Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Издержки предприятия. Цена продукции. Прибыль предприятия

  • 👀 367 просмотров
  • 📌 321 загрузка
Выбери формат для чтения
Статья: Издержки предприятия. Цена продукции. Прибыль предприятия
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Издержки предприятия. Цена продукции. Прибыль предприятия» pdf
ИЗДЕРЖКИ ПРЕДПРИЯТИЯ. ЦЕНА ПРОДУКЦИИ. ПРИБЫЛЬ ПРЕДПРИЯТИЯ 1. Затраты и себестоимость продукции Понятие себестоимости продукции Себестоимость продукции – важнейший показатель экономической эффективности ее производства, отражающий все стороны хозяйственной деятельности и аккумулирующий результаты использования всех производственных ресурсов. Себестоимость – это выраженные в денежной форме затраты на производство и реализацию продукции (полная сумма затрат). Под затратами понимают выраженные в денежной форме затраты всех видов ресурсов: основных фондов, сырья, материалов, топлива и энергии, труда, используемых непосредственно в процессе изготовления продукции и выполнения работ, а также для сохранения и улучшения условий производства и его совершенствования. Себестоимость составляет часть стоимости продукции и показывает, во что обходится производство продукции для предприятия, поэтому себестоимость является основным ценообразующим фактором. Чем больше себестоимость, тем выше будет цена при прочих равных условиях. Разница между ценой и себестоимостью образует прибыль предприятия. Для увеличения прибыли необходимо увеличить цену или снизить себестоимость путем сокращения включенных в нее затрат. Состав и классификация затрат Производственные затраты можно классифицировать по тому или иному признаку или по нескольким признакам одновременно: Признаки Подразделение затрат классификации В зависимости от цели  Себестоимость валовой, товарной или реализованной продукции (планирование, учет,  Себестоимость той или иной доли объема производства, анализ) сравнимой с товарной продукцией или незавершенным производством  Себестоимость работ или услуг По  Технологическая себестоимость - сумма затрат данного цеха, последовательности непосредственно связанных с выполнением данной операции или формирования изготовлением данной детали  Цеховая себестоимость – все текущие затраты цеха на производство продукции  Производственная себестоимость - все затраты предприятия связанные с изготовлением продукции; определяется как цеховая себестоимость плюс общехозяйственные расходы (расходы связанные с управлением и обслуживанием предприятия)  Полная себестоимость - все расходы, связанные с производством и реализацией продукции; определяется как производственная себестоимость плюс внепроизводственные расходы По принципу расчета  Плановая (нормативная) себестоимость - включает затраты, которые для данного уровня развития производства являются необходимыми  Расчетная (прогнозная) – используется в технико-экономических расчетах по обоснованию проектов  Отчетная (фактическая) – фактические затраты на производство и реализацию продукции 1  Основные затраты - непосредственно связаны и изготовлением продукции,  Накладные затраты – образуются в связи с организацией, обслуживанием производства и управлением им; состоят из общепроизводственных и общехозяйственных расходов По составу (по степени  Одноэлементные (простые) – затраты, состоящие из одного экономической экономического элемента (сырье и материалы, заработная плата однородности) производственных рабочих и т.д.);  Комплексные (сложные) – состоят из нескольких разнородных элементов, имеющих одинаковое целевое назначение (РСЭО, общепроизводственные, общехозяйственные расходы, потери от брака, внепроизводственные расходы) По способу отнесения  Прямые затраты - расходы строго целевого назначения. Их на себестоимость включают в себестоимость единицы продукции методом прямого отдельных видов счета, например, затраты на основные материалы, заработная плата продукции основных производственных рабочих  Косвенные - затраты, которые не могут быть отнесены к выпуску определенного изделия, так как они связаны с работой цеха или предприятия в целом. Они распределяются между различными изделиями пропорционально тому или иному условному измерителю. По роли в процессе  Производительные - затраты на производство продукции производства (по установленного качества при рациональной технологии и целесообразности организации производства. расходования)  Непроизводительные - расходы, являющиеся следствием недостатков в технологии и организации производства, (потери от простоев, брак продукции и др.) По периодичности  Текущие - расходы, имеющие частую периодичность возникновения осуществления, например расход сырья и материалов.  Единовременные- затраты идущие на подготовку и освоение выпуска новых видов продукции, расходы, связанные с пуском новых производств, и др. По возможности  Планируемые – неизбежные затраты, предусмотренные охвата планом сметой затрат на производство,  Непланируемые – непроизводительные расходы, прямые потери, не включаемые в смету затрат ( недостачи, потери сырья и материалов при хранении, потери от брака и простоев и т.п.) По экономическим Экономические элементы затрат элементам затрат По статьям затрат Статьи затрат (статьи калькуляции) По отношению к  Переменные (условно переменные (VС) - затраты, которые объему производства изменяются пропорционально росту объема производства (сырье, основные материалы, расход топлива, сдельная заработная плата рабочих).  Постоянные (условно-постоянные (FС) - затраты, величина которых не меняется с изменением степени загрузки производственных мощностей или объёма производства (амортизация, арендная плата, заработная плата руководителей, затраты на рекламу и пр.) По роли в производственном процессе 2 Перечень группировок может дополняться новыми группами в зависимости от потребностей предприятия. Классификация затрат по экономическим элементам Себестоимость продукции формируется из множества видов расходов, имеющих различную экономическую природу и по разному влияющих на ее общий уровень. В основу группировки по экономическим элементам положен признак экономического содержания того или иного расхода. Себестоимость, группируемая по экономическим элементам, показывает характер их образования независимо от того, где и для каких целей они произведены. Сущность классификации заключается в разграничении затрат по признаку экономической однородности, определяемой на основе функциональной роли отдельных видов расходов в процессе производства. Данная классификация едина для всех отраслей промышленности. В ПБУ 10/99 «Расходы организации» при формировании расходов по обычным видам деятельности предусмотрена группировка по следующим элементам: 1. материальные затраты; 2. затраты на оплату труда; 3. отчисления на социальные нужды; 4. амортизация; 5. прочие затраты. В соответствии с гл. 25 части 2 Налогового кодекса РФ (ст.253), расходы, связанные с производством и реализацией продукции, подразделяются на следующие виды: 1. материальные расходы; 2. расходы на оплату труда; 3. суммы начисленной амортизации; 4. прочие расходы. В НК РФ отчисления на социальные нужды перенесены в статью прочие расходы. К материальным расходам, в частности, относятся следующие расходы: 1. на приобретение сырья и материалов; 2. на приобретение инструментов, приспособлений, инвентаря, приборов, лабораторного оборудования, спецодежды и другого имущества, не являющихся амортизируемым имуществом; 3. на приобретение комплектующих изделий и (или) полуфабрикатов; 4. на приобретение топлива, воды и энергии всех видов, расходуемых как на производственные цели, так и на хозяйственные нужды предприятия); 5. на приобретение работ и услуг производственного характера. Сумма материальных расходов уменьшается на стоимость возвратных отходов. Стоимость материально-производственных запасов, включаемых в материальные расходы, определяется исходя из цен их приобретения (без учета налога на добавленную стоимость и акцизов, за исключением случаев, предусмотренных НК), включая комиссионные вознаграждения, уплачиваемые посредническим организациям, ввозные таможенные пошлины и сборы, расходы на транспортировку и иные затраты, связанные с приобретением материально-производственных запасов. В расходы на оплату труда включаются любые начисления работникам в денежной и (или) натуральной формах, стимулирующие начисления и надбавки, компенсационные начисления, связанные с режимом работы или условиями труда, премии и единовременные поощрительные начисления, расходы, связанные с содержанием этих работников, предусмотренные нормами законодательства Российской Федерации, трудовыми договорами 3 (контрактами) и (или) коллективными договорами, а так же отчисления на обязательное и добровольное страхование. Амортизационные отчисления - постепенное перенесение стоимости основных средств на изготовляемую продукцию (работу, услуги) (были подробно рассмотрены в теме «Ресурсы предприятия»). К прочим расходам, связанным с производством и реализацией, в частности относятся следующие расходы: - страховые взносы на обязательное социальное страхование работников предприятия (страховые взносы в Пенсионный фонд РФ, в Фонд обязательного медицинского страхования, в Фонд социального страхования), страхование от несчастных случаев на производстве; - налоги и взносы (налог на имущество юридических лиц, транспортный налог, земельный налог и др.); - расходы на сертификацию продукции и услуг; - расходы по подбору персонала; - арендные (лизинговые) платежи за арендуемое (принятое в лизинг) имущество (в том числе земельные участки); - расходы на содержание служебного транспорта (в соответствии с лимитом); - расходы на командировки; - расходы на юридические и информационные услуги; - расходы на консультационные и иные аналогичные услуги; - расходы на аудиторские услуги; - расходы на управление организацией или отдельными ее подразделениями, а также расходы на приобретение услуг по управлению организацией или ее отдельными подразделениями; - расходы на публикацию бухгалтерской отчетности, а также публикацию и иное раскрытие другой информации, если законодательством Российской Федерации на налогоплательщика возложена обязанность осуществлять их публикацию (раскрытие); - расходы, связанные с представлением форм и сведений государственного статистического наблюдения, если законодательством Российской Федерации на налогоплательщика возложена обязанность представлять эту информацию; - представительские расходы, связанные с официальным приемом и обслуживанием представителей других организаций, участвующих в переговорах в целях установления и поддержания сотрудничества; - расходы на подготовку и переподготовку кадров; - расходы на канцелярские товары; - расходы на почтовые, телефонные, телеграфные и другие подобные услуги, расходы на оплату услуг связи; - расходы на текущее изучение (исследование) конъюнктуры рынка, сбор информации, непосредственно связанной с производством и реализацией товаров (работ, услуг); - расходы на рекламу производимых (приобретенных) и (или) реализуемых товаров; - расходы на подготовку и освоение новых производств, цехов и агрегатов; расходы на научные исследования и опытно-конструкторские разработки; - расходы некапитального характера, связанные с совершенствованием технологии, организации производства и управления; - расходы на услуги по ведению бухгалтерского учета, оказываемые сторонними организациями или индивидуальными предпринимателями; - платежи за регистрацию прав на недвижимое имущество и землю, сделок с указанными объектами, платежи за предоставление информации о зарегистрированных правах; 4 - взносы по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, производимые в соответствии с законодательством Российской Федерации; - потери от брака; - расходы, связанные с содержанием помещений объектов общественного питания, обслуживающих трудовые коллективы (включая суммы начисленной амортизации, расходы на проведение ремонта помещений, расходы на освещение, отопление, водоснабжение, электроснабжение, а также на топливо для приготовления пищи); - другие расходы, связанные с производством и (или) реализацией. Некоторые статьи расходов включаются в себестоимость в пределах норм, утвержденных в установленном порядке. Например, представительские расходы не более 4% ФОТ за данный период, затраты на рекламные лотереи, акции и розыгрыши - не более 1% выручки за период. Классификация затрат по экономическим элементам служит основой для разработки сметы затрат на производство; с ее помощью анализируется работа промышленности. По смете затрат рассчитывается полная себестоимость всей производимой продукции предприятия за определенный период. Соотношение отдельных элементов затрат образует структуру себестоимости. В зависимости от того, насколько высок удельный вес отдельных элементов в суммарных затратах на производство, принято различать трудо-(угольная, лесозаготовительная), материало- (легкая, пищевая), энерго- (цветная металлургия, химическая промышленность), фондоемкие (гидроэнергетика, нефтедобывающая, газовая промышленность) производства, т.е. промышленные предприятия, где высока доля соответственно заработной платы, материалов, энергии, амортизации. В целом по промышленности наибольший удельный вес занимают материальные затраты (около 70%) и трудовые затраты (около 10%). Классификация затрат по статьям калькуляции. Классификация затрат по экономическим элементам не позволяет вычислить себестоимость единицы продукции и установить величину затрат отдельных подразделений предприятия. Для этих целей используется другая классификация – по статьям затрат или статьям калькуляции. Сущность этой классификации состоит в разграничении затрат по целевому назначению и месту их возникновения. Так как один и тот же вид затрат мажет иметь различное назначение. Например, топливо расходуется как на технологические цели, так и на отопление. Классификация затрат по статьям калькуляции может быть различной. Перечень статей затрат устанавливается организацией самостоятельно. Рассмотрим типовую номенклатуру статей, которая включает: 1. сырье и материалы (за вычетом возвратных отходов); 2. покупные изделия, полуфабрикаты и услуги производственного характера сторонних организаций; 3. топливо и энергия на технологические цели; 4. затраты на оплату труда производственных рабочих (основная и дополнительная заработная плата производственных рабочих); 5. отчисления на социальные нужды; 6. расходы на подготовку и освоение производства; 7. общепроизводственные расходы; 8. общехозяйственные расходы; 9. потери от брака (не планируются); 5 10. прочие производственные расходы. Сумма этих статей (∑ 1-10) – производственная себестоимость 11. коммерческие расходы (внепроизводственные расходы) Сумма этих статей (∑ 1-11) – полная себестоимость. К общепроизводственным расходам относятся затраты по обслуживанию основных и вспомогательных производств организации. К ним относятся:  расходы по содержанию и эксплуатации машин и оборудования (содержание, амортизация, ремонт производственного оборудования; заработная плата вспомогательных рабочих, стоимость топлива и энергии и пр.);  амортизационные отчисления и затраты на ремонт основных средств и иного имущества, используемого в производстве;  расходы по страхованию указанного имущества;  расходы на отопление, освещение и содержание помещений;  арендная плата за помещения, машины, оборудование и др., используемые в производстве;  оплата труда работников, занятых обслуживанием производства;  другие аналогичные по назначению расходы (расходы по охране труда и пр.). К общехозяйственным расходам относятся затраты на нужды управления, не связанные непосредственно с производственным процессом. К ним относятся:  административно - управленческие расходы;  содержание общехозяйственного персонала, не связанного с производственным процессом;  амортизационные отчисления и расходы на ремонт основных средств управленческого и общехозяйственного назначения;  арендная плата за помещения общехозяйственного назначения;  расходы по оплате информационных, аудиторских, консультационных и т.п. услуг;  другие аналогичные по назначению управленческие расходы (подготовка и повышение квалификации кадров, оплата услуг связи, охраны, банков и пр.). Коммерческие (внепроизводственные) расходы включают:  затраты по отгрузке продукции покупателям,  расходы на тару и упаковочные материалы,  затраты на рекламу,  расходы на изучение рынков сбыта. 6 Статьи калькуляции Формулы и пояснения Затраты на сырье и n основные материалы (без S н    Pнi  Ц нi  Ротх .i  Ц отх .i  возвратных отходов) i 1 n – число видов основных материалов, пошедших на изготовление данной продукции, Рнi – расход материала i-го вида, Ротхi – величина возвратных отходов по материалам i-го вида, если они есть, Цнi – цена материалов i-го вида, Цотхi – цена единицы возвратных отходов i-го вида Покупные m полуфабрикаты и S  n j  Ц j комплектующие j 1 Учитываемые затраты Затраты на приобретение материалов, используемых для изготовления данной продукции Расходы на покупные полуфабрикаты и комплектующие, пошедшие на изготовление данной m – число видов покупных, продукции комплектующих полуфабрикатов, пошедших на изготовление данной продукции, nj – количество комплектующих j-го вида, Цj – цена единицы комплектующего j-го вида Топливо, энергия для Затраты на покупное топливо и k технологических целей энергию всех видов, пошедших на S т ,э   Pт ,эi  Ц т ,эi технологический процесс i 1 k - число видов покупного топлива и изготовления данной продукции энергии, Рт,эi - расход на топливо, энергию i-ro видана производство данной продукции, ЦТ,Эi - цена единицы топлива, энергии i-ro вида Основная заработная Тарифная часть заработной платы n Зосн   ti  Т тар .ст .i  П плата основных основных производственных i 1 производственных рабочих, премии, выплачиваемые n - число операций технологического в соответствии с положением о рабочих процесса, премировании на предприятии. ti - трудоемкость i-ой операции; Ттар.ст.i - тарифная ставка работника, разряд которого соответствует разряду iтой операции, П - премия Дополнительная Используется косвенный метод расчета: Учитываются все надбавки и заработная плата Здоп = Зосн * Ндоп /100 доплаты к основной заработной основных произНдоп = (ФДЗП / ФОЗП) *100 (%) плате основных производственных водственных рабочих Ндоп - процент дополнительной заработной рабочих платы основных рабочих ФОЗП – фонд основный заработной платы основных производственных рабочих Отчисления на Страховые взносы в Пенсионный Sосн = (Зосн + Здоп) * (стр.взносы + социальные нужды с фонд, Фонд социального Сн.с.произ) / 100 полной заработной платы страхования, Фонд обязательного основных медицинского страхования, производственных страхование от несчастных рабочих случаев на производстве 7 Расходы на подготовку и Используется косвенный метод расчета: освоение производства Sпоп = 3осн * Hпоп /100, Нпоп = (РПОП / ФОЗП)*100 (%), Нпоп - процент расходов на подготовку и освоение производства, показывающий, сколько в среднем расходов, относимых нами к расходам на подготовку и освоение производства (РПОП), приходится на 1 рубль основной заработной платы основных рабочих Расходы на содержание и Используется косвенный метод расчета: эксплуатацию SСЭО = 3OCH * HСЭО /100 оборудования Нсэо- процент расходов на содержание и эксплуатацию цеха, показывающий, сколько в среднем расходов, относимых к расходам на содержание и эксплуатацию оборудования, приходится на 1 рубль основной заработной платы основных рабочих. Нсэо = (РСЭО/ФОЗП)*100 (%) Общепроизводственные Используется косвенный метод расчета: (цеховые) расходы Sоцр = 3осн * Hопр /100 Нопр - процент общепроизводственных расходов, показывающий, сколько расходов, относимых к общепроизводственным, приходится в среднем на 1 рубль основной заработной платы основных рабочих цеха. Нопр= (ОПР/ФОЗП )* 100 (%) Расходы на освоение новых предприятий, цехов; на подготовку и освоение производства новых видов продукции Амортизация, энергия для двигателей оборудования, затраты на ремонт оборудования, заработная плата вспомогательных рабочих, вспомогательные материалы, идущие на содержание и обслуживание оборудования, и т.д. Амортизация цеховых зданий и сооружений; расходы на их содержание и ремонт; общецеховые управленческие и административно-хозяйственные расходы 9 Итого: S цех   S i - цеховая себестоимость i 1 Общехозяйственные Используется косвенный метод расчета: (общезаводские) расходы Sохр = 3oсн * Hoхр /100 Hoхр - процент общехозяйственных асходов, показывающий, сколько в среднем расходов, относимых к общехозяйственным, приходится на 1 рубль основной заработной платы основных рабочих. Нохр= (ОХР/ФОЗП) *100 (%) Прочие Используется косвенный метод расчета: производственные Sппр = 3oсн * Hппр /100 расходы Нппр = (ППР/ФОЗП)*100 (%) Амортизация, расходы на содержание и ремонт общезаводских зданий и сооружений, общезаводские управленческие и административно-хозяйственные расходы Расходы на гарантийное обслуживание и ремонт продукции, расходы на НИР и ОКР Потери от брака Итого: 12 S зав   S i - заводская (производственная) себестоимость i 1 Внепроизводственные Применяют косвенный метод расчета: Расходы предприятия, связанные с (коммерческие) расходы Sвпр = Sзав * Hвпр /100 реализацией продукции. Нвпр – показывает, сколько расходов, относимых к внепроизводственным, приходится в среднем на 1 рубль производимых затрат. Нвпр = (ВПР/ Sзав) *100 (%) Итого: Sполн = Sзав + Sвпр - полная себестоимость 8 Калькулирование себестоимости продукции является одним из важнейших инструментов, используемых при решении ряда задач по управлению предприятием. Оно представляет собой необходимое условие организации внутрифирменного расчета и определения резервов снижения затрат на различных участках производства. Калькулированием называется процесс расчета себестоимости единицы производимой предприятием продукции (работ, услуг), а результат этого процесса называется калькуляцией. Калькулирование себестоимости – необходимая предпосылка для обоснования цен и выявления рентабельности отдельных видов продукции. Калькулирование себестоимости осуществляется на основе классификации затрат по статьям калькуляции и группировки затрат на прямые и косвенные расходы. При калькулировании необходимо:  Учесть все расходы, относимые на себестоимость;  Не допустить двойного счета;  Распределить расходы по статьям калькуляции в соответствии со спецификой производства продукции. По времени составления калькуляции делятся на предварительные (плановые, сметные, нормативные, проектные) и последующие (фактические). Важным вопросом калькулирования себестоимости продукции является правильное установление объекта калькулирования. В зависимости от технологии и характера изготавливаемой продукции объектами калькулирования могут быть: - один продукт или комплекс продуктов по затратам на производство в целом или отдельным процессам, его составляющим (переделам, стадиям, фазам) /в этом случае технологический процесс состоит из ряда последовательно выполняемых процессов превращения сырья в готовые изделия (металлургия, химическая, текстильная промышленность/; - изделие, группа однородных изделий в целом или затратам отдельных цехов, участков /в этом случае заготовки проходят обработку в цехах организованных по предметному или технологическому признаку ( машиностроение)/ ; - вид работ на предприятиях, специализирующихся на выполнении определенных работ (погрузочно-разгрузочных, транспортных и т.д.). Объектом калькулирования может быть весь объем произведенной продукции, продукция определенного вида, единица продукции, работа, операция, комплекс работ. Наряду с обоснованием объекта калькулирования важно правильно определить калькуляционную единицу, под которой понимается единица измерения самого объекта калькулирования. Калькуляционная единица должна быть экономически однородна и устойчива во времени, отражая количественную сторону изделия. Виды калькуляционных единиц: - натуральные (шт, тонны, метры, кВт-ч), однако многие предприятия выпускают обширную номенклатуру изделий, поэтому приходится применять укрупненные калькуляционные единицы, которые объединяют ряд изделий и их видов; - условно-натуральные – выражают кличестов отднородной продкции в условных сопоставимых единицах (условная банка, ящик, тонна топлива). Пересчет разновидностей продукции осуществляется по коэффициентам перевода, которые устанавливаются в зависимости от соотношения качественных параметров однородной продукции, трудоемкости и т.д.; - условные калькуляционные единицы предусматривают определенное содержание полезного вещества в продукте (белка, протеина в кормовой единице); 9 - калькуляционные единицы в трудовом выражении (нормо-часах) характеризуют объем работы, необходимой для выпуска изделий или оказания услуг; - калькуляционная единица работы на специализированных предприятиях (т/км, машино/час, машино/смена); - стоимостные калькуляционные единицы (затраты на 1 рубль продукции, на 1 тыс. рублей выпуска определенных изделий или работ). Большое значение имеет выбор метода калькулирования, под которым понимается система приемов, используемых для исчисления себестоимости калькуляционной единицы. В настоящее время не существует общепринятой классификации методов учета затрат на производство и калькулирования себестоимости продукции (работ, услуг). Вместе с тем названные методы чаще всего группируются по следующим признакам: - По объектам учета затрат и калькулирования:  Попроцессный (простой);  Попередельный;  Позаказный. - По полноте учитываемых затрат:  Калькулирование полной себестоимости;  Калькулирование неполной (усеченной, сокращенной) себестоимости. Методы учета затрат на производство и калькулирования себестоимости продукции (работ, услуг) организация выбирает самостоятельно в соответствии с особенностями производственного процесса, характером производимой продукции, ее составом, технологией изготовления, в зависимости от массовости производства. При попроцессном (простой) метод объектом учета затрат является технологический процесс, а объектом калькулирования – продукт данного процесса. Средняя себестоимость единицы продукции определяется делением всех производственных затрат на количество готовой продукции. С ед. прод = Затраты/Объем производства в соответствующих единицах Отчетные калькуляции включают статьи как прямых, так и косвенных затрат. Данный метод учета применяется на предприятиях, для которых характерны массовый тип производства, ограниченная номенклатура продукции, непродолжительный цикл производства, отсутствие либо незначительный объем незавершенного производства, преобладание прямых затрат. Это предприятия добывающей промышленности, энергетики, перерабатывающих отраслей с простейшим циклом производства, вспомогательные производства, вырабатывающие различные виды энергии. Попередельный метод основан на том, что объектами калькуляции являются не только виды продукции, но и переделы. Передел – это совокупность технологических операций, которая завершается выработкой промежуточного продукта (полуфабриката) или получением готового продукта. Каждый передел, за исключением последнего, представляет собой законченную фазу обработки материальных ресурсов, в результате которой предприятие получает не конечный продукт, а полуфабрикаты собственного производства, применяемые как для внутреннего потребления, так и для продажи на сторону. Учет затрат передела осуществляется по статьям прямых затрат. К себестоимости передела относят общепроизводственные затраты подразделений, участвующих в выполнении передела. Косвенные затраты общехозяйственного назначения распределяются между переделами. Себестоимость передела = Сумма затрат по переделу Количество изготовляемых на переделе изделий (работ) 10 Попередельный метод учета затрат применяется в металлургии, текстильных, деревообрабатывающих, кожевенных и иных аналогичных по технологии производствах. К примеру, переделами в черной металлургии являются: выплавка чугуна (доменный цех), выплавка стали (сталеплавильный цех), прокат (прокатный цех) – конечный продукт. По первому переделу калькулируется себестоимость тонны жидкого металла, по второму – себестоимость тонны годных отливок, по третьему – себестоимость тонны проката. Существуют два варианта попередельного метода учета затрат и калькулирования себестоимости продукции: бесполуфабрикатный и полуфабрикатный. При бесполуфабрикатном методе себестоимость полуфабрикатов после каждого передела не определяется, объектом калькулирования является готовая продукция в целом. При полуфабрикатном методе определяется себестоимость как готовой продукции, так и полуфабрикатов, этот вариант используют предприятия реализующие продукцию отдельных пределов на сторону. При позаказном методе объектом учета затрат является производственный заказ, открываемый на изделие, партию изделий, часть изделия, на отдельные работы и их стадии, на услуги. При позаказном методе прямые затраты (материалы, заработная плата, отчисления на соц.нужды) учитываются по отдельным заказам, а косвенные по местам возникновения и включаются в себестоимость отдельных заказов в соответствии с установленной базой их распределения. На каждый заказ открывается регистр аналитического учета, заказу присваивается номер, который указывается в первичной документации учета начисления заработной платы, расхода материалов, других прямых затрат. Позаказный метод применяется в индивидуальном, серийном и массовом производстве. В индивидуальном и мелкосерийном производствах позаказный методы используется при учете затрат и калькулировании себестоимости неповторяющихся или редко повторяющихся сложных видов продукции, при изготовлении опытных образцов продукции, специальных инструментов, выполнении ремонтных работ. В крупносерийном и массовом производствах объектом учета является, как правило, партия изделий, себестоимость каждого изделия, входящего в заказ не калькулируется. С/с отд. изделия= Сумма затрат по заказу Количество изготовляемых по заказу изделий Помимо методов калькулирования существуют еще методы распределения затрат на продукции, в том числе и косвенных расходов на основные, вспомогательные и обслуживающие производства, разовые заказы, незавершенное производство и на отдельные виды продукции. Методы распределения косвенных расходов: 1. пропорционально весу сырья или выработанной продукции (метод можно использовать при производстве однородной продукции или видов работ); 2. пропорционально основной заработной плате производственных рабочих (наиболее распространен, т.к. очень прост, но при неодинаковом уровне механизации труда по цехам предприятия, себестоимость продукции может искажаться); 3. пропорционально стоимости обработки (используется преимущественно в легкой промышленности, где удельный вес сырья и материалов очень высок); 4. пропорционально количеству машино-часов работы оборудования (рекомендован для распределения расходов на содержание и эксплуатацию машин и оборудования (РСЭО) в обрабатывающей промышленности); 5. пропорционально коэффициентам, метод используется для распределения косвенных расходов между отдельными марками или сортами продукции, применяется в массовых производствах, выпускающих однородную продукцию, которая различается по техникоэкономическим параметрам. Коэффициенты устанавливают на длительный срок и пересматривают при изменении значений параметров. 11 Основные пути снижения себестоимости Прежде всего, факторы снижения себестоимости можно разделить на: 1. внутрипроизводственные, т.е. зависящие от деятельности предприятия; 2. внепроизводственные, на которые предприятие не может оказать непосредственного влияния (цены на сырье, материалы и оборудование, ставки налогов и платежей, включаемых в себестоимость и пр.). К наиболее важным источникам снижения затрат относят:  Уменьшение затрат на материалы, топливо, энергию;  Повышение производительности труда;  Улучшение использования времени работы оборудования;  Сокращение затрат на облуживание и управление производством, а также внепроизводственных затрат. Пути снижения себестоимости реализуются с помощью технико-экономических факторов, которые можно разделить на две группы: 1. Повышение технического уровня. Это процесс изменения технической базы, рост уровня достигается за счет:  Совершенствования средств труда (внедрение прогрессивной техники, повышение доли экономичного и совершенного оборудовании, предметов труда (внедрение прогрессивных видов сырья, материалов, энергоносителей);  Улучшение использования применяемого сырья и материалов;  Внедрение прогрессивных технологий, механизации и автоматизации производственных процессов. Внедрение более производительного оборудования обеспечивает экономию заработной платы при увеличении амортизационных отчислений таким образом, что общие затраты на производство уменьшаются. 2. Совершенствование организации производства и труда. Эта группа факторов влияет на снижение себестоимости в результате специализации производства, улучшения организации труда, совершенствования организации управления производством, улучшения материальнотехнического снабжения и сбыта, лучшего использования времени рабочих, сокращения излишних затрат. Примеры решения задач 1. В себестоимости товарной продукции элементы затрат следующие: сырье и материалы – 100 тыс. руб., топливо и энергия на технологические цели – 25 тыс. руб., заработная плата основная и дополнительная основных производственных рабочих – 40 тыс. руб., отчисления на социальные нужды – 12,4 тыс. руб., комплексные статьи расходов – 70 тыс. руб. Структура комплексных расходов следующая: материалы – 20 %, топливо – 10 %, энергия на технологические нужды – 10 %, заработная плата управленческого персонала – 30 %, амортизационные отчисления – 18 %, прочие расходы – 12 %. Составить смету затрат на производство. Решение: 1) Материальные затраты: 100 + 25 + 70 × 0,2 + 70 × 0,1 + 70 × 0,1 = 153 тыс. руб. 2) Расходы на оплату труда: 40 + 70 × 0,3 = 61 тыс. руб. 3) Амортизационные отчисления: 70 × 0,18 = 12,6 тыс. руб. 4) Прочие расходы: 12,4 + 70 × 0,12 = 20,8 тыс. руб. Итого себестоимость: 247,4 тыс. руб. 2. Определить все виды себестоимости изделия, используя следующие исходные данные: – стоимость основных материалов – 9750 руб.; – стоимость покупных изделий и полуфабрикатов – 7320 руб.; – возвратные отходы – 190 руб.; – основная заработная плата производственных рабочих – 7500 руб.; 12 – дополнительная заработная плата – 14 %; – расходы на содержание и эксплуатацию оборудования – 120 %; – цеховые расходы – 100 %; – общехозяйственные – 110 %; – прочие производственные – 970 руб.; – внепроизводственные расходы – 0,6 %. Решение: 1) Затраты на основные материалы (за вычетом возвратных отходов): 9750 – 190 = 9560 руб. 2) Покупные изделия и полуфабрикаты: 7320 руб. 3) Основная заработная плата производственных рабочих: 7500 руб. 4) Дополнительная заработная плата производственных рабочих: 7500 × 0,14 = 1050 руб. 5) Отчисления на социальные нужды: (7500 + 1050) × 0,3 = 2565 руб. 6) Расходы на содержание и эксплуатацию оборудования: 7500 × 120 % = 9000 руб. 7) Цеховые расходы: 7500 × 100 % = 7500 руб. Цеховая себестоимость изделия: Sцех = 9560 + 7320 + 7500 + 1050 + 2565 + 9000 + 7500 = 44495 руб. 8) Общехозяйственные расходы: 7500 × 110 % = 8250 руб. 9) Прочие производственные расходы: 970 руб. Производственная (заводская) себестоимость: Sпроизв = 44495 + 8250 + 970 = 53715 руб. 10) Внепроизводственные расходы: 53715 × 0,6 % = 322,29 руб. Полная себестоимость изделия: Sполн = 53715 + 322,29 = 54037,29 руб. 5.9. Цех изготавливает три вида изделий. Исходные данные: Показатель А Б В Годовой выпуск продукции, шт. 120 650 340 Затраты на основные материалы, руб. 150 80 105 Затраты на покупные и комплектующие изделия, руб. 180 150 70 Основная заработная плата производственных 60 150 75 рабочих, руб. Дополнительная заработная плата составляет 10 % от основной. Общепроизводственные расходы по смете на год составили 170 тыс. руб. Определить цеховую себестоимость единицы изделий А, Б, В. Решение: 1) Фонд основной заработной платы основных производственных рабочих цеха за год: ФОЗП = 60 × 120 + 150 × 650 + 75 × 340 = 130200 руб. 2) Процент общепроизводственных расходов: 3) Общепроизводственные расходы, приходящиеся на единицу продукции А: Sопр.А = Нопр × Зосн.А = 130,568 × 60 = 78,34 руб. 4) Общепроизводственные расходы, приходящиеся на единицу продукции Б: Sопр.Б = Нопр × Зосн.Б = 130,568 × 150 = 195,85 руб. 5) Общепроизводственные расходы, приходящиеся на единицу продукции В: Sопр.В = Нопр × Зосн.В = 130,568 × 75 = 97,93 руб. 6) Цеховая себестоимость изделия А: Sцех.А = 150 + 180 + 60 + 60 × 0,1 + (60 + 6) × 0,3 + 78,34 = 494,14 руб. 7) Цеховая себестоимость изделия Б: Sцех.Б = 80 + 150 + 150 + 150 × 0,1 + (150 + 15) × 0,3 + 195,85 = 6402,35 руб. 8) Цеховая себестоимость изделия В: Sцех.В = 105 + 70 + 75 + 75 × 0,1 + (75 + 7,5) × 0,3 + 97,93 = 380,18 руб. 13 2. Финансовые результаты деятельности предприятия Экономическое содержание, процесс формирования показателей прибыли предприятия Финансовые результаты деятельности предприятия характеризуются суммой полученной прибыли и уровнем рентабельности. Чем больше величина прибыли, тем эффективнее функционирует предприятие, тем устойчивее его финансовое положение. Поэтому поиск резервов увеличения прибыли – одна из основных задач в любой сфере бизнеса. Прибыль – важнейший показатель успешной деятельности предприятия. Прибыль – конечный финансовый результат предпринимательской деятельности. По своей экономической природе прибыль выступает как часть стоимости (цены) прибавочного продукта, созданного для общества трудом работников материального производства. По мере развития экономической теории понятие прибыли постоянно изменяется и усложняется. Однако во всех экономических формациях прибыль воспринимается одной основных экономических категорий товарного производства. Как правило, выделяют две функции прибыли: 1. прибыль как мера эффективности общественного производства; 2. прибыль как стимул. Прибыль является не только источником обеспечения внутрихозяйственных потребностей предприятия, но приобретает все большее значение в формировании бюджетных ресурсов, внебюджетных и благотворительных фондов. В соответствии с гл.25 НК РФ (ст. 247) прибылью признается доход, полученный предприятием, уменьшенный на величину произведенных расходов. Прибыль = Доходы - Расходы Таким образом, экономической основой формирования финансовых результатов являются доходы и расходы предприятия. В зависимости от характера, условий осуществления и направлений деятельности организации доходы и расходы подразделяются на: НК РФ гл. 25 ПБУ 9/99 «Доходы организации» ПБУ 10/99 «Расходы организации» 1. доходы от реализации товаров 1. доходы от обычных видов (работ, услуг) и имущественных прав (далее деятельности; - доходы от реализации); 2. прочие доходы. 2. внереализационные доходы. 1. расходы, связанные с 1. расходы по обычным видам производством и реализацией, деятельности; 2. внереализационные расходы. 2. прочие расходы. Основную часть прибыли предприятия получают от обычных видов деятельности, к которой относят прибыль от продаж продукции (работ, услуг). Доходами от обычных видов деятельности является выручка от продажи продукции и товаров, поступления, связанные с выполнением работ, оказания услуг. Расходами от обычных видов деятельности являются расходы, связанные с изготовлением и продажей продукции, приобретением и продажей товаров, а также выполнением работ, оказанием услуг. 14 К прочим (внереализационным) доходам (расходам) относятся: Доходы Расходы Поступления, связанные с предоставлением за Расходы, связанные с предоставлением за плату во временное пользование активов плату во временное пользование активов организации организации Поступления, связанные с предоставлением за Расходы, связанные с предоставлением за плату прав, возникающих из патентов на плату прав, возникающих из патентов на изобретения, промышленные образцы и изобретения, промышленные образцы и других видов интеллектуальной собственности других видов интеллектуальной собственности Поступления, связанные с участием в Расходы, связанные с участием в уставных уставных капиталах других организаций капиталах других организаций (включая проценты и иные доходы по ценным бумагам) и прибыль, полученная в результате совместной деятельности (по договору товарищества) Поступления от продажи основных средств и Расходы, связанные с продажей, выбытием и других активов, отличных от денежных прочим списанием основных средств и средств (кроме валюты), продукции, товаров других активов Проценты, полученные за предоставление в Проценты, уплачиваемые за предоставление пользование денежных средств другим ей в пользование денежных средств (кредиты, организациям, а также проценты за хранение займы) средств в банке Расходы, связанные с оплатой услуг кредитных организаций Отчисления в оценочные резервы, создаваемые в соответствии с правилами бухгалтерского учета (по сомнительным долгам, обеспечение вложений в ценные бумаги) Штрафы, пени, неустойки за полученные (уплаченные) за нарушение условий договора Активы, полученные безвозмездно, в том числе по договору дарения Поступления (расходы) в возмещение причиненных убытков Прибыль (убыток) прошлых лет, выявленные и признанные в отчетном году Суммы кредиторской (дебиторской) задолженности, по которой истек срок исковой давности (других долгов, нереальных для взыскания) Курсовые разницы Сумма дооценки активов Сумма уценки активов Перечисление средств, связанных с благотворительной деятельностью, расходы на осуществление спортивных, культурнопросветительских мероприятий Прочие доходы Прочие расходы К прочим также относятся доходы (расходы), возникающие как последствия чрезвычайных обстоятельств хозяйственной деятельности (пожар, авария, стихийное бедствие и т.д.). К доходам относятся страховые возмещения, к расходам, средства, выделяемые на ликвидацию последствий. 15 При планировании, учете и экономическом анализе чаще всего используется система показателей прибыли, представленная в бухгалтерской форме №2 «Отчет о финансовых результатах» (ранее – отчет о прибылях и убытках): 1. валовая прибыль; 2. прибыль (убыток) от продаж; 3. прибыль до налогообложения (балансовая прибыль); 4. чистая прибыль. 1. Валовая прибыль рассчитывается как разница между выручкой (нетто) от продажи товаров (продукции, работ, услуг) и себестоимостью проданных товаров (продукции, работ, услуг) без учета коммерческих и управленческих расходов (прямыми производственными затратами по реализованной продукции). 2. Прибыль от продаж – это финансовый результат от основной деятельности организации. Этот показатель можно рассчитать: выручка – себестоимость – коммерческие расходы – управленческие расходы ; или валовая прибыль – коммерческие расходы – управленческие расходы. 3. Прибыль до налогообложения (балансовая прибыль) – это сводный финансовый результат от всех видов деятельности организации. Этот показатель рассчитывается: бухгалтерская прибыль = прибыль от продаж + доходы от участия в других организациях + проценты к получению – проценты к уплате + прочие доходы – прочие расходы. 4. Чистая прибыль – часть бухгалтерской прибыли, остающаяся в распоряжении организации после начисления текущего налога на прибыль, с четом отложенных налоговых активов и отложенных налоговых обязательств. Чтобы обеспечить стабильный рост прибыли, необходимо постоянно искать резервы ее увеличения: 1. Увеличить сумму прибыли от обычной деятельности можно за счет увеличения объема реализации продукции, повышения цен, снижения затрат на производство продукции. А для этого необходимо повышение качества и конкурентоспособности продукции, поиск более выгодных рынков сбыта, управление затратами на предприятии и пр. 2. Увеличение прибыли в значительной степени зависит от финансовых результатов деятельности, не связанных с реализацией продукции. Для этого необходимо изучать состав, динамику, выполнение плана и факторы (причины) изменения суммы полученных убытков и прибыли по каждому конкретному случаю. Особого внимания заслуживают доходы по ценным бумагам (акциям, облигациям, векселям, сертификатам и т.д.). Предприятия-держатели ценных бумаг получают определенные доходы в виде дивидендов. Поэтому необходимо отслеживать динамику дивидендов, курс акций, чистой прибыли, приходящейся на одну акцию. Необходима разработка конкретных мероприятий, направленных на предупреждение и сокращение убытков и потерь от данных видов деятельности. Распределение прибыли Предприятия имеют право использовать полученную прибыль по своему усмотрению, кроме той ее части, которая подлежит обязательному налогообложению и другим направлениям в соответствии с действующим законодательством. Например, в соответствии в законом об акционерных обществах, в обществе создается резервный фонд в размере, предусмотренном уставом общества, но не менее 5% его уставного капитала. Резервный фонд формируется путем обязательных ежегодных отчислении до достижения им размера, установленного уставом общества. Размер ежегодных отчислений не может быть менее 5% чистой прибыли. Резервный фонд предназначен для покрытия убытков, а также для погашения облигаций и выкупа акций общества в случае отсутствия иных средств. В целом, прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, используется им самостоятельно. Распределение чистой прибыли организации осуществляется в следующем 16 году на основании решения органа управления организации (либо в ином порядке в соответствии с ее уставом). Рыночные условия определяют приоритетные направления использования прибыли. Итак, чистая прибыль используется в соответствии с уставом предприятия. За счет нее осуществляется инвестирование производственного развития, выплачиваются дивиденды акционерам, создаются резервные фонды. Пример решения задач Рассчитать прибыль от реализации, налогооблагаемую и чистую прибыль. Показатель Изд. А Изд. Б Изд. В Производственная себестоимость единицы изделия, руб. 300 185 256 Оптовая цена изделия, руб. 400 250 320 Товарная продукция, тыс. шт. 14 40 29 Остатки готовой продукции на складе на начало года, тыс. шт. 1 3 2 Остатки готовой продукции на складе на конец года, тыс. шт. 2 1 1 Внереализационные расходы составляют 4 млн. руб., доходы от внереализационных операций – 1,7 млн. руб., прибыль от реализации имущества – 5 млн. руб. Решение: 1) Прибыль от реализации: Преал = (400 – 300) × (14 + 1 - 2) + (250 – 185) × (40 + 3 – 1) + (320 – 256) × (29 + 2 – 1) = = 5950 тыс. руб. = 5,95 млн. руб. 2) Прибыль до налогообложения (налогооблагаемая прибыль): Пнал = 5,95 + 1,7 + 5 – 4 = 8,65 млн. руб. 3) Налог на прибыль: Нал = Пнал × 20 % = 8,65 × 0,2 = 1,73 млн. руб. 4) Чистая прибыль: Пчист = Пнал – Нал = 8,65 – 1,73 = 6,92 млн. руб. 17 Экономическая сущность и виды рентабельности. Рентабельность – это обобщающий показатель, характеризующий качество работы промышленного предприятия, этот показатель характеризует относительную доходность или прибыльность различных направлений деятельности предприятия. Показатели рентабельности более полно, чем прибыль, характеризуют окончательные результаты хозяйствования, потому что их величина показывает соотношение эффекта с наличными или использованными ресурсами. Показатели рентабельности измеряются в относительных величинах (в коэффициентах, процентах). Показатели рентабельности можно объединить в несколько групп: 1) показатели, характеризующие рентабельность издержек производства; 2) показатели, характеризующие рентабельность продаж; 3) показатели, характеризующие доходность капитала и его частей. Все эти показатели могут рассчитываться на основе бухгалтерской прибыли (прибыли до налогообложения), прибыли от продаж, прибыли от обычных видов деятельности и чистой прибыли. Рентабельность затрат - рентабельность продукции (Rпр) есть отношение прибыли до налогообложения к сумме затрат по реализованной или произведенной продукции (З): Rпр = Пр / З. Она показывает, сколько предприятие имеет прибыли с каждого рубля, затраченного на производство и реализацию продукции. Может рассчитываться в целом по предприятию, отдельным его подразделениям и видам продукции. Рентабельность продаж (Rn) рассчитывается делением прибыли на сумму полученной выручки (В): Rn = Пр / В. Характеризует эффективность предпринимательской деятельности: сколько прибыли имеет предприятие с рубля продаж. Может рассчитываться в целом по предприятию, отдельным его подразделениям и видам продукции. Рентабельность (доходность) капитала (Rк) исчисляется отношением бухгалтерской (прибыли до налогообложения, чистой) прибыли к среднегодовой стоимости всего инвестированного капитала или отдельных его слагаемых: собственного (акционерного), заемного, основного, оборотного, производственного капитала и т.д. Можно выделить следующие показатели: - рентабельность всего имущества – отношение прибыли до налогообложения к среднегодовой стоимости имущества предприятия; - рентабельность собственного капитала – отношение чистой прибыли к среднегодовой стоимости собственного (акционерного) капитала; - рентабельность предприятия – отношение прибыли до налогообложения (чистой прибыли) к сумме среднегодовой стоимости основных средств и средней суммы оборотных активов; - и другие показатели. На предприятии изучают динамику перечисленных показателей рентабельности, выполнение плана по их уровню и проводят межхозяйственные сравнения с предприятиямиконкурентами. Рост рентабельности свидетельствует о повышении эффективности работы предприятия. Для увеличения рентабельности возможны два основных направления: рост прибыли и сокращение затрат на производство. Снижение себестоимости может быть достигнуто за счет повышения эффективности использования основных фондов, экономии материальных ресурсов, повышения производительности труда. 18 Анализ безубыточности Одной из важных составляющих оценки прибыльности деятельности предприятия является анализ безубыточности. При проведении анализа безубыточности решаются три основные задачи:  Определение точки безубыточности (также встречается наименование "точка равновесия" и английское словосочетание break-event point) - минимального объема выручки от реализации, при котором деятельность организации остается безубыточной (прибыль от основной деятельности неотрицательна).  Определение "запаса прочности" организации с точки зрения прибыльности степени удаленности реального состояния предприятия от точки безубыточности.  Выявление и оценка причин, повлиявших на изменение "запаса прочности" организации. В рамках определения уровня безубыточности все затраты предприятия разделяют на две группы: условно-переменные (меняются пропорционально изменению объемов производства) и условно-постоянные (не меняются при изменении объемов производства). Следует отметить, что деление затрат на переменные и постоянные, особенно что касается накладных расходов, носит достаточно условный характер. В отечественной практике такое деление затрат по сути совпадает с делением на прямые и косвенные. Для проведения анализа безубыточности можно использовать аналитический и графический методы. Графически анализ безубыточности выглядит следующим образом: Аналитический способ расчета более удобен. Можно вывести формулы и с их помощью рассчитать данные показатели. В натуральном выражении точка безубыточности (безубыточный объем продаж): V кр = З пост / (Ц1 – Зпер1), где Зпост – постоянные затраты предприятия за период (год), руб.; Ц1 – цена продажи единицы продукции, руб./шт.; Зпер1 – переменные затраты на единицу продукции (удельные переменные затраты), руб./шт. Пример решения задач Текущий объем реализации продукции предприятия с учетом конъюнктуры рынка может составить 15 000 ед. Цена продажи единицы продукции – 30 руб., переменные затраты в расчете на единицу продукции – 12 руб., а постоянные в расчете на весь годовой выпуск продукции – 80 000 руб. Рассчитать: а) точку безубыточности производства, используя аналитический и графический методы расчета; 19 б) дополнительный размер дохода, который получит предприятие при условии сокращения переменных затрат на 10 % и постоянных затрат – на 20 000 руб. Решение: 1) Точка безубыточности производства: 2) Точка безубыточности при изменений условий: 3) Дополнительный размер дохода: (4445 – 3125) × 30 = 39 600 руб. 3. Ценообразование на продукцию предприятия Понятие цены, функции и виды цен. Цена — это денежное выражение ценности (значимости) товара, услуги, фактора производства в процессе обмена. Ценность товара, услуги, фактора производства – это единство цены и относительных функциональных и психологических преимуществ, предлагаемых торговой маркой. Компании стремятся обеспечить конкурентное преимущество за счет инноваций, качества, скорости доставки, сервиса и других усовершенствований, а не только за счет цен и уменьшения маржи прибыли. Цена является рыночной характеристикой товара; в ней в равной степени отражаются интересы всех участников процесса товарообмена — производителей и потребителей. Т.о. цена – это форма выражения ценности благ, проявляющаяся в процессе их обмена. Цена является важным показателем для предприятия, влияющим на величину его выручки, прибыли, рентабельности, она оказывает влияние на жизнеспособность, структуру производства, долю фирмы на рынке. Цены выступают основным фактором в решении таких вопросов, как определение рынков сбыта продукции, целесообразность производства товара и оказания услуги, расчета издержек производства, определение объемов инвестиций. Уровни цен некоторых товаров (нефть, сталь и т.д.) оказывают сильное влияние на экономику предприятий (как производителей, так и всех потребителей этих товаров) и страны в целом. Цена влияет на установление отношений между предприятием и покупателями его товара. Варьируя свои цены, предприятие стремиться удержать имеющихся или привлечь новых покупателей своих товаров. 20 Функции цены Функция цены — это ее роль в управлении национальным хозяйством в целом и каждым предприятием в отдельности. Выделяют следующие функции цены: 1. Измерительная функция – благодаря которой удается измерить, определить количество денег, которое покупатель должен уплатить, а продавец получить за проданный товар. С ней связана соизмерительная функция, заключающаяся в сопоставлении ценностей различных товаров. 2. Учетная функция связана с сущностью цены как денежного эквивалента товара. В цене учитываются затраты труда, сырья, материалов и прочего на изготовление товара. Кроме того, цена определяет размер прибыли, получаемой предприятием после реализации товара. 3. Стимулирующая функция заключается в воздействии на производство и потребление товаров и услуг. Механизм этого влияния основан на желании производителей в повышении объемов производства и качества продукции с целью увеличения сумм прибыли. Цены должны стимулировать производство продукции, так как в них заложен определенный уровень прибыли. Посредством цен можно поощрять инвестиции, внедрение научно-технических нововведений, изменять структуру производства и потребления, улучшать качество продукции. 4. Распределительная функция связана с колебаниями цены под воздействием рыночных факторов. Речь идет о распределении и перераспределении национального дохода между отраслями экономики, регионами, группами населения. В случае, когда требуется быстрое изменение приоритетов и пропорций в экономике, допускается введение государственного регулирования цен, в крайних случаях — прямое установление цен государственными органами. Это предполагает систему налогообложения с взиманием НДС и акцизов, а также введение или отмену различных налоговых льгот. 5. Функция балансирования спроса и предложения. Посредством цен в экономике осуществляется взаимосвязь между спросом и предложением и, следовательно, между производством и потреблением. В случае отклонения цены от ее реального рыночного уровня возникают диспропорции в производстве и потреблении, выражающиеся в дефиците или избыточном предложении. Возврат к равновесию возможен за счет изменения цен или объемов производства. 6. Функция цены как инструмента рационального размещения производства. Значение этой функции возрастет по мере развития и укрепления рыночных отношений в экономике. Складывающийся уровень цен в отраслях экономики способствует переливу капитала из одной отрасли в другую. При этом решение об изменении вида деятельности предприятие принимает самостоятельно исходя из ожидаемых результатов бизнеса. В России преобладает тенденция вложения средств в торговлю. Сфера производства развивается крайне медленно, и в нее неохотно вкладывают деньги, поскольку существует угроза инфляции, производство связано с большим сроком окупаемости вложенных средств. Можно добавить еще одну социальную функцию – с ценами и их изменением связаны структура и объемы потребления благ, услуг, расходы, уровень жизни, прожиточный минимум, потребительский бюджет семьи. Социальная реакция на уровень цен и его изменение достаточно высока. Классификация цен Все действующие в экономике цены образуют единую систему и находятся во взаимосвязи и взаимодействии. Это объясняется тем, что: - во-первых, существует единый процесс формирования затрат на производство; - во-вторых, все субъекты рынка взаимосвязаны между собой; - в-третьих, все элементы рыночного хозяйственного механизма тесно взаимосвязаны. Рассмотрим основные, широко распространенные виды цен. В зависимости от признака принятого для классификации, все виды цен можно разделить на следующие группы. 21 1. По характеру обслуживаемого оборота: - оптовые (отпускные) цены - это цены, по которым предприятия и оптово-сбытовые организации продают продукцию другим предприятиям, сбытовым организациям обычно крупными партиями (оптом). - закупочные цены (относятся к числу оптовых) – по которым реализуют продукцию сельскохозяйственные производители для последующей переработки. - биржевые цены – также относятся к оптовым - это цены контрактов, заключаемых на товарных биржах. - розничные цены – это цены продажи индивидуальному или мелкооптовому потребителю в так называемой розничной торговой сети. Посредством торговли по розничным ценам чаще всего обсуживаются конечные потребители, домашние хозяйства и граждане. Можно выделить также: Цены на строительную продукцию  сметная стоимость строительства отражает уровень предельных затрат на строительство определенного объекта;  прейскурантная цена — средняя стоимость единицы продукции объекта строительства (например: 1 кв. м. площади);  договорная цена — цена, устанавливаемая по соглашению между заказчиком и подрядчиком строительства. Тарифы на услуги транспорта - это плата за перемещение грузов и пассажиров. Тарифы на услуги, оказываемые населению - тарифы на услуги коммунального хозяйства, телефонной сети, на медицинское обслуживание и прочее. 2. В зависимости от государственного воздействия, регулирования, степени конкуренции на рынке различают свободные и регулируемые цены.  Свободные — цены, которые свободно формируются под влиянием изменения конъюнктуры рынка и не испытывают прямого государственного воздействия. К ним относятся: цены спроса, цены предложения, цены производства.  Регулируемые — испытывают определенное лимитирующее воздействие государственных органов по формированию цен, министерств и ведомств, ограничивающих рост или снижение цен в разной степени. К ним относятся: предельные (выше которых предприятия не могут устанавливать цены), фиксируемые (цены, устанавливаемые на определенном уровне), рекомендуемые, пороговые цены. 3. По способу установления, фиксации:  Твердые (постоянные) — цены, которые зафиксированы в контракте в момент его заключения и не подлежат изменению на протяжении всего срока действия контракта.  Подвижные — цены, которые зафиксированы в контракте в момент его заключения и могут быть изменены к моменту фактического выполнения поставки при определенных условиях (например: при изменении рыночной цены).  Скользящие — цены, исчисляемые в момент исполнения договора путем пересмотра первоначальной цены с учетом изменений в издержках производства за период времени, необходимый для изготовления продукции. Эти цены, как правило, устанавливаются на продукцию длительного изготовления. 4. По способу получения информации:  Публикуемые — цены, сообщаемые в специальных и фирменных источниках информации. К ним относятся: справочные и прейскурантные цены (публикуются в статистических справочниках, журналах, прейскурантах и каталогах), цены аукционов и торгов, биржевые котировки.  Расчетные — цены, которые рассчитываются поставщиками продукции с учетом индивидуального заказа потребителей, эти цены нуждаются в обосновании, пояснении и уточнении. 22 5. С учетом фактора времени.  Постоянные – цена, срок действия которой заранее не определен.  Сезонные — цены на товары, потребление которых носит сезонный характер. Величина этих цен определяется фактором времени.  Ступенчатые – ряд последовательно снижающихся цен на продукции в заранее установленные моменты времени по предварительно определенной шкале. 6. В зависимости от вида рынка на котором образуется цена:  Цены товарных аукционов – торги, специализирующиеся на сбыте определенных товаров (продукция лесного, сельского хозяйства, торговля пушно-меховым товаром, драгоценными камнями, предметами старины и искусства).  Биржевые котировки - цены специально организованного и постоянно действующего оптового рынка массовых, качественно однородных, взаимозаменяемых товаров (лесное сырье, цветные металлы, нефть и нефтепродукты, продовольственные товары).  Цены торгов - цены особой формы торговли, которая основана на выдаче заказов на поставку товаров или получение подрядов по заранее объявленным в специальном документе (тендере) условиям и привлечение на принципах конкуренции предложений от нескольких производителей. 7. Внутрифирменные цены. Трансфертные цены – цены, применяемые внутри фирмы при реализации продукции между подразделениями предприятия или разных предприятий, входящих в одну ассоциацию. 7. По условиям поставки и продажи:  Цена – нетто – цена на месте купли продажи.  Цена- брутто (фактурная цена) – определяется с учетом условий купли-продажи (вида и размера налогов, наличия и уровня скидок, вида возмещения транспортных расходов (вида «франко») и условия страховки. Состав и структура цены СебеПриКосвенные Снабженческо-сбытовая стоибыль налоги надбавка мость Акциз НДС Издер- При- НДС продук(по жки быль посред ции подакпоспосника цизным редредтованика ника рам) Оптовая цена предприятия без НДС Отпускная цена предприятия без НДС Отпускная цена предприятия с НДС (Покупная цена оптового посредника) Продажная цена оптового посредника (Покупная цена предприятия торговли) Розничная цена Торговая надбавка Издержки торговли Прибыль торговли НДС торговли Определение структуры цены позволяет понять, какую долю в цене составляют себестоимость, прибыль и налоги. На основе этих данных можно разрабатывать стратегию и тактику формирования цен на предприятии. 23 Снабженческо-сбытовая надбавка учитывает расходы по закупке, хранению, комплектации, фасовке, транспортировке и реализации продукции, а также прибыль необходимую для нормальной деятельности. Расходы, связанные в реализацией товаров розничными торговыми предприятиями, возмещаются через торговую надбавку (включает транспортные и другие расходы, а также прибыль и НДС) Надбавки определяются предприятиями торговли самостоятельно (за исключением регулируемых цен) и устанавливаются, как правило, к цене предприятия- изготовителя или к цене закупки без НДС. Надбавка может быть исчислена и на основе цены реализации. Структура розничной цены зависит от каналов товародвижения, чем больше посредников, тем больше размер надбавок. Методы ценообразования. В зависимости от особенностей товара, размеров и финансового состояния предприятияпроизводителя, его целей, для расчета цена могут быть использованы различные методы. Причем минимально возможная цена определяется себестоимостью продукции, максимально возможная – наличием уникальных достоинств. Таким образом, при выборе метода ценообразования нужно учитывать как внутренние ограничения (затраты и прибыль), так и внешние (покупательная способность, цены товаровконкурентов и пр.) Несмотря на многообразие методов и подходов к ценообразования существует алгоритм расчета цены: 1. постановка целей и задач ценообразования — предприятие должно четко представлять свои цели, определяя цену на свой товар; 2. определение спроса на продукцию — спрос определяет максимально возможную цену, по которой предприятие способно продать свой товар; 3. оценка издержек производства — величина издержек определяет минимальный уровень цены товара; 4. анализ цен и качества товаров конкурентов — является основным критерием при окончательном определении стратегии ценообразования; 5. выбор метода ценообразования и расчет исходной цены товара — существуют следующие основные методы ценообразования: рыночный (ценностный) и затратный, а также выделяют эконометрический метод, на основе выбранного метода определяется возможный уровень цены; 6. учет дополнительных факторов – необходимо учесть ряд факторов, влияющих на уровень цены, учесть реакцию покупателей, посредников, конкурентов, государства и т.д.; 7. установление окончательной цены — на этом этапе устанавливается окончательный уровень цены, оформляются соответствующие документы. При определении цены необходимо учитывать различные методологические подходы и, прежде всего, в цене должны быть учтены интересы производителя и потребителя. Одни методы учитывают интересы производителя, который стремится возместить свои затраты и получить прибыль, другие ориентированы на полезность продукции для потребителя. В условиях конкуренции формируется уровень цен выгодный и той и другой стороне. Все методы ценообразования могут быть объединены в три группы: 1. затратные; 2. рыночные (маркетинговых оценок); 3. эконометрические. Затратные методы основаны преимущественно на учете издержек производства и реализации продукции. Метод полных издержек – способ формирования цен на основе всех затрат, которые вне зависимости от происхождения списываются на единицу того или иного изделия. 24 Преимущество метода: его простота. Основой определения цены являются реальные издержки производителя на единицу продукции плюс расчетная прибыль. Данный метод позволяет установить предел цены, ниже которого опускаться она может только в исключительных случаях. Недостатки: - при установлении цены не принимаются во внимание спрос на товар, конкуренция на рынке, поэтому возможна ситуация, что при данной цене продукция не будет пользоваться спросом; - любой метода отнесения на себестоимость постоянных косвенных расходов является достаточно условным. Метод наиболее распространен на предприятиях с четко выраженной товарной дифференциацией для расчета цен по традиционным товарам, а так же для установления цен на новые товары, не имеющие ценовых прецедентов. Наиболее эффективен в условиях пониженной конкуренции, когда положение предприятия близко к монопольному, и сбыт продукции практически гарантирован. Сущность метода прямых затрат состоит в установлении цены путем добавления к переменным затратам определенной надбавки – маржинальной прибыли. При этом постоянные расходы, как расходы предприятия в целом не распределяются по отдельным товарам, а погашаются из разницы между суммой реализации и переменными затратами на производство продукции. При правильном подходе переменные (прямые) издержки должны явиться тем пределом, ниже которого ни один производитель не будет оценивать свою продукцию. В любом случае истинная функция издержек заключается в установлении нижнего предела для первоначальной цены на продукт, в то время как ценность для потребителя определяет высший предел установления цены на него. Этот метод применим практически для любых предприятий, однако, с уверенностью его можно использовать при установлении цен, когда имеются неиспользованные резервы производственных мощностей и когда все постоянные расходы возмещаются в ценах, установленных из текущего объема производства. Существуют и другие затратные методы ценообразования: - расчет цен на основе метода предельных издержек, при котором надбавка делается только к предельно высокой себестоимости производства каждой последующей единицы уже освоенного товара или услуги. Этот метод оправдан в том случае, если гарантированная продажа по несколько более высокой цене достаточна, чтобы покрыть накладные расходы. Как только достигнут уровень продаж, при котором можно покрыть все расходы, включая накладные, можно позволить снизить цену, нужно только покрыть себестоимость облуживания дополнительного покупателя. Однако для установления цен на всю продукцию это метод использоваться не может. - расчет цен на основе анализа безубыточности и обеспечения целевой прибыли. (метод маржинальных издержек). К переменным затратам на единицу продукции добавляется сумма (процент), покрывающая затраты и обеспечивающая достаточную норму прибыли. - расчет цен на основе метода рентабельности инвестиций. Основан на том, что проект должен обеспечивать рентабельность не ниже стоимости заемных средств. К суммарным затратам на единицу продукции добавляется сумма процентов за кредит. - другие методы. Рыночные методы исходят из того, что уровень спроса может быть единственным фактором, который следует учитывать при определении цен. При подобном подходе к определению цены предприятие исходит из положения, что потребитель самостоятельно оценивает ценность товара, беря в расчет основные и 25 дополнительные преимущества товара по сравнению с аналогичными на рынке, уровень и качества послепродажного обслуживания. Основным фактором при этом методе являются не издержки продавца, а покупательское восприятие, позволяющее покупателю из всей предложенной гаммы выбрать наиболее оптимальный, с точки зрения цены и качества, товар, учитывая при этом то, что приобретение дорогостоящего товара может быть иногда целесообразнее, чем покупка дешевого аналога. Ценность товара – единство его цены и воспринимаемого покупателем качества. Отличительное конкурентное преимущество достигается тогда, когда компания предлагает покупателю товар такой ценности, которую он вряд ли где-нибудь найдет. Создав преимущество, компания устанавливает более высокие цены на свой товар и получает высокую прибыль. Отличительное преимущество может быть экономическим, психологическим и экономико-психологическим. Существует целый ряд методов, позволяющих определить воспринимаемую потребителями ценность продукта (метод маркетинговых оценок). Эконометрические методы. Предприятия часто осваивают производство продукции, которая не заменяет ранее освоенную, а дополняет или расширяет уже существующий параметрический ряд изделий. Под параметрическим рядом понимается совокупность конструктивно и (или) технологически однородных машин, предназначенных для выполнения одних и тех же функций и отличающихся друг от друга значениями основных технико-экономических параметров в соответствии с выполняемыми производственными операциями. Метод удельных показателей (удельной цены) основан на формировании цен по одному из главных параметров качества товара. Удельная цена рассчитывается как частное от деления цены на основной параметр качества товара. Цуд = Цб/Пб, Цб – цена базисного товара, Пб – величина параметра базисного товара. Цена нового изделия: Цн= Цуд * Пн, Пн – величина параметра нового изделия. Этот метод можно использовать при установлении цен небольших параметрических групп продукции, имеющих несложную конструкцию и характеризующимся одним параметром. Он крайне несовершен, т.к. игнорирует все другие свойства изделия, спрос и предложение, другие способы использования продукции. Как правило, используется для ориентировочных оценок. Метод регрессионного анализа применяется для определения зависимости цены от изменения технико-экономических параметров продукции, относящейся к данному ряду. Ц= F (Х1, Х2, ….Хn), Х..- параметры изделия. Количественная зависимость между изменениями результативного и факторного признаков находится на основе регрессионного анализа. При этом могут быть получены различные уравнения регрессии: линейное, параболическое, степенное и т.д. Хотя метод носит ориентировочный характер, может успешно применяться. Например, предприятие разрабатывает новую модель автомобиля, надо определить будущую цену. На рынке реализуется множество моделей. Используя данные по этим моделям, можно построить уравнение регрессии (мощность двигателя, расход топлива, максимальная скорость, размер салона и т.д.). Полученную регрессию можно использовать для прогноза цены на новую модель и определения прибыльности ее производства. 26 Балловый метод заключается в использовании экспертных оценок значимости параметров товаров. Практическое использование метода осуществляется по следующему алгоритму: 1. отбор основных параметров; 2. начисление баллов по каждому параметру; 3. определение цены одного балла; Цбалла = Цб / (∑Ббi * Vi), Цб – цена базового изделия; Ббi – балловая оценка i-ого параметра базового изделия; Vi – весомость параметра. 4. расчет цены нового изделия. Цн = (∑Бнi * Vi)* Цбалла Бнi – балловая оценка i-ого параметра нового изделия. Применение данного метода связано с большим субъективизмом. Агрегатный метод заключается в суммировании цен отдельных конструктивных частей изделий, с добавлением стоимости оригинальных узлов, затрат на сборку и нормативной прибыли. 27
«Издержки предприятия. Цена продукции. Прибыль предприятия» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 256 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot