Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Количественные методы
исследования. Опросы
В чём задача количественного исследования?
• некоторые виды менеджмента, а также работа в сфере экономики
требуют изучения массовых процессов;
• эти процессы проще всего изучать, оперируя цифровыми показателями;
• выражение признаков в форме, отображаемой с помощью цифры –
первичное измерение признаков (квантификация);
• квантификация – поиск количественных аналогов (выражения)
качественных отношений и явлений
Сложности квантификации и измерений
• проблема присвоения количественных свойств качественному объекту;
• необходимость понимать качественное содержание измеряемых
явлений и объектов;
• две группы способов измерения
• есть общепринятые шкалы – расстановка объектов во времени и
пространстве, стоимости;
• нет общепринятых шкал – все остальные
Шкалирование
• создание эталона для измерения данных;
• если шкалы для измерений нет
• проблема выбора метода шкалирования;
• проблема объективности и надёжности выбранных шкал
Свойства шкалы
• описание – смысл шкалы;
• порядок – наличие дескриптора: «больше», «меньше», «равен»;
• расстояние – интервал между показаниями на шкалах;
• наличие начальной точки
Подходы к шкалированию
• качественная классификация объектов (например, классификация
ценностных ориентиров в ваших интервью);
• поиск протяженности выделенных в качественном анализе данных (вы
пытаетесь разместить их по какой-то шкале);
• установка критериев и индикаторов для расположения по шкале (что
значит быть отнесённым к этому месту, что – к этому?)
• зависит от типа полученной шкалы
Типы шкал в статистике
Номинальная шкала
• это просто наименования
объектов без порядка;
• ваша задача здесь – просто
зафиксировать некие
категории или оценки;
• пример – открытый вопрос, в
котором вы пытаетесь узнать,
телефоном какого бренда
пользуются ваши респонденты
Порядковая шкала
• у какого объекта
характеристика выражена в
большей степени, у какого – в
меньшей;
• мы ничего толком не знаем о
мере характеристики, но
понимаем направление;
• пример – просим респондента
расположить бренды
мобильных телефонов в
порядке привлекательности
Интервальная
• у какого объекта
характеристика выражена в
большей степени, у какого – в
меньшей;
• мы знаем смысл деления и его
эквивалентную «стоимость»;
• например, мы просим
респондента обозначить
время, которое тратится на
выполнение заданий
Пропорциональная
• у какого объекта
характеристика выражена в
большей степени, у какого – в
меньшей;
• по смыслу оценки –
сравнимые;
• есть ноль
Стандартные подходы к шкалированию
• сравнительное – сопоставляются объекты или признаки;
• несравнительное – более глубоко изучается одно явление
Сравнительные
• респондент сравнивает сразу не один, а несколько объектов или
товаров, услуг или их свойств;
• видны небольшие различия в предпочтениях человека;
• правила легко объяснить;
• но применимы только для порядковых шкал;
• дизайн исследования будет немобильным
Упорядочивание
• вы просите респондента упорядочить множество объектов в порядке их
предпочтительности;
• в отличии от попарного сравнения, это похоже на реальный отбор
продуктов покупателями;
• нет проблемы нетранзитивных объектов
Распределение постоянной суммы
• вы просите респондента распределить оценки так, чтобы их сумма
равнялась 100 баллам, между различными продуктами, людьми,
партиями, идеями или решениями;
• 100 единиц легче упорядочить, чем сами объекты, а исследование
больше похоже на интервальную шкалу;
• проблема актуальности/современности исследования – теряет
актуальность при обновлении ситуации выбора
Q-сортировка
• у респондента есть порядка 100 карточек с оценкой объекта, и вы
предлагаете разложить их по нечетному числу стопок, озаглавленных
как степени согласия;
• вы можете оговорить максимальное количество карточек в каждой
стопке (но нужно сделать это на базе каких-то данных);
• хорош для оценки свойств или параметров предмета
Несравнительные методы шкалирования
• вы изучаете один объект;
• наиболее часто используются в маркетинге;
• в их рамках создаются шкалы 2 видов: непрерывные и дискретные;
• непрерывная – можно поставить оценку в любой позиции от 1 до 100 и
больше;
• дискретная – даёт более конкретные и простые позиции
Шкала Лайкерта
• дискретная;
• симметричная шкала – есть -1, есть 0, есть 1;
• обычно 5-балльная шкала;
• используется везде
Шкала семантического дифференциала
• идея – зафиксировать, какое именно значение или характеристика
больше ощущаются респондентом;
• хорошо подходит для оценки брендов или коммуникаций – образов,
постеров, слоганов и т.п.;
• вы даёте респонденту несколько пар противоположных по смыслу
понятий, из каждой пары респондент должен выбрать какое-то одно;
• пример – в опросе о том, как оценивается ваш бренд, вы можете
задавать вопросы типа ассоциаций, которые вызывает слоган
Шкала Стапеля
• оценка различных характеристик или свойств или признаков объекта от
-5 до +5;
• работает как улучшенный вариант семантического дифференциала
Дизайн опросного листа
• группировка вопросов;
• вопросы-развилки;
• останавливающие вопросы;
• формулировка вопросов (необходимы ясность и точность);
• вариативность тем и формулировок вопросов и ответов
Сервисы для оформления
Базовые инструменты
• SurveyMonkey (частично платный, удобный интерфейс, собственный
сервис для обработки данных);
• Google Формы (бесплатный, много стандартизованных форм ответа,
хуже настраивается);
• ianketa (частично платный сервис, плохой интерфейс, пластичный,
хорошо настраивается, бесплатное исследование при выборке до 300)
Читать подробнее
• В. Ядов, Социологическое исследование: методология, программа,
методы (https://www.isras.ru/publ.html?id=1373);
• Галицкий Е. Б. Маркетинговые исследования. Теория и практика
(доступно в сервисе Юрайт)