Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Комплексная дифференциальная логопедическая диагностика речевых нарушений

  • 👀 628 просмотров
  • 📌 549 загрузок
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Комплексная дифференциальная логопедическая диагностика речевых нарушений» docx
Лекция № 2 КОМПЛЕКСНАЯ ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНАЯ ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ Ключевые термины: речевые нарушения, логопедия, ОНР, ФФНР, речевая группа, языковой и сенсомоторный процесс, психолингвистика, симптоматика, дифференциальное логопедическое воздействие, лексико-грамматический строй, клинико-педагогические критерии, фонематическое восприятие. Список сокращений: ЗПР - Задержка психического развития ЗПРР - Задержка психоречевого развития ОНР - Общее недоразвитие речи ФН - Фонетические нарушения ФФН - Фонетико-фонематические нарушения СНР - Системное недоразвитие речи План лекции 1. Психическое и речевое развитие ребенка в нор­ме и патологии 2. Классификация нарушений речи 3. Аспекты диагностики речевых нарушений 4. Дифференциальная диагностика речевых нарушений Вопросы для самопроверки 1.Назовите и охарактеризуйте традиционные классификации речевых нарушений. 2. Какими факторами определяется психолого-педагогическая диагностика речевых нарушений в развитии личности ребенка. 3.Охарактеризуйте уровни речевого развития ребёнка. 4. Опишите структуру методики изучения уровня речевого развития. 5. Перечислите принципы дифференциальной диагностики речевых нарушений. В последние годы наблюдается значительный рост распространённости рече­вой патологии у детей и её осложнённости в виде проявления множества соче­танных расстройств, не ограничивающихся только нарушением речевой функции. Особое значение в связи с этим приобретает вопрос грамотной дифференциальной диагностики разнообразных проявлений дефектов речи и психики у детей раннего и дошкольного возраста. При диагностике важно не только констатировать интел­лектуальную, речевую, двигательную или сенсорную недостаточность, необходимо вывести клиническое и педагогическое заключение, которое отражало бы причину и механизм нарушения развития, определяло бы учебный и социальный прогноз, а также пути и методы коррекционной работы. Основной задачей дифференциальной диагностики является выявление нару­шения в развитии ребенка с соотнесением данного конкретного случая к опреде­ленному варианту дизонтогенеза. Помимо конкретизации дифференциальная диа­гностика решает следующие задачи: отграничение друг от друга сходных состояний аномального развития раз­личного генеза; - выяснение первичности или вторичности конкретного отклонения в развитии; изучение атипичного протекания дизонтогенеза; определение роли различных дефектов при сложных, комплексных откло­нениях; выявление связи между дизонтогенетическими (признаками нарушенного развития) и энцефалопатическими (повреждение мозговых структур) рас­стройствами. В теоретической основе принципов дифференциальной диагностики и орга­низации коррекционных методик речевых нарушений лежит учение о закономер­ностях компенсаторных и резервных возможностей ребенка, а также о движущих силах его моторного, речевого и психического развития. ПСИХИЧЕСКОЕ И РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА В НОРМЕ И ПАТОЛОГИИ Психическое развитие ребенка — это сложный, генетически обуслов­ленный процесс последовательного созревания высших психических функций, реализующийся под влиянием различных факторов внешней среды. К основным психическим функциям относятся: гнозис (узнавание, восприятие), праксис (це­ленаправленные действия), внимание, память, мышление (аналитико-синтетиче- ская деятельность, умение сравнивать и классифицировать, обобщать и.д.), речь, чтение, письмо, счет, эмоции, воля, поведение, самооценка и др В.В. Лебединский (2003) выделяет шесть основных видов нарушений психиче­ского развития у детей: 1.Необратимое психическое недоразвитие (олигофрения). 2.Задержанное развитие (обратимое — полностью или частично). 3.Поврежденное психическое развитие — деменция (наличие предшествую­щего периода нормального психического развития). 4.Дефицитарное развитие (в условиях нарушений зрения, слуха, соматиче­ской патологии). 5.Искаженное психическое развитие (ранний детский аутизм). 6.Дисгармоническое психическое развитие (психопатии). Задержки психического развития у детей и их коррекция являются актуальной проблемой детской психоневрологии. Термин «задержка психического развития» был предложен Г. Е. Сухаревой еще в 1959 г. Под задержкой психического разви­тия (ЗПР) понимают замедление нормального темпа психического созревания по сравнению с принятыми возрастными нормами. ЗПР начинается в раннем детском возрасте без предшествующего периода нормального развития, характеризуется стабильным течением (без ремиссий и рецидивов, в отличие от психических рас­стройств) и тенденцией к прогрессивному нивелированию по мере взросления ре­бенка. О ЗПР можно говорить до младшего школьного возраста. Сохраняющиеся признаки недоразвития психических функций в более старшем возрасте свидетель­ствуют об олигофрении (умственной отсталости). Группа детей с задержкой психического развития неоднородна. В специ­альной психологии предложено множество классификаций задержки психического развития. Этиопатогенетическая классификация, предложенная К. С. Лебедин­ской выделяет 4 клинических типа ЗПР: ЗПР конституционального генеза обусловлена замедлением созревания ЦНС. Характеризуется гармоническим психическим и психофизическим инфантилиз­мом. При психическом инфантилизме ребенок ведет себя, как более младший по возрасту; при психофизическом инфантилизме страдает эмоционально-волевая сфера и физическое развитие. Антропометрические данные и поведение таких де­тей не соответствуют хронологическому возрасту. Они эмоционально лабильны, непосредственны, отличаются недостаточным объемом внимания и памяти. Даже в школьном возрасте у них преобладают игровые интересы. ЗПР соматогенного генеза обусловлена тяжелыми и длительными соматиче­скими заболеваниями ребенка в раннем возрасте, неизбежно задерживающими созревание и развитие ЦНС. В анамнезе детей с соматогенной задержкой психи­ческого развития часто встречаются бронхиальная астма, хроническая диспепсия, сердечно-сосудистая и почечная недостаточность, пневмонии и др. Обычно такие дети долгое время лечатся в больницах, что вдобавок обусловливает еще и сенсор­ную депривацию. ЗПР соматогенного генеза проявляется астеническим синдромом, низкой работоспособностью ребенка, меньшим объемом памяти, поверхностным вниманием, плохой сформированностью навыков деятельности, гиперактивно­стью или заторможенностью при переутомлении. ЗПР психогенного генеза обусловлена неблагоприятными социальными усло­виями, в которых пребывает ребенок (безнадзорностью, гиперопекой, жестоким обращением). Дефицит внимания к ребенку формирует психическую неустойчи­вость, импульсивность, отставание в интеллектуальном развитии. Повышенная забота воспитывает в ребенке безынициативность, эгоцентризм, безволие, отсут­ствие целеустремленности. ЗПР церебрально-органического генеза встречается наиболее часто и обу­словлена первичным негрубым органическим поражением головного мозга. В этом случае нарушения могут затрагивать отдельные сферы психики либо мозаично проявляться в различных психических сферах. Задержка психического развития церебрально-органического генеза характеризуется несформированностью эмо­ционально-волевой сферы и познавательной деятельности: отсутствием живости и яркости эмоций, низким уровнем притязаний, выраженной внушаемостью, бедно­стью воображения, двигательной расторможенностью и т. п. Задержка психического развития может быть диагностирована только в ре­зультате всестороннего комплексного обследования ребенка. Речевое развитие является одной из основных характеристик общего разви­тия ребенка. Речь становится важным средством связи между ребенком и окружа­ющим миром, наиболее совершенной формой общения, присущей только человеку. Для нормального формирования речи необходимо, чтобы кора головного мозга достигла определенной зрелости, был сформирован артикуляционный аппарат, со­хранен слух и полноценное речевое окружение с первых дней жизни ребенка. Специалисты выделяют: импрессивную речь (процесс восприятия речи на слух, понимание смысла, содержания речевого высказывания) и экспрессивную речь (процесс высказывания с помощью языка). В ходе развития речи ребенок овладевает несколькими подсистемами родного языка. Первая из них — фонетика, система звуков речи. Любой язык имеет в своей ос­нове определенный сигнальный или фонематический признак, изменение которого меняет смысл слова. Этот сигнальный, смыслоразличительный признак составля­ет основу звуковых единиц языка — фонем (от греч. phonema — «звук речи»). К числу основных смыслоразличительных признаков относятся звонкость и глухость (был-пыл, дом-том, гость-кость), твердость и мягкость (пыл-пыль), ударность и безударность (за’мок-замо’к). Кроме того, язык является упорядоченной системой, в которой все части речи связаны между собой не только определенным правилами, но и по смыслу. Совокупность этих правил и лексического наполнения составляют лексико-грам­матический строй речи, благодаря которому слова складываются в законченные смысловые единицы. Синтаксис устанавливает правила сочетания слов в предло­жении, семантика объясняет значение отдельных слов и фраз, а прагматика — со­циальные правила, предписывающие, что, как, когда и кому следует говорить. В процессе развития речи дети осваивают эти законы родного языка. Поэтому так важно знать естественный ход физического, психического и рече­вого развития ребенка в разных возрастных периодах. Для определения уровня развития высших психических функций воспользуем­ся «профилем развития» отражающим состояние психоневрологического статуса ребенка по следующим шкалам: движение, (моторика крупная и мелкая), восприя­тие (зрительное и слуховое), речь (экспрессивная и импрессивная), интеллект, раз­работанный в Научно-терапевтическом центре по профилактике и лечению психо­неврологической инвалидности (под ред. Скворцова И.А.). Приложение 1. Отставание в формировании речи, нарушения формирования и развития речи у детей в возрасте от 3 лет подразумевает широкий круг расстройств, имеющих раз­ные причины. Причинами задержки психического и речевого развития могут явиться патоло­гия течения беременности и родов, недоношенность, нейроинфекции, кровоизлия­ния, нарушения анатомического строения и функций артикуляционного аппарата, нарушение слуха, зрения, общее отставание в психическом развитии ребенка, вли­яние наследственности и неблагоприятных социальных факторов (недостаточное общение и воспитание). Трудности в освоении речи характерны также для детей с признаками отставания и темповой задержки в физическом развитии, перенесших в раннем возрасте тяжелые заболевания, а так же для соматически ослабленных де­тей. Психическое развитие является базовой основой для развития речи. Наруше­ние, отставание в формировании психических процессов, как правило, приводит к задержке или нарушениям речевого развития. Задержка речевого развития - это несформированность в нормальные воз­растные сроки отдельных компонентов речевой функции. Специалистами (А.Н. Голик, В.Н. Мамцева) выделяются три типа ЗРР: • легкая: запаздывание в развитии речи, заключающееся в позднем произ­несении первых слов, задержанном формировании фразовой речи, значи­тельных дефектах звукопроизношения, часто сочетается с задержкой раз­вития моторики и психического развития; • грубая: задержанность и рудиментарность периода лепета, глубокая за­держка формирования всех сторон речи, до 4-5 лет жизни отсутствуют или резко недостаточны словесные формы общения, общение с окружающими ограничено жестами, сочетается с выраженной задержкой психического развития; • резкая: речь ограничивается отдельными словами или простой, грамма­тически не оформленной фразой, расширение словаря идет медленно, не усваивается структура многосложных слов, отмечаются перестановки сло­гов, выраженные аграмматизмы, мало дифференцирована фонетика; чем тяжелее нарушение речи, тем чаще обнаруживается органическое пораже­ние ЦНС. Задержку речевого развития необходимо отличать от общих нарушений раз­вития (аутизма, элективного мутизма, олигофрении), общего недоразвития речи и системного недоразвития речи. КЛАССИФИКАЦИЯ НАРУШЕНИЙ РЕЧИ В настоящее время в логопедии существуют 2 классификации, описывающие речевые нарушения - клинико-педагогическая и психолого-педагогическая (по Левиной Р.Е.). При различии в типологии и группировке видов речевых наруше­ний, одни и те же явления рассматриваются с разных точек зрения. Между ними нет противоречий, они дополняют друг друга и отражают определенный подход к речевым нарушениям и выбор средств коррекции. Клинико-педагогическая классификация Клинико-педагогическая классификация нацелена на предельную детализа­цию видов и форм нарушений речи и основывается на подходе от общего к част­ному. В ней учитываются «межсистемные взаимодействия нарушений речи с обу­словливающим их материальным субстратом» (Л.С.Волкова). Она основывается на совокупности психолого-лингвистических, клинических и этиопатогенетических критериев (однако ведущая роль отводится психолого-лингвистическим критери­ям). Все виды нарушений речи делятся на 2 основные группы: нарушения устной и письменной речи. Нарушения устной речи разделены на 2 типа: 1. фонационного (внешнего) оформления высказывания, которые называют нарушениями произносительной стороны речи. 2. структурно-семантического (внутреннего) оформления вы­сказывания, которое в логопедии называют системными или полиморфными нарушениями речи. В данной классификации не выделяются в качестве самосто­ятельных нарушений речи нарушения письма и чтения. Они рассматриваются в со­ставе фонетико-фонематического и общего недоразвития речи как их системные, отсроченные последствия, обусловленные несформированностью фонематических и морфологических обобщений, составляющих один из ведущих признаков. Нарушения фонационного оформления высказывания Дисфония (афония) — расстройство (или отсутствие) фонации вследствие па­тологических изменений голосового аппарата; дисфония проявляется в нарушени­ях силы, высоты и тембра голоса. Брадилалия — патологически замедленный темп речи, проявляется в замед­ленной реализации артикуляторной речевой программы. Тахилалия — патологически ускоренный темп речи, проявляется в ускоренной реализации артикуляторной речевой программы. Заикание — нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц фонаторно-дыхательного и речевого аппарата. Ринолалия - расстройства артикуляции и голосообразования, обусловленные дефектами строения и функционирования речевого аппарата. Ринолалия характе­ризуется грубыми искажениями звукопроизношения, назализацией согласных и гласных звуков, вторичным нарушением фонематических процессов и письменной речи, недоразвитием лексико-грамматической стороны речи. Диагностическое об­следование при ринолалии включает консультацию отоларинголога, челюстно-ли­цевого хирурга, логопеда для выявления анатомических и функциональных дефек­тов артикуляционного аппарата и степени нарушения всех сторон речи. С целью преодоления ринолалии может проводиться хирургическое, физиотерапевтиче­ское, ортодонтическое лечение; психотерапия, логопедическая работа. Дислалия — нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохран­ной иннервации речевого аппарата (синонимы: дефекты звукопроизношения, фо­нетические дефекты, недостатки произношения фонем). Дизартрия - нарушение речи, сопровождающееся расстройством артикуляции, фонации, речевого дыхания, темпо-ритмической организации и интонационной окраски речи, в результате чего речь теряет свою членораздельность и внятность. Нарушения звукопроизношения при дизартрии проявляются в разной степени и зависят от характера и тяжести поражения нервной системы. В основу неврологической классификации дизартрии положен принцип ло­кализации поражения головного мозга и синдромологический подход в зависи­мости от ведущего клинического синдрома при ДЦП. С учетом локализации поражения головного мозга различают: • бульбарную дизартрию, связанную с поражением ядер черепно-мозговых нервов (языкоглоточного, подъязычного, блуждающего, иногда - лицево­го, тройничного) в продолговатом мозге • псевдобульбарную дизартрию, связанную с поражением корково-ядер­ных проводящих путей • экстрапирамидную (подкорковую) дизартрию, связанную с поражением подкорковых ядер головного мозга • мозжечковую дизартрию, связанную с поражением мозжечка и его про­водящих путей • корковую дизартрию, связанную с очаговыми поражениями коры голов­ного мозга. При синдромологическом подходе выделяют следующие формы дизартрии в зависимости от ведущего клинического синдрома при ДЦП: спастико-паретическая, спастико-ригидная, гиперкинетическая, атактическая. При детском церебральном параличе дизартрии чаще всего отличаются сме­шанным характером нарушения: спастико-гиперкинетическая, спастико-атактическа, атактико-гиперкинетическая, спаситко-атактико-гиперкинетическая. Таблица 1. Таблица-1. Основные нарушения при различных формах дизартрии Форма дизар­ трии Ведущий синдром Форма ДЦП Характер нарушения мышечного тонуса Наличие не­произвольных насильствен­ных движений, синкинезий Нарушения артикуляционной моторики, артикуляционного праксиса, мимики 1 2 3 4 5 6 Спасти-ко-паре- тическая дизартрия Спастиче­ский парез Спасти­ ческая диплегия, гемипарез Спастичность, реже — гипо­тония Синкинезии, оральные синкенизии. Возможно сохранение рефлексов орального авто­матизма Снижение объема и амплитуды артикуляционных движений языка, губ (различной степени). Может страдать выполнение и сохранение артикуляционных поз; переклю­чение от одной артикуляции к другой. Гипомимия лица Спастико- ригидная дизартрия Спасти­ческий парез и тонические нарушения управ­ления речевой деятельно­стью типа ригидно­сти Двойная гемиплигия Спастич- ность мышц и ригидность (максимальное резкое повы­шение мышеч­ного тонуса во всей речевой и скелетной мускулатуре, усиливаю­щиеся под влиянием внешних раздра-жителей) Частое присут­ствие синкине- зии стволового уровня мозга и оральных авто­матизмов (на­сильственные сосательные и облизывающие движения) Объем артикуляционных движе­ний строго ограничен. Включение в движение с удлиненным латентным периодом (до нескольких минут). При включении в движение тонуса во всей речевой и скелетной муску­латуре. Язык напряжен, малопод­вижен, отодвинут назад, не всегда его удается вывести из плоскости рта. Недифференцированность губных и язычных движений (сме­шанная губно-язычная артикуля­ция). Мимика крайне бедная (лицо застывшее, маскообразное) Гипер- кинети­ ческая дизартрия Гиперки­нез Гиперкинетическая форма ДЦП Дистония, ре­же гипотония (большая)Зависимость тонуса от внешних влияний, эмоцио-нального состояния, произвольных движений Гиперкинезы языка, лица, шеи в покое, усиливаются при произно-сительных попытках. Синкинезии Объем артикуляцион-ных дви­жений может быть достаточным. Особые трудности удержания и ощущения артикуляционной позы и при переключении от одной артикуляции к другой, т.е. страдает автоматизация артикуляционных движений Атакти­ ческая дизартрия Атаксия Атониче­ ски- астатиче­ ская форма ДЦП Гипотония Тремор языка (при целена- правленных движениях) Дисметрия (несораз-мерность) артикуля-ционных движений; чаще — гиперметрия (увеличе­ние амплитуды, утрированность, замедленность движе-ний). Труд­ность вы-полнения и удержания артикуляционных укладов. Мимика вялая 1. Спастико-паретическая (ведущий синдром - спастический парез, на­рушения тонуса - от атонии, гипотонии до гипертонуса) - бульбарная и псевдобульбарная дизартрии. 2. Спастико-ригидная (ведущие синдромы — спастический парез и наруше­ние тонуса по типу ригидности) — псевдобульбарная дизартрия. 3. Гиперкинетическая (ведущий гиперкинетический синдром) - подкорко­вая (экстрапирамидная) дизартрия. 4. Атактическая (ведущий синдром — атаксия) - мозжечковая дизартрия. Отдельно следует отметить корковую дизартрию, выделяемую по принципу локализации поражения головного мозга, связанную с очаговыми поражениями коры головного мозга и выражающуюся в апраксиях афферентной (кинестетиче­ской) и эфферентной (кинетической), встречается при афазиях и алалиях. Тяжелая степень дизартрии, при которой речь почти полностью невозможна из-за паралича речедвигательных мышц, носит название анартрии. По способ­ности произносительной активности детей с анартрией можно разделить на три группы: первая — дети с полным отсутствием голосовой активности; вторая — дети с голосовой активностью (кхы, ахк и т. п.); третья — дети со звуко-слоговой минимальной активностью, которые хорошо произносят всего два-три слога. Стертая форма дизартрии (минимальные дизартрические расстройства) • это более легкая степень, при которой неврологическая симптоматика нерезко выражена, имеются парезы отдельных мышечных групп, сопровождающиеся не­четким звукопроизношением, смазанностью, назализацией, дисфонией, просо­дическими расстройствами, коротким и поверхностным дыханием. При стертой форме дизартрии прослеживаются не только фонетические, но и просодические, и дыхательные нарушения. По своим проявлениям стертая дизартрия близка к слож­ной функциональной дислалии. Нарушениям структурно-семантического (внутреннего) оформления высказывания Алалия (по современным международным классификациям - «дисфазия» или «дисфазия развития») — системное недоразвитие речи в результате поражения корковых речевых зон в доречевом периоде. При алалии отмечается позднее появ­ление речи, бедность словарного запаса, аграмматизмы, нарушение слоговой струк­туры, звукопроизношения и фонематических процессов. В логопедической практике выделяют экспрессивную (моторную) алалию; импрессивную (сенсорную) алалию; смешанную сенсомоторную алалию с преобла­данием нарушения развития импрессивной или экспрессивной речи. Афазия. Детские афазии - это группа полиэтиологических нарушений цен­тральной нервной системы, которые характеризуются частичной или тотальной потерей речевых функций у детей с ранее сформировавшейся речью. Характерный возраст для детских афазий - 3-7 лет. Время начала заболевания зависит от того, в какой момент подействовал этиологический фактор, вызвавший поражение определенных зон коры головного мозга. Также в роли этиологических факторов выступают опухоли, аневризмы, гематомы, абсцессы головного мозга, эн­цефалит. Классификация детских афазий: Согласно Международной классификации болезней (МКБ-10) детские афазии можно разделить на две группы: 1. Детские афазии, возникшие в результате органического или структурно­го изменения коры головного мозга. Сюда относятся речевые нарушения вследствие опухолей, травм, патологии сосудов и др. В зависимости от ме­ста поражения и патогенетических механизмов эта группа разделяется на подгруппы, которые будут рассмотрены далее. 2. Синдром Ландау-Клеффнера или приобретенная эпилептическая детская афазия. В данном случае речевые нарушения возникают без органических патологий головного мозга, основой их развития является эпилептиформная активность. Отдельно стоит выделить сочетание этих синдромов. Данное состояние раз­вивается в тех ситуациях, когда на фоне новообразования, гематомы или других структурных изменений головного мозга появляются судорожные приступы, суще­ственно утяжеляющие клиническую картину и стимулирующие прогрессирование детской афазии. В зависимости от речевых и неречевых симптомов, а также локализации пора­жения выделяют следующие формы структурных детских афазий: акустико-гно­стическая или сенсорная, акустико-мнестическая, моторные: афферентная и эфферентная, динамическая. Присутствующей у взрослых семантической фор­мы в детском возрасте не наблюдается, поскольку в этом периоде еще не сформи­рована система символически-знакового обобщения сигналов. Акустико-гностическая или сенсорная форма. Зона поражения - задняя 1/3 верхней височной извилины левого полушария. Эта форма детской афазии возни­кает из-за нарушения акустического анализа и обработки звуков речи, что харак­теризуется поражением фонематического слуха. Клинически проявляется наруше­нием всех форм устной и письменной речи, чтения и устного счета, ритмическим воспроизведением. Также у таких детей наблюдается чрезмерная тревога и возбу­димость, эмоциональная нестабильность. Акустико-мнестическая форма. Локализация поражения - средние и задние участки височной области. Суть этой детской афазии - повышение тормозимости слуховых следов, приводящее к нарушению слуховой и речевой памяти. Также при­сутствует дефект зрительных и предметных образов-представлений. Такие дети не понимают подтекста, аллегорий, не могут называть предметы. Отмечается умерен­ное нарушение устной речи и ее восприятия. Может возникать повышенная актив­ность и эмоциональная нестабильность, тревога. Афферентная моторная детская афазия. Место поражения - нижние отделы постцентральной коры двигательного анализатора доминирующего полушария. Патогенетически основывается на нарушениях кинестетического восприятия. Ос­новной признак - аномалии мелких артикуляционных движений губ и языка. Такие дети или неспособны к экспрессивной речи или имеют большое количество лите­ральных парафазий. Непроизвольная и автоматизированная (песни, стихи) речь, письмо и чтение сохранены. Эфферентная моторная детская афазия. При этой форме поражаются задние лобные отделы коры головного мозга (премоторная зона). Главным речевым дефек­том является кинетическая артикуляционная апраксия, блокирующая переключе­ние с одной артикуляционной позы на другую. Динамическая детская афазия. Крайне редкая форма в детском возрасте, мо­жет наблюдаться у детей старших возрастных групп. Локализация патологическо­го очага - задние лобные отделы коры головного мозга. Патогенетически данная разновидность заболевания обусловлена дефектами внутренней речи, нарушением сукцессивной (последовательной) организации высказывания. Проявляется рас­стройством продуктивной речи, неспособностью активного общения - нормаль­ные предложения заменяются стереотипами или шаблонами, глаголы полностью отсутствуют. Дети с данной формой афазии почти никогда ничего не спрашивают и не вступают в диалоги, но охотно отвечают на поставленные вопросы. Чтение и письмо могут быть сохранены. Синдром Ландау-Клеффнера. Локализация пароксизмальной активности может быть разной, наиболее часто поражаются височные области. Потеря речи может происходить как резко (чаще всего), так и постепенно, на протяжении не­скольких месяцев. Также теряется способность к восприятию речи, возможны на­рушения поведения и эмоциональной сферы - гипервозбудимость, эмоциональ­ная лабильность. Характерная черта данной формы детской афазии - судорожные припадки, которые, однако, наблюдаются не у всех больных. При синдроме Ландау-Клеффнера потеря речи возникает совместно с эпилептическими припадками. Точная этиология этой формы детской афазии не установлена. По мнению многих авторов, она может быть вызвана генетической или приобретенной структурной склонностью к эпилептиформной активности. При афазиях интеллектуальные и психические нарушения также как и при ала- лиях чаще носят вторичный характер. Психолого-педагогическая классификация Психолого-педагогическая классификация группирует нарушения от частно­го к общему и строится на основе лингвистических и психологических критериев (в которых учитываются структурные компоненты речевой системы - звукопроизношение, грамматический строй, словарный запас), функциональные аспекты речи, соотношение видов речевой деятельности (устной или письменной). Здесь выде­ляются общие проявления дефекта при разных формах патологического развития речи у детей (уровни сформированности компонентов речевой системы). Наруше­ния речи в данной классификации делятся на 2 группы: II.I. Нарушение средств общения Фонетическое нарушение (ФН) - это нарушение произношения отдельных звуков, одной или нескольких групп звуков (например свистящие (с, с’, з, з’, ц), ши­пящие (ш, ж, ч, щ), сонорные (л, л’, р, р’), заднеязычные (к, к’, г, г’, х, х’), звонкие (в, з, ж, б, д, г), мягкие (т’, д, н) при нормальном физическом и фонематическом слухе. В результате такого нарушения звук искажается, произносится неточно. В клиниче­ской классификации используется термин Дислалия. Фонетико-фонематическое недоразвитие (ФФН) — нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фо­нем при сохранном физическом слухе. (Т. Б. Филичева и др., 1989). Определяющим признаком фонематического недоразвития является пониженная способность к анализу и синтезу речевых звуков, обеспечивающих восприятие фонемного соста­ва языка. В речи у ребенка с ФФН отмечаются трудности процесса формирования звуков, отличающихся тонкими артикуляционными или акустическими признака­ми. Следует подчеркнуть, что ведущим дефектом при ФФН является несформированность процессов восприятия звуков речи. Общее недоразвитие речи (ОНР) - нарушение формирования всех компонен­тов речевой системы в их единстве (звуковой структуры, фонематических процес­сов, лексики, грамматического строя, смысловой стороны речи) у детей с нормаль­ным слухом и первично сохраненным интеллектом. ОНР неоднородно по механизмам развития и может наблюдаться при различ­ных формах нарушений устной речи (см. Клиническую классификацию). В качестве общих признаков отмечаются позднее начало развития речи, скудный словарный запас, аграмматизмы, дефекты произношения, дефекты восприятия. Недоразви­тие может быть выражено в разной степени: от отсутствия речи или лепетного ее состояния до развернутой речи, но с элементами фонетического и лексико-грам­матического недоразвития. В зависимости от степени нарушений формирования средств общения, ОНР подразделяется на IV уровня. 1 уровень речевого развития - «безречевые дети»; общеупотребительная речь отсутствует. 2 уровень речевого развития - начальные элементы общеупотребительной речи, характеризующиеся бедностью словарного запаса, явлениями аграмматизма. 3 уровень речевого развития - появление развернутой фразовой речи с недо­развитием ее звуковой и смысловой сторон. 4 уровень речевого развития - остаточные пробелы в развитии фонетико-фо- нематической и лексико-грамматической сторон речи. Системное недоразвитие речи (СНР) - системное недоразвитие речи представ­ляет целый комплекс расстройств речевой системы, при котором нарушаются все основные составляющие речи: звукопроизношение, лексика, грамматика, речевое восприятие, а в последующем, письмо и чтение. Полноценно речь ребенка формируется при условии сохранных функций слу­ха, зрения, двигательной сферы, интеллекта, психоэмоционального состояния и других факторов. СНР бывает обусловлено (или осложнено) двигательной патоло­гией, (в т.ч. речевых органов), снижением интеллекта, нарушением слуха, зрения, нарушением психо-эмоциональной сферы. Как правило, диагноз СНР выставляют после 5 лет, т.к. к этому возрасту форми­руются основные речевые эталоны. В зависимости от степени выраженности выделяют 3 степени СНР: легкая, средняя, тяжелая. Легкая степень: • нарушения звукопроизношения имеют незначительный характер; • фонематическое восприятие, в основном, без дефектов. Сложности возни­кают в определении количества и качества фонем при анализе сложного речевого материала; • словарный запас небогатый; • выявляются незначительные аграмматизмы; • нарушены некоторые формы словообразования; • при пересказе могут быть потеряны отдельные смысловые отношения. Средняя степень: • нарушено произношение только одной группы звуков; • недоразвитие фонематического слуха и звукового анализа; • речь аграмматична, ребенок не понимает и не использует категории рода, числа, падежа, отсутствуют слова с обобщающим значением, не использует сложные слова. • затруднено или недоступно словообразование. • нарушено смысловое и речевое программирование в связном речевом вы­сказывании. Тяжелая степень: • нарушены 2 или более группы звуков; • не сформировано словообразование; • ограничен и многозначен словарь; • значительно недоразвито фонематическое восприятие и анализ; • затруднено формирование и восприятие предложений, как сложных, так и простых; • нарушено восприятие речи; • отсутствует связная речь. Нарушение в применении средств общения Заикание — нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата. Различают невротическое за­икание (логоневроз) и неврозоподобное (органическое) заикание. Отклонения, имеющие органическую природу, связаны с выраженной невроло­гической патологией и сопровождаются общим нарушением моторики. При невротической форме заикания (логоневрозе) изменений в функциониро­вании головного мозга не наблюдается. В спокойной обстановке дети и взрослые с логоневрозом могут общаться спокойно, без пауз или повторений, а при волнении симптомы усиливаются. Далее под заиканием мы будем понимать только невроти­ческую форму (логоневроз). В зависимости от характера судорог мышц, выделяют следующие виды судо­рожных сокращений: • Клоническое — повторение первых звуков или слогов. • Тоническое — остановки, провалы в начале или в середине слов. • Смешанное — в речи наблюдаются как повторение или пролонгация зву­ков/слогов, так и напряженные паузы. Заикание может быть как самостоятельным нарушением коммуникативной функции речи при правильно сформировавшихся средствах общения, так и в со­четании с ЗПРР, ЗРР, ОНР, ФФН и ФН, СНР. Отдельного внимания заслуживает расстройство речевого развития при при РДА Аутизм (от латинского слова autos - «сам», аутизм - погружение в себя) - на­рушение психического развития, характеризующееся расстройствами речи и мо­торики, стереотипности деятельности и поведения, приводящими к нарушениям социального взаимодействия. Отклонения в речевом развитии - один из основных признаков синдрома ран­него детского аутизма. Проявления речевых нарушений при аутизме чрезвычайно многообразны по характеру и динамике, и в большинстве случаев они обусловлены нарушениями общения. Именно в связи с речевыми нарушениями родители аутичных детей впервые обращаются за помощью к специалистам: логопеду, психологу, врачу-психоневрологу или невропатологу. Речь у аутичных детей развивается медленно, ребенок может использовать же­сты вместо слов или придавать словам неверное значение. При аутизме человек мо­жет повторять какие-либо действия или слова по несколько раз. Уже в первый год жизни могут наблюдаться такие отклонения, как позднее воз­никновение лепета, необычная жестикуляция, слабая реакция на попытки обще­ния, разнобой при обмене звуками со взрослым. На второй и третий годы жизни дети - аутисты реже и меньше лепечут, в их речи меньше согласных звуков, мини­мальны словарный запас, они реже комбинируют слова, их жесты реже сопрово­ждаются словами. Приводимые разными авторами особенности речевого развития аутичных де­тей многочисленны, но в основном совпадают: • Мутизм (отсутствие речи) значительной части детей; • Эхолалии (повторение слов, фраз, сказанных другим лицом), часто отстав­ленные, т. е. воспроизводимые не тотчас, а спустя некоторое время; • Большое количество слов - штампов и фраз - штампов, фонографичность («попугайничество») речи, что при часто хорошей памяти создает иллю­зию развитой речи; • Отсутствие обращения в речи, несостоятельность в диалоге (хотя моно­логическая речь иногда развита хорошо); • Автономность речи; • Позднее появление в речи личных местоимений (особенно «я») и их непра­вильное употребление (о себе - «он» или «ты», а других иногда «я»); • Нарушение семантики (метафорическое замещение, расширение или чрез­мерное - до буквальности - сужение толкований значений слов), неоло­гизмы; • Нарушения грамматического строя речи; • Нарушения звукопроизношения; • Нарушения просодических компонентов речи. Все эти знаки отклонений в речевом развитии могут встречаться и при других видах патологий, однако при РДА большинство из них имеет определенные харак­терные особенности АСПЕКТЫ ДИАГНОСТИКИ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ Проблема своевременной и объективной диагностики речевых нарушений име­ет большое теоретическое и практическое значение. С точки зрения теории она свя­зана с установлением вида, этиологии и механизмов того или иного нарушения, а с позиции практики её решение способствует более точному, целенаправленному и дифференцированному логопедическому воздействию. Качество диагностики находится в тесной зависимости от состояния речи ре­бенка на данном этапе его развития, эмоционально-личностных особенностей, соматического здоровья и представляет собой развернутое обследование речи и анализ состояния речевой деятельности с целью постановки полного психолого­логопедического заключения. Конкретные методики обследования и принципы анализа полученных данных применяются с учетом того, что первичная несформированность у ребенка какого-либо одного из языковых компонентов, принима­ющих участие в формировании речи, влечет за собой последующие негативные из­менения речевой системы в целом. Принятая система комплексного, всестороннего, динамического обследования в НПЦ ДП позволяет получить наиболее полное и точное представление о состоя­нии речи ребенка, правильно оценить структуру дефекта, выявить потенциальные возможности и предложить систему реабилитационных мероприятий, позволяю­щих адаптировать ребенка к полноценной жизни в обществе. Наличие двух классификаций помогает в дифференциальной диагностике ре­чевых нарушений при определении логопедического заключения или его уточне­ния после комплексного обследования ребенка. Приложение № 2 Клинико-педагогическая классификация ориентирована на коррекцию де­фектов речи, разработку дифференцированного подхода к их преодолению. В этой классификации учитываются, прежде всего, анатомо-физиологические меха­низмы речевого расстройства, что позволяет раскрыть нарушение в целом и опре­делить, в каких случаях необходимо только логопедическое воздействие, а в каких • комплексное медико-педагогическое. Психолого-педагогическая классификация используется при разработке мето­дов логопедического воздействия. На основе этой классификации логопед нахо­дит общие проявления дефекта при разных формах аномального развития речи у детей, определяет частные проявления и на их основе строит коррекционный про­цесс. В данной классификации не выделяются как самостоятельные нарушения чте­ния и письма. В процессе комплексного обследования и выведения психолого-логопедического заключения необходимо учитывать три аспекта имеющихся классификаций при ком­плексном обследовании и в каждом конкретном случае их объединить. Таблица -2. 1. Медицинский аспект классификации основывается на локализации нарушения (в центральном или периферическом отделе), также учитывается нарушение речевых анализаторов (речедвигательный или речеслуховой) и какова степень нарушения (функциональное или органическое расстрой­ство), время наступления нарушения (до начала формирования речи, в процессе его или после того, как речь уже сформирована). 2. Логопедический аспект предполагает учет того, какое звено речевой систе­мы нарушено: нарушения голоса, ритма, темпа речи, фонетического, фоне­матического, грамматического, семантического строя речи. 3. Психологический аспект предполагает учет того, в какой мере нарушена коммуникативная функция речи: у детей раннего возраста нарушена пси­хологическая база речи, у детей дошкольного и младшего школьного воз­раста нарушены высшие психические функции, и каков прогноз при том, или другом виде речевого расстройства. Таблица-2. Соотнесение клинико-педагогической и психолого-педагогической классификаций В логопедическом заключении целесообразно отразить, прежде всего, уро­вень психического и речевого развития, ведущий неврологический синдром, и определить вид речевого расстройства по медицинской классификации. Варианты психолого-логопедических и клинических заключений наруше­ний речевого развития у детей от 3-х до 6-7 лет принятых в НПЦ ДП: Психолого-логопедическое заключение: • На данном этапе психоречевое развитие соответствует возрастной норме. • Легкая задержка психоречевого развития. • Задержка психоречевого развития. • Выраженная задержка психоречевого развития Логопедическое заключение по психолого-педагогической классификации: • Фонетическое нарушение (ФН) • Фонетико-фонематическое нарушение речи (ФФН) • Общее недоразвитие речи (ОНР) уровень (1-4) • Системное недоразвитие речи (СНР) при снижении интеллекта, наруше­нии слуха, зрения, нарушении психоэмоциональной сферы, аутизме. Заключение по клинической классификации: Неврологическая симптоматика в мимической, артикуляционной и фона- торно-дыхательной мускулатуре: • спастико-паретическая • спастико-ригидная • гиперкинетическая • атактическая • спастико-гиперкинетическая • спастико-атактическая • атактико-гиперкинетическая • спастико-атктико-гиперкинетическая Дизартрия (при наличии фразовой речи) • спастико-паретическая • спастико-ригидная • гиперкинетическая • атактическая • спастико-гиперкинетическая • спастико-атактическая • атактико-гиперкинетическая • спастико-атктико-гиперкинетическая • Стертая дизартрия (минимальные дизартрические расстройства) • Анартрия Дислалия (физиологическая, механическая (органичская), функциональная) Ринолалия (открытая, закрытая, смешанная) Заикание (невротическое, неврозоподобное) Дисфония (афония) Тахилалия Брадилалия Артикуляционная апраксия (афферентная, эфферентная) Алалия моторная (афферентная, эфферентная) Алалия сенсорная, Алалия сенсомоторная Афазия акустико-гностическая или сенсорная, Афазия акустико-мнестическая, Афазия моторная (афферентная, эфферентная) Афазия динамическая Синдром Ландау-Клефнера или приобретенная эпилептическая детская афазия ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНА ДИАГНОСТИКА РЕЧЕВЫХ НАРУ­ШЕНИЙ Отклонения в развитии речи отражаются на формировании всей жизнедеятель­ности ребенка. Они затрудняют развитие коммуникативных действий, зачастую препятствуют правильному формированию познавательных процессов, влияют на психоэмоциональную сферу деятельности ребенка. Поэтому важными моментами для успешной работы над коррекцией речи являются раннее выявление речевых недостатков и дифференциальная диагностика. Раннее выявление тех или иных отклонений речевого развития ребенка позво­ляет своевременно предупредить дальнейшее развитие патологии речи. Дифференциальная диагностика позволяет более точно понять механизм на­рушений речи и спланировать коррекционную работу. Некоторые формы речевых нарушений внешне схожи, но требуют принципи­ально разных подходов в их устранении. В практической работе логопеда часто встречаются дети, у которых недостатки произношения по своему внешнему проявлению напоминают дислалию, но имеют сложную и длительную динамику устранения. Так, например, стертую дизартрию часто смешивают с дислалией. Однако имеется ряд специфических признаков, по которым можно квалифици­ровать дефект, понять его структуру и провести соответствующую коррекционную работу. Таблица-3. Основным отличительным признаком стертой дизартрии от других нарушений произношения является то, что в этом случае страдает не произношение отдель­ных звуков, а вся произносительная сторона речи. У детей-дизартриков отмечается ограниченная подвижность речевой и мимической мускулатуры. Речь такого ре­бенка характеризуется нечетким, смазанным звукопроизношением; голос у него ти­хий, слабый, а иногда, наоборот, резкий; ритм дыхания нарушен; речь теряет свою плавность, темп речи может быть ускоренным или замедленным, родители обычно говорят - "каша во рту". Таблица-3. Критерии дифференциальной диагностики дизатрии и дислалии. Критерии сравнения Стертая дизартрия (мини­мальные дизартрические расстройства) Дислалия Анамнез Перинатальная патология - Сроки становления мотор­ной функции Задержка, отставание Соответствует возрасту Моторные функции Общая дискоординация; Недостаточная степень раз­вития мелкой моторики В пределах развития возраст­ной нормы Функционирование артику­ляционного аппарата Неврологическая микро­симптоматика: парезы, на­рушение тонуса, саливация, диспраксия Может быть артикулятор­но-моторная недостаточ­ность или функциональные нарушения Просодика Нарушена Не нарушена Звукопроизношение Полиморфное нарушение звукопроизношения при неврологической микросим­птоматике Единичное или полиморф­ное нарушение звукопроиз- ношения, которое связано с особенностями строения артикуляционного аппарата Особенности динамики в коррекционной работе Дисгармоничное станов­ление звукопроизношения (длительная постановка и автоматизация) Коррекция и автоматизация проходит быстрее. Трудности вызывает также дифференциация алалии и нарушений речи, вы­званных интеллектуальной недостаточностью, задержкой речевого развития и ау­тизма. Отсутствие речи при алалии резко ограничивает полноценное развитие и об­щение ребенка с окружающими, что приводит к постепенному отставанию в ум­ственном развитии, которое носит вторичный характер, т.е. отсутствие речи может обусловить задержку умственного развития, вследствие чего неговорящий ребенок может несколько отличаться по развитию от своих сверстников, не будучи умствен­но отсталым. Дети-алалики существенно отличаются от детей с интеллектуальной недостаточностью, по мере становления речи и под воздействием специального об­учения интеллектуальное отставание постепенно исчезает. В отличие от детей с ин­теллектуальной недостаточностью алалики демонстрируют разумное поведение: адекватно ориентируются в окружающей обстановке, в быту; понимают обиходную речь, жесты, правильно выполняют посильные и доступные для них поручения, простые задания. Так, между алалией и интеллектуальной недостаточностью име­ются следующие отличия. Таблица-4. Критерии дифференциальной диагностики алалии и интеллекту­альной недостаточности № п/п Критерии на­рушения Моторная алалия Нарушения речи, вызванные интел­лектуальной недостаточностью 1 Механизм на­рушения Глубокая несформированность речевой функции, обусловленная органиче­ским поражением речевых зон коры головного мозга. Недоразвитие речи носит системный характер: нарушение всех компонентов языковой системы (фонетико-фонематического и лекси­ко-грамматического) при сохранности неязыковых психических процессов Речь не развивается в структуре пер­вичного дефекта патологии познава­тельной деятельности 2 Доречевые вокализации Соответствует возрасту Задержка сроков гуления, лепета, речь штамповая 3 Динамика раз­вития речи Спонтанно речью не овладевает, нет скачков в темпе развития речи к 6-7 годам при помощи подражания овладевает простым грамматическим стереотипом. На основе стереотипной речи темп овладения речью ускоряется 4 Импрессивная речь, установле­ние причинно­следственных связей Рецептивный компонент речи от­носительно сохранен, отмечается понимание сложных синтаксических конструкций, причинно-следственные связи ребенок выражает доступными ему языковыми средствами (интона­ция, псевдослова, звукоподражания, «звуковые жесты», кинетическая речь. Понимание речи нарушено или за­труднено, выражает только самые элементарные причинно-следственные связи. 5 Формально-язы­ковые нарушения речи (грамма­тический строй речи) после того как ребенок за­говорил Аграмматизмы (морфологический и синтаксический), трудности поиска и актуализации слов, выбор морфем и установление порядка следования слов Речь бедная и алогичная, при этом может быть правильной в формаль­но-языковом (грамматическом) отношении 6 Запас знаний и представлений С трудом актуализируется в речи Ограничен 7 Невербальное мышление Сохранно (классификации, исключе­ния 4-го лишнего, операции анализа, синтеза и сравнения Нарушено 8 Уровень обучае­мости Достаточный Низкий 9 Критичность Критичны к своей собственной речи, поэтому отмечается речевой негати­визм и даже отказ от речи Некритичен либо уровень критичности снижен отмечается отсутствие речи или незначительная речевая продукция (могут быть отдельные слова-корни, слова-слоги, звукоподражания и т.д.). Отличительной осо­бенностью ребенка с ЗРР может быть резкий «скачок» в речевом развитии в срав­нении с ребенком-алаликом. Таблица-5. Критерии дифференциальной диагностики моторной алалии и ЗРР № п/п Критерии срав­нения Моторная алалия ЗРР 1. Темп овладения речью Задержка не темпов развития, а орга­ническая патология развития речи Неравномерность развития - задержка темпов речевого развития 2. Спонтанное усвоение языка Затруднено Усвоение идет в замедленном темпе с особенностями 3 Состояние импрессивной речи В целом понимание сохранно, но за­труднено в сложных грамматических конструкциях Не нарушено 4 Состояние экс­прессивной речи Апраксия (диспраксия) нарушения речевой программы Могут нарушаться все подсистемы, но развитие идет в хорошем темпе 5 Особенности динамики в коррекционной работе Динамика в целом положительная, но следы алалии остаются на долгие годы Хорошо поддается коррекционной работе 6 Анатомо-физио- логические осо­бенности Органическая патология центральной нервной системы Без особенностей, либо незначитель­ные неврологические проявления 7. Особенности психической деятельности Может наблюдаться речевой не­гативизм, особенности формирования когнитивных функций Без особенностей (алалика) к категории детей с РАС. Дифференциальная диагностика в этом случае сложна, так как объектом является маленький ребенок, поведение которого еще не имеет стойких и четко определяемых патологических признаков, по которым можно было бы однозначно сделать логопедическое заключение. Стандартные ме­тодики исследования интеллекта говорят о том, что примерно 2/3 аутичных детей имеют задержку умственного развития, а примерно 10% обладают развитыми спо­собностями в какой-нибудь области: математические вычисления, музыка, рисо­вание, поговорки, мозаики, некоторые обладают энциклопедическими знаниями в интересующей их области. Таблица-6. Критерии дифференциальной диагностики моторной алалии и аутизма № п/п Критерии срав­нения Моторная алалия Аутизм 1. Нарушение Речевая патология Особая психическая (неврологиче­ская) аномалия, нарушено формирова­ние контактов с окружающим миром 2. Раннее развитие речи Апраксия (диспраксия), нарушение речевой программы Нарушение коммуникации (социа­лизации) может быть раннее речевое развитие (ложная апраксия) 3. Реакция на об­ращенную речь Достаточное (сохранное) понимание Не реагирует (либо плохой отклик на обращенную речь), могут быть особенности сенсорной обработки информации 4. Экспрессивная речь Активно используют зачатки речи, со­стояние речи не зависит от окружаю­щей обстановки Одновременное употребление лепетных и сложно организованных, правильных по речевой структуре высказываний, не употребляет слова «ДА» и «Я», стойкие аграмматизмы в незнакомой обстановке 5. Мимико-жестовая речь Активно использует жесты в общении Не использует жесты и мимику. 6. Эхолалии Не отмечаются Присутствуют 7. Просодика Не нарушена Высокая тональность голоса, за­медленный темп, скандированное и рифмованное произношение 8. Общение Контактен, может отмечаться не­гативизм Отказ или своеобразное общение 9. Эмоционально­волевая сфера Адекватность эмоций Неадекватность эмоциональных реакций 10. Моторика Моторная неловкость разной степени выраженности Стереотипии, своеобразие походки (ходьба на носочках), трудности пространственной ориентировки, аутостимуляции 11. Психопатологи­ческие симптомы Отсутствуют Наблюдаются фобии, непредсказуемые реакции 12. Особенности психического развития Может наблюдаться ЗПР, дефицитарное развитие, системные нарушения, неравномерная структура развития. Может отмечаться интеллектуальная недостаточность, дисгармоничное развитие, неравномерное искажение психических процессов. Диагностика моторной и сенсорной алалии связана с трудностями выделения критериев, определяющих механизм нарушения формирования, развития экспрес­сивной и импрессивной речи. Таблица-7. Критерии дифференциальной диагностики моторной и сенсор­ной алалии Моторная алалия Сенсорная алалия Сохранное восприятие речи на перцептивном уровне; обращенную речь понимает, причем понимание возможно без опоры на зрительное восприятие артикуляции Восприятие речи нарушено; обращенную речь не понимает Хорошее слуховое внимание к речи Безразличен к звукам человеческого голоса, наблюдается явление «гиперакузии»- повышенной чувствительности к неречевым звукам (капание воды, шум открывающейся двери и др.), к которым безразлично относятся окружающие Отсутствуют эхолалии Присутствуют эхолалии Затруднены или невозможны повторы слогов, слов. Невозможность повторения фраз Многое повторяют, но не понимают повторенного Наблюдается более активное речевое поведение, широко используют мимико- жестикуляторную речь, мелодику, звукоподражания, «звуковые жесты». Не вступают или плохо вступают в контакт, не пользуются мимикой, жестами Более выражена динамика в усвоении языка при его спонтанном и направленном формировании. Менее выражена динамика в усвоении языка при его спонтанном и направленном формировании Нарушения слуха являются распространенной причиной изолированной за­держки речевого развития. Известно, что даже умеренно выраженное и постепен­но развивающееся снижение слуха может привести к отставанию в развитии речи. Среди признаков снижения слуха у малыша может быть отсутствие реакции на звуковые сигналы, неспособность имитировать звуки, а у ребенка постарше — из­быточное использование жестов и пристальное наблюдение за движениями губ говорящих людей. Однако оценка слуха на основе изучения поведенческих реак­ций недостаточна и носит субъективный характер. Поэтому при подозрении на ча­стичную или полную потерю слуха ребенку с изолированной задержкой развития речи необходимо провести аудиологическое исследование. Надежные результаты дает также метод регистрации слуховых вызванных потенциалов. Чем раньше бу­дут обнаружены дефекты слуха, тем быстрее можно будет начать соответствующую коррекционную работу с ре или снабдить его слуховым аппаратом. С.Н. Шаховская (1998) выделила некоторые диагностические показатели для разграничения ребенка с сенсорной алалией (трудности понимания обращенной речи) и ребенка с нарушением слуха (трудности различения обращенной речи). Таблица-8. Критерии дифференциальной диагностики сенсорной алалии и тугоухости Сенсорная алалия Тугоухость У ребенка с сенсорной алалией отмечается мерцающее непостоянство слуховой функции: то он слышит и понимает более тихое звучание, то не воспринимает более громкого У слабослышащего устойчивый порог (уровень) восприятия, ниже которого дифференциация звуковых сигналов становится невозможной Непостоянство показателей аудиометрического исследования. Наиболее близкие совпадения на 8-10 аудиограммах Постоянство показателей аудиометрического исследования (снижение слуха) Увеличение громкости обращенной речи не улучшает понимание речи Увеличение громкости обращенной речи улучшает понимание речи Использование слуховых аппаратов не улучшает восприятие речи. Дети жалуется на боль в ушах, в голове; усиление звуков становится для них неприятным раздражителем. Использование слуховых аппаратов улучшает восприятие речи Наличие гиперакузии- повышенная чувствительность к звукам, безразличным для окружающих (шум сминаемой бумаги, звук капающей воды и др.). Дают на эти звуки болезненную реакцию: беспокоятся, плачут, вертят головой, жалуются на шум в ушах и др. Слабослышащие эти сигналы не воспринимают, не слышат Спонтанно могут повторить отдельные слоги, слова и короткие фразы, воспринимаемые ими из окружающего, без специального обучения, однако повторение не является стойким Самостоятельно почерпнуть слова и фразы их окружающего не могут Подражание звукам не постоянно, зависит от ситуации. Дети не могут образовывать связи между предметом и его названием, у них не формируется предметная соотнесенность слышимых и произносимых ими слов В результате специального обучения быстро устанавливается связь между словом и предметом, эта связь устойчивая Голос нормальный, громкий, звонкий. Звуки и слова с нормальными модуляциями, могут копировать голоса взрослых Голос лишен звучности, звонкости, «полетности», может быть приглушенным) глухим, металлическим, деревянным, скрипучим и др. Речь недостаточно интонирована, лишена эмоциональной выразительности Наладить контакт трудно Легче наладить контакт ЗАКЛЮЧЕНИЕ Таким образом, проведение качественной дифференциальной диагностики речевых нарушений у детей дошкольного возраста необходимо для постановки полного психолого-логопедического заключения, которое отражало бы причины и механизм нарушения психоречевого развития, разработки индивидуальных кор­рекционных программ, с целью преодоления этих нарушений в комплексной медико-психолого-логопедической реабилитации, а также предупреждения нарушений письменной речи.
«Комплексная дифференциальная логопедическая диагностика речевых нарушений» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 920 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot