Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Качественный анализ социологических данных
План:
1. Общие подходы к анализу качественных данных
2. Классификация (номинация) данных
3. Построение аналитических и естественных типологий
4. Аналитический отчет по результатам качественного исследования
1. Общие подходы к анализу качественных данных
По окончании полевого этапа качественного исследования и транскрибирования его результатов исследователь получает большой объем неструктурированных данных. Их прелесть состоит в том, что каждый полученный материал – интервью, фокус-группа, документ в значительной степени уникален, содержит интересные, неожиданные подробности, рассуждения, мысли информантов. При этом возникает вопрос – что делать с полученным материалом, как представить его в аналитическом отчете и вообще, как все это можно анализировать, если не предполагается никаких подсчетов – в абсолютных цифрах или процентах?
Общий подход к анализу качественных данных – это все-таки их «сжатие», структурирование, выделение общего, повторяющегося в разных формулировках информантов и того, что является действительно уникальным.
Необходимо подчеркнуть, что конкретные подходы к анализу качественных данных вариативны, обусловлены теоретико-методологическими основаниями исследования и интересами самого исследователя, возможностью применить несколько интерпретативных моделей к анализу одних и тех же первичных качественных данных. Поэтому невозможно предложить стандартизированную инвариантную технологию работы с качественными данными, однако необходимые этапы процедуры их анализа и основные подходы выделить можно.
На заключительном, аналитическом этапе качественного исследования аналитик опирается на транскрипты, может использовать записи, сделанные по ходу интервью, обратиться к аудио- и видеозаписям. Первый шаг анализа – это внимательное и, как правило, неоднократное чтение полученных в исследовании текстовых материалов. В процессе чтения желательно делать пометки в тексте, дополнительные записи, выделять в тексте наиболее показательные, яркие цитаты. В результате такого чтения у исследователя должно сложиться целостное и более-менее непротиворечивое представление об изученных материалах, намечены линии структурирования и кодификации данных, подходы к их интерпретации – т.е. объяснительные модели.
Еще раз отметим, что общее направление анализа качественных данных – их свертывание и структурирование, логика анализа – преимущественно индуктивная: необходимо придти к какой-либо объяснительной модели или мини-теории путем рассмотрения конкретных случаев, а не накладывать изучаемые случаи на сформулированную заранее, до выхода в поле объяснительную модель. Специфика качественного исследования такова, что можно найти подтверждение в поле практически любому гипотетическому утверждению, поэтому для получения более адекватных изучаемой действительности объяснительных концептов используют не дедуктивный, а индуктивный подход. Например, автор исследования выдвигает гипотезу: «алкогольная зависимость формируется у молодежи вследствие того, что ей нечем заняться в свободное время». Такая гипотеза может быть подтверждена или опровергнута
в количественном исследовании, но что будет, если автор попытается ориентироваться
на эту гипотезу в качественном исследовании? Он, очевидно, не сможет охватить статистически репрезентативную выборку пьющей молодежи (качественные исследования проводятся на малых выборках), при подборе информантов будет ориентироваться
на соответствующие типажи, в формулировках вопросов основной линией станет развитие тезиса «нечем заняться». Все это практически со 100%-й вероятностью приведет автора
к подтверждению гипотезы, однако научная состоятельность такого исследования вызовет сомнения.
Исключение из общего правила – иллюстративное качественное исследование, когда собранные случаи призваны проиллюстрировать на конкретных примерах исследуемую проблему, процесс, социальный тип. Например, проводится серия глубинных интервью
с представителями среднего класса, проживающими в г. Ярославле с целью изучить особенности стиля жизни, жизненных стратегий представителей среднего класса
в условиях одного из областных центров Центрального Федерального округа. «Каркасом» для описания представителей среднего класса при такой схеме исследования послужат уже имеющиеся количественные данные, такие, например, как возможность обеспечить себе и своей семье отдых за границей не реже 2-х раз в год, активное использование платных услуг,
а полученные в результате качественного исследования данные дадут «социальную фактуру» - т.е. понимание, как именно эти общие характеристики реализуются в жизни конкретных людей.
2. Классификация (номинация) данных
Второй этап работы с качественными данными - их классификация или номинация. Классифицировать качественные данные означает выделить устойчивые, повторяющиеся элементы их содержания, значимые с точки зрения раскрытия темы исследования. Такие элементы называются категориями и единицами анализа. Если аналитик работает с материалами полуструктурированных интервью или фокус-группы, в качестве опорных категорий анализа выступают, как правило, опорные темы и вопросы исследования, внутри которых выделяются более мелкие смысловые единицы – единицы анализа. В целом этап классификации данных по своей содержательной сути совпадает с начальным этапом контент-анализа документов, который также представляет собой поиск смысловых единиц текста.
Классификацию качественных данных удобнее всего производить в специальной таблице, где в специально отведенные графы помещены высказывания информантов (цитаты), соответствующие определенной категории и единице анализа. Варианты таких классификационных таблиц представлены ниже.
Пример одноуровневой группировки данных (выделены только единицы анализа, более общие элементы – категории – отсутствуют), тема исследования – концепция гендерной социализации девочек, кодируются ответы на вопрос: «Какие качества необходимы современной российской женщине?»
Единицы анализа
Цитаты:
Информант 1
Информант 2
…Информант n
1. Названы только качества «традиционной» женственности, позволяющие выполнять функции матери, жены, хозяйки (аккуратность, хозяйственность, заботливость, нежность, внимательность и т.д.)
2. Названы только качества, способствующие достижению личного успеха: самостоятельность, самодостаточность, уверенность в себе, целеустремленность, способность зарабатывать деньги, «надеяться только на себя», «пробивные способности»
3. Речь идет о сочетании ролей хранительницы домашнего очага и социально успешной женщины
Пример двухуровневой классификационной системы (есть и категории, и входящие
в них единицы анализа), тема исследования – социальная концептуализация детства
в жизненных нарративах представителей разных поколений россиян (сноска)
Категория анализа
Единицы анализа
Цитаты:
Информант 1
Информант 2
…Информант n
1. Общий фон воспоминаний о детстве, фреймовые высказывания информантов о том, каким им видится собственное детство
1.1. Концепт «золотого детства», воспоминания о нем как о радостном, беззаботном периоде жизни
1.2. Детство как период незащищенности и болезненных душевных травм
1.3. Детство не воспринимается информантом как особый период жизни
со специфичными эмоциями и переживаниями, вписано
в общий жизненный континуум
2. Система взаимных ожиданий родителей и детей
2.1. Система требований родителей к детям (в т.ч. требования к успеваемости, дополнительному развитию, внешности, помощи по дому)
2.2. Методы родительского воспитания, в том числе практикуемые наказания
2.3. Ожидания детей от родителей
2.4. Суждения о допустимой степени автономности и свободы ребенка
3. Социальный (внесемейный) контекст детства
3.1. Воспоминания о школе
3.2. Отношения со сверстниками в школе и во дворе
3.3. Внешкольная занятость: занятия в кружках, спортивных, музыкальных, художественных школах
3.4. Воспоминания о социально-экономической ситуации в стране в период собственного детства
3.5. Социальное сравнение (с семьями одноклассников, соседей, родственников), воспоминания о существовавших в детский период социальных стандартах
Если путем классификации данных обрабатывается серия фокус-групп, по каждой фокус-группе формируется отдельная классификационная таблица с высказываниями участников. При этом система категорий и единиц анализа должна быть общей, то есть для каждой фокус-группы используются одни и те же категории и единицы. Соблюдение этого правила дает возможность сопоставить результаты всех фокус-групп в серии.
Полученная классификационная группировка данных должна соответствовать двум основным требованиям – внутренней гомогенности и внешней гетерогенности. Требование внутренней гомогенности означает максимальное сходство и однородность вариантов внутри конкретного элемента группировки данных. Внешняя гетерогенность – очевидные контрастирующие различия между всеми элементами группировки, один и тот же элемент содержания не может попасть сразу в два или более элемента. Важно учитывать также, что последовательность выделяемых категорий и единиц анализа должна быть логически согласованной и оправданной, соблюдение этого условия позволит на следующем этапе анализа данных придти к объяснительным моделям.
3. Построение аналитических и естественных типологий
Третий этап анализа качественных данных сконцентрирован на работе с выделенными смысловыми категориями и единицами. На данном этапе возможно несколько направлений анализа. Во-первых, основываясь на произведенной на предыдущем этапе кодификации данных можно выдвигать объяснительные модели – т.е. попытаться сформулировать предположения
о связи между выделенными категориями и единицами анализа, специфике их проявлений
в зависимости от социального контекста и особенностей информанта. Например, находясь
в рамках кодификационной системы, представленной в таблице 2, можно обосновать следующие тезисы:
-«концептуализация детства не является устойчивым ценностно-нормативным конструктом если рассматривать ее содержание в перспективе жизни нескольких поколений россиян»;
-«содержание базисных элементов социальной концепции детства – фреймовых оценок этого жизненного периода, системы взаимных ожиданий детей и родителей – варьируется
от поколения к поколению».
Еще одно направление анализа качественных данных на рассматриваемом этапе - их кластеризация. Кластеризация – это разбиение множества объектов на группы, называемых кластерами. Внутри каждой группы, как и в случае классификации, должны оказаться похожие объекты, а объекты разных групп должны быть как можно более отличны друг
от друга. Процедура кластеризации применительно к анализу качественных данных
по сути означает их многомерную классификацию, т.е. построение типологии – относящиеся
к одному кластеру (типу) объекты должны иметь сходство не по одному, а сразу по нескольким качественным признакам. Кластеризация также строится на индуктивной логике. Рассмотрим как пример типа-кластера совокупность черт типичного алкоголика: неопрятный внешний вид и «запущенная» квартира, отсутствие постоянной работы (нигде не работает или имеет разовые неофициальные подработки), разведен, имеет долг по алиментам, зачастую проживает
с матерью-пенсионеркой на ее пенсию, непосредственное социальное окружение составляют «собутыльники» и т.д.
В анализе качественных данных могут быть использованы два варианта типологий – естественные и аналитические. Авторами естественных типологий являются сами информанты – участники исследования. В основе естественной типологизации релятивистский подход
к изучению образа жизни и особенностей сознания представителей иных культур. Согласно этому подходу, культурное поведение всегда следует изучать и категоризировать с точки зрения самих участников событий. Конструирование естественной типологии требует осмысления тех категорий, при помощи которых информанты дифференцируют и концептуализируют реальность. В качестве примера естественной типологии приведем цитаты из статьи В.Г. и О.А. Виноградских «Жизнь Любы Курановской» (ecsocman.hse.ru›data/622/237/1218/CAGN0FEG.pdf). Информант строит свою модель (типологию) жителей своей станицы по уровню достатка, используя далеко не очевидные
для городского жителя критерии стратификации: Интервьюер: - Какие вы? Богатые, средние или бедные по твоему ощущению. Люба: - Я ощущаю себя на среднем уровне. (Задумывается), И то, смотря с кет себя сравнивать. Если взять во внимание мое положение - я одна работаю и у меня трое детей - то я на среднем уровне держусь капитально. Я держусь на этом уровне крепко! Почему? Потому что я могу позволить себе лечить детей... А другие, похожие
по жизненному положению на меня, этого себе не могут позволить. Вот, в классе у Лены один мальчик заболел чесоткой. Не ходил в школу, пока родители не собрали деньги, чтобы купить серную мазь. Семья многодетная, родители пьют, и ребенок дошел до того, что его уже и лечить невозможно. Я же при первых сигналах заболевания какого-нибудь мигом лечу
в больницу. В прошлом году девчата на работе взялись меня обсуждать: "Посмотрите, сколько у нее денег выходит - и зарплата, и пенсия, и алименты, и детские, - и куда ж она их девает?!.," А я им отвечаю: "Девчата, у меня ж только на больницу ушло тысяч пять!.." И правда: когда я бюджет подбила, у меня получилось, что на лечение детей я потратила 5300 рублей. Эти деньги ушли на лекарства, поездки в Краснодар. Но при этом я глубоко обследовала всех троих детей, да и себя. Мы и в больнице лежали, и на аппаратах нас проверяли, и мы знаем, насколько мы сейчас здоровы, и что нам ждать от будущего. То есть
я могу позволить себе (и своим детям) обследоваться и лечиться. Могу я при этом недоедать или что-то из вещей не купить, но за детским и своим здоровьем я слежу пристально. И при первых признаках того, что у кого-то что-то заболело, я лечу к врачам. Чтоб не запустить хворь, не дай Бог! Интервьюер: - А с точки зрения питания ты к кому себя относишь? Среди станичников, среди людей, которых ты знаешь... Люба: - Если учесть то, что я сама много что умею готовить, буквально из ничего, то считаю, что мы питаемся очень даже неплохо.
Я думаю, что колбасы, сыры и прочие деликатесы могут себе позволить очень немногие люди в станице. Маловато людей в станице едят, что хотят. Потому что если даже работают и муж и жена, зарплата все же скудная, цены очень высокие... Считаю, что по питанию мы тоже средние. Интервьюер: - А по одежде? Наверное, ты считаешь себя ниже среднего уровня? Люба: - Да как сказать! Вот, мои дети ходят в школу, но у них совершенно нет комплекса, что они из многодетной и малообеспеченной семьи. Они одеты не худо! Да я и сама одеваюсь неплохо. Дома, конечно, как-нибудь, но на работе я более или менее нарядная. И себе стараюсь что-то подкупать из одежды...» (с.69-70).
Информант выделяет два распространенных типа жителей своей станицы: средних («со средним достатком») и бедных. Как мы видим, у информанта 3 основных критерия социальной стратификации (которые сторонний наблюдатель отнес бы к минимуму, необходимому
для выживания) – способность оплачивать необходимые медицинские услуги и лекарства для себя и свих детей, питание, одежда. Граница между бедностью и средним уровнем достатка для информанта - это возможность «лечить своих детей».
Аналитическая типология – это типология, сконструированная исследователем
при помощи многомерной кластеризации первичных данных. Приведем пример аналитической типологии из книги И. Штейнберга, Т. Шанина, Е. Ковалева, А. Левинсона «Качественные методы. Полевые социологические исследования». Изучая жизнь русских крестьян в первой половине 1990-х, авторы выделили следующие типы сопротивления местной власти
(в основном речь о взаимодействии с колхозной администрацией):
1) «Побег» - переезд в город при малейшей возможности.
2) «Демонстрация порока» - главным образом, пьянство не только как способ ухода от тяжелой действительности, но и как стремление показать свою бесполезность и зависимость, чтобы «отстали» - «что с пьяного возьмешь?».
3) «Заставь дурака богу молиться» - демонстрация своей тупости, забитости, интеллектуальной и профессиональной неполноценности с расчетом на то, что в следующий раз столь нерадивому исполнителю ничего не поручат.
4) «Довести до абсурда» - например, привести в окончательную негодность строения или технику, чтобы добиться ремонта.
5) «Столкни лбами» - ситуация раздутого аппарата управления, когда есть руководители, дублирующие друг друга, которые дают разнообразные и зачастую взаимоисключающие указания. Использование силы взаимоисключающих распоряжений: «Мы не знаем, кого слушать. Вы сначала договоритесь между собой».
6) «Покровитель» - заручиться мнимой или реальной поддержкой высокого покровителя для обеспечения безопасности – наилучший вариант, когда от покровителя зависят твои непосредственные руководители.
7) «Шантаж» - «руководители, за которыми «водятся грехи» (пьянство, воровство), редко бывают принципиальны и требовательны к подчиненным, которые в курсе деяний руководителя.
4. Аналитический отчет по результатам качественного исследования
Аналитический отчет по результатам качественного исследования по своей структуре ничем не отличается от аналитического отчета по результатам количественного исследования (см. информацию о структуре аналитического отчета в п. 1 лекции «Аналитический отчет
по результатам количественного опросного исследования»). Отличия – в большем объеме первого и особом способе представления результатов.
Если в анализе количественных данных текст является комментарием к числовым данным, представленным в диаграмме или таблице, то в анализе качественных данных сам текст является результатом исследования. Важное требование к автору – хорошо структурировать основную часть аналитического отчета, сделать ее содержание логичным, внутренне непротиворечивым. Основная часть отчета не может быть просто длинным единым текстом, его необходимо разбить на содержательные пункты – возможно, это будут главы и параграфы или просто отдельные содержательные элементы с заголовками. При выделении таких содержательных элементов как правило ориентируются на опорные темы исследования (смысловые блоки и основные вопросы в путеводителе или сценарии).
В аналитическом отчете для наглядного и компактного представления можно использовать таблицы с выделенными категориями анализа и цитатами (см. примеры из п.2), графические схемы.
В аналитическом отчете по результатам качественного исследования есть 2 основных варианта текста – авторский текст с комментариями и выводами и цитаты речи информантов. Цитирование информантов - это необходимый прием представления результатов качественного исследования. Цитата служит для подтверждения авторских выводов, оживляет авторский текст, обеспечивает связь аналитических интерпретаций с реальной жизнью. Кроме того, по приведенным автором цитатам можно оценить подлинность и качество исследования. Благодаря цитатам мы «узнаем» информантов (не знакомимся с ними лично, а узнаем знакомый социальный тип или ситуацию). Для цитирования как правило стараются подобрать яркие и емкие высказывания.
Рассмотрим пример цитаты в аналитическом отчете.
Рассказывая о том, как они проводят свое свободное время, интервьюируемые как правило жалуются: «ну, когда работала – испытывала нехватку времени, опять же потому, что график работы такой, никуда не сходишь толком, вечером после работы весь изму‐ ченный топаешь домой. Уже нет сил, чтобы сходить там по магазинам, еще куда‐то»
(28 лет, 1 ребенок, высшее образование, находится в отпуске по уходу за ребенком). «Без ребенка и без мужа это у меня кайф. Потому что в основном ребенок на мне, муж на мне, быт на мне и мне очень нужно свободное время, очень‐очень. ‐ И что Вы делаете в свободное время? ‐ Я сижу дома и всё мою» (31 год, 1 ребенок, высшее образование).
Цитата дается в кавычках курсивом, после цитаты в скобках указываются краткие сведения об информанте, значимые в контексте рассматриваемой темы.
Еще один существенный момент – как описать консолидированные и уникальные ответы информантов (проценты использовать нельзя). Общая установка – показать в аналитическом отчете все варианты мнений. Особенность качественного анализа данных такова, что аналитик не может пренебречь никакими релевантными ответами (даже единичными). Предположим,
10 из 15 участников серии глубинных интервью ответили на вопрос приблизительно одинаково. В таком случае, можно использовать формулировки «доминирует мнение…», «большинство участников…» и процитировать высказывания данного типа. Далее необходимо сгруппировать оставшиеся 5 высказываний – возможно, 2 из них иррелевантны (не относятся к теме),
а оставшиеся 3 – уникальны. В таком случае нужно упомянуть в отчете все 3 высказывания (полную картину мнений стараются дать по основным, наиболее значимым вопросам исследования).
Обязательным приложением к аналитическому отчету по результатам качественного исследования являются транскрипты, также могут прилагаться первичные формы обработки данных (классификационные таблицы).