Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

История изучения проблемы профессионального выгорания

  • 👀 17941 просмотр
  • 📌 17877 загрузок
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «История изучения проблемы профессионального выгорания» docx
План- конспект лекции Тема: «История изучения проблемы профессионального выгорания» Продолжает исследование профессионального выгорания в рамках раздела: «Профессиональное выгорание: понятие, сущность, признаки». Следует за лекцией № 1: «Понятие профессионального выгорания». Актуальность Проблема эмоционального выгорания и профессиональных деформаций созвучна проблемам современного изменчивого и динамичного бытия человека, как никогда апеллирующего к человеческому фактору, экзистенциальным ценностям, глубинным проявлениям личности, задающим целостную картину мира. Одни исследователи считают, что главными в процессе синдрома эмоционального выгорания являются личностные критерии, другие находят причины, связанные с воздействием профессиональной среды, что отражается и в специфике общего методологического подхода к взаимоотношению личности и профессии. Известно, что синдром профессионального выгорания возникает под влиянием множества внешних и внутренних факторов (В.В. Бойко, 1996, Н.Е. Водопьянова, 1997, А.К. Маркова, 1996, К. Маслач, 1983, В.Е. Орёл, 2001 и др.), поэтому важно выявить эти факторы, что, в свою очередь, поможет в разработке программы профилактики синдрома эмоционального выгорания офисных работников. Также для разработки программы профилактики важно изучать личностные факторы, способствующие и препятствующие возникновению СЭВ (Бойко В.В., 2004; Водопьянова Н.Е., Старченкова Е.С., 2008; Юрьева Л.Н., 2008; Орел В.Е., 2005, 2008 и др.), в настоящее время этот вопрос всё ещё остается малоизученным, что обусловило актуальность нашего исследования. Задачи: 1. Рассмотреть понятие профессионального выгорания 2. Выделить модели эмоционального выгорания личности; 3. Проанализировать роль личностных характеристик в формировании признаков выгорания 4. Провести обзор факторов профилактики профессионального выгорания 5. Обсудить особенности истории изучения проблемы профессионального выгорания в научных исследованиях Формы обучения: эвристическая беседа, учебная дискуссия Предварительная подготовка: подготовка студентами докладов о деятельности Г. Френденбергера, К.Маслач, С. Гринсберга, К. Шернис Методическое обеспечение: плакаты с моделями профессионального выгорания. Понятие профессионального выгорания Эмоциональное выгорание – это состояние, когда человек ощущает себя истощенным морально, умственно, и физически. Начало изучения феномена эмоционального выгорания было положено американским психиатром Г. Фрейденсбергером. Термин "выгорание" он использовал для обозначения наблюдаемого им у медицинских работников состояния, характеризующегося совокупностью признаков истощения, потери мотивации и снижения ответственности. Несколько позднее К. Маслач был опубликован ряд работ, в которых она представила результаты исследования когнитивных стратегий, используемых профессионалами для борьбы с эмоциональным возбуждением. Автором было установлено, что люди, работающие в сфере "помогающих" профессий и вовлечённые в интенсивное и глубокое взаимодействие с другими людьми, наблюдаются определённые эмоционально-поведенческие нарушения (отрицательное отношение к работе, сниженная самооценка, утрата понимания и сочувствия по отношению к реципиентам). Исследования Г. Френденбергера и К. Маслач положили начало многочисленным исследованиям в сфере эмоционального выгорания. Сам термин "выгорание" оказался очень удачным в прагматическом смысле, так как подходил для описания определённых состояний, наблюдаемых у многих других, работающих в системе профессий "человек-человек". Модели эмоционального выгорания Анализ представленных в литературе результатов эмпирических исследований, проведенных западными психологами, позволяет выделить две группы моделей эмоционального выгорании: содержательную и процессуальную. Для содержательных моделей характерно детальное описание и систематизация признаков выгорания. Авторы содержательных моделей рассматривают выгорание как некое состояние, включающее в себя ряд конкретных элементов. Процессуальные модели предлагают динамическую характеристику исследуемого феномена, рассматривая эмоциональное выгорание как процесс, включающий ряд следующих друг за другом стадий (фаз). Наиболее полной и обоснованной классификацией симптомов выгорания считается классификация, предложенная В. Шауфелли и Д. Энзманном. Авторами были выделены 132 симптома выгорания, которые они объединили в 5 основных групп: 1) аффективные; 2) когнитивные; 3) физические; 4) поведенческие; 5) мотивационные. С точки зрения авторов, симптомы выгорания проявляются на трёх уровнях: индивидуально-психологическом, межличностном и организационном. Процессуальный подход к изучению эмоционального выгорания акцентирует внимание на динамических характеристиках рассматриваемого феномена. Согласно представлениям авторов процессуальной модели, выгорание представляет собой динамический процесс, развивающийся во времени по нарастающей. С. Гринсбергом была предложена пятиступенчатам модель выгорания [59]: 1. Первая стадия ("медовый месяц"). На этой стадии специалист, как правило, доволен своей работой, относится к своим рабочим обязанностям с энтузиазмом, однако, по мере нарастания рабочих стрессов профессиональная деятельность начинает приносить все меньше удовольствия, и работник становится менее энергичным. 2. Вторая стадия ("недостаток топлива"). Эта стадия характеризуется появлением усталости и апатии, могут возникнуть проблемы со сном. Если у сотрудника нет дополнительной мотивации, то он быстро теряет интерес к своей профессиональной деятельности. Если же мотивация сотрудника высока, то он может продолжать "гореть", подпитываясь внутренними ресурсами, но это негативно сказывается на его здоровье. 3. Третья стадия (хронические симптомы). Чрезмерная рабата приводит к опустошению, усталости, обострённой злобе, раздражительности, чувству подавленности. 4. Четвертая стадия (кризис). Если не обратить внимание на неприятные симптомы выгорания, оно переходит на четвёртую стадию. На этой стадии развиваются хронические заболевания, и человек может частично или полностью утратить работоспособность. На фоне этого усиливаются переживания неудовлетворённости. 5. Пятая стадия ("пробивание стены"). Заключительная стадия выгорания, на которой физические и психологические проблемы переходят в острую форму и могут спровоцировать развитие опасных заболеваний, угрожающих жизни человека. К. Шернис выделяет три стадии профессионального выгорания. Первая стадия характеризуется дисбалансом между ресурсами и требованиями среды, что порождает стрессовое состояние. На второй стадии у работника возникают краткосрочное эмоциональное напряжение, утомление и истощение. Третья стадия проявляется в изменениях мотивационной сферы профессионала и его поведения, где ведущим симптомом является негуманное (бездушное) обращение с клиентами. Ведущей детерминантой возникновения выгорания, с точки зрения автора, является адекватность выбранного субъектом способа преодоления стресса. Несмотря на несомненный вклад в изучение профессионального выгорания, процессуальные модели, предложенные западными психологами, в основном носят описательный характер. Их отличает разнородность и мозаичность, снижающие их практическую ценность. В зарубежных исследованиях феномена эмоционального выгорания можно выделить две основные точки зрения в его понимании. Выгорание понимается либо как некий комплекс относительно независимых друг от друга симптомов, которые объединяются в более крупные блоки, либо как процесс, сопутствующий профессиональному развитию человека и имеющий стадиальный. Роль личностных характеристик в формировании признаков выгорания Есть некоторые исследования о существовании положительной связи между уровнем образования и степенью эмоционального выгорания. Люди с высшим образованием более подвержены возникновению профессионального выгорания. Предполагается, что причиной этого может выступать завышенные притязания у людей с более высоким уровнем образования. Значительное количество эмпирических исследований в рамках данного подхода направлено на выявление роли личностных характеристик на формирование признаков эмоционального выгорания. Г. Фраунбергер описывает "выгорающих" профессионалов как сочувствующих, гуманных, мягких, увлекающихся, идеалистов, ориентированных на людей, и, одновременно, неустойчивых, интровертированных, одержимых навязчивыми идеями (фанатичных), "пламенных" и легко солидаризующихся. Э. Махер выделяет в качестве факторов, инициирующих выгорание авторитаризм и низкий уровень эмпатии. Некоторые исследования подтверждают положительную связь между выгоранием и агрессивностью и тревожностью. Умняшкина С. В. и Агапова М. В. рассматривают эмоциональное выгорание как следствие нарушения процессов самореализации и самоактуализации личности. По мнению авторов, к профессиональному выгоранию приводят конфронтационные копинги в ответ на неблагоприятные средовые воздействия. Следует подчеркнуть, что в настоящее время психологи располагают достаточно большим объёмом эмпирических исследований относительно индивидуально-психологических предпосылок эмоционального выгорания. Однако, пока не все особенности личности изучены в достаточной мере, поэтому требуются дополнительные исследования в этом направлении. B.B. Бойко выделяет ряд внешних и внутренних предпосылок эмоционального выгорания. Группа внешних (организационных) факторов включает условия материальной среды, содержание работы и социально-психологические характеристики деятельности. К внутренним факторам, обуславливающим эмоциональное выгорание, В.В. Бойко относит склонность к эмоциональной ригидности, интенсивную интериоризацию, слабую мотивацию эмоциональной отдачи в профессиональной деятельности и нравственные дефекты и дезориентации личности. Согласно В. В. Бойко, нравственная дезориентация проявляется в склонности к разделению людей на "плохих" и "хороших" без достаточных для этого оснований, предвзятом, либо индифферентном отношении к ним. По мнению М.В. Агаповой, внешние факторы являются необходимыми для развития эмоционального выгорания, внутренние – обязательные. К настоящему времени в отечественной психологии делаются попытки рассмотрения причин возникновения у профессионалов феномена выгорания с позиций системного подхода. В. Е. Орел, в частности, указывает на возможность развития синдрома психического выгорания как своеобразной интегративной реакции на дезадаптацию субъекта к профессиональной среде. При этом личностным детерминантам отводится ведущая роль в формировании данного феномена. В исследовании он установил, что как провоцирующий ("катализаторы"), так и стабилизирующий ("ингибиторы") характер влияния личностных особенностей на выгорание обусловлен спецификой профессиональной деятельности. В качестве ведущего фактора структуры личностных детерминант выгорания определен фактор нейротизма, от уровня выраженности которого и специфики включенности, зависит стабилизирующий или провоцирующий характер влияния на выгорание. Н.Е. Водопьяновой и Е.С. Старченковой обнаружены корреляционные связи между выгоранием и показателями «качества жизни», а также показателями самореализации. Особое значение авторы отводят балансу удовлетворенности – переживания успеха, как в профессиональной, так и в личной жизни. Умняшкина СВ. и Агапова М.В. рассматривают эмоциональное выгорание как следствие нарушения процессов самореализации и самоактуализации личности. Авторы отмечают, что люди со слабой тенденцией к самоактуализации склонны к сопротивлению, конфронтации с неблагоприятными средовыми факторами и всей профессиональной ситуацией в целом, они перестают чувствовать удовлетворение от работы, не могут относиться творчески к своим профессиональным обязанностям, что в совокупности приводит к отчуждению от предмета и продукта труда. Напротив, самоактуализирующаяся личность обладает "противоядием" по отношению к выгоранию именно за счет высокой активности по осмыслению своего места и роли в жизненной ситуации других людей, за счет осознания собственной миссии и готовности «платить» за самоидентичность и самореализацию. Факторы профилактики профессионального выгорания Среди факторов, позволяющих обеспечить профилактику выгорания, можно выделить обеспечение сотрудникам возможности их профессионального роста, грамотную мотивационную политику, которая включает социальные гарантии и социальную поддержку, четкость должностных инструкций, корпоративные мероприятия, направленные на развитие благоприятного социально-психологического климата в коллективе. Анализ литературы по исследуемой нами проблеме показал, что данный феномен в психологии рассматривается как специфическое явление, проявляющееся в профессиональной деятельности у лиц без признаков психической патологии. Не смотря на то, что симптоматика, присущая эмоциональному выгоранию, рассматривается как вариант нормы, формирование эмоционального истощения может способствовать развитию патологических реакций. Таким образом, выгорание может рассматриваться как феномен, находящийся на границе "нормы" и "патологии" и представляющий собой крайний вариант нормы. Дискуссия по изучению проблемы профессионального выгорания в научных исследованиях Список литературы Основная 1. Александровский Ю. А. Состояния психической дезадаптации и их компенсация. М.: Наука. 1976. 272 с. 2. Андреева Г. М., Богомолова Н. Н., Петровская Л. А. Зарубежная социальная психология ХХ столетия: Теоретические подходы: Учеб. пособие для вузов. М.: Аспект Пресс. 2002. 287 с. 3. Безносов С.П. Профессиональная деформация личности. СПб.: Речь, 2014. 272с. 4. Бодров В. А. Психологический стресс: развитие учения и современное состояние проблемы / РАН, Институт психологии. М.1995. 136 с. 5. Бойко В.В. Синдром "эмоционального выгорания" в профессиональном общении. СПб. 1999. 105 с. 6. Вилюнас В. Психология эмоций. СПб.: Питер. 2008. 496 с. 7. Водопьянова Н. Е. Синдром "психического выгорания" в коммуникативных профессиях // Психология здоровья / под ред. Г.С. Никифорова. СПб.: Изд-во СПбГУ. 2000. 498 с. 8. Водопьянова Н.Е. Синдром выгорания : Диагностика и профилактика. СПб.: Питер. 2005. 336 с. 9. Зеер Э. Ф. Психология профессионального образования : учеб. пособие для вузов. – Екатеринбург: Издательство УГППУ. 2000. 396 с. 10. Ильин Е. П. Эмоции и чувства. СПб.: Питер. 2002. 221с. 11. Леонова А.Б., Кузнецова А.С. Психологические технологии управления состоянием человека. М.: Смысл. 2007. 311 с. 12. Маркова А. К. Психология профессионализма. М.: Международный гуманитарный фонд «Знание». 2012 г. С. 400 13. Сидоров, П. И. Синдром профессионального выгорания. - Архангельск: СГМУ, 2007. 175 с. Дополнительная 14. Агапова М.В. Социально-психологические аспекты эмоционального выгорания и самоактуализация личности: Дис. ... канд. психол. наук. – Ярославль. 2004. 184 с. 15. Абрумова А. Г. Анализ состояний психологического кризиса и их динамика // Психологический журнал. 1985. № 6. С. 107-115. 16. Бухтияров И.В., Рубцов М.Ю., Костенко Н.А. Современные психологические факторы риска и появления профессионального стресса // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2014. № 5-2. С.773-775. 17. Влах Н.И. Модель психологической помощи представителям «Помогающих» профессий при эмоциональном выгорании // Вестник ЮУрГУ. Серия: Психология. 2015. №4. С.24-30 18. Клочко В.Е. // Материал конференции «Человек в психологии: ориентиры исследований в новом, столетии». Изд-во Каргу. 2011. С. 101—110. 19. Королева Е. Г., Шустер Э. Е. Синдром эмоционального выгорания // Журнал ГрГМУ. 2007. №3 (19). С.108-111 20. Лукьянов В. В. Взгляд на проблему исследования синдрома "эмоционального выгорания" у врачей-наркологов // Вестник психотерапии. 2006. № 17. С. 54-61. 21. Малкина-Пых И. Г. Экстремальные ситуации. М.: Изд-во Эксмо. 2005. 960 с. 22. Меркулова Н.Н. Синдром эмоционального выгорания и программа его преодоления в сфере «Помогающих» профессий // Вестник ТГУ. 2011. №12. С.199-206 23. Орёл В.Е. Синдром психического выгорания. Мифы и реальность. М.,2014. 296 с. 24. Психологическое обеспечение профессиональной деятельности. / Боровикова С. А., Водолазскова Т. П. – СПб.: Изд-во С.-Петербургского ун-та.1991.152 с. 25. Редина Т.В. Личностные детерминанты эмоционального выгорания у специалистов учреждений для детей с ограниченными возможностями здоровья: Дис. ... канд. психол. наук. М., 2010. 26. Роберте Г. А. Профилактика выгорания // Обзор современной психиатрии. 1998. № 1. С. 39-46. 27. Ронгинская Т. И. Синдром выгорания в социальных профессиях // Психологический журнал. 2002. Т. 23. № 3. С.85-95. 28. Умняшкина С. В. Синдром эмоционального выгорания как проблема самоактуализации личности (в сфере помогающих профессий): Дис. ... канд. психол. наук. Томск. 2001. 162 с. 29. Шамис В.А. Особенности эмоционального выгорания персонала организации // Лидерство и менеджмент. 2016. №2. С.101-112
«История изучения проблемы профессионального выгорания» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 767 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot