Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Лекция 3. Коммуникативные качества речи
Одно из значений слова коммуникация – «сообщение информации
одним лицом другому или ряду лиц; общение». Поскольку, в акте общения
принимает участие адресант (создатель информации) и адресат/адресаты
(воспринимающий информацию), то важно определить, какими
коммуникативными качествами должна обладать речь говорящего, чтобы
адресат правильно понимал и был заинтересован в получении информации.
Качества речи (коммуникативные качества речи) это реальные
свойства ее содержательной и формальной сторон: правильность, точность,
логичность, уместность, чистота, выразительность, богатство, краткость и
ясность.
Правильность речи – коммуникативное качество речи, при котором
обеспечивается соответствие нашей речи нормам русского литературного
языка.
Точность речи – коммуникативное качество речи, которое обеспечивает
взаимопонимание людей в наибольшей степени. Точность предполагает
знание предмета и умение выбирать нужные слова. Различают 2 вида точности
речи: фактическую (предметную) и коммуникативную (понятийную).
Логичность речи – коммуникативное качество речи, которое
предполагает
создание
последовательного,
непротиворечивого
доказательного высказывания.
Уместность речи – коммуникативное качество речи, которое
предполагает подбор и организацию языковых средств, отвечающих целям и
условиям общения.
Ясность речи – коммуникативное качество речи, которое предполагает
отсутствие двусмысленности, восприятия текста именно в том значении,
которое подразумевалось говорящим.
Краткость речи – коммуникативное качество речи, которое выражается
в умении передать мысль наименьшим количеством слов языковых средств.
Чистота речи – отсутствие в речи некодифицированных языковых
средств (просторечий, диалектизмов, жаргонизмов), слов, оскорбляющих
нравственность собеседников, слов-паразитов, слов-сорняков.
Богатство речи – коммуникативное качество речи, которое предполагает
максимальное разнообразие использующихся в речи языковых средств.
Выразительность речи – коммуникативное качество речи, которое
характеризует речь как яркую, образную, интересную для собеседника, это
создается за счет использования тропов и фигур.
Выделяют точность речи фактическую (предметную), которая
обеспечивается хорошим знанием действительности, предмета, темы речи, и
коммуникативную (понятийную), которая предполагает употребление слов в
соответствии с их значениями.
Пример предметной неточности: Чапаев со своим отрядом
расположился в одном из близлежащих колхозов .(Колхозы появились после
гражданской войны, намного позже гибели Чапаева).
Пример понятийной неточности: Стоимость абонента 5 рублей.
(Незнание значения слова привело к неправильному словоупотреблению:
абонент – абонемент).
Много нарушений коммуникативной точности речи связано с
употреблением паронимов, омонимов. Паронимы – это однокоренные слова,
близкие по звучанию, но различные по значению и написанию: эффективный
– эффектный. Омонимы – слова, одинаковые по написанию, по
произношению, но разные по значению: наряд - «направление на работу» и
наряд – «одежда».
Особенно важно для выработки точности речи знание синонимических
возможностей языка, умение выбрать из синонимического ряда самое нужное,
самое точное слово, которое больше всего соответствовало явлению
действительности и отражало бы отношение говорящего к этому явлению.
ЛОГИЧНОСТЬ РЕЧИ
Логична та речь, которая не противоречит законам логики:
1. закону тождества: в процессе определенного рассуждения всякое
понятие или суждение должно оставаться тождественным самому
себе, т.е. не подменяться другим;
2. закону достаточного основания: всякая истинная мысль должна быть
обоснованной, доказанной;
3. закону противоречия: два противоположных суждения об одном
предмете не могут быть истинными в одном и том же высказывании;
4. закону исключенного третьего: из двух противоположных суждений
об одном и том предмете одно обязательно лишнее.
К логическим ошибкам может привести неправильная классификация
предметов речи. Необходимо учитывать основание деления: в зависимости от
того, по какому признаку мы делим, группы (классификации) могут
различаться. Например: У него были большие руки, мировоззрение, светлые
широкие брови.
Существует элементарное логическое правило: деление должно
производиться по одному основанию. Например: Как только я выдержала
экзамены, то сейчас же поехала с мамой, мебелью и братом на дачу.
Разновидностью этой логической ошибки является объединение слов,
обозначающих род (более общее) и вид (частное). Например: В
восстановлении разрушенного хозяйства больших успехов добились рабочие
фабрик, заводов и промышленных предприятий. Но фабрики и заводы это и
есть промышленные предприятия)
Большое значение для создания логичности связного текста имеет
деление его на отдельные отрезки речи (абзацы на письме), которые должны
содержать ясно сформированный тезис и его четкую, строгую аргументацию.
Переход от одной мысли к другой должен быть обязательно обозначенным
языковыми средствами. На уровне целого текста логичность зависит от его
композиции. Наиболее оптимальная оказалась трехчастная структура текста:
вступление, основная часть, заключение.
ЯСНОСТЬ РЕЧИ
Ясность речи –это отсутствие в ней двусмысленности. Она зависит от
правильности и точности словоупотребления.
Нарушение ясности речи может возникнуть из-за неправильного
понимания логического ударения. Такие случаи, когда читающий
воспринимает логическое ударение не на том слове, на котором мыслил его
пишущий, называется смещенным логическим ударением.
КРАТКОСТЬ РЕЧИ
Причинами, нарушающими краткость речи, является речевая
избыточность, т.е. повторная передача одной и той же мысли. Речевая
избыточность может принимать форму плеоназмов – употребление ненужных
уточняющих слов, например, краткий и мгновенный; облобызал и поцеловал
и т.д. Разновидностью плеоназмов является тавтология – повторное
обозначение другими словами уже названного понятия, например, рассказать
рассказ; спросит вопрос и др.
УМЕСТНОСТЬ РЕЧИ
Различают уместность стилевую, контекстуальную и личностнопсихологическую.
Стилевая уместность проявляется в умении учитывать специфику,
закономерности отбора и употребления языкового материала в соответствии с
используемым для создания текста стилем. Например, нельзя художественное
произведение перенасыщать канцеляризмами или специальными терминами.
Нельзя соединять в одном высказывании слова различной
стилистической окраски. В таком случае уместность контекстуальная.
Пример Л.В. Щербы: Фагоциты уплетают микробов.
Нельзя разговоре с собеседником или, выступая перед аудиторией,
допускать слова и выражения, которые бы травмировали собеседника или
унижали его достоинства. Уместность личностно-психологическая.
ЧИСТОТА РЕЧИ
Чистота речи предполагает отсутствие в ней элементов, чуждых
литературному языку, или отвергаемых нормами нравственности. Чуждыми
литературному языку элементами считаются территориальные диалектизмы,
варваризмы, жаргонизмы, слова-паразиты.
БОГАТСТВО РЕЧИ
Богатство речи как ее оптимальное насыщение самыми разными
единицами языка. Признаки богатой речи: разнообразие словаря (большой
запас лексических и фразеологических единиц), синтаксических структур
(синонимов, вариантов, параллельных синтаксических конструкций),
грамматических и словообразовательных форм, с помощью которых можно
передать тончайшие оттенки мысли; самобытность, т.е. своеобразие,
«самостоятельность, нешаблонность использования языковых средств,
отсутствие штампов».
ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ РЕЧИ. ТРОПЫ И ФИГУРЫ
Выразительность речи создается за счет тропов и фигур. К тропам
относятся: эпитеты (добрый конь, нивы печальные), сравнения (Анчар, как
грозный часовой…, пишет, как курица лапой), метафоры (вода бежит,
стальные нервы), метонимия (зал поет, аудитория молчала), синекдоха (у него
рука в МИДе, Борода, что ты все молчишь ? К фигурам - гипербола (тысячу
раз предупреждала, напугал до смерти), антитеза (велик телом, да мал делом,
здесь –честное имя, там – позор), инверсия (…и бегут, и скачут волны,
чествовали героя дня всем коллективом) повторы разных типов (есть книги,
которые читаются, есть книги, которые изучаются…).