Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Классификация видов организационных структур

  • 👀 430 просмотров
  • 📌 368 загрузок
Выбери формат для чтения
Статья: Классификация видов организационных структур
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Классификация видов организационных структур» pdf
Лекция 8. Классификация видов организационных структур Изучив материал, студент должен знать: • понятие организационная структура; • типы организаций и организационных структур; Изучив материал, студент должен владеть: навыками проектирования организационных структур. План 1. Понятие организационная структура 2. Типы организаций и их структуры 1. Понятие организации и организационной структуры Организация как функция управления – это процесс создания пространственно-временной структуры всех элементов управления и обеспечение их взаимодействия с целью получения максимальных качественных и количественных результатов в самое короткое время и при минимальных затратах факторов производства. Структура управления организацией – упорядоченная совокупность взаимосвязанных элементов, находящихся между собой в устойчивых отношениях, обеспечивающих их развитие и функционирование как единого целого. В рамках структуры протекает управленческий процесс, между участниками, которого распределены функции и задачи управления. Структура управления обеспечивает выполнение общих и конкретных функций управления, сохраняет целесообразные вертикальные и горизонтальные связи и разделение элементов управления. Организационная структура – это форма разделения и кооперации управленческой деятельности, в рамках которой происходит процесс управления, направленный на достижение целей организации. Основными характеристиками организационной структуры являются: элементы, связи, принципы построения и тип организационной структуры. Элементы Работник управления – человек, выполняющий определенную функцию управления; Орган управления – группа работников, связанных определенным отношениями. Орган управления состоит из первичных групп Первичная группа – коллектив работников управления, у которого есть общий руководитель, но нет подчиненных Связи: вертикальные и горизонтальные. Вертикальные связи носят характер подчинения, а горизонтальные – согласования. 1 Вертикальное разделение управленческого труда определяется числом уровней управления, а также их подчиненностью и директивными отношениями. Горизонтальное разделение управленческой деятельности осуществляется по функциональным признакам. Организационная структура регулирует: - разделение задач по отделениям и подразделениям; - их компетентность в решении определенных проблем; - общее взаимодействие этих элементов. Тем самым фирма создается как иерархическая структура. Основные законы рациональной организации: - упорядочение задач в соответствии с важнейшими точками процесса; -приведение управленческих задач в соответствии с принципами компетентности и ответственности (согласование компетентности и ответственности, согласование «поля решения» и доступной информации, способность компетентных функциональных единиц принять к решению новые задачи); -обязательное распределение ответственности (не за сферу, а за «процесс»); - короткие пути управления; - баланс стабильности и гибкости; - способность к самоорганизации и активности; На организационную структуру влияют следующие факторы: - размеры предприятия; - применяемая технология; - окружающая среда. Принципы формирования организационных структур. • Структура управления должна отражать цели и задачи фирмы, быть подчиненной производству и меняться вместе с ним • Должна отражать функциональное разделение труда и объем полномочий работников управления • Оптимальное распределение работников по функциональным зонам • Соблюдение принципа единоначалие • Оптимальное число уровней управления • Соблюдение нормы управляемости. 2. Типы организационных структур управления Организационная структура аппарата управления - форма разделения труда по управлению производством. Каждое подразделение и должность создаются для выполнения определенного набора функций управления или работ. Для выполнения функций подразделения их должностные лица наделяются определенными правами на распоряжения ресурсами и несут ответственность за выполнение закрепленных за подразделением функций. 2 Схема организационной структуры управления отражает статическое положение подразделений и должностей и характер связи между ними. В управлении организацией различают несколько уровней связи:  взаимодействия с внешней средой  взаимодействия внутри организации между подразделениями,  взаимодействия типа «индивид – организация». В соответствии с приведенными уровнями можно выделить несколько типов организационных структур ( рис. 1) Рис.1 Типы организаций по взаимодействию с внешней средой Типы организаций на уровне «организация- внешняя среда» Термин «механистический» показывает, что организация спроектирована наподобие машинного механизма, предназначенного для производительных операций. Данный тип эффективен при использовании рутинных технологий (низкая неопределенность того, когда, где и как выполнять работу) и имеется несложное и нединамичное внешнее окружение. Механистический тип организации характеризуется: • использованием формальных правил и процедур, • централизованным принятием решений, • узко определенной ответственностью в работ, • жесткой иерархией власти. Термин «органический» показывает , что организация устроена как живой организм. Данный тип эффективен при использовании нерутинных технологий (высокая неопределенность того, когда, где и как выполнять работу) и имеется сложное и динамичное внешнее окружение. Органический тип организации характеризуется: • слабым или умеренным использованием формальных правил и процедур, • децентрализацией и участием работников в принятии решений, 3 • широко определяемой ответственностью в работе, • гибкостью структуры власти, • небольшим количеством уровней иерархии. Таблица.1 – Сравнительные характеристики типов структур управления Бюрократический тип Четко определенная иерархия Система обязанностей и прав Органический тип Постоянные изменения лидеров (групповых или индивидуальных) в зависимости от решаемых проблем Система норм и ценностей, формируемая в процессе обсуждений и согласований Разделение каждой задачи на ряд Процессный подход к решению проблем процедур Обезличенность во Возможность самовыражения, саморазвития взаимоотношениях Временное закрепление работы за Жесткое разделение трудовых интегрированными проектными функций группами Типы организаций по взаимодействию подразделений. Основой этой схемы являются линейные подразделения, осуществляющие основную работу и обслуживающие функциональные подразделения, создаваемые на «ресурсной» основе. К традиционным структурам относятся: линейная, линейнофункциональная и функциональная. Таблица 2.Линейная организационная структура управления ПРЕИМУЩЕСТВА 1.единство и четкость распорядительства 2. согласованность действий исполнителей 3.простота управления (один канал связи) 4.четко выраженная ответственность руководителя за результат 5.опреативность в принятии решений 6.личная ответственность руководителя за конечные результаты деятельности своего подразделения НЕДОСТАТКИ 1.высокие требования к руководителю, который должен быть подготовлен всесторонне, чтобы обеспечивать эффективное руководство по всем функциям 2.отсутствие звеньев по планированию и подготовке решений 3.перегрузка информацией, множество контактов с подчиненными, вышестоящими и сменными структурами 4.затруднительные связи между инстанциями 5.концетрация власти в управляющей верхушке 6. тенденция к волоките при решении вопросов, касающихся переходных подразделений 4 Функциональная организационная структура реализует тесную связь административного управления с осуществлением функционального управления (рис.2). На рис. 2 административные связи функциональных начальников с исполнителями (И1 - И4) такие же, как и для исполнителя И5 (они не показаны в целях обеспечения ясности рисунка). В этой структуре нарушен принцип единоначалия и затруднена кооперация. Практически она не используется. Д- директор; ФН - функциональные начальники; И - исполнители Рис. 2. Функциональная структура управления Таблица 3.Функциональная структура управления. ПРЕИМУЩЕСТВА 1.высокая компетентность специалистов, отвечающих за осуществление конкретных функций 2.освобождение линейных менеджеров от решения некоторых специальных вопросов 3.стандартизация, формализация и программирование явлений и процессов 4.исключение дублирования и параллелизма в выполнении управленческих функций 5.уменьшение потребности в специалистах широкого профиля НЕДОСТАТКИ 1.чрезмерная заинтересованность в реализации целей и задач «своих» подразделений 2.трудности поддержания постоянных взаимосвязей между различными функциональными службами 3.появление тенденций чрезмерной централизации 4.длительность процедур принятия решений 5.относительнозастывшая организационная форма с трудом реагирующая на изменения Линейно-функциональная структура - ступенчатая иерархическая. При ней линейные руководители являются единоначальниками, а им оказывают помощь функциональные органы. Линейные руководители низших ступеней административно не подчинены функциональным руководителям высших ступеней управления. Она применялась наиболее широко (рис. 3). 5 Д- директор; ФН - функциональный начальники; ФП - функциональные подразделения; ОП - подразделения основного производства. Рис. 3. Линейно-функциональная структура управления Иногда такую систему называют штабной, так как функциональные руководители соответствующего уровня составляют штаб линейного руководителя (на рис. 3 функциональные начальники составляют штаб директора). Таблица 4.Линейно-функциональная структура управления .ПРЕИМУЩЕСТВА НЕДОСТАТКИ 1.более глубокая подготовка решений и планов , связанных со специализацией работников 2.освобождение главного линейного менеджера от глубокого анализа проблем 3.возможность привлечения консультантов и экспертов 1.отсутствие тесных взаимосвязей и взаимодействия на горизонтальном уровне между производственными отделениями 2.недостаточно четкая ответственность, так как готовящий решение , как правило, в его реализации не участвует 3.чрезмерно развитая система взаимодействия по вертикали, а именно: подчинение по иерархии управления, т.е. тенденция чрезмерной централизации Дивизиональная организация Данная схема широко используется в условиях много продуктового производства или в многонациональных компаниях, где территориальная разобщенность вынуждает автономизировать географические или продуктовые отделения 6 Дивизиональная (филиальная структура) изображена на рис.4. Дивизионы (филиалы) выделяются или по области деятельности или географически. Рис.4. Дивизиональная структура управления Матричная организация Данный тип организации характеризуется следующими элементами: управление по проекту, временные целевые группы, постоянные комплексные группы. Матричная структура (рис.5,6) характерна тем, что исполнитель может иметь двух и более руководителей (один - линейный, другой руководитель программы или направления). Такая схема давно применялась в управлении НИОКР, а сейчас широко применяется в фирмах, ведущих работу по многим направлениям. Она все более вытесняет из применения линейно-функциональную структуру. Рис.5. Матричная структура управления, ориентированная на продукт 7 Рис.6. Матричная структура управления по проектам Таблица 5.Программно-целевая (матричная) оргструктура управления. ПРЕИМУЩЕСТВА 1.возможность быстро реагировать и адаптироваться к изменяющимся внутренним и внешним условиям 2.повышение творческой активности административно-управленческого персонала за счет формирования программных подразделений, активно взаимодействующих с функциональными структурами 3.рациональное использование кадров за счет специализации различных видов трудовой деятельности 4.увеличение мотивации деятельности за счет децентрализации управления и усиления демократических принципов руководства 5.усиление контроля за решением отдельных задач проекта 6.сокращение нагрузки на руководителей высокого уровня за счет делегирования определен 7.повышение личной ответственности за выполнение программы в целом и ее составных элементов НЕДОСТАТКИ 1.сложная структура соподчинения, в результате чего возникают проблемы, приоритетов заданий. 2.присутствие «духа нездорового соперничества» между руководителями программ 3.необходимость постоянного контроля за «соотношением» сил между задачами управления по целям 4.трудность в приобретении навыков необходимых для работы по новой программе 8 Основные характеристики корпоративной и индивидуалистской организации. 9
«Классификация видов организационных структур» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 521 лекция
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot