Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
1
Лекция 5
Концептуальные подходы в преподавании литературного чтения в
начальной школе
Предмет «Литературное чтение» был введен в учебные планы
начальной школы в конце прошлого века. Это стало существенным
продвижением в начальном образовании: теперь у традиционных уроков
чтения появились новые цели литературного образовании. Начальный курс
литературного чтения рассматривается как предмет, обеспечивающий
решение не только функциональных задач обучения, но и как более широкое
литературное образование младших школьников:
- воспитание интереса к чтению и художественной литературе;
- развитие культуры восприятия художественного текста;
- формирование умения ориентироваться в литературоведческих
понятиях;
- расширение читательского кругозора.
Именно на проверку уровня
чтения
и
понимания
текста
нацелены
международные
исследования. Остановимся на
исследовании PIRLS.
Международный тест по
чтению
разработан
ведущими
специалистами мира в области
тестирования и обучения чтению. В
его создании принимали участие и российские специалисты.
Тест состоит из двух текстов,
художественного и научно-популярного,
и 12-17 заданий к каждому тексту.
Время выполнения теста – 80 минут с перерывом.
Исследования
PIRLS
включает
в
себя
тестирование
и
анкетирование
обучающихся,
анкетирование родителей обучающихся, учителей и
администрации образовательных организаций.
Российские мальчики улучшили свои результаты
значительнее, чем девочки!
В большинстве стран проводится большая работа в школах,
направленная на повышение интереса мальчиков к чтению.
2
В практике международного мониторинга читательской грамотности
принято различать три основных читательских умения:
1.
Найти и извлечь (сообщение или информацию).
2.
Интегрировать и интерпретировать (сообщение), или – порусски: связывать и толковать.
3.
Осмыслить и оценить (сообщение).
Выполняя
первое
действие,
читатель концентрируется, прежде всего,
на отдельных фрагментах информации
текста. Выполняя второе действие,
читатель соединяет эти фрагменты в
общую картину. Выполняя третье
действие, читатель соотносит сообщение
текста с внетекстовой информацией. На
рис. 1 представлены связи всех названных
выше
читательских
умений.
Рис. 1. Связи читательских умений.
УМЕНИЕ ПЕРВОЕ: НАЙТИ И ИЗВЛЕЧЬ (информацию из текста)
Извлечение информации
–
это
процесс
выбора
искомого
сообщения. Поиск информации – это процесс определения места, где эта
информация содержится.
Здесь речь пойдет об извлечении из текста одного или нескольких
фрагментов информации.
В обыденной жизни читатели регулярно извлекают информацию из
текстов. Чтобы это сделать, необходимо бегло просмотреть (сканировать)
весь текст и выделить ту его часть (например, страницу в сплошном тексте,
таблицу или список), где искомая информация содержится. Чаще всего
искомая информация находится в какой-то одной части текста, но иногда она
занимает несколько предложений, или несколько клеточек таблицы, или
несколько строк списка.
Вопросы на извлечение информации могут иметь разную степень
определенности. Например, определить по тексту или по таблице, в какое
время или в каком месте нечто происходит.
Еще раз подчеркнем – текст или таблица содержат эту информацию в
явном виде. Несколько более трудны вопросы, ответ на которые содержится
в тексте в синонимичном виде. Поиск такой информации требует навыков
категоризации. Например, два понятия надо отнести к общей категории или,
3
напротив, различить между двумя сходными понятиями, относящимися к
разным категориям.
УМЕНИЕ ВТОРОЕ: ИНТЕГРИРОВАТЬ И ИНТЕРПРЕТИРОВАТЬ
(сообщения текста)
Чтобы понять внутренний смысл текста, его отдельные сообщения
необходимо связать друг с другом и истолковать.
Толкование или интерпретация предполагает извлечение из текста
такой информации, которая не сообщается напрямую. Иногда для этого
нужно установить скрытую связь, иногда понять подразумеваемое
сообщение, осмыслить подтекст. Истолковывая текст, читатель делает
явными скрытые допущения или утверждения как всего текста, так и любой
его части. Толкование опирается на целый ряд умственных действий. К
примеру, для ответа на вопрос учащимся приходится иногда делать выводы
из сообщения текста, различать главные и второстепенные детали, кратко
формулировать основные мысли или на основе сказанного в тексте
умозаключать о предшествующем событии.
Интеграция или связывание отдельных сообщений текста в единое
целое свидетельствует о том, что читатель понимает, что соединяет элементы
текста – от отдельных предложений или абзацев до частей составных
текстов. В каждом случае связать единицы информации означает определить
их общую роль в тексте, к примеру, показать сходство или различие,
обнаружить причинно-следственные связи и т. п.
Примеры вопросов на связывание и истолкование текста: детей просят
придумать название или сочинить вступление к тексту, объяснить порядок
действий в простой инструкции, дать характеристику герою повествования
или объяснить назначение карты или рисунка. Некоторые вопросы
фокусируют читателя на определенной части текста, другие обращены ко
всему тексту.
УМЕНИЕ ТРЕТЬЕ: ОСМЫСЛИТЬ И ОЦЕНИТЬ (сообщение текста)
Читатель, умеющий осмыслить и оценить прочитанное, способен
связать сообщение текста с собственными убеждениями и опытом.
Осмысление и оценка предполагают опору на знания, идеи и чувства,
известные читателю до знакомства с текстом. Вопросы на осмысление
требуют от читателя обращения к собственному опыту или знаниям для того,
чтобы сравнивать, противопоставлять и предполагать. Вопросы на оценку
предлагают читателю высказать суждение, основанное на его личных нормах
и мерах.
Чтобы осмыслить и оценить содержание текста, читатель должен
связать информацию текста с другими внетекстовыми источниками
4
информации, например, – согласиться или не согласиться с утверждением
текста. Часто читателя просят высказать и обосновать свою собственную
точку зрения на предмет, обсуждаемый в тексте. Чтобы это сделать,
читателю нужно, во-первых, создать собственное толкование текста, вовторых, соотнести его со своими убеждениями или знаниями, почерпнутыми
из других текстов. Чтобы справиться с такой работой, читателю необходимо
обладать как общими, так и специальными знаниями, а также способностью
к абстрактному мышлению.
Примеры вопросов на осмысление и оценку содержания текста:
подтвердить какое-либо утверждение текста на основе собственного опыта
или оценить утверждение текста с точки зрения собственных моральных или
эстетических представлений; высказать свое мнение о качестве приведенных
в тексте доказательств. Внетекстовая информация может содержаться в
явном виде в формулировке вопроса, но нередко составители вопросов
исходят из того, что учащиеся располагают нужным опытом (например,
ходили в кино).
Чтобы осмыслить и оценить форму текста, читатель должен
посмотреть на текст со стороны, оценить его объективно и высказаться по
поводу качества и уместности текста в целом и отдельных его элементов. Для
того чтобы это сделать, необходимо иметь чувство стиля, жанра, структуры
текста и коммуникативных ситуаций, в которых текст функционирует. При
оценке того, удался ли автору портрет героини или насколько авторские
высказывания убедительны, важно обращать внимание не только на главные
характеристики текста, но и на детали. Например, полезно чувствовать, как
выбор эпитета может повлиять на интерпретацию.
Примеры вопросов на осмысление и оценку формы текста: определить
ценность текста для решения определенной задачи, высказать и обосновать
суждение о том, достиг ли автор той или иной цели, употребив конкретный
прием построения текста. В некоторых вопросах предлагается на основе
анализа авторского стиля определить авторские задачи или его отношение,
скажем, к героине повествования.
Читательские умения взаимозависимы: невозможно какие-либо
единицы информации связать между собой и истолковать до тех пор, пока
они не будут извлечены из текста; невозможно осмыслить и оценить
сообщение текста до тех пор, пока единицы его информации не будут
связаны между собой и истолкованы.
5
Рассмотрим задания, которые использовались для определения
читательских умений в исследовании на примере информационного текста.
6
7
Мнения экспертов
Почему нам так важны результаты международного мониторинга
читательской грамотности?
Исследование PIRLS – это международный мониторинг читательской
грамотности учащихся в конце четвертого года школьного обучения. Тест
PIRLS признан международным сообществом экспертов лучшим
современным измерителем читательской грамотности начинающих
читателей.
Почему именно читательская грамотность признана центральным
показателем успешности системы образования?
Потому что умение понимать и использовать информацию, полученную
из текстов, существенно влияет и на индивидуальные судьбы, и на
благополучие страны:
• Пятнадцатилетний ученик с большей вероятностью закончит школу и
продолжит образование, если обладает достаточно высоким уровнем
читательской грамотности.
• Уровень читательской грамотности в стране лучше предсказывает
экономический рост, чем другие учебные достижения.
Этапы становления читательской грамотности
Почему
существенна
читательская
грамотность
детей,
заканчивающих четвертый класс?
Потому что именно в это время происходит переход от обучения чтению
к чтению для обучения.
Галина Анатольевна Цукерман выделяет 3 этапа:
обучение
чтению,
которое,
по
мнению
мирового
образовательного сообщества, в основном заканчивается к концу 4‑го года
обучения. В России этот этап совпадает с начальным уровнем образования.
Завершенность этого этапа и готовность школьников к переходу на
следующий уровень использования письменных текстов оценивается с
помощью теста PIRLS;
чтение для обучения, которое должно заканчиваться к тому
времени, когда молодым людям предстоит выбрать собственную траекторию
перехода от обязательного школьного обучения к следующему уровню
образования — общего. В России этот этап соотносится с основным уровнем
образования. Завершенность этого этапа становления читательской
грамотности и готовность школьников к переходу на следующий этап
оценивается с помощью теста PISA;
8
чтение для жизни, т. е. для решения широкого круга бытовых,
социальных, профессиональных и образовательных задач, как необходимый
элемент пожизненного саморазвития и успешной самореализации в
современном мире.
Многие учителя констатируют, что растущий человек:
- не любит читать,
- не понимает важности «бескорыстного чтения» не только для
времяпрепровождения, не только для развития своей культуры, но и вообще
для жизни.
Одной из причин потери интереса современного школьника к чтению,
недооценки роли литературы в развитии человека, отсутствия читательского
кругозора и культуры читательской деятельности является педагогически
нецелесообразный процесс обучения в начальной школе.
- «Жесткая привязанность» к дидактическим способам изучения
художественных произведений,
- почти полное отсутствие их полноценного восприятия «в чистом виде»
приводит к следующим явлениям:
с каждым годом сокращается число детей, выбирающих
самостоятельное чтение среди других видов деятельности (телепросмотры,
игры на компьютере);
дети с безразличием относятся к русской классике, произведения
классиков литературы XIX-XX вв. почти исчезли из области
самостоятельного чтения современного школьника;
дети безразличны к чтению (заучиванию, исполнению)
произведений стихотворного жанра; в зону их интереса попадают в основном
тексты низкого уровня, печатающиеся сегодня в малохудожественных
журналах, рекламных сборниках и т.п.
Как видим, в переводе на реалии отечественного образования, судьба
учебных достижений основной школы существенно зависит от читательской
грамотности выпускников начальной школы. В первую очередь это
относится к наиболее востребованному и наименее технологизированному
результату образования – к умению учиться. Следовательно, имеет смысл
пристально всмотреться и основательно вдуматься в свежую информацию
теста PIRLS 2016.
Как организовано обучение чтению в странах мира
Страны, демонстрирующие высокие результаты по читательской
грамотности, по-разному организуют не только обучение чтению, но и весь
учебный процесс.
9
Страны сильно отличаются по общему числу учебных часов на
изучение всех предметов.
Например, в Сингапуре этот показатель составляет 1040 ч в году (по
результатам опроса директоров и учителей школ), а в Финляндии – 731 ч.
В России на изучение всех предметов в 4 классе в среднем отводится
652 ч. Из них на изучение родного языка отводится 263 ч (41%,
максимальный процент среди всех стран), а на обучение чтению – 171 ч
(27%).
В рамках исследования PIRLS не выявлено связи между числом часов
на обучение чтению и результатами по читательской грамотности.
Подтверждается вывод прошлых циклов исследования, что важно не столько
количество времени на обучение чтению, сколько качество проводимого
обучения, профессионализм учителя, используемые методы обучения, т.е.
эффективность использования времени урока.
По результатам исследования PIRLS наиболее успешными в
выполнении заданий международного теста по чтению оказались учащиеся 4
классов всех стран, имеющие высокую степень вовлеченности в учебный
процесс, которая характеризуется эффективностью взаимодействия учителя с
учениками (понятно ли объясняется материал урока, оказывает ли учитель
индивидуальную помощь учащимся, поддерживает ли интерес учащихся к
своему предмету и др.).
Обращает на себя внимание, что в 2016 году зафиксировано
увеличение числа российских учащихся, в полной мере вовлеченных в
учебный процесс по чтению, – с 53% до 65%.
Так что же такое читательская грамотность?
10
Читательская грамотность включает более широкий спектр
компетенций.
Группа создателей PIRLS определила читательскую грамотность
четвероклассников как «…способность понимать и использовать
письменную речь во всем разнообразии ее форм для целей, требуемых
обществом и (или) ценных для индивида. На основе разнообразных текстов
юные читатели конструируют собственные значения. Они читают, чтобы
учиться, чтобы участвовать в школьных и внешкольных читательских
сообществах и для удовольствия».
В исследовании PISA «читательская грамотность — способность
человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и
заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять
свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
Составляющие читательской грамотности
1.
Смысловое чтение
Совокупность умений и навыков, отражающих способность
обучающего осуществлять смысловое чтение - воспринимать письменный
текст, анализировать, оценивать, обобщать представленные в нём сведения
2.
Способность извлекать необходимую информацию для ее
преобразования в соответствии с учебной задачей; ориентироваться с
помощью различной текстовой информации в жизненных ситуациях
3.
Потребность в читательской деятельности с целью
успешной социализации, дальнейшего самообразования, саморазвития
Литературное чтение обязывает педагога заняться и проблемой
мотивированного чтения. Этот навык недостаточно отработан у младших
школьников: они с трудом удерживают цели чтения, не могут провести
элементарный самоанализ читательской деятельности и др.
А ведь именно в ФГОС НОО прописано:
11
Смысловое чтение – это тоже образовательный результат, но он
составляет только часть той самой читательской компетентности. Смысловое
чтение – это то чтение, которое нацелено на понимание читающим
смыслового содержания текста. Обратите внимание – это деятельностное
состояние: я читаю, я понимаю, я анализирую.
Смысловое чтение – это универсальное учебное действие,
позволяющее использовать информацию, полученную при чтении, для
решения предметных и метапредметных учебных задач; общение с
художественной, познавательной и другой книгой.
. Квадрат имеет равные стороны, поэтому равносторонний (задание
повышенного уровня).
Если мы используем термин смысловое чтение, то антоним этому
чтению будет являться механическое чтение. А этого нам не надо.
Не секрет, что особенно в 1 классе есть дети, которые прекрасно
сливают звуки в слоги, слоги в слова, дети, которые хорошо читают, но при
этом не могут ответить ни на один вопрос по содержанию.
Самое интересное, что такая история происходит и с такими детьми,
которые очень быстро читают. Статистика показывает, что при скорости
свыше 125 слов в минуту содержание, смысл читаемого ускользает от
читателя.
В формировании осознанности чтения хорошо поможет технология
продуктивного чтения
С позиции структуры читательской деятельности технология
предполагает три этапа работы с текстом:
I.
Работа с текстом до чтения:
Цель этапа: развитие такого важнейшего механизма речи, как
антиципация (умение предполагать, прогнозировать содержание текста по
заглавию, фамилии автора, иллюстрации, группе ключевых слов).
Главная задача взрослого – вызвать у ребёнка желание, мотивацию
прочитать книгу (текст). Мотивация очень важна для
смыслового чтения.
Установка на мотивированное чтение позволяет
формировать существенную характеристику навыка чтения –
осознанность.
В качестве такого мотива на всю тему может выступать
шмуцтитул учебника. Он ориентирует детей на те виды
деятельности, на те способы и приемы формирования
смыслового чтения и чтения вообще, которым он будет
12
заниматься в той или иной теме.
Далее педагог предлагает прочитать текст, проверить возникшие
предположения.
II. Работа с текстом во время чтения
Цель – восприятие и понимание текста, создание его читательской
интерпретации (истолкования, оценки).
Главная задача взрослого – обеспечить полноценное восприятие текста и
понимание его содержания (фактуальной и подтекстовой).
По ходу чтения может вестись словарная работа. В этом случае она
становится мотивированной и интересной: ведь именно в процессе чтения
становится понятно, какие слова нуждаются в толковании, а само слово
толкуется в тексте, а не вне его.
Беседа по содержанию текста в целом, выборочное чтение. Обобщение
прочитанного. Выявление скрытого смысла произведения, если таковой
имеется. Постановка к тексту обобщенных вопросов, как учителем, так и
детьми. Обращение (в случае необходимости) к отдельным фрагментам
текста.
Обсуждение читательских интерпритаций (толкование, трактовка,
раскрытие смысла текста).
III.
Работа с текстом после чтения
Цель – корректировка читательской интерпритации в соответствии с
авторским смыслом.
Главная задача взрослого – обеспечить углублённое восприятие и
понимание текста на уровне концептуальной информации.
1.
Педагог в ходе обобщающей беседы ставит концептуальный
вопрос к тексту в целом. Далее следуют ответы детей на этот вопрос и
беседа. Её результатом должно стать понимание авторского смысла.
2.
Рассказ взрослого о писателе и беседа с детьми о его личности
рекомендуются после чтения произведения, а не до, поскольку именно после
чтения эта информация ляжет на подготовленную почву: ребенок сможет
соотнести ее с тем представлением о личности автора, которое у него
сложилось в процессе чтения. Кроме того, грамотно построенный рассказ о
писателе углубит понимание прочитанного произведения.
Сведения о биографии писателя, об истории создания произведения
можно сообщить и до чтения, если это оправдано.
3.
Повторное обращение к заглавию произведения и иллюстрациям.
Беседа о смысле заглавия, о его связи с темой, главной мыслью автора и т.д.
Вопросы по иллюстрации:
13
- Какой именно фрагмент текста проиллюстрировал художник (а может
быть, это иллюстрация ко всему тексту в целом)?
- Точен ли художник в деталях? Совпадает ли его видение с вашим? и
т.д.
4.
Выполнение творческих заданий.
- проиллюстрируй…
- сочини…
- придумай…
но и
- самостоятельно составь план
- докажи, что...
Соблюдение последовательности шагов. Очень важно!!!