Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Коммуникация в работе менеджера

  • 👀 430 просмотров
  • 📌 386 загрузок
Выбери формат для чтения
Статья: Коммуникация в работе менеджера
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Коммуникация в работе менеджера» pdf
Тема 5. менеджера Коммуникация в работе 1. Искусство убеждения. 2. Публичное выступление. 3. Подготовка и проведение деловой беседы. 4. Подготовка и проведение совещаний. 1. Искусство убеждения. Существует два основных способа добиться того, чтобы собеседник поступил так, как хотите вы: • убедить, заинтересовать; • заставить. Первый способ требует аргументации, доказательств и определенного терпения. Второй способ опирается на силу, давление, власть приказа. Если же ни то, ни другое не удается, нужно идти на взаимные уступки, т.е. постараться достичь компромисса. Компромиссные соглашения весьма ненадежны, ибо понесенные потери подталкивают к невыполнению договоренностей. Поэтому, чтобы компромисс был конструктивным, необходимо чем-то компенсировать потери каждой стороны. Сделать это можно только расширением обсуждаемого круга взаимных интересов, чтобы предоставить каждому возможности в удовлетворении каких-то потребностей партнера. Иначе говоря, здесь следует руководствоваться «правилом пирога»: прежде чем делить пирог — увеличьте его. Основные правила в искусстве убеждения Существуют правила, которые помогут убедить собеседника. Первое правило (правило Гомера) заключается в следующем: «Очередность приводимых аргументов влияет на их убедительность. Наиболее убедителен следующий порядок аргументов: сильные — средние — один самый сильный». Из этого правила следует, что слабыми аргументами лучше не пользоваться. Действительно, лицо, принимающее решение, уделяет больше внимания слабостям в ваших аргументах, так как, приняв положительное решение, оно принимает на себя ответственность. Поэтому ему важно не ошибиться. Не количество аргументов решает исход дела, а их убедительность и надежность. Второе правило (правило Сократа) звучит так: «Для получения положительного решения по важному для вас вопросу поставьте его на третье место, предпослав ему два коротких, простых для собеседника вопроса, на которые он без затруднения ответит вам «да». Более 2400 лет существует это правило и только сравнительно недавно были выяснены глубокие физиологические причины, объясняющие эффективность данного приема. Установлено, что, когда человек говорит или слышит «нет», в его кровь поступают гормоны адреналина, настраивающие его на борьбу. И наоборот, слово «да» приводит к выделению «гормонов удовольствия» (эндорфинов). Получив две порции «гормонов удовольствия», собеседник расслабляется, настраивается благожелательно, ему психологически легче сказать «да», чем «нет». Предваряющие вопросы должны быть короткими, чтобы не утомлять собеседника, не отнимать у него много времени. Третье правило — правило Паскаля. Суть его такова: «Не загоняйте собеседника в угол. Дайте ему возможность “сохранить лицо”». Часто собеседник не соглашается с нами только потому, что согласие ассоциируется в его сознании с потерей своего достоинства. Например, открытая угроза воспринимается как вызов, и, чтобы не показаться трусливым, человек поступает вопреки требуемому, возможно, даже в ущерб себе. Четвертое правило содержит в себе следующее утверждение: «Убедительность аргументов в значительной степени зависит от имиджа и статуса убеждающего». Одно дело, когда убеждающий — человек авторитетный, уважаемый, другое — когда незначительный, непринимаемый всерьез. Пятое правило: «Не загоняйте себя в угол, не понижайте свой статус». В книге П. Мицича «Как проводить деловые беседы» утверждается, что многие беседы заканчиваются, не успев начаться, особенно если собеседники обладают разными статусами. Следует избегать извинений (без должных к этому причин), проявления признаков неуверенности. Отрицательные примеры тому: «Извините, если я помешал», «Пожалуйста, если у вас есть время меня выслушать». Неуверенное поведение снижает статус. Шестое правило н «Не принижайте статус собеседника». Любое проявление неуважения, пренебрежения к собеседнику принижает его статус и вызывает, как правило, негативную реакцию. Седьмое правило тесно связано с психологическими особенностями человека и гласит: «К аргументам приятного нам собеседника мы относимся снисходительно, а к аргументам неприятного — с предубеждением». Приятное впечатление, как известно, создается многими обстоятельствами: уважительным отношением, умением выслушать, грамотной речью, приятными манерами, внешним видом. Восьмое правило науки убеждать таково: «Желая переубедить, начинайте не с разделяющих вас моментов, а с того, в чем вы согласны с оппонентом». Пусть это будут даже второстепенные обстоятельства в высказывании собеседника. Если же вы совершенно ни с чем не согласны (что бывает, конечно, крайне редко), поблагодарите хотя бы за то, что собеседник четко изложил свою позицию и что вам интересно было познакомиться с его точкой зрения на проблему, а уж затем излагайте свои аргументы. Девятое правило гласит: «Проявите эмпатию». Эмпатией называется способность к постижению эмоционального состояния другого человека в форме сопереживания. Эмпатия помогает лучше понять собеседника, представить ход его мыслей, как говорится, «влезть в его шкуру». Десятое правило: «Будьте хорошим слушателем». Никогда не убедить собеседника, если не понимаешь ход его мыслей. Одиннадцатое правило заключается в следующем: «Проверяйте, правильно ли вы понимаете собеседника». Существуют простые способы проверить степень понимания: • «Правильно ли я вас понял...» (и повторить, как вы поняли); • «Другими словами, вы считаете...»; • «Сказанное вами может означать...» и т.п. • «Что вы имеете в виду?»; Двенадцатое правило предупреждает: «Избегайте «конфликтогенов». Конфликтогенами называют слова, действия (или бездействие), могущие привести к конфликту. И наконец, тринадцатое правило гласит: «Следите за мимикой, жестами и позами — своими и собеседника». Дело в том, что в отличие от речи и мимики мы не контролируем свою жестикуляцию и принимаемые позы — это происходит неосознанно. Знающий язык жестов и поз «читает» собеседника, получая дополнительную информацию. № Жесты, позы п/п Состояние собеседника 1 Раскрытые руки ладонями вверх Искренность, открытость 2 Расстегнут пиджак (или снимается) Открытость, расположение 3 Руки спрятаны (за спину, в карманы) Чувство собственной вины или напряженное восприятие 4 Руки скрещены на груди Защита, оборона 5 Кулаки сжаты Защита, оборона 6 Кисти рук расслаблены Спокойствие 7 Сидит на краешке стула, склонившись вперед, голова слегка наклонена и Заинтересованность опирается на руку 8 Голова слегка наклонена набок 9 Опирается подбородком на ладонь, указательный палец вдоль щеки, Критическая оценка остальные пальцы ниже рта 10 Почесывание подбородка дружеское Внимательное слушание Принимается решение № п/п Жесты, позы Состояние собеседника 11 Ладонь захватывает подбородок 12 Медленно снимает очки, Желание выиграть время, тщательно протирает стекла подготовка к сопротивлению 13 Расхаживает Принимает трудное решение 14 Пощипывание переносицы Напряженное размышление 15 Прикрывает рот во время своего Обманывает, не уверен в своих выоказывания Принимается решение словах 16 Прикрывает слушания рот во время Сомневается, говорящему 17 Старается на вас не смотреть Скрытность 18 Взгляд в сторону от вас Подозрение, сомнение 19 Говорящий слегка коснулся носа Обманывает или века 20 Слушающий слегка носа, века или уха коснулся не Не верит говорящему верит № п/п Жесты, позы Состояние собеседника 21 При рукопожатии руку держит сверху Превосходство 22 При рукопожатии руку держит снизу Подчинение Хозяин кабинета начинает собирать 23 Разговор окончен бумаги на столе 24 Ноги или все тело обращено к выходу Желание уйти Рука находится в кармане, большой палец Превосходство, 25 снаружи уверенность Говорящий жестикулирует сжатым 26 Демонстрация власти кулаком Официальность, 27 Пиджак застегнут на все пуговицы подчеркивание дистанции 28 Сидит верхом на стуле Агрессивное состояние Заинтересованность или 29 Зрачки расширены возбуждение 30 Зрачки сузились Скрытность 2. Публичное выступление. В процессе подготовки и проведения публичного выступления выделяются следующие взаимосвязанные этапы: 1. Подготовка к выступлению. 2. Непосредственно выступление. 3. Критический самоанализ выступления. Подготовка к выступлению Подготовка к выступлению — это предварительная работа над выступлением. Она включает: продумывание и выбор темы, сбор необходимого материала, написание текста, репетицию выступления. Выступающий должен отчетливо представить себе, какова цель выступления, какое воздействие он собирается оказать на слушателей. Всякое выступление должно иметь стержневую идею (основной тезис), которую необходимо ясно сформулировать перед аудиторией с самого начала. К основному тезису выступления предъявляется ряд следующих требований: • фраза должна утверждать главную мысль и соответствовать цели выступления; • суждение должно быть кратким, ясным, легко удерживаться в кратковременной памяти; • мысль должна пониматься однозначно, не заключать в себе противоречия. После уяснения общей цели выступления и постановки задач можно переходить к формированию самой структуры выступления. План выступления может быть простым и сложным. В простом дается последовательный перечень вопросов, подлежащих рассмотрению. Сложный план включает основные разделы (выступление, основную часть, заключение), а также пункты и подпункты, на которые подразделяются основные разделы. Следующий момент подготовки к публичному выступлению является сбор и обработка материала. Собранный и обработанный материал позволяет приступить к текстовому оформлению выступления. Наиболее часто применяются следующие формы письменной фиксации доклада: полный текст, конспект, тезисы, план. Техника выступления Публичная речь, как показывает практика ее использования, готовится с помощью следующих методов: • написание текста речи и его освоение; • написание текста речи и чтение без освоения; • написание текста речи и его заучивание; • разработка тезисов и их освоение; • трафаретный (стандартный) метод. Написание текста речи и его освоение Для выступления готовится текст. Далее наступает период «освоения», когда текст читается про себя или полушепотом, вслух. Это необходимо для того, чтобы «почувствовать текст», ведь то, что хорошо написано, не всегда хорошо читается. Освоенный текст позволяет в процессе выступления «отрывать глаза» и смотреть на слушателей, замечать их состояние и реакции. Не очень хорошо воспринимается текст, читаемый однообразным, отчужденным голосом. Написание текста речи и чтение без освоения Данный метод никогда не используется людьми, ответственно относящимися к каждому публичному выступлению. Написание текста речи и его заучивание Этот метод используется очень редко, поскольку требует много времени, которого всегда не хватает. Положительные ощущения при использовании метода: отсутствие скованности; знание того, что нужно сказать; чувство продолжительности выступления; «ощущение слушателей». Отрицательные ощущения в ранней стадии использования метода: привязанность к заученному тексту; трудность вставить что-то «от себя» по ходу выступления; появление неуверенности в плохо заученных местах; «провалы памяти». Разработка тезисов и их освоение Составление тезисов можно рассматривать как определение опорных точек. Выступление на основе тезисов по объему всегда больше, чем сами тезисы. Освоение тезисов включает не только их прочтение про себя или вслух до выступления. Желательно наметить логические переходы от одного тезиса к другому. Трафаретный (стандартный) метод В практике руководства часто встречаются сходные ситуации, которым посвящена публичная речь руководителя: выступление по случаю начала или окончания работы курсов; проводы в армию, на пенсию; открытие нового здания и т.д. Для таких случаев некоторые ораторы имеют сборники собственных выступлений, где находятся трафареты соответствующих речей. Таким образом, быстро получается «каркас речи». Задача в том, чтобы с учетом особенностей момента и новой информации «оживить трафарет». Самоанализ качества выступления Чтобы осмыслить положительные и отрицательные стороны своего выступления, устранить недостатки, промахи, недоработки, дать оценку своему выступлению, необходим критический самоанализ его качества. 3. Деловая беседа и переговоры. Деловая беседа включает несколько этапов: • ознакомление; • уточнение фактов, влияющих на выбор решения; • выбор решения; • принятие решения и доведение его до собеседника. В начале беседы нужно оценить психологическое состояние собеседника, составить представление о существе проблемы, выбрать тон. Важно уметь задавать вопросы собеседнику и слушать его. Тон беседы должен быть нейтральным. Нельзя начинать беседу с отказа или утверждения невозможности решить проблему. Обычно это вызывает обратную реакцию и ведет к возникновению конфликтной ситуации. Даже если ответ, по сути, отрицательный, руководитель обязан тактично подвести собеседника к этому выводу, убедительно и аргументированно показать невозможность принятия положительного решения по объективным причинам. Собеседник должен быть уверен, что руководитель сделал все возможное, но в данном случае вопрос не может быть положительно решен. Если решение все же возможно на другом уровне, необходимо подсказать собеседнику, куда нужно обратиться, что сделать. Коммерческие переговоры организуются по инициативе одного из участников путем личной договоренности при встрече, переписки, по телефону и т.п. Когда вторая сторона принимает предложение, наступает один из важнейших этапов — подготовка к переговорам. Подготовка к переговорам включает два основных направления работы: решение организационных вопросов и проработку основного содержания переговоров. К организационным вопросам подготовки переговоров следует отнести определение времени и места встречи, формирование количественного и качественного состава делегации. До начала самих переговоров руководители обмениваются документами, содержащими полномочия на их ведение и подписание соответствующих соглашений, решают вопросы о правилах и процедурах проведения переговоров. Вторая фаза в подготовке к переговорам начинается с момента обдумывания переговорного процесса. Период подготовки можно разделить на следующие стадии: • анализ (сбор информации, осмысление ее, постановка диагноза ситуации); • планирование (составление плана действий, последовательности высказывания предложений, аргументов, контрдоводов). Обычно выделяют 3 последовательных этапа переговоров: 1) взаимное уточнение интересов, точек зрения, концепций и позиций участников; 2) их обсуждение (выдвижение аргументов в поддержку своих взглядов и предложений, их обоснование); 3) согласование позиций и выработка договоренностей. 4. Подготовка и проведение совещаний. Виды деловых совещаний Совещания — один из самых дорогостоящих видов управленческой деятельности, так как требует больших затрат времени руководителей и участников совещаний. Прежде чем принять решение о проведении совещания, нужно удостовериться, во-первых, в том, что без совещания не обойтись, и, во-вторых, продумать альтернативные варианты достижения запланированных результатов. Существуют различные виды деловых совещаний. В отечественной практике управления наиболее типично деление совещаний по их задачам. Отсюда выделяют проблемные, инструктивные и оперативные совещания Целью проблемного совещания является поиск лучшего управленческого решения по обсуждаемой проблеме. Решения на таком совещании обычно формулируются в результате дискуссии и принимаются после голосования. Такое совещание проводится по следующей схеме: • доклады; • вопросы к докладчикам; • дискуссия; • выработка решения. Задача инструктивного совещания заключается в передаче распоряжений и необходимых сведений сверху вниз по схеме управления для их более быстрого и эффективного выполнения. Руководитель доводит до сведения собравшихся решения, которые обычно конкретизируются для каждого исполнителя. Оперативные совещания — это так называемые планерки, летучки, пятиминутки. Задачей таких совещаний является получение руководителем информации о текущем состоянии дел на производстве. Руководитель выявляет наличие «узких» мест, причины отставания и сбоев, здесь же принимает необходимые решения, дает поручения, определяя сроки их выполнения. Работа по подготовке совещания начинается с определения его цели. Затем намечается повестка дня, определяются состав участников, день, время и место проведения совещания. Повестка дня представляет собой письменный документ, который заранее раздается участникам совещания. Важным вопросом при проведении эффективного совещания является численность его участников. Лучше сократить количество присутствующих до минимума. Ответственным этапом является фиксирование процесса обсуждения вопросов, вынесенных на совещание, т.е. протоколирование. Протокол, который, как правило, ведет секретарь во время совещания в краткой и сжатой форме, содержит резюме принятого решения. Оптимальная длительность оперативного совещания составляет 20—30 мин, проблемного совещания — до 1,5—2 ч. Оптимальная длительность совместной умственной деятельности большого числа людей составляет не более 40—45 мин. Таким образом, оптимальная продолжительность совещания без перерыва — не более 1 ч. Если обстоятельства дела требуют более длительной работы, следует обязательно предусмотреть перерывы. В заключительной части совещания руководитель должен четко сформулировать принятые в ходе коллективного обсуждения решения, назвать ответственных исполнителей и установить сроки исполнения, чтобы удостовериться в достижении всеми участниками общей договоренности. Подписав к исполнению решение, принятое на совещании, руководитель обязан проконтролировать его выполнение. По возможности следует определить повестку и сроки последующего делового совещания. Тема 6. Работоспособность и личный самоконтроль в деятельности менеджера. 1. Самоорганизация здоровья руководителя. 2. Эмоционально-волевые резервы работоспособности руководителя. 3. Гигиена умственного труда и психологическая подготовка к управленческой деятельности. 4. Контроль процессов и результатов. 1. Самоорганизация здоровья руководителя. Работа менеджера - сложный труд, требующий значительных затрат умственных и физических сил. Нервное напряжение в работе в той или иной мере присутствует всегда, прежде всего из-за постоянной ответственности за качество и последствия принимаемых решений. Современный деловой человек живет в состоянии значительного нервного напряжения, в обстановке быстро растущего потока информации. Сама по себе информация не является отрицательным фактором. Без ее притока и обработки мозг деградирует, нервные клетки обречены на вырождение. Но дело в том, что нервное напряжение возникает потому, что в наш мозг нередко поступает за единицу времени больше информации, чем он может переработать. Эмоциональное напряжение является биологической защитной реакцией организма. В результате такой реакции мобилизуются энергетические и информационные ресурсы человека, позволяющие выйти из трудного положения. Достижение цели создает чувство радости, удовлетворения, т.е. положительные эмоции, вызывающие полезные для организма реакции. Однако в определенных условиях стрессы приводят к неблагоприятным физиологическим последствиям для организма, вызывают ряд тяжелых поражений сердца, сосудов и других органов. Причина таких исходов состоит в следующем: биологическая эволюция человека завершилась примерно 100 тыс. лет назад на уровне кроманьонского человека, но с тех пор неузнаваемо изменились условия жизни. Гигантские резервы, заложенные в человеческом организме, позволяют справиться с этими переменами, но нервные напряжения, которые возникают сегодня, мобилизуют все тот же древний механизм эмоциональной реакции: в кровь выбрасывается адреналин и резко увеличивается энергетический потенциал, ибо в свое время кроманьонец мог избежать опасности, только напрягая мышцы и нервную систему. Но сегодня ни от кого убегать не надо, а применять физическую силу не всегда удобно. Поэтому мобилизация энергетических ресурсов нередко оказывается не только бесполезной, но и вредной. Таким образом, механизм энергетической мобилизации и последующей разрядки в современных условиях не срабатывает, и в этом скрывается причина неблагоприятных физиологических реакций. Большинство болезней цивилизации находится в прямой зависимости от недостатка движения. Но, решаясь заняться физическими упражнениями, необходимо помнить о том, что нагрузка приносит пользу, а перегрузка — вред. Важнейшими слагаемыми обеспечения высокой работоспособности менеджера являются его личные усилия по профилактике и поддержанию здоровья (организация здорового образа жизни), психологической мобилизации своего потенциала. Современные данные свидетельствуют о том, что здоровье человека более чем на 50% обусловлено его образом жизни, на 20% — природными, социальными и наследственными факторами и лишь менее чем на 30% здоровье человека зависит не от него самого, а от работы учреждений здравоохранения. Заметим, что профилактические мероприятия требуют в 10 раз меньше экономических затрат, чем лечебные. 2. Эмоционально-волевые работоспособности руководителя. резервы Важной основой работоспособности человека можно назвать деятельное, активное, хорошее настроение. Если человек им заряжен, то его здоровье способно преодолевать многие «острые рифы» и «подводные камни». Труд менеджера требует периодического отдыха. Еще в начале века физиолог И.М. Сеченов установил, что во время труда и после него быстрее устраняет утомление не полный покой, а смена деятельности — активный отдых. Через каждый час работы нужно размяться. Но зарядка не должна отвлекать от проблемы, которой только что занимался человек (люди работают в соответствии со своим психологическим укладом: одни медленно врабатываются, другие включаются в работу сразу). Рекомендовать всем одновременный перерыв на физкультуру — значит просто помешать многим людям думать. Если присмотреться к работе руководителя, можно выделить два типа их отношений к выполнению своих обязанностей. Условно назовем эти типы «А» и «Б». Люди типа «А» отличаются чувством ответственности, честолюбием, постоянным стремлением к успеху. Они вечно загружены работой, пренебрегают отдыхом, активны в достижении целей. Человек типа «А» — жесткая, конфликтная, эмоциональная личность. К типу «Б» относятся спокойные, неторопливые, уравновешенные люди. Они не берут на себя дополнительные нагрузки, любят и умеют отдыхать. На производстве они думают о работе, в отпуске — об отдыхе, дома — о семье. Эти люди степенны, добродушны, в меру эмоциональны. У людей типа «А» нервная система не располагает достаточным запасом прочности, поэтому в условиях стрессов у них чаще развиваются срывы. Значительно устойчивей люди типа «Б». Профилактикой нарушений здоровья зависит от типа личности. Люди типа «А» могут использовать рациональную организацию труда, аутогенную тренировку и другие методы защиты нервной системы от перегрузок. Самоанализ будет полезен и людям типа «Б», ведь они смогут проявлять больше деловой инициативы, активнее участвовать в общественной и трудовой жизни. Удовлетворенность работой, успехи на работе являются важным психологическим условием обеспечения высокой работоспособности руководителя. Чтобы сохранить творческую активность, человек должен жить в атмосфере доброжелательности. Доброта, доверие, дух творчества в производственном коллективе — все это способствует стабильному состоянию человека, не напрягает его нервную систему. В такой обстановке человека чаще обходят склерозные поражения сосудов, инфарктные состояния, другие тяжелейшие недуги. Наше настроение прямо влияет на здоровье. Думающий о несчастьях чаще и становится несчастным, думающий о болезнях чаще и заболевает. Правильно думать — значит уметь приводить мысли в порядок, направлять их сознательно в позитивную сторону. Важную роль в сохранении здоровья, в борьбе с болезнями играет и самовнушение. Оно тем сильнее, чем больше мы верим в его силу. Психологическое состояние человека сложным образом влияет на все внутренние физиологические процессы. Психопрофилактика. В последние годы исследователи все чаще стали обращаться к рассмотрению способностей людей справляться с различными жизненными ситуациями. Указывается, что патологические изменения в организме не зависят непосредственно от характера стрессора, но обусловлены способностью или неспособностью человека преодолевать возникшие жизненные трудности. Здоровье — это результат эффективного преодоления трудностей. Если же человек не в состоянии справиться с трудностями или нуждается в значительном усилии, чтобы их преодолеть, то он испытывает состояние стресса, который неблагоприятно воздействует на здоровье. Выделяются две основные формы снятия стресса: изменение психотравмирующей ситуации и контролирование (регулирование) своего эмоционального состояния. Если нельзя изменить ситуацию, необходимо изменить отношение к ней. Уберечься от болезни человек может, не только пассивно избегая вредных воздействий, но и активно преодолевая их. Ученые доказали позитивную роль активности организма и личности в предотвращении целого ряда патологических состояний и негативную роль пассивности как предпосылки развития разнообразных болезненных состояний. Известны данные о том, что в период войны, несмотря на широкое распространение среди населения интенсивного и длительного эмоционального напряжения, не было отмечено увеличения таких заболеваний, как гипертония, язвенная болезнь желудка. Такие парадоксальные явления объясняются активностью человека, находящегося в экстремальных условиях. Они показывают, что болезненное воздействие оказывает не столько сама стрессовая ситуация, сколько тип поведения человека. Широкое распространение для уменьшения стресса или предупреждения его получили различные релаксационные методики, в том числе аутогенная тренировка. Аутогенная тренировка, как один из методов психопрофилактики и психогигиены, представляет собой вид самотренировки, в основе которого лежит самовнушение. 3. Гигиена умственного труда и психологическая подготовка к управленческой деятельности. Каждый менеджер знает и не подвергает сомнению, что профессиональные навыки и знания необходимо постоянно обновлять и пополнять, т.е. постоянно заботиться о своей профессиональной компетентности. Многие менеджеры стараются как-то заботиться о своем физическом здоровье, но большинство руководителей не уделяют должного внимания заботе о своем психическом состоянии, не придают значения режимам работы и отдыха. Гигиена умственного труда руководителя включает в себя заботу о своей нервной системе, работоспособности, умственном потенциале. Психологическая подготовка менеджера к работе рассматривает развитие особого управленческого мышления, самосовершенствование, умение управлять своими чувствами и эмоциями. Тренированность нервной системы Неопытный человек всегда гораздо острее испытывает напряжение, чем человек, уже имевший дело с подобными ситуациями и преодолевший их. Вот почему необходимо тренировать нервную систему, закаливать организм в борьбе с трудностями. Неопровержимо доказано, что нервная система, лишенная необходимости решения сложных задач, неизбежно развивается по типу слабой нервной системы, для которой даже небольшие трудности могут оказаться роковыми. Многие известные врачи и педагоги утверждают, что родители, по существу, вредят детям тем, что слишком многое делают для них, окружая ребенка чрезмерной заботой и вниманием, оберегая его от любых жизненных проблем. Всем деловым людям хорошо знакомо чувство усталости. Утомление, усталость приходят с постоянным беспокойством, эмоциональными встрясками, напряжением, отрицательными эмоциями. Одна из причин этого состояния — неправильный суточный режим. Режим дня — это продуманный и согласованный с нормами физиологии труда распорядок труда и отдыха. В основе рационального суточного режима лежит ритмическое и правильное чередование различных видов деятельности. Отсутствие постоянного режима или частое его изменение отрицательно сказывается не только на настроении, но и ведет к снижению работоспособности, быстрой утомляемости, вызывает беспокойство и раздражительность. Суточный режим — это и регулярное рациональное питание, и полноценный, достаточно продолжительный сон, и разумная ежедневная физическая нагрузка. Для того чтобы правильно организовать режим, нужно учесть особенности суточной работоспособности. Ведь всех нас по динамике работоспособности можно условно разделить на три категории: «аритмик», «совы», «жаворонки». Примерно половина людей относится к «аритмикам». Они легко приспосабливаются к любому режиму труда, т.е. хорошо работают в любое время суток, когда это требуется. Около 20—30% населения составляют «совы». В ранние, утренние часы их психофизиологические функции еще заторможены. Самочувствие, работоспособность, настроение в первой половине дня постепенно улучшаются и достигают своего пика ко второй половине дня. Всех остальных можно отнести к «жаворонкам». Они рано встают, лучше всего чувствуют и эффективнее работают именно в первой половине дня. Самую трудную и ответственную работу следует приурочивать к периодам естественного подъема работоспособности, оставляя для перерывов время относительно низкой работоспособности. 4. Контроль процессов и результатов. Одной из основных функций управления, а следовательно, и персонального менеджмента является контроль. Под контролем понимают процессы оценки и сопоставления фактических результатов деятельности с запланированными. Контроль необходим для выявления неблагоприятного развития событий в реализации планов менеджера на самых ранних стадиях с тем, чтобы он мог изменить их и своевременно преодолевать возникающие проблемы или затруднения. В психологическом плане контроль способствует мотивации личной деятельности и тем самым задает импульсы для постановки менеджером новых целевых задач. Как функция персонального менеджмента самоконтроль решает три главные задачи: 1) оценка фактического состояния дел; 2) сравнение достигнутых результатов с запланированными; 3) корректировка целей и действий менеджера по выявленным отклонениям. Наука и практика менеджмента сформулировали несколько обязательных принципов контроля: своевременность, уместность и непрерывность во времени. Для повышения эффективности работы менеджера он должен постоянно анализировать свою работу, исследовать применяемые им методы, формирующие стиль и технику работы, уточнять параметры трудового процесса, виды деятельности и затраты времени по ним, совершенствовать трудовые навыки. Анализ и контроль структуры затрат рабочего времени Основным методом анализа является сравнение фактических затрат времени по каждому виду работ с нормативными. Однако на многие управленческие работы нормативы отсутствуют, а иногда их невозможно установить. В этом случае можно использовать метод сравнения фактических затрат времени данного руководителя со средними затратами времени других руководителей того же уровня или с его собственными затратами. Наиболее высокую точность результатов наблюдения обеспечивает фотография (самофотография) рабочего дня, при которой осуществляется непрерывное наблюдение процесса труда. Эффективность личной организации менеджера Наибольшее распространение при оценке эффективности управленческого труда получили метод оценки использования рабочего времени, метод экспертного нормирования и метод экспертных оценок. Для оценки результативности использования рабочего времени руководителя может применяться коэффициент использования рабочего времени К, который рассчитывается по формуле: где Кэ — коэффициент экстенсивного использования рабочего времени; Ки — коэффициент интенсивного использования рабочего времени. При этом Кэ определяют по формуле: где Ф — общий фонд рабочего времени; П — потери рабочего времени. Коэффициент интенсивного использования рабочего времени (Кп) определяет рациональность фактической структуры использования рабочего времени по сравнению с нормативной, рассчитывается по формуле: где jф и jр — соответственно фактическая и рекомендуемая (нормативная) доля каждого элемента структуры баланса рабочего времени; n — количество видов затрат Метод экспертного нормирования заключается в том, что формирование нормативов осуществляется группой высококвалифицированных специалистовэкспертов на основе оценки потенциала работника, количества и качества труда, исходя из собственного опыта в выполнении данной работы или научного прогноза. Метод экспертных оценок заключается в проведении экспертами интуитивнологического анализа проблемы с количественной оценкой суждений и формализованной обработкой результатов. Использование метода экспертных оценок осуществляется в следующей последовательности: 1) подбор экспертов; 2) проведение экспертизы; 3) обработка результатов опроса. Экспертов для оценки эффективности работы менеджера подбирают по следующим характеристикам: компетентность, креативность, отношение к экспертизе, конформизм, аналитичность, широта и конструктивность мышления, самокритичность. Общий коэффициент эффективности деятельности руководителя Кобш рассчитывается как среднеарифметическое значение средних коэффициентов по всем критериям. Для оценки эффективности мероприятий по совершенствованию организации труда существует несколько методик. В качестве основных общих показателей экономической эффективности в них рассматриваются рост производительности труда и годовой экономический эффект (приведенная экономия). Годовой экономический эффект (Эг) можно рассчитать по формуле: где С, и С2 — стоимость единицы работы соответственно до и после внедрения мероприятий по научной организации труда (НОУТ) (трудовые затраты, руб.); В2 — годовой объем работ после внедрения в натуральном выражении (документов, чертежей и т.п.); Ен — нормативный коэффициент сравнительной экономической эффективности, Ен для мероприятий по НОУТ устанавливается равным 0,15; Зед — единовременные затраты, связанные с разработкой и внедрением мероприятий, руб.
«Коммуникация в работе менеджера» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач

Тебе могут подойти лекции

Автор(ы) Зюкин Д.В.
Смотреть все 335 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot