Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Концептуальные основания проблематизации социально-педагогического партнерства в дошкольном образовании

  • 👀 388 просмотров
  • 📌 373 загрузки
Выбери формат для чтения
Статья: Концептуальные основания проблематизации социально-педагогического партнерства в дошкольном образовании
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Концептуальные основания проблематизации социально-педагогического партнерства в дошкольном образовании» pdf
. Социально-педагогическое партнерство – как система сотрудничества и система взаимодействия работодателей, их представителей и объединений, органов государственной власти и местного самоуправления. В любой сложной социально-педагогической системе существуют механизмы успешного обеспечения устойчивости и сбалансированности общественных отношений. Одним из таких механизмов является социально-педагогическое партнерство. Социально-педагогическое партнерство – это основанная на сотрудничестве система взаимодействия работодателей, их представителей и объединений, органов государственной власти и местного самоуправления и руководителей образовательных учреждений для решения социально-экономических, педагогических проблем в сфере образования. В рамках этой темы целесообразно рассмотреть следующие направления: · реализация демократических принципов и ценностей во всех аспектах школьной жизни - на уроке, в организации внутришкольной жизни и внеклассной работы, в работе с родителями, в управлении школой. · активизация жителей сообщества разного возраста для решения социально-значимых проблем через обучение участников педагогического процесса навыкам добровольческой деятельности и разработку и внедрение новых технологий добровольчества; · установление и развитие взаимовыгодного социального партнерства и консолидацию ресурсов для совместного решения проблем школы и сообщества через разработку и внедрение формальных механизмов взаимовыгодного социального партнерства школы и окружающего сообщества и инициирование различных форм взаимодействия с бизнесом, органами местного самоуправления, НКО, общественностью на местном уровне. 1. Адамский А. Да, попечительские советы школам нужны // Internet: http://ps.1september.ru; 2. Бибиков В. Власть и попечители // Internet: http://archive.1september.ru; 3. Иштрикова Н. Общество и власть партнёры // Internet: http://archive.1september.ru; 4. Методика организации http://www.psovet.volgagis.ru; и деятельности попечительских советов // Internet: 5. Никитин М.В. Попечительский совет как институт демократизации профессионального образования, Москва 1999г.; 6. Опыт попечительства http://psovet.volgagis.ru; Состав ПС и задачи директора школы // Internet: 7. Развитие попечительства в Приволжском Федеральном округе Мегапроект // Internet: http://www.psovet.volgagis.ru; 8. Сауткин В. Документы по попечительским советам Справочно-информационный материал по вопросу о необходимой нормативно-правовой базе образовательного учреждения // Internet: http://advsolf.1september.ru; 9. Справочно-информационный материал по вопросу о необходимой нормативной базе образовательного учреждения для создания Попечительского совета // Internet: file://C:\Mo…\Справочно-информационный материал по Попечительскому совету.ht. К. пед. н. Данилина Т.А. Центр развития ребенка – детский сад № 183 ЮВО, г. Москва, Россия Концептуальные основания проблематизации социально-педагогического партнерства в дошкольном образовании Образование в современном обществе активно влияет на культурное, социальное и экономическое развитие – этот статус обусловлен ролью "человеческого потенциала" в успешности широких общественных преобразований. "Качество жизни" и "качество личности" как важнейшие показатели результатов общественного развития взаимозависимы и взаимодействуют. Непрерывное обучение и индивидуальное развитие личности входят в стратегические цели управления социально- экономическим развитием как фактор координации локальных задач развития социально-культурной сферы. Образовательные потребности населения растут, каждый год повышается число претендентов на получение высшего, специального, профессионального дополнительного образования. В ответ на это увеличивается разветвленность сети образовательных учреждений разного типа, развивается инфраструктура образования – формы управления, методические и исследовательские службы; укрепляется кадровая база, обновляется содержание и методы образования, усиливается ориентир на индивидуальные запросы и возможности обучающихся. Особые претензии предъявляются к качеству образования как соответствию ожиданиям общества и личности – это делает актуальным развитие образования как открытой системы, структурно-функциональная характеристика которой обусловлена взаимодействием с социумом. Открытость образования предполагает прозрачность целей, формирование в общественном сознании понимания зависимости качества жизни от состояния образования – его качества, доступности, всеохватности, объединения различных социальных групп и вовлечения их в процесс развития образования в качестве партнеров. Социальными партнерами становятся индивидуальные и коллективные субъекты, разделяющие ценностные установки современного образования, заинтересованные в выработке единой образовательной политики, способные действенно поддержать образование в решении реальных проблем становления и развития его системы. Достижение высокого качества образования предполагает органичное сочетание образовательных традиций и инновационных тенденций, получивших признание в мировой и отечественной практике, творчески осмысленное относительно отечественной педагогической реальности и стратегических целей социокультурного развития общества. Дошкольное преодоления образование противоречий последних между десятилетий пониманием прошло путь общественностью значимости детства в жизни человека, становлении личности, судьбе реформ, ориентированных на будущее государства, и скромным местом, отводимом образованию дошкольников в рыночной экономике, сокращающимся финансированием сети дошкольного образования, быстрым реагированием власти на негативные демографические и экономические факторы – резкое сокращение количества учреждений дошкольного образования, перекладывание на плечи семьи расходов по материальной компенсации расходов (соплатежей населения) на содержание детей, их режим, питание, оздоровление, дополнительные услуги сверх программно обусловленного образования. В соответствии с Программой развития системы образования и настойчивым социокультурным запросом сегодня начала восстанавливаться деформированная образования – экономическим ее вариативность кризисом и система разветвленность, дошкольного инновационное обогащение содержания и форм образования, подготовка профессиональных кадров, научно-методическое сопровождение для педагогической обоснованности и целесообразности принимаемых проектов развития. Новым смыслом наполнился поиск партнеров как поддержки развития дошкольного образования в контексте гуманитарного преобразования общества, его социокультурной ориентации на личность, индивидуальное право человека на выбор своего места среди людей. Учреждения дошкольного образования, стремясь повысить качество содержания, воспитания, обучения, развития, оздоровления детей и свою привлекательность для населения, выбирают приоритетные направления педагогической деятельности. Обоснование проектов обеспечивается статистикой состояния условий детства, здоровья и развития подрастающего поколения, преобладающего в регионе запроса семьи на те или иные условия образования дошкольников. Значимым фактором в выборе приоритетных направлений деятельности учреждения дошкольного образования является специфика кадрового обеспечения. Однако наиболее значимым условием расширения функций учреждения дошкольного образования является партнерская поддержка социума в реализации проектов. Социальное партнерство дошкольного образования является проблемой, как с точки зрения научной рефлексии данного социокультурного феномена, исследования мирового и отечественного опыта, так и относительно существующей практики, ее позитивных и негативных примеров осуществления взаимодействия учреждений дошкольного образования и общественных, государственных структур, хозяйствующих субъектов, семьи. Исторический обзор развития дошкольного образования с точки зрения его взаимодействия с государственными, общественными инфраструктурами и семьей показывает эволюцию становления субъектности этой подсистемы образования: дошкольное образование обретает субъектность в соответствии с демократизацией общества, оставаясь в тоталитарные периоды государственности исполнителем социальной стратегии власти. Участниками партнерских отношений с дошкольным образованием является политическая власть страны, подсистема подготовки педагогических кадров, система здравоохранения, хозяйствующие субъекты – с целью ведомственной поддержки своих работников и т.п. Современная ситуация социально-педагогического партнерства дошкольного образования отличается расширением числа субъектов, привлеченных заботой о здоровье и развитии детей. Важнейшим партнером всегда являлась и остается семья – эти отношения требуют осмысления с точки зрения субъектных и иждивенческих отношений семьи к общественному воспитанию детей. Сегодня накоплен определенный опыт развития партнерских отношений различных участников в обеспечении благополучных условий детства, при этом субъектные и лидерствующие установки дошкольного образования ситуативно обусловлены, реализуются вне гуманитарного контекста и научной рефлексии. привлекательности Исследовательский лидерствующей смысл субъектной имеет рассмотрение позиции дошкольного образования в социально-педагогическом партнерстве и эффективности существующих институциональных форм как предмета научной рефлексии. Социальное партнерства проектирование дошкольного новых образования с институциональных семьей и форм общественными структурами предполагает разработку соответствующей теории деятельности развивающегося учреждения, руководителя, педагогических кадров, различных субъектов партнерских отношений. Полученные эффекты и предполагаемые результаты целесообразно соотнести с субъектами дошкольного образования и его партнерами. При этом наибольшее значение имеет преобразование условий содержания и развития детей; следующими по значимости могут быть рассмотрены участники образовательного процесса – педагоги, члены семьи; затем партнеры, активно включившиеся в решение проблем дошкольного образования, и участники, не ставшие субъектами, но потенциально имеющие позитивные перспективы войти в партнерские отношения с дошкольным образованием. Концепция исследования, научной рефлексии социально- педагогического партнерства в дошкольном образовании состоит в том, что: 1) потенциал современного дошкольного образования не вполне осмыслен в педагогике, хотя все размышления о будущем отдельного человека, семьи, общества и, даже, человечества неизбежно фокусируются на подрастающем поколении, его наиболее податливом для "окультуривания" возрасте; 2) потенциалом современного дошкольного образования являются философские, культурные, педагогические, социальные, валеологические, экологические, медицинские возможности для обеспечения условий здорового, активного детства, окруженного любовью и пониманием взрослых; 3) важнейшим (возможно – единственным, решающим, кардинальным) условием для реализации потенциала дошкольного образования является единение усилий всего общества, его материальных и духовных сил для развития детей – физического, интеллектуального, нравственного, личностного аспектов становления подрастающего человека; 4) под "единением усилий всего общества" понимаются отношения партнерства институтов дошкольного образования, то есть различных его институциональных форм (учреждения дошкольного образования разных видов и типов, неформальные структуры дошкольного образования, формы дошкольного семейного образования), и институтов, представляющих различные сферы функционирования общества – культура, образование, здравоохранение, искусство, экономика, спорт и т.п.; 5) партнерские отношения рассматриваются в качестве межсубъектных взаимодействий, эффективность которых определяется общими ценностноцелевыми устремлениями всех его участников, их взаимообогащением терминального и инструментального порядка, то есть – совместное развитие системы ценностей, оснований рефлексии, философских позиций относительно безусловного блага для детского развития, а также расширение представлений о возможностях реализации идей о благоприятствовании детству, стратегиях достижения требуемых для этого условий детства, системе "участного" взаимоотношения и приоритетности "пользы ребенку"; 6) важно определить субъектность участников партнерских отношений: субъектом является участник взаимодействий, способный осмыслить важность своего участия в образовании дошкольников, готовый к деятельному участию в обеспечении адекватных условий для этого, принимающий решения о мере своего участия (или отказе от взаимодействия) и понимающий ответственность за принятое решение в широком гуманитарном смысле этой позиции; 7) дошкольное образование, выступая безусловным субъектом в современных партнерских отношениях с участниками, создающими те или иные условия для образования детей, призвано быть лидерствующим субъектом – субъектом, влияющим на интенции других участников партнерства, расширяющим их ценностную и потребностную сферу относительно обеспечения благополучного детства для подрастающего поколения, способным изменить иждивенческие установки семьи, позиции общества относительно образования детей патернальные дошкольного возраста - это расширяет социокультурную миссию дошкольной подсистемы образования; 8) исполнение роли лидерствующего субъекта требует от подсистемы дошкольного образования развития институциональных форм партнерских отношений с социумом; 9) субъектная лидерствующая позиция дошкольного образования в широких партнерских отношениях с социумом предполагает поддержку научно обоснованной теорией его социокультурной миссии, что придает исследовательский смысл преобразованию партнерских отношений и выявлению их социально-педагогической эффективности. Литература 1. Ученые записки института непрерывного педагогического образования. - Вып.7: В 2-х кн. – Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2005. 2. Анашкин В.И., Сидоркина В.М. Из истории социального партнерства в социальной мысли / Социология социального партнерства. - Саранск, 1999. Социальное партнерство: виды и уровни Штыркина А.И., преподаватель педагогических дисциплин ГОУ СПО КПК Внимание к социальному партнерству в настоящее время не случайно, оно является одним из условий развития открытых образовательных систем и действенным механизмом вовлечения широкого круга заинтересованных лиц в обсуждение и решение проблем развития образования. Задачи, определяемые доктриной развития образования и модернизацией образования, направлены на обеспечение открытости системы образования разнообразным воздействиям со стороны общества, государства, вовлечение их в решение вопросов образовательной тактики и стратегии. В педагогику термин «социальное партнерство» пришел из других сфер, где он трактуется не однозначно и многоаспектно:  механизм взаимоотношений между государственными органами, представителями трудящихся и работодателями;  способ взаимодействия между различными социальными группами;  специфический тип общественных отношений;  механизм регулирования общественных отношений. Социальное партнерство в образовании имеет свою историю. Идеи педагогической среды нашли свое отражение в работах Д.Дьюи, С.Т. Шацкого, А.С. Макаренко. В работах этих авторов определялись различные точки зрения на взаимодействие образовательного учреждения со средой, но при этом во всех отмечалась необходимость устойчивых связей школы с семьей, микрорайоном, общественностью, неформальными объединениями с целью обеспечения не искусственного мира, а реального проживания ребенком своей жизни. Социально-педагогическое партнерство – это иной опыт, другие формы отношений, опыт межсистемного регулирования, управления при изменении типа взаимодействия образования с внешней средой. Это позволило дать следующие определения:  объединение усилий лиц или образовательных организаций для достижения общих целей;  упорядочение координационного взаимодействия систем образования или социальных институтов в пределах их взаимной заинтересованности, в целях сохранения здоровья и целостности общенациональных, общегосударственных «социальных тканей»;  механизм межсистемного регулирования, управления при резком изменении роли государства, изменении типа взаимоотношений образования с внешней средой;  инструмент, с помощью которого представители разных субъектов собственности, групп населения, имеющие специфические интересы, достигают консенсус, организуют совместную деятельность, координируют ее в направлении достижения общественного согласия в образовательной политике. Т.о., в отечественной педагогике социально-педагогическое партнерство базируется на диалогическом отношении социальных субъектов и обеспечивает единство, гармонизацию социальных структур и выработку образовательной стратегии единых действий. Это позволяет обеспечить интеграцию интересов различных социальных групп в едином образовательном и информационном поле. Определяя социальное партнерство, Шерри Арнштайн предложила рассматривать их с учетом уровня включенности каждой стороны в совместную деятельность. На первом уровне происходит манипулирование, когда одна из сторон не осознанно выполняет действия необходимые другой стороне. Второй уровень – украшение «свадебный генерал», одна из сторон используется лишь как элемент поднятия статуса деятельности, без ее осознанного включения. Символическое участие – третий уровень, на котором стороне предлагается высказать свое мнение о совместной деятельности, но при этом их мнение или не принимается, или ограничивается заранее заданными рамками. Данные уровни не рассматриваются как партнерство. Уровень подчиненного включения предполагает добровольное включение одной стороны в качестве пассивного исполнителя, принимающего заданные рамки деятельности. Разрешающее включение предусматривает разработку одной стороной проекта деятельности с учетом пожеланий другой стороны и последующей реализации этого проекта. Согласованное включение строится с учетом совместного обсуждения инициативы одной стороны, с дальнейшей совместной ее разработкой. Инициирующее включение отличается высокой активностью одной стороны, при этом другая сторона выступает в качестве консультанта или координатора деятельности. Высшим уровнем участия является – самостоятельное обоюдное включение, где инициатива совместной деятельности может выдвигаться любой стороной, осуществляется двусторонняя поддержка идеи, ее разработка и реализация совместными усилиями с обоюдной ответственностью за успешность достигаемого результата. Выбор уровня включенности в совместную деятельность определяется ситуацией и результатами, которых стремятся достичь стороны. Для построения социального партнерства следует учитывать следующие принципы. 1. Принцип социальной справедливости и согласования интересов. В условиях социального расслоения необходимо обеспечить равновесие интересов всех групп во избежание социальных конфликтов. 2. Принцип законодательного закрепления отношений, который позволяет сделать партнерство прочным, исключает взаимные претензии. 3. Принцип ответственности партнеров друг перед другом. 4. Принцип добровольности и равновыгодности. Соблюдение данных принципов позволяет интегрировать в едином образовательном и информационном пространстве интересы различных социальных групп, оказывающих влияние на развитие образовательных процессов и способных предложить эффективную стратегию развития образования. Система социального партнерства в образовании имеет многоцелевой характер и позволяет выстроить его на нескольких уровнях. На основе охвата субъектов (по масштабности).  Как партнерство внутри отдельного коллектива образовательного учреждения.  Как партнерство внутри системы образования, прежде всего с системами общественно-государственного управления.  Как партнерство с другими социальными институтами – от органов исполнительской, законодательной и муниципальной власти и до представителей малого и среднего бизнеса. На основе развития отношений.  Начальный уровень партнерства представляет собой простейшие контакты с целью обмена информацией. При этом контакты представляют собой специфически новые отношения, в которых большую роль имеет эффект конгруэнции (подтверждение взаимных ожиданий) и минимум рассогласований по основным вопросам обмениваемой информации.  Средний уровень партнерства предполагает активное сотрудничество при решении определенных проблем образования совместными усилиями.  Высший уровень партнерства выступает как исключительно эффективная совместная деятельность, сопровождающаяся взаимопониманием и взаимосодействием всех сторон в достижении общей цели. Вне зависимости от уровня социального партнерства оно всегда имеет одну структуру, в которую входят содержание и стиль взаимодействия партнеров. Содержание определяет, по поводу чего разворачивается взаимодействие. Полнота содержания социально-педагогического партнерства определяется целью и задачами образовательного учреждения (системы) тактикой и стратегией его развития. Стиль указывает на то, как взаимодействуют партнеры. Продуктивность стиля определяется следующими критериями: 1) характер активности и позиции партнеров: «рядом с партнером»; 2) характер выдвигаемых целей: совместная выработка близких и дальних целей; 3) характер ответственности: ответственность всех партнеров за результат; 4) характер отношений: доброжелательность и доверие; 5) характер функционирования механизма идентификации – обособления между партнерами. Формирование партнерства, как и другие виды развития, предполагают прохождение определенных ступеней (этапов развития). Первый шаг выстраивания партнерства – это поиск точек соприкосновения и опорных позиций. Опорными позициями выступают положительные стороны партнера или заинтересованность в его возможностях другой стороной. На втором этапе идет накопление согласий. Это позволяет определить сферы и содержание взаимодействия сторон на основе взаимной заинтересованности. Каждая сторона предъявляет свои интересы и раскрывает свои возможности для согласования позиций и уровня включенности в совместную деятельность. Этап взаимной адаптации основывается на взаимопонимании и принятии интересов другой стороны. Это этап коррекции интересов и совместной выработки нормативов взаимодействия. Предпочтительно закрепление этого этапа договорными отношениями. Переход к доверительным отношениям в процессе совместной деятельности. На этом этапе развития партнерства снижается уровень взаимоконтроля и повышается взаимная ответственность за результаты совместной деятельности. Совместное обсуждение, взаимопомощь, взаимоподдержка, характерные для этой стадии, обеспечивают сохранение положительного психологического настроя сторон. При этом конфликты, возникающие в процессе деятельности, носят конструктивный характер и разрешаются с учетом согласования позиций обеих сторон. Высшая ступень партнерства взаимосодействие или сотрудничество. Особенностью отношений этого уровня является то, что они постепенно переходят в совместную творческую деятельность. Это обеспечивает как повышение эффективности отношений, так и развитие и совершенствование субъектов, находящихся во взаимодействии. Таким образом, рассмотрев сущность, виды, уровни и этапы формирования партнерских отношений, можно утверждать, что любые деловые или личностные контакты, выстраиваемые в открытом образовательном сообществе, обеспечиваются активным взаимодействием различных социальных групп, имеющих собственные стратегические интересы в сфере образования. Никольская О. Д. Организация социально-педагогического партнерства как фактора повышения качества дошкольного образования [Текст] : дис. ... канд. пед. наук / Никольская Ольга Дмитриевна ; Челяб. гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 2007. - 179 с. Зедгенидзе В.Я. Социально-педагогическое партнерство ДОУ с семьей\\ № 9 2007, Современный детский сад
«Концептуальные основания проблематизации социально-педагогического партнерства в дошкольном образовании» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 920 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot