Качественные и количественные методы описания информационных систем. Преобразования сигналов в цифровых информационных системах.
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате doc
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
2. Качественные и количественные методы описания информационных систем. Преобразования сигналов в цифровых информационных системах.
2.1. Спектральное представление периодических
сигналов рядами Фурье
Сигналы используемые в теории информации делятся на периодичес- кие и непериодические. На рис. показаны их графики.
Периодическим называют любой сигнал (функцию), повторяющийся через регулярные интервалы времени (рис. 2.6) и удовлетворяющий условию:
где T — период повторения или следования импульсов; п =0,1, 2, .... .
Очень часто математическое описание даже несложных по структуре детерминированных сигналов является весьма трудной задачей. Поэтому используется оригинальный прием, при котором реальные сигналы заменяют (аппроксимируют, представляют, декомпозируют) набором идеализированных математических моделей, описываемых простыми функциями.
В начале XIX в. Ж. Фурье удалось доказать, что любое изменение во времени некоторой периодической функции можно представить (аппроксимировать) в виде конечной или бесконечной суммы ряда гармонических колебаний (синусоидальных и косинусоидальных) с разными амплитудами, частотами и начальными фазами. Этой функцией может быть, частности, ток или напряжение в некоторой электрической цепи. Несложный пример доказательства рассуждений Фурье показан на рис. 2.5.
Рис. 2.5. К анализу Фурье:
а — сложное колебание; б, в— первый и второй сигналы
Периодическая, достаточно сложная по форме кривая (рис. 2.5, а) — это сумма двух синусоид разных частот: (рис. 2.5, б) первой и удвоенной (рис.
2.5, в).
Пусть на заданном интервале времени -T/2, +T/2 действует произвольный непрерывный сигнал u(t) и для его аппроксимации используется система идеализированных функций (2.2), являющаяся ортонормированной. Тогда данный сигнал может быть представлен обобщенным рядом Фурье
Это обусловлено следующими обстоятельствами: гармонические колебания наиболее просто генерировать; гармоническое колебание теоретически полностью сохраняет свою форму при прохождении через любую линейную систему с постоянными параметрами, а изменяются при этом лишь его амплитуда и начальная фаза.
Операция представления непрерывных периодических сигналов в виде совокупности постоянной составляющей и суммы гармонических колебаний с кратными частотами называется спектральным разложением (представлением) или гармоническим (спектральным) анализом.
Вычисляя интегралы по (2.4), нетрудно убедиться в ортонормированности заданных функций на интервале . Любая из этих функций удовлетворяет условию периодичности (2.7), поскольку частоты их кратны.
Представим периодический сигнал наиболее распространенной тригонометрической формой ряда Фурье:
(1)
В этом соотношении имеются следующие компоненты сигнала:
- постоянная составляющая:
(2)
- амплитуды косинусоидальных составляющих:
(3)
- амплитуды синусоидальных составляющих периодического сигнала:
(4)
Спектральную составляющую с частотой в радиотехнике называют первой (основной) гармоникой, а составляющие с частотами (n >1) — высшими гармониками периодического сигнала. Из курса математики известно, что если сигнал представляет собой четную функцию времени u(t) = u(-t), то в тригонометрической записи ряда Фурье (2.9) Остаются только косинусоидальные составляющие а так как коэффициенты bп В соответствии с формулой (2,12) обращаются в нуль. Для сигнала u(t), определяемого нечетной функцией времени, наоборот, в нуль обращаются коэффициенты и ряд содержит только синусоидальные составляющие .
С математической точки зрения часто удобнее выражение (2.9), описывающее заданный сигнал, представить в другой, эквивалентной форме ряда Фурье:
, (2)
где — амплитуда, а— начальная фаза n-й гармоники сигнала.
Это легко доказать используя известную тригонометрическую формулу
а в нашем случае
Отсюда следует, что в формуле (1):
,
Пример 2.1. Приведем расчет спектра периодической последовательности прямоугольных импульсов (в радиотехнике подобные импульсы любой формы — и экспоненциальный, и треугольный, и другие называют видеоимпульсами), имеющих амплитуду Е, длительность , период повторения Г и расположенных симметрично относительно начала координат (рис. 2.8).
Р е ш е н и е. Так как заданный сигнал является четной функцией времени и в течение одного периода действует только на интервале -/2, /2, то, согласно (2.10):
*
Рис. 2.8. Периодическая последовательность прямоугольных импульсов
где параметр q=T/и — скважность импульсов.
В силу четности анализируемого сигнала в аппроксимирующем ряде Фурье будут присутствовать только косинусоидальные составляющие (2.11):
В этой формуле второй сомножитель имеет вид функции sinx/x из курса математики известно, что эта функция равна единице при х = 0, проходит через нуль в точках х = ±, ±2, ... и затухает с ростом аргумента х (рис. 2.9).
Окончательно ряд Фурье (2.9), аппроксимирующий заданный сигнал, примет вид
Из формулы (2.16) и рис. 2.9 следует, что амплитуды ряда гармоник имеют отрицательный знак. Это связано с тем, что начальная фаза данных гармоник равна . Поэтому выражение (2.16) принято представлять в несколько измененном виде:
При такой форме записи ряда Фурье амплитуды всех гармонических составляющих на спектральной диаграмме будут положительными (рис. 2.10, а).
Найденный амплитудный спектр заданного сигнала в значительной степени зависит от соотношения величины периода повторения Т и длительности импульса , т.е. скважности q. Очень важно отметить, что при одной и той же длительности импульса с увеличением периода их повторения Т основная частота ( уменьшается, и спектр становится плотнее. Та же картина наблюдается, если укорачивается и длительность импульса при неизменном периоде Т. Амплитуды всех
Рис. 2.9. График функции sin x/x
гармонических составляющих при этом также уменьшаются.
Фазы гармоник определим из соотношения . Так как для данного случая коэффициенты = 0,
где m=0,1,2, ... .
Ряс. 2.10. Спектры периодической последовательности прямоугольных импульсов:
а—амплитудный; б—фазовый
Согласно формуле (2.19), при вычислениях фаз имеем дело с неопределенностью. Для ее раскрытия обратимся к формуле (2.16), согласно которой амплитуды гармоник периодически меняют знак в соответствии с изменением знака функции . Изменение знака эквивалентно сдвигу фазы этой функции на . Следовательно, когда данная функция положительна, то фаза гармоники , а когда отрицательна (рис. 2.10, б).
При практических расчетах спектров периодических сигналов вычисление бесконечной суммы ряда Фурье вызывает определенные трудности, поэтому ограничиваются суммированием конечного числа слагаемых. Точность аппроксимации исходного сигнала в этом случае зависит от количества суммируемых спектральных составляющих.
Проиллюстрируем это на примере аппроксимации суммой гармоник периодической последовательности прямоугольных импульсов, у которых длительность (рис. 2.11).
В этом случае, согласно тригонометрической форме ряда Фурье (2.17), аппроксимирующая функция запишется в виде:
На рис. 2.11 графически показано последовательное суммирование друг с другом 0-й, 1-й, 3-й и 5-й гармоник. Из представленных графиков нетрудно заметить, как с увеличением количества суммируемых гармоник напряжения (или тока) результирующая аппроксимирующая функция все точнее приближается к форме исходного сигнала u(t) везде, кроме точек ее разрыва, в которых образуется выброс. При величина данного выброса
Рис. 2.11. Аппроксимация прямоугольных импульсов суммой гармоник
ставляет 9% от амплитуды аппроксимируемого сигнала Е. Причем, с увеличением числа суммируемых гармоник п амплитуда выброса в точках разрыва не уменьшается, а его длительность становится бесконечно узкой.
Этот дефект сходимости аппроксимирующего ряда Фурье известен в математике и получил название явления Гиббса (Дж. Гиббс — американский физик, который впервые дал ему пояснение). Для многих аналитических исследований наличие явления Гиббса вызывает определенные проблемы. Так, например, в звуковоспроизводящих системах (в частности в микрофонах) подобное явление носит название «звона». При этом каждый резкий согласный или любой другой внезапный звук сопровождается коротким свистящим, неприятным для слуха, звуком.
Необходимо отметить, что в проведенной выше практической аппроксимации заданного периодического сигнала тригонометрическим рядом Фурье (2.17) суммирование первой и высших гармоник осуществляется только по нечетным коэффициентам п, так как при четных их значениях и длительности импульса величина обращается в нуль (см. представление рядами Фурье четных функций).
Наряду со спектральным представлением (анализом) сигналов в радиотехнике широко используется гармонический синтез — получение заданных колебаний сложной формы путем суммирования ряда гармонических составляющих их спектра. По существу, выше и был проведен синтез периодической последовательности прямоугольных импульсов из нескольких гармоник. На практике такие операции легко осуществляются на компьютере.
Комплексное представление ряда Фурье
В радиоэлектронике и теории сигналов также широко используется
комплексный ряд Фурье
где
— комплексная амплитуда n-й гармоники.
Здесь уместно вспомнить следующие математические формулы
Действительная часть этих комплексных выражений имеет вид
,
а мнимая часть
Рис. 2.7. Спектры периодического сигнала:
а — амплитудный; б— фазовый; в — комплексный
Из соотношения (2.14) нетрудно выяснить, что спектральное представление периодического сигнала комплексной формой ряда Фурье содержит как положительные, так и отрицательные частоты. Однако отрицательные частоты в природе не существуют, и это не физическое понятие, а математическая абстракция. Они появляются как следствие формального представления гармонических колебаний комплексной формой. Легко показать, что при переходе от комплексной формы записи (2.14) к тригонометрической (2.13) понятие «отрицательная частота» теряет смысл.
Наиболее наглядно о спектре радиотехнического сигнала можно судить по его графическому изображению — спектральной диаграмме. В теории сигналов различают амплитудно-частотные и фазо-частотные спектры. Совокупность амплитуд гармонических составляющих носит название спектра амплитуд, (— спектра фаз, — комплексного спектра (рис. 2.7).
На спектральных диаграммах по оси абсцисс откладывают текущую частоту, а по оси ординат — либо вещественную, либо комплексную амплитуду, или фазу соответствующих гармонических составляющих анализируемого сигнала. Спектр периодического сигнала принято называть линейчaтым или дискретным, так как он состоит из отдельных линий, высота которых равна амплитуде соответствующих гармоник. Из всех представленных видов спектров наиболее информативен амплитудный, поскольку с его помощью можно оценить количественное содержание тех или иных гармоник в частотном составе анализируемого сигнала.