная, она ни в чем не уступала мужу, который чуть ее не уморил и которого она не пережила, хотя и вечно с ним грыз­лась. Тургенев. 2. Применение сильнодействующих средств без дополнительных анализов может привести к серьезным ОСЛОЖ­НЕНИЯМ у больного. /Из журн./ Вариант б. 1. Да и к чему было говорить, о чем РАССПРАШИВАТЬ? Она и так нее понимала, она и так сочувствовала всему, чем перепол­нялось его сердце. Тургенев. 2. Он, вернувшись с того злополучного съезда, всеми силами старался скрыть от домашних, что ему тяжело. Чехов. 3. Иногда в образовании потенциаль­ных слов используются непродуктивные и малопродуктивные мо­дели. Шанская. Вариант 7. 1. Горничная Марья ковыряла ножницами в подсвечнике, чтобы вставить новую свечу. Чехов. 2. Глафира Петровна наняла за бесценок старую девицу, шведку с заячьими глазами, которая ... говорила ПО-ФРАНЦУЗСКИ и по-немецки. Тургенев. 3.Труд­нопроходимые топи, распутица не помешали комсомольцам выполнить свои обязательства. /Из газет/ Вариант 8. I. Новые знакомые приняли меня так, как принимают... старых бойцов, возвращающихся из плена или ссылки, с почетным снисхождением. Герцен. 2. Она спрятала голову под подушку, чтобы ЗАГЛУШИТЬ рыдания. Чехов. 3. Легковооруженная кава­лерия смело действовала в тылу врага. Вариант 9. I. Опять начинались упреки и просьбы приехать еще раз... Петр Дмитрич выбегал из передней и помогал дамам сесть в коляску. Чехов. 2. Генерал Ветрищев, близкий приятель и, можно сказать, благотворитель, просил, навестить РОДСТВЕН­НИКОВ. Гоголь. 3. Помощь тяжелораненым оказывали прямо на передовой, а затем отправляли в тыл. /Из газет/ Вариант 10. I. Вот его пригласили на пивоваренный завод, где один ра­бочий, испуганный рекрутчиной, бросился в котел с кипят­ком и ОБЖЕГСЯ. Г.Успенский. 2. Неожиданно послышались шаги и голоса. Чехов. 3. Все спешило наслаждаться, все крутилось в каком-то бешеном вихре, Тургенев. Вариант II. I. Я тебя спрашиваю: кто он такой? Муж своей жены, мелкопо­местный титуляр, которому ПОСЧАСТЛИВИЛОСЬ жениться на бога­той! Чехов. 2. С Кетчером она спорила до слез и перебранивалась, как злые дети бранятся, всякий день, но без ожес­точения. Герцен. 3. По ринувшемуся за ним Кожуху без прома­ха пришлись приклады. Серафимович. 4. Молодой ученый без­надежно вздохнул. Горький. Вариант 12. I. Он почувствовал себя ожившим и ПОМОЛОДЕВШИМ, когда, пе­реводя дыхание и оставив ее, остановился и стал глядеть на танцующих. Л.Толстой. 2. Надо сказать правду, что случаи, подобные вышеприведенному... бывали с нашим героем доволь­но часто. Г.Успенский. 3. Безвкусицу дополняли незакончен­ность и лишняя теснота.... Вся обстановка заводилась не сра­зу, а частями, путем выгодных случаев, распродаж. Чехов. Контрольная работа по разделу "Словообразование" Задания: 1. Провести полный словообразовательный анализ подчеркнутых словоформ. Определить способы словооб­разования. 2. Восстановить словообразовательную цепь у выделен­ных курсивом слов. 3. Выделить в тексте явления морфемного шва. ОБРАЗЕЦ ВЫПОЛНЕНИЯ: I. Ничто подобное не будет предметом нижеследующих заме­ток. Г.Успенский. 2. Караульный медлил. Пушкин. 3. Я щед­ро расплатился с гребцами. Пушкин. 4. Разноцветные девицы говорят на тему о мужчинах. Чехов. 5. После его огтезда бал еще больше ОЖИВИЛСЯ. Л.Толстой. 6. Те же бесчисленные ПОВОЗКИ беженцев, но отчего на лицах... печать непотухаю­щей уверенности? Серафимович. Печать Словообразовательный анализ: слово печать непроизводное. Заметок Словообразовательный анализ: 1. Начальная форма - заметка. 2. Словообразовательное значение - "предмет, характеризу­ющийся действием, названным мотивирующим словом". Непо­средственно мотивирующее слово - заметить. 3. Производящая основа замети- /с усечением коночного гла­сного/, формант - суффикс -к-. 4. Способ словообразования - морфологический, суффиксаль­ный. Заметка – заметить 5. Словообразовательный тип: существительное с указанный словообразовательным значением, образованное от глагола при помощи суффикса –к /а/. Данная модель характеризуется усечением гласного производящей основы и отвердением со­гласного /загородка, заварк Отъезда Словообразовательный анализ: 1. Начальная форма - отъезд. 2. Словообразовательное значение - "название отвлеченного действия". Непосредственно мотивирующее слово - отъезжать. 3. Производящая основа -.отъезжа- /с усечением гласного и чередованием ж//д/, формант - нулевой суффикс. Отъезд <• отъезжать 4. Способ словообразования морфологический, нулевая суф­фиксация. 5.Словообразовательный тип: существительное с указанным словообразовательным значением, образованное от глагола с помощью нулевого суффикса. Модель характеризуется усечени­ем гласного, чередованием ж//д: выезжать - выезд . Расплатился Словообразовательный анализ: 1. Начальная форма - расплатиться. 2. Словообразовательное значение - "начав действие, на­званное мотивирующим глаголом, достигнуть большой интен­сивности этого действия. Непосредственно мотивирующее сло­во - платить. 3. Производящее слово - платить, формант - конфикс - пре­фикс раз-/рас- и постфикс -ся. Расплатиться - платить 4. Способ словообразования - морфологический, префиксально-постфиксальный. 5. Словообразовательный тип: глагол с указанным словооб­разовательным значением, образованный от глагола при помощи раз-...-ся: раскричаться, разрыдаться. Бесчисленные /повозки/ Словообразовательный анализ: 1. Начальная форма - бесчисленный. 2. Словообразовательное значение - "характеризующийся от­сутствием того, что названо мотивирующим словом" /число/. 3. Производящая основа –числ-, формант: конфикс бес-…-енн- (префикс без-/бес- и суффикс –енн-). Бесчисленный <•• число 4. Способ словообразования - морфологический, префиксаль­но-суффиксальный . 5-. Словообразовательный тип: прилагательное с указанным словообразовательным значением, образованное от существи­тельного с помощью приставки без- и суффикса –енн-. Модель характеризуется смягчением согласного на стыке морфем /бессмысленный/. Разноцветные /девицы/. Словообразовательный анализ: 1. Начальная форма - разноцветный. 2. Словообразовательное значение - "характеризующийся тем, что названо опорной основой /цвет/ и конкретизировано в первой основе сложения /разный/. 3. Производящие основы: разн- и -цвет-; формант - суффикс –н-, интерфикс – -о-. Разноцветный - разный цвет. 4. Способ словообразования - морфологический, сложно-суф­фиксальный. 5. Словообразовательный тип: прилагательное с указанным словообразовательным значением, образованное от двух ос­нов /прилагательного и существительного/сложно-суффиксальным способом: хладнокровный, пустословный. Караульный Словообразовательный анализ: 1. Начальная форма - караульный. 2. Существительное образовано морфолого-синтаксическим способом, путем перехода прилагательное в существительное в определенной синтаксической позиции - подлежащего. Нижеследующих /заметок/ Словообразовательный анализ: 1. Начальная форма - нижеследующий. 2. Слово образовано лексико-синтаксическим способом, в ре­зультате сращения сравнительной степени наречия и причас­тия. От словосочетания прилагательное отличается единым ударением, фиксированным порядком частей. Словообразовательные цепи: I. Оживиться /постфиксация/ - оживить /префиксально-суффиксальный/ - живой. 2.Повозка /префиксально-суффиксальный/ <• воз /нулевая суффиксация/ - возить /суффиксация/ - везти. Примеры явления морфемного шва; I. Отъезд - д//ж отъез­жать; 2. Караульный - смягчение согласного - караул. Все задания выполняются по вариантам (ваш вариант – последняя цифра вашего номера зачётной книжки) Вариант I. I. Обязанность непрерывно говорить и улыбаться, звон посу­ды, бестолковость прислуги, длинные обеденные антракты... утомили ее до изнеможения. Чехов. 2. Мир живет будущим. Шкловский. 3. Тотчас же она ЗАКАШЛЯЛАСЬ, улыбнулась, по­краснела. Чехов. Вариант 2. I. А наверху, в комнате Марфы Тимофеевны, при свете лампад­ки, висевшей перед тусклыми старинными образами, Лаврецкий сидел в креслах, облокотившись на колени и положив лицо на руки. Тургенев. 2. Интересно было ПРОСЛЕДИТЬ все этапы этой нелегкой, на первый взгляд даже малоперспективной ра­боты. Л.Круглов. 3. И в Полтавскую губернию ездил он только затем, чтобы не видеть своего кабинета, прислуги, знакомых. Чехов. Вариант 3. I. Петр Дмитрич... смотрел ей вслед с умилением и грустью. Чехов. 2. Искусство работает своим многотысячелетним всепонимающим живым архивом. Искусство обновляет память чело­вечества. Шкловский. 3. Слева, немного ниже насыпи желез­ной дороги, расположилась фабрика. Г.Успенский. Вариант 4. I. Внизу на пороге гостиной, улучив удобное мгновение, Владимир Николаевич прощался с Лизой. Тургенев. 2. Слова, образованные сложением, следует отличать от …раэдельно оформленных составных слов типа "школа-интернат". Шанская. 3. Отчаяние выдавило у него слезы из глаз - слезы досады, зависти, НЕДОБРОЖЕЛАТЕЛЬСТВА ко всем. Гончаров. Вариант 5. I...Пучеглазая, с ястребиным носом, вспыльчивая и мстительная, она ни в чем не уступала мужу, который чуть ее не уморил и которого она не пережила, хотя и вечно с ним грыз­лась. Тургенев. 2. Применение сильнодействующих средств без дополнительных анализов может привести к серьезным ОСЛОЖ­НЕНИЯМ у больного. /Из журн./ Вариант б. 1. Да и к чему было говорить, о чем РАССПРАШИВАТЬ? Она и так нее понимала, она и так сочувствовала всему, чем перепол­нялось его сердце. Тургенев. 2. Он, вернувшись с того злополучного съезда, всеми силами старался скрыть от домашних, что ему тяжело. Чехов. 3. Иногда в образовании потенциаль­ных слов используются непродуктивные и малопродуктивные мо­дели. Шанская. Вариант 7. 1. Горничная Марья ковыряла ножницами в подсвечнике, чтобы вставить новую свечу. Чехов. 2. Глафира Петровна наняла за бесценок старую девицу, шведку с заячьими глазами, которая ... говорила ПО-ФРАНЦУЗСКИ и по-немецки. Тургенев. 3.Труд­нопроходимые топи, распутица не помешали комсомольцам выполнить свои обязательства. /Из газет/ Вариант 8. I. Новые знакомые приняли меня так, как принимают... старых бойцов, возвращающихся из плена или ссылки, с почетным снисхождением. Герцен. 2. Она спрятала голову под подушку, чтобы ЗАГЛУШИТЬ рыдания. Чехов. 3. Легковооруженная кава­лерия смело действовала в тылу врага. Вариант 9. I. Опять начинались упреки и просьбы приехать еще раз... Петр Дмитрич выбегал из передней и помогал дамам сесть в коляску. Чехов. 2. Генерал Ветрищев, близкий приятель и, можно сказать, благотворитель, просил, навестить РОДСТВЕН­НИКОВ. Гоголь. 3. Помощь тяжелораненым оказывали прямо на передовой, а затем отправляли в тыл. /Из газет/ Вариант 10. I. Вот его пригласили на пивоваренный завод, где один ра­бочий, испуганный рекрутчиной, бросился в котел с кипят­ком и ОБЖЕГСЯ. Г.Успенский. 2. Неожиданно послышались шаги и голоса. Чехов. 3. Все спешило наслаждаться, все крутилось в каком-то бешеном вихре, Тургенев. Вариант II. I. Я тебя спрашиваю: кто он такой? Муж своей жены, мелкопо­местный титуляр, которому ПОСЧАСТЛИВИЛОСЬ жениться на бога­той! Чехов. 2. С Кетчером она спорила до слез и перебранивалась, как злые дети бранятся, всякий день, но без ожес­точения. Герцен. 3. По ринувшемуся за ним Кожуху без прома­ха пришлись приклады. Серафимович. 4. Молодой ученый без­надежно вздохнул. Горький. Вариант 12. I. Он почувствовал себя ожившим и ПОМОЛОДЕВШИМ, когда, пе­реводя дыхание и оставив ее, остановился и стал глядеть на танцующих. Л.Толстой. 2. Надо сказать правду, что случаи, подобные вышеприведенному... бывали с нашим героем доволь­но часто. Г.Успенский. 3. Безвкусицу дополняли незакончен­ность и лишняя теснота.... Вся обстановка заводилась не сра­зу, а частями, путем выгодных случаев, распродаж. Чехов.
«Контрольная работа по разделу «Морфемика»» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 138 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot