Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Концепции современного естествознания

  • 👀 393 просмотра
  • 📌 354 загрузки
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате doc
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Концепции современного естествознания» doc
ЛЕКЦИЯ 1 19.02.2020 Дисциплина «Концепции Современного Естествознания» 2 курс САФ ИГУ Рекомендуемся литература Горелов А.А. Концепции современного естествознания. М., 1997. Грушевицкая Т.Г. Садохин А.П. Клонцепции современного естествознания. Калуга, 1997 Дубнищева Т.Я., Пигарев А.Ю. Концепции современного естествознания. Новосибирск, 1988 Дягилев Ф.М. Концепции современного естествознания. М., 1994. Карпенков С.Х. Концепции современного естествознания. М.,1997. Кокин А.В. Концепции современного естествознания. М.,1998. Рузавин Г.И. Концепции современного естествознания. М., 1997. Солопов Е.Ф. Концепции современного естествознания М., 1998. План 1. О курсе КСЕ, его целях и задачах. 2. О понятии КОНЦЕПЦИЯ. 3. О ЗАКОНАХ ПРИРОДЫ и ОБЩЕСТВА 4. О познании и философии познания Лекции и семинары. Тесты и дом. з, доклады, реферат. Бальная система 1. О курсе КСЕ, его целях и задачах. ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ – совокупность наук о природе таких как, физика, химия, астрономия, биология и их производные – биохимия, биофизика, физическая химия, а также география, геология, экология и др. ФИЗИКА – изучает вещество и объясняет явления природы на основе законов физики ХИМИЯ – базируясь на законах физики, изучает химические явления природы, процессы и эволюцию вещества БИОЛОГИЯ – изучает живую природу, используя физические и химические законы МАТЕМАТИКА – особая наука, неразрывно связанная с физикой, является языком естествознания. Ю.Вигнер «непостижимая эффективность математики в физике», 1959г. И.М.Гельфанд «непостижимая неэффективность математики в биологии», 196… А.Джаффе «непостижимая эффективность теоретической физики в математике», 1996г. O ЦЕЛЯХ И ЗАДАЧАХ КУРСА «КСЕ»: • изучить систему взглядов, выработанных естествознанием на природу и мир в целом. ИЛИ • Мы рассмотрим и построим современную научную картину мира. • Дадим объективную характеристику достижений науки. Главная цель КСЕ – студентам экономических и гуманитарных направлений иметь представления о современной естественно-научной картине мира, а также синтезировать в единое целое гуманитарную и естественно-научную культуры. Достижения естественных наук являются неотъемлемой частью человеческой культуры. Влияние науки на все стороны нашей жизни – производство, технику, быт, военное дело, экономику, политику, мировоззрение – стремительно растет. В результате изучения КСЕ студент должен: Знать:  специфику гуманитарной и естественнонаучной составляющих культур;  основные этапы развития естествознания, особенности современного естествознания;  концепции пространства и времени;  эволюционные парадигмы;  содержание корпускулярных традиций в описании природы;  вопросы самоорганизации в неживой и живой природе;  иерархию структурных элементов материи микро-, макро- и мега мира;  специфику живого, принципы эволюции, воспроизводства и развития живых систем;  место человека в эволюции Земли, вопросы ноосферы, парадигму единой культуры;  концептуальные основы здорового образа жизни. Уметь:  на основе знаний противостоять псевдонаучным, квазинаучным и паранаучным теориям;  применять полученные знания для решения задач естественнонаучного характера при выполнении профессиональных функций. Иметь представление:  о понятии состояния в естествознании;  о динамических и статических закономерностях в естествознании;  о взаимодействиях между физическими, химическими и биологическими процессами;  о принципах эволюции, воспроизводства и развития живых систем, их целостности и гомеостазе, об иерархичности, уровнях организации и функциональной асимметрии живых систем;  о биологическом многообразии, его роли в сохранении устойчивости биосферы и принципах систематики;  о физиологических основах психики, социального поведения, экологии и здоровья человека 2. О понятии КОНЦЕПЦИЯ. КОНЦЕПЦИЯ – это система взглядов на что-либо, это определенный способ понимания. КОНЦЕПЦИИ СОВРЕМЕННОГО ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ посвящены рассмотрению научной картины мира, сформированной в физических, химических, биологических и математических науках. Физи́ческий зако́н — эмпирически установленная и выраженная в строгой словесной и/или математической формулировке устойчивая, повторяющаяся во множестве опытов, связь между физическими величинами в повторяющихся явлениях,  процессах и состояниях тел и других материальных объектов в окружающем мире. Закон природы —порядок, которому подчиняются все наблюдаемые явления природы; связь между процессами или явлениями, происходящими в природе КОНЦЕПЦИИ СОВРЕМЕННОГО ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ 1. Концепция относительности пространства и времени 2. Концепция неопределенности квантовой механики 3. Концепция детерминизма и статистические законы 4. Концепция необратимости и термодинамика 5. Концепция бесконечности и космологическая эволюция 6. Концепция атомизма и элементарные частицы 7. Концептуальные уровни в познании веществ и химические системы 8. Концепция уровней биологических структур и организации живых систем 9. Концепция биосферы и экология 10. Концепция эволюции в биологии 11. Концепция самоорганизации в науке 12. Концепция системного метода 3. О ЗАКОНАХ ПРИРОДЫ и ОБЩЕСТВА Вопрос. Что Вы понимаете под термином «вечный», «неизменный»? Ответ. Очень часто, когда употребляются термины «вечный» и «неизменный» мы думаем, что «это то что, на все времена установлено». Например, это предполагает вечность и неизменность вещей, предметов, явлений. Камень вечен. Зло вечно…. Так ли это ? Далеко не так Вечность и неизменность - простая вещь. Вечным является то, что уже случилось. Бывшее, нельзя сделать не бывшим. Цезарь перешел Рубикон - и это вечный факт. Вечное - это то, что нельзя ни выдумать, ни отменить или изменить, мышлением. А что в мире, кроме прошлого, является вечным? Живое – не вечно. Неживое – т.е. вещество также не вечно. Закон радиоактивного распада и т.д. А вот ЗАКОНЫ ПРИРОДЫ, однажды случившись, вечны и неизменны уже потому, что закон описывает то состояние дел (описывает физические явления и т.п.), которое он сам же и порождает своим существованием и действием. А люди ЗАКОН открывают, изобретают для того чтобы описать порождение и возникновение чего-то в мире. И поэтому в отношении самого ЗАКОНА мы не можем ставить вопрос о его происхождении и возникновении. ЗАКОН есть сразу и весь и не может быть фраз «с начало было четверть закона, потом еще одна четверть закона» и так далее. Это не похоже на фазы Луны – новолуние, растущая Луна, полнолуние…. Поэтому мы говорим, во-первых, ЗАКОНЫ вечны и неизменны, во вторых – они есть сразу. ЗАКОН порождает то состояние вещей, которое он же описывает. Значит, ЗАКОН есть исток, начало, и принцип, принцип мышления. Мы в принципе не видим мир рождений, мы видим предметный мир, мир который окружает нас. Законы физики подразделяются на динамические, причинные, эволюционные и статистические. Динамические – устанавливает зависимость от внешних условий, сил. Эволюционные – устанавливают зависимость от времени. Причинные – означает, что у всякого следствия есть своя причина. «Меняются только причины, следствия – никогда» Статистические – устанавливают вероятность того или иного события в мире. В естествознании считается что мир готов и мы видим предметный мир А что в гуманитарной сфере, каковы исторические, социальные и экономические законы? Гуманитарная сфера – это сфера, в которой действуют структурные зависимости, структурные законы, а не динамические, причинные… В гуманитарной сфере мы предполагаем отсутствие готового мира – исторического, социального, экономического и т.п. миров. Фундаментальная посылка состоит в том что в истории мы имеем дело с такими законами исторического действия, которые складываются в ходе самого исторического действия. В естествознании – мир (природа) готов В обществознании – мир (общество) строится Например, в применении к решающим историческим событиям мы не можем сказать, кто решил и кто сделал (Наполеон, Бисмарк, Ленин, Сталин и т.д.). Так сцепилось, так произошло! Мы знаем эмпирически, что в борьбе за начальственные степени и должности побеждает тот, кто точнее других знает то, что уже решилось, индуцировалось, что висело в воздухе. Описание зависимостей такого рода и есть законоподобное описание исторической и социальной жизни. До исторического действия (революции, войны) мир является не доопределенным и историк при анализе исторического действия должен искать такие связи и сцепления, которые ускользают от внимания агента, участника, наблюдателя, летописца исторического действия. Поэтому, историк не может просто так принимать на веру то, что сообщает ему агент (участник) исторического действия, социального действия и то, что их «понимательно» объединяет. «Лицом к лицу лица не увидать, большое видится на расстоянии» Вопрос. Назовите исторические законы? Филологические …. Психология. Эксперимент с горошинами…… 4.О познании и философии познания. Вопрос. ПОЗНАВАЕМ ЛИ МИР? И. Кант, перечисляя главные темы философии, поставил на первое место вопрос: что я могу знать? Что человек может знать о мире, о себе, других, об обществе? Дав ответ на этот вопрос, мы получим ответы и на такие вопросы как – в чем смысл жизни, как надо жить и действовать в мире, на что можно рассчитывать и надеяться и др. Проблема знания древняя, как и сама философия. Когда античный Сократ говорил: "Я знаю, что ничего не знаю", он отвечал именно на этот вопрос. (Привести модель окружности, содержащей знание ….) Проблема познания мира составляет содержание гносеологии (от греч. gnosis - познание и logos – учение) - философской теории познания. Она стремится выявить свойства и закономерности любого познавательного процесса, начиная с обыденного познания и кончая формами мистического и научного познания. Научное познание считается эталоном для других видов познавательной деятельности. В философии рассматриваются и вне научные способы познания. О ПРОЦЕССЕ ПОЗНАНИЯ: Нельзя понять без процесса понимания конкретного изучения. Я понял то, что прежде лишь знал … Кто понял суть, тому и благодать, но лучше счастья этого не знать. От дней минувших тень легла, ты не меня, ты сон ждала!!! «И предал я сердце мое тому, чтобы познать мудрость и познать безумие и глупость; Узнал, что и это — томление духа. Потому что, во многой мудрости много печали; И кто умножает познания, умножает скорбь». ВОПРОС. Назовите автора и произведение? 1. Познание есть процесс приобретения человеком знаний о реальном мире и о себе самом. Знания при этом трактуются как относительно верные сведения о реальности. Ошибочные сведения считаются заблуждениями, а отсутствие достоверных знаний о чем-либо – незнанием. В этом смысле познание есть не что иное, как движение от незнания к знанию, преодоление заблуждений, достижение все более и более верных и полных сведений о мире. 2. Познание присуще всем живым существам. И амебе надо приспосабливаться к окружающей среде. Задача выживания всегда актуальна для человека. Познание есть необходимый атрибут и естественное условие существования человека, а знания о мире составляют для него важнейшую жизненную ценность. 3. Познание возможно потому, что как мир, так и человек его познающий, обладают необходимыми для этого свойствами. Очевидно, что мир безразличен к интересам человека, но он позволяет познавать себя. Почему? Потому, что в мире, природе существует упорядоченность явлений и их общие и закономерные свойства. И, напротив, легко представить, что абсолютно хаотичный, каждодневно и непредсказуемо меняющийся мир не дает человеку никакой возможности для своего познания: разум не мог бы зацепиться за что-то стабильное и закономерное. Познание мира возможно и потому, что человек обладает определенными предпосылками и способностями, данными ему природой и развитыми в процессе биологической и социокультурной эволюции - сознанием, языком, силой абстрактного мышления, творческой активностью, практическими навыками и умениями и др. Познаваем ли мир? Вопрос о познаваемости мира? Может ли человек в принципе получить достоверное знание о действительности? В истории философии есть два основных варианта ответа -оптимистический и пессимистический. Оптимистический - считает, что границ познания не существует и человеческому разуму доступны все явления реальности, что подтверждается созидательной деятельностью человека. Пессимистический - считает, что есть ограничения в познавательных возможностях человека. Он проявляется в агностицизме и скептицизме. Агностицизм (от греч. agnostos - непознаваемый) - это концепция, которая отрицает познаваемость всего того, что не может быть представлено в непосредственном опыте человека - Бога, субстанции, закона и т. д. Теоретические основы агностицизма были заложены Кантом в его учении о "вещи в себе". Все вещи мира существуют реально, полагал он, но их скрытая сущность (которая не дана нам в опыте) непознаваема. Иными словами, человек может знать вещь лишь такой, какой она предстает ему в его познавательном опыте, но он принципиально не способен знать ее такой, какой она есть "сама по себе", независимо от нашего познания. Вопрос. Что Вы думаете о познаваемости мира! Что нам говорит высокая наука в лице физики микромира и космологии! Следует признать, что для пессимистических выводов есть основания. Действительно, человек всегда имеет дело не только со знанием, но и с незнанием, причем его границы расширяются вместе с ростом нашего знания. Как это можно изобразить рисунком…. По словам Карла Поппера, мы должны исходить из двух тезисов: "мы знаем достаточно много" и "наше незнание безгранично". Уверенность человека в своих познавательных возможностях не должна приводить его в состояние "гносеологического восторга". Доля здорового скептицизма должна отрезвлять нас. И тем не менее, в повседневной жизни и деятельности каждый из нас должен быть гносеологическим оптимистом - мы можем получать достоверные знания о мире, имеющие к тому же большое практическое значение. Изучение микро-, макро- и мегамиров в ХХ и XXI веках поставили эти вопросы заново – а именно, теория кварков и глюонов – квантовая хромодинамика, теория великого объединения и теория инфляционной Вселенной. Крайности сошлись – бесконечно малое и бесконечно большое!!! О современном обществе Достижения науки и техники ХХ и ХХI века создали у большинства людей представление об абсолютном превосходстве человека над природой (а цунами, вулканы, землетрясения, изменения климата и т.д.). Космическая техника, наземный транспорт, современные средства связи, интернет, теория большого взрыва, теории микромира, томография в медицине, химические технологии, новые материалы и другие успехи наук, позволившие получать новые вещества, не существовавшие до этого в природе, — все это усилило антропоцентризм по отношению к природе. Люди стали забывать, что сами они— часть природы, биологический вид, жизнь которого определяется амплитудой природных условий, и все их могущество основано на использовании законов природы, вне которых развитие человеческой цивилизации невозможно. Итак, Будем расширять спирали нашей мысли !!!
«Концепции современного естествознания» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 47 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot