Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Количественные методы, их достоинства и ограничения

  • 👀 1553 просмотра
  • 📌 1503 загрузки
Выбери формат для чтения
Статья: Количественные методы, их достоинства и ограничения
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Количественные методы, их достоинства и ограничения» pdf
Лекция 3. Количественные методы, их достоинства и ограничения Основные характеристики количественных методов – «формализм» и «массовость». Исследуемые переменные заданы разработчиком заранее и отступление от них в процессе сбора уже невозможно, а массовый сбор однотипных данных предшествует их количественной, цифровой обработке. К достоинствам измерительных количественных методов относится достаточно обьективный характер процедуры исследования и возможность перепроверки полученных результатов благодаря выполнению требований репрезентативности, надежности и валидности. С помощью количественных методов возможно изучить большое количество испытуемых и обобщить полученные данные достаточно быстро и легко. Выявление устойчивых и обьективных характеристик обьекта исследования позволяет сравнить полученные индивидуальные результаты исследований с обобщенными данными исследований больших выборок. Кроме того, именно результаты применения количественных методов дают возможность построения математической модели исследуемого обьекта. Однако ряд недостатков, присущих количественным методам, способны достаточно сильно исказить информацию, получаемую в результате проведенного исследования. Ограничение 1. Одна из серьезных проблем заключается в том, что необходимым условием применения количественных методов служит наличие системы понятий, образующих теоретическое описание исследуемого обьекта. Само создание такой системы понятий требует значительных исследовательских процедур и усилий, а методический аппарат, используемый для достижения этой цели, должен обладать высокой подвижностью, чуткостью и способностью оперативно менять набор исследуемых переменных. Очевидно, что количественные методы этой способностью в должной мере не обладают, и в результате изучаемому обьекту искусственно навязывается неадекватный понятийный аппарат. Ограничение 2. При использовании количественных методов отсутствует необходимая и эффективная «обратная связь», что тормозит развитие концептуальных представлений, которые необходимы для формирования адекватного понятийного аппарата. В результате, количественные методы с наибольшей эффективностью используются при анализе ответов на стандартные вопросы и для изучения стандартных процессов, но часто беспомощны в определении того, что получило название уникальных и изменчивых свойств личности. Так, традиционная психометрика более ориентирована на диагностику устойчивых и стабильных личностных особенностей, что нашло свое отражение в формулировании требования надежности психометрических инструментов. Однако Дж. Келли высказал по этому поводу следующую точку зрения: «…человек – это форма движения, а «надежность» – это мера нечувствительности теста к изменению». Ограничение 3. Еще одно ограничение в использовании количественных методов заключается в том, что не все явления в равной мере поддаются количественным изменениям, да и сами возможности их использования ограничены определенной «зоной применения», которая образована рамками измерительных процедур и за пределами которой исследователь должен опираться на иные методы. Хотя теоретически для любого явления может быть подобрана адекватная измерительная процедура, тем не менее, процесс развития научного знания идет по другому пути. Наиболее удачные исследования реализуют, как прави ло, стратегию к а ч е с т в е н н о г о прорыва и измеряют лишь наиболее важные характеристики обьекта, а результатом бывает как расширение зоны измеримости, так и формулирование новых концептуальных представлений, основанных на неколичественных данных. Отсутствие здравого смысла неотвратимо ведет к снижению содержательной наполненности научных результатов и часто к искаженным, ложным и оторванным от реальности выводам. Количественные методы подвергаются критике, прежде всего, с позиций методологии, поскольку их способность должным образом обьяснить и понять глубинный смысл происходящих явлений и процессов оказывается явно недостаточной. Там, где нужно проверить уже сформулированную гипотезу или оценить различные варианты практических действий, количественные методы могут предоставить соответствующий инструмент. «Если же нужно выявить проблему, сформулировать ее, то такие методы мало эффективны». Качественные методы, их отличительные особенности в сравнении с количественными методами Как отмечается авторами, несмотря на то, что количественные методы попрежнему сохраняют несомненное первенство в опросах общественного мнения и в исследованиях средств массовой коммуникации, они все чаще испытывают сильное давление со стороны более гибких, качественных методов. «Хотя применение количественного подхода со времен Конта – синоним научности, главная причина разочарования в традиционных жестких методах исследования – неудовлетворенность фрагментарностью получаемых данных». Исследователи выделяют несколько различных форм качественного знания в социальных науках. К типам качественного оценивания можно отнести: 1) опыт самих участников, который можно трактовать как наиболее примитивное и распространенное качественное знание; 2) качественная оценка, производимая специалистами-экспертами (она может содержать как личный профессиональный опыт исследователя, так и участие эксперта в регистрации и сопоставлении опыта исследуемых в виде интервью, обмена мнений и т.п.); 3) системный анализ как альтернативу и дополнение количественному экспериментальному подходу, для которого характерна связь с другими системами, пристальное внимание ко всем участвующим процессам, разносторонний анализ ситуаций, что позволяет избежать ограниченности многих количественных оценок. Среди основных отличительных особенностей качественных методов исследования в сравнении с количественными методами выделяются следующие . Во-первых, качественные методы, в отличие от количественных, опирающихся на статистические процедуры, носят нестандартизованный характер. Они направлены на широкое изучение всего спектра проявлений объекта и не прослеживают его количественные закономерности, ориентируясь на раскрытие причинно-следственных связей и анализ самого процесса изменения и взаимодействия изученного объекта как внутри себя, так и с окружающей его реальностью. Эти качественные методы избегают жесткой формализованной схемы сбора данных и не представляют результаты в виде статистических математических выкладок, давая тем самым возможность для более глубокого и полного понимания и объяснения социально-психологических явлений. Во-вторых, положительная сторона качественных методов исследования состоит в том, что смысл вопросов, предлагаемых любыми формализованными опросниками, могжет не совпадать с имеющимися в сознании респондента катеориями, которыми он оперирует при восприятии и оценке того или иного средства массовой коммуникации, той или иной статьи или программы. Хотя в результате исследования респондент принимает и оценивает предложенную ему структуру, исследователь, тем не менее, получает неполную информацию. Возможность высказаться совершенно свободно предоставляется респонденту лишь в качественных неформализованных методах исследования. В-третьих, еще одним достоинством качественных методов является аппеляция к активности аудитории, в результате чего создаются условия для наблюдения за значениями индивида. В дополнение к функциональной ценности информации люди наделяют ее значением, т. е. как-то относятся к ней и к коммуникаторам. У людей формируются образы различных социальных явлений. В ситуации качественного исследования, максимально приближенной к жизненной, респондент, свободно высказывающий свое мнение, решает творческую задачу представления своих образов в том виде, как они влияют на мотивацию. Цель исследователя – открыть мотивационные аспекты поведения человека, его ожидания, представления, аттитьюды, ценности и т.п. и сделать их доступными для творческого процесса. Использование групповых форм работы делает качественные методы более экономичными и эффективными. Таким образом, к а ч е с т в е н н ы е м е т о д ы – это комплексные методы исследования, подробно выявляющие не статистические количественные закономерности, а реальное содержание мотивационных и эмоциональных аспектов восприятия информации. И эти методы определенным образом позволяют: 1) преодолеть субъект-объектную дихотомию естественнонаучной парадигмы исследования, используя как субъективное, так и объективное пoзнание; 2) преодолеть дискретность информации, получаемой количественными методами, т.е. достичь целостности в описании и понимании изучаемого явления; 3) получить информацию, соответствующую категориальному аппарату, используемому индивидом при восприятии и оценке информации; 4) достичь углубленного понимания исследуемых явлений, не ориентируясь на массовый сбор данных; 5) представлять результаты и давать практические рекомендации в доступной, понятной заказчику форме; 6) получать богатый объем данных быстрее и дешевле, чем при помощи традиционных количественных методов. Отличительные особенности количественных и качественных методов наглядно представлены в таблице . Таблица 1.1 Основные сравнительные характеристики качественных и количественных методов Конечно, несмотря на многие преимущества, применение качественных методов вызывает много споров из-за отсутствия статистических обоснований полученных результатов, что нередко вызывает сомнения в их валидности. В этой связи можно сослаться на высказывание Лапьера о том, что количественные измерения, конечно, точны, качественные, конечно, имеют субъективные ошибки, тем не менее, представляется более ценной тонкая догадка, чем аккуратное исследование по не относящемуся к делу явлению. Дж. Кэмпбелл указывает, что качественные методы наряду с возможностями количественной проверки, полученной на их основе информации, обладают и внутренними механизмами валидизации, хотя эти механизмы до настоящего времени остаются недостаточно изученными. На это же указывают и другие исследователи. Тем не менее, очевидные достоинства качественных методов, открывшиеся в уже многолетнем опыте их применения, все больше привлекают ученых. ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ И ГРУППОВЫЕ КАЧЕСТВЕННЫЕ МЕТОДЫ Методы сбора качественных данных различны. Они включают как индивидуальные методы – интервью, наблюдение, так и групповые – фокусгруппы, расширенные творческие группы (ECG), Peer-группы, группы конфликта, брейнсторминг или «мозговой штурм», десантные группы, сензитивные группы, модификация поведения, номинальные группы, Delphyгруппы, синектика, адаптационные группы, группы обсуждения без лидера и др. Качественное исследование это исследование, где первичными являются данные о субъективных мнениях людей. В количественном исследовании на вопросы: как часто? как долго? мы получаем достаточно объективный ответ, фиксирующий количество (в единицах счета: много-мало). В качественном исследовании на вопрос: как вам понравился фильм? мы получаем номинальный ответ, обозначающий качество отношения или, другими словами, субъективную ценность, значимость данного предмета для индивида в его собственных словах, исходя из его социального опыта (например, фильм скучный, интересный, любопытный и т. д.). Такие данные анализируются не математически, а путем аналитического раскрытия их субъективного смысла. Качественное исследование проводится для изучения индивидуального аспекта жизнедеятельности - реального опыта жизни конкретных людей в конкретных обстоятельствах. Но через анализ индивидуального могут исследоваться и более широкие социальные проблемы, касающиеся социальных групп, движений или даже характера функционирования социальных институтов в конкретной социальной ситуации. Дополнительными источниками информации могут служить и количественные данные (например, статистика), но их анализ также будет осуществлен на основе аналитического подхода. Качественное исследование как процесс изучения отдельной проблемы предполагает не только наличие особых (качественных) данных, но и специфические приемы их сбора, обработки и анализа. 3 компонента качественного исследования 1. Качественные данные - эмпирические неструктурированные свидетельства, полученные из разнообразных человеческих документов или «документов жизни», как их называют: текстовые записи интервью и наблюдений, личные и официальные документы, фотографии и т.д. 2. Качественные методы аналитические и интерпретативные процедуры, используемые для анализа. Они включают в себя разные техники, начиная от описания и комментирования до кодировки и категоризации. 3. Представление результатов качественного исследованияповествовательный отчет. Жанр и стиль такого отчета различается в зависимости от целей исследования и адресата, которому он предназначен: от широкой публики до научного доклада или дискуссии. По своему стилю обычно это живое описание с большим количеством цитат из устной или письменной речи исследуемых. По жанру - интерпретация, размышление, гипотезы или теоретизирование о данном феномене социальной жизни. Почему исследователи обращаются к качественным методам? 1. Первая причина - это природа изучаемой проблемы. Некоторые психологические и социальные проблемы требуют качественного подхода, например, при изучении нетипичного индивидуального опыта (болезнь, религиозные убеждения, потребление наркотиков). 2. Качественные методы необходимы там, где нужно понять природу неизвестного до сих пор феномена, детально описать новые аспекты уже известных проблем или раскрыть скрытые субъективные смыслы или механизмы, что не может быть исследовано путем массовых опросов и количественных данных. 3. Установка исследователя и его склонность к определенной философской ориентации, соответствующему теоретическому направлению: феноменологии, или, более широко, к гуманистическим идеям современной психологии, где субъективному аспекту жизненного мира человека уделяется основное внимание. Какие навыки необходимы исследователю-качественнику? Качественный подход особое значение придает фигуре самого исследователя, который: 1. Способен к длительному непосредственному контакту с объектом исследования в естественной для того обстановке (развитые коммуникативные качества) 2. Постигает мироощущения людей и смыслы жизни; гибко строит процесс сбора данных, не придерживаясь жестко заданной схемы. Постоянно пересматривает ее с учетом реальных обстоятельств; анализирует поток разнохарактерных материалов, что привносит новое видение и может подтолкнуть к пересмотру первоначальной стратегии (развитые интеллектуальные характеристики). 3. Практик, который сам от начала до конца осуществляет «монтаж» фрагментов информации об изучаемой реальности в концептуальное видение (волевые характеристики, трудолюбие). 4. В процессе качественного анализа он многократно возвращается к начальным этапам, критически переосмысливает ситуацию, распознавая реальные противоречия и несоответствия, сопоставляя ситуацию с теоретическими представлениями (критичность). 5. Теоретически и практически подготовлен, умело сохраняет аналитическую дистанцию (не сливается с объектом), способен использовать свой прошлый опыт и теоретические знания для интерпретации наблюдаемого. Можно ли сочетать качественный и количественный методы? Да, можно, и это часто делается в исследованиях. ТАКТИКИ КАЧЕСТВЕННОГГО ИССЛЕДОВАНИЯ Исследование отдельной общности — кейс-стади (case study) — традиционная тактика качественного исследования для изучения уникального объекта в совокупности его взаимосвязей. Таким объектом прежде всего может быть замкнутая общность, труднодоступная для изучения другими методами: «дно» общества (преступные группировки, бомжи, ни-щие), социальные элиты, религиозные секты. Объектом изучения может быть и трудовое сообщество: например, производственная или учебная группа. Объект интереса в кейс-стади имеет четко очерченные границы в социальном пространстве: узкий коллектив — бригада или завод в целом. Определяются также временные границы изучаемого объекта, совпадающие со временем проведения исследования: например, шесть месяцев, один год и т. д. Итак, специфика кейс-стади состоит в глубинном изучении своеобразия, уникальности объекта, выводы о результатах наблюдения чаще носят локальный, прикладной характер и направлены на выработку рекомендаций к действиям. • Исследователь первоначально четко определяет границы своего случая. Конкретно же все зависит от авторских задач: будет ли это одна проблема; несколько проблем в рамках одного случая; несколько случаев. • Выбор временных границ случая для рассмотрения процессов, событий — вторая задача в кейс-стади. Однако четко определить временные рамки начала-конца процесса удается не всегда и тогда они устанавливаются хотя бы условно. • Выбор в качестве объекта данного конкретного случая зависит от того, насколько он соответствует общим исследовательским целям, в какой степени отражает весь комплекс поставленных задач. Конечно, хорошо бы иметь случай, который дает возможность рассмотреть проблему с разных точек зрения, но можно выбрать и самый типичный или, наоборот, самый экстремальный. • Очень важна глубина рассмотрения случая. Хорошо бы уже на этапе планирования составить условную матрицу и определить, какова будет глубина информации о тех или иных характеристиках «случая». • Длительное погружение в поле и одновременное использование разных методов сбора информации обеспечивает понимание глубинных смыслов, подтекста социальных отношений в узких границах данного случая. • Использование более 3—4 случаев для сравнительного анализа может привести к потере глубины и увеличивает опасность неадекватной интерпретации каждого из них. Этнографическое исследование (исследование определенной культуры или субкультуры) как правило имеет описательный характер и представляет собой всесторонний анализ каждодневной коллективной практики определенной общности с точки зрения ее культуры (нормы, традиции, ценности, язык, мифы), отличающейся по стилю и образцам поведения от основной массы населения. • Оно предусматривает длительное интенсивное включенное наблюдение за группой с ориентацией прежде всего на ее традиции, нормы, образцы поведения, культурные символы. • В случае ориентации на такое исследование необходимо заранее познакомиться с основными понятиями и концепциями психологии культуры. • Тактика полевых работ состоит в первоначальном поиске посредников, способных ввести исследователя в группу, сообщество, а затем помочь войти в контакт с «ключевыми фигурами», хранителями знаний о традициях данного сообщества. • Результат этнографического исследования — новое знание как многосторонний социально-культурный портрет группы или индивида. Он включает описание «смыслов» действий, высказываний как с точки зрения представителей данной культуры, так и с позиции аналитика. Историческое исследование, или устная история (oral history), обычно описывает субъективный опыт переживания ис-торических событий. Источниками информации в исторических исследованиях обычно служат как письменные источники: мемуары, днев-ники, письма, так и устные — интервью. Для фонового анализа общего социального контекста необходим всесторонний анализ имеющихся официальных исторических свидетельств. Основные принципы устной истории как исследовательской тактики: • Предварительное ознакомление с имеющимися официальными источниками информации по проблеме и данному историческому периоду. • Ограничение исследования относительно узкой проблемной областью и временными рамками. • Отбор информантов должен точно соответствовать проблеме и цели исследования. • Информанты должны освещать одни и те же аспекты исторического события, поэтому перечень вопросов достаточно структурирован. • Рассматриваются и анализируются противоречия в высказываниях разных очевидцев или участников события. • Свидетельства информантов по основным параметрам сравниваются с уже имеющимися документальными свидетельствами. История жизни, или биографический метод, является изучением индивидуального пути и жизненного опыта на разных стадиях (от детства к взрослению и старению). Это, пожалуй, одна из самых распространенных тактик качественного иссле-дования. Истории жизни используются во многих социально-гуманитарных науках, там, где центром интереса является индивидуальное. Создавая такую интерпретированную историю жизни, исследователь должен последовательно пройти следующие этапы: • Начать с фиксации элементов объективного опыта, обозначая этапы жизненных циклов и событий, которые для простоты можно выстроить в хронологической последовательности. • Затем собрать более детальную информацию о контексте наиболее важных событий и сформировать таким образом набор отдельных историй. • Истории, касающиеся отдельных событий жизни, организовать вокруг более общих тем и выстроить в эпизоды индивидуальной жизни. • Исследователь фокусируется на раскрытии смысла отдельных историй для жизни индивида в целом; обращается к информанту за дополнительными объяснениями в поисках разных аспектов этих смыслов. • В поисках смыслов он обращается также к дополнительным источникам — анализу социально-исторического контекста, отношений в непосредственном окружении — и, в конце концов, предлагает свою общую интерпретацию жизненного опыта данного индивида как целостного «произведения». История жизни есть способ анализа, который концентрируется на индивиде или индивидах, их опыте проживания жизни и отражении в нем социальнокультурных процессов. Эта тактика предусматривает досконально полную информацию о всей протяженности жизненного пути и субъективных переживаниях человека. • Исследователь должен иметь точное представление об историческом и социальном контексте, соответствующем жизни, чтобы представить себе ее в социальном качестве. • Необходимо точно определить ключевые моменты жизненного пути, которые анализируются тематически как эпизоды, имеющие скрытый смысл и представляющие аспект жизненного опыта в целом. Исходя из этого, возможна интерпретация и объяснение общего смысла данного опыта. • Используя интерпретативный подход, исследователь концентрируется непосредственно на поиске таких смыслов, используя дополнительную информацию от индивида и свой научный опыт. • В случае изучения нескольких историй жизни и их сравнительного анализа необходимо: а) первоначально выделить отдельные эпизоды, подлежащие сравнению; б) проанализировать их в контексте данной жизни; в) перейти к перекрестному анализу с биографическими данными других людей. История семьи. Эта тактика фокусируется на истории семьи как локального сообщества на протяжении поколений. Семья рассматривается как относительно устойчивая малая группа, взятая в исторической перспективе, которая в каждом поколении членится и перестраивается, что не исключает ее «непрерывности» как социального феномена. Анализируются процессы социальной и территориальной мобильности членов семьи в длительной динамике нескольких поколений, преемственность или изменение ее социального статуса, передача «культурного капитала» семьи и трансформации ценностей. Источниками информации здесь служат семейные архивы, глубинные интервью с представителями разных поколений, генеалогические графы. История семьи концентрируется на семье как малой социальной группе, существующей на протяжении поколений в рамках определенного изменяющегося социального контекста. • Исследователь собирает информацию об истории и современной жизни семьи от нескольких представителей данной семейной группы, желательно представителей разных поколений. • Анализ проходит в два этапа. Первоначально анализируются отдельные рассказы людей по тактике истории жизни, а затем анализируется история семьи в целом. При этом учитываются сведения разных членов для поиска противоречий и несоответствий в их рассказах. • Существенно важным является точное представление не только о социальном контексте жизни семьи в целом, но и информация о региональных особенностях того района, где жила семья. • Хорошим дополнением к полученной информации служит генеалогический граф о широкой сети родственных связей на протяжении нескольких поколений с указанием годов жизни, места жительства, профессии и т. д. Восхождение к теории, или grounded theory, как метод качественного исследования обычно связывают с именами Б. Глейзера и А. Страуса и созданной ими в конце 60-х годов теорией. Тактика «восхождения к теории» в основном отличается способом анализа данных, ориентированным на построение теории случая. МЕТОДЫ И ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ КАЧЕСТВЕННОГО ИССЛЕДОВАНИЯ Наблюдение Наблюдение понимается как долговременное рассмотрение объекта в естественных для него обстоятельствах. По методике сбора данных и принципам проведения в стратегии качественного исследования оно мало отличается от наблюдения в традиционной психологии. В качественной психологии его часто называют «полевое исследование», поскольку объект изучается в естественных условиях. Единственное отличие от количественного подхода состоит в фиксации номинальных (описательных, неколичественных) характеристик и в более естественном, не структурированном фокусе рассмотрения. Темы для наблюдения только перечисляются. Преимуществом данного метода в сравнении, например, с интервью, является то, что присутствие наблюдателя не вызывает искусственных изменений в исследуемой ситуации. Наблюдение как метод используется в тактике этнографического исследования и кейс-стади как фиксирование форм жизнедеятельности определенной группы. Первичным полевым документом является дневник наблюдений, где детально регистрируются как обычные (повседневные), так и экстремальные ситуации в жизнедеятельности сообщества по временным единицам (часы, дни, недели). Исследо-ватель использует все возможности, чтобы уловить общую атмосферу происходящего: внешний вид помещения, детали внешности людей, специфические детали коммуникации (жесты, выражение лиц, жаргон, построение фраз и интонации). Все факты, комментарии, идеи желательно обсуждать в группе исследователей. Включенное наблюдение — это наблюдение за некоторой общностью, при котором исследователь является одновременно ее членом. Такое включение дает возможность скрытого наблюдения, когда члены общности не осознают, что за ними на-блюдают. Метод особенно продуктивен при исследовании труднодоступных общностей. Применяется в основном в кейс-стади закрытых сообществ и этнографическом исследовании. Применение этой техники требует больших временных за-трат. Глубинное интервью Как метод представляет собой непринужденную беседу двух людей, в которой один из участников — интервьюер — помнит, что в данной ситуации он выступает как профессиональный исследователь, имитирующий РОЛЬ равноправного собеседника . Технология качественных интервью различна в зависимости от целей исследования. Все они относятся к раз-Ряду глубинных (неструктурированных или полуструктурированных) и занимают как минимум 1,5—2 часа. Нередки случаи неоднократного возвращения к одному и тому же рассказчику для продолжения разговора, уточнения деталей, углубления темы. В общей сложности качественное интервью может потребовать 8—12 часов работы с одним интервьюируемым (до 200 страниц текстовой информации). Нарративные интервью (narrative — рассказ, повествование) представляют собой свободное повествование о жизни рас-сказчика без всякого вмешательства со стороны интервьюера, кроме возможных междометий (удивление или одобре-ние), для стимулирования и поддерживания нити рассказа. Полуструктурированное интервью понимается как интервью с путеводителем. Предварительно составляется общий план разговора с перечислением тематических блоков, представляющих исследовательский интерес, а также выделением аспектов, относительно которых должна быть получена более детальная информация. Формулировка отдельных вопросов и предпола-гаемая форма ответов остаются свободными, открытыми, их конкретное оформление происходит в ходе интервью. Важно, чтобы ход беседы оставался свободным, а вопросы, интересующие интервьюера, задавались в русле разговорного характера беседы, не нарушали общего ее хода, а органически вписывались в рассказ как уточнения. Если сделать это не удается, лучше не прерывать собеседника, а задать вопросы в конце беседы, вернувшись к данной теме: «Вы мне рассказыва-ли о Вашей первой работе, как много она Вам дала. А не могли бы Вы уточнить, в каком это было году, и кто помог Вам уст-роиться на эту работу?» Биографическое интервью является разновидностью полуструктурированного, где тематические блоки соответствуют последовательности жизненных циклов индивида: «Детство», «Юность», «Учеба», «Женитьба», «Дети» и т. д. Интервьюер только направляет разговор на определенную тему и умело подводит к следующему блоку, когда, по его мнению, рассказ о дан-ном периоде жизни исчерпан. Лейтмотивное интервью напротив ориентирует разговор на отслеживание динамики одного и того же аспекта жизнедеятель-ности индивида на протяжении его биографического пути. Например, если нас интересуют отношения между супругами на разных стадиях их совместной жизни, то в процессе беседы, при переходе к каждому следующему периоду жизненной исто-рии, мы будем иметь в фокусе именно этот аспект и задавать дополнительные вопросы, касающиеся изменений в отношениях между супругами. Фокусированное интервью предполагает иную тактику: необходимо как можно больше узнать только об одной жизненной ситуации. Исходя из этого, дополнительные вопросы интервьюера направлены на углубление в определенную тему и пред-полагают все большую конкретизацию субъективных представлений о предмете интереса исследователя. Разные виды глубинных интервью прежде всего используется в тактиках, ориентированных на изучение истории жизни человека, истории семьи, в феноменологических исследованиях, а также в устной истории и как дополнитель-ный источник в кейс-стади. Диалоговое интервью или свободная беседа в форме диалога отличается от нарративного и полуструктурированного интервью по форме отношений исследователь-исследуемый. Если задачей предыдущих видов интервью является внима-тельное выслушивание собеседника с минимумом своих комментариев, то в данном случае и исследователь, и участник ис- следования занимают одинаково активную позицию. В форме равноправного диалога обмениваются своими взглядами по те-мам, представляющим исследовательский интерес. Мнения психолога, иногда конфронтирующие с высказываниями интервьюируемого, могут заставить последнего уточнить свою позицию или изменить ее под влиянием диалога с исследо-вателем. Метод фокус-группы Это способ выявить различие в понимании некоторой проблемы, события, явлений жизни между определенными группа-ми людей. Методом глубинного интервью постепенно уточняются позиции участников относительно данной проблемы. Однако группы интервьюируемых в целом должны репрезентировать некоторую общность, относительно которой изуча-ется данная проблема. Фокус-группы широко используются в прикладных маркетинговых исследованиях, при изучении покупательского спроса, реакций на рекламу, отношения к политическим деятелям и т.п. Данный метод в некотором смысле комбинирует количественный и качественный подходы. Дискуссию ведет модератор, т. е. сам исследователь или сотрудник исследовательского коллектива. Он предлагает тему (о чем приглашенные для дискуссии заведомо оповещены) и стимулирует участников к спору, высказыванию своих мнений, отличных от уже предложенных. Вопросы модератора тщательно обдумываются и следуют программным целям. Вместе с тем, модератор изобретательно направляет дискуссию, а ее содержание, как и поведение участников, подлежат качест-венному анализу и в смысле аргументации, и с точки зрения лексики, интонаций, в общем — всех доступных свидетельств, которые позволяют проникнуть в смысл высказываний самих участников дискуссии. Исследователь фокусирует внимание как на предмете обсуждения, так и на особенностях мнений представителей какой-то особой общности (социального слоя; профессии; группы, поддерживающей некоторое общественное движение; фанатов «поп-звезды»; потенциальных покупателей конкретного товара и т. д.) Состав группы определяется целью и задачами исследования. Это могут быть представители полярных общностей (ска-жем, сторонники и противники некоторой политической партии, любители жанра в искусстве и равнодушные к нему), го-могенная группа (студенты, пенсионеры, военные), «целевая» (слушатели, читатели некоего источника массовой информа-ции), «случайная» группа (люди, внезапно пережившие общее бедствие). Численность таких групп — от 5 до 15 человек. Дискуссия записывается на аудиопленку, но часто — на видеокассету с тем, чтобы впоследствии тщательно проанализировать ее содержание и осмыслить соответственно задачам исследования. Анализ личных документов В качественной психологии фактически все методы сбора информации (и наблюдение, и глубинные интервью) приводят к появлению текстовой информации, подлежащей дальнейшему анализу как письменный документ. В методике наблю-дения анализируются дневники наблюдения, в методе интервью — тексты интервью. Такие тексты создаются непосредствен-но для исследовательских целей. Дневники как неформальный документ обладают тем преимуществом, что описывают жизненные события «день за днем», а не post i'actum, как в интервью, и, значит, временной эффект не накладывает своего отпечатка на восприятие и описание собы-тия. Это очень важное преимущество, так как в биографическом интервью всегда приходится различать два аспекта субъектив-ного видения: каково сегодняшнее видение прошлого и каковы были ощущения человека тогда, в момент совершения собы-тия, в прошлом. Дневники же описывают действия «здесь и сейчас». Однако было бы наивно предполагать, что все днев-ники ведутся изо дня в день и только благодаря этому содержат наиболее полную адекватную информацию о каждодневной жизни индивида. Письма довольно редко становятся источником информации и объектом анализа в социальных науках, но без сомнения являются богатым информационным материалом. Активно используя письма в своей исследовательской практике, У.Томас и Ф.Знанецкий классифицируют их следующим образом: • церемониальные письма — посланные по случаю официального события, праздника, обычно требующего присутствия всех членов семьи — свадьбы, крестины, похороны, Рождество, Новый год, дни рождения. Такие письма заменяют церемониальные речи; • информационные письма — содержащие детальный рассказ о жизни семьи, предназначенные отсутствующему ее члену; • сентиментальные письма — которые имеют целью «оживить» чувства человека безотносительно к какому-нибудь особому случаю; • литературные письма — несущие определенную эстетическую нагрузку. • деловые письма. Письма в настоящее время используют в основном при исследовании традиционных сообществ и прежде всего сельского населения, где они еще остались составной частью культуры. Визуальные документы Фотография появилась примерно в одно время с психологией, однако использование фотографий как источника соци-альной информации так и не стало популярным. Миллионы фотографий делаются каждый год и становятся достоянием семейных альбомов, но психологи не испытывают особого интереса к тому, что могло бы стать основной информационной базой исследования и продемонстрировать запечатленный образ индивида, группы, места действия. Фильмы и видеофильмы становятся все более популярным источником информации в психологии на Западе. Это касается прежде всего семейных видеофильмов, которые, возможно, со временем станут доступными и для российских семей. Широ-ко используются научные видеофильмы, воспроизводящие процесс общения с объектом исследования. Возможно, благодаря видеофильмам осуществится заветная мечта исследователей: воспроизвести события в точности так, как они происходили в прошлом. Содержание и последовательность операций в количественном и качественном исследованиях Количественные методы Качественные методы Гипотезы: Гипотезы формулируются в программе до начала сбора данных. В процессе изучения осуществляется их проверка. Значения фактов, явлений осмысливаются после "погружения" исследователя в поле. Гипотезы формулируются на заключительном этапе анализа. Концепции: Формулируются из теорий и переводятся на язык операций с данными. Концепции — результат последовательного обобщения терминологических "гнезд" (таксонов) живого языка, тем, понятий. Измерительные процедуры: Инструменты измерения разрабатываются и проверяются в пилотаже, обычно формализируются. Измерительные инструменты формулируются в результате полевого исследования; часто являются специфическими, отражают индивидуальный исследовательский подход. Представление данных: Представлены в виде статистических распределений, шкальных показателей, результатов измерения взаимосвязей. Представлены в виде высказываний, фрагментов документов, наблюдений, транскриптов. Теории Гипотетико-дедуктивные, (причинные). казуальные Могут быть как казуальными, так интерпретативными, преимущественно индуктивные. Процедуры: и Стандартизированы, предполагается их повторение другими исследователями. Процедуры дублируются редко. Анализ: Осуществляется методами. статистическими Производится путем выделения тем или обобщения идей из собранных свидетельств: организация данных нацелена на получение целостной картины. Основная литература 1. Аллахвердов, В.М. Блеск и нищета эмпирической психологии (на пути к методологическому манифесту петербургских психологов)– 2005. – № 1. С. 5861. 2. Базыма Б.А. Психология цвета: теория и практика. – СПб.: Речь. 2005. - 205с. 3. Барабанщиков В.А. Восприятие выражений лица.-М.: Институт психологии РАН, 2009. 4. Белановский С.А. Глубокое интервью: Учебное пособие.. - М.: Никколо-Медиа, 2001 - 320 C. 5. Венгер А.Л. Психологические рисуночные тесты: Иллюстрированное руководство. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2006. 6. Гудвин, Д. Исследование в психологии: методы и планирование [Текст] / Дж. Гудвин. — 3-е изд. — СПб.: «Питер», 2004. — 558 с. 7. Корнилова, Т.В. Методологические основы психологии [Текст] / Т.В. Корнилова, С.Д. Смирнов. – СПб.: «Питер», 2008. – 320 с. 8. Люшер М. Цветовой тест Люшера. Пер. с англ. А.Никоновой.- М.: Изд-во Эксмо, 2005.-192с. 9. Наследов, А.Д. Математические методы психологического исследования. Анализ и интерпретация данных [Текст] / А.Д. Наследов. – СПб.: «Речь», 2004. – 392 с. С. 9. 10. Никандров, В.В. Неэмпирические методы психологии: Учеб. пособие [Текст] / В.В. Никандров. — СПб.: «Речь», 2003. — 53 с. 11. Никандров, В.В. Экспериментальная психология [Текст] / В.В. Никандров. – СПб.: «Речь», 2007. – 512 с. 12. Нэпп М., Холл Д. Невербальное общение. Полное руководство. СПб.: ПраймЕВРОЗНАК, 2006. 13. Ошевский, Д.С. Проективные методы в психологии: учебно-методическое пособие/ Смысл, Московский городской психолого-педагогический университет, 2007 г. 14. Соммерз-Фланаган Дж., Соммерз-Фланаган Р. Клиническое интервьюирование. М. Изд. дом «Вильяме», 2006. 15. Страус А., Корбин Дж. Основы качественного исследования: обоснованная теория, процедуры и техники / пер. с англ. и послесловие Т.С. Васильевой. М.: Эдиториал УРСС, 2001. 256 с. 16. Чернов, А. Ю. Методологическое введение в проблему качественных методов [Текст] / А.Ю. Чернов // Методология и история психологии. – 2007. - №1. С. 120. 17. Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. М.: Академкнига, Добросвет, 2003. - 596 с. 18. Янчук, В.А. Методолого-психологические основания развития психологической науки в культурно-научной традиции постмодерна [Текст] / В.А. Янчук // Белорусский психологический журнал. – 2004. – № 1. С. 3. 19. Янчук, В.А. Постмодернистская социокультурно-детерминистская диалогическая перспектива метода психологического исследования [Текст] / В.А. Янчук // Методология и история психологии. – 2007. - №1. С. 210. 20. Яньшин П.В. Клиническая психодиагностика личности. – СПб,: Речь, 2007. Дополнительная литература Абельс Х. Интеракция, идентификация, презентация: Введение в интерпретативную социологию. - СПб.: Алетей, 2000. - 272с. 2. Абульханова-Славская К.А. Социальное мышление личности// Современная психология: состояние и перспективы исследований. Часть 3. Социальные представления и мышление личности. М.: Изд-во "Институт психологии РАН", 2002, с. 88-103 3. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. – СПб.: Питер, 2001. – 384 с. 4. Афанасьева А.П. Символ как средство диагностики ценностно-смысловой сферы личности. Автореф……..канд.психол. н., МосГУ, 2002 5. Балабанова Е.С. О комплексном характере социологических исследований // Социологические исследования 2002. №10. 6. Белановский С.А. Методика и техника фокусированного интервью (учебнометодическое пособие). М.:Наука, 1993. 7. Беспалько, И.Г. О некоторых неясных вопросах психологической интерпретации факторов в факторном анализе [Текст] / И.Г. Беспалько // Психологический журнал. – Т. 8. – 1987. – №3. С. 138-157. 8. Богомолова Н.Н., Мельникова О.Т., Фоломеева Т.В. Фокус-группы как качественный метод в прикладных социально-психологических исследованиях//Введение в практическую социальную психологию. Учебное пособие для высших учебных заведений/Под ред. Ю.М.Жукова, Л.А.Петровской, О.В.Соловьевой. - 2-е, исправленное изд. М.:Смысл, 1996. 9. Большой психологический словарь. Под ред. Б.Г.Мещеряков, В.П. Зинченко.СПб.: прайм- ЕВРОЗНАК, 2004.-672с. 10. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике. – 2-е изд., - СПб.: Питер, 2005.-520с. 11. Бусыгина Н.П. Научный статус качественных методов в психологии // Московский психотерапевтический журнал. - 2005. - №1. С. 26. 12. Васильева Т.С. Основы качественного исследования: Обоснованная теория // Методология и методы социологических исследований (Итоги работы поисковых исследовательских проектов за 1992-1996 гг.). М., 1996. 13. Введение в практическую социальную психологию. Учебное пособие для высших учебных заведений/Под ред. Ю.М.Жукова, Л.А.Петровской, О.В.Соловьевой. - 2-е, исправленное изд. М.: 1999. – 360 с. 1. 14. Гланц С. Медико-биологическая статистика. М.: Практикум, 1998. – 459 с. 15. Гласс Д., Стэнли Д. Статистические методы в педагогике и психологии. М.: Прогресс, 1976. С. 12-20. 16. Головаха Е.И. Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение молодежи. Киев:Наукова думка, 1988. 17. Готлиб, А. С. Качественная методология социологического исследования: исследовательские стратегии, экзистенциальный потенциал [Электронный ресурс] / А.С. Готлиб: Дис. …д-ра социол. наук : 22.00.01 – Самара, 2005. – 402 с. 18. Гуревич А.М. Ролевые игры и кейсы и в бизнес-тренингах. - СПб.: Издательство «Речь», 2004. 19. Джеймс Х. Архетипическая психология/ Пер. с англ.- М.: Когито-Центр, 2006. – 351с. 20. Драгунский В.В. Цветовой личностный тест: Практическое пособие.- М.: АСТ, Мн.: Харвест, 2007.-448с. 21. Евтихов О.В. Практика психологического тренинга. – СПб.: Издательство «Речь», 2005. 22. Елисеев О.П. Практикум по психологии личности. 2-е изд. Исправленное и переработанное. 2006. 23. Журавлев В.Ф. Нарративное интервью в биографических исследованиях//Социология: методология, методы, математическое моделирование, 1993-1994. №№3-4. 24. Зароченцев, К.Д. Основы психометрии [Текст] / К.Д. Зароченцев, А.Н. Худяков. СПб., 1996. – 324 с. С. 48. 25. Ионин Л.Г. Философия и методология эмпирической социологии: Учебное пособие. М.: Издательский дом ГУ ВШЭ, 2004. 26. Клюшкина О.Б. Построение теории на основе качественных данных // Социс. 2000. № 10. 27. Ковалев Е.М., Штейнберг И.Е. Качественные методы в полевых социологических исследованиях. М., 1999. 28. Корнилова Т.В. Введение в психологический эксперимент. М.: Изд-во Моск. ун­та, ЧеРо, 1997. 29. Крипнер С., де Карвало Р. Проблема метода в гуманистической психологии // Психологический журнал. 1993. Том 14. № 2. 30. Кэмпбелл Д. Модели экспериментов в социальной психологии и прикладных исследованиях. М.: Прогресс, 1980. 31. Лаба Л.Я. Способы интеграции качесвенных и количественных методов в социологических исследованиях // Социологические исследования. 2004. №2. 32. Леонтьев Д.А. Тематический апперцептивный тест. – М.: Смысл, 2004. 33. Нуркова В.В. Автобиографическая память как проблема психологического исследования // Психологический журнал. 1996. № 2. 34. Нуркова В.В. Проблема истинности автобиографических воспоминаний в процессе судопроизводства // Психологический журнал. 1998. № 5. 35. Общая психодиагностика. Под ред. А.А.Бодалёва, В.В.Столина. – СПб, 2000. 36. Основы психодиагностики. Под ред. А.Г.Шмелева. Ростов -на - Дону, 1996. 37. Свирепо О.А., Туманова О.С. Образ, символ, метафора в современной психотерапии.- М.: Изд-во Института Психотерапии, 2004.-270с. 38. Семенова В.В. Качественные методы: введение в гуманистическую социологию. М., 1998. 39. Соколова Е.Т. Проективные методы исследования личности. -- М.: Изд-во МГУ, 1987 40. Соколова Е.Т., Бурлакова Н.С. К обоснованию метода диалогического анализа случая // Вопросы психологии. 1997. № 2. 41. Степин, В.С. Теоретическое знание: Структура, историческая эволюция [Текст] / В.С. Степин. – М., 2000. – 472 с. 42. Стюарт В. Работа с образами и символами в психологическом консультировании. – М.: независимая фирма «Класс», 2003.-384с. 43. Толстова Ю.Н., Масленников Е.В. Качественная и количественная стратегии: эмпирическое исследование как измерение в широком смысле // Социс. 2000. № 10. 44. Цыганок И.И. Цветовая психодиагностика. Модификация полного клинического теста Люшера: Методическое руководство.- СПб .: Речь, 2007. 264с. 45. Юнг К.Г. Структура психики и архетипы / пер. с нем. Т.А. Ребеко. – М.: Академический проект, 2007.-303с. 46. Юнг К.Г., фон Франц М.-Л., Хендерсон Дж. Л. Человек и его символы. Под общ. редакцией С.Н. Сиренко. – М.: Серебряные нити, 2002. -304с. Книги по психологии и статьи по психологии- http://litpsy.ru/obshhayapsixologiya/psixologiya-poznaniya/gendernaya-specifika-ponimaniya-v-obshhenii/ Качественные методы познания в гуманитарных науках: анализ единичного случая http://vprosvet.ru/biblioteka/statya-detskogo-psihologa// Книги и материалы по психологии Psy-files.ru - http://www.psy-files.ru/mat/proektivnie-metodiki/ http://www.psychology-online.net/ http://tests.kulichki.com/ http://www.psychology.ru/ http://psylib.ukrweb.net/links/index.htm http://www.top20psychology.com/ Бесплатные библиотеки сети - http://allbest.ru/libraries.htm Библиотека Мошкова - http://lib.ru/ Библиотека kooB -http://www.koob.ru/ Поиск книг Google http://books.google.com/ Поиск книг eBdb http://www.ebdb.ru/ Avaxhome – eBooks http://avaxhome.ws/ebooks/ The Online Books Page http://psylib.ukrweb.net/links/obpage.htm WWW.Archive-http://www.archive.org/ СЛОВАРИ Википедия http://ru.wikipedia.org/wiki/Main_Page Словари и энциклопедии online http://dic.academic.ru/ On-line Dictionaries Index – Yahoo http://search.yahoo.com/web?fr=404_web Specialty Dictionaries Index http://www.yourdictionary.com/diction5.html
«Количественные методы, их достоинства и ограничения» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 270 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot