Конфликт как социальное явление
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате doc
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Лекция 1. КОНФЛИКТ КАК СОЦИАЛЬНОЕ ЯВЛЕНИЕ
1. Понятие социального конфликта
Конфликт—столкновение двух или более разнонаправленных сил с целью реализации их интересов в условиях противодействия.
Социальный конфликт – идеологическое явление, отражающее устремления и чувства социальных групп или индивидов в борьбе за объективные цели: власть, изменение статуса, перераспределение доходов, переоценку ценностей и т.п. Ценность конфликтов состоит в том, что они предотвращают окостенение социальной системы, открывают дорогу инновациям.
К.Боулдинг считает, что конфликт знаменует собой осознанные и созревшие противоречия и столкновения интересов. Р.Дарендрф под конфликтом понимает «все структурно-произведенные отношения противоположности норм и ожиданий, институтов и групп».
Американские социологи Р.Макк и Р.Снайдр описали следующие группы признаков, характерных для социального конфликта:
1) Необходимым условием конфликта является наличие, как минимум, двух противодействующих сторон, причем стороны понимаются предельно широко: ими могут быть индивиды, группы, классы, даже культуры.
2) Конфликт возникает в связи с наличием признака позиционного и признака дефицита источников. В первом случае речь идет о невозможности одновременного выполнения одной и той же ролевой функции двумя субъектами, что ставит их в отношение состязательности; во втором — о недостаточности каких-либо ценностей, вследствие чего два субъекта одновременно не могут удовлетворить свои притязания в полной мере.
3) Конфликт возникает только в том случае, когда стороны стремятся к получению выгоды за счет друг друга, вследствие чего само конфликтное поведение выглядит как стремление ликвидировать, либо, как минимум, поставить под контроль другую сторону.
4) Конфликтным оказывается взаимодействие, при котором действия конфликтующих сторон направлены на достижение несовместимых и взаимоисключающих целей (ценностей), а потому и приводят к столкновению друг с другом.
5) Важнейшим аспектом конфликтных отношений является власть, ибо в конфликте всегда идет речь о попытке достижения, изменения или сохранения господствующей общественной позиции—способности контролировать и направлять поведение другой стороны.
2. Причины социального конфликта
Ответить однозначно на вопрос о корнях, причинах социальных конфликтов невозможно, ибо каждый вид, уровень социального конфликта обусловлен своими собственными причинами. При выявлении корней, причин того или иного социального конфликта необходимо учитывать целый комплекс обстоятельств: экономические, политические интересы, социальный престиж, идеологические, национальные, религиозные, возрастные факторы и т.д.
Основными источниками конфликта в обществе является расслоение общества, разделение его на социальные и национальные группы, слои, классы. Основное противоречие между производительными силами и производственными отношениями «задает» противоречия, проявляющиеся:
1) в борьбе между социальными слоями, группами, классами;
2) в противостоянии между поколениями (в семьях, организациях);
3) в борьбе между этническими группами в обществе;
4) в противоречащей друг другу деятельности различных религиозных общин;
5) в борьбе носителей различных традиционных ценностей с вновь возникающими обычаями и т.д.
Для описания того или иного конфликта, необходимо знать:
1) характеристики конфликтующих сторон (их ценности и мотивации, их устремления и цели, их интеллектуальные, психологические и социальные ресурсы для ведения или разрешения конфликта; их представления о конфликте, включая концепцию стратегии и тактики и т.д.);
2) предысторию взаимодействий конфликтующих сторон (отношение друг к другу, взаимные стереотипы и ожидания, включая их представление об отношении к себе противоположной стороны, и главное, степень полярности их взглядов по системе «хорошо — плохо» и «заслуживает доверия—не заслуживает доверия»);
3) природу того, что привело к конфликту (его границы, жесткость, мотивационную ценность, определение, периодичность и т.н.);
4) социальную среду, в которой возник конфликт (различные инструменты, учреждения и ограничители; уровень поощрения или сдерживания в зависимости от выбранной стратегии и тактики ведения или разрешения конфликта, включая природу социальных норм и институциональных форм для регулирования конфликта);
5) заинтересованные стороны (их отношение к конфликтующим сторонам и друг к другу, их заинтересованность в тех или иных результатах конфликта, их характеристики);
6) применяемые конфликтующими сторонами стратегию и тактику (оценивание и/или изменение преимуществ, недостатков и субъективных возможностей и попытки одной из сторон оказать влияние на представление другой стороны о преимуществах или недостатках первой посредством тактики, которая может варьироваться по таким измерениям, как легитимность — нелегитимность, по соотношению использования позитивных и негативных стимулов, таких как обещания и поощрения или угроза наказания, свобода выбора — принуждения, уровень доверия, типы мотивов и т.д.).
7) результаты конфликта для его участников и заинтересованных сторон (выгоды или потери, связанные с непосредственным предметом конфликта, внутренние изменения у конфликтующих сторон, связанные с их участием в конфликте, долгосрочные перспективы взаимоотношений между участниками конфликта, репутация участников в ходе конфликта у различных заинтересованных сторон)
Лекция 2. Типология конфликтов
Согласно общей теории конфликтов Боулдинга, общественные конфликты в соответствии с уровнем организованности сторон делятся на три большие группы: конфликты на уровне индивидуумов, групп и организаций.
Классификацией трех организационных уровней обусловлена следующая типология: 1) конфликты между индивидуумами;
2) пограничные конфликты между изолированными в пространстве группами;
3) экологические конфликты между пересекающимися в пространстве группами;
4) конфликты между гомогенными организациями (например, государствами);
5) конфликты между гетерогенными организациями (например, между государством и церковью);
6) конфликты между индивидуумом и группой (например, в семье);
7) конфликты между индивидуумом и организацией (например, между гражданином и государством);
8) конфликты между группой и организацией.
В общей теории конфликтов А.Раппопорта выделяются три главных типа и одновременно три уровня конфликтов: война, игра и спор.
Война: бескомпромиссная борьба до победоносного конца и применение любых, в том числе насильственных, средств. Игра: разрешение конфликта на основе действий по заранее определенным правилам; результат — получение выигравшим существенных, но не жизненно важных, преимуществ. Спор: используются только мирные средства; цель — достижение согласия с другой стороной.
Конфликты различаются между собой: по легальности существования (открытые и латентные); по направленности развития (субъекты — цели); по скорости, по типам (когнитивные и мотивационные); по «механизму» их разрешения; по сложности и важности.
Когнитивными называются конфликты, отражающие противоположные или противоречивые точки зрения на события, факты. Они протекают в форме дискуссий, споров, диспутов, полемики на страницах газет и журналов и т.д. Если по отношению к одной из сторон конфликта не применяются методы насилия, если дискуссия ведется цивилизованно, то обычно не возникает опасности перехода этого типа конфликтов в мотивационные, в основе которых лежат столкновения коренных интересов сторон.
В зависимости от интенсивности, уровня антагонизма отношения между конфликтующими сторонами могут быть двух типов: а) радикально конфликтными, если какой-либо общий интерес отсутствует; б) частично конфликтными, когда, несмотря на столкновение, стороны имеют какой-либо общий интерес.
Интересную типологию конфликтов предложил профессор Йельского университета Роберт Даль. По его мнению, конфликты подразделяются на:
1) биполярные (двусторонние) и мультиполярные (многосторонние) — в зависимости от числа противостоящих участников конфликта;
2) кумулятивные и перекрещивающиеся — в зависимости от сходства и различия состава участников конфликта;
3) конфликты, ведущие к поляризации и сегментации — в зависимости от степени или уровня антагонизма участников. Под поляризацией понимается глубокий раскол общества на две противоположные группы, противоречие между которыми мирными средствами неразрешимо, а сегментация—это дробление общества наряд слоев и групп с различными интересами и ценностями, конфликтующими между собой, но при этом стабильность общества гарантирована системой взаимных уступок, переговоров, консультаций.
В зависимости от формы проявления условий и времени протекания выделяются различные типы конфликтов:
1) по длительности:
• кратковременные (от нескольких минут до нескольких часов);
• длительные (от нескольких часов до нескольких суток);
• затяжные (бессрочные, для которых не находится конструктивного решения);
2) по проявлению:
• скрытые (видимых проявлений конфликта недостаточно для того, чтобы судить о его наличии и особенностях);
• частично скрытые (видимые проявления конфликта не позволяют адекватно судить о его причинах, глубине, действиях участников);
• открытые (все проявления конфликта не скрываются участниками, а иногда даже принимают демонстративный характер);
3) по организации:
• преднамеренные (специально задуманные и осуществленные по заранее намеченному плану);
• нечаянные (возникшие случайно, без предварительных намерений по воле обстоятельств, ситуаций);
• спровоцированные (возникшие в результате провоцирующих слов или поступков, вынуждающих обстоятельств);
• инициативные (один из участников или одна из сторон выступает в роли инициатора, начиная со слов или действий, вызывающих конфликт).
В соответствии с рассмотренной типологией конфликтов любая конфликтная ситуация может быть отнесена по соответствующему основанию (по субъектам, причинам, длительности протекания, организации, проявления и т.д.) к тому или иному типу. Сравнение различных типов при анализе конкретной ситуации дает возможность более правильной ее оценки и анализа и, соответственно, принятия оптимальных вариантов по разрешению конфликта.
Субъектами социальных конфликтов выступают: личности, группы, классы, этнические общности, социальные организации и институты, политические союзы, государства, международные объединения. Соответственно различаются типы конфликтов: межличностные, внутригрупповые и межгрупповые, межклассовые и внутриклассовые, этнические (или национальные), внутренние конфликты организаций и институтов, конфликты, возникающие между государствами, т.е.международные.
Противостоящие субъекты живут и борются в различных подсистемах общественных отношений и деятельности. Отсюда вытекает классификация конфликтов по критерию сфер жизнедеятельности общества: экономические, социальные, политические, правовые, идеологические, нравственные, религиозные, научные, управленческие. Их носителями могут быть любые из перечисленных субъектов. Они объединяются в рамках теории среднего уровня. Экономический конфликт—это конфликт прежде всего по поводу присвоения , распоряжения и использования средств производства, а также организации и управления производством материальных благ и их распределением. Социальный конфликт—по поводу средств жизнеобеспечения, реального доступа к различным благам и ресурсам. Одной из разновидностей социального конфликта является этнический конфликт, связанный с защитой прав и интересов национальных групп. Политический конфликт — обобщающий по отношению к другим общественным конфликтам; он возникает по поводу власти, ее приобретения, защиты и использования в интересах определенных социальных групп или большинства общества. Правовой конфликт формируется в системе правовых отношений и по поводу юридических норм и правосознания. Управленческий конфликт присущ управленческим отношениям, рождается на различных этапах разработки, принятия и реализации управленческих решений. Идеологический, религиозный, научный, нравственный и другие конфликты, характеризующие процессы духовной жизни людей, возникают и существуют в сфере духовной деятельности и взаимоотношений по поводу духовных ценностей.
4. Динамика социального конфликта
Анализ содержания и особенностей протекания социального конфликта целесообразно проводить по трем основным стадиям: Предконфликтная стадия, непосредственно конфликт и стадия разрешения конфликта.
1. Предконфликтная стадия. Характерной особенностью каждого конфликта в момент его зарождения является наличие объекта, обладание которым (или достижение которого) связано с фрустрацией потребностей двух субъектов, втягиваемых в конфликт.
Предконфликтная стадия—это период, когда конфликтующие стороны оценивают свои ресурсы, прежде чем решиться на агрессивные действия или отступить. К таким ресурсам относятся материальные ценности, информация, власть, престиж и т.п. В то же время происходит консолидация сил противоборствующих сторон, поиск сторонников и оформление групп, участвующих в конфликте.
Когда все попытки достичь желаемое оказываются тщетными, индивид или социальная группа определяет объект, мешающий достижению целей, степень его «вины», силу и возможности противодействия. Этот момент в предконфликтный стадии называется идентификацией.
Иногда причина фрустрации бывает скрыта и ее трудно идентифицировать, тогда возможен выбор объекта для агрессии, который не имеет никакого отношения к блокированию потребности. Эта ложная идентификация может привести к воздействию на сторонний объект, ответному действию и возникновению ложного конфликта.
Случается, что ложная идентификация создается искусственно, с целью отвлечения внимания от истинного источника фрустрации.
2. Непосредственно конфликт. Эта стадия характеризуется прежде всего наличием инцидента, т.е. социальных действий, направленных на изменение поведения соперников. Действия, составляющие инцидент, могут иметь как открытый, так и скрытый характер.
Весьма характерным моментом на этапе непосредственно конфликта является наличие критической точки, при достижении которой конфликтные взаимодействия между противоборствующими сторонами достигают максимальной силы и остроты. После прохождения критической точки число конфликтных взаимодействий, их острота и сила резко снижаются и дальше конфликт идет по нисходящей к своему разрешению или же к новому всплеску сил противостояния.
3.Разрешение конфликта. Внешним признаком разрешения конфликта выступает завершение инцидента. Это означает, что между конфликтующими сторонами прекращается конфликтное взаимодействие.
Разрешение социального конфликта возможно лишь при изменении конфликтной ситуации. Это изменение может принимать разные формы. Но наиболее эффективным изменением конкретной ситуации, позволяющим погасить конфликт, считается устранение причины конфликта. Возможно также разрешение социального конфликта путем изменения требований одной из сторон: соперник идет на уступки и изменяет цели своего поведения в конфликте. Социальный конфликт может быть также разрешен в результате истощения ресурсов сторон или вмешательства третьей силы, создающей перевес одной из сторон, и, наконец, в результате полного устранения соперника.
ЛИТЕРАТУРА
ЗдравомысловА.Г. Социология конфликта. М., 1996. Запрудскгш Ю.Г. Социальный конфликт: Политологический анализ. Ростов н/Д, 1992.
ЗеркинД.П. Основы конфликтологии. Ростов н/Д, 1998.
2 3:ik. №689
ЛЕКЦИЯ 3.
ПОЛИТИЧЕСКИЙ КОНФЛИКТ
1. Понятие политического конфликта
Политический конфликт — это столкновение, противоборство политических субъектов, обусловленное противоположностью их политических интересов, ценностей и взглядов.
Политика — неустранимый аспект общественного существования. Она возникла из требований, взаимно предъявляемых людьми друг другу и проистекающих из этого усилий по разрешению противоречий, когда требования оказываются конфликтными, по властному распределению дефицитных благ и по руководству обществом в деле достижения общих целей. В многочисленных своих обличьях — в виде деятельности по принятию решений, распределению благ, выдвижению целей, социальному руководству, соисканию власти, осуществлению конкуренции интересов и оказанию влияния—политика может обнаруживаться внутри любой общественной группы.
Роль политики как особой сферы общественной жизни обусловлена тремя ее свойствами: универсальностью, всеохватывающим характером, способностью воздействовать на практически любые стороны жизни, элементы общества, отношения, события; включенностью, или проникающей способностью, т.е. возможностью безграничного проникновения и, как следствие, атрибутивностью (способностью сочетаться с неполитическими общественными явлениями, отношениями и сферами).
Понятие политического конфликта обозначает борьбу одних субъектов с другими за влияние в системе политических отношений, доступ к принятию общезначимых решений, распоряжение ресурсами, монополию своих интересов и признание их общественно необходимыми, словом, за все то, что составляет власть и политическое господство.
Политическая государственная власть, обладание ею, устройство властных институтов, политический статус социальных групп, ценности и символы, являющиеся базой политической власти и в целом данного политического общества, — все это составляет объект и предмет политических конфликтов.
Противоречие между политическим обществом как целостной системой и неравенством, включенных в нее индивидов и групп, выраженным в иерархии политических статусов, — источник и основа политического конфликта.
2. Типы политических конфликтов
Различают три основных типа политических конфликтов.
1. Конфликты интересов. Конфликты такого рода преобладают в экономически развитых странах, устойчивых государствах, политической нормой здесь является «торг» по поводу дележа экономического «пирога» (борьба вокруг размеров налогов, объема социального обеспечения и т.д.); этот тип конфликта наиболее легко поддается урегулированию, так как здесь всегда можно найти компромиссное решение («как это, так и то»).
2. Конфликты ценностей характерны для развивающихся государств с неустойчивым государственным строем; они требуют больше усилий по урегулированию, поскольку компромисс по поводу таких ценностей, как «свобода», «равенство», «терпимость» труднодостижим, если вообще возможен.
3. Конфликты идентификации: характерны для обществ, в которых происходит отождествление субъектом себя с определенной группой (этнической, религиозной, языковой), а не с обществом (государством) в целом; этот тип конфликта возникает в условиях противоположности рас, этнической или языковой противоположности.
В зависимости от уровня участников политический конфликт может быть: межгосударственным (субъекты —государства и их коалиции), государственным (субъекты —ветви власти, политические партии и т.д.), региональным (субъекты —региональные политические силы), местным.
Внутриполитические конфликты разделяют на позиционные (горизонтальные) и оппозиционные (вертикальные).
Субъектами позиционных внутриполитических конфликтов выступают политические институты, организации, осуществляющие власть и руководство в рамках данной системы, но занимающие различные позиции. Таковы, например, органы и занятые в них группы людей, представляющие разные ветви государственной власти, институты федеральной власти и субъектов федерации. Предмет таких конфликтов — отдельные элементы политической системы и политики правящих кругов, не соответствующие в полной мере интересам и целям системы, отдельным группировкам правящих сил. Их разрешение ведет к частичным изменениям в политике властей. Это частичные конфликты.
Субъектами оппозиционных внутриполитических конфликтов выступают, с одной стороны, властвующие элиты, выражающие их интересы партии, государственные институты, организации, лидеры. С другой — организации, представляющие подвластные массы, а также политически активные группы, выступающие против существующих порядков, господствующей политической власти. Предметом конфликта в данном случае является существующая система государственной власти в целом, существующий режим. Конечный итог разрешения конфликта — смена политической системы. Поэтому конфликты подобного рода называют радикальными.
Источником радикального конфликта являются противоречия между коренными политическими интересами и основными ценностями крупных социальных групп; источником частичного — противоречия между временными, неосновными интересами и ценностями конфликтующих агентов. Радикальные конфликты вовлекают в сферу противоборства большинство или все политические институты и значительные массы населения. В частичных конфликтах участвуют лишь некоторые институты и группы, части элит, соперничающие партии, заинтересованные в разрешении (или в неразрешении) конкретных проблем реформирования политических отношений и институтов. Первые разделяют общество на две основные противоположные политические силы; вторые вырастают из сплетения многих политических сил, действующих в рамках и по правилам «игры» плюрализма.
Внутриполитические конфликты подразделяются на режимные и легитимные.
Режимные внутриполитические конфликты: целью одного из субъектов может быть захват власти в государстве или смена политической системы, но без разрушения территориальной целости государства.
Легитимные внутриполитические конфликты: часть государство стремится отделиться от целого; часто легитимные конфликты совпадают с этнополитическими, но не всегда этнополитические конфликты являются легитимными (например, требования национального равноправия, автономии).
3. Международный политический конфликт
Субъектами международного политического конфликта являются отдельные государства, группы государств, объединенные союзы, коалиции, либо представляющие их организации, подобные, скажем, ООН, или общественно-политические организации типа Социалистического Интернационала, профсоюзных альянсом и других, или, наконец, каких-то идеолого-политических и религиозных движений. Сфера их зарождения и действия — те или иные страны, международные политические отношения, а не взаимодействия субъектов в рамках одной политической системы (различных ее носителей — слоев, партий и т.д.).
Международный конфликт возникает в любом случае, когда одно государство или группа государств стремится навязать свои интересы другим, объявляет и добивается их монополии, ущемляя при этом или вообще не принимая во внимание иные интересы. Сфера возможных видов противоположных политических интересов, являющихся объектом конфликта, весьма широка: от непосредственно политических (безопасность, границы государств и т.д.) до общих экономических, национальных, информационных, идеологических и даже религиозных. Экономические отношения между странами, будь то отношения сотрудничества или конкуренции, взаимопомощи или экспансии, приобретают опосредованно политический характер, т.е. влияют на политику через материальные, информационно-идеологические и прочие важные для политических отношений факторы. Специфика субъектов, причин международных конфликтов обусловливает формы и механизмы их возникновения, развития и разрешения. В числе первоначальных форм проявления—межгосударственные споры, дипломатические акции. Развитие конфликта связано с формированием противоборствующих сторон, зачастую в виде блоков, коалиций и прочих сообща действующих групп государств и других политических организаций. В ряду форм проявления международных конфликтов и их разрешения—политические переговоры: двусторонние и многосторонние с привлечением посредников, в виде международных конференций и другие.
В настоящее время в международной практике предотвращения и разрешения конфликтов к противоборствующим сторонам широко применяются политические и экономические санкции международного сообщества (ООН), региональных объединений государств (Совет Европы, Организация африканского единства и др.). Решение о применении санкций в ООН принимается Советом Безопасности (в этом случае они носят обязательный характер) или Генеральной Ассамблеей, которая только рекомендует эту меру. Санкции осуществляются в виде эмбарго на поставки нефтепродуктов и других необходимых товаров для стран, участвующих в конфликтах, а также запрета на предоставление им оружия, замораживания капиталов, принадлежащих данным странам и т.д. И как крайняя мера—применение вооруженной силы со стороны международного сообщества, если конфликт перерастает в военное противостояние, как это случилось, например, в бывшей Югославии. Принуждение к преодолению насильственного конфликта более мощной международной силой, не требующее согласия всех задействованных в конфликтах сторон, — в числе мер ООН по поддержанию мира.
ЛИТЕРАТУРА
ГлуховаА.В. Типология политических конфликтов. Воронеж, 1997.
ЗеркинД.П. Основы конфликтологии. Ростов н/Д, 1998.
Конфликты и согласие в современной России: Социально-философский анализ. М., 1998.
ЛЕКЦИЯ 4.
ПОЛИТИЧЕСКИЕ КРИЗИСЫ
1. Понятие и типология политических кризисов
Для характеристики конфликтов, затрагивающих государство как основной институт политической системы, в конфликтологии и политологии используется понятие «политический кризис» (греч. krisis—решение, поворотный пункт, исход).
Политический кризис — это состояние политической системы общества, выражающееся в углублении и обострении имеющихся конфликтов, в резком усилении политической напряженности.
Политический кризис характеризуется делегитимацией структур власти, отсутствием взаимодействия между различными центрами власти, блокированием одного центра другим, снижением эффективности социально-политического регулирования и контроля, эскалацией стихийных форм политического протеста (митингов, забастовок, демонстраций и т.д.).
Можно выделить внешнеполитические кризисы, обусловленные международными конфликтами и противоречиями, и внутриполитические кризисы (правительственный, парламентский, конституционный и др.).
Правительственный кризис — особенно частое явление, выражается в потере правительством авторитета, в невыполнении его распоряжений исполнительными органами. Если правительство не справляется с ситуацией, то парламент может отказать ему в поддержке и отправить кабинет министров в отставку. Правительственный кризис может сопровождаться сменой лидеров, форм правления и т.д.
Парламентский кризис — это изменение соотношения сил в органах законодательной власти, когда решения парламента расходятся с волей большинства граждан страны. Результат—роспуск парламента и назначение новых выборов. Парламентский кризис может возникнуть и в том случае, когда основные противоборствующие фракции в нем примерно равны по силе, и это мешает принятию решений и парализует работу законодательной власти. Как итог — роспуск парламента и назначение новых выборов.
Конституционный кризис связан с фактическим прекращением действия Основного закона страны (конституции). Прежняя конституция утрачивает легитимность и требуется ее качественный пересмотр.
2. Кризисы политического развития
В зависимости от особенностей проявления и причин возникновения политического кризиса в конфликтологии выделяют такие его формы, как: 1) кризис легитимности; 2) кризис идентичности; 3) кризис политического участия; 4) кризис проникновения; 5) кризис распределения.
Кризис легитимности возникает в результате рассогласования целей и ценностей правящего режима с представлениями основной части граждан о необходимых средствах и формах политического регулирования, нормах справедливого правления и т.д.
Для поддержания легитимности власти используются различные средства: изменения законодательства и механизма государственного управления в соответствии с новыми требованиями; стремление использовать традиции населения в законотворчестве и при проведении практической политики; реализация легальных мер предосторожности против возможного снижения легитимности власти; поддержание в обществе законности и правопорядка и др. Показателями легитимности власти выступают: 1) уровень принуждения, применяемый для проведения политики в жизнь; 2) наличие попыток свержения правительства или лидера; 3) сила проявления гражданского неповиновения; 4) результаты выборов, референдумов; 5) массовость демонстраций в поддержку власти (оппозиции) и др.
Кризис идентичности возникает тогда, когда этнические и социально-структурные различия становятся преградой на пути общенационального объединения и идентификации с определенной политической системой.
Следует отметить двоякое и противоречивое влияние информационной революции. С одной стороны, высокий образовательный уровень населения способствует быстрому, но в основном поверхностному приобщению к ценностям политической культуры участия. С другой стороны, западная модель социального поведения, выражающаяся в таких ценностях, как частная собственность, правовое государство, для значительной части населения является достаточно абстрактной, не усвоенной в процессе социализации, отсутствуют деятельностно-активная ориентация личности, психология рационального оптимизм предпринимательские традиции. Отсюда проблема психологической и нравственной приемлемости политической модернизации, которая воспринимается не как национальное развитие, а как иностранное или космополитическое влияние.
Проблема идентификации решается двумя путями:
1) с помощью харизматических лидеров, способных объединить национальную или территориальную общность; при этом обычно используются радикальные средства политической мобилизации населения, что чревато насилием, несущим внутреннее отрицание целей политической модернизации;
2) путем осуществления государственной политики, нацеленной на создание механизма содействия людям в поисках идентичности, отказ от идеологических решений и концентрацию усилий на профессиональном обучении, широком и пользовании опыта других стран, формирование благоприятных условий для социальной мобильности.
Решающими здесь оказываются два слоя. Первый из них—интеллигенция. Она вносит мутации в культуру, продуцирует инновации, способные открывать путь к новым цивилизационным завоеваниям. Второй слой—бюрократия. Она способна обеспечить сохранность социальной наследственности, тех социальных структур, которые исторически сложились и которые составляют основу существующего образа жизни.
Кризис политического участия характеризуется созданием пpавящей элитой искусственных препятствий включению в активную политическую жизнь групп, заявляющих о своих претензиях к власти, а также обострением проблемы сохранения территориальной целостности, национального единства и стабильности политической системы в условиях роста политического участия групп с противоречивыми интересами.
Кризис проникновения проявляется в снижении способности государственного управления проводить свои решения в различных областях общественной жизни. Его возникновение связано с расхождением между реальной политикой и провозглашенными правительством целями.
Кризис распределения означает неспособность правящей элиты обеспечить приемлемый для общества рост материального благосостояния и его распределение, позволяющих избежать чрезмерной социальной дифференциации и гарантирующих доступность основных материальных благ всем слоям населения.
ЛИТЕРАТУРА
Барсамов В. А. Политические кризисы и смуты М., 1997.
ЗдравомысловА.Г. Социология конфликта. М, 1996. Купряшин ГЛ. Кризисы модернизации // Кентавр. 1994. № 3.
ЛЕКЦИЯ 5.
ЭТНОПОЛИТИЧЕСКИЕ КОНФЛИКТЫ
1. Природа этнополитического конфликта
Роль этнонационального фактора в мировой политике в последние десятилетия выросла и продолжает расти. Сепаратистские тенденции не обошли стороной ни Европу, ни Азию, ни Африку. Распались федеративные государства СССР, Югославия, Чехословакия. Национальный вопрос остается сложной внутриполитической проблемой в Канаде (Квебек), в США (негритянский, мексиканский, индейский вопросы).
В мире насчитывается более 5000 этносов, из которых 269 составляют свыше одного миллиона человек, 90% наций и народностей входят в состав многонациональных государств. В России насчитывается более 1000 этносов и народов. И ни один из этносов не довольствуется удовлетворением непосредственных потребностей. Каждый добивается удовлетворения своих интересов, как минимум, — свободы развития, самостоятельности и самоутверждения.
Этнонациональные отношения не существуют в чистом виде, они являются комплексом политических, социальных, религиозных, экологических и других проблем. Поэтому в тех или иных событиях, неурядицах, а порой и трагедиях выделить национальный фактор сложно. Но события последних лет показали, что этнонациональный фактор имеет известную автономию, относительную самостоятельность. Поэтому в политике выражаются и реализуются многие важные интересы этносов. Рассматривая этнонациональные отношения как объект политики, необходимо выяснить соотношение и структуру таких понятий, как этнос, нация, национальное государство.
Этнос (греч. ethnos—племя, народ) — устойчивая группа людей, обладающих общностью происхождения (крови), истории, языка и культуры.
Нация (лат. natio—племя, народ) — устойчивая общность людей, исторически сложившаяся на основе единства происхождения (общности «крови»), культуры, совместного проживания и коммуникаций (экономических, политических и др.). В структуру нации соединены этнические (происхождение, язык, культура) и социальные (совместность экономической жизни, развитые коммуникации и групповая идентификация) компонентов.
Формирование наций приводит к образованию государств в различных формах их политической организации и степени самостоятельности. В этом смысле нация и государство — понятия близкие. Этнос, созревающий в нацию, создает и государство. Как правило, это не обособленный этнос, а группа этносов, сложившихся в единую нацию. Любая нация полиэтнична. Поэтому основополагающий принцип государственного устройства абсолютного большинства стран мира таков, что нация понимается как государственный этнос. Нация вне государства существовать не может.
Национальные отношения — это отношения между субъектами национально-этнического развития (нациями, народностями, национальными меньшинствами и национальными группами) и их государственными образованиями, а также между людьми различ-1ых национальностей, складывающимися в процессе жизнедеятельности и взаимодействия национальных общностей.
Главный вопрос в национальных отношениях, с одной стороны, это вопрос равноправия или подчинения, вопрос о причинах возникновения недоверия, вражды и конфликтов, это вопрос о неравенстве уровней экономического и культурного развития между нациями. С другой — это вопрос об отношениях между нациями и существующей системой власти в многонациональном обществе, о формах, методах и условиях его решения в интересах мирного сосуществования и добрососедства, прогресса нации на основе равноправия, суверенности и демократизма.
В 70-е — 90-е гг. в мировой общественно-политической мысли активно разрабатываются этнополитические идеи и концепции, трактующие различные интересы и устремления разнообразных социальных форм этносов—племен, народностей, наций. Это связано с тем, что этнические процессы проявляются повсюду в мире. Они обусловлены утверждением на арене мировой истории уникальных культур народов, считавшихся ранее отсталыми и обретшими свою государственную независимость относительно недавно. Следует также отметить, что всплеск этнического сознания у народов, живущих в «постиндустриальном обществе», вызван неосознанным сопротивлением нивелирующему воздействию современных технологий и моделей образа жизни, угрожающих сохранению культурной традиции и национальной самобытности. Быстро растут национальное самосознание и национализм. Ученые назвали этот феномен «этническим ренессансом», «этническим парадоксом современности».
Само по себе этническое возрождение не является этническим конфликтом, однако обладает мощным конфликтогенным потенциалом. Грань, отделяющая этнический патриотизм от национализма, очень размыта и подвижна. Небольшое изменение акцентов позволяет зачастую незаметно преодолеть эту грань, и вызревает благоприятная для конфликта интеллектуальная и духовная среда.
В конфликтологии под этнополитическим конфликтом понимается конфликт, характеризующийся определенным уровнем организованного политического действия, участием общественных движений, наличием массовых беспорядков, сепаратистских выступлений и даже гражданской войны, в которых противостояние происходит по линии этнической общности.
Свойство этнополитического измерения современного конфликта заключается в том, что конфликт имеет скрытый период накопления и развертывания межэтнических противоречий. У каждого конфликта он имеет разную продолжительность. В это период и происходит формирование собственно этнополитического потенциала конфликта, а также осознание национального статуса его участников, сопоставление ими своего статуса со статусом других национальных общностей и формирование отношения к ним. В этот период решается вопрос о путях борьбы за власть и перераспределение материальных ресурсов. Недовольство собственным национальным статусом актуализирует историческую память, древние стереотипы межнациональной борьбы.
2. Сущность и эволюция этнополитических конфликтов
В научной литературе существуют два подхода к анализу причин, сущности и эволюции этнополитических конфликтов.
Первый—социологический. Причины конфликтов объясняются на основе анализа этнических параметров основных социальных групп и слоев, а также на исследовании взаимосвязи и взаимовлияния социальной стратификации общества и разделения труда с этническими характеристиками региона, переживающего этнополитическую напряженность.
Второй — политологический. Центральное внимание уделяется трактовке роли национальных элит в мобилизации чувств в процессе межэтнической напряженности и ее эскалации до уровня открытого конфликта. В качестве ключевого исследуется вопрос о власти, доступе к ресурсам. Анализируются социально-психологические механизмы этнополитических конфликтов.
При рассмотрении причин возникновения этнополитических конфликтов многие ученые отмечают, что основополагающими являются причины общецивилизационного характера, порождаемые объективным развитием человечества. Например, Э.Блэк полагает, что неравномерные протекание модернизации (социальной структуры, экономики, национально-государственного устройства и др.) в этнонациональных ареалах порождает конфликты между притязаниями этнических групп, с одной стороны, и реальными возможностями государства гарантировать обеспечение прав своих граждан — с другой. По утверждению А.Дейча, модернизация активизирует этническое сознание, благоприятствует складыванию политических устремлений к национальной автономии.
Рассматривая проблему детерминации этнополитического конфликта, М. Гектер выдвигает концепцию «внутреннего колониализма», в которой обосновывает «триадную модель» возникновения этнополитической напряженности:
1) конфликтогенную по своей природе объективную обделенность этнических периферийных групп многонационального государства в процессе его неравномерной модернизации;
2) осознание этой обделенности членами этнической группы как образа коллективных центропериферийных взаимоотношений угнетения;
3) формирование этнонационализма как реакции угнетаем< общности на «внутренний колониализм» Центра.
Отдельный пласт причин, порождающих этнополитические конфликты, коренится в истории этносов и их взаимодействии, сформировавшемся национальном складе ума, национальном сознании, психологии, традициях, идеологических мифах и стереотипах, транслирующихся из поколения в поколение и др.
В условиях разрушенных социальных связей усиливаете роль национальности как традиционно значимого канала социальной идентификации. Различные течения этноцентрализм; включая разновидности национализма и шовинизма превращаются в особые формы преодоления комплекса неполноценности, присущего маргинальным слоям. Национализм может служить своеобразной приманкой, с помощью которого социальные низы вовлекаются в орбиту влияния политически партий, решающих задачи политической мобилизации населения.
В числе причин, порождающих этнополитический конфликт можно назвать «политизацию этнической солидарности» (Ч.Фостер), получившую свое развитие в условиях либерализации политической системы в СССР в перестроечный период.
Ситуационные источники этнополитических конфликтов:
1) внезапное исчезновение сдерживающих факторов внешней среды, что может произойти из-за быстрого ослабления высшей политической власти или неожиданного исчезновения внешней угрозы;
2) историческое наследие межэтнических отношений;
3) внутренняя борьба за лидерство в рамках этнической группы;
4) экономическая ситуация;
5) уровень политической и общей культуры в очагах этнополитических конфликтов и многое другое.
3. Типология этнополитических конфликтов на территории бывшего СССР.
Вся совокупность этнополитических конфликтов на территории бывшего СССР может быть сведена к следующим основным типам:
• территориальные конфликты, часто тесно связанные с воссоединением раздробленных этносов: их источник — внутриполитические, нередко и вооруженные, столкновения между правительством и национально-освободительным движением или сепаратисткой группировкой, пользующейся военно-политической поддержкой соседнего государства (Нагорный Карабах, Южная Осетия, северо-восточные регионы Казахстана, Южный Дагестан и др.);
• конфликты, порожденные стремлением этнического меньшинства реализовать право на самоопределение в форме создания независимого государственного образования (Абхазия, Приднестровье);
• конфликты, связанные с восстановлением территориальных прав депортированных народов (между осетинами и ингушами из-за Пригородного района, крымскими татарами и другими народами Крыма);
• конфликты, в основе которых лежат притязания того или иного государства на часть территории соседнего государства (стремление Эстонии и Латвии присоединить к себе ряд районов Псковской области, которые были включены в состав этих двух государств при провозглашении независимости, а в 40-е гг. перешли к РСФСР);
• конфликты, источниками которых служат последствия произвольных территориальных изменений, осуществленных в советский период (это прежде всего — проблема Крыма, а в потенции территориальные урегулирования в Закавказье и Средней Азии);
• конфликты, порожденные многолетним пребыванием депортированных народов на территории других республик (турки-мес-хетинцы в Узбекистане, чеченцы в Казахстане и др.);
• конфликты, связанные с абсолютизацией и противопоставлением принципов права народов на самоопределение и территориальную целостность государств, со стремлением легитимации социально-политического превосходства «коренной» («титульной») нации данного государства или национально-государственного образования над другими народами;
• конфликты, вызванные дискриминацией русских в ряде государств СНГ;
• конфликты, в которых за лингвистическими спорами (о государственном языке) часто скрываются глубокие разногласии между различными национальными общинами, как это проявляется, например, в Молдове.
При анализе этнополитических конфликтов следует иметь виду, что нередко может наблюдаться наслоение одних конфликтных ситуаций на другие.
Все бытующие в мире представления о принципах и путях решения этнополитических конфликтов могут быть подразделены на основные категории:
• Оперативные решения связаны с некоторыми разовыми действиями, направленными в основном на недопущение разрастания конфликта, например, за счет усиления охраны жизненно важных объектов или нейтрализации «боевиков», на устранение наиболее ощутимых последствий конфликтов (размещение и обустройство беженцев, восстановление разрушенных зданий, коммуникаций и т.д.); либо связанные с минимизацией риска возникновения конфликта (наказание организаторов погромов, активизация информационно-разъяснительной работы и др.)
• Тактические решения направлены на урегулирование уже возникших конфликтов путем силового, в том числе экономического давления на их участников или посредством налаживания переговорного процесса.
• Стратегические решения ориентированы на предупреждение кризисов в межнациональных отношениях на основе заблаговременного создания правовых, политических, экономических и социально-психологических условий для безболезненного и цивилизованного развития этих процессов.
Россия активно накапливает миротворческий опыт при урегулировании этнополитических конфликтов на территории государств СНГ. Наша страна внесла свой вклад в смягчение конфликта и их перевод в фазу переговоров, выступая посредником между Арменией и Азербайджаном, Абхазией и Грузией, Южной Осетией и Грузией. Благодаря России было остановлено кровопролитиев Приднестровье, она служит сдерживающим фактором в гражданской войне в Таджикистане.
Без разрешения существующих и упреждения новых конфликтов политико-правовыми средствами невозможно успешное осуществление социально-экономических реформ, обеспечение демократии во всех сферах жизни и максимальной интеграции СНГ.
ЗеркинД.П. Основы конфликтологии. Ростов н/Д, 1998.
Котанджян Г. С. Этнополитология консенсуса-конфликта. Цивилизационные проблемы теории и практики. М., 1992.
ЛЕКЦИЯ 6. ПРАВОВОЙ КОНФЛИКТ
1. Природа правового конфликта
Правовой конфликт — это противоборство субъектов права противоположными пониманием и действиями по отношению принципам и нормам права с целью изменения своего статуса юридического состояния.
Право объективно по содержанию; как идеал правовые принципы и нормы характеризуют объективно значащие для общественного субъекта всеобщие правила поведения, именно те правила, которые соответствуют потребностям, интересам и особенное общественного сознания. Право субъективно, коль скоро твори субъектами и реализуется ими в своих целях и интересах. Субъективная сторона (правовая субъективность) воплощается в индидуальном и общественном правосознании, в воле отдельных и коллективов, поведении и деятельности (правотворческой и правоприменительной) субъектов правоотношений.
Единство объективного и субъективного в праве противоречиво, что порождает реальную возможность формирования многообразия полей конфликта: 1) несоответствие состояния и уровня развития правосознания реальности правовых отношений объективным потребностям их регулирования новыми юридическими нормами. Несоответствие, развивающееся до противоречия, проявляется в столкновении обычая и закона; устаревших законов и вырабатываемых непосредственно практикой, деятельности законодателя, новых обязательных правил собстственного поведения; в коллизии законов и др. Отмеченное противоречие обусловливает ситуацию, при которой каждый субъект практически признается одновременно членом двух разных правопорядков: устаревшего, но еще действующего, и идущего е на смену нового, пока не утвержденного государством формально; 2) конфликт между законом и массовым поведением i селения, включая элиту. Одна из главных причин противостояния цивилизованно-правового поведения и неправового — стояние легитимности государственного строя и существующего правопорядка. Правовой нигилизм и проявления контркультуры, конфликты, связанные с ними, усиливаются и множатся в переходные периоды.
2.Разновидности правовых конфликтов
Правовые конфликты подразделяются на две группы: а) собственно правовые; б) правовые по форме выражения и способам регулирования и разрешения. Первые внутренне присущи правосознанию и правоотношениям. Вторые возникают в зоне взаимодействия права с другими сферами общественной жизни (конфликты-симбиозы»).
Собственно правовые конфликты, связанные с противоречиями в самом правосознании и праве, это — формы борьбы за «чистоту» права, за его адекватное выражение объективных потребностей правовой реальности; это — форма разрешения противоречий между различными элементами правосознания и правовых отношений (коллизия норм и пр.).
Конфликты-«симбиозы» возникают на иной основе: в сфере практической жизни или прямо связаны с ней. Некоторые из них формируются первоначально в виде правовых, а затем приобретают элементы содержания и формы проявления экономических, политических и прочих социальных конфликтов. Таким же образом развиваются конфликты между представительной и исполнительной ветвями власти. Другие конфликты, по природе своей неправовые, перерастают в таковые со временем, оставаясь и функционируя в прежней социальной среде. Экономический конфликт, связанный с отношениями собственности, какую бы юридическую форму ни приобретал, в своей основе останется экономическим, хотя по определению становится экономико-правовым .
Из обозначенных групп конфликтов можно выделить конструктивно-созидательные и деструктивно-разрушительные. Первые представляют собой форму разрешения противоречия, связанного с реализацией провозглашенной Конституцией правовой системы, с превращением формально утвержденных принципов и норм в
фактически действующие правила регулирования общественных отношений, в реальные правовые статусы граждан и их объединений. Критерием реализации служат демократические принцип также легитимность правовой системы. Право, будучи мexaнизмом легитимации политической власти, само нуждается в легитимности—признании народом.
К числу конструктивно-созидательных относятся конфликты, возникающие внутри правовой системы в форме коллизий законов, в первую очередь конституционных, действующих на федеральном уровне и вводимых субъектами федерации в рамках реализации их прав и полномочий. Им противостоят деструктивные для федерации конфликты, связанные с нарушениями. Конституции и проявлениями «войны» суверенитетов, теперь региональных.
3. Разрешение правовых конфликтов
Разрешение правовых конфликтов происходит в различных формах: путем парламентских и иных конституционных процессов по средством рассмотрения уголовных, гражданских и других it суде и арбитраже, принятия решений в административных миссиях, налоговой инспекции, милиции и многих других учреждениях, применяющих право. При всех различиях между этими учреждениями и осуществляемыми ими процедурами разрешение конфликтов юридическим путем имеет, по крайней мере, чел общих признака: 1) конфликт рассматривается и разрешается органом, уполномоченным для этого государством; 2) орган, рассматривающий конфликт, действует на основе и во исполнение норм права; 3) конфликтующие стороны наделяются в период рассмотрения спора определенными, предусмотренными законодательством правами и обязанностями; 4) решение, принятое по конфликту обязательно для сторон и, как правило, для других организации граждан.
Юридические средства разрешения конфликта можно разделить нa три основные группы: 1) конституционные процедуры, применяемые в основном при возникновении конфликтов в политикой сфере; 2) судебное и арбитражное рассмотрение дел; 3) административные процедуры, практикуемые в различных правоприменительных органах.
Принцип разделения властей—одна из конституционных основ российского государства. Однако в реальной жизни функции ветвей власти нередко перекрещиваются или вступают во взаимные противоречия; возникают споры о компетенции и конфликты. Как рассматриваются и разрешаются конфликты в области разделения властей?
Можно отметить пять их особенностей:
1) Конфликты между ветвями власти должны всегда разрешаться легитимными, конституционными средствами;
2) Даже если конфликт между ветвями власти разрешился неконституционным путем, все же его завершение приобретает юридическую форму. Принимается новая Конституция, назначаются новые парламентские выборы;
3) Над тремя ветвями власти нет никакого более высокого арбитра, чем сам суверенный народ;
4) Затянувшийся конфликт между властями создает политический и социальный кризис в обществе и болезненно сказывается на различных сторонах жизни. Поэтому и разрешение такого конфликта предполагает достаточно широкое привлечение различных политических сил к участию в сложившейся ситуации;
5) Конфликты между ветвями власти надо не только своевременно разрешать, но и вовремя предупреждать.
Конституционное судопроизводство—одна из форм разрешения разногласий между ветвями власти и устранения конфликтов, возникающих в законодательной и исполнительной деятельности. Конституционный Суд разрешает конфликты, возникающие: а) между законодательными и исполнительными органами; б) между государственными органами Федерации и ее субъектов; в) между государственными органами и гражданами.
Общее основание для рассмотрения этих конфликтов заключается в том, что во всех случаях они связаны с действительным или предполагаемым нарушением норм и принципов Конституции РФ. Существование Конституционного Суда играет важную предупредительную, сдерживающую роль уже при зарождении политических конфликтов. Если же конфликт все-таки произошел, Конституционный Суд разрешает его, опираясь на достаточно четкие юридические нормы Закона о Конституционном Суде.
В предмет ведения Конституционного Суда РФ входит рассмотрение дел о соответствии федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, Конституции РФ. Суд решает также дела о соответствии конституций республик, уставов, законов и иных нормативных актов субъектов РФ Конституции Российской Федерации, а также договоров, заключенных ими между собой и с Федерацией. Он рассматривает и споры между органами государственной власти. Наконец, Конституционный Суд рассматривает международные договоры РФ и нарушения, конституционных прав и свобод граждан.
Процедура работы Конституционного Суда четко закреплена в юридических нормах, что обеспечивает упорядоченное рассмотрение конфликта и вынесение законного и обоснованного решения. Важно отметить, что решение, вынесенное Конституционным Судом, не подлежит пересмотру и является для всех обязательным. Следовательно, юридический конфликт завершается, хотя, разумеется, его причины, мотивы и действующие силы могут вновь проявиться в новом конфликте.
Судопроизводство, включая арбитражный процесс, — специфическая форма разрешения споров и конфликтов. Она имеет ряд преимуществ по сравнению с рассмотренными выше конституционными процедурами. К ним относятся:
а) рассмотрение конфликта независимым от других властей органом, который по своему предназначению и положению дол-же11 быть не заинтересован в исходе дела;
6) четко разработанная процедура установления и проверки фактических обстоятельств и принятия решения;
в) нормативная основа всей деятельности суда, который руководствуется законом и своим внутренним убеждением;
г) обязательность принятых решений для исполнения, как сторонами конфликта, так и другими юридическими и физическими
лицами.
В России, кроме Конституционного Суда, существует четыре вида судопроизводства: гражданское, уголовное, административное, а также арбитражный процесс. Они различаются предметом судебного разбирательства, а в связи с этим процедурой рассмотрения дела и характером принимаемых решений.
Гражданское судопроизводство функционирует при рассмотрении имущественных споров, трудовых конфликтов, земельных отношений, семейных и наследственных дел. Оно создает благоприятные возможности для мирного разрешения конфликтов в соответствии с законом, предоставляя сторонам равные процессуальные права. Суд призван вынести законное и обоснованное решение на основе всех представленных сторонами и рассмотренных им материалов дела. Существенной нормой гражданского процессуального кодекса является возможность окончить дело мировым соглашением, которое не является всего лишь частным соглашением сторон, а представляет собой в данном случае акт судебной власти: оно проверяется и утверждается судом, должно соответствовать закону и не может нарушать чьи-либо законные права и интересы.
Арбитражные суды разрешают преимущественно конфликты, возникающие при осуществлении предпринимательской деятельности. В арбитражном процессе участвуют в основном организа-11ии (учреждения, предприятия, фирмы, акционерные общества, товарищества и т.д.). Конфликтующие стороны обращаются в арбитражный суд в тех случаях, если не могут преодолеть спорную ситуацию своими силами. Данная ситуация может иметь две разновидности: а) экономические споры между предпринимателями; б) споры между предпринимателями и органами государственной власти и управления.
Уголовное судопроизводство рассматривает так называемый криминальный конфликт, представляющий собой преступление совершенное одним или несколькими лицами. В одних случаях это конфликт между преступником и потерпевшим гражданином (например, при краже), в других — между преступником и государством (например, при даче или получении взятки), но во всех случаях это конфликт с законом, а следовательно, и с правоохранительными органами. Задача уголовного суда в том, чтобы установить, был ли на самом деле тот криминальный конфликт, который послужил основанием для судебного рассмотрения виновен ли в нем подсудимый и решить вопрос о наказании виновного. В уголовном судопроизводстве конфликт преимуществе™ заканчивается «силовым» решением – применением меры государственного принуждения.
ЛИТЕРАТУРА
Зеркин Д.П. Основы конфликтологии. Ростов н/Д, 1998
Основы конфликтологии/Под ред. В.Н.Кудрявцева М 1997
Кудрявцев В. Юридический конфликт //Государство и право. 1995. №9
ЛЕКЦИЯ 7. ОРГАНИЗАЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКИЙКОНФЛИКТ
1. Понятие и разновидности организационно-управленческого конфликта
Организационно-управленческий конфликт — это конфликт между членами управляющей организации, руководителями и исполнителями, образующимися в их составе первичными группами, между различными подразделениями в данной системе управления по поводу целей, методов и средств управленческой и организационной деятельности, а также ее результатов и социальных последствий.
Различают: 1) Конфликт, связанный с распределением статусов и власти. Первое вытекает из несоответствия количества статусов высокого ранга наличным или потенциальным притязаниям членов организации. Второе объясняется двумя обстоятельствами. В организации создается иерархия должностей и соответственно имеет место делегирования власти от вышестоящих звеньев руководства к нижестоящим. А всякая власть, в том числе и делегированная, имеет тенденцию к саморасширению границ применения; отсюда столкновение ее субъекта с вышестоящим. Вместе с тем, иерархичность построения организации и управления внутренне порождают одностороннюю ответственность низших звеньев перед высшими, что приводит к административному произволу и т.д. 2) Конфликт, порождаемый проявлением разнообразных дисфункций в организации, обусловленных как объективными, так и субъективными обстоятельствами. В числе объективных — ситуация социального изменения. Организация функционирует в определенных условиях — внутренних и внешних (социальная и политическая среда). Они не остаются постоянно неизменными. Возникающие изменения нарушают устоявшийся способ функционирования, происходит определенная дезорганизация системы. Социальная дезорганизация—неотъемлемая часть процесса социального изменения. 3) Конфликт, обусловленный неадекватным разделением труда между членами организации и соответственно неадекватной ролевой структурой коллектива. Он вытекает из ошибочной стратегии и тактики подбора и расстановки кадров. 4) Конфликт, возникающий на базе нарушения формальных и неформальных норм, «правил игры». Любая норма предполагает возможность отклонения от нее в реальном поведении. Противоречие между нормой как идеальной моделью, образцом поведения и ее фактической реализацией становится конфликтом в случае отклоняющегося поведения. Причины конфликта многообразны. В их числе личностные—одни из из главных.. «Атмосфера безличности» устанавливает границы допустимого отклонения от образцов поведения, а личностные мотивы нарушают эти границы. 5) Нарушение норм и связанный с этим конфликт заложен во многом в недрах системы санкций и стимулов труда, принятой и используемой в организации. 6) Объективным законом функционирования организации является внутренняя ее интеграция, сплочение членов в единое целое. Конфликт между системой стимулов, направленных на повышение интеграции, и антистимулами указанного процесса—один из существенных видов в типологии конфликтов.
2.Специфика проявления организационно-управленческого конфликта
Для жизнедеятельности любого коллектива характерно постояное возникновение и преодоление многочисленных коллизий в общении людей. Не все из них подпадают под определение «конфликт» и требуют определенной реакции со стороны руководства. О наличии конфликта можно судить по свойственным для конфликтной ситуации проявлениям, определенным признакам. Общей формой проявления преимущественно объективных по своей природе конфликтов является дезорганизация — состояние, при котором и групповые нормы, шаблоны коллективных действий в той или иной мере приходят в несоответствие с новыми потребностями. Начинается поиск новых процедур действий и обновления отдельных элементов функций. Обычно для этого состояния характерны противоречия по поводу способов действий в изменяющихся условиях. Формируются группы инициаторов изменений и их противников. Актуализируется проблема взаимоотношения поколений в коллективе. Происходит смена неформальных лидеров, а в критической ситуации—и формальных носителей высшей для организации административной власти.
Таким образом, дезорганизация на субъективном уровне проявляется в виде нарушения согласованных действий членов группы, т.е. несогласия. Несогласие — это отказ образовавшейся внутри организации первичной группы от предписанных шаблонов, норм поведения, это — неисполнение в той или иной мере своих обязанностей, поскольку оспаривается их легитимность в изменяющейся ситуации.
Углубляющееся несогласие порождает напряженность в организации—форму проявления более высокого этапа возникающего конфликта. Напряженность выступает в позитивном и негативом плане. Позитивный аспект обнаруживает себя, в частности, в удовлетворенности состоянием дел в организации, заведенным порядком, стилем руководства, в острой критике методов и результатов деятельности организации в целом или ее отдельных подразделений, выражающих осознание необходимости обновления деятельности организации и одновременно невозможности это сделать при данном ее состоянии. Такая напряженность стимулирует переход к реорганизации целевой группы с учетом новой ситуации. Негативная форма напряженности проявляется в девальвации норм и ценностей, на которых строится данная организация, ее дезинтеграция и формирование дисфункционального, кризисного состояния. Конечный итог негативной напряженности — агония организация.
Конфронтация членов организации — неотъемлемый элемент напряженности на высоком уровне развития и форма прошения внутреннего конфликта. Она приобретает разнообразие виды, в том числе — жесткой конкуренции на почве карьерных устремлений служащих, борьбы за влияние на центр административной власти и за определенные привилегии и др. Наибольшую опасность для позитивной деятельности организации представляет конфронтация, ведущая к расколу организации, что связано с кристаллизацией частных интересов и подменой ими общих.
3.Управление организационно-управленческим конфликтом
К структурным методам управления организационно-управленческим конфликтом относятся следующие: 1) четкая формулировка требований: разъяснение требований к результатам каждого конкретного работника и подразделения в целом; наличие ясно и однозначно сформулированных прав и обязанностей, правило выполнения работы; 2) использование координирующих механизмов: строгое соблюдение принципа единоначалия облегчает управление большими группами «конфликтных ситуаций», т.к. и подчиненные знают, чьи распоряжения они должны выполнять; и некоторых организациях создаются специальные интеграционные службы, задачей которых является увязка целей различных подразделений; 3) постановка единых целей, формирование общих ценностей: этому способствует информированность всех работников о политике, стратегии и перспективах организации; эффективным оказывается формулирование целей организации на уровне целей общества; 4) система поощрения: установление таких критериев эффективности работы, которые исключают столкновение интересов различных подразделений и работников.
Управление конфликтным противостоянием включает и межличностные способы преодоления конфликтов. Различают следующие основные стратегии поведения в конфликтных ситуациях:
1) настойчивость (принуждение): тот, кто придерживается данной стратегии, пытается заставить других принять свою точку зрения во что бы то ни стало (его не интересуют мнения и интересы других). Он либо игнорирует «цену» в своих отношениях с пapтнером, которая будет заплачена в результате его действий, либо просто не задумывается над последствиями. Чем более долговременные в перспективе отношения связывают участников взаимодействия, тем более целесообразно заботиться не только о сиюминутном выигрыше, но и о сохранении стабильных взаимоотношений. Данный стиль может быть использован и эффективен в ситуации, угрожающей существованию организации. Недостатками такой стратегии являются подавление инициативы подчиненных и возможность повторных вспышек конфликта из-за ухудшения взаимоотношений;
2) уход (уклонение): человек, придерживающийся этой стратегии стремится уйти от кофликта. Это уместно, если предмет разногласий имеет для человека незначительную ценность, если ситуация может разрешиться сама собой, если в данный момент нет условий для продуктивного «разрешения» конфликта, но через некоторое время они могут появиться;
3) приспособление (уступчивость) предполагает отказ человека от собственных интересов, готовность принести их в жертву другому, пойти ему навстречу. Эта стратегия признается рациональной, когда предмет разногласий имеет для человека меньшую ценность, чем взаимоотношения с другой стороной, когда при «тактическом выигрыше» не гарантирован и «стратегический выигрыш». Однако, если данная стратегия становится доминирующей, то скорее всего руководство подчиненными не сможет быть эффективным;
4) компромисс—данный стиль характерен принятием точки зрения другой стороны, но до определенной степени. Поиск приемлемого решения осуществляется преимущественно за счет взаимных уступок. Способность к компромиссу в управленческих ситуациях ценится высоко, т.к. уменьшает недоброжелательность, позволяет относительно быстро преодолеть конфликт. Но через некоторое время могут появиться и дисфункциональные последствия (например, неудовлетворенность «половинчатыми решениями»). В данном случае конфликт может возникнуть вновь в измененной форме, т.к. породившая его проблема была решена не до конца;
5) сотрудничество (решение проблемы) — этот стиль основывается на убежденности участников конфликта в том, что расхождение во взглядах — неизбежный результат того, что у людей есть свои представления о том, что правильно, а что нет. При такой стратегии участники признают право друг друга на собственное мнение и готовы его принять, что дает им возможность проанализировать причины разногласий и сообща найти приемлемый для всех выход. В данной ситуации идет поиск устраивающего всех решения проблемы.
ЛИТЕРАТУРА
ЗдравомысловА.Г. Социология конфликта. М., 1996
ЗеркинД.П. Основы конфликтологии. Ростов н/Д 1998
Уткин Э.А. Конфликтология. Теория и практика. М., 1998
ЛЕКЦИЯ 8.
УПРАВЛЕНИЕ КОНФЛИКТАМИ
Центральная проблема конфликтов — их разрешение (управление конфликтом, контроль над конфликтом, регулирование конфликт).
Управление конфликтами включает в себя: прогнозирование кoнфликтов; предупреждение одних и вместе с тем стимулирование других; прекращение и подавление конфликтов; регулирование и разрешение.
1. Компромисс и консенсус
Политической практикой и теорией выработаны некоторые всеобщие формы и способы предотвращения, регулирования и разрешения политических конфликтов. В их числе — компромисс и консенсус.
Компромисс в словарях определяется как соглашение на основе взаимных уступок. Различают компромиссы вынужденные и добровольные. Первые с неизбежностью навязываются сложившимися обстоятельствами. Вторые заключаются на основе соглашения по определенным вопросам и соответствуют какой-то части политических интересов всех взаимодействующих сил. На основе таких компромиссов создаются многообразные партийные блоки и политические коалиции.
Слово консенсус происходит от латинского consentio, которое в свою очередь образовано от глагола —sentire (чувствовать, думать, понимать) с помощью приставки con, имеющей значение совместного, взаимного развития, т.е. в своей основе консенсус означает общность чувств и мыслей, взаимопонимание.
Консенсус — это соглашение значительного большинства людей любого сообщества относительно наиболее важных аспектов его социального порядка, выраженное в действиях.
В демократических системах обычно различают три объекта возможного соглашения:
1) конечные цели (свобода, равенство и т.д.), которые составляют структуру системы представлений;
2) правила игры, или процедуры;
3) конкретные правительства и правительственная политика. Эти три объекта могут быть трансформированы в три уровня
консенсуса:
1) консенсус на уровне сообщества, или основной, ценностный:
2) консенсус на уровне режима, или процедурный;
3) консенсус на уровне политики.
Первый объект или уровень консенсуса — основной—показывает, разделяет ли данное общество одинаковые ценностные представления и цели.
Второй объект или уровень консенсуса—процедурный — устраивает правила игры, фиксируемые в конституциях.
Третий объект или уровень консенсуса (в отношении политики и правительства) выдвигает на передний план параллель «власть-опозиция». Несогласие по вопросам политики и оппозиция правительству обусловлено отношением к членам правительства, а не и форме управления.
Консенсус — универсальный принцип демократии, позволяющий разрешать и предупреждать противоречия и конфликты, снинимать напряженность в обществе. Эффективность консенсуса зависит «и участия в распределении вознаграждений, льгот, власти, благосостояния общества, уровня политической культуры.
Кризис консенсуса обычно связывают с кризисом отношений церковь-государство, традиционной политики и включением в нее нетрадиционных групп, перераспределением ролей и статусов, разрывов и масс и т.д.
I. Предупреждение и стимулирование конфликтов
Предупреждение конфликта — это деятельность, направления на недопущение его возникновения и разрушительного влияния на ту или иную сторону, тот или иной элемент общественной системы. Предупреждение конфликта предполагает его прогнозирование. Прогнозирование является одной из форм предвидения. Его основной целью является повышение эффективности и результативности принимаемых решений, разработка конкретных рекомендаций для практической деятельности. В качестве основных задач, в которых конкретизируется цель прогнозирования, выступают следующие задачи: избежать нежелательных результатов развития событий; приспособиться к неизбежному; ускорить вероятное развитие конкретного явления в желательном направлении.
В науке существует несколько классификаций прогнозирования: но основным типам — поисковое (определение возможных состояний явления в будущем) и нормативное (определение путей и сроков достижения возможных состояний явления, принимаемых в качестве цели); по периоду упреждения — оперативное (до 1 мес), краткосрочное (от 1 мес. до 1 года), среднесрочное (от 1 года до 5 лет), долгосрочное (от 5 до 15 лет), сверхдолгосрочное (более 15 лет); по сферам предсказания (внутриполитическое, внешнеполитическое). Основные принципы прогнозирования: системность, согласованность, непрерывность, верифицируемость, альтернативность, рентабельность. 11рогнозирование осуществляется по нескольким этапам: предпрогнозная ориентация, сбор данных прогнозного фо1Ш, разработка базовой модели, построение поисковой модели, создание нормативной модели, оценка достоверности и точности прогноза, выработка рекомендаций.
В практике и прогнозирования используется комплекс различных методов: фактографический, статистический, прогнозная экстраполяция, прогнозная интерполяция, метод исторической аналогии, метод математического моделирования, метод экспертных оценок и т.д.
Прогнозирование конфликта—лишь предпосылка его предотвращения. Различаются этапы частичного и полного предотвращения конфликтов, раннего предупреждения и упреждающего разрешения. Частичное предотвращение становится возможным при условии блокирования действия одной из причин данного конфликта и ограничения его негативного влияния на интересы противоборствующих сторон. Стратегия полного предотвращения предполагает нейтрализацию действия всего комплекса детерминирующих конфликт факторов, что и позволяет направить взаимодействие субъектов в русло их сотрудничества во имя реализации совпадающих интересов. Упреждающее разрешение конфликта, равно как и ран его предупреждение, означает не что иное, как осуществление сои 1асования позиций и интересов противоречивых субъектов в пространстве их социального единства, согласия по более важным вопросам общественной жизни.
Стратегия предотвращения конфликта предусматривает осуществление таких принципов, как своевременность действий по предупреждению возможных коллизий, оперативность, гласность.
Не любые конфликты общественные субъекты стремятся предотвротратить. В иных конфликтах они заинтересованы. Стимулирование конструктивных конфликтов, являющихся двигателем прогрессивных изменений, модернизации общественной системы, составляет весьма существенную сторону социального управления. Речь. не идет об искусственном нагнетании конфронтации, о насаждении враждебности в обществе, что обычно практикуется агрессивными силами для оправдания своего существования. Метод 11,11 л( i мания конфликтов также широко используется бюрократии ими элементами в управленческих организациях и трудовых и коллективах. Стратегия стимулирования конфликтов—это стратегия мобилизации активности того или иного общественного субъекта при решении жизненно важных проблем, стратегия развития позитивной инициативы, достижения оптимального эффекта минимального управления.
3. Методы урегулирования конфликтов
Можно выделить три группы методов, облегчающих поиск мирного выхода из конфликта.
Первая группа направлена на предотвращение развития насильственной стадии развития конфликта. Вторая — на разрешение противоречий, вызвавших конфликт. И, наконец, третья, наиболее разработанная, —на снижение уровня противостояния сторон, отказ каждого участника от односторонних действий и переход к поиску совместного решения проблемы.
Каждая из групп методов, как и сами методы, обладают рядом достоинств, недостатков и ограничений. Обычно наиболее эффективным является комплексное применение различных методов в зависимости от конкретных условий и характера конфликта.
К первой группе методов относятся ранняя диагностика и выявление причин конфликта с тем, чтобы не допустить его дальнейшего разрастания. Для этих целей часто используются стандартизированные процедуры, основанные на отслеживании конфликтных отношений с помощью ЭВМ. Однако основной акцент делается на развитие институтов и механизмов предупреждения насильственных форм развития конфликтов. К их числу относится создание широкой сети государственных и негосударственных консультационных служб. Важнейшая роль принадлежит системе образования, телевидению и радио.
Основоположником второй группы методов, нацеленных на устранение причин возникновения конфликтов, является Дж. Бертон. Согласно Бертону, разрешение конфликта должно основываться на изменении глубинных структур. Правильно организованное общение между социальными группами, находящимися в конфликте, является одним из центральных методов в данном подходе. Оно направлено на изменение характера восприятия, а также посредством этого на изменение отношений сторон друг к другу. Методы, используемые Бертоном и его коллегами, включают в себя Т-группы, ориентированные на снятие ложной идентификации с группой только по национальному признаку; специально организованные встречи и дискуссии между конфликтующими группами и т.п.
Третья группа методов включает в себя ряд приемов, которые предполагают перевод конфликта в рациональный план. Лишь очень немногие конфликты по своей природе являются конфликтами с нулевой суммой, т.е. когда интересы конфликтующих сторон полностью противоположны. И, даже если конфликт близок к конфликту с нулевой суммой, задача состоит в том, чтобы его участники через включение дополнительных вопросов или, напротив, исключением ряда спорных вопросов, придали конфликтной ситуации ненулевой характер. Иной вариант—диверсифицировать ценности и цели, т.е. сделать так, чтобы разные группы стремились к разным, непересекающимся целям. Стороны могут сформировать цели более высокого порядка, позволяющие объединиться ради их достижения. Во всех этих случаях конфликт становится конфликтом с ненулевой суммой.
Есть и другие методы снижения напряженности, в том числе и с использованием силового давления. Так, в международных отношения к участникам конфликта применяют санкции, чтобы побудить их к поиску мирных средств решения проблемы.
В целом же, основная проблема при использовании методов, ориентированных на поиск взаимоприемлемого варианта решения, включается в том, конфликтующие стороны не всегда ведут себя рационально и не всегда готовы к компромиссам ради достижения согласия. Несмотря на указанные ограничения, в рамках именно этой группы методов разрабатывается технология ведения переговоров и осуществления посреднических услуг.
4. Разрешение конфликта
Процесс разрешения любого конфликта складывается, как минимум, из трех этапов. Первый — подготовительный — это диагностика конфликта. Второй—разработка стратегии разрешения и технологии. Третий — непосредственная практическая деятельность по разрешению конфликта—реализация комплекса методов и средств.
Диагностика конфликта включает: а) описание его видимых проявлений (стычки, столкновения, кризисы и т.д.); б) определение уровня развития конфликта; в) выявление причин конфликта истоков природы (объективной и субъективной); г) измерение интенсивности; д) определение сферы распространенности. Каждый из отмеченных элементов диагностики предполагает объективное понимание, оценку и учет основных переменных конфликта—содержания противоборства, состояния его участников, целей и тактики их действий, возможных последствий. Конфликт диагностируется в структурном и функциональном планах, в ситуационном и позиционном аспектах, как состояние и процесс.
Разработка стратегий разрешения конфликта осуществляется с учетом возможных моделей разрешения и принципов управления конфликтом. Если завершение конфликта предполагается осуществить, например, в виде модели «победа-поражение», «выигрыш-проигрыш», то разрабатывается стратегия устранения одной из сторон путем доведения борьбы до победного конца. В ситуации, когда возможна модель «победа-победа», «выигрыш-выигрыш», «взаимный выигрыш», прорабатывается стратегия разрешения конфликта путем взаимного преобразования сторон и на основе этого —обоюдного примирения. Ослабление конфликта, его преобразование, постепенное затухание — таковы моменты асимметричного решения конфликта. Наконец, в ситуации, при которой ни одна из сторон не может выиграть противоборство, а обе его проигрывают, оказывается целесообразной стратегия подавления конфликта, механического его устранения.
Разнообразные модели разрешения конфликта формировались исторической практикой. В литературе различаются: «силовая», компромиссная и «интегративная» модели. Силовая модель ведет к исходам конфликта двух видов: «победа-поражение», «поражение-поражение». Две другие модели—к возможному разрешению конфликта по типу «победа-победа», «выигрыш-выигрыш». Силовая форма типична для правовых конфликтов.
Среди разнообразных стратегий выхода из конфликтных ситуаций наиболее часто используются четыре. Каждая из них имеет свои достоинства и недостатки и может быть использована в зависимости от обстоятельств, времени на решение и конечных целей:
1) Мнимое улаживание. По сути, это принуждение к миру без устранения причин, вызвавших конфликт. В качестве принуждающих средств используются: власть (реальная или мнимая), посулы, запугивание, взывание к разуму или благородным чувствам. В результате конфликт не разрешается, а загоняется внутрь, срабатывает психологическая защита участников — происходит переоценка ситуации, смирение с ней. Этот тип стратегии подходит для снятия эмоционального напряжения при взаимодействии конфликтующих сторон, но не приводит к решению проблемы, породившей конфликт. Последствием использования данной стратегии является возобновление конфликта на новом уровне в усиленном или измененном варианте.
Победа одной из сторон. Сущность этой стратегии заключается в признании превосходства позиции одной из конфликтующих сторон, ее правоты, силы и подчинении ей другой стороны. Эта стратегия применима в так называемом честном бою, когда Одна из сторон убедила в своей правоте другую сторону не ущемления прав, мнений, а также не использовала неэтичных методов борьбы. В такой ситуации происходит постепенное снижение психологической напряженности в отношениях сторон, нормализуется климат взаимоотношений в коллективе (или между отдельными участниками, если конфликт был межличностный), налаживается продуктивное взаимодействие, возможна перестройка отношений. Если же победа одной из сторон является результатом подавления другой, использования «грязных методов»(анонимки, запугивания, административные воздействия несправедливого характера и пр.), то следствием применения данной стратегии является ухудшение психологического климата, происходит усугубление конфликта на внутриличностном и межличностном уровне ,снижается продуктивность деятельности.
1) Компромисс. Суть этой стратегии состоит в согласии обеих сторон на основе взаимных уступок и терпимости к позиции противника при сохранении несхожести основных позиций, взглядов, мнений, отношений. Эта стратегия хороша как промежуточный шаг, передышка, позволяющая более глубоко разобраться в ситуации и подготовиться к ее окончательному или более эффективному решению. Она зачастую не решает самого конфликта, но ликвидирует конфликтную обстановку. Последствиями такой стратегии могут быть временное затишье для накопления сил с целью продолжение борьбы или скрытая борьба другими средствами, возможное разделение сфер деятельности при взаимном невмешательстве или ограблении требований друг к другу.
4) Интеграция. Основа стратегии интеграции заключается во взаимном примирении и согласии, достигнутом за счет перестройки взглядов и отношений, нахождения общих позиций, интересов, целей, способов деятельности и поведения, удовлетворяющих противоборствующие стороны. Применение данной стратегии основывается на признании различий позиций и мнений сторон и готовности принять их во внимание для понимания причин конфликта и поиска вариантов решения, приемлемых для обеих сторон. Результатом такой стратегии будет разрешение конфликта, улучшение взаимоотношений сторон, стремление к сотрудничеству, повышение доверия, эмоциональный подъем, повышение эффективности деятельности. Это самая сложная в реализации, но и самая эффективная стратегия разрешения конфликтов.
Общий алгоритм выхода из конфликта задают общее смысловое направление деятельности по разрешению конфликтной ситуации. Практические же шаги по разрешению конфликта весьма разнообразны и зависят во многом от его специфики, сферы проявления участвующих в нем субъектов, причин его возникновения и т.д.
Общий алгоритм выхода из конфликтной ситуации включаете себя целую совокупность последовательных действий:
• анализ конфликтной ситуации;
• выявление личностных особенностей участников конфликта;
• сбор разнообразной информации о конфликте;
• выбор стратегии управления конфликтной ситуацией;
• собеседование с участниками конфликта;
• конкретные шаги по устранению причин конфликта;
• создание общественного мнения, направленного на разрешение конфликта;
• использование по необходимости правовых или административных мер по устранению причин конфликта.
Существуют четыре способа разрешения конфликтов:
1) соглашение в результате совпадения мнений всех сторон;
2) соглашение в соответствии с законодательной или моральной волей внешней силы;
3) соглашение, навязанное одной из сторон конфликта;
4) застарелый конфликт теряет свою актуальность и разрешается сам собой
В литературе по конфликтологии выделяются четыре возможных варианта разрешения конфликта между противостоящими сторонами А и Б:
1) А выигрывает за счет Б. 2.Б выигрывает за счет А. 3.Обе стороны оказываются в проигрыше, хотя каждая надеялась на благополучный исход. 4) Обе стороны могут оказаться в выигрыше в разных отношениях на основе компромисса, взаимных уступок, взвешивания возможных потерь в ходе самого конфликта.
Выбор пути разрешения конфликта всецело зависит от конфликтующих сторон, но решающую роль в этом могут сыграть сопутствующие факторы. К примеру, на выбор мирного пути урегулироваия конфликта могут оказать влияние такие факторы, как наличие в обществе не равновесия сил, соответствующего исторического опыта, гласности, институциональных условий для консультаций и переговоров.
Р.Даль называет семь условий, при которых мирный способ течения конфликтов является наиболее вероятным:
• существование институциональных образований, стремящихся к консультациям и переговорам, изучению интересов, поиску взаимовыгодных решений;
• широкие рамки соглашения насчет того, что составляет оптимальное разрешение проблемы;
• отсутствие кумулятивности конфликтов;
• большие экономические возможности (достаток);
•позитивная осведомленность граждан в отношении результатом мирного разрешения предыдущих конфликтов;
• равное распределение между сторонами возможных для использования средств насилия;
• преобладающее количество зрелых признаков, способствующих мирному приспособлению.
Один из ведущих представителей англосаксонской политологии Д.Аптер, исходя из теории равновесия общества, считает что существуют три степени развития общественных конфликтов:
1) столкновение предпочтений (кооперация);
2) столкновение интересов (конкуренция);
3)столкновение основных ценностей (подлинный конфликт). По мнению Аптера, задача состоит в том, чтобы трансформировать конфликты ценностей в конфликты интересов или, еще лучше, — в столкновение предпочтений, т.е. в конкуренцию или кооперацию. Для ее реализации используют различные методы: переговорный процесс, посредничество, разъединение сторон и др. При этом необходимо соблюдать ряд условий:
1) согласие о правилах ведения переговоров обязательно для обеих сторон;
2) не идеологизировать конфликт;
3) выявить реальные причины конфликта и найти более верный путь к его разрешению.
Р.Дарендорф предлагает последовательную схему урегулирования конфликта:
• переговоры, т.е. создание органа, в котором конфликтующие стороны регулярно встречаются для переговоров по всем спорным проблемам и принятия решений (большинством, квалифицированным большинством, большинством с правом вето, единогласно);
• посредничество — наиболее мягкая форма участия третьей стороны (не участвующие в конфликте лицо или инстанция), согласие сторон от случая к случаю выслушивать посредника и рассматривать его предложения;
• арбитраж, либо обязательное обращение к посреднику, либо обязательность исполнения его решений;
• обязательный арбитраж — для участников конфликта обязательно как обращение к третьей стороне, так и принятие ее решения.
Е. Нордлинжер обосновал шесть основных принципов для успешного урегулирования политических конфликтов: 1стабильная коалиция; 2принцип пропорциональности; 3деполитизация; 4взаимность права, вето; 5компромисс; 6концессия, т.е. предоставление права урегулирования конфликта третьей стороне.
В целом демократический процесс контроля над конфликтными ситуациями включает следующие специальные процедуры:
• взаимный и оперативный обмен достоверной информацией
об интересах, намерениях и очередных шагах сторон, участвующих в конфликте; сознательное взаимное воздержание от применения силы, способной придать неуправляемость конфликтной ситуации;
• объявление взаимного моратория на действия, обостряющие конфликт;
подключение арбитров, беспристрастный подход которых гарантирован, а рекомендации принимаются за основу компромиссных действий;•использование существующих или принятие новых правовых норм, административных и иных процедур, способствующих сближению конфликтующих сторон;
• создание и поддержание атмосферы делового партнерства,
а затем и доверительных отношений как предпосылок исчерпания текущего конфликта и предотвращения аналогичных конфликтов в будущем.