Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате doc
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Лекция 1. Коммуникация и общение
Рассмотрение природы делового общения педагога требует обращения к общенаучным и междисциплинарным понятиям: «взаимодействие», «общение», «коммуникация».
Взаимодействие – одна из фундаментальных философских категорий, отражающих взаимообусловленные процессы взаимодействия различных объектов друг на друга. Это вид непосредственного или опосредованного, внешнего или внутреннего отношения, связи. Все множество связей, возникающих в реальности, может быть описано в рамках данной категории, содержательно конкретизируясь к тому или иному контексту.
Коммуникация выступает одной из форм взаимодействия, в рамках которой происходит движение информации. Со словом «коммуникация» в научной литературе принято отождествлять два основных значения:
1) путь сообщения, связь одного места с другим;
2) сообщение или передача средствами языка содержания высказывания.
В кибернетике под коммуникацией понимают обмен информацией между сложными динамическими системами, которые в состоянии принимать информацию, накапливать ее, преобразовывать.
На уровне общественных связей коммуникация рассматривается как форма социальной активности, социально обусловленный процесс передачи и приема информации в межличностном и массовом общении по разным каналам при помощи вербальных и невербальных средств.
В лингвистике понятие «коммуникация» отражает информационный аспект.
В психолого-педагогической литературе понятия «коммуникация» и «общение» употребляются параллельно, нередко пересекаясь в смысловом отношении. Как справедливо отмечает А.В. Кравченко, нередко в сознании исследователей проблем коммуникации происходит невольная подмена в терминоупотреблении понятий «коммуникация» и «общение».
Понятие «общение» употребляется синонимично с коммуникацией в работах И.А. Зимней, М.И. Лисиной, Б.Ф. Ломова, Г.А. Андреевой, В.П. Зинченко, С.А. Смирнова. Например: «Общение, или как часто определяют этот процесс, коммуникация – чрезвычайно широкое и емкое понятие»1; «Коммуникацией традиционно принято называть диалогическое или полилогическое общение людей в процессе их познавательно-трудовой деятельности, предусматривающее обмен мыслями, сведениями, идеями и т. д.»2
В «Логическом словаре» А.А. Ивина и др. даны следующие определения: «Коммуникация − обмен информацией между объектами – носителями естественного или искусственного интеллекта»; «Общение – то же, что коммуникация»3.
По мнению М.И. Лисиной, общение это взаимодействие, направленное на согласование усилий его участников с целью налаживания отношений и достижения определенного результата в совместной деятельности4.
Общение и коммуникация выступают как формы отражения одного и того же фундаментального явления – взаимодействия людей. И в случае коммуникации, и в случае общения речь идет о механизмах, по своей природе связующих, способствующих возникновению новой общности (лат. communication – communicare – делать общим, связывать, общаться). Словом «общение», согласно толковому словарю, обозначают «взаимные сношения, деловую или дружескую связь».
Итак, из совокупности трактовок общения, которые встречаются в философской, психолого-педагогической, социально-педагогической литературе, можно выделить три основных: самостоятельный вид деятельности; атрибут других видов человеческой деятельности; специфическая форма взаимодействия субъектов.
В гуманитарных науках общение рассматривается в единстве трех сторон:
• коммуникации (передачи информации);
• интеракции (взаимодействия);
• перцепции (вазимовосприятия).
Под профессиональным общением педагога специалисты в области образования понимают систему взаимодействия педагога с воспитанниками, их родителями, коллегами, должностными лицами управления образовательными системам, представителями общественности и др. Содержанием этого взаимодействия является обмен информацией, оптимизация процессов обучения и воспитания, организация совместной работы учащегося, родителей, педагогического коллектива и администрации образовательного учреждения. При этом педагог выступает как инициатор данных процессов, организует и управляет ими посредством трех сторон общения.
На тесную внутреннюю связь общения и коммуникации указывают выделенные учеными (А.А. Брудный, И.А. Зимняя, Л.А. Карпенко, Б.Ф. Ломов) функции общения:
• контактная и информационная обусловлены потребностью в эмоциональном комфорте и впечатлениях;
• коммуникативно-диагностическая связана с предварительным изучением ситуации и условий предстоящего общения;
• коммуникативно-прогностическая обеспечивает оценку положительных и отрицательных сторон предстоящего общения;
• коммуникативно-программирующая направлена на подготовку содержания, выбор стиля, позиции и дистанции общения;
• информационно-коммуникативная связана с передачей информации;
• аффективно-коммуникативная отражает эмоционально-волевую сторону общения;
• коммуникативно-организационная, регуляционно-коммуникативная связаны с организацией внимания партнеров по общению, со стимулированием коммуникативной активности, с управлением процессом взаимодействия;
• коммуникативно-исполнительская способствует управлению динамикой ситуации общения.
С точки зрения полифункциональности общения М.С. Каган выделяет следующие виды общения:
• обслуживание предметной деятельности – согласование действий (обмен информацией, управление, организация);
• общение ради общения – дружеские контакты, свободное, не деловое общение;
• приобщение к ценностям – знакомство с ценностным установками, позициями других людей и приобщение их к своим ценностям5.
Общение имеет коммуникативную основу. Общим признаком общения и коммуникации является их соотнесенность с процессами обмена и передачи информации и связь с языком как средство передачи информации.
Вместе с тем сравнительный анализ определений показывает, что общение воспринимается в человеческом смысле богаче, нежели простая коммуникативно-информационная связь. За общением в основном закрепляются характеристики межличностного взаимодействия, а за коммуникацией – информационный обмен в обществе. Общение трактуется как социально обусловленный процесс обмена мыслями и чувствами между людьми в различных сферах их деятельности, реализуемый главным образом при помощи вербальных средств коммуникации. В отличие от него коммуникация – это социально обусловленный процесс передачи и восприятия информации в межличностном и массовом общении по разным каналам при помощи различных вербальных и невербальных средств6.
Данный факт подтверждает сравнительная характеристика общения и коммуникации М.С. Кагана:
• общение ученые понимает как связь равных партнеров, стремящихся к совместной выработке информации, коммуникация предполагает функциональное неравенство сторон;
• общение имеет целью общность, коммуникация – передачу информации;
• общение диалогично, коммуникация монологична;
• закон общения – возрастание информации в канале связи, закон коммуникации – убывание информации в канале связи;
• общение возможно лишь при свободном вхождение и выходе участников, коммуникация обязательна;
• общение интенционально, персонализировано, предполагает ощущение индивидуальности партнера и ориентацию высказываний на его характер, тезаурус, мировоззрение, отношение к партнеру; акт коммуникации безличен, т.е. отправленное сообщение всеми участниками воспринимается аналогично7.
Отличие общения от коммуникации кроется в разнице соотношения содержательно-информационного и ценностного приоритетов.
В последнее время в научной литературе делаются попытки развести термины общение и коммуникация с позиции видов деятельности человека.
Исследователь М. Шу под коммуникацией понимает интерсубъективное речевое взаимодействие в социуме, связанное с различными сторонами материально-практической и познавательной деятельности и включающее ряд функционально-стилистических видов (деловое общение, бытовое общение, научное общение и др.). Общение – это разновидность социокоммуникативного процесса, коррелирующего с определенным видом деятельности человека (разговор с другом по телефону, разговор с незнакомым человеком в купе поезда, вечер воспоминаний на встрече одноклассников, знакомство, представления, приветствие, прощание и др.).
О.Л. Каменская выделяет три основные вида деятельности человека: предметно-практическую, познавательную и собственно коммуникативную. Названные виды деятельности, с одной стороны, взаимосвязаны и взаимообусловлены, а с другой стороны, протекают параллельно. Основная социальная функция коммуникации в том, что она обеспечивает предметно-практическую деятельность людей, либо овладение, планирование или координацию этой деятельности. Принимая во внимание эту точку зрения, О.Ю. Щербакова, в качестве основной формы взаимодействия педагогов в процессе их предметно-практической деятельности рассматривает один из видов общения – деловое общение.
Общепринятого научного мнения по вопросу разведения смысла терминов «коммуникация» и «общение» не существует. Чаще всего они используются как синонимы или разводятся в контексте родо-видовых отношений.