История искусств. Искусство России
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
История искусств. Искусство России
Лекция. Общая характеристика отечественного искусства
План:
1.
Древнерусское искусство.
2.
Русское искусство XVIII в.
3.
Русское искусство XIX – начала XX вв.
4.
Отечественное искусство советского периода.
5.
Современное отечественное искусство.
Искусство Древней Руси. Архитектура и иконопись домонгольской Руси.
Иконопись. Принципы изображения человека в XI – XIII вв. Архитектура и зодчество.
Преемственность византийских образцов. Богородицкая Десятинная церковь в Киеве.
Собор Св. Софии в Киеве. Символика православного храма. Формирование местных
художественных школ. Архитектура Владимиро-Суздальского княжества. Дмитриевский
собор. Архитектура Пскова и Новгорода. Русское искусство конца XIV – сер. XV вв.
«Абстрактный психологизм» живописи. Исихазм и творчество Феофана Грека. Андрей
Рублев и его эпоха. Русский высокий иконостас. Дионисий. Особенности живописи.
Дионисий и его школа. Русское искусство XV – сер. XVII вв. Формирование облика
Москвы и Кремля. Архитектура и градостроительство XVI в. Церковь Вознесения в
царском селе Коломенском. Покровский собор. «Нарышкинское барокко». Симон Ушаков.
Прикладное искусство Древней Руси.
Искусство России XVIII века. Реформы Петра I. Образование Российской империи.
Влияние петровских преобразований на русскую художественную культуру. Место
искусства в жизни русского общества: искусство как государственное и светское «дело».
Освоение европейских художественных традиций русскими художниками. Формирование
нового художественного языка. Периодизация искусства России XVIII века. Искусство
Петровского времени. Формирование нового художественного языка. Новые черты в
архитектуре (ордер, регулярность, симметрия, анфилада); в пластике (новые
композиционные приемы и анатомические представления); в живописи (станковая картина,
новые законы перспективы и др). Система художественного образования в России. Роль
пенсионерства за рубежом. Проблема многостилья: одновременное проявление на русской
почве барокко, рококо, классицизма при преимущественном развитии барокко.
Архитектура Петербурга.
Новый тип русского города. Проекты планировки Петербурга (Жан-Батист Леблон,
Доменико Трезини). Основные зоны застройки и принципы регулярного
градостроительства. Роль Канцелярии городовых дел (с 1723 г. Канцелярии от строений) в
создании новой столицы. Состав архитекторов. Типология общественного, жилого и
культового зодчества. Деятельность Доменико Трезини. Петропавловский собор (17121733) и его реплики. Здание Двенадцати Коллегий (1722-1742, Д. Трезини, М.Г. Земцов,
Дж. Трезини), Летний дворец Петра (Д. Трезини, А. Шлютер, 1710-1714). Приемы
мазанкового строения. «Образцовые» проекты жилых домов. Характерные черты и
атрибуционные признаки архитектуры петровского времени («пилястровый стиль»,
характер ордера, формы наличников и т.д.). Первый русский музей Кунсткамера (17181734, Г.-И. Маттарнови, Н.-Ф. Гербель, Г. Кьявери, М.Г. Земцов). Дворец А.Д. Меншикова
на Васильевском острове (1710 -1720-е, Дж.-М. Фонтана, Г. Шедель). Загородные ансамбли
– Петергоф, Ораниенбаум, Стрельна. Законы и компоненты регулярного сада (боскеты,
перголы, партеры, типы фонтанов). Скульптура. Отношение к объемной пластике в
искусстве древней Руси. Традиции церковной деревянной скульптуры. Обращение к новым
темам. Овладение искусством скульптурного бюста, монументальной статуи. Роль
медальерного дела. Переход к новым принципам пропорционального построения, приемам
композиции многофигурного барельефа, каркасной организации фигуры, характеру
обнаженного тела, укрывающего его покрова и др. Материалы скульптуры – восковое и
бронзовое литье, белый камень, мрамор, лепнина из алебастра (стук), терракота, резьба по
дереву. Ведущая роль Бартоломео Карло Растрелли. Барокко в пластике и проблемы
скульптурного портрета. Бюсты Петра I (1723-1729, ГЭ), А.Д. Меншикова (1716-1717, ГЭ).
Монументальные произведения Растрелли: памятник Петру I (1720-1724, отлит в 17451746) и скульптурная группа «Анна Иоанновна с арапчонком» (1741). Проект
Триумфального столпа в честь Петра I и Северной войны (1720-е гг.). Живопись. Эстетика
раннего русского портрета и проблема сходства. Принципиальное различие «портретаиконы» и светского портрета Нового времени. Основные типологические разновидности
портрета и вопросы стилевой ориентации. Экстраординарный дух петровского времени и
его отражение в портретной концепции. «Преображенская серия» (портреты участников
«Всепьянейшего и сумасброднейшего собора Всешутейшего князь-папы», 1690-е –
начало XVIII в.). Традиции западноевропейского шутовского портрета XVII в. на русской
почве. Связь этих произведений с сословными и этическими нормативами петровского
времени. Иван Никитич Никитин. Жизнь и творческая судьба художника. История
атрибуции его произведений и современное положение в данной области. Ранний период
творчества – портреты цесаревны Анны Петровны и царевны Прасковьи Иоанновны.
Поездка в Италию. «Портрет графа Г. И. Головкина», «Портрет напольного гетмана»,
«Портрет барона С.Г. Строганова». Вопросы стиля и типологии. Колористическая гамма
полотен Никитина и эмоциональная тональность культуры петровского времени. Андрей
Матвеев. Обучение в Голландии. Композиции «Аллегория живописи» и «Венера и Амур».
Освоение мифологического сюжета и трудности в изображении обнаженной натуры.
Появление портрета-картины: «Автопортрет с женой». Новая культура отношений и ее
отражение в живописи. Парные портреты И.А. и А.П. Голициных. Религиозная живопись
Матвеева в Петропавловском соборе. «Россика» – произведения иностранцев, созданные
в России. Иоганн Готфрид Таннауэр. Его работы – «Портрет Петра I в Полтавской битве»,
«Портрет царевича Алексея Петровича». Французский художник Луи Каравак (1684-1754,
в России с 1716 г. до смерти) и особенности его детских образов. «Портрет царевен Анны
Петровны и Елизаветы Петровны», «Портрет царевны Елизаветы Петровны в детстве» –
образцы рококо на русской почве. Проблема галантного общения и ее отражение в
искусстве. Сравнительный анализ художественной функции «россики» и деятельности
отечественных художников.
«Елизаветинское» барокко. Продолжение основных тенденций в развитии
архитектуры, живописи и пластики. Определенное замедление темпов развития станкового
искусства и усиление парадной декоративной ветви. Преимущественные успехи в области
архитектуры и подчинении ей других видов искусства. Подготовка зрелого этапа барокко.
Национальный подъем и расцвет русской культуры. Роль Академии наук и М.В.
Ломоносова. Основание Московского университета (1755) и Академии художеств (1757).
Эстетика отечественного варианта барокко и его национальная специфика.
Государственный характер этого стиля в России. Новое отношение к традиции XVII в. –
творческое обращение к ней в Москве и Петербурге и непосредственное продолжение в
провинции. Конец 1750 -х гг. – короткая полоса стиля рококо. Его сфера. Основные черты
формообразования и колористические предпочтения рококо. Склонность к экзотическим
мотивам.
Франческо Бартоломео Растрелли – ведущий архитектор этого времени. Дворцы
Бирона в Митаве (ныне Елгава) и Руентале (ныне Рундале). Пафос государственности и
жизнеутверждающая сила произведений Растрелли. Зимний дворец и тема «блока-карэ».
Большой дворец в Петергофе Большой (Екатерининский) дворец в Царском Селе и
композиция «блок-галерея». Роль анфилады в структуре интерьера и проблема
пространственного иллюзионизма. Смольный монастырь в Петербурге. Принципы
золотого сечения в пропорциональной структуре собора. Андреевская церковь в Киеве и
особенности пятиглавия Растрелли. Деятельность Саввы Ивановича Чевакинского
(1713-1770). Никольский Морской собор. Алексей Васильевич Квасов. Построенный им
собор в Козельце – образец близкого к украинскому варианта пятиглавия. Живопись. Ее
жанровая структура, проблемы стилевого состояния. Вопросы художественного
образования и производства. Русская школа и россика. Социальный состав мастеров.
Типология портрета. Его взаимоотношение с портретом Петровского времени с одной
стороны и портретом конца XVIII века – с другой. Иван Яковлевич Вишняков. Портреты
супругов Н.И. и К.И. Тишининых, детей Фермор – Сарры и Вильгельма. «Портрет князя
Ф.Н. Голицина в детстве». Традиция и характер его искусства: буквализм и «наивный
реализм» как черты метода русского мастера середины века. Качества вещности и
тенденция к факсимильному воспроизведения натуры. Творчество Алексея Петровича
Антропова. Камерные портреты А.М. Измайловой, Ф.И. Краснощекова, Т.А. Трубецкой,
М.А. Румянцевой. Парадный портрет в творчестве Антропова. «Портрет архиепископа
Сильвестра Кулябки» и особенности изображения духовного лица в XVIII в. Концепция
художника и специфика физиономических особенностей портретов Антропова. Проблема
соответствия духовного и физического. Иван Петрович Аргунов. Уникальная проблема
крепостного творчества. Обучение у Г.-Х. Гроота. «Портрет П.Б. Шереметева с собакой»,
проблема копирования и версифицирования как типичная черта художественного
творчества в XVIII в. Портреты П.Б. Шереметева и В.А. Шереметевой. Зарождение
интимного портрета и необходимый уровень взаимоотношений модели и художника
(портреты четы Хрипуновых) Методы создания ретроспективного или исторического
портрета (портреты Б.П. и А.П. Шереметевых). Значение, которое придается искусству как
средству утверждения знатности и репутации рода. Бытовой жанр в живописи и рисунке.
Элементы демократизации искусства и типажи. Творчество Фирсова, Шибанова, Ерменева.
Пейзаж. Типология – городской, парковый, батальный. Италия – центр колонии русских
живописцев. Образы природы – от архаики до романтизма. Творчество Щедрина, Иванова,
Алексеева. Проблемы освещения, перспективы, колорита. Искусство конца XVIII века.
Экономические, политические и военные успехи России. Передовые течения и
противоречия в дворянской культуре. Идеи Просвещения в России. Развитие
представлений о личности и требование «естественности» в искусстве. Новое понимание
«служения Отечеству», гражданственности и патриотизма. Роль античного наследия как
эталона в изображении Натуры. Новое отношение к древнерусскому наследию как части
общего достояния Средневековья и проблемы псевдоготики. Сентиментализм и
предромантизм. Своеобразие этих течений и их взаимоотношение с классицизмом –
ведущим стилем эпохи. Академия художеств – учебный и творческий центр. Иерархия
видов и жанров. Живопись «большого исторического рода» и класс «домашних
упражнений». Методы преподавания. Система пенсионерства. Первые выставки и
аукционы. Общеевропейские принципы академического искусства и специфика их
претворения в России. Роль эстетического трактата в развитии отечественной школы
(труды Д.А. Голицына, П.П. Чекалевского, И.Ф. Урванова). Архитектура. Жан-Батист
Валлен-Деламот. Здание Академии художеств в соавторстве с Александром
Филипповичем Кокориновым. Гостиный двор, Новая Голландия (1765-1780-е гг.),
Малый Эрмитаж (1766-1769). Основные черты и признаки зодчества раннего классицизма.
Деятельность «Комиссии по строительству Петербурга и Москвы». Антонио Ринальди.
Проблема рококо в зодчестве. Китайский дворец и Катальная горка в Ораниенбауме.
Ранний классицизм в творчестве архитектора (Мраморный дворец). Дворец в Гатчине.
Юрий Михайлович Фельтен. Набережные и мосты Петербурга, ограда Летнего сада
(1770-1786). Особенности петербургской ветви псевдоготики на примере творчества
Фельтена – Чесменский дворец и церковь. Иван Егорович Старов. Обучение в Академии
художеств, годы пенсионерства во Франции и Италии. Проблема Старов – Баженов. Ранний
классицизм – стиль усадеб в Богородицке под Тулой, Никольском-Гагарине под Москвой,
в Тайцах под Петербургом. Строгий классицизм в творчестве Старова. Таврический дворец,
дворец в Пелле под Петербургом. Градостроительная деятельность Старова (участие в
планировке Екатеринослава). Художественная культура русской усадьбы. Зарождение
искусства усадьбы на рубеже XVII-XVIII вв. Измайлово, Алексеевское, Братовщина и
другие царские резиденции. Принципиально отличие усадьбы нового типа как сочетания
дворца и регулярного сада (Глинки, Кусково). Расцвет русской усадьбы во второй половине
XVIII столетия. Останкино, Архангельское, Ольгово, Петрово-Дальнее, Ярополец
Гончаровых и др.). Проблемы пейзажного парка. Малые архитектурные формы. Типология
усадеб. Усадьба – «экстракт Вселенной на десятине». Театр и картинная галерея в усадьбе.
Вопросы взаимоотношения заказчика и архитектора. Проблема крепостного творчества.
Скульптура. Этьенн Морис Фальконе во Франции и России. «Грозящий Амур» и его
реплики в России. Памятник Петру I. Замысел и характер монумента, значение его в
городском ансамбле. Роль помощницы Фальконе – Мари-Анн Колло в создании
портретного образа Петра. Скульптурный класс в Академии художеств. Система обучения.
«Натурный» класс и роль изучения антиков. Педагогическая деятельность Никола Жилле и
его заслуги перед русской пластикой. Федот Иванович Шубин. Обучение в Академии
художеств, роль пребывания в Италии. Эволюция портретной концепции Шубина как
отражение стилевых тенденций эпохи. Бюсты А. М. Голицына, М.Р. Паниной как явления
раннего классицизма. Произведения конца 1770-х - 1780-х гг. и нарастание объективных
тенденции в авторском видении модели. Портреты И.С. Барышникова, И. Г. Чернышева.
Романтические тенденции 1790-х гг. Бюсты П.В. Завадовского, А.А. Безбородко, Павла I.
Ретроспективный портрет в творчестве Шубина – бюст М.В. Ломоносова. Творческий
метод Шубина и проблема материала. Монументально-декоративные работы – медальоны
в интерьерах Чесменского и Мраморного дворцов. Живопись. Разнообразие и полнота
жанровой структуры в последние десятилетия XVIII в. Широкое распространение
живописи: обогащение царских собраний, сложение фамильных коллекций, в столицах,
провинциальных городах и усадьбах. Общественное признание амплуа живописца, поэта,
артиста. Первые художественные выставки и продажа произведений, роль
профессионального мнения по вопросам искусства, первые эстетические трактаты. Федор
Степанович Рокотов (1735?-1808). История изучения его творчества. Москва в жизни
художника. Эволюция типологических особенностей и стилевая характеристика
произведений. Камерный и интимный портрет. Портреты Н.Е. и А.П. Струйских,
«Неизвестного в треуголке», «Неизвестной в розовом платье». Колорит и живописная
манера. Рокотов и западноевропейские мастера. Дмитрий Григорьевич Левицкий.
Многогранность типологических предпочтений мастера. Парадный портрет («Екатерина II
– законодательница в храме богини Правосудия»). Серия «Смольнянок» (воспитанниц
Смольного института). Проблема костюмированного портрета – двойного преображения
модели. «Портрет Ф.П. Макеровского в маскарадном костюме» и предромантические
тенденции в творчестве Левицкого. «Портрет А.Д. Левицкой». Камерные портреты –
«Портрет М.А. Дьяковой». Портреты актрисы Анны Давиа-Бернуцци и графини Урсулы
Мнишек – дань светской тенденции. Левицкий и «старые мастера». Левицкий и
портретный класс Академии художеств. Владимир Лукич Боровиковский. Деятельность
до приезда в Петербург. Роль кружка А.А. Безбородко в становлении художника. Круг
заказчиков. Типология портретного наследия мастера. Периодизация его творчества: конец
XVIII – начало 1800-х гг. и первые десятилетия XIX в. Малоформатный и миниатюрный
портрет. «Екатерина II на прогулке в Царскосельском парке» и «Портрет Д.А. Державиной»
как отечественный вариант английского «портрета – прогулки». Сентиментализм в женских
образах художника – портреты М.И. Лопухиной, Е.А. Нарышкиной, Е.Г. Темкиной. Роль
пейзажа в композиции полотен. Особенности «фарфоровой» гаммы Боровиковского.
Особенности мужских портретов Боровиковского. «Портрет князя А.Б. Куракина».
Русское искусство XIX – ХХ веков. Русское искусство первой половины XIX в.
Архитектура высокого классицизма. Воронихин. Захаров. Ампир. Росси. Исаакиевский
собор. Скульптура классицизма. Мартос. Живопись. Романтизм. Кипренский. Тропинин.
Щедрин. Брюллов. Иванов. Венецианов. Федотов. Русское искусство второй половины
XIX в. Реализм в русской живописи. Товарищество передвижных художественных
выставок. Этапы деятельности (1870-1923). Принципы искусства, идейно-образная
стилистика. Выставочная деятельность. Крамской. Перов. Суриков. Ге. Саврасов.
Васнецов. Кустодиев. Верещагин. Серов. Репин. Особенности архитектуры.
Отечественное искусство конца XIX - нач. ХХ вв. Общественно-политическая,
социально-экономическая и культурно-художественная жизнь России на рубеже
«уходящего» и «наступающего» веков. Академизм и реализм поздних передвижников.
Своеобразие творческих индивидуальностей А.П. Рябушкина, М.В. Нестерова, М.А.
Врубеля, В.А. Серова, К.А. Коровина и др. Тенденции и направления отечественной
культуры рубежа веков. Художественные объединения. «Мир искусства», «Голубая
роза», «Бубновый валет» и др. Символизм. Борисов-Мусатов. Н. Рерих. ПетровВодкин. Врубель. Основные течения русского художественного авангарда. Новый тип
художественного творчества. Примитивизм. Супрематизм. Малевич. Конструктивизм.
Татлин. Абстракционализм. Кандинский.
Искусство СССР второй половины ХХ в. Живопись. Неформальное искусство.
«Художники Сретенского бульвара». Пивоваров. Янкилевский. Эрнст Неизвестный.
«Суровый стиль». «Манежная живопись». Архитектура СССР в послевоенные годы.
Неофункционализм. Модернизированный неоклассицизм. Пути и судьбы искусства в
условиях смены общественно-политических ориентиров, пересмотра политики в области
традиций и новаторских исканий, переоценки художественно-эстетических критериев.
Полемика и дискуссии о поисках нового стиля времени – «сурового стиля». Творчество
нового послевоенного поколения художников. Первые съезды художников СССР и России.
Художественная критика времени о достижениях и просчетах в творческом процессе эпохи,
о своеобразии исканий ведущих московских и ленинградских мастеров, и молодежных
выставках.
Современное отечественное искусство.
Литература и источники:
Ильина Т.В. Русское изобразительное искусство. М., 2004.
Сокровища русского искусства. От истоков до нонконформистов (X-XX вв.)./
Сокровища русского искусства. URL:
https://youtu.be/CMNp3uu3LBE?list=PLw5cUr7_mjHTNnV7Vtl3ozZ5tfSK6qXJK.
Искусство Древней Руси и Русского государства. XI-XVII вв./ Сокровища
русского искусства. URL:
https://youtu.be/Qfa4V7G3Z5g?list=PLw5cUr7_mjHTNnV7Vtl3ozZ5tfSK6qXJK.
Архитектура Древней Руси. XI-XIV вв./ Сокровища русского искусства. URL:
https://youtu.be/qHvHrSnfTOw?list=PLw5cUr7_mjHTNnV7Vtl3ozZ5tfSK6qXJK.
Иконы и фрески Древней Руси. XI-XIV вв./ Сокровища русского искусства. URL:
https://youtu.be/DFzn_RWP5f4?list=PLw5cUr7_mjHTNnV7Vtl3ozZ5tfSK6qXJK.
Архитектура периода объединения вокруг Москвы. XV в./ Сокровища русского
искусства. URL:
https://youtu.be/dSrJZy97vmg?list=PLw5cUr7_mjHTNnV7Vtl3ozZ5tfSK6qXJK.
Иконы и фрески периода объединения вокруг Москвы. XV в./ Сокровища
русского искусства. URL:
https://youtu.be/gJ_9J2s6l9E?list=PLw5cUr7_mjHTNnV7Vtl3ozZ5tfSK6qXJK.
Архитектура Русского государства. XVI-XVII вв./ Сокровища русского
искусства. URL:
https://youtu.be/hfCNJ95tpO4?list=PLw5cUr7_mjHTNnV7Vtl3ozZ5tfSK6qXJK.
Иконы и фрески Русского государства. XVI-XVII вв./ Сокровища русского
искусства. URL:
https://youtu.be/OzKBa3m1bo8?list=PLw5cUr7_mjHTNnV7Vtl3ozZ5tfSK6qXJK.
Искусство Российской империи. XVIII-XIX вв./ Сокровища русского искусства.
URL: https://youtu.be/pDaw40RXC5Q?list=PLw5cUr7_mjHTNnV7Vtl3ozZ5tfSK6qXJK.
Архитектура Российской Империи. XVIII в./ Сокровища русского искусства.
URL: https://youtu.be/bCJAkLMxASo?list=PLw5cUr7_mjHTNnV7Vtl3ozZ5tfSK6qXJK.
Изобразительное искусство Российской империи XVIII в./ Сокровища русского
искусства. URL:
https://youtu.be/sL18hqGlolw?list=PLw5cUr7_mjHTNnV7Vtl3ozZ5tfSK6qXJK.
Архитектура Российской Империи. XIX в./ Сокровища русского искусства. URL:
https://youtu.be/QA6d4961B2o?list=PLw5cUr7_mjHTNnV7Vtl3ozZ5tfSK6qXJK.
Изобразительное искусство Российской империи 1-й половины XIX в./ Сокровища
русского искусства. URL:
https://youtu.be/Q3v1kpynmOU?list=PLw5cUr7_mjHTNnV7Vtl3ozZ5tfSK6qXJK.
Изобразительное искусство Российской империи 2-й половины XIX в./ Сокровища
русского искусства. URL:
https://youtu.be/3t0iDENXCGE?list=PLw5cUr7_mjHTNnV7Vtl3ozZ5tfSK6qXJK.
Изобразительное искусство Российской империи 2-й половины XIX в./ Сокровища
русского искусства. URL:
https://youtu.be/YFvj4_xg8sM?list=PLw5cUr7_mjHTNnV7Vtl3ozZ5tfSK6qXJK.
Русское искусство XX в./ Сокровища русского искусства. URL:
https://youtu.be/zaqIienPq5k?list=PLw5cUr7_mjHTNnV7Vtl3ozZ5tfSK6qXJK.
Архитектура России XX в./ Сокровища русского искусства. URL:
https://youtu.be/LH9kj12cakA?list=PLw5cUr7_mjHTNnV7Vtl3ozZ5tfSK6qXJK.
«Серебряный век». 1895-1910/ Сокровища русского искусства. URL:
https://youtu.be/uJ1H_DIfjII?list=PLw5cUr7_mjHTNnV7Vtl3ozZ5tfSK6qXJK.
«Серебряный век». 1895-1910/ Сокровища русского искусства. URL:
https://youtu.be/DulYif4u2EU?list=PLw5cUr7_mjHTNnV7Vtl3ozZ5tfSK6qXJK.
Между двух революция. 1905-1917/ Сокровища русского искусства. URL:
https://youtu.be/eAE_dVczRl4?list=PLw5cUr7_mjHTNnV7Vtl3ozZ5tfSK6qXJK.
Между двух революция. 1905-1917/ Сокровища русского искусства. URL:
https://youtu.be/9n7qfmCLfRQ?list=PLw5cUr7_mjHTNnV7Vtl3ozZ5tfSK6qXJK.
Великие потрясения. 1917-1921/ Сокровища русского искусства. URL:
https://youtu.be/XUb9tZALL9s?list=PLw5cUr7_mjHTNnV7Vtl3ozZ5tfSK6qXJK.
НЭП и его окрестности. 1921-1930/ Сокровища русского искусства. URL:
https://youtu.be/Hpvv_H_jJeY?list=PLw5cUr7_mjHTNnV7Vtl3ozZ5tfSK6qXJK.
Сталинская империя. 1930-1953/ Сокровища русского искусства. URL:
https://youtu.be/5mf5YF39hyw?list=PLw5cUr7_mjHTNnV7Vtl3ozZ5tfSK6qXJK.
Сталинская империя. 1930-1953/ Сокровища русского искусства. URL:
https://youtu.be/IjJXy51JlKk?list=PLw5cUr7_mjHTNnV7Vtl3ozZ5tfSK6qXJK.
От «оттепели» до «перестройки». 1953-1985/ Сокровища русского искусства.
URL: https://youtu.be/b6zU04ru2no?list=PLw5cUr7_mjHTNnV7Vtl3ozZ5tfSK6qXJK.