Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Контрольная работа по разделу «Морфемика»
Задания:
1. Провести полный морфемный анализ подчеркнутых словоформ.
ОБРАЗЕЦ ВЫПОЛНЕНИЯ:
I. Ничто подобное не будет предметом нижеследующих заметок. Г.Успенский. 2. Караульный медлил. Пушкин. 3. Я щедро расплатился с гребцами. Пушкин. 4. Разноцветные девицы говорят на тему о мужчинах. Чехов. 5. После его огтезда бал еще больше ОЖИВИЛСЯ. Л.Толстой. 6. Те же бесчисленные ПОВОЗКИ беженцев, но отчего на лицах... печать непотухающей уверенности? Серафимович.
Печать
Морфемный анализ: это слово состоит из корня печать и нулевой флексии, указывающей на форму единственного числа, именительного падежа /ночь о, дочь о/. Ранее в основе выделялся суффикс -ть, который слился с корнем /опрощение/. Исторически родственное слово - печь.
Заметок
Морфемный анализ:
1. замет - ок О
2. Основа членимая, производная.
3. корень замет- в современном русском языке - свободный /заметить, замечу, замечать/.1 степень членимости
4. Суффикс -к- словообразовательный, суффикс отглагольного существительного /загородка, заколка, заварка/.
5. Окончание нулевое О, указывает на форму множественного числа родительного падежа /загородок, эаколок/.
6. Ранее выделялся корень –мет-(метить, отмечать) и префикс за-; приставка слилась с корнем /опрощение/. Исторически родственные слова - метить, метка.
Отъезда
Морфемный анализ:
1. оть - езд - [а}
2. Основа членимая, производная; не равна корню.
3. Корень езд- /езда, выезжать, ехать/ - свободный, 1 степень членимости
4. Префикс отъ- /езда; отходить, отлететь/ словообразовательный со значением "удалиться на некоторое расстояние".
5. Окончание (а\ указывает на форму единственного числа родительного падежа /отъезд; приезда, крика, стона).
6. Исторических изменений в структуре слова нет.
Расплатился
Морфемный анализ:
1. рас - плат - и - л -О- ся
2. Основа членимая, производная, не равна корню.
3. Корень плат- /плата, платить, плачу/- свободный, 1 степень членимости.
4. Конфикс рас-…-ся (префикс раз- и постфикс –ся) словообразовательный /разрыдаться, раскричаться/;
5. Суффикс -и- словообразовательный, служит одним из показателей 5 глагольного класса /верить/.
6. Суффикс -л- формообразующий, указывает на прошедшее время.
7. Нулевое окончание указывает на форму единственного числа мужского рода /решил о, запел о/.
6. Исторических изменений в структуре слова нет.
Бесчисленные
Морфемный анализ:
1. бес - числ - енн - (ые)
2. Основа членимая, производная, не равна корню.
3. Корень –числ-_/число, числовой, вычислять / - свободный. 1 степень членимости
4. Конфикс бес-…-енн- (приставка без- и суффикс –енн-) - словообразовательный /число; бессмысленный/.
5. Окончание -ые указывает на форму множественного числа именительного падежа /большие, верные/.
6. Исторических изменений в структуре слова нет.
Разноцветные
Морфемный анализ:
1. разн - (о) - 'цвет - н - \ые\
2. Основа членимая, производная не равна корню.
3. Корни разн- и цвет /разный, цвет, цветной / - свободные, 1 степень членимости.
4. Суффикс –н- словообразовательный, суффикс прилагательного /ширококостный, хладнокровный/; -о- интерфикс (соединительная гласная),
5. Окончание –ые указывает на форму множественного числа именительного падежа /большие, разные./.
6. Ранее основа слова «разный» членилась на корень раз- и суффикс –н-, который слился с корнем /произошёл процесс - опрощение/.
Все задания выполняются по вариантам (ваш вариант – последняя цифра вашего номера зачётной книжки)
Вариант I.
I. Обязанность непрерывно говорить и улыбаться, звон посуды, бестолковость прислуги, длинные обеденные антракты... утомили ее до изнеможения. Чехов. 2. Мир живет будущим.
Шкловский. 3. Тотчас же она ЗАКАШЛЯЛАСЬ, улыбнулась, покраснела. Чехов.
Вариант 2.
I. А наверху, в комнате Марфы Тимофеевны, при свете лампадки, висевшей перед тусклыми старинными образами, Лаврецкий сидел в креслах, облокотившись на колени и положив лицо на руки. Тургенев. 2. Интересно было ПРОСЛЕДИТЬ все этапы этой нелегкой, на первый взгляд даже малоперспективной работы. Л.Круглов. 3. И в Полтавскую губернию ездил он только затем, чтобы не видеть своего кабинета, прислуги, знакомых. Чехов.
Вариант 3.
I. Петр Дмитрич... смотрел ей вслед с умилением и грустью. Чехов. 2. Искусство работает своим многотысячелетним всепонимающим живым архивом. Искусство обновляет память человечества. Шкловский. 3. Слева, немного ниже насыпи железной дороги, расположилась фабрика. Г.Успенский.
Вариант 4.
I. Внизу на пороге гостиной, улучив удобное мгновение, Владимир Николаевич прощался с Лизой. Тургенев. 2. Слова, образованные сложением, следует отличать от …раэдельно оформленных составных слов типа "школа-интернат". Шанская. 3. Отчаяние выдавило у него слезы из глаз - слезы досады, зависти, НЕДОБРОЖЕЛАТЕЛЬСТВА ко всем. Гончаров.
Вариант 5.
I...Пучеглазая, с ястребиным носом, вспыльчивая и мстительная, она ни в чем не уступала мужу, который чуть ее не уморил и которого она не пережила, хотя и вечно с ним грызлась. Тургенев. 2. Применение сильнодействующих средств без дополнительных анализов может привести к серьезным ОСЛОЖНЕНИЯМ у больного. /Из журн./
Вариант б.
1. Да и к чему было говорить, о чем РАССПРАШИВАТЬ? Она и так нее понимала, она и так сочувствовала всему, чем переполнялось его сердце. Тургенев. 2. Он, вернувшись с того злополучного съезда, всеми силами старался скрыть от домашних, что ему тяжело. Чехов. 3. Иногда в образовании потенциальных слов используются непродуктивные и малопродуктивные модели. Шанская.
Вариант 7.
1. Горничная Марья ковыряла ножницами в подсвечнике, чтобы вставить новую свечу. Чехов. 2. Глафира Петровна наняла за бесценок старую девицу, шведку с заячьими глазами, которая ... говорила ПО-ФРАНЦУЗСКИ и по-немецки. Тургенев. 3.Труднопроходимые топи, распутица не помешали комсомольцам выполнить свои обязательства. /Из газет/
Вариант 8.
I. Новые знакомые приняли меня так, как принимают... старых бойцов, возвращающихся из плена или ссылки, с почетным снисхождением. Герцен. 2. Она спрятала голову под подушку, чтобы ЗАГЛУШИТЬ рыдания. Чехов. 3. Легковооруженная кавалерия смело действовала в тылу врага.
Вариант 9.
I. Опять начинались упреки и просьбы приехать еще раз... Петр Дмитрич выбегал из передней и помогал дамам сесть в коляску. Чехов. 2. Генерал Ветрищев, близкий приятель и, можно сказать, благотворитель, просил, навестить РОДСТВЕННИКОВ. Гоголь. 3. Помощь тяжелораненым оказывали прямо на передовой, а затем отправляли в тыл. /Из газет/
Вариант 10.
I. Вот его пригласили на пивоваренный завод, где один рабочий, испуганный рекрутчиной, бросился в котел с кипятком и ОБЖЕГСЯ. Г.Успенский. 2. Неожиданно послышались шаги и голоса. Чехов. 3. Все спешило наслаждаться, все крутилось в каком-то бешеном вихре, Тургенев.
Вариант II.
I. Я тебя спрашиваю: кто он такой? Муж своей жены, мелкопоместный титуляр, которому ПОСЧАСТЛИВИЛОСЬ жениться на богатой! Чехов. 2. С Кетчером она спорила до слез и перебранивалась, как злые дети бранятся, всякий день, но без ожесточения. Герцен. 3. По ринувшемуся за ним Кожуху без промаха пришлись приклады. Серафимович. 4. Молодой ученый безнадежно вздохнул. Горький.
Вариант 12.
I. Он почувствовал себя ожившим и ПОМОЛОДЕВШИМ, когда, переводя дыхание и оставив ее, остановился и стал глядеть на танцующих. Л.Толстой. 2. Надо сказать правду, что случаи, подобные вышеприведенному... бывали с нашим героем довольно часто. Г.Успенский. 3. Безвкусицу дополняли незаконченность и лишняя теснота.... Вся обстановка заводилась не сразу, а частями, путем выгодных случаев, распродаж. Чехов.
Контрольная работа по разделу "Словообразование"
Задания:
1. Провести полный словообразовательный анализ подчеркнутых словоформ. Определить способы словообразования.
2. Восстановить словообразовательную цепь у выделенных курсивом слов.
3. Выделить в тексте явления морфемного шва.
ОБРАЗЕЦ ВЫПОЛНЕНИЯ:
I. Ничто подобное не будет предметом нижеследующих заметок. Г.Успенский. 2. Караульный медлил. Пушкин. 3. Я щедро расплатился с гребцами. Пушкин. 4. Разноцветные девицы говорят на тему о мужчинах. Чехов. 5. После его огтезда бал еще больше ОЖИВИЛСЯ. Л.Толстой. 6. Те же бесчисленные ПОВОЗКИ беженцев, но отчего на лицах... печать непотухающей уверенности? Серафимович.
Печать
Словообразовательный анализ: слово печать непроизводное.
Заметок
Словообразовательный анализ:
1. Начальная форма - заметка.
2. Словообразовательное значение - "предмет, характеризующийся действием, названным мотивирующим словом". Непосредственно мотивирующее слово - заметить.
3. Производящая основа замети- /с усечением коночного гласного/, формант - суффикс -к-.
4. Способ словообразования - морфологический, суффиксальный.
Заметка – заметить
5. Словообразовательный тип: существительное с указанный словообразовательным значением, образованное от глагола при помощи суффикса –к /а/. Данная модель характеризуется усечением гласного производящей основы и отвердением согласного /загородка, заварк
Отъезда
Словообразовательный анализ:
1. Начальная форма - отъезд.
2. Словообразовательное значение - "название отвлеченного действия". Непосредственно мотивирующее слово - отъезжать.
3. Производящая основа -.отъезжа- /с усечением гласного и чередованием ж//д/, формант - нулевой суффикс.
Отъезд <• отъезжать
4. Способ словообразования морфологический, нулевая суффиксация.
5.Словообразовательный тип: существительное с указанным словообразовательным значением, образованное от глагола с помощью нулевого суффикса. Модель характеризуется усечением гласного, чередованием ж//д: выезжать - выезд .
Расплатился
Словообразовательный анализ:
1. Начальная форма - расплатиться.
2. Словообразовательное значение - "начав действие, названное мотивирующим глаголом, достигнуть большой интенсивности этого действия. Непосредственно мотивирующее слово - платить.
3. Производящее слово - платить, формант - конфикс - префикс раз-/рас- и постфикс -ся. Расплатиться - платить
4. Способ словообразования - морфологический, префиксально-постфиксальный.
5. Словообразовательный тип: глагол с указанным словообразовательным значением, образованный от глагола при помощи раз-...-ся: раскричаться, разрыдаться.
Бесчисленные /повозки/
Словообразовательный анализ:
1. Начальная форма - бесчисленный.
2. Словообразовательное значение - "характеризующийся отсутствием того, что названо мотивирующим словом" /число/.
3. Производящая основа –числ-, формант: конфикс бес-…-енн- (префикс без-/бес- и суффикс –енн-). Бесчисленный <•• число
4. Способ словообразования - морфологический, префиксально-суффиксальный .
5-. Словообразовательный тип: прилагательное с указанным словообразовательным значением, образованное от существительного с помощью приставки без- и суффикса –енн-. Модель характеризуется смягчением согласного на стыке морфем /бессмысленный/.
Разноцветные /девицы/.
Словообразовательный анализ:
1. Начальная форма - разноцветный.
2. Словообразовательное значение - "характеризующийся тем, что названо опорной основой /цвет/ и конкретизировано в первой основе сложения /разный/.
3. Производящие основы: разн- и -цвет-; формант - суффикс –н-,
интерфикс – -о-. Разноцветный - разный цвет.
4. Способ словообразования - морфологический, сложно-суффиксальный.
5. Словообразовательный тип: прилагательное с указанным словообразовательным значением, образованное от двух основ /прилагательного и существительного/сложно-суффиксальным способом: хладнокровный, пустословный.
Караульный
Словообразовательный анализ:
1. Начальная форма - караульный.
2. Существительное образовано морфолого-синтаксическим способом, путем перехода прилагательное в существительное в определенной синтаксической позиции - подлежащего.
Нижеследующих /заметок/
Словообразовательный анализ:
1. Начальная форма - нижеследующий.
2. Слово образовано лексико-синтаксическим способом, в результате сращения сравнительной степени наречия и причастия. От словосочетания прилагательное отличается единым ударением, фиксированным порядком частей.
Словообразовательные цепи: I. Оживиться /постфиксация/ - оживить /префиксально-суффиксальный/ - живой.
2.Повозка /префиксально-суффиксальный/ <• воз /нулевая суффиксация/ - возить /суффиксация/ - везти.
Примеры явления морфемного шва; I. Отъезд - д//ж отъезжать;
2. Караульный - смягчение согласного - караул.
Все задания выполняются по вариантам (ваш вариант – последняя цифра вашего номера зачётной книжки)
Вариант I.
I. Обязанность непрерывно говорить и улыбаться, звон посуды, бестолковость прислуги, длинные обеденные антракты... утомили ее до изнеможения. Чехов. 2. Мир живет будущим.
Шкловский. 3. Тотчас же она ЗАКАШЛЯЛАСЬ, улыбнулась, покраснела. Чехов.
Вариант 2.
I. А наверху, в комнате Марфы Тимофеевны, при свете лампадки, висевшей перед тусклыми старинными образами, Лаврецкий сидел в креслах, облокотившись на колени и положив лицо на руки. Тургенев. 2. Интересно было ПРОСЛЕДИТЬ все этапы этой нелегкой, на первый взгляд даже малоперспективной работы. Л.Круглов. 3. И в Полтавскую губернию ездил он только затем, чтобы не видеть своего кабинета, прислуги, знакомых. Чехов.
Вариант 3.
I. Петр Дмитрич... смотрел ей вслед с умилением и грустью. Чехов. 2. Искусство работает своим многотысячелетним всепонимающим живым архивом. Искусство обновляет память человечества. Шкловский. 3. Слева, немного ниже насыпи железной дороги, расположилась фабрика. Г.Успенский. Вариант 4.
I. Внизу на пороге гостиной, улучив удобное мгновение, Владимир Николаевич прощался с Лизой. Тургенев. 2. Слова, образованные сложением, следует отличать от …раэдельно оформленных составных слов типа "школа-интернат". Шанская. 3. Отчаяние выдавило у него слезы из глаз - слезы досады, зависти, НЕДОБРОЖЕЛАТЕЛЬСТВА ко всем. Гончаров.
Вариант 5.
I...Пучеглазая, с ястребиным носом, вспыльчивая и мстительная, она ни в чем не уступала мужу, который чуть ее не уморил и которого она не пережила, хотя и вечно с ним грызлась. Тургенев. 2. Применение сильнодействующих средств без дополнительных анализов может привести к серьезным ОСЛОЖНЕНИЯМ у больного. /Из журн./
Вариант б.
1. Да и к чему было говорить, о чем РАССПРАШИВАТЬ? Она и так нее понимала, она и так сочувствовала всему, чем переполнялось его сердце. Тургенев. 2. Он, вернувшись с того злополучного съезда, всеми силами старался скрыть от домашних, что ему тяжело. Чехов. 3. Иногда в образовании потенциальных слов используются непродуктивные и малопродуктивные модели. Шанская.
Вариант 7.
1. Горничная Марья ковыряла ножницами в подсвечнике, чтобы вставить новую свечу. Чехов. 2. Глафира Петровна наняла за бесценок старую девицу, шведку с заячьими глазами, которая ... говорила ПО-ФРАНЦУЗСКИ и по-немецки. Тургенев. 3.Труднопроходимые топи, распутица не помешали комсомольцам выполнить свои обязательства. /Из газет/
Вариант 8.
I. Новые знакомые приняли меня так, как принимают... старых бойцов, возвращающихся из плена или ссылки, с почетным снисхождением. Герцен. 2. Она спрятала голову под подушку, чтобы ЗАГЛУШИТЬ рыдания. Чехов. 3. Легковооруженная кавалерия смело действовала в тылу врага.
Вариант 9.
I. Опять начинались упреки и просьбы приехать еще раз... Петр Дмитрич выбегал из передней и помогал дамам сесть в коляску. Чехов. 2. Генерал Ветрищев, близкий приятель и, можно сказать, благотворитель, просил, навестить РОДСТВЕННИКОВ. Гоголь. 3. Помощь тяжелораненым оказывали прямо на передовой, а затем отправляли в тыл. /Из газет/
Вариант 10.
I. Вот его пригласили на пивоваренный завод, где один рабочий, испуганный рекрутчиной, бросился в котел с кипятком и ОБЖЕГСЯ. Г.Успенский. 2. Неожиданно послышались шаги и голоса. Чехов. 3. Все спешило наслаждаться, все крутилось в каком-то бешеном вихре, Тургенев.
Вариант II.
I. Я тебя спрашиваю: кто он такой? Муж своей жены, мелкопоместный титуляр, которому ПОСЧАСТЛИВИЛОСЬ жениться на богатой! Чехов. 2. С Кетчером она спорила до слез и перебранивалась, как злые дети бранятся, всякий день, но без ожесточения. Герцен. 3. По ринувшемуся за ним Кожуху без промаха пришлись приклады. Серафимович. 4. Молодой ученый безнадежно вздохнул. Горький.
Вариант 12.
I. Он почувствовал себя ожившим и ПОМОЛОДЕВШИМ, когда, переводя дыхание и оставив ее, остановился и стал глядеть на танцующих. Л.Толстой. 2. Надо сказать правду, что случаи, подобные вышеприведенному... бывали с нашим героем довольно часто. Г.Успенский. 3. Безвкусицу дополняли незаконченность и лишняя теснота.... Вся обстановка заводилась не сразу, а частями, путем выгодных случаев, распродаж. Чехов.