Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Качественные и количественные методы психолого-педагогических исследований

  • 👀 356 просмотров
  • 📌 320 загрузок
Выбери формат для чтения
Статья: Качественные и количественные методы психолого-педагогических исследований
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Качественные и количественные методы психолого-педагогических исследований» pdf
Качественные и количественные методы психолого-педагогических исследований 16ППО17ПиСПз Преподаватель: Яркова Галина Андреевна, [email protected] сот. тел. 89220448545 Лекция. Ознакомиться с информацией. Выполнить конспектирование. Срок выполнения задания до 15 октября 2020 г., 18.00. Тема: Групповые качественные методы План 1. История развития групповых качественных методов 2. Виды групповых качественных методов 3. Проективные методики, используемые в групповых качественных методах. 1. История развития групповых качественных методов История развития групповых качественных методов начинается с первых попыток проведения групповых интервью, которые были предприняты в США, но они были редки и не находили системного анализа. Первоначально описанное Гертой Герцог фокусированное интервью во время второй мировой войны, которое использовались с целью исследования пропаганды воздействия союзников на свою армию, и в дальнейшем получило свое изучение и практическое использование в психологии. Потребность в качественных методах анализа проявилась в развитии социально-психологических экспертиз различных социальных программ. В нашей стране применение группового качественного метода фокус-групп началось с конца 80-х годов ХХ в. в нескольких направлениях. Наибольший опыт социально-психологического использования фокус-групп накоплен в Лаборатории прикладных социально-психологических исследований при кафедре социальной психологии Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова под руководством Ольги Тимофеевны Мельниковой. Определенной разновидностью фокус-групп можно считать групповые интервью, проводимое в рамках «гуманитарной экспертизы», разрабатываемой под руководством Адольфа Ульяновича Хараша. В 1991 году впервые на русском языке была опубликована известная книга Р. Мертона, М. Фиске, П. Кендалл «Фокусированное интервью». Следует отметить отсутствие отечественной литературы, посвященной методу фокус-групп. Исключение составляют монография С.А. Белановского и отдельные статьи (С.А. Белановский, 1993; Н.Н. Богомолова, О.Т. Мельникова, Т.В. Фоломеева, 1994; Т.В. Фоломеева, 1994). Особенность зарубежной литературы заключается в том, что практически все работы, посвященные фокус-группам, носят прикладной характер 2. Виды групповых качественных методов Среди наиболее часто используемых групповых качественных методов выделяют следующие: (РИР) Реег-группы можно считать переходным методом между индивидуальными и групповыми интервью. Суть этого метода заключается в глубинном интервьюировании, но не одного, а двух-четырех человек. Десантные группы отличаются от остальных групповых методов качественного анализа тем, что они проводятся в реальной обстановке, например в офисе, в учреждении и т.д. (для изучения эмоциональных и личностных особенностей, изучения механизма принятия решений, причин, использования идей) Номинальные группы – это группы только по названию. Каждый участник группы интервьюируется индивидуально, а обобщение ответов и мыслей предоставляется другим участникам. Номинальные группы используют, когда невозможно собрать определенную интересующую группу: ученых, руководителей, правительственных официальных лиц высокого уровня. Иногда участников группы собирают вместе, но их просят отвечать на вопросы по одному, т.е. они могут слышать ответы других участников и дополнять их, когда придет их очередь, но им не разрешается непосредственно взаимодействовать друг с другом. Номинальные группы позволяют избежать влияния мнения группы, влияния большинства на мнения отдельных участников. Этот метод подходит для ситуаций, когда есть основания полагать, что уровень конфликта между участниками недостаточно велик, чтобы препятствовать групповому обсуждению. (используется для изучения процесса выбора и принятия решений о чем-либо) Брэйнсторминг (или «мозговой штурм») применяется для творческого продуцирования новых идей. Участников группы инструктируют выдвигать идеи, причем нельзя критиковать идеи, выдвигаемые другими. Чем больше выдвинуто идей, тем больше вероятность того, что некоторые из них хорошие. Этот метод используют для проблем, не имеющих однозначного решения. Такие группы могут обходиться и без модератора. Синектика представляет собой более структурный подход к выработке идей. Такие группы ведет подготовленный модератор, который старается подвести участников к новому видению проблемы. Одним из важных принципов этого метода является сфокусированность на общей проблеме, а не на ее решении. В качестве техник используются: 1) «личные аналогии» – участник ставит себя на место физического объекта и дает описание своих чувств, будучи предметом; 2) «заглавие книги» – участник дает фразу из двух слов, которая содержит сущность и парадокс, заключенный в определенной вещи или чувствах, например «знакомый сюрприз»; 3) «примерное отступление» – группа обсуждает тему, по внешнему виду не связанную с основной проблемой; 4) «Force Fit - Jet Fired» – участник думает о какой-нибудь нелепой идее, пытаясь насильно соединить два ее компонента. Delphi группы – группы, в которых выдвигаются идеи о будущем, с целью получения прогнозов (например, развитие средств массовой коммуникации), основанных на коллективном мнении хорошо осведомленных экспертов. Метод дельфи-групп получил название в честь древнегреческих Дельфийских оракулов, которые были известны своей способностью видеть будущее. Создается список экспертов, которых просят высказаться о событиях, которые, по их мнению, должны произойти, и обосновать, на чем основаны их предположения. Эти прогнозы суммируются в статистической форме, и определяются ключевые предположения. Затем эти резюме предъявляются всем участникам группы и каждого участника просят дать новый прогноз, основанный на этой новой информации. Эти новые прогнозы снова суммируются и докладываются участникам группы, которых снова просят пересмотреть свои прогнозы. Это многократный процесс продолжается до тех пор, пока не достигается консенсус или когда в индивидуальных прогнозах не происходит дальнейших изменений. Обычно требуется тричетыре повторения. Группы обсуждения без лидера – это средство для оценки умения индивида давать распоряжения и получать результаты в этой ситуации. В таких группах нет модератора или лидера. Группе даются инструкции, которые варьируются от общих и нечетких (например, «сделайте что-нибудь продуктивное в течение ближайших 90 минут») до очень специфичных, таких как представить результат или отчет. Во время выполнения задачи за группой ведется наблюдение, и модели взаимодействия членов группы записываются. Используются редко Группы конфликта формируются из людей с ярко выраженными противоположными взглядами. Такое столкновение противоречивых мнений в ситуации, когда каждый участник старается убедить противника, очень часто дает много новых продуктивных идей. Организация детского оздоровительного лагеря. Сензитивные группы больше всего похожи на тренинговые. Их особенность заключается в том, что участников обучают определенным образом воспринимать то или иное явление. В результате таких групп исследователь узнает, насколько вероятны ожидаемые им реакции. Группы модификации поведения используют для изучения того, насколько необходим респондентам тот или иной предмет, например газеты, телевидение, планшета и т.д. Участников групп лишают этих предметов и анализируют их поведение. Иногда возможен обратный вариант, когда респондентам предлагают новые предметы и анализируют, как они вписываются в их повседневную жизнь. Адаптационные группы применяются для того, чтобы определить, чем обусловлено отношение к тому или иному предмету. Респондентам последовательно предъявляют «фирменные» и немаркированные предметы, товары и просят, так или иначе, выразить свое отношение к ним. Самыми популярными являются расширенные творческие, или креативные группы (ECG). Организация и основные процедурные моменты этих групп такие же, как и в фокус-группах. Главное их отличие состоит в том, что основное внимание уделяется различным проективным техникам. При этом выполнение проективных заданий сопровождается обязательным обсуждением. Длительность расширенной творческой группы около 3-4 часов. Часто расширенная творческая группа дополняется глубинными интервью (О.Т. Мельникова, 1994). 3. Проективные методики, используемые в групповых качественных методах. При подготовке исследования в зависимости от его целей и задач тщательно подбираются методы, способные выявлять информацию различной степени осознанности для респондента. Выделяют несколько уровней анализа реакций респондента: - сознательные факторы, доступные для структурированных опросников; - личные чувства и язык, для которых требуется «сочувствующее» интервью; - интуитивные ассоциации, для выявления которых используются невербальные методы, игра, раскрывающие внутренний мир респондента; - бессознательные, спонтанные реакции, не подверженные цензуре сознания факторы, поддающиеся проективным методам. Первые уровни социально обусловлены, поддаются вербальной передаче, осознаются и теоретически доступны структурированному интервью или анкете (например, поведение студента на зачете или экзамене, припоминание и осознание студентом своего поведения); хотя такая информация может страдать от различных предубеждений и может быть искаженной. По мере углубления исследования, получить ответы на вопросы структурированного интервью или простого качественного опроса становится более трудной задачей, а ответы на проективное исследование – более надежными, поскольку оно больше совпадает с личными чувствами, иррациональными проявлениями, нелогичным поведением или неосознаваемыми отношениями. Проективные методики, в которых вместо прямых вопросов используются косвенные способы получения информации от респондентов, представляют собой достаточно надежные и валидные методы проникновения в основу изучаемого поведения. Поэтому, результаты, полученные с помощью проективных методик, позволяют анализировать процессы не только на осознаваемом уровне, но и на интуитивном уровне спонтанных реакций. Проективные методики, традиционно используемые в расширенных творческих группах, можно разделить на вербальные и невербальные. В таблице представлены наиболее часто используемые: НЕВЕРБАЛЬНЫЕ ТЕХНИКИ Коллаж. Респондентам предлагают наборы журналов, газет, цветные карандаши, фломастеры и просят создать на бумаге какой-нибудь образ. Например, «Современное кино». Респонденты вырезают и располагают на листе разные картинки, добавляя свои рисунки и надписи. После этого респонденты представляют свой коллаж, то есть рассказывают о том, что в нем представлено. Обычно коллаж применяют в начале работы группы. Помимо разминочной функции, техника создания коллажа позволяет в небольшой отрезок времени получить целостную картину изучаемого явления, причем созданную из готовых образов, что позволяет передавать значения, минуя этап вербализации, с меньшими искажениями, более наглядно, за счет использования различного изобразительного материала. Интерпретации, даваемые респондентами после создания коллажа, позволяют расшифровать смысл отдельных элементов, выделить основные темы, противоречия между элементами, важные значения и образы. Психологический рисунок. Респондентам предлагают с помощью рисунка выразить свое отношение к чему-либо, свои ощущения. В отличие от коллажа респонденты используют не готовые образы из журналов, а предлагают свои собственные символы и образы. После этого респондентов просят подробно пересказать то, что они пытались выразить. Анализируются использованные цвета, символы и вербальные объяснения. Иногда вместо рисунка респондентам предлагают выразить свои чувства с помощью глины, теста. Завершение рисунка «Человечки» («Bubbles»). Респондентам предлагают неопределенные рисунки человечков. Каждый человечек олицетворяет собой тот или иной объект. Участников группы просят дорисовать человечков, «одеть» их, описать их образ жизни, характер, привычки и т. д.; написать, что они думают о себе и что говорят о себе вслух. Данную методику целесообразно применять в первой половине работы группы, завершая ею отдельный блок, так как задание является относительно сложным и продолжительным по времени (учитывая время на интерпретацию полученных результатов). Кроме того, перед выполнением следующего задания обязательно необходимо делать небольшой перерыв. Манипуляция с предметами. Респондентам предъявляют образцы исследуемого объекта и предлагают их как-либо проранжировать, например, по критериям важности, качества, престижности и т.д. Иногда вместо реальных предметов предъявляются фотографии или вербальные описания. Рисуночная персонификация. Респондентам предлагается представить какой-либо объект (например, изучаемый предмет) в образе одушевленного реального или нереального (мифического, сказочного и пр.) существа и изобразить его. Рисунок типичного представителя. Респондентам предлагается нарисовать образ типичного представителя какой-нибудь группы / коллектива / движения и пр. ВЕРБАЛЬНЫЕ ТЕХНИКИ Модифицированный Н.Н. Богомоловой тест М. Куна. Суть этой методики заключается в том, что респондентам предлагают, например, фамилию коммуникатора и просят быстро дать несколько ответов на вопрос «Кто он?». Завершение предложений. Эта хорошо известная вербальная техника заключается в следующем: респондентов просят закончить предложение, например, «Я думаю, что аудитория ондайн-лекции сегодня считает, что ...». Анализу подвергаются высказывания участников. Свободные и направленные ассоциации. Респондентов просят быстро, не задумываясь высказать, с чем для них ассоциируется тот или иной объект. Ассоциации помимо решения исследовательских задач расслабляют участников группы, способствуют снятию напряжения. Аналогия. Респондентам предлагают представить объект не таким, каков он есть, а в форме чего-либо другого. Например, представить определенный журнал в виде автомобиля или животного. Эта методика помогает проникнуть в мир образов респондентов. Персонализация. Респондентов просят представить себя изучаемым объектом и рассказать о своих чувствах, мыслях, характере, привычках и т. д. Ролевая игра. Респондентам предлагаются определенные роли и ситуации. Развитие ситуации происходит в соответствии с фантазией участников. Романтическая история. Респондентам предлагается создать рассказисторию (быль, сказку, легенду и т.п.) от лица определенного объекта (например, изучаемого предмета). Применение конкретных методик определяется специфическими целями исследования. Тем не менее, можно выделить отдельные моменты, способствующие выбору исследователями тех или иных методических приемов для решения поставленных задач. Так, в отношении методик «Свободные ассоциации» и «Направленные ассоциации» благоприятными факторами являются: - относительная несложность данных методических приемов и быстрота проведения, что способствует их применению на начальном этапе расширенной креативной группы или фокус-группового интервью в качестве разминки и разогрева группы; - необычность задания методики «Направленных ассоциаций», что вызывает оживление и активизирует участников группы, повышая их включенность в процесс групповой работы; - возможность представлять иррациональные и неструктурированные ответы, что уменьшает время предъявления ответов, увеличивает количество потенциальных ответов и повышает возможность неоднократного высказывания всех участников; - максимальная возможность получения спонтанных, не подверженных сознательному контролю реакций; в отношении методики «Ролевая игра»: - возможность моделировать ситуации, максимально приближенные к реальной действительности, и получать информацию о реакциях респондентов, аналогичных реакциям в реальной жизни; - выявление стереотипов поведения, социальных установок, различных элементов массового сознания и пр.; - возможность изменения при необходимости моделируемой ситуации в результате анализа модератором всего хода групповой работы. в отношении методики Завершение рисунка «Человечки» («Bubbles»): - творческий характер задания, что повышает заинтересованность в его выполнении; - проективный характер задания, что облегчает высказывания респондентов; в отношении методики «Коллаж»: - творческий характер задания, что повышает заинтересованность участников в его выполнении, успешно провоцирует их высказывания; - помощь респондентам в структурировании представляемой информации; - помощь исследователям в получении широкого пласта неосознаваемой или плохо осознаваемой информации; - возможность сменить режим работы (микрогруппы по 3-4 человека); - экономия времени при обсуждении «объемных» тем, так как процедура методики позволяет оперировать наглядным материалом; Таким образом, мы с вами рассмотрели основные вопросы, связанные с групповыми качественными методами. В настоящее время качественные методы социально-психологического исследования применяются все более широко. Они отличаются отсутствием жесткой формализованной схемы сбора данных и статистической представленности результатов. Качественные методы опираются на активность респондентов, учитывают роль неосознаваемых факторов человека, его установок и представлений в преобразовании получаемой информации, формировании собственного мнения, реализации мотивов выбора и др. Литература. 1. Кичерова, М.Н. Прикладной семинар по профилю: учебно-методическое пособие / М.Н. Кичерова. — Тюмень : ТюмГУ, 2019. - 48 с. - Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/122110 2. Кадевич, В.Ю. Возможности использования некоторых качественных и количественных методов в исследовании субкультурного фреймирования / В.Ю. Кадевич // Журнал Белорусского государственного университета. Философия и социальные науки. — 2018. — № 1. — С. 116-120. — ISSN 2520-2251. — Текст: электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/journal/issue/310781
«Качественные и количественные методы психолого-педагогических исследований» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 767 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot