Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Кинематическая схема – это графическая схема отображения рабочих узлов и блоков механизма конструкции. Принципиальная кинематическая схема показывает последовательность передачи движения от двигателя через промежуточный механизм к рабочим органам изделия и их взаимосвязь. На кинематической схеме лифта показывают варианты запасовки канатов и дают общее представление о принципиальном устройстве лифта. Примеры кинематических схем лифта представлены на рисунке.
Рисунок – Кинематические схемы лифта
На кинематических схемах приняты следующие обозначения: окружность с заштрихованной серединой – барабан или канатоведущий орган; окружность меньшего диаметра без штриховки – отклоняющие блоки и контршкивы; большие прямоугольники – кабины лифта; прямоугольники меньших размеров со штриховкой – противовесы; прямые линии – подъемные канаты.
Выбор схемы на практике зависит от конструкции здания и назначения и типа транспортируемого груза. Каждый вариант кинематической схемы имеет свои специфические преимущества и недостатки.
Таблица 1 – Описание кинематических схем
№
Описание схемы
Область применения, достоинства
Недостатки
1
Рисунок 1, а нижнее расположение барабанной лебедки
Применение: в лифтах с небольшими размерами кабины или значительном размере диаметра отклоняющего блока, повышенной грузоподъемности при небольшой высоте подъема или в тогда, когда нет возможности установить противовес
Ограниченная канатоемкость барабана; необходимость использования привода большей мощности, что приводит к повышению расхода электроэнергии
2
Рисунок 1, б верхнее расположение барабанной лебедки
3
Рисунок 1, в верхнее расположение лебедки с противовесом с прямой подвеской кабины
Применение: в лифтах с верхним расположение машинного отделения. Преимущества: простота конструкции, высокий КПД подъемного механизма и долговечность канатов за счет отсутствия их перегибов на отклоняющих блоках, что снижает стоимость лифта
Использование кабины небольших размеров или барабана с большим диаметром, так как противовес может задевать кабину
4
Рисунок 1, г верхнее расположение лебедки с противовесом с отклоняющим блоком
Имеет те же преимущества, что и лифты по схеме на рисунке 1, в. Чтобы избежать недостатки этого типа используют отклоняющий блок
Использование обводного блока приводит к уменьшению тяговой способности за счет уменьшения угла обхвата барабана КВШ
5
Рисунок 1, д верхнее расположение лебедки с противовесом с отклоняющим блоком с контршкивом
Для устранения недостатков схемы, показанной на рисунке 1, г используют контршкив, который обеспечивает двойной обхват барабана КВШ канатами. Одновременно контршкив играет роль отводного блока
Снижение долговечности канатов за счет дополнительного перегиба канатов
6
Рисунок 1, е верхнее расположение лебедки с противовесом с отклоняющим блоком с контршкивом, расположенным под КВШ
Применение: при небольших размерах кабины и повышенной грузоподъемности. Повышение грузоподъемности достигается за счет увеличения сил трения между канатом и канатоведущим шкивом
Снижение долговечности канатов за счет дополнительного перегиба канатов и трения
7
Рисунок 1, ж полиспастная подвеска кабины и противовеса
Применение: в лифтах различной грузоподъемности с одним и тем же типом лебедки или для увеличения грузоподъемности лифта. Достоинства: унификация типов применяемых лебедок, увеличение грузоподъемности лифта
8
Рисунок 1, з лифта с кабинным дополнительным противовесом
Достоинства: уменьшение окружного усилия КВШ, исключение возможности проскальзывания канатов за счет передачи части весовой нагрузки кабины и полезной нагрузки на канаты дополнительного противовеса
9
Рисунок 1, и, к схема лифта с нижним расположением машинного отделения
Применение: в лифтах, где нецелесообразно или невозможно расположить машинное отделение над шахтой или, когда есть необходимость устанавливать оборудование в изолированнойот шахты нижней части здания.
Достоинства: уменьшение шума от привода, распространяемого по зданию; удобство ремонта привода, так как исключается необходимость подъема тяжелых деталей и механизмов на значительную высоту
Увеличение нагрузки на шахту; увеличение длины канатов; установка отклоняющих блоков; увеличение износа канатов
Исходя из анализа возможных кинематических схем лифта можно сделать следующие выводы:
— применение противовеса обусловлено двумя основными причинами: экономия энергии за счет уравновешивания силы тяжести кабины и части массы груза; обеспечение достаточных сил сцепления канатов с рабочей поверхностью шкива в лебедках с КВШ.
— преимуществами верхнего машинного помещения являются: уменьшенная необходимая длина и увеличения долговечности канатов; уменьшенная нагрузка от подъемных канатов на несущие конструкции здания (или каркас шахты); увеличенный КПД подъемного механизма; сниженная стоимость лифта.
— к недостаткам лифтов с нижним расположением машинного отделения относятся: необходимость в дополнительном блочном помещении, расположенном над шахтой; уменьшение долговечности канатов и увеличение их количества; повышение нагрузки на конструкцию здания и увеличение капитальных затрат.
Расчет привода лифта
Технические данные
Наименование показателей
Величина
Грузоподъемность, кг
Номинальная скорость движения, м/с
Вместимость, чел
Наибольшая высота подъема, м
Наибольшее число остановок
Точность остановки кабины, мм
Расположение противовеса относительно
кабины
Расположение машинного помещения
Продолжительность включений, %
Система управления
Двери кабины
Размеры кабины внутренние
ширина, мм
глубина, мм
высота, мм
Глубина приямка, мм
не менее
Род тока
Определение веса противовеса
Масса неуравновешенной части тяговых канатов:
,
где qкан - погонная масса каната, кг/м;
m - число канатов, шт.;
Н - высота подъема, м.
Масса подвесного кабеля:
,
где m – число подвесных кабелей;
Масса компенсирующей цепи:
,
где – погонная масса цепи, кг/м;
mц - число цепей.
Масса противовеса:
,
где Gк- масса кабины, кг;
Q – грузоподъемность, кг
Потери в шахте
Потери на трение в башмаках кабины от смещения центра тяжести груза относительно центра подвески:
,
где - коэффициент трения капроновых вкладышей башма-
ков о направляющую; А, B, h – размеры кабины.
Потери на трение от смещения центра тяжести кабины относительно подвески принимаются в размере 15% от веса кабины.
Потери на трение при движении противовеса принимаются равными 0.75% от веса противовеса.
Определение усилий в тяговых канатах и их отношений
при различных режимах работы
При выборе типоразмера редуктора лебедки лифта, двигателя, муфты и канатоведущего шкива необходимо знать величины натяжений ветвей тяговых канатов, которые зависят от целого ряда факторов, таких как: кинематическая схема, загруженность кабины, направления движения, расположение кабины, вес противовеса, высота подъема, вес и количество подвесных кабелей и канатов. Поэтому при разработке проекта каждой конкретной модели лифта необходимо рассчитывать величины натяжений для 13 различных режимов, зависящих от загруженности кабины, ее положения и направления движения.
Таблица 1 – Режимы работы лифта
Номер режима
Характеристика режима
Загруженность
Направление движения
Положение кабины
1
Подъём неуравновешенного
груза
Полная
Подъём
Внизу
2
Вверх
3
Порожняя
Спуск
Внизу
4
Вверху
5
Перегруз
на 10 %
Подъём
Внизу
6
Вверху
7
Спуск неуравновешенного
груза
Полная
Спуск
Внизу
8
Вверху
9
Порожняя
Подъём
Внизу
10
Вверху
11
Динамич..
испыт.
Перегруз
на 10 %
Спуск
Внизу
12
Вверху
13
Статич.
испыт.
Перегруз
на 10 %
—
Внизу
Тяговые канаты
Проверка канатов по разрушающей нагрузке.
Запас прочности каната:
,
где R- разрывное усилие каната; F’ - наибольшее рабочее натяжение в ветви каната кабины.
Проверка канатов по удельному давлению.
Давление на стенки ручья КВШ:
,
где Fk - наибольшее усилие в канатах при одном из рабочих режимах (см. табл.1)
ω - коэффициент, зависящий от формы
ручья.
- угол клина канавки КВШ,
d-диаметр каната
Dш - диаметр КВШ.
Проверка канатов по перегибу.
Наименьший допускаемый диаметр КВШ определяется по формуле:
,
где D– диаметр КВШ, измеряемый по дну ручья,
d– диаметр каната,
e=40 – коэффициент.
Расчет привода
1. Выбор электродвигателя
Мощность электродвигателя:
,
где FО – наибольшее окружное усилие на канатоведущем шкиве в рабочем
режиме;
Vкаб – номинальная скорость кабины, м/с;
η΄ред – ориентировочное значение КПД редуктора .
2. Выбор редуктора.
Выбор редуктора ведется по величине эквивалентного крутящегося момента Мэкв, передаточному отношению и консольной нагрузке Р.
Передаточное число редуктора:
,
где nшк – число оборотов канатоведущего шкива, об/мин;
nдв – номинальное число оборотов двигателя, об/мин.
3. Соединительная муфта
В конструкции механизмов подъема лифтов применяются постоянно-замкнутые упругие втулочно-пальцевые соединительные муфты МУВП.
Муфта служит для передачи крутящего момента от вала двигателя на червячный вал редуктора. Одновременно муфта выполняет роль маховой массы, при изменении которой достигается требуемая величина махового момента, приведенного к быстроходному валу лебедки.
Передаваемый муфтой момент М должен быть равен или меньше допускаемого крутящего момента М≤[М] .
Проверка тяговой способности КВШ
Канатоведущий шкив лебедки должен быть снабжен ручьями, форма которых позволяла бы обеспечить сцепление канатов со шкивом, достаточное, для удержания кабины в эксплуатационных режимах и при статических испытаниях, и исключала бы возможность подъема кабины при неподвижном противовесе или противовеса при неподвижной кабине.
Условие обеспечения сцепления:
где - отношение натяжений ветвей тяговых канатов у КВШ
- коэффициент тяговой способности, характеризующий отношения натяжений ветвей тяговых канатов у КВШ при проскальзывании каната по КВШ.
Минимально допустимый коэффициент тяговой способности по условиям гарантированного сцепления при спуске лифта.
где минимально допустимый коэффициент запаса тяговой способности в движении.
Расчетный случай „испытания статические”.
Условие отсутствия скольжения каната по шкиву при испытании лифта на двойную статическую нагрузку.
Минимально допустимый коэффициент тяговой способности по условиям гарантированного сцепления при испытании лифта на двойную статическую нагрузку.
где минимально допустимый коэффициент запаса тяговой способности в покое.
Коэффициент тяговой способности в покое при износе ручья до подреза , следовательно, сцепление каната со шкивом при испытании на двойную статическую нагрузку обеспечено при износе ручья на всю высоту профиля.
Проверка возможности подъема кабины (противовеса) при неподвижном противовесе (кабине).
Расчет ловителей
Для лифтов расчетная нагрузка определяется при 10% перегрузке:
Qр = 1,1∙Q
Расчетное ускорение торможения кабины (противовеса) ловителями плавного торможения не должно превышать 25 м/с2.
Для быстро действующих ловителей резкого торможения без амортизирующих устройств допускается более высокий уровень ускорения (до 30 - 35 м/с2), если время торможения не превышает 0,04 с.
Величина начальной скорости посадки на ловители определяется верхним пределом скорости настройки ограничителя:
Vн= Vп=КП∙V,
где Vн- номинальное значение скорости кабины (противовеса), м/с2; V п– предельное наибольшее значение скорости посадки на ловители, м/с2;
Кп - коэффициент предельного превышения скорости, определяемого настройкой ограничителя скорости .
Верхний предел настройки определяется в зависимости от величины номинальной скорости движения кабины:
Кп= 1,4 при номинальной скорости от 0,5 до 1,6 м/с включительно;
Кп= 1,33 при номинальной скорости более 1,6 м/с, до 4 м/с включительно;
Кп= 1,25 при номинальной скорости более 4 м/с.
Величина начального ускорения кабины (противовеса) к моменту достижения предельной скорости зависит от характера аварийной ситуации.
Произведем расчет для случая обрыва канатной подвески и свободного падения кабины. Величина начального ускорения буде равна ускорению свободного падения – 9,8 м/с2.
Уравнение энергии движения кабины (противовеса) при посадке на ловители
+тл•g•=К•R•
где тл - улавливаемая масса кабины (противовеса), кГ;
R- тормозная сила ловителей, Н;
К- коэффициент, учитывающий зависимость тормозной силы от пути торможения (при линейном законе нарастания тормозной силы K =0,5 , при постоянной величине тормозной силы К=1);
- путь торможения кабины.
Из уравнения энергии можно определить формулу расчета тормозной силы
где = а =1/2∙0,5 =1- ускорение замедления движения улавливаемой массы, м/с2.
Или
,
Где коэффициент динамичности изменения тормозной силы
Величина коэффициента динамичности учитывается при прочностном расчете каркаса кабины и направляющих, а также определяется в поверочном расчете при оценки работоспособности существующей конструкции ловителя при его установке на лифте с другими параметрами.
Максимальная величина коэффициента динамичности определяется величиной допустимого ускорения посадки на ловители, установленной требованиями технического регламента и составляет Кд = 3,5.
Для лифтов со скоростью движения кабины не более 1,4 м/с можно настраивать ловители на ускорения ниже допустимого предельного уровня так, чтобы максимальный тормозной путь лежал в диапазоне 450 - 750 мм. При этом повысится плавность аварийного замедления кабины, что особенно важно для лифтов медицинских учреждений.
Расчет ограничителя скорости
Расчет ограничителя скорости включает следующие этапы.
1. Определяются конфигурация, размеры и масса грузов на основе опыта проектирования.
2. Расчетом определяется положение центра масс груза (положение точки С) по вычерченному в масштабе чертежу.
3. Производится расчет величины центробежной силы, действующей на груз при номинальном и предельном значении скорости кабины (противовеса), с учетом начального и конечного положения груза.
Величина центробежной силы при номинальной скорости
при предельной скорости
где т - масса груза, кг;
н - угловая частота вращения шкива ограничителя скорости, р/с;
V, Vп - номинальная и предельная величина скорости кабины, м/с;
- диаметр окружности положения центра масс груза при номинальной и предельной частоте вращения шкива, м;
Dр - диаметр рабочего шкива ограничителя скорости, м
4) Из условия равновесия груза определяется усилие сжатия пружины
5) При номинальной скорости
при предельной скорости
где - плечо центробежной силы относительно шарнира при номинальной и предельной скорости, м;
- плечо силы сжатия пружины при номинальной и предельной скорости, м.
Рисунок – Ограничитель скорости центробежного типа с горизонтальной осью вращения
6) Проверяется возможность преодоления сил трения в шарнирах механизма.
Должно выполнятся условие
∙FТ, Н
где FТ= (0,02÷0,03)∙m∙g - приведенная к пружине сила сопротивления, определяемая действием сил трения в шарнирах центробежного механизма.
Если условие не выполняется, необходимо увеличить частоту вращения шкива за счет дополнительного передаточного механизма или уменьшением диаметра рабочего шкива до величины не менее 30d, где d- диаметр каната.
7) Определяется деформация сжатия пружины , соответствующая радиальному перемещению зуба груза от исходного положения, при номинальной скорости до предельного, когда он сцепляется с упором. Для этого необходимо вычертить груз в масштабе в двух положениях и измерить величину .
8) Жесткость пружины определяется по формуле
9) По таблице ГОСТ подбирается пружина и рассчитывается на прочность.
Тормоза лифтовых лебедок
Тормоз предназначен для замедления движения машины или механизма, полной остановки и надежной фиксации неподвижного состояния.
Тормоза лифтовых лебедок должны удовлетворять следующим требованиям: высокая надежность и безопасность работы; наличие механизма ручного выключения тормоза с самовозвратом в исходное состояние; высокое быстродействие; низкая виброактивность и уровень шума; технологичность изготовления и малая трудоемкость технического обслуживания; обеспечение необходимой точности остановки кабины в лифтах с нерегулируемым приводом.
В лифтовых лебедках используются колодочные тормоза нормально-замкнутого типа с электромагнитной растормаживающей системой.
Роль тормоза лифтовой лебедки зависит от типа привода.
В лебедках с нерегулируемым приводом тормоз используется для обеспечения необходимой точности остановки и надежного удержания кабины на уровне этажной площадки, тогда как в лебедках с регулируемым приводом - только для фиксации неподвижного состояния кабины. .
Для наиболее распространенных конструкций колодочных тормозов лифтовых лебедок характерно наличие независимых тормозных пружин каждой колодки, а в некоторых случаях, и независимых растормаживающих электромагнитов.
Тормозные накладки закрепляются на колодках посредством винтов, заклепок или приклеиванием термостойким клеем и обеспечивают угол обхвата шкива от 70° до 90°.
Материал накладок должен обеспечивать высокое и стабильное значение коэффициента трения в широком диапазоне температур, хорошую теплопроводность для исключения местного перегрева поверхности трения и высокую износостойкость.
Кинематические схемы колодочных тормозов весьма разнообразны. Они отличаются способом создания тормозного усилия и особенностями конструкции механизма растормаживания.
Схемы колодочных тормозов лифтовых лебедок а) с короткоходовым электромагнитом; б) с длинноходовым электромагнитом; в) с короткоходовым горизонтально расположенным электромагнитом
Схема тормоза, представленная рисунке а), характерна для лебедок пассажирских и грузопассажирских лифтов с нижним расположением вала червяка и для безредукторных лебедок скоростных лифтов.
Тормозное усилие в этих тормозах создается цилиндрическими пружинами, тогда как выключение тормоза осуществляется электромагнитами постоянного или переменного тока, получающими электропитание в момент включения двигателя лебедки.
Тормозные электромагниты различаются величиной хода подвижного сердечника (якоря) и подразделяются на короткоходовые и длинноходовые.
Тяговое усилие, развиваемое длинноходовым электромагнитом переменного тока, зависит от зазора между неподвижным магнитопроводом и подвижным сердечником (якорем). В момент включения катушки магнита зазор максимальный, а тяговое усилие имеет наименьшую величину, которая достигает максимального значения только в конце хода якоря, когда для удержания тормозных колодок в выключенном состоянии требуется меньшая сила тяги .
Увеличение тягового усилия магнита в конце хода сердечника вызывает повышенную силу удара у длинноходовых электромагнитов, что может приводить к расшихтовке магнитопровода катушки и к заклиниванию рычажной системы.
У короткоходовых электромагнитов диапазон изменения тягового усилия не велик и потребляемый ток катушки, при перемещении сердечника, изменяется незначительно.
Направляющие
Направляющими называются неподвижно установленные в шахте стальные рельсы, расположенные по боковым сторонам кабины (противовеса), которые гарантируют прямолинейное движение без поперечного раскачивания и обеспечивают постоянство безопасных зазоров между подвижными и неподвижными частями оборудования в шахте лифта.
В аварийных режимах посадки на ловители направляющие служат прочной основой для плавного торможения и надежного удержания кабины (противовеса) до момента снятия с ловителей. Возникающие при этом значительные динамические нагрузки непосредственно воспринимаются направляющими и устройствами их крепления в шахте.
В нормальных рабочих режимах направляющие воспринимают силы нормального давления башмаков, которые обусловлены смещением центра масс груза и кабины относительно канатной подвески или процессом загрузки кабины средствами напольного транспорта.
От прочности, жесткости и точности установки направляющих зависит надежность и безопасность работы лифта. Направляющие изготавливаются из стального проката обычного и специального профиля.
Для противовесов и малых грузовых лифтов могут применяться направляющие из стального проката уголкового профиля. Направляющие таврового прокатного профиля не могут применяться при оборудовании кабины (противовеса) ловителями из-за уклона боковых поверхностей головки.
Трубчатые направляющие применяются в лифтах башенных кранов, в виде последовательной цепочки установленных с небольшим торцевым зазором отрезков в связи с заметной поперечной податливостью и колебанием башни.
Наиболее целесообразной является конструкция направляющей специального таврового профиля.
Торцевая и боковые поверхности головки направляющей обрабатываются фрезерованием или протяжкой. В последнем случае, они называются калиброванными.
Конструкция направляющих а) уголок, б) тавр, в) труба, г) специальный тавровый профиль
Направляющая таврового профиля а) схема поперечного сечения, б) расчетная схема
Таблица - Основные размеры направляющих таврового профиля
Лифтовые направляющие таврового профиля собираются из отрезков длиной
4 - 5 м из условия удобства транспортировки.
На торце одной стороны отрезка делается шип, а на противоположной паз. Подошвы на концах отрезка обрабатываются со строгим обеспечением постоянства расстояния до головки профиля и перпендикулярности обработанной поверхности боковым граням головки.
Опорные поверхности с каждой стороны направляющей имеют отверстия для болтового соединения.
Подготовленные таким образом отрезки направляющих легко стыкуются. Для обеспечения равнопрочности стыка и направляющей применяются специальные стыковые накладки или используются короткие отрезки направляющей.
Крепление направляющих в шахте производится с шагом 2-3,5 м с помощью специальных кронштейнов, жестко связанных со стеной или металлическим каркасом шахты.
Соединение направляющей с кронштейном может быть жестким или подвижным с помощью прижимных планок .
Жесткое крепление производится болтами, проходящими через направляющую и опорную конструкцию кронштейна или скобы.
Подвижное соединение посредством сил трения исключает опасность искривления направляющих при осадке конструкции здания и в связи с температурными деформациями.
Способы крепления кронштейнов зависит от конструкции шахты. Если шахта имеет каркасную конструкцию, кронштейны закрепляются на ее несущих элементах.
Установка кронштейнов в глухой шахте с кирпичными или бетонными стенами осуществляется несколькими способами.
В зданиях из сборного или монолитного железобетона кронштейны могут крепиться к предварительно установленным закладным элементам или дюбелями.
Крепление к элементам, закладываемым в ниши стен, с последующей заливкой цементным раствором, может производиться в кирпичных стенах шахт и в железобетонных конструкциях.
Схема стыковки отрезков направляющей
а) стыковой накладкой, б) отрезком направляющей
Соединение направляющей с кронштейном а) жесткое, б) подвижное
Частичная разгрузка узлов крепления направляющих от действия продольных сил может быть обеспечена подвеской направляющих к перекрытию или упором в пол приямка шахты .
При плавающей установке направляющих крепление их к кронштейнам производится прижимами так, что верхняя часть не доводится до перекрытия на 30-50 мм, а нижняя не доходит до пола приямка на 100- 150 мм. При этом, обеспечивается возможность вертикального перемещения направляющих при усадке здания и температурных деформациях путем соответствующей затяжке болтов прижимных планок.
При высоте подъема до 45 м и грузоподъемности лифта не выше 1000 кГ устанавливается 18 пар прижимов с шагом 2,5 м.
В лифтах с грузоподъемностью 2000 - 5000 кГ и той же высоте устанавливается 22 пары прижимов с шагом 2 м.
Подвеска направляющих к перекрытию и балкам применяется значительно реже.
Опорная установка направляющих применяется при небольших высотах подъема и в тех случаях, когда буферные пружины устанавливаются на направляющих.
При этом способе, к торцам нижней части направляющих прикрепляют опорные конструкции из стального листа, которые привариваются к закладным элементам или устанавливаются на фундаментных болтах .
Расстояние между головками направляющих по ширине шахты должно точно соответствовать проектному значению с допускаемым отклонением + 1 мм по всей высоте шахты.
При вертикальной установке направляющих отклонение от вертикали при высоте до 50 м не должно превышать 1 мм на 1 м высоты.
Максимальное отклонение от прямолинейности не должно превышать 2,5 мм на длине в 5 м .
Способы установки кронштейнов в конструкции глухой шахты а) с закладными элементами, б) дюбелями, в) с элементами, закладываемыми в ниши
Направляющие башмаки
Для центрирования относительно направляющих кабин (противовесов) и неизменности расстояний между подвижными и неподвижными частями лифта на несущих каркасах устанавливаются башмаки. С каждой стороны кабины (противовеса) устанавливается по два башмака, в верхней и нижней ее части.
Конструкция башмаков охватывает головку направляющей с трех сторон, так, чтобы обеспечить действие нормальных сил, уравновешивающих опрокидывающие моменты, вызванные эксцентриситетом положения центра масс груза, кабины и смещением центра подвески.
Применяются две конструктивные разновидности башмаков: башмаки скольжения и роликовые башмаки.
Башмаки скользящего типа применяются в лифтах со скоростью кабины не выше 1,4 м/с.
Башмаки скольжения современных лифтов могут иметь конструктивные отличия не принципиального характера.
Над башмаками скольжения устанавливается смазывающее устройство для уменьшения сил трения, исключения задиров на поверхности вкладышей и более плавного движения по направляющим.
Самоустанавливающийся башмак скольжения 1 - корпус, 2 - вкладыш из синтетического материала, 3 - крышка, 4 - резиновое полукольцо, 5 - держатель
Сопротивление движению роликовых башмаков по направляющим существенно меньше чем у башмаков скольжения. Поэтому, они применяются в скоростных лифтах и в грузовых лифтах повышенной грузоподъемности.
Роликовые башмаки качения представляют собой устройство из одного торцевого и двух боковых роликов, установленных на поворотных рычагах с пружинами, обеспечивающими предварительное прижатие роликов к направляющим. Сила предварительного прижатия ролика устанавливается на уровне 100 Н для исключения проскальзывания обода относительно направляющей при разгоне и торможении кабины.
В конструкции подвески рычагов предусмотрены упоры, ограничивающие радиальных отход роликов и воспринимающие действие расчетных нормальных сил.
В роликовых башмаках применяются ролики с резиновым или пластмассовым ободом. Диаметр роликов выбирается в пределах 150*200 мм при ширине обода 25 + 45 мм.
ПРИМЕР Вариант конструкции роликового башмака кабины скоростного лифта фирмы ОТИС:
Регулируемые пружины 9 обеспечивают силу начального прижатия роликов. Упоры 4 устанавливаются с зазором 2 мм. Наличие амортизирующей прокладки 5 снижает уровень ударных нагрузок, действующих на корпус 6 в при движения кабины.
Роликовый башмак: фирмы ОТИС 1 - боковые ролики, 2 - торцевой ролик, 3 - рычаг, 4 -регулируемый упор, 5 - амортизатор, б - корпус, 7 -рычаг торцевого ролика, 8 - тяга синхронизации радиального перемещения боковых роликов