Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
ЧОУ ВО «Восточно – Европейский институт психоанализа» (eeip.ru)
Дистанционное обучение (do.eeip.ru)
Лекция 9. История психотерапии и консультативной психологии
Методические рекомендации
Задачи изучения темы лекции:
Познакомиться с основными отличиями психотерапии от консультативной
психологии.
Изучить краткую историю консультативной психологии.
Изучить историю психотерапии.
Познакомиться с возникновением основных направлений психотерапии за
рубежом и их основоположниками.
Изучить развитие психотерапии в России.
Познакомиться с основными идеями отечественной психотерапии и их
основоположниками.
Литература для углубленного изучения:
1.
Александров А.А. Современная психотерапия. – СПб., 2002.
2.
Макаров В.В. Психотерапия нового века. – М., 2001.
3.
Марченкова М.В. Очерк о развитии психотерапии в России //
Консультативная психология и психотерапия. № 1. 2012.
4.
Подсадный С.А. Очерки по истории психотерапии // Психологическая
газета. 1999. №№ 3-4.
5.
Психотерапевтическая энциклопедия / под ред. Б.Д. Карвасарского, 3-е изд.
СПб.: Питер, 2006.
6.
Ромек Е.А. Психотерапия: рождение науки и профессии. Ростов н/Д, 2005.
Часть 1. Психотерапия и консультативная психология
Определение психотерапии и консультативной психологии
Впервые термин «психотерапия» введен в конце XIX века английским врачом Дэниэлом
Хаком Тьюком. В опубликованной им в 1872 году книге «Иллюстрация влияния разума на
тело» одна из глав названа «Психотерапия». Этим словом называлось терапевтическое
действие, которое дух пациента мог иметь в отношении тела пациента благодаря влиянию
врача.
Сейчас психотерапия – это система лечебного воздействия на психику и через психику
на организм человека. Психотерапия может быть долгосрочной и краткосрочной, с
применением
лекарственных
средств
и
без
такового.
Психотерапия
может осуществляться в отношении как психических здоровых, так и психически
больных людей.
От
психотерапии
следует
отличать
консультативную
психологию. Консультативная психология – это раздел науки, содержащий
систематическое
описание процесса
оказания психологической
помощи
-
ЧОУ ВО «Восточно – Европейский институт психоанализа» (eeip.ru)
Дистанционное обучение (do.eeip.ru)
консультирования. Исходит из представления о том, что с помощью специально
организованного процесса общения у клиента можно актуализовать дополнительные
психологические силы и способности, которые, в свою очередь, могут обеспечить
отыскание новых возможностей выхода из трудной жизненной ситуации.
Отличия психотерапии от консультативной психологии
Консультативная психология содержательно и организационно обособилась в начале 50х гг. ХХ века в США - по мере осознания специфики процесса консультирования и его
отличия от психотерапии и от обучения. От классической психотерапии
консультирование отличает отказ от концепции болезни, большее внимание к ситуации и
личностным ресурсам; от обучения - придание значения не столько знаниям, сообщаемым
клиенту в ходе консультативных встреч, сколько особым взаимоотношениям между
консультантом и клиентом, порождающим у клиента дополнительные возможности
самостоятельного преодоления трудностей.
Существуют отличия в требованиях к уровню подготовки специалиста, оказывающего
воздействие.
Психологу-консультанту необходим психологический диплом (удостоверяет его
знание достижений научной психологии) и некоторая дополнительная специальная
подготовка в области теории и практики психологического консультирования, которая
может быть не особенно длительной. Практическая подготовка будущего психологаконсультанта подразумевает наблюдение за работой опытного психолога-консультанта и
самостоятельный опыт работы под наблюдением опытного психолога-консультанта с
последующим анализом деятельности. Требований к образованию специалистов по
психотерапии значительно больше. Они включают в себя наряду с теоретической
психологической подготовкой и определенными знаниями в области клинической
психологии также долгосрочную подготовку в рамках какого-либо терапевтического
направления (психоанализ, гештальт-терапия, психодрама и т.д.), а также длительный
опыт собственной психотерапии и работы под руководством опытного супервизора.
Важнейшими же критериями различия психологического консультирования и
психотерапии являются содержание процесса взаимодействия между клиентом и
консультантом/психотерапевтом и уровень проработки проблемы клиента.
Основным отличием консультирования от психотерапии является то, что в
консультировании проблема клиента всегда остается в фокусе консультативного процесса.
В консультативном процессе есть консультант, клиент и его проблема, а суть
консультирования в том, чтобы совместно с клиентом решить его проблему. При этом
проблема, как правило, обусловлена ситуацией, то есть можно сказать, что это ситуативно
обусловленная проблема. Клиент, столкнувшись с проблемной ситуацией в своей жизни,
оказывается дезадаптивным. Проблема часто предъявляется в виде конкретного симптома
и работа в основном ограничивается проработкой проблемы-симптома. Симптом в этом
случае чаще является обусловленным ситуацией, а не структурой личности клиента.
Решение проблемы связано, прежде всего, с осознанием вклада клиента и ситуации в
проблему и нахождение адекватного решения, что способствует возвращению клиента на
прежний уровень адаптации. Для этого достаточно бывает взглянуть на ситуацию подругому, изменить ее восприятие или отношение к ней.
ЧОУ ВО «Восточно – Европейский институт психоанализа» (eeip.ru)
Дистанционное обучение (do.eeip.ru)
В психотерапии идут дальше симптома. В этом случае симптом является следствием не
ситуации, а скорее структуры личности клиента, его характера. Терапия происходит не на
симптоматическом, а на характерологическом уровне (уровне структурных (хронических)
проявлений проблем клиента) с выходом на уровень взаимодействия - нарушений ранних
детско-родительских взаимодействий клиента. Далее, в психотерапии первоначально
проблема-симптом также присутствует в фокусе терапевтического контакта, но
постепенно она уходит в фон, а на первый план выдвигаются отношения между клиентом
и терапевтом, а также особенности структуры личности клиента. Проблема клиента в
случае психотерапии, в отличие от клиента при консультировании, обусловлена не
ситуацией, а структурой его личности. То есть не сама ситуация, а черты личности
клиента становятся источником его проблем и причиной его дезадаптации. В этом случае
недостаточно "сдвига восприятия" ситуации, как при консультировании. Терапия будет
связана с осознаванием и трансформацией структуры личности, ее установок, и в целом с
изменением идентичности клиента.
В фокусе взаимодействия терапевт-клиент оказываются отношения между ними. Речь
идет о таких феноменах терапевтических отношений, как сопротивление, перенос,
контрперенос. В случае же консультирования эти феномены не включены в
консультативный процесс. Появление же их в пространстве профессионального
взаимодействия свидетельствует о том, что это уже больше не консультирование, а
терапия.
В течение первой встречи с клиентом специалисту, как правило, становится понятно, в
каком режиме будет проходить их взаимодействие, – в консультативном либо
терапевтическом. Вполне возможно, что клиенту для решения своей проблемы совсем не
обязательно будет нужна психотерапия, и тогда вполне закономерно ограничится
консультированием. Иногда первоначально выбранный консультативный режим может
перейти в терапевтический. Это станет понятным для профессионала по
вышеперечисленным критериям, отличающим терапию от консультирования.
Часть 2. Краткая история консультативной психологии
Слово «консультирование» происходит от латинского слова consultare - совещаться,
заботиться, советоваться. Под этим словом в русском языке подразумевается совет,
разъяснение специалиста по какому-либо вопросу, беседа с целью расширения и
углубления знаний. Буквально «консультировать» значит давать совет или советоваться
по интересующей проблеме.
Возникновение консультативной психологии подготовлено всем ходом развития
психологии вплоть до начала XXI века.
На разных этапах развития психологии возникали и становились актуальными
различные ее отрасли.
Психологическая наука зародилась как наука о закономерностях психической
деятельности, направленная на изучение такого сложного объекта, как психика. Сначала
авторов интересовали наиболее общие законы психической деятельности. Изучалось:
ЧОУ ВО «Восточно – Европейский институт психоанализа» (eeip.ru)
Дистанционное обучение (do.eeip.ru)
как человек вообще (некий обобщенный, абстрактный человек) познает
окружающий мир;
как на основе отдельных ощущений, поступающих от органов чувств, у него
складывается некоторый целостный образ мира и себя в этом мире;
как он выстраивает образ своего действования в мире;
как он реально в этом мире действует.
Так появилась и начала развиваться общая психология.
Со временем на этом пути психология подошла к факту существования индивидуальных
различий, благодаря чему появиласьдифференциальная психология, стала интенсивно
развиватьсяпсиходиагностика. Исследование закономерностей поведения человека
вообще стало себя исчерпывать. Как это показывает в своем исследовании А. Анастази,
для психологов-экспериментаторов школы Вильгельма Вундта не было очевидным, что
люди не одинаковы, что они по-разному познают окружающий мир и по-разному
предпочитают действовать в нем. Для утверждения этого потребовалась определенная
научная дискуссия. Так Джеймс Маккин Кэттелл в Лейпциге вопреки неприятию В.
Вундтом такого типа исследований специально написал диссертацию об индивидуальных
различиях во времени реакции.
Сначала возникли типологии индивидуальных различий, затем методики для их
выявления. Использование данных об индивидуальных различиях сильно продвинуло
науку и прочно вошло к концу двадцатого века в обиход психологов-практиков.
Далее это направление исследований также начинает себя исчерпывать. Фокус анализа
все более смещается в сторону такой уникальности, которая не поддается типологизации.
Теперь уже мы все чаще говорим об уникальности, непредсказуемости каждого человека.
Естественно, что и общие закономерности психического существуют, и типологии,
например, темперамента, характера оправданы. Но мы все более подходим к тем
аспектам, которые невозможно было исследовать с помощью старых парадигм. Этому
факту соответствует появление и развитие гуманистического направления в
психологии.
Здесь же закладываются основы и консультативной психологии. Когда стали
исследовать уникальность, познавать ее законы, использовать эти законы в практике
оказания помощи конкретному человеку, вместо закономерностей психики предметом
научного анализа все более начали становиться закономерности диалога, позволяющие
работать с индивидуальностью. Фокус исследования различий сместился с
индивидуальных различий на различия в способах ведения диалога, различия в формах
организации взаимоотношений между специалистом, оказывающим воздействие, и
клиентом. Стало интересовать, какие способы организации диалога способствуют
выявлению закономерностей функционирования уникальности данного конкретного
человека, а какие препятствуют этому процессу, блокируют его, делают порой это совсем
невозможным. Какие параметры взаимоотношений помогают оказывать психологическую
помощь в опоре на закономерности уникальности клиента, а какие мешают. Примером
такого рода исследования является работа Джеймса Бьюдженталя «Искусство
психотерапевта», опубликованная на Западе в 1987 году, а в нашей стране в 2001 году.
ЧОУ ВО «Восточно – Европейский институт психоанализа» (eeip.ru)
Дистанционное обучение (do.eeip.ru)
Психологическое консультирование возникло в середине XX века именно благодаря
успехам психотерапии, когда накопленные знания позволили перейти к оказанию
помощи психически здоровым людям.
Другим важным шагом на пути развития психологии, предопределившим появление
консультативной психологии, было включение в контекст психологического анализа
социальной среды, в которой человек живет. Стали изучать влияние факта включенности
в большие и малые группы на психическую активность человека. Этому соответствовало
возникновение и развитие социальной психологии в области научных и прикладных
исследований.
Часть 3. История психодинамического направления в психотерапии
Многие исследователи исчисляют историю психотерапии от работ З.Фрейда.
В 1880-1882 годах Йозеф Брейер лечил страдающую истерией пациентку. Этот случай,
который известен в психоаналитической литературе как «случай Анны О», является
историческим, так как Брейер впервые применил при лечении своей пациентки новый
метод, который включал в себя установку на выявление с помощью гипноза истоков
возникновения невротических симптомов у молодой девушки. Брейер назвал новый метод
«катартический» - от древнегреческого слова «катарсис» (очищение).
Примерно в то же время в Гавре Пьер Жане работал с молодой девушкой методом
психологического анализа. Путем гипнотического внушения он смог подменить истину
ложью для того, чтобы травмирующее событие прошлого не просто забылось, а
окончательно исчезло из памяти пациента – так достигалось выздоровление. В этом
отношении психологический анализ Жане можно назвать «лечением ложью».
Между катартическим методом Брейера и психологическим анализом Жане было много
общего - они оба использовали гипноз для исследования причин возникновения
истерических симптомов, сделали акцент на травматических ситуациях, вызвавших
развитие невротических симптомов, для обоих стало очевидным, что для обнаружения
травматических ситуаций необходимо изучить предшествующие заболеванию периоды
жизни пациента, включая ранние годы детства. Эти привлекло вниманиеЗигмунда
Фрейда и легло в основу его психоаналитических исследований и терапевтической
деятельности.
До того, как Фрейд пришел к психоанализу, он провел исследования в области
физиологии, гистологии и неврологии, прошел стажировку во Франции и поработал
врачом, как со взрослыми пациентами, так и с детьми. К 1892 году Фрейд осознал, что его
способность гипнотизировать пациентов небезгранична, и он встал перед выбором: либо
отказаться от катартического лечения, либо попытаться делать это без сомнамбулической
стадии. Фрейд пришел к предположению, что пациенты знают все, что имеет для них
патогенное значение, и вопрос только в том, чтобы заставить их сообщить это. Элизабет
фон Р. (1892) была первой пациенткой, которую Фрейд вылечил внушением в
бодрствующем состоянии, а к 1896 году Фрейд отказался от гипноза.
Точной даты открытия процедуры свободных ассоциаций, или психоанализа, нет.
Вероятно, она постепенно развивалась между 1892 и 1896 годами, уверенно очищаясь от
ЧОУ ВО «Восточно – Европейский институт психоанализа» (eeip.ru)
Дистанционное обучение (do.eeip.ru)
гипноза, внушения, давления и опрашивания, которые сопровождали ее вначале. Вот как
описывал этот метод Фрейд: «Не оказывая какого-либо давления, аналитик предлагает
пациенту лечь удобно на софе, тогда как сам он сидит на стуле за ним, вне поля зрения
пациента. Он даже не просит его закрыть глаза и избегает любых прикосновений, так же,
как избегает всяких других процедур, которые могут напомнить о гипнозе. Сеанс,
следовательно, проходит как беседа между двумя людьми, в равной степени
бодрствующими, но один из них воздерживается от любых мускульных усилий и любых
отвлекающих ощущений, которые могут отвлечь его внимание от его собственной
умственной деятельности. Для овладения идеями и ассоциациями пациента аналитик
просит «разрешить ему войти» в такое состояние, как если бы они беседовали бесцельно,
бессвязно, наугад». Процедура свободной ассоциации стала известна как
фундаментальное, или основное, правило психоанализа.
Фрейд признавал, что личное влияние врача может быть чрезвычайно значимо, и
предлагал терапевту действовать и как просветителю, учителю, духовному отцу. Вместе с
тем он осознавал, что при определенных условиях отношение пациента к врачу может
«расстроиться» - фактор, который превратит отношения пациент — врач в наихудшее
препятствие на пути дальнейшего анализа. Так Фрейд обнаружил явления сопротивления
и переноса, которые поначалу рассматривались им как помехи в работе, но с 1912 года и
далее последовательный анализ переноса и сопротивления стал центральным элементом
терапевтического процесса.
Ну и главная заслуга Фрейда – открытие структуры психического аппарата человека, где
важнейшую роль играет бессознательное. В 1933 г., Фрейд писал, что в психоанализе
основные усилия направлены на то, чтобы «усилить Я (сознание), сделать его более
независимым от Сверх-Я (моральная инстанция), расширить сферу действия перцепции и
укрепить его организацию так, чтобы оно могло присвоить свежую порцию Оно
(бессознательные влечения). Где было Оно, там будет Я». В работе «Анализ конечный и
бесконечный» Фрейд утверждает: «Дело анализа — обеспечивать, насколько это
возможно, хорошие условия для функционирования Я, только в этом случае он выполнит
свою задачу».
Начало широкого признания Фрейда и психоанализа образованным обществом
относится к 1908-1920 годам, когда идеи Фрейда начали реально влиять на характер
культурного развития XX века. Быстрому развитию и оформлению психоанализа в
отдельную науку способствовали глубокие познания Фрейда в истории, культурологии,
искусстве. Во многих своих работах он дал новое психоаналитическое переосмысление
этих понятий.
Психоанализ Фрейда дал толчок к развитию пары десятков психоаналитических методов
и теорий, среди которых:
аналитическая психология К.-Г.Юнга,
индивидуальная психология А.Адлера,
характероанализ В.Райха,
активная аналитическая терапия В.Штекеля
волевая терапия О.Ранка
интерперсональная психотерапия Г.Салливана
ЧОУ ВО «Восточно – Европейский институт психоанализа» (eeip.ru)
Дистанционное обучение (do.eeip.ru)
интенсивная психотерапия Фромм-Райхманн
эпигенетический анализ Э.Эриксона,
Эго-анализ М.Кляйн
характерологический анализ К.Хорни
экзистенциальная психотерапия Р.Мэя,
трансактный анализ Э.Берна и другие.
Несмотря на теоретические и методические отличия, эти методы в главном не
противоречат друг другу и относятся к глубинной, или психодинамической
психотерапии.
Часть 4. История экзистенциальной и гуманистической психотерапии
Постепенно два ведущих направления психологии — психоанализ и бихевиоризм —
претерпевают изменения и существенно преобразуются.
В философии, психологии и психотерапии, вначале в Европе (после Первой мировой
войны),
а
затем
и
в
США
(в
50-60-е
годы)
начинает
активно
развиваться экзистенциализм.
В 30-е гг. ХХ в. швейцарский психиатр, психолог и философ Людвиг
Бинсвангер, опираясь на идеи, теорию и методологию экзистенциальной философии М.
Хайдеггера, феноменологию Э. Гуссерля и данные антропологии, переосмыслил
психоаналитические идеи З. Фрейда, учеником которого он был, и создал собственную
версию психоанализа –экзистенциальный анализ,главные идеи которого он развил в
своейкниге«Основные формы и познание человеческого существования» (1942).
Бинсвангер сосредоточил внимание на «бытии-в-мире» как принципиальном феномене
человеческого существования, исследовал его разнообразные формы, сделал ряд
феноменологических описаний субъективных переживаний в процессе лечения.
Экзистенциальный анализ ориентирован на исследование подлинного бытия личности,
которое обнаруживается при углублении ее в себя в ситуации выбора «жизненного плана»
и в экзистенциальной коммуникации. Большое значение придается изучению
межперсональных отношений. Трактуя человеческое существование в контексте трех
временных измерений (прошлого – настоящего – будущего), Бинсвангер полагал, что
симптомы невротического расстройства возникают тогда, когда из-за преобладания
одного из трех временных модусов происходит сужение внутреннего мира личности и
ограничение горизонта ее экзистенциального видения. По Бинсвангеру, особую роль в
возникновении невроза играют уменьшение или исчезновение открытости личности
будущему.
Экзистенциальный конфликт — это неиспользование возможностей, заложенных в
человеческом существовании. Психоаналитическая практика, по Бинсвангеру, должна
раскрыть пациенту экзистенциальные конфликты, его неудовлетворенность бытием,
избегание выбора и ответственности и т. п. Это позволит ему высвободить силы, которые
он ранее тратил на непродуктивную защиту от конфликтов, например, на избегание, и
использовать их для осознанного и ответственного решения и выбора.
ЧОУ ВО «Восточно – Европейский институт психоанализа» (eeip.ru)
Дистанционное обучение (do.eeip.ru)
В отличие от психоанализа, экзистенциальный анализ имеет дело со всеми формами
человеческого бытия. Это необходимо постольку, поскольку Фрейд слишком уж
биологизировал человека. Бинсвангер показывает, что человек не есть вещь, не есть
механизм среди других таких же механизмов в природе. Человек всегда стремится
превзойти пределы мира и всегда есть некоторый вызов миру. Именно этот вызов и
проявляется в его бытии. Поэтому анализ человека как личности, стремящейся преодолеть
мир (а вследствие этого и возникают различные неврозы и болезни), возможен, по
Бинсвангеру, только на пути соединения экзистенциализма и психоанализа.
Идеи экзистенционализма в психотерапии воплотили также немецкий философ,
психологи и психиатр Карл Ясперс, швейцарский психиатр и психолог Метард
Босс, шотландский психиатр Рональд Лэйнг и др.
Отдельно следует упомянуть появление логотерапии австрийского психолога,
психиатра и невролога Виктора Франкла — особого направления в экзистенциальной
терапии, основанного на поиске смыслов существования и призванного помочь людям
найти смысл даже в переживании страданий, как его нашёл сам Франкл в концлагерях
Второй мировой войны.
В дальнейшем большое влияние на развитие данного направления психотерапии оказали
известные американские психотерапевты Ролло Мэй и Ирвин Ялом.
Мэй в своих произведениях подвергает тщательному рассмотрению основные проблемы
человеческой экзистенции: добро и зло, свобода, ответственность и судьба, творчество,
вина и тревога, любовь и насилие.
Ялом полагал, прежде всего, что для каждого пациента должна изобретаться новая
психотерапия, потому что у каждого есть уникальная история. Основой этой «новой»
терапии служит терапия, построенная на межличностных взаимоотношениях «здесь и
сейчас» пациента и психотерапевта, на взаимных откровениях.
Принцип «здесь и сейчас» лежит в основе гештальт-терапии,основателем которой в 4050-е
годы
ХХ
века
явился
выдающийся
немецкий
врач-психиатр,
психотерапевт Фредерик
Перлз.
Совместно
с Полом
Гудменом и Ральфом
Хефферлином написал основополагающий труд «Гештальт-терапия, возбуждение и рост
человеческой личности» (1951). В 1952 вместе с «Семёркой» (кроме него, в «Семёрке»:
Лора Перлз, Изидор Фром, Пол Гудмен, Элиот Шапиро, Ричард Кицлер и Пол Вейс)
учредил Нью-Йоркский Гештальт-институт.
Гештальттерапия больше сосредоточена на процессе (на том, что происходит), чем на
содержании (на том, что обсуждается). Процесс относится к наблюдаемому развитию
поведения, происходящему во время часа терапии. Акцент на том, что есть, а не на том,
что было, могло бы быть, возможно произошло бы, должно было бы произойти. Внимание
уделяется процессам: процессу пациента, процессу терапевта и процессу взаимодействия
между ними.
Гештальттерапевтический подход позволяет успешно справляться с проблемами
коммуникативного характера, может быть использована при краткосрочных терапиях,
таких, как работа с шоковыми травмами, или при работах направленных на необходимые
ЧОУ ВО «Восточно – Европейский институт психоанализа» (eeip.ru)
Дистанционное обучение (do.eeip.ru)
изменения в поведении. Предполагается также работа с экзистенциальными проблемами
человека: одиночество, свобода, смерть, смысл.
В 1940-1950-х гг. американский психолог Карл Роджерс – один из лидеров
гуманистического направления в психологии – разработалклиент-центрированную
психотерапию. Ее основу составляет позитивная вера во врожденную тенденцию
человека к развитию своих оптимальных способностей.
Целью клиент центрированной терапии является помощь человеку в приведении его Яконцепции в большее соответствие с испытываемым опытом и достижение большего
самопринятия, что позволит ему в большей степени реализовать свой природный
потенциал. Решив, что люди обладают способностью к самонаправленному изменению
личности, Роджерс предположил, что при определенных условиях этот процесс пойдет
значительно быстрее. Успех терапии определяется качеством взаимоотношений между
сторонами терапевтического процесса. Эффективный терапевт проявляет по отношению к
клиенту эмпатию, безусловное позитивное отношение и строит контакт на основе
искренности.
Психотерапевтические встречи действуют через сам факт их новизны. Во время их
проведения психотерапевт служит катализатором, с помощью которого пациент реализует
свои латентные и лучшие способности для саморазвития.
Бурный рост интереса к гуманистической психотерапии приходится на 1960-1970-е гг.,
когда миллионы людей записывались в группы встреч, на сеансы развития способности
чувствовать, на курсы раскрытия потенциала человека и т. д.
Часть 5. Поведенческая (бихевиоральная) психотерапия
В 50-е годы ХХ века начинает активно развиваться поведенческая (бихевиоральная)
психотерапия. Она опирается на теорию научения и видит причину человеческих
трудностей и проблем в том, что в определенных неблагоприятных условиях среды
субъект обучился "неправильным" и неадаптивным формам поведения, которые приносят
страдания ему и окружающим его людям. В отличие от психоанализа и гуманистического
направления терапии поведенческие консультанты склонны фокусироваться не на
внутренних конфликтах и мотивах, а на видимом внешнему наблюдателю поведении
человека. Поведенческие терапевты считают, что от проблемного поведения можно
отучиться, используя специальные процедуры, основанные на законах обучения.
Целью поведенческой терапии является устранение неадекватного поведения (например,
чрезмерной тревоги) и обучение адаптивному поведению (навыкам социального
взаимодействия и уверенного поведения). Как преодолеть страх выступления перед
аудиторией, улучшить поведение капризного и агрессивного ребенка, отучить себя
переедать, защитить себя в конфликтной ситуации и научиться взаимодействовать с
противоположным полом - типичные задачи, решаемые в поведенческим
консультировании. Акцент работы ставится не на самопонимании, а на упражнениях и
отработке определенных навыков.
Поведенческая теория связывается с развитием идей Павлова, Бехтерева, Уотсона и
Скиннера.
ЧОУ ВО «Восточно – Европейский институт психоанализа» (eeip.ru)
Дистанционное обучение (do.eeip.ru)
Существует множество направлений и методов поведенческой психотерапии.
Методы усвоения и научения. Цель - построить желательное поведение.
Важный метод — имитационное научение Альберта Бандуры.
В «заместительном научении» систематически подражают образцу: человеку (напр.,
помощнику терапевта), символу (напр., фигурке в игре у куклы), герою литературного
произведения, фильма, известной личности. В работе с детьми для достижения
желательного поведения используют непосредственные подкрепляющие стимулы,
например конфеты. У взрослых этой цели служат жетонная система вознаграждений, а
также привилегии.
Методы отучивания. В «Одиссее» Гомера Одиссей по совету волшебницы Цирцеи
приказывает привязать себя к мачте корабля, чтобы не подвергнуться обольстительному
пению сирен. Своим спутникам он залепляет уши воском.
К отрицательному поведению, например, злоупотреблению алкоголем, подключают
аверсивний раздражитель, например запах, который вызывает рвоту.
Методы устранения должны устранять неадекватное поведение. Один из основных
методов - систематическая десенсибилизация — эффективный метод лечения фобий,
созданный 50 лет тому назад южноафриканским учёным Джозефом Вольпе.
Слово «десенсибилизация» происходит от латинского sensibilis (чувственно
воспринимаемый). Приставка «де» обозначает отделение, удаление, отмену, уменьшение,
понижение. Термин «десенсибилизация» первоначально использовался в фотографии (в
значении понижения чувствительности фотоплёнки) и в медицине при лечении аллергий.
В последнем случае под десенсибилизацией подразумевалось уменьшение
чувствительности организма к воздействию какого-либо вещества, обычно путём
систематического применения этого вещества, начиная с наименьших доз.
В каком-то смысле страх похож на аллергию. При аллергии «обычное» вещество
(клубника, шоколад, апельсины и т.п.) вызывает «необычную» реакцию (сыпь, зуд и т.д.).
При фобии «обычная» ситуация тоже вызывает «необычную» (фобическую) реакцию.
Попытка Дж.Вольпе использовать принципы лечения аллергии для избавления
от фобийоказалась весьма успешной. После прохождения курса десенсибилизации
выздоровление наступает у 90% пациентов.
Расслабившись и погрузив себя в ощущение полного покоя, человек (под руководством
психолога) начинает представлять те ситуации или объекты, которые ранее вызывали у
него страх, либо тревогу. Чередуя приближение и отдаление от источника тревоги,
производя откат при возникновении напряжения и возвращая себя в состояние покоя, рано
или поздно человек приобретает способность представлять то, что ранее вызывало страх,
уже в нейтральном душевном состоянии.
Методы конфронтации. Основной метод – имплозивная терапия(имплозия – взрыв,
направленный внутрь) или флудинг (наводнение) – предложен Томасом Штампфлем в
1967 г. — используется при фобиях и тревожном расстройстве, включая ПТСР. Сущность
лечения состоит в намеренном погружении пациента в травмирующие воспоминания с
ЧОУ ВО «Восточно – Европейский институт психоанализа» (eeip.ru)
Дистанционное обучение (do.eeip.ru)
целью реинтеграции подавленных эмоций. Его подвергают конфронтации с максимально
неприятным стимулом, и, соответственно, он должен пережить максимально выраженную
реакцию страха, гнева и т. д. «Погружение» производится на достаточно длительное
время (от 30 минут до часа), до тех пор, пока по мере привыкания к ситуации, неприятное
ощущение не исчезнет. При этом пациент и терапевт не должны использовать какие-либо
приемы (такие, как отвлечение или самоуспокоение), которые могли бы уменьшить
неприятные ощущения. Существует три вида имплозивной терапии: в воображении, в
реальности и виртуальные методики. Имплозивная терапия имеет определенное сходство
с методом систематической десенсибилизации. Ее отличие от систематической
десенсибилизации заключается в том, что при имплозии пациенту предлагается войти в
контакт с пугающей ситуацией без предварительного обучения техникам релаксации.
Часть 6. История когнитивной психотерапии
В 1960-е гг. ХХ века как самостоятельное направление сформировалась когнитивная
психотерапия, которая исходит из двух фундаментальных представлений о человеке:
а) как о думающем и активном;
б) рефлексирующем и способном изменять себя и свою жизнь.
Центральная категория когнитивной психотерапии – это мышление в широком смысле
слова. Основной постулат заключается в том, что именно мышление человека (способ
восприятия себя, мира и других людей) определяет его поведение, чувства и проблемы.
Например, человек, убежденный в том, что он беспомощен, при столкновении с
трудностями и проблемами будет испытывать чувства тревоги или отчаянья, состояние
дезорганизации, а следовательно, стараться избегать самостоятельных решений и
действий. У такого человека в голове постоянно мелькают мысли: «я не справлюсь», «я не
способен», «я опозорюсь», «я подведу» и т. д. При этом данные мысли и убеждения могут
находиться в прямом противоречии с его реальными возможностями и способностями.
Однако именно они определяют его поведение и результаты деятельности.
Перестройка таких иррациональных убеждений и ситуативно возникающих мыслей
позволяет избавиться от тяжелых переживаний, дает возможность научиться более
конструктивно решать различные жизненные проблемы. Именно такая работа необходима
для людей, страдающих тяжелыми эмоциональными проблемами: тревожными
состояниями, депрессией, приступами раздражения и гнева. В когнитивной психотерапии
разработана система высокоэффективных технологий, приемов и упражнений,
направленных на перестройку неадаптивного мышления и развитие способности мыслить
более реалистично и конструктивно.
Основатель когнитивной психотерапии – американский психотерапевтАарон
Бек. Когнитивная психотерапия в варианте Бека — это структурированное обучение,
эксперимент, тренировки в ментальном и поведенческом планах, призванные помочь
пациенту овладеть следующими операциями:
Обнаруживать свои негативные автоматические мысли
ЧОУ ВО «Восточно – Европейский институт психоанализа» (eeip.ru)
Дистанционное обучение (do.eeip.ru)
Находить связь между знаниями, аффектами и поведением
Находить факты «за» и «против» этих автоматических мыслей
Подыскивать более реалистичные интерпретации для них
Научить выявлять и изменять дезорганизующие убеждения, ведущие к
искажению навыков и опыта.
Еще
один
вариант
когнитивной
психотерапии –
рационально-эмотивная
терапия Альберта Эллиса. Цель: перевод пациента в проблемной ситуации с
иррациональных установок на рациональные. В этом методе также выделяются три
ведущих психологических аспекта функционирования человека: мысли (когниции),
чувства и поведение. Работа психотерапевта сводится сначала к выявлению
иррациональных установок больного (напр., чрезмерные ожидания относительно других
людей), затем к пересмотру их и после этого к формированию и закреплению у пациента
гибких рациональных установок. Этапы психотерапии обозначаются как А, В и С.
«А» (активаторы, англ. activating events) — это любые текущие события или
собственные мысли, чувства, поведение в связи с этими событиями, а, возможно,
воспоминания или мысли о прошлом опыте.
«В» (англ. beliefs) - верования.
«С» — следствия (англ. consequences).
В «А» каждый человек привносит что-то свое, а именно свои убеждения, цели,
физиологическую предрасположенность, установки, взгляды — «В». И уже «В» приводит
именно к тому, а не иному «С» — следствию.
«А», «В» и «С» тесно связаны, и ни один из этих элементов не может существовать без
других. Чтобы изменить «С», нужно или изменить непосредственно «А» (самый
неглубокий уровень психотерапевтических изменений), или осознать, что «В», ведущие к
иррациональным «С», иррациональны, проверить это в опыте и принять вместо
конкретных иррациональных «В» конкретные рациональные. Или же, в идеале, в случае
самого глубокого и эффективного терапевтического изменения, произвести философское
реструктурирование иррациональных воззрений.
Теории Эллиса и Бека отражают отход от первоначальной парадигмы поведенческой
психотерапии (стимул—реакция), рассматривающий когниции как промежуточные
переменные, как структурирующие и регуляционные компоненты эмоциональных,
мотивационных
и
моторных
процессов.
В рационально-эмоциональной
психотерапии главной промежуточной переменной являются рациональные и
иррациональные когниции. В когнитивной психотерапии определяющей переменной
являются реалистичные и нереалистичные (связанные с ошибками в когнитивных
выводах) когниции. И Эллис, и Бек признают связь когнитивных и поведенческих
переменных при доминирующем значении первых.
ЧОУ ВО «Восточно – Европейский институт психоанализа» (eeip.ru)
Дистанционное обучение (do.eeip.ru)
Часть 7. Зарождение психотерапии в России в конце XIX – начале XX века
За начало психотерапии в России условно принимают конец XIX в., когда термин
«психотерапия» появился в мировой практике лечения нервных болезней и вошел в ее
обиход.
В конце XVIII - начале XIX века плеядой выдающихся русских врачей – Зыбелиным,
Мудровым, Дядьковским, Захарьиным, Манассеиным, Боткиным – было разработано
учение о нервизме, признающее главенствующую роль нервной системы во всех
нормальных и патологических проявлениях организма.
Начиная с 70-х гг. XIX в. психотерапия постепенно выделяется из психиатрии и
невропатологии. Стали появляться учреждения, специализирующиеся на оказании
психотерапевтической помощи, увеличивалось количество специализированных
публикаций и изданий, в частности, появился журнал «Психотерапия (Обозрение
вопросов психического лечения и прикладной психологии)», выпускавшийся с 1910 г.
В издании «Реальная энциклопедия практической медицины: медико-хирургический
словарь для практикующих врачей» появляется одно из первых определений термина
«психотерапия» в России: «Под психотерапией понимают лечение воздействием на
психику. Ее не всегда можно строго отграничить от других способов лечения, так как и
последние часто оказывают большое влияние на психику больного. Так, например,
алкоголь, бром, морфий и многие другие наркотические средства влияют на психику.
Точно так же на нее воздействуют и физические методы лечения, например, массаж,
фарадизация кисточкой и т.п. Но все эти воздействия не относятся к психотерапии, так как
при них влияние на психику происходит не непосредственно, а только в зависимости от
физического или химического воздействия».
Показания к психотерапевтическому лечению были достаточно разнообразны: истерия,
неврастения и легкие психопатические расстройства, состояние угнетенности,
патологические настроения, неврозы страха, навязчивые идеи, половые извращения;
также психотерапия применялась при лечении алкоголизма и в качестве дополнения к
лечению при органических заболеваниях.
Первым методом научной психотерапии стал гипноз, интенсивное изучение и
разработка которого велась в Западной Европе, прежде всего во Франции, где с ним и
познакомились отечественные ученые.
Наряду с применением суггестивных методов в отечественной практике активно
использовались приемы рациональной психотерапии, которые описывались как метод
«лечения перевоспитанием» с целью укрепления воли и формирования новых
ассоциаций. Подчеркивалась важность привития больному с помощью убеждения более
высоких нравственных взглядов для укрепления «Я» пациента или переориентации на
другие цели и виды деятельности.
Здесь проходит пересечение с другой специфической линией развития в отечественной
психотерапии – подходами, обращенными к духовным компонентам личности,
возвышающими, одухотворяющими ее посредством воздействия на эмоциональную сферу
больного и использования ее в психотерапевтическом процессе. Первым в этом
ЧОУ ВО «Восточно – Европейский институт психоанализа» (eeip.ru)
Дистанционное обучение (do.eeip.ru)
направлении в нашей стране стал метод арететерапии, предложенный в 1908 году врачом
внутренних болезней Александром Ивановичем Яроцким, профессором медицинского
факультета Юрьевского университета (Тарту, Эстония). Греческое слово arete включает
такие понятия, как доблесть и добродетель, стремление к осуществлению высоких
идеалов и нравственному совершенствованию. Арететерапия опиралась на высшие
проявления духовной жизни, а именно на нравственные стороны человеческой личности.
В основу метода было положено представление о воздействии души на телесные
проявления.
Еще одним психотерапевтическим методом, пришедшим в Россию из Европы в начале
XX века, был психоанализ. Первое применение идей венской школы психоанализа в
российской психиатрии относится к 1896 г., когда московский врач Ливерий Осипович
Даркшевич использовалкатартический
метод
Брейера-Фрейда для
лечения
алкоголизма и нервных болезней. Однако широкую известность в медицинских и
гуманитарных кругах психоанализ в России стал обретать с 1904 г., когда в Петербурге
было выпущено «Толкование сновидений» З. Фрейда.
Первые русские психоаналитики занимали престижные позиции в медицинском мире,
были тесно связаны с литературными и политическими кругами, имели свой журнал,
университетскую клинику, санаторий. Уже к 1908 г. стало возможным говорить о
существовании (по крайней мере, в Москве) устойчивого объединения врачей и
психологов, избравших и внедряющих в практику психоаналитические идеи.
Однако в целом русская медицина принимала психоанализ настороженно, так как в
большинстве
своем
отечественные
психиатры
были
ориентированы
на
«физиологический» подход к проблемам души.
В послереволюционный период психоаналитические идеи Фрейда привлекли внимание
нового политического руководства страны. В 1921 г. в Москве создана
«Психоаналитическая ассоциация исследований художественного творчества», на основе
которой вскоре, при поддержке Главнауки и лично Л.Д. Троцкого и Н.К. Крупской, было
учреждено Российское психоаналитическое общество (РПО), включающее в себя две
секции: медицинскую (М.В. Вульф) и педагогическую (П.П. Блонский). В то же время
сформировалось Казанское психоаналитическое общество под руководством Александра
Романовича Лурии.
На основе психоанализа в 20-е гг. были разработаны приемы катартической
психотерапии: методика
репродуктивных
переживаний
М.М.
Асатиани (1926), гипноанализа С.Я. Лившица(1927).
Отечественные психоаналитики были поставлены перед задачей синтеза идей З. Фрейда
с учением К. Маркса, с одной стороны, и естественнонаучными взглядами И.П. Павлова
— с другой, с целью создания единой «подлинно материалистической концепции
личности».
Экспериментальное изучение высшей нервной деятельности в лабораториях Павлова,
выделение типов нервной деятельности, взаимосвязей между первой и второй
сигнальными системами привело к теоретическому обоснованию экспериментальных
неврозов, которое Иван Петрович Павлов перенес в клинику нервных болезней. Таким
ЧОУ ВО «Восточно – Европейский институт психоанализа» (eeip.ru)
Дистанционное обучение (do.eeip.ru)
образом, был заложен методологический фундамент патофизиологической теории
неврозов и их психотерапии. Это направление получило название —павловская
психотерапия, использовавшая на практике экспериментальные данные о возникновении
и угашении условных рефлексов, понятия о торможении, иррадиации, индукции, фазовых
состояниях. Этими терминами описывался и сам психотерапевтический процесс.
Павловская психотерапия привлекла внимание многих врачей и исследователей, которые
в теории и на практике развивали и дополняли ее новыми данными.
Психиатр, невропатолог Константин Иванович Платонов, профессор из Харькова, в
систематических экспериментальных исследованиях изучал физиологическую и
лечебную действенность слова. Материалы этих исследований впоследствии легли в
основу монографии "Слово как физиологический и лечебный фактор" (1930) и положили
начало психосоматическому направлению в медицине. Платонов убедительно доказал,
что словесные раздражители в силу их исключительной физиологической и социальной
значимости занимают особое место в системе высшей нервной деятельности человека.
Слово заменяет, отражает и обобщает смысловое значение конкретных раздражителей
внешней и внутренней среды. Вместе с тем оно служит средством создания сложной
системы
психотерапевтических
воздействий,
способствующих
устранению
функционального нарушения процессов высшей нервной деятельности и формированию
взамен патологических нормальных динамических их структур. Эти теоретические
воззрения были положены в основу разработанной им методики лечения реактивных
состояний, невроза навязчивых страхов, психосоматических заболеваний. Им написано
свыше 50 трудов.
В 1925 г. Совет народных комиссаров закрыл часть исследований «в связи с
несоответствием результатов работы вложенным средствам» К 1930 г. под влиянием
различных причин деятельность Российского Психоаналитического Общества полностью
прекратилась, а психоаналитический метод подпал под запрет.
Разрыв связей с западным профессиональным сообществом, слабые позиции
отечественной психологической науки не позволили психотерапии сохранить
достаточную самостоятельность, вернув ее в лоно психиатрии, получившей к этому
времени жесткую психофизиологическую ориентацию.
Часть 8. Отечественная психотерапия в 30—60-е годы XX века
В 1930-1940-е гг. в Ленинграде была разработана патогенетическая психотерапия,
теоретическую основу которой составила психология отношений Владимира
Николаевича Мясищева. Ученик В.М.Бехтерева, A.Ф.Лазурского, М.Я.Басова,
В.Н.Мясищев развил теоретические представления о взаимоотношениях личности и среды
своих учителей и развил концепцию психологии личности как системы отношений
индивида к окружающей действительности, в отличие от обычного понимания,
рассматривающего личность как систему функций. На основании психологии отношений
B. Н. Мясищев в 1939 году сформулировал клинико-патогенетическую концепцию
неврозов, согласно которой основным патогенным звеном в возникновении
невротических расстройств выступают противоречия в тенденциях и возможностях
личности с требованиями и возможностями, предоставляемыми средой и
ЧОУ ВО «Восточно – Европейский институт психоанализа» (eeip.ru)
Дистанционное обучение (do.eeip.ru)
воспринимаемыми личностью как неразрешимые. Теоретические положения
В.Н.Мясищева
были
развиты
его
соратниками,
учениками
и
последователями Е.С.Авербухом, Е.К.Яковлевой, Т.Я.Хвиливицким, Р.А.Зачепицким,
А.Я.Страумитом. Таковы были истоки Ленинградской (Санкт-Петербургской)
личностно-ориентированной школы психотерапии.
В психиатрических кругах Москвы большим авторитетом пользовался известный
психотерапевт Семен Исидорович Консторум. Он разработал оригинальный подход,
названный им активирующей психотерапией, которая имела своей целью перестройку
неадекватно переживающей и реагирующей психики не только и не столько путем
словесного обращения к интеллекту и эмоциям больного, к его мироощущению и
мировоззрению, сколько через изменение и корригирование его мироотношения.
Активирующая
психотерапия
Консторума
включала
разъяснение
роли
целенаправленности и воли пациента к здоровью, обратимости имеющихся расстройств в
сочетании с суггестивной психотерапией. Результаты научной и практической
деятельности Консторума были опубликованы в книге «Опыт практической
психотерапии» в 1959 г. уже после его смерти.
В конце 50-х гг. в клинике неврозов Украинского психоневрологического института стал
систематически изучаться и применяться метод аутогенной тренировки Шульца,
получивший в последующие годы несколько модификаций для применения с различными
целями и широко распространившийся в ряде клиник страны.
В
дальнейшем
возникли
новые
суггестивные
приемы
и
техники:
отрицательное самовнушение по М.Д.Танцюре (1956),мотивированное внушение по
Н.В.Иванову (1959), императивное
внушение
наяву
на
фоне
сильного
эмоционального напряжения при заикании по В.М.Шкловскому (1966) и др.
Исследовалась практика гипнотизации на расстоянии посредством телефона, телевидения,
разрабатывались «сочетанные методы психотерапии», комбинирующие внушение с
другими фармакологическими и физиотерапевтическими методами лечения.
Часть 9. Развитие отечественной психотерапии с конца 60-х годов ХХ века по
настоящее время
Разрыв в уровне развития отечественной и зарубежной психотерапии стал сокращаться в
конце 1960-х начале 1970-х гг., особенно после введения в университетах специализации
по медицинской психологии. Большое влияние на дальнейшее развитие психотерапии в
нашей стране оказало активное межинститутское научное сотрудничество с польскими,
чешскими и немецкими психотерапевтами. Начало тесным контактам с психотерапевтами
стран Восточной Европы было положено рабочей группой по психотерапии, созданной
на Первом международном
симпозиуме
социалистических
стран
по
психотерапии, который состоялся в Праге в 1959 г.
В медицинских институтах для усовершенствования врачей в Харькове, Москве и
Ленинграде были открыты кафедры психотерапии. В создании отечественной
психотерапии в ее современном виде важную роль сыграл Санкт-Петербургский научноисследовательский психоневрологический институт им. В. М. Бехтерева и кафедра
психотерапии
Санкт-Петербургской
медицинской
академии
последипломного
ЧОУ ВО «Восточно – Европейский институт психоанализа» (eeip.ru)
Дистанционное обучение (do.eeip.ru)
образования. В этих учреждениях в начале 70-х годов на базе патогенетической
психотерапии Мясищева его учениками Борисом Дмитриевичем Карвасарским,
Галиной Львовной Исуриной, Виктором Анатольевичем Ташлыковым и др. была
разработана личностно-ориентированная
(реконструктивная)
психотерапия, являющаяся пока единственной отечественной системой динамической
психотерапии. Ее цель — сделать личность, способной к разрешению внешних и
внутренних конфликтов путем реорганизации системы ее отношений.
Московским
ученым Владимиром
Евгеньевичем
Рожновым была
создана эмоционально-стрессовая психотерапия. Она опирается на идею о саногенном
воздействии стресса и состоит из суггестии наяву и из элементов групповой
психотерапии. Психотерапевтический процесс рассматривается как активное лечебное
вмешательство, цель которого (подобно хирургической операции) - произвести в душе
больного на предельно высоком эмоциональном уровне пересмотр, а в ряде случаев и
радикальное изменение отношения к себе, своему болезненному состоянию и
окружающей микро- и макросоциальной среде. Эмоционально-стрессовая психотерапия
адресуется как к сознанию больного, так и к сфере его предсознательного и психического
бессознательного, а точнее говоря, к той системе взаимопотенцирующего синергизма
сознания и бессознательного, которая и составляет психику каждой конкретной личности
во всех сложностях ее духовной жизни. Лечение осуществляется методом укрепления и
выработки идейных позиций и интересов больного человека.
Практическим выражением концепции эмоционально-стрессовой психотерапии Рожнова
стал метод, разработанный в 80-е гг. Марком Евгеньевичем Бурно, — терапия
творческим самовыражением.
Ученые Харькова (Вельвовский И. З., Телешевская М. Е., Липгарт Н. К., Филатов А.
Т.), развивая наследие К. И. Платонова, внесли значительный вклад в гипнотерапию,
аутогенную тренировку и другие методы суггестивной психотерапии.
Весьма своеобразными в общей логике развития отечественной психотерапии выглядят
методы, относимые к поведенческой психотерапии. Например, имаготерапия –
психотерапевтический метод тренировки больного в воспроизведении определенного
комплекса характерных образов с лечебной целью, предложенный в 1966 году Ильей
Евгеньевичем Вольпертом в качестве метода лечения пограничных нервно-психических
расстройств и способа реабилитации больного через его личностное развитие. А также
метод, разработанный Юрием Аркадьевичем Скроцким (1978) для работы с
подростками, страдающими психопатией, и получивший название «психотерапия
увлечениями», или «хобби-терапия».
Стоит также упомянуть о методах арттерапии, использующихся в России с 1970-х гг., и
о менее известном приеме обращения к эстетическому воздействию природы на человека,
возвышающему, гармонизирующему его личность, в методе ландшафтотерапии Л.Н.
Лежепековой и Б.А. Якубова (1977).
Четверть века назад в нашей стране практика психологической помощи в разнообразных
формах вошла в повседневную жизнь в виде психологических центров, телефонов
доверия, психологических тренингов, психологической работы с детьми, родителями,
руководителями, больными и т.п.
ЧОУ ВО «Восточно – Европейский институт психоанализа» (eeip.ru)
Дистанционное обучение (do.eeip.ru)
Этот период начался с таких событий в научной психотерапевтической жизни России,
как приезд в Москву В. Франкла, К. Роджерса, В. Сатир, появление новых ассоциаций и
объединений психологов (Ассоциация практических психологов, Ассоциация
гуманистической психологии, Психоаналитическая ассоциация и др.).
Вопросы для самопроверки
1.
Дайте определение психотерапии и консультативной психологии.
2.
Опишите основные отличия психотерапии от консультативной психологии.
3.
Когда и на основе чего возникло психологическое консультирование?
4.
Когда начинается история современной психотерапии?
5.
Какие ученые стоят у истоков психодинамического направления
психотерапии?
6.
Какие теории психотерапии появились на основе психоанализа З.Фрейда?
7.
Когда и на основе чего появились первые теории экзистенциального
направления психотерапии?
8.
Охарактеризуйте теории, относящиеся к экзистенциально-гуманистическому
направлению в психотерапии.
9.
Опишите появление и основные методы поведенческого направления в
психотерапии.
10. Когда сформировалась когнитивная психотерапия? В чем ее сущность?
11. Какие периоды можно выделить в истории развития отечественной
психотерапии?
12. Какие новые подходы в отечественной психотерапии возникли в первой
четверти ХХ века?
13. Как подходы в отечественной психотерапии возникли на основе
психоанализа?
14. В чем сущность «павловской психотерапии»?
15. Как развивалась психотерапия в нашей стране в 30 – 60-е годы ХХ века?
16. Какие новые теории появились в отечественной психотерапии во второй
половине ХХ века?