Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Лекция 3.Философия Нового времени (XVII–XVIII вв.)
В ХVII–ХVIII веках в европейской культуре и философии происходят существенные изменения, связанные с активным развитием естественных наук и техническим прогрессом в сфере производства. Это период оформления буржуазных экономических и социальных отношений, определивших изменение во всех областях жизни европейского общества. Это время нового этапа развития европейской философии и культуры в целом, определившего основную проблематику и подходы философов этого периода, акцентировавших свое внимание, в первую очередь, на гносеологических проблемах и стремившихся не только к описанию природы, но и к ее исследованию и объяснению в целях практического применения полученного знания (Ф. Бэкон). Главными становятся вопросы взаимосвязи «я» и внешнего мира, внутреннего и внешнего опыта. Перед философией стоит задача отыскания абсолютно-достоверного знания, которое было бы исходным пунктом и вместе с тем предельным основанием всей остальной совокупности знаний, позволяющее дать их оценку. Это ставит вопрос о выработке всеобщего метода научного и философского познания. В гносеологии складываются такие направления, как сенсуализм, эмпиризм и рационализм, определяя новые подходы в традиционных философских течениях: материализме и идеализме. Материализм приобретает метафизический и механический характер, а идеализм развивает диалектику.
Родоначальником материализма и опытной науки Нового времени был английский философ и политический деятель Ф. Бэкон (1561–1626) – один из первых критиков идеализма Древнего мира и схоластической философии Средневековья. Бэкон заложил основы материалистического понимания природы, особо выделив роль естественных наук, и дал философское обоснование индуктивного метода познания («Новый Органон», 1620 г.). Не отвергая дедукцию, он считал, что только с помощью опытно-индуктивного метода – постепенного образования новых понятий путем истолкования фактов и явлений природы – можно открыть новые истины и тем самым связать философию с современным ему научным знанием. Высоко ценя роль науки («Знание – сила»), критерии ее успехов он связывал с практическими результатами. Признавая только то знание, которое, исследуя природу, раскрывает и объясняет сущность вещей, Бэкон различает два вида опытов: плодоносные, приносящие непосредственную пользу человеку, и светоносные, цель которых состоит в познании глубоких связей природы, законов явлений и свойств вещей. Второй вид опытов он считал более ценным, т.к. без их результатов невозможно осуществлять плодоносные опыты. Обосновывая необходимость более тесного и нерушимого союза опыта и рассудка, Бэкон критикует чрезмерное увлечение как логическим методом познания, рационализмом, так и односторонним эмпиризмом, метафорически уподобляя «закрытый» эмпиризм муравьям, которые только собирают и довольствуются собранным, а другую крайность – рационализм – паукам-догматикам, производящим ткань из самих себя. Пчела же избирает средний способ: она извлекает материал из полевых цветов, но располагает и изменяет его по своему умению. Подобно этому и занятие философией. Понимание науки у Бэкона включало и новую ее классификацию, в основу которой он положил такие способности человеческой души, как память, воображение (фантазию) и разум. В соответствии с этим главными науками он считал историю (в том числе, естественную и гражданскую), искусство и философию. Высшую же задачу познания и всех наук он связывал с господством над природой и усовершенствованием человеческой жизни. Для этого, по его мнению, необходима была реформа науки на основе разрабатываемого им метода и очищения разума от заблуждений, которые он называл идолами – ошибками, обусловленными наследственной природой человека. Бэкон насчитывал четыре вида идолов-препятствий на пути познания: идолы рода – ложные представления о мире, обусловленные наследственной природой человека; идолы пещеры – индивидуальные или групповые ошибочные представления, обусловленные субъективными симпатиями и предпочтениями; идолы площади (рынка) – ошибки, порожденные речевым общением и трудностью избежать влияния слов на умы людей; идолы театра – ошибочные представления, связанные со слепой верой в авторитеты, некритическим усвоением ложных мнений и воззрений, искусственных философских построений и истин. Здесь Бэкон имел в виду критическое отношение к схоластике, в противоположность которой предметом своей философии считал природу, Бога и человека, где главным выступала природа, ее научное познание и объяснение. Истину Бэкон называл дочерью времени, а не авторитета.
Основоположником современной западной философии считается французский математик и философ-рационалист Р. Декарт (1596–1650). Декарт заложил основы дуализма – противопоставления двух субстанций: мышления и материи. Мыслящая субстанция, считал Декарт, открыта нам непосредственно, а материальная раскрывается опосредованно. Мыслящая субстанция не обладает протяженностью и неделима; материальная же (телесная) субстанция обладает протяженностью и делима на отдельные части до бесконечности. Мышление является предметом изучения метафизики, а материя – физики. В теории познания Декарт придерживался принципа гносеологического оптимизма, считая возможности познания безграничными, и стремился построить систематизированное научное знание, в основе которого должно лежать очевидное и достоверное утверждение. Таким утверждением Декарт считал суждение: «Я мыслю, следовательно, существую». Он полагал, что все необходимо подвергать сомнению, т.к. во всем можно сомневаться, кроме мышления. Даже если наши мысли ошибочны, все равно мы думаем, когда они приходят к нам. Поэтому неестественно считать то, что мыслит, несуществующим. Таким образом, самой достоверной он считал мысль о существовании самого мышления. Рассуждая как рационалист, Декарт полагал, что нельзя опираться на чувственное познание, опыт, т.к. чувства могут обманывать. Для него мыслительное, интеллектуальное являлось единственно истинным, начальным и преобладающим. Рационализм Декарта проявился и при рассмотрении им человека как разумного существа, отличающегося, прежде всего, целесообразной деятельностью и речью. Декарт признавал существование у человека врожденных идей, характеризующихся ясностью, отчетливостью, простотой и независимостью от внешних предметов. К врожденным идеям он относил логические законы, а высшим врожденным понятием считал понятие Бога, который для него являлся гарантом истинности познания. В основе декартовской методологии науки лежат четыре разработанные им правила: − правило очевидности предполагает, что ничего не следует принимать на веру и надо избегать поспешности и предубеждения, а включать в свои суждения то, что представляется ясно и отчетливо и не может «дать повод к сомнению»; − разделение каждой избранной для изучения проблемы на необходимые для ее решения части (анализ); − расположение знания по степени сложности от простейших и легкопознаваемых вещей к более трудным (синтез); − контроль и обзор отдельных этапов научной работы, ради ее корректности. Практический метод познания Декарта заключался в переходе от общего к частному (дедукции), основой которого выступала математика (все другие науки он называл частями математики). С этой позиции он подходил и к исследованию природы, внеся весомый вклад в развитие науки. Будучи создателем современной алгебры и аналитической геометрии, одним из основателей механики (которую использовал как метод научного познания), автором закона преломления света, он много сделал для развития физиологии, психологии и физики. Основой всех наук Декарт считал философию, фундаментом которой является метафизика. Связывая научное мышление с философскими принципами, Декарт стремился подвести под эту связь рациональную основу, пытаясь обосновать исходные философские установки. Именно поэтому его считают основоположником современной западной философии. Материализм и дуализм Нового времени носили метафизический и механический характер.