Коммерческое право; понятие коммерции
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Глава 8.
ОСНОВЫ КОММЕРЧЕСКОГО
(ТОРГОВОГО) ПРАВА
Термин «коммерческое право» имеет три основных значения.
Во-первых, так называется отраслевое подразделение объективного
права — совокупность правовых норм, регулирующих коммерческую
или торговую деятельность — коммерцию или торговлю — а также деятельность, которая сопутствует торговле и обслуживает ее — вспомогательную торговую деятельность. Кратко коммерческое право можно
определить как право коммерческого оборота или торговли.
Во-вторых, термин «коммерческое право» употребляется для обозначения особой отрасли науки частного права. Она изучает коммерческое право в объективном смысле в его положительном (современном
исследователю) виде, в его исторической эволюции и сравнительном
аспекте. Закономерности развития коммерческого права, выявляемые
и доказываемые этой наукой, призваны служить делу прогнозирования и поступательного развития коммерческого права в соответствии
с вызовами современности.
В-третьих, коммерческим правом называется учебная юридическая
дисциплина. Ее предметом выступает наука коммерческого права в объеме, усвоение которого необходимо для привития студентам основных
знаний о коммерческом праве, а также выработки навыков практического применения составляющих его правовых норм.
§ 1. Понятие коммерции (торговли)
Слова «коммерция» и «коммерческий» происходят от латинского
слова commercium, что означает «торговля», т.е. торговая или (используя исконно русский термин) купеческая деятельность.
Коммерческая или торговая деятельность в самом общем виде представляет собой совокупность действий по продвижению товаров от изготовителей к потребителям.
Совокупность таких действий, приуроченная к известному субъекту,
составит торговый оборот этого лица; совокупность торговых оборо214
тов всех участников торговой деятельности составят торговый оборот
в макроэкономическом смысле или товарный рынок — часть гражданского оборота, характеризующаяся не только особого рода субъектами
(участниками) и объектами, но и особым содержанием, а также арсеналом используемых для организации этих отношений правовых средств.
Именно: торговля опосредует отношения обособленных товаропроизводителей, характеризующиеся общественным разделением труда. Эти
отношения развиваются через рынок, куплю-продажу товаров.
Обеспечивая продвижение товаров от производителей к потребителям, доведение их непосредственно до потребителей, торговый оборот
выполняет важные экономические и социальные функции, в конечном
счете оказывая огромное влияние на все экономическое развитие государства и общества. Известный немецкий экономист Вернер Зомбарт
вообще считал «коммерциализацию хозяйственной жизни», рыночные
отношения тем главным фактором, который обеспечил неслыханный
успех капиталистической системы и благодаря которому центр тяжести хозяйствования переместился с непосредственного производства
на торговые операции. Без преувеличения можно сказать, что торговый оборот (товарный рынок) — одно из величайших достояний
современной цивилизации. Обеспечение и сопровождение рыночных
отношений — одна из важнейших задач современного права. Будучи
конкретизированной применительно к праву той или иной отдельной
страны, она может быть сформулирована как правовое обеспечение
и сопровождение процессов сбыта товаров отечественных производителей на национальных и зарубежных рынках.
Следует отметить, что в применении терминов «коммерция», «коммерческий», «торговля», «торговый», «купеческий» допускаются массовые ошибки. Прежде всего распространено смешение коммерции
с предпринимательством (бизнесом): эти слова считают синонимами,
коммерцией зачастую называют всякое предпринимательство, а коммерсантами — предпринимателей. Так, говоря о коммерческих банках,
коммерческих поликлиниках, коммерческих учебных заведениях и т.п.
подразумевают организации, осуществляющие соответствующие виды
деятельности (банковскую, медицинскую, образовательную и др.)
в качестве предпринимательской. С другой стороны, в рамки понятий
о торговле и торговом обороте почти повсеместно включаются всякие
вообще случаи купли-продажи товаров, как между собственно коммерсантами, так и сделки коммерсантов с потребителями, и даже лиц,
не являющихся коммерсантами, между собой.
Ни для одного столь расширительного понятия торговли нет никаких оснований.
Традиции отождествления коммерции и предпринимательства,
восходящие, между прочим, еще к дореволюционной эпохе, вылились, в частности, в такое явление, как разделение ст. 50 Гражданского кодекса РФ всех юридических лиц на организации коммерческие
и некоммерческие по критерию основной цели своей деятельности.
215
Если такой целью является извлечение прибыли и ее распределение
между своими участниками, то организация признается коммерческой
(т.е. буквально — торговой или торгующей); если же нет — то некоммерческой. В свете имеющегося в ст. 2 ГК РФ определения понятия
предпринимательства как всякой вообще деятельности, направленной
на систематическое получение прибыли (не только торговли!), гораздо
логичнее и точнее было бы именовать юридические лица предпринимательскими и непредпринимательскими. Предпринимательство гораздо
шире коммерции, поскольку прибыль можно получать от выполнения
работ, оказания услуг, от доходов на имущество, а не только от продажи товаров.
Что же касается второго ограничения смысла понятия «торговля»,
то тут необходимо иметь в виду следующее. Объединение всех актов
покупки и продажи товаров в рамках понятия «торговый оборот» осуществляется, по сути дела, только потому, что эти отношения получают единообразное частноправовое оформление. Все они имеют вид
договора купли-продажи, т.е. объединение осуществляется по исключительно юридическому критерию, без учета тех функций, того реального влияния, которое оказывает тот или иной акт торговли на состояние торгового оборота в макроэкономическом смысле. С точки зрения
макроэкономики нет, например, большой разницы в том, что именно
гражданин сделает с товаром, приобретенным для личного потребления — употребит ли он его сам или перепродаст, скажем, родственнику
или знакомому. Но рыночное поведение профессиональных покупщиков
и продавцов товаров (в том числе — профессиональных перекупщиков
и перепродавцов — коммерсантов) имеет колоссальное значение.
Существует, стало быть, торговля и торговля — торговля вообще
и торговля как коммерция. Между одной и другой торговлей лежат,
по выражению одного из персонажей комедии А. С. Грибоедова «Горе
от ума» «дистанции огромного размера». Как же описать торговлю, нас
интересующую? не просто «торговлю» в смысле заключения и исполнения какого-нибудь договора купли-продажи, а торговлю как занятие — торговлю как коммерцию? Оказывается, сделать это не особенно
сложно; строго говоря, такое описание было сделано еще русскими
дореволюционными учеными, отметившими в качестве отличительных
черт торговли следующие:
1. Регулярность и однотипность торговых операций. Торговля
как коммерция слагается из операций, совершаемых не просто часто
и даже не просто систематически, но повседневно, причем, операции
эти — как с точки зрения своего предмета, содержания, оформления,
техники — являются однородными, подобными друг другу. Торговые
сделки могут различаться по участникам и масштабам (количеству
товаров и их цене) — все остальные их условия (включая условие
о предмете — товарах) идентичны. Такие сделки совершаются уж
конечно не всяким и каждым — их участниками являются, с одной стороны, производители товаров, с другой — их промышленные (оптовые)
216
потребители; между теми и другими в том или другом качестве могут
выступать посредники — перекупщики и перепродавцы — купцы или
торговцы.
2. Торговля — это системная деятельность, а не простая сумма
отдельных торговых сделок. Ни макроэкономика, ни (следовательно),
право, ни, стало быть, сами коммерсанты (купцы или торговцы)
не могут себе позволить различать и выделять отдельные торговые
операции — конкретные акты покупки и продажи конкретных партий
товара. Торговый оборот рассматривается и оценивается в целом. В его
рамках прибыль, принесенная одними торговыми сделками, наверняка
будет «съедена» убыточностью других, равно как и наоборот, потери,
понесенные на каких-то торговых сделках, могут и должны быть оценены только на фоне той выгоды, которую торговец получил на сделках
с другими контрагентами и другими товарами.
3. Торговля — это профессиональная деятельность, т.е. исключительная деятельность коммерсанта, деятельность, которой он промышляет —
то, чем он живет, с помощью чего он зарабатывает себе на жизнь, доставляет средства к существованию. Торговля в этом смысле, следовательно,
предполагает, во-первых, занятие собою во имя обогащения (извлечения
прибыли) и во-вторых — неразрывное единство актов покупки и продажи
товаров. Первое положение особого разъяснения не требует, а о втором
нужно сказать два слова. Нет коммерсантов, которые только продают,
как и нет коммерсантов, которые только покупают — всякий коммерсант является покупателем того, что он впоследствии с прибылью перепродаст, а также продавцом того, что он предварительно купил по более
дешевой цене. Да, конечно, между актами покупки и продажи может
вклиниться процесс обработки или переработки купленного — в таком
случае мы говори уже не просто о коммерческом, но о промышленном
предприятии. Сути дела, однако, это не меняет: быть предприятием промышленным, не будучи одновременно и предприятием коммерческим
в эпоху рыночного хозяйства невозможно.
4. Торговое предприятие. Торговля, будучи деятельностью системной и профессиональной никак не может осуществляться без ее надлежащей имущественной и управленческой организации. Имущественный комплекс, используемый исключительно для целей ведения
торговой деятельности, а также комплекс прав и обязанностей, созданных для целей и в процессе ведения такой деятельности (прав, вещных,
обязательственных, корпоративных, исключительных, личных неимущественных и трудовых), называется торговым предприятием. Торговое предприятие предполагает имущественное обзаведение, наличие
лиц, непосредственно занимающихся ведением торговых дел (директоров, управляющих), а также вспомогательного наемного персонала;
наконец, торговое предприятие не может работать без отлаженной
системы планирования приобретения и сбыта.
5. Товары (предмет торговли) — суть в первую голову движимые
вещи, определенные родовыми признаками. Торговое предприятие (тор217
говая деятельность) имеет своим предметом прежде всего родовые
движимые вещи — товары, а также тем или иным образом связанные с ними (можно даже сказать, привязанные к родовым движимым
вещам, немыслимые без них, выросшие на их почве), ценности. В их
число входят товарораспорядительные документы, товарные деривативы, цифровые продукты (ЦП), поставляемые на материальных носителях или передаваемые по электронным каналам связи, а также услуги,
оказание которых является необходимой предпосылкой к извлечению
из традиционных товаров их потребительной стоимости. Подобное —
родовое — определение товарных масс в торговом обороте свидетельствует, как минимум, о затруднительности, если не о невозможности
облечения торгового оборота в традиционные абсолютно-правовые
формы, в том числе — в форму права собственности и ограниченных
вещных прав. Это, в общем, и понятно: коммерсанта не интересует
ни собственность на товары, ни даже фактическое владение ими — ему
важно наличие условий для максимально свободного распоряжения
правами на товары и прочного, бесповоротного приобретения таких
прав. Какие это права и кому они принадлежат (кем будут приобретены) — в торговле это вопрос второстепенный, не особенно важный.
Для целей изучения коммерческого права под коммерческой (торговой) деятельностью (торговлей) надлежит понимать куплю-продажу
товаров между коммерсантами (торговцами), осуществляемую в коммерческих целях, т.е. (1) продажу товаров их производителями, а также
их покупку у производителей для использования в собственном производстве или для последующей перепродажи и (2) продажу товаров приобретшими их коммерсантами (последующую перепродажу), а также
их покупку у коммерсантов для тех же (коммерческих) целей, то есть
для использования в собственном производстве или для последующей
перепродажи. Торговля в этом и только в этом — макроэкономическом — смысле нуждается в специальном правовом регулировании
и фактически невозможна без него. Такое регулирование и призвано
осуществлять коммерческое право.
§ 2. Предмет и метод коммерческого права
Коммерческое право с точки зрения своего содержания представляет
собой обособленную в предметно-методологическом отношении, выделившуюся область частного (гражданского в широком смысле слова)
права — отрасль частного права. Иначе не может и быть, ибо торговый
оборот (как уже говорилось выше) представляет собой часть гражданского оборота — имущественного оборота, построенного на частных
началах и оттого регулируемого частным (гражданским) правом.
Различные подходы к пониманию коммерческого права. Вопрос
о понимании коммерческого права и, значит, о его статусе в системе
218
объективного права вот уже более века является у нас в России предметом ожесточенных споров.
Так, например, Г. Ф. Шершеневич один из крупнейших русских
юристов — специалистов в области как раз торгового (коммерческого)
права — отказывался признавать за торговым правом что-либо большее, чем отдел канонического гражданского права, более или менее
углубленно разработанный исключительно из-за наличия спроса, предъявленного со стороны практики. На такой базе, полагал ученый, создание особой отрасли юридической науки вообще невозможно, а учебная
дисциплина должна иметь чисто прикладной характер и направляться
на подготовку юрисконсультов и стряпчих по торговым делам. Ему
возражали, с одной стороны, сторонники отраслевой самостоятельности торгового права не только как области частного права в широком
смысле слова, но и как особого рода отрасли правоведения (П. П. Цитович, А. И. Каминка), а с другой — апологеты взгляда, согласно которому
русское торговое (букв. — торгово-промышленное) право представляет
собой то ли смешанную, то ли комплексную область права, объединяющую в себе нормы как частного, так и публичного права, относящиеся
к деятельности коммерсантов (В. А. Удинцев).
В советское время термином «торговое право» («Правовое регулирование советской торговли») была обозначена прикладная учебная
дисциплина, направленная на изучение правового регулирования деятельности советских торговых организаций — оптовых баз материально-технического снабжения, ОРСов (УРСов), Торгов, предприятий
розничной торговли, оптовых ярмарок и т.п. Существует, кстати сказать,
великое множество современных аналогов подобных дисциплин — все
они преподаются исключительно в учебных заведениях неюридического профиля и направлены на привитие минимума юридических знаний практическим работникам в той или иной области деятельности.
Таковы курсы банковского и биржевого, страхового и образовательного, транспортного и военного, гостиничного и медицинского права.
Торговое право в таком — узко-прагматическом — смысле также имеет
право на существование и изучение в торговых колледжах и вузах.
За всеми этими и многими другими взглядами на коммерческое (торговое) право скрывается по сути одна проблема: как строить изучение
права и обучение праву? Конкретно: достаточно ли для целей продуцирования и изучения юридического знания отталкиваться от потребностей отдельных областей народного хозяйства, или же юридическое
знание может претендовать на известную самостоятельность и ценность, а значит — и на известное отвлечение от таких потребностей,
на разделение и структурирование, осуществленное исходя из своего
собственного содержания?
Опыт показывает, что правильным является второй ответ на поставленный вопрос. Право может и должно быть предметом для самостоятельного не только прагматического, но и научного изучения, т.е.
почвой для выработки особенного научного знания. Для целей науч219
ного изучения право как совокупность норм должно быть разделено
на известные обособленные предметные области (отрасли), а предметом высшего юридического образования делать научные знания, добытые в процессе научного изучения этих самых отраслей. Кстати сказать,
этот подход совсем не исключает другого, который вполне может быть
успешно применен в средних юридических учебных заведениях и для
наделения юридическими знаниями специалистов, не являющихся
юристами — разбора комплексного регулирования отрасли хозяйства
нормами разных отраслей права.
Если принять во внимание вышеизложенное, станет очевидно, что
наш — университетский — курс коммерческого права может быть
построен исключительно как отраслевая научная (а не комплексная
прагматическая!) юридическая дисциплина. Кстати сказать, соображением о желательности ее ясного размежевания, отделения от комплексных разработок по правовому регулированию торговли, не в последнюю очередь обусловлено предпочтение нами названия «коммерческое»
(а не «торговое») право. Но если это так — если мы принимаем за руководство к действию отраслевую концепцию коммерческого права —
то нам (следуя традициям, установившимся еще в советскую эпоху
развития юридической науки) — необходимо очертить предмет и описать метод, по которым коммерческое право отграничивается от других
отраслей российского права.
Предмет коммерческого права. Предметом коммерческого права
является коммерция или торговля, точнее — коммерческая или торговая деятельность в макроэкономическом смысле этого слова. Она была
определена в § 1 настоящей главы Учебника как купля-продажа товаров между коммерсантами (торговцами), осуществляемая в коммерческих целях, а также — как совокупность действий по продвижению
товаров от изготовителей к потребителям.
Одним из узловых вопросов такого определения является вопрос
о начальном и конечном пунктах движения товара и, соответственно,
об участниках и предметах торговой деятельности — (1) кто такие коммерсанты? (2) что такое товары? Вот буквально по одному примеру
ответов на поставленные вопросы — оба они взяты из нашей дореволюционной литературы по торговому праву, но актуальны, между
прочим, и для многих современных разработок, как российских, так
и зарубежных. Так вот, дореволюционные специалисты рассматривали
коммерцию как исключительно посредническую деятельность между
производителем и потребителем, хотя и не одних только материальных благ, но также работ, услуг и даже духовных ценностей (результатов интеллектуальной деятельности — творчества). Такая позиция
приводила, с одной стороны, к тому, что из числа участников торгового оборота исключались не только потребители, но и производители
товаров. Не просто центральной, но единственной фигурой, единственным субъектом торговли (и коммерческого права) становился
купец — торговец-посредник или посредническая торговая фирма.
220
С другой именно эта позиция привела в конечном счете к постепенному слиянию понятия коммерции (торговли) с понятием предпринимательства. Так, тот же Г. Ф. Шершеневич без всяких оговорок выделял
наряду с торговлей товарами также и торговлю деньгами, фондовую
торговлю, а также торговлю различного рода трудом, начиная с того,
что применяется в области добывающей промышленности и кончая
услугами из области агентирования или антрепризы.
Данная концепция коммерческого права представляется совершенно неприемлемой. Она сформировалась в прошлом и не учитывает
ни современных реалий, ни того (очевидного!) обстоятельства, что
торговый оборот начинается с акта продажи изготовителем произведенного им продукта. Продажа созданного продукта представляет
первый и необходимый этап продвижения его к потребителю. Не будет
акта продажи созданных продуктов — не будет рыночных отношений,
а значит — товарного рынка, а значит — и торгового оборота. Практическое значение такой позиции станет ясным если принять во внимание такую макроэкономическую задачу торгового права любой
державы, как правовое обеспечение и сопровождение процессов сбыта
товаров отечественных производителей на национальных и зарубежных рынках. Посредников такая задача может и не интересовать —
руководствуясь собственной выгодой они могут либо вовсе не закупать
товаров у отдельных изготовителей или закупать у них лишь часть производимого товара.
Диктат торговцев-посредников может привести к сокращению
и даже полному свертыванию практики производства товаров на рынок
и переходу к работе под одни только конкретные заказы. Конечно,
в этом нет ничего страшного, если и конкретные заказы позволяют обеспечить более-менее полную загрузку производственных мощностей
отечественных товаропроизводителей, но, к сожалению, часто бывает
как раз наоборот: значительная часть производственных мощностей
используется вполсилы или простаивает; о техническом перевооружении или их переориентации на выпуск иной продукции (например,
в рамках конверсии оборонных заводов) становится и вовсе невозможно говорить. Кроме того, товар может быть реализован производителями и без участия посредников, а такие операции тоже образуют
торговлю, товарное обращение.
Таким образом, изучение товарного обращения должно начинаться
с действий организаций-изготовителей, реализующих созданный
товар, а не с действий торговых посредников. Верно, стало быть, и другое: в состав коммерческой деятельности также следует включать акты
приобретения товара любыми покупателями, т.е. не обязательно
посредниками (коммерсантами-перепродавцами), но и розничными
торговыми организациями (несмотря на то, что таковые уже не имеют
дела с коммерсантами), производственными предприятиями (несмотря
на то, что они ничего не перепродают, а используют материалы, оборудование, инвентарь для своих хозяйственных и предприниматель221
ских целей), а также многочисленными управленческими, учебными,
медицинскими, военными, научными и иными подобными организациями. В качестве обязательных участков торгового оборота должны
рассматриваться: 1) сбыт изготовителями своих товаров; 2) деятельность оптовых торговых и иных посреднических звеньев; 3) наконец,
действия субъектов по приобретению товаров, обеспечению себя необходимыми ресурсами.
Характерно, что процесс розничной продажи товаров гражданам
обычно не включается в предмет регулирования коммерческого права.
Этот вовсе не свидетельствует о невнимании к гражданам — скорее,
наоборот. Граждане не являются участниками деятельности по продвижению товаров на рынке. Они выступают в качестве потребителей
товаров, купленных для личных нужд. Розничная торговля по своим
целям, содержанию и правилам существенно отличается от оптовой
торговли и снабжения. В розничной купле-продаже на первый план
выходят отнюдь не начала рыночного хозяйства и свободы договора,
а задача всесторонней охраны прав граждан-покупателей как потребителей. В европейском праве и иных развитых зарубежных правопорядках осознание сложности и важности этой задачи уже вышло на такой
уровень, что привело к образованию и обособлению от права общего,
гражданского, специального потребительского права — права, обслуживающего сделки типа b2c (businessman to consumer) — и противопоставляемого праву коммерческому, имеющему дело со сделками типа
b2b (businessman to businessman).
Вторым параметром предмета коммерческого права является
параметр предметный или объектный. Предметом торговли и объектом коммерческого права являются товары — но что же это такое?
И ответ на этот вопрос, предлагаемый канонической концепцией коммерческого права вряд ли может быть признан отвечающим реалиям
сегодняшнего дня. И не только потому, что универсализация термина
«товары», подведение под категорию товаров буквально любого блага
(материального и нематериального), которое может быть обменено
на деньги, ведет к слиянию коммерции с предпринимательством,
сколько потому, что при таком раскладе торговый оборот сольется
с оборотом экономическим, а торговое (коммерческое) право — с гражданским в том смысле, что растворит последнее в себе, поглотит его.
Кроме того, со времени формирования классической концепции коммерческого права прошло уже немало времени, в течение которого
одни экономические блага отмерли, а другие — наоборот, возникли.
В свете отмеченных обстоятельств к числу товаров — объектов торгового оборота (предмета коммерческого права в современном смысле
этого слова) — следует отнести: 1) собственно товары — партии однородных заменимых движимых вещей, определенных родовыми признаками;
2) товарораспорядительные документы; 3) товарные деривативы; 4)
цифровые продукты (digital contents) (ЦП) и 5) услуги, сопутствующие
товарам либо цифровым продуктам (сопутствующие услуги).
222
Наконец, необходимо отметить, что коммерческое право регулирует
также ряд вопросов, касающихся вспомогательной торговой деятельности. Одни из них — такие, например, как организации торговой деятельности — совершенно не относятся к гражданскому праву;
другие, напротив, имеют свои общегражданские аналоги и даже более
того, исчерпывают их собою. К вспомогательной торговой деятельности — деятельности, сопутствующей торговле и направленной на ее
обслуживание — относятся: (1) организация заключения торговых
сделок (т.е. в первую очередь деятельность товарных бирж и оптовых
ярмарок); (2) продвижение товаров на рынке (реклама, послепродажное обслуживание); (3) кредитное и расчетное обслуживание торговли
(банковская деятельность); (4) страхование товаров и коммерческих
рисков; (5) перевозка и хранение товаров; (6) торговое посредничество, т.е. деятельность оптовых торговых организаций, торговых представителей, комиссионеров, консигнантов, агентов, маклеров и т.п.
Метод коммерческого права. Если исходить из того, что торговый оборот есть часть оборота гражданского, а гражданский оборот
регламентируется частноправовым методом — методом координации,
отправляющимся от таких начал, как свобода участников оборота,
их юридическое равенство и неприкосновенность их частноправовой
сферы — то нет и не может быть иного заключения кроме того, что коммерческое (торговое) право, понимаемое как право торгового оборота,
должно использовать частноправовой метод регулирования общественных отношений, составляющих его предмет. Иначе и не может
быть, ибо в противном случае не было бы понятно, как коммерческое
право может притязать на статус отрасли частного права. Имея свой
собственный, специальный предмет — торговлю как систематическую,
профессиональную и организованную деятельность по продвижению
товаров от производителей к потребителям — коммерческое право
продолжает оставаться подразделением частного права с точки зрения
используемого им метода правовой регламентации.
В то же время известно, что в качестве отличительных признаков
отрасли коммерческого права традиционно (с дореволюционных,
опять-таки, времен) выделяют такие отличительные черты, характеризующие именно метод правового регулирования, как чрезвычайно
высокая гибкость, оптимальная приспосабливаемость к изменяющимся условиям и потребностям торговой деятельности, наиболее полное использование обычаев торгового (делового) оборота, требование
беспрепятственности совершения сделок, презумпцию возмездности
сделок, более строгие условия ответственности (ответственность без
вины) и др. Можно, пожалуй, сказать даже об особой — практической
или деятельностной — методологической парадигме понимания коммерческого права. Коммерческое право только тогда сможет адекватно
выполнять поставленную перед ним задачу, когда оно будет максимально приспособленным к изменяющимся условиям торгового оборота, гибким, немедленно реагирующим на его потребности. Следова223
тельно, в состав коммерческого права должны включиться лишь такие
нормы и правила, которые действительно применяются в коммерческой (торговой) деятельности, реально регулируют ее, предопределяют
поведение коммерсантов (торговцев). Для включения нормы в состав
коммерческого права неважно, в какой форме она существует — важно,
чтобы она (а) регулировала тот или иной аспект торговой деятельности (предметное соответствие) и (б) делала это реально, а не на бумаге
(фактическое соответствие), т.е. действительно его регулировала.
Вопросы и задания для самоконтроля
1. Какие значения имеет термин «коммерческое право»?
2. Расскажите о предмете и методе коммерческого права.
3. Каковы критерии отделения коммерческого права от гражданского?
4. Что такое товары?
5. Что такое торговое предприятие?
Литература
1. Коммерческое право : учебник. — 5-е изд. / под общ. ред. Б. И. Пугинского,
В. А. Белова, Е. А. Абросимовой. — М., 2016.