История. Часть 7
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
НССУЗ НП
«Региональный финансово-экономический техникум»
ИСТОРИЯ
(Седьмая лекция)
__________________________________
http://rfet.ru
© РФЭТ
© Все права защищены. Никакая часть данной книги не может
быть воспроизведена в какой бы то ни было форме без письменного
разрешения владельцев авторских прав.
2
СОДЕРЖАНИЕ
РАЗДЕЛ 10. ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ............................................................5
Глава 10.1. Развитие научной мысли.....................................................5
10.1.1. Теория относительности.........................................................5
10.1.2. Проникновение в микромир...................................................6
10.1.3. Космология..............................................................................7
10.1.4. Познание тайн живой природы..............................................8
10.1.5. Учение о ноосфере................................................................10
Глава 10.2. Научно-технический прогресс.........................................11
10.2.1. Развитие транспорта..............................................................11
10.2.2. Ядерное оружие и атомная энергетика...............................13
10.2.3. Ракетостроение и космонавтика..........................................14
10.2.4. Информационные и компьютерные технологии................16
Глава 10.3. Основные тенденции развития мировой
художественной культуры....................................................................19
10.3.1. Авангардизм...........................................................................19
10.3.2. Отражение жизни общества в реалистическом
искусстве............................................................................................21
10.3.3. Плюралистическая художественная культура
конца XX века....................................................................................23
10.3.4. Музыка...................................................................................24
10.3.5. Архитектура...........................................................................26
10.3.6. Массовая культура................................................................27
Глава 10.4. Российская культура «серебряного века».......................28
10.4.1. «Серебряный век».................................................................28
10.4.2. Тенденции культурного синтеза..........................................30
10.4.3. Стиль модерн в архитектуре................................................33
10.4.4. Русский модернизм и авангард............................................34
3
Глава 10.5. Культура России: от соцреализма к
свободе творчества................................................................................36
10.5.1. Революция и культура...........................................................36
10.5.2. От художественного плюрализма к
социалистическому реализму..........................................................38
10.5.3. Великая Отечественная война и художественная
интеллигенция...................................................................................40
10.5.4. Художественная культура второй половины XX века......42
10.5.5. Основные тенденции развития постсоветской культуры..44
10.5.6. Музыкальное искусство........................................................45
10.5.7. Архитектура...........................................................................47
ПОДВЕДЕМ ОБЩИЙ ИТОГ...................................................................50
4
РАЗДЕЛ 10. ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ
Глава 10.1. Развитие научной мысли
10.1.1. Теория относительности
В 1905 г., когда в России началась первая в истории XX в. революция, в швейцарском городе Берне работник патентного бюро
А. Эйнштейн отправил в физический журнал статью, положившую начало революции в естественнонаучной картине мира. В статье
рассматривалось движение материальных тел со скоростью, близкой к
скорости света в вакууме. На этой основе Эйнштейн сформулировал
специальную теорию относительности, а позже им была разработана и
общая теория относительности. Если первая распространялась лишь
на прямолинейное равномерное движение, то вторая — на ускоренное
движение и явления тяготения.
В физической картине мира, обоснованной И. Ньютоном, пространство выступало как бесконечная протяженность, в нем размещались материальные тела и протекали материальные процессы. Время
же обладало нейтральностью к любым изменениям во Вселенной. В
отличие от законов классической ньютоновской механики, в теории
относительности Эйнштейна пространство и время обладали не постоянными, а меняющимися свойствами. Из этой теории следовало, что
при движении тел могут меняться не только их размеры, но и течение
времени, а это означало отсутствие единого времени во Вселенной.
Оказалось также, что между массой и энергией существует тесная взаимосвязь и что мельчайшие частицы материи обладают внутренней
энергией. Это были новые, революционные представления о материальной Вселенной.
5
10.1.2. Проникновение в микромир
На исходе XIX в. были сделаны три открытия, позволившие ученым проникнуть в не видимый глазу физический микромир. Немецкий ученый В. Рентген обнаружил неизвестные ранее лучи, названные
его именем. Во Франции А. Беккерель открыл радиоактивность урана
(явление атомного распада), а супруги П. Кюри и М. Склодовская-Кюри посвятили свою жизнь изучению радиоактивных веществ (открытие радия). Их исследования проложили путь к познанию микромира.
После того как англичанин Дж. Томсон доказал существование электронов, началось проникновение человека в структуру атома. За
несколько десятилетий физиками разных стран было открыто множество мельчайших частиц. Английский ученый Э. Резерфорд и датчанин Н. Бор разработали планетарную модель атома.
Границу между областями материального мира, в которых действуют законы классической и квантовой механики, определил немец
М. Планк. Он доказал, что излучение не является непрерывным потоком энергии, а состоит из отдельных порций — квантов. В 20-х гг. В.
Гейзенберг и М. Борн заложили основы квантовой механики, выявляющей закономерности движения микрочастиц во внешних полях.
Развивая их взгляды, ученые установили, что в физическом микромире действуют закономерности, согласующиеся с принципами теории
относительности, а не с законами классической механики.
Шведский промышленник А. Нобель, в соответствии с завещанием которого
вручаются носящие его имя премии в области естественных наук, экономики,
литературы, а также премия мира
6
Накануне Второй мировой войны ученые вплотную подошли к
возможности управления процессом выделения ядерной энергии.
Предпосылками для этого стало выделение искусственных радиоактивных изотопов (супруги Ф. Жолио и И. Жолио-Кюри во Франции) и
расщепление ядра урана под действием нейтронов (немцы О. Ган и
Ф. Штрасман). Разработка физики микромира стала общим делом ученых разных стран. Научные школы физиков развивались как международные. Так, в лаборатории Резерфорда в течение ряда лет работал
советский ученый П. Л. Капица.
С началом Второй мировой войны развитие теоретической и
экспериментальной физики микромира оказалось тесно связанным с
проблемой создания ядерного оружия. По мере накопления знаний о
микромире возникла необходимость классификации мельчайших частиц. Эта задача, в какой-то мере сравнимая с созданием периодической системы химических элементов, была выполнена в 60-х гг. американцем М. Гелл-Маном. Со времени классификации Д. И. Менделеевым 63 химических элементов их число постоянно увеличивалось, и
к 1940 г. пустующие клетки таблицы были заполнены вплоть до номера 92 (уран). Дальнейшие открытия были связаны с синтезом не существующих в природе трансурановых элементов. Последний из них по
счету — 116-й — был получен в Объединенном институте ядерных
исследований в Дубне (под Москвой) в 2000 году.
10.1.3. Космология
Изучение космических лучей и появление гигантских телескопов значительно расширили представления человека о Вселенной. С
помощью радиоспектрального анализа была доказана химическая однородность Вселенной, состоящей из одних и тех же элементов, будь
то Земля или звезды. Была открыта девятая планета Солнечной системы — Плутон. Ученым удалось установить, что туманности на небесном своде — не что иное, как галактики (впервые это было доказано
применительно к туманности Андромеды). Вселенная стала осозна7
ваться как совокупность множества галактик и разнообразных по величине, плотности и температуре звезд.
Астрономические наблюдения свидетельствовали о применимости теории относительности к объяснению космических явлений. Российский математик А. А. Фридман выдвинул гипотезу о расширении
Вселенной. Американский ученый Э. Хаббл на основе наблюдений за
смещением линий спектра придал этой гипотезе эмпирическое обоснование. Именно в процессе расширения Вселенной возникали звезды
и галактики. Во второй половине XX века в научном мире утвердилась идея о происхождении Солнечной системы из газово-пылевого
облака.
10.1.4. Познание тайн живой природы
Для познания функционирования организмов животных и человека огромное значение имели эксперименты И. П. Павлова в области
физиологии и высшей нервной деятельности. Ученый изучал процесс
взаимодействие живых организмов и внешней среды, реакция на влияние которой осуществляется через условные и безусловные рефлексы.
В 20 – 30-х гг. были проведены исследования, позволившие выделить из человеческого организма в чистом виде ферменты и витамины, а затем воспроизвести их химическим путем. Благодаря этому
удается спасать людей от ряда болезней. Были получены принципиально новые лекарства — антибиотики, которые обладают свойством
разрушать опасные для человека микроорганизмы. В годы Второй
мировой войны антибиотики, особенно выделенный из плесени пенициллин, и синтезированные химические лекарства с аналогичными
свойствами (стрептоцид и неорганические сульфиды) спасли жизни
сотен тысяч людей.
В начале XX в. в США сложилась возглавлявшаяся Т. X. Морганом научная школа биологов-генетиков. Ей принадлежит заслуга создания хромосомной теории наследственности. Было доказано, что
передача наследственных признаков и изменение наследственных
8
свойств (мутация) происходят на генно-хромосомном уровне. Российский ученый Н. К. Кольцов первым выдвинул подтвержденную затем
гипотезу молекулярного строения хромосом. Эти открытия легли в
основу научно обоснованного выведения новых сортов растений и видов животных. Генетик Н. И. Вавилов был одним из создателей современного учения о биологических основах селекции. Он организовывал экспедиции в разные страны и собрал крупнейшую в мире коллекцию семян культурных растений.
Установивший антибактериальные свойства пенициллина английский ученый
А. Флеминг в своей лаборатории
В 40-х гг. ученые определили, что в генах находится дезоксирибо- нуклеиновая кислота (ДНК), которая является информационным
носителем наследственных признаков. В 50-х гг. англичанин Ф. Крик
и американец Дж. Уотсон завершили создание модели ДНК, а вскоре
удалось получить рентгенограммы молекулы ДНК и установить ее
структуру. В 70-х гг. начала развиваться генная инженерия — целенаправленное конструирование новых, не существующих в природе
сочетаний генов. В конце XX в. английские ученые клонировали овцу
(получившую имя Долли). В 2000 г. американские исследователи
установили генетическую структуру вибриона холеры; в лабораториях
США и Англии расшифровали генетический код человека. Как заметил президент США У. Клинтон, теперь мы знаем программу, руководствуясь которой Бог создал человека.
На протяжении XX столетия интенсивно развивалась психология. У истоков теории психоанализа, получившей широкое распро9
странение, стоял австрийский ученый 3. Фрейд. Согласно его взглядам, решающее значение в поведении людей имеют бессознательные
мотивации. В бессознательный пласт психики вытесняются переживания и неисполнившиеся желания, которые влияют на сознание человека. Теория психоанализа используется как в культурологии и социальной психологии, так и в практической медицине (лечение с помощью
психоанализа). Если Фрейд и его последователи делали акцент на
бессознательном, то российский ученый Л. С. Выготский основное
внимание уделял изучению сознания. Им была основана крупная
научная школа в психологии.
10.1.5. Учение о ноосфере
Слово «ноосфера» в переводе с древнегреческого означает «область разума». Создателями учения о ноосфере являются француз
П. Тейяр де Шарден и наш соотечественник В. И. Вернадский. Оба
они отличались разносторонностью научных интересов. Вернадский
получил известность как основоположник наук о Земле (геохимии,
биогеохимии, радиологии), мыслитель-естествоиспытатель, историк
научной мысли; Тейяр де Шарден — как католический теолог, философ, геолог, палеонтолог, археолог.
Суть учения о ноосфере заключается в том, что разум человека
стал планетарным явлением и направляемая им человеческая деятельность оказывает определяющее биогеохимическое влияние на природу, меняет лик Земли. Ноосфера представляет собой особую стадию в
эволюции биосферы. В ноосфере, взаимодействуя, сливаются развивающееся общество и изменяемая им природа. Переход в эту стадию
требует от человечества целостности, скоординированности действий
в планетарном масштабе, утверждения гуманистических идеалов.
Только гуманистическая научная мысль может предотвратить опасные для человечества и всего живого на Земле последствия научно-технического прогресса.
10
ПОДВЕДЕМ ИТОГИ
Величайшие научные достижения XX века позволили человечеству
проникнуть в тайны микромира, расширить свои познания о
Вселенной, пересмотреть естественнонаучную картину мира, выявить
законы наследственности и психофизической деятельности.
Глава 10.2. Научно-технический прогресс
10.2.1. Развитие транспорта
В двадцатое столетие человечество входило с пароходами, поездами, трамваями, автомобилями. В 1903 г. в США братья У. и О. Райт
совершили первый полет на самолете. В течение всего XX в. происходило совершенствование транспортных средств.
На железной дороге паровозы были вытеснены тепловозами, которые, в свою очередь, уступили место электровозам. Первая в СССР
электрифицированная железнодорожная линия Баку – Сабунчи была
введена в эксплуатацию в 1924 году. Во второй половине века появились скоростные железные дороги. В Японии, например, они связывают Токио с югом острова Хоккайдо, а во Франции — Париж с Марселем. Во многих крупных городах мира действуют линии метро, которые часто выходят в пригородные зоны. Это позволяет миллионам
людей в течение дня быстро перемещаться в пределах мегаполисов.
Уже в начале XX в. пароходы стали вытесняться теплоходами.
Увеличивалась грузоподъемность судов. На затонувшем в 1912 г. при
столкновении с айсбергом теплоходе «Титаник» находилось около
2 200 пассажиров. К концу столетия комфортабельные океанские
лайнеры, гигантские нефтеналивные танкеры, технически оснащенные рыболовные флотилии освоили морские просторы.
11
Летчик Ч. Линдберг. 1927 г.
Густая сеть автомобильных дорог общей протяженностью в
несколько десятков миллионов километров покрыла планету. После
Первой мировой войны автомобиль стал одним из основных транспортных средств. Благодаря внедрению конвейерного производства
появились модели машин, доступные людям со средним достатком. В
1924 г. в СССР на заводе АМО (ныне — ЗИЛ) были произведены первые полуторатонные грузовики. После Второй мировой войны автомобиль завоевал весь мир, превратился в один из символов XX века.
Повсеместно началось строительство скоростных автомагистралей,
предприятия выпускали машины разного назначения и разных марок,
миллионы людей стали владельцами личных автомобилей.
Авиастроение, как и автомобилестроение, получило бурное развитие после Первой мировой войны. Создание новых типов самолетов
было связано с именами талантливых конструкторов: В. Мессершмитта и Э. Хейнкеля в Германии, И. И. Сикорского в США, С. В. Ильюшина, А. Н. Туполева и А. С. Яковлева в СССР. Вторая половина столетия характеризовалась быстрым развитием реактивной авиации. В
1947 г. американский самолет впервые преодолел сверхзвуковой барьер. В 50-х гг. в небе появились реактивные пассажирские авиалайнеры (американский «Боинг» и советский Ту-104), в 1968 г. состо12
ялся первый демонстрационный полет сверхзвукового пассажирского
лайнера Ту-144. На дальних магистралях на смену турбовинтовым
пришли реактивные самолеты. Наряду с самолетами во второй половине XX в. широкое применение получили вертолеты. Первый успешный полет в 1939 г. совершил вертолет, созданный американским
конструктором русского происхождения Сикорским.
В 1927 г. американский летчик Ч. Линдберг за 33,5 часа совершил беспосадочный перелет из Нью-Йорка в Париж, в конце века
сверхзвуковой «Конкорд» доставлял пассажиров из Америки в Европу
за 3,5 часа. В начале 90-х гг. мировой парк гражданской авиации насчитывал порядка 15 тыс. магистральных пассажирских самолетов и
300 тыс. самолетов специального назначения (транспортных, санитарных, служебных и др.).
10.2.2. Ядерное оружие и атомная энергетика
Развитие физики микрочастиц привело к концу 30-х гг. к созданию технических предпосылок для использования атомной энергии.
За год до начала Второй мировой войны немецкие физики О. Ган и
Ф. Штрасман произвели расщепление атома урана. Но первой страной, где появились ядерные реакторы и была создана атомная бомба,
стали США. В разной степени к ее созданию были причастны крупнейшие физики из разных стран, эмигрировавшие в Америку: итальянец Э. Ферми, построивший первый ядерный реактор в Чикаго, венгры Э. Теллер и Л. Сцилард, датчанин Н. Бор. Лабораторию в
Лос-Аламосе, где работали эти ученые, возглавил американский физик Р. Оппенгеймер. 16 июля 1945 г. в пустыне штата Нью-Мексико
был произведен взрыв первой атомной бомбы.
В Советском Союзе первый ядерный реактор был запущен в
1946 г., а спустя три года проведены испытания атомной бомбы. Над
этим работал коллектив ученых, в который входили И. В. Курчатов,
Я. Б. Зельдович и Ю. Б. Харитон, совместно в 1939 – 1941 гг. рассчитавшие цепную реакцию урана. СССР стал второй ядерной державой.
13
В 1953 г. были осуществлены испытания атомной бомбы в Англии, первых водородных бомб — американской, созданной группой
ученых под руководством Теллера, и советской. В СССР теоретические основы создания бомбы, а также управляемой термоядерной реакции разработали И. Е. Тамм и А. Д. Сахаров. Позже к числу ядерных держав присоединилась Франция, а затем — Китай. В самом конце XX в. ядерным оружием обзавелись Индия и Пакистан.
Использование атомной энергии в военных целях привело к созданию подводных лодок с атомным реактором. Первая из них в
1954 г. была спущена на воду в США, а в 1960 г. американская атомная подводная лодка, не поднимаясь на поверхность, за 84 дня совершила кругосветное плавание. Подобные многодневные плавания, в
том числе и подо льдом Северного Ледовитого океана, совершали советские подводные лодки.
Благодаря разработке управляемой термоядерной реакции стало
возможным применение атомной энергии в мирных целях. В 1954 г. в
СССР, в городе Обнинске, начала работать первая в мире экспериментальная атомная электростанция, а в 1956 г. в Англии вступила в действие первая промышленная атомная электростанция.
10.2.3. Ракетостроение и космонавтика
К первым десятилетиям XX в. относится теоретическое (физическое, математическое и техническое) обоснование возможности космических полетов. Основоположником научной космонавтики в России стал учитель физики из Калуги К. Э. Циолковский, разработавший
инженерные решения конструкции ракет и жидкостного ракетного
двигателя. К основоположникам ракетостроения и космонавтики можно отнести также работавшего в Германии, Италии и США Г. Оберта,
который написал первый в Западной Европе фундаментальный труд,
посвященный космическим полетам.
Самые значительные достижения в ракетостроении связаны с
именами С. П. Королева и В. фон Брауна. Оба они проводили успеш14
ные испытания ракет еще в 30-х годах. Королев с 1945 г. стал ведущим конструктором и организатором ракетостроения в СССР. Под руководством Королева, а затем его сподвижников и преемников
В. Н. Челомея и М. К. Янгеля, создавались ракеты разных типов, выводившие на орбиту Земли искусственные спутники и космические
корабли. Браун был одним из руководителей германского военно-исследовательского ракетного центра. Он являлся главным конструктором баллистической управляемой ракеты «Фау-2», которая запускалась с материка и нанесла немалый урон английским городам. В дальнейшем Браун работал ведущим конструктором ракет-носителей в
США.
Немецкая ракета «Фау-2»
4 октября 1957 г. в Советском Союзе был запущен первый искусственный спутник Земли, а спустя месяц — второй, с собакой
Лайкой на борту. Осенью 1959 г. «Лунник-3» сфотографировал обратную сторону Луны и передал эти снимки на Землю. Вслед за советскими спутниками на околоземных орбитах появились и американские.
Следующий решающий прорыв в космос также принадлежал советским ученым и конструкторам. 12 апреля 1961 г. Ю. А. Гагарин за
108 минут облетел Землю на космическом корабле «Восток». Вскоре,
5 мая, в США был выведен на околоземную орбиту корабль с астро15
навтом А. Шепардом. В августе пилотируемый Г. С. Титовым «Восток-2» совершил 17 витков вокруг нашей планеты.
В 60-х гг. на орбите произошла первая стыковка двух космических кораблей, запускались автоматические межпланетные станции:
советская — к Марсу и американская — к Венере. Советский космонавт А. А. Леонов, а затем и американский астронавт Э. Уайт выходили из кораблей в открытый космос. Космические аппараты сверхдержав совершали посадку на поверхность Луны, брали пробы грунта и
сообщали информацию о его составе на Землю. Советский аппарат
опускался на поверхность Венеры; американский пилотируемый корабль «Аполлон-8» совершил облет Луны. Летопись космических достижений 60-х гг. завершила высадка американцев Н. Армстронга и
Э. Олдрина на Луну с корабля «Аполлон-11» в 1969 г. и доставка на
Луну советского самодвижущегося аппарата «Луноход-1» в 1970 году.
Последняя треть XX столетия ознаменовалась осуществлением
международных проектов по освоению космоса, созданием американских кораблей многоразового использования и советских долговременных космических станций. Наибольший срок в околоземном
пространстве отработал орбитальный научно-исследовательский
комплекс «Мир» (1986 – 2001 гг.), на котором были установлены все
рекорды длительности пребывания человека в космосе.
10.2.4. Информационные и компьютерные технологии
Еще в последние десятилетия XIX в. в жизнь стали входить такие способы передачи информации, как телеграф и телефон. Новым
революционным шагом в развитии средств связи стало применение
радио. Его изобретателями были русский ученый А. С. Попов и итальянец Г. Маркони. Регулярные радиопередачи начались в США в
1920 г. и в России в 1924 году. К концу 30-х гг. в Советском Союзе
были радиофицированы города, а в центре большинства сел появились так называемые «громкоговорители» — радиоточки, рассчитанные на коллективное прослушивание передач. С появлением беспро16
волочных комнатных радиоприемников неизмеримо расширилось индивидуальное информационное поле. Теперь можно было, используя
различные диапазоны радиоволн, слушать десятки передач, как
«своих», так и иностранных. В науке, технике, медицине начали возникать новые области применения радиоволн и других электромагнитных колебаний: радиофизика, радиоастрономия, радиобиология,
радиология, радиолокация, радионавигация. Возникла радиотелемеханика — область знания, связанная с разработкой управления машинами и механизмами на расстоянии (беспилотные самолеты, различные
исследовательские аппараты, роботы и др.).
Радиобашня, построенная по проекту инженера В. Г. Шухова на Шаболовке в
Москве в 1922 г.
В первые десятилетия XX в широкое распространение получили
звуковоспроизводящие устройства — граммофоны и патефоны. Благодаря совершенствованию звукозаписи в 20 – 30-х гг. наступила новая
эра в кинематографе: на смену «немым» фильмам пришли звуковые.
Еще одним информационным «переворотом» стало возникновение телевидения. Существенный вклад в разработку визуальных
средств передачи информации внес ученый и изобретатель В. К. Зворыкин, эмигрировавший в 1919 г. из России в США. Практическое
освоение телевидения началось в 30-х годах. В СССР регулярное телевещание стало осуществляться после Великой Отечественной войны.
17
Вторая половина XX в. стала временем рождения и расцвета кибернетики — науки об общих законах получения, хранения, передачи
и переработки информации, лежащей в основе создания автоматических регуляторов в технике, систем для автоматизации интеллектуального труда (компьютеров), систем управления. Отцом науки об информации является американский ученый Н. Винер, разработавший ее
основы и давший название «Кибернетика» своей книге, которая была
издана в 1948 году. На рубеже 40 – 50-х гг. в США и СССР почти одновременно были изобретены транзисторы. Таким образом, были созданы теоретические и практические условия для рождения компьютерной техники.
Первые электронно-вычислительные машины (ЭВМ) появились
в послевоенное десятилетие, и с тех пор одно поколение компьютеров
периодически сменяет другое. Совершенствование техники привело в
70-х гг. к созданию персонального компьютера. Широкое распространение персональных компьютеров, внедрение роботов и автоматизация производства ознаменовали технологический переворот на основе
микроэлектроники, переход сообщества стран Запада в постиндустриальную стадию. Появление на исходе XX в. глобальной компьютерной сети интернет позволило накапливать, хранить и распространять
любую информацию (научную, техническую, экономическую, политическую, художественную и др.) по всему миру. Мобильная спутниковая телефонная связь позволяет вести разговор, минуя стационарную сеть и находясь в любой точке земной поверхности. В то же время важную роль в человеческом общении продолжает играть более
дешевая кабельная связь. Не случайно в 90-х гг. был проложен трансокеанский подводный кабель из Англии в Японию протяженностью в
25 тыс. миль.
В 2000 г. Нобелевскую премию по физике получили американские ученые Г. Кремер и Дж. Килби и российский академик Ж. Алферов за исследования 60 – 70-х гг., приведшие к созданию интеграль18
ных транзисторных схем, солнечных батарей на космических станциях, развитию лазерной техники.
ПОДВЕДЕМ ИТОГИ
Никогда раньше научные достижения так быстро, так часто и так
существенно не вторгались в жизнь людей, как в XX веке. На
протяжении всего столетия благодаря непрерывным революционным
по своему значению открытиям и изобретениям научно-технический
прогресс резко изменял облик мира.
Глава 10.3. Основные тенденции развития мировой
художественной культуры
10.3.1. Авангардизм
Авангардная культура — это совокупность разнообразных эстетических течений, которые объединяет новаторство в формах, стиле,
языке, зачастую безудержное, революционно-разрушительное по отношению к прежнему, условно называемому классическим, искусству
и традиционному быту. Авангардизм как явление обозначился уже в
конце XIX в., многие его течения сформировались в начале XX в., а в
20 – 30-х гг. он уже являл собой мощный пласт мировой художественной культуры.
При всем разнообразии течений авангардной культуры в них силен элемент экспериментаторства и демонстративного отказа от
зеркального отображения видимой действительности, присущего реалистически-натуралистическому искусству XIX — начала XX века.
Появление авангардизма было тесно связано с научно-техническим
прогрессом и новыми общественными идеями (коммунистическими,
анархическими, ницшеанскими и т. д.), отрицанием «старого мира»,
мещанских идеалов, академического искусства. Причем для одних
19
течений и творческих объединений характерно воспевание новаций
(например, плодов научно-технического прогресса), для других — их
неприятие.
Василий Кандинский, «Композиция VIII». 1923 г
Всемирно известными худож- никами-авангардистами были работавшие во Франции Ф. Леже, живописец испанского происхождения П. Пикассо, один из лидеров школы фовизма (от франц. «дикий»)
А. Матисс, эмигрант из России М. Шагал.
Зародившееся в начале XX столетия абстрактное искусство получило свое живописное выражение в композициях из геометрических фигур и бесформенных цветовых гаммах. Наиболее известными
представителями абстракционизма были русские художники К. С. Малевич и В. В. Кандинский, творчество которого стало частью западноевропейского искусства.
Эпатажным течением в искусстве был сюрреализм («сверхреализм», «надреализм»). Для его представителей были характерны свободные ассоциации, парадоксальная алогичность, «новое мифотворчество», метафоричное воспроизведение действительности. Можно сказать, что это «мир наизнанку», а в каких-то случаях и демонстрация
«изнанки мира». Ярким выразителем сюрреализма в живописи являлся испанский художник С. Дали.
Для авангардистской художественной прозы характерен так называемый «поток сознания», т. е. воспроизведение переживаний и размышлений литературных героев не в логической упорядоченности, а
20
как бы в стенографической записи. Такая проза порой производила
впечатление абсурдности происходящего. Авангардистского направления придерживались писатели: ирландец Дж. Джойс (роман
«Улисс»), австриец Ф. Кафка («Процесс», «Замок»), Такие выдающиеся представители литературы, как американец У.Фолкнер («Сарторис»
и др.), русский писатель А. П. Платонов («Чевенгур», «Котлован»), сочетали в своем творчестве реалистические и авангардистские приемы.
Темами поиска смысла жизни, абсурдности ее, одиночества человека
пронизаны романы Г. Гессе («Игра в бисер»), французов Ж. П. Сартра
(«Дороги свободы») и А. Камю («Чума»).
В театральном искусстве Запада в 50-х гг. авангардизм был
представлен так называемой драмой абсурда, которая раскрывала в
притчах-символах бессмысленность человеческого существования,
алогизм человеческого поведения. Основоположниками театра абсурда были драматурги С. Беккет («В ожидании Годо») — ирландец, писавший на французском и английском языках, и Э. Ионеско («Носорог») — румын, живший во Франции.
Наряду с сюрреалистической литературой и живописью на Западе возникло и развивалось сюрреалистическое киноискусство (творчество И. Бергмана, Р. Поланского, А. Хичкока). Сюрреалистическая
традиция сказывалась и в фильмах советского кинорежиссера
А. А. Тарковского («Сталкер», «Ностальгия»).
Несмотря на то, что одни авангардистские течения сменялись
другими, основные принципы модернистской эстетики с ее нацеленностью на образное формотворчество оставались неизменными на
протяжении всего XX в.
10.3.2. Отражение жизни общества в реалистическом искусстве
В XX в. многие выдающиеся художники слова и кисти, отвергая
авангардизм, ориентировались на реалистическое искусство. В то же
время характерные для авангардистов поиски новых форм оказали
влияние на их творчество. К таким писателям, например, относится
21
эмигрировавший из России В. В. Набоков. Его произведения
20 – 30-х гг. написаны на русском языке («Защита Лужина» и др.), а
более поздние — на английском («Лолита», «Ада», «Другие берега»).
Многие романы, написанные известными писателями в первой
половине столетия, относятся к жанру «фамильных» эпопей. Но судьбы их героев не замыкались в сфере личного, а разворачивались на
фоне характерных для той или иной эпохи социальных потрясений.
Такова «Сага о Форсайтах» Дж. Голсуорси (Англия).
После Первой мировой войны в литературу пришли писатели,
темой творчества которых стала драма так называемого «потерянного
поколения», чья молодость была искалечена войной. Этому поколению были посвящены романы немца Э. М. Ремарка «На западном
фронте без перемен» и «Три товарища», американца Э. Хемингуэя
«Фиеста» и «Прощай, оружие».
После Первой мировой войны интенсивно развивалось киноискусство. В 20-х гг. широко демонстрировались немые фильмы разных
жанров: сентиментальные с участием М. Пикфорд, романтические с
Г. Гарбо, комедийные с Ч. Чаплином, ковбойские с голливудскими киногероями. В 30-х гг. их сменили звуковые фильмы с новыми кинозвездами. В год начала Второй мировой войны вышли в прокат американские фильмы «Унесенные ветром» и «Грозовой перевал», до сих
пор не сходящие с экрана.
Трагедию растерзанной национал-социалистами Германии глубоко переживали оказавшиеся в эмиграции писатели-антифашисты.
Так, типичная судьба еврейской семьи в гитлеровской Германии была
описана в романе Л. Фейхтвангера «Семья Оппенгейм» («Семья Оппер- ман»). В поисках ответа на насущные вопросы современности
многие немецкие писатели обращались к истории. Л. Фейхтвангер создал трилогию, главным героем которой стал римский историк
I в. н. э. Иосиф Флавий, Г. Манн — дилогию о французском короле
Генрихе IV и эпохе религиозных войн, его брат Т. Манн — тетралогию на библейский сюжет «Иосиф и его братья».
22
Афиша фильма «Унесенные ветром». 1939 г.
После Второй мировой войны многие деятели культуры обратились к теме человека, искалеченного войной и фашизмом. Этот мотив
длительное время был ведущим в творчестве немецкого писателя
Г. Белля («Бильярд в половине десятого» и др.), в итальянском киноискусстве неореализма с его пронзительными сюжетами из жизни маленького человека. В получившем известность романе-антиутопии английского писателя Дж. Оруэлла «1984» будущее было представлено
в образе тоталитарного общества, основанного на физическом и духовном насилии.
10.3.3. Плюралистическая художественная культура
конца XX века
В искусстве второй половины столетия постепенно размывались
эстетические границы между авангардизмом и реализмом. Так, в романе колумбийского писателя Г. Гарсия Маркеса «Сто лет одиночества» (1967 г.) причудливо переплетаются фольклорно-мифологические мотивы и сугубо реалистические зарисовки, пародируются
разные литературные традиции и создается метафорическая картина
жизни Латинской Америки. Такое же причудливо-парадоксальное
совмещение реалистического и фантасмагорического характерно для
творчества аргентинского писателя X. Кортасара («Книга Мануэля» и
23
др.), бразильца П. Коэльо («Алхимик»), японца Кобо Абэ («Женщина
в песках»). Обращаясь к историческим сюжетам, писатели сочетали
языческие и христианские легенды с философско-культурологическим
осмыслением истории и современности. Таково творчество серба
М. Павича («Хазарский словарь») и итальянца У. Эко («Имя розы»).
В кинематографии к символико-метафорическому жанру можно
отнести фильмы М. Скорсезе «Последнее искушение Христа»,
А. А. Тарковского «Жертвоприношение». Образы реального мира и их
субъективное преломление в восприятии героев переплетаются в
фильмах Ф. Феллини («Сладкая жизнь», «Восемь с половиной»).
10.3.4. Музыка
Существенный вклад в развитие мирового музыкального искусства в начале XX в. внесли русские композиторы С. В. Рахманинов,
А. Н. Скрябин и И. Ф. Стравинский. В дальнейшем Рахманинов и
Стравинский эмигрировали из России и позднее включились в музыкальную жизнь США. Воспитанный на традициях русской классической музыки, Стравинский отразил в своем многолетнем творчестве
чуть ли не все разновидности модернизма. Большая часть поздних сочинений Стравинского, автора ряда опер и балетов, связана с религиозной тематикой («Священное песнопение», «Плачи» и др.). Вершиной его творчества стал написанный в 60-х гг. «Реквием».
В течение всего XX в. в США сосредоточивались крупные музыкальные исполнительские силы. Бостонский и Филадельфийский
симфонические оркестры были известны во всем мире. Видным американским композитором был Дж. Гершвин. В опере «Порги и Бесс» и
других своих произведениях он использовал элементы джаза — нового для XX столетия направления в музыкальном искусстве, уходящего
своими корнями в пласты афро-американского фольклора. Известнейшим американским джазовым музыкантом-импровизатором был трубач и певец Л. Армстронг. Во второй половине столетия в США сфор24
мировался новый сценический жанр — мюзикл, сочетающий элементы шоу, оперетты, балета, мелодрамы.
Возрождение английского музыкального театра во многом связано с творчеством композитора и дирежера Б. Бриттена, который
опирался на национальные традиции XVI – XVII веков. С Лондоном
связали свою сценическую деятельность блестящие русские балерины
А. П. Павлова и Т. П. Карсавина. Карсавина в течение 15 лет была вице-президентом английской Королевской академии танца. Обе балерины выступали на сценах Парижа, Берлина, Монте-Карло и других городов. Огромной популярностью пользовались постановки русских
хореографов В. Ф. Нижинского, С. М. Лифаря, Г. М. Баланчина. Баланчин за полвека сформировал в США новую, американскую традицию классического танца.
Посвященный Дж. Леннону монумент, установленный на Трафальгарской площади
в Лондоне
В 60-х гг. победным шествием по всему миру прошла рок-музыка, характерной чертой которой является экспрессивный ритм, использование электронных инструментов, первоначальная ориентация
на молодежную аудиторию. У ее истоков в 50-х гг. стояли чернокожие
американские музыканты и их последователь певец Э. Пресли, именовавшийся «королем рок-н-ролла». Члены британской группы «Битлз»
(Дж. Леннон, П. Маккартни, Дж. Харрисон, Р. Старр) придали рок-музыке социальный заряд и стали синтезировать ее с другими стилями.
Подхватившие их идеи музыканты в последней трети столетия создали пеструю звуковую палитру, в которой характерные для рока черты
25
переплелись с европейской классикой, народными песнями, джазом,
восточными мотивами, электронной психоделикой.
10.3.5. Архитектура
Авангардистские тенденции были характерны и для архитектуры XX века. Одним из основоположников новых подходов к архитектурному творчеству был француз Ш. Э. Ле Корбюзье. В книге «Планировка городов» он выступал за то, чтобы придавать конструкциям
зданий эстетическую выразительность за счет использования новейших строительных материалов. По его проекту в Москве был воздвигнут Дом Центросоюза (ныне здание ЦСУ), строгие геометрические
линии которого сочетаются с огромными застекленными поверхностями. Причудливыми, фантастическими формами отличались здания,
построенные испанским архитектором А. Гауди (частные дома, собор
Святого семейства в Барселоне).
«Дом над водопадом» американского архитектора Ф. Райта демонстрирует слияние
форм здания с природой. 1939 г.
Для второй половины столетия характерно стремление архитекторов органически вписать здания в окружающий ландшафт, сделать
их максимально функциональными внутри, сохраняя различные авангардистские подходы к внешним формам. Образцами современной архитектуры являются построенный в конце 50-х гг. город Бразилиа с
удивительными, необычными по композиции административными и
26
общественными зданиями (архитектор О. Нимейер), международный
аэропорт в Вашингтоне, площадь перед комплексом ООН в Нью-Йорке, Национальный центр искусства и культуры им. Ж. Помпиду в Париже.
10.3.6. Массовая культура
В условиях индустриализации и урбанизации, распространения
всеобщей грамотности, появления новых видов и форм искусства, рожденных техническим прогрессом, возникает явление массовой
культуры. С уровня, требующего подготовки к ее квалифицированному восприятию, культура переводится на уровень обыденного понимания неподготовленного массового потребителя. Такой уровень
культуры не связан с познавательными усилиями для усвоения художественного образа, который становится простым и доступным. Важной характеристикой массовой культуры является ее интернациональный характер и тенденция к коммерциализации.
Разделение культуры на элитарную и массовую прослеживается
в киноискусстве — новом для XX в. виде художественного творчества. В 20 – 30-х гг. в городах открывались кинотеатры, которые посещали миллионы людей. Если раньше в персонализированном мире художественных образов могли жить лишь немногие фанатики чтения,
то теперь в мир киногрез и киновнушений втягивалась человеческая
масса. Молодежь подражала героям кинофильмов и модным актерам.
Новый толчок к расширению рынка кинопродукции дало появление
телевидения, а затем и видеотехники. Однако и сам кинематограф не
избежал дифференциации — по мере расширения его творческих возможностей произошло разделение кинофильмов на массовые и элитарные.
Сферой массовой культуры явились песни и танцевальная музыка. Создаваемая композиторами песенная «продукция» сильно потеснила традиционный песенный фольклор, а массовая танцевальная
культура урбанистического общества вытесняла народные танцы. По27
павшие в Европу из Америки в 1910-х гг. танго и фокстрот стали одними из самых распространенных массовых танцев. Теперь не обязательно нужны были музыканты. В любой квартире в любое время
можно было танцевать под граммофон. В дальнейшем благодаря радиовещанию и телевидению модные мелодии стали мгновенно разноситься по свету, формируя устойчивый спрос на продукцию музыкальной индустрии — пластинки, магнитофонные кассеты, лазерные
компакт-диски. Концерты популярных певцов и музыкантов стали собирать десятки тысяч зрителей. Родилась новая сфера предпринимательской деятельности — шоу-бизнес.
Частью массовой культуры стала и печатная продукция, ориентирующаяся на самую широкую аудиторию: детективные и «любовные» романы, комиксы, «бульварные» газеты и журналы.
ПОДВЕДЕМ ИТОГИ
Для художественной культуры XX в. в целом была характерна
гуманистическая направленность, усиление внимания к сложному
рисунку личности человека, к его психологии, переживаниям,
несмотря на то что мировое искусство развивалась в условиях
политизированного и идеологизированного исторического времени.
Особенностью развития художественной культуры было появление
новых видов и форм в искусстве, связанных прежде всего с
авангардизмом и новыми возможностями в использовании научнотехнических достижений.
Глава 10.4. Российская культура «серебряного века»
10.4.1. «Серебряный век»
В российской культуре, как и во всем обществе, в конце XIX —
начале XX в. проявлялись кризисные явления. Господствующим на28
строением было ощущение надвигающейся грозы и в то же время надежда на спасение, очищение от зла. В литературных произведениях,
в прессе все чаще употреблялись слова «упадок», «кризис»,
«перелом», «возрождение».
Мыслящие, творческие люди — свидетели драматических событий первой революции, ощущали растущее отчуждение власти от общества и не видели в реальной жизни места для своих идеалов. Они
полагали, что несовершенный мир, пройдя через «очищение», должен
измениться. Одни представители интеллигенции в надежде построить
на Земле справедливое общество присоединялись к революционному
движению, другие — разочарованные в насилии — обращались к
Богу. Об усилении религиозных настроений в интеллигентской среде
свидетельствовало возникновение в Петербурге в начале XX в. Религиозно- философского общества. Авторы вышедшего в 1909 г. сборника статей «Вехи» говорили о гибельности революционного пути для
России и необходимости нравственного совершенствования человека.
Охватившие общество духовные искания породили мощный
всплеск творческой энергии и привело к новому расцвету культуры
России. Замечательные произведения были созданы в самых различных областях художественного творчества. Литературу обогатила поэзия А. А. Блока, А. Белого, В. Я. Брюсова, проза А. П. Чехова,
Л. Н. Андреева, И. А. Бунина, М. Горького; русскую музыку прославили композиторы А. К. Глазунов, С. В. Рахманинов, А. Н. Скрябин,
певцы Ф. И. Шаляпин, Л. В. Собинов. Наступил новый этап в развитии театрального искусства, связанный с именами режиссеров
К. С. Станиславского, В. Э. Мейерхольда, актрис М. Н. Ермоловой,
В. Ф. Комиссаржевской. Чрезвычайно богатой, даже пестрой была
картина русского изобразительного искусства. Прекрасные творения
зодчих придали новый облик городам.
29
Беседа Христа с Марфой и Марией. Художник М. Нестеров
«Грань веков» знаменовала рубеж в развитии российской
культуры. Уходили в прошлое популярные прежде художественные
стили и направления. Например, выставки реалистов-передвижников
уже не собирали толпы зрителей и не вызывали бурной полемики в
прессе, как это было прежде. «Мы — дети того и другого века; мы —
поколение рубежа. Правота нашей твердости видится мне... скорее в
решительном «нет», сказанном девятнадцатому столетию, чем в «да»,
сказанному веку двадцатому», — писал поэт А. Белый. Однако кризис
в культуре нес в себе не только отрицание старого, но и зарождение
нового. Появлялись произведения, нередко удивлявшие и даже шокировавшие публику.
Россия и прежде не была изолирована от мировых культурных
процессов, но в конце XIX — начале XX в. она превратилась в один из
главных центров мировой культуры. Это время принято считать «серебряным веком» русской культуры («золотым веком» называли первую половину XIX века — эпоху А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова).
10.4.2. Тенденции культурного синтеза
Европейскую литературу XIX в. невозможно представить без
произведений Л. Н. Толстого и Ф. М. Достоевского, а музыку — без
сочинений П. И. Чайковского. В начале XX в. усилилось взаимопроникновение и взаимовлияние различных национальных культур. Любое значительное событие культурной жизни Европы благодаря газетам, журналам, телеграфу быстро становилось известным в России, и
30
наоборот. Участились прямые контакты между творцами и знатоками
искусства. Примером этого может служить организация театральным
и художественным деятелем С. П. Дягилевым выставок русского искусства, концертов и «Русских сезонов» за рубежом.
О вкладе Дягилева не только в русскую, но и в европейскую
культуру свидетельствует то, что его имя носит площадь возле ГрандОпера в Париже. Способный антрепренер продемонстрировал Западной Европе высокий уровень искусства России, его художественные
идеи во многом способствовали формированию современного балета.
В спектаклях созданной Дягилевым балетной труппы европейцы увидели много нового, в них равноправно взаимодействовали музыка, танец, актерское искусство. Подлинными соавторами спектаклей являлись творцы декораций и костюмов. Великолепные работы художников-декораторов (Л. С. Бакста, А. Н. Бенуа, М. В. Добужинского) становились явлением не только театральной жизни, но и изобразительного искусства.
Нередкими были и другие примеры сочетания различных жанров в творчестве русских деятелей культуры. Так, изобретенная
В. В. Маяковским стихотворная «лесенка» отразила идею «визуализации» стиха, была попыткой представить поэзию в зримом образе.
Культурные процессы характеризовались не только синтезом
жанров, но и тесной взаимосвязью в появлении новых художественных стилей и направлений в Европе и в России. При этом
большинство представителей русской интеллигенции рассматривали
национальную культуру, с одной стороны, как своеобразное, неповторимое явление, а с другой — как часть культуры общемировой (под
которой тогда понималась европейская).
31
Беотийка. Эскиз костюма к балету «Нарцисс». Художник Л. Бакст. 1911 г.
В 1898 г. возникло объединение художников «Мир искусства».
Его участники (А. Н. Бенуа, Б. М. Кустодиев, Е. Е. Лансере, К. А. Сомов, В. А. Серов и др.) отстаивали свободу творчества. Стремясь создать «культ красоты», они критиковали передвижников и уходили от
реализма в живописи. «Мирискусники» обращались к европейским
художественным традициям и вместе с тем осваивали новейшую для
того периода живописную технику. Их любимой темой была жизнь
людей в прежние времена. На картинах «мирискусников» мы видим
Версаль периода правления короля Людовика XIV, Петербург эпохи
Екатерины II и Александра I. Создавая «модель» культуры той или
иной эпохи, художники «Мира искусства» обращались к стилизации.
Многие утонченные, галантные картины Сомова или Бенуа напоминают театральную постановку. Это и неудивительно, ведь эти художники были известны и как авторы декораций к спектаклям.
Однако наряду с картинами, изображавшими королевские дворы, прекрасных дам и кавалеров, художники «Мира искусства» создавали полотна, в которых воплотились традиции русской национальной
культуры. Кустодиев с добродушной иронией изображал мещанско-купече- ский быт («Купчиха за чаем») и жизнь русского простонародья («Ярмарка»). Живописной манере К. С. Петрова-Водкина
было свойственно сочетание новаторского подхода к форме и цвету с
приемами древнерусской иконописи («Купание красного коня»).
32
Н. К. Рерих в своем раннем творчестве показал Русь древнюю — суровую, языческую («Идолы», «Заморские гости» и др.). Тяготение к первоистокам, к традициям национальной культуры характерно и для
других художников. Православным духом проникнуты картины
М. В. Нестерова. В них художник воплотил свой идеал нравственных
исканий — образ святого подвижника, монаха, отшельника, молящегося за Святую Русь.
10.4.3. Стиль модерн в архитектуре
В мировой архитектуре конца XIX — начала XX в. стал модным
стиль, известный в России под названием «модерн». В эпоху бурного
развития промышленности, массового сооружения фабрик и заводов
большие города Европы и Америки становились похожими друг на
друга. Огромные серые здания довлели над городским пейзажем. Архитекторы, работавшие в стиле модерн в Германии, Австро-Венгрии,
Великобритании, США, России, эстетическими средствами стремились преодолеть унылую повседневность, излечить ее болезни красотой. Изощренная фантазия проектировщиков создавала каменные узоры, стелющиеся по поверхности фасадов зданий. Постройки зодчих,
подобные сказочным дворцам, соединяли в себе элементы архитектуры, живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства.
В стиле модерн возводились городские особняки, многоквартирные дома, загородные виллы и дачи. Необычность этих зданий
предопределяло то, что они в большей степени соответствовали не
сложившимся правилам и традициям, а вкусам заказчика или архитектора. Отсутствие симметрии, бесконечное разнообразие форм окон,
лестниц, дверей, изощренное декоративное убранство фасадов не
утомляло глаз. Наоборот, здания в стиле модерн создавали бытовой
эстетический комфорт для их обитателей.
33
Лестница в особняке С. П. Рябушинского. Архитектор Ф. Шехтель
Особенностью нового направления в архитектуре являлось сочетание общеевропейской моды и национальных традиций. Эта тенденция явственно проступает, например, в здании Ярославского вокзала,
построенном в Москве Ф. И. Шехтелем. Его формы навеяны мотивами древнерусского зодчества. Поиски новых, оригинальных решений
при строительстве жилых зданий ярко проявились при создании Шехтелем особняка С. П. Рябушинского. Асимметричность фасадов, использование декоративной мозаики, а также растительных форм в интерьере создают ощущение «сказочности» и уюта.
10.4.4. Русский модернизм и авангард
В русской литературе наряду с реалистическим направлением
(М. Горький, А. И. Куприн, В. В. Вересаев) начал набирать силу новый взгляд на мир, получивший название декадентства. Его представители ощущали угасание, упадок, гибель цивилизации. Декадентство
повлияло на возникновение новых, модернистских литературных
направлений: символизма, футуризма, акмеизма. Символисты
(В. Я. Брюсов, А. Белый, К. Д. Бальмонт, А. А. Блок) считали, что
творчество — это таинственный процесс улавливания человеческим
разумом импульсов «мировой души». Средствами реализма, полагали
они, художник-творец не может передать высший смысл мироздания.
Поэзия есть, по словам Вяч. Иванова, «тайнопись неизреченного»,
передающая тайный смысл через символы. Молодое поколение
34
поэтов- символистов (Н. С. Гумилев, А. А. Ахматова) создало другое
поэтическое направление — акмеизм (от греч. «акме» — высшая степень), в самом названии которого отразилось их стремление к «вершинам» искусства. Его отличал от символизма, по словам Гумилева,
«мужественный, твердый и ясный взгляд на жизнь». Акмеисты стремились описывать мир «во всей его совокупности красот и безобразий».
Радикальное художественное течение — футуризм (от лат. «футурум» — будущее) одновременно получил развитие в Италии и в
России. Его представителей не устраивало настоящее, свой идеал они
видели в обновленном будущем. Содержанием деятельности футуристов был бунт против устоявшихся порядков и мечта о рождении
«сверхискусства», способного преобразить мир. Для них был важен
сам процесс творчества, а не его результат. Футуристы уделяли
большое внимание действу, массовым театрализованным акциям.
Способом привлечь к себе внимание они избирали скандалы, оскорбительные заявления о творчестве признанных мастеров, вызывающий
внешний вид. К футуристам принадлежали поэты В. Хлебников,
В. В. Маяковский, А. Е. Крученых, Д. Д. Бурлюк.
Результатом поиска новых средств выражения творческого «Я»
стало появление в России абстракционистского направления в изобразительном искусстве, ставшего в XX в. чрезвычайно популярным и на
Западе. Стремление возвыситься над реальностью, выйти из трехмерного земного пространства привело к идее супрематизма — отказу от
изображения предметного мира, воплощению беспредметности. Основателем этого направления был К. С. Малевич, «Черный квадрат» которого явился символом русского авангарда. Другим основоположником абстракционизма был В. В. Кандинский. Он серьезно изучал линию и цвет в живописи, первостепенное значение для этого художника имела мистическая символика цвета.
35
ПОДВЕДЕМ ИТОГИ
Русская культура периода «серебряного века» явила собой пример
рождения новых форм на основе творческой переработки
национальных традиций, осмысления мирового художественного
опыта и внедрения новаторских эстетических идей. Многие
художественные направления, появившееся в России, существенно
повлияли на мировое искусство XX века.
Глава 10.5. Культура России: от соцреализма к свободе
творчества
10.5.1. Революция и культура
Революция 1917 года разделила художественную интеллигенцию России на две части. Одна из них, пусть и не все принимая в Совдепии (как многие называли тогда страну Советов), верила в обновление России и отдавала свои силы служению революционному делу;
другая же отрицательно-презрительно относилась к большевистской
власти и в разных формах поддерживала ее противников.
В. В. Маяковский в своеобразной литературной автобиографии
«Я сам» в октябре 1917 г. охарактеризовал свою позицию так: «Принимать или не принимать? Такого вопроса для меня (и для других
москвичей-футуристов) не было. Моя революция». В годы гражданской войны поэт работал в так называемых «Окнах сатиры РОСТА» (РОСТА — Российское телеграфное агентство), где создавались
сатирические плакаты, карикатуры, лубочные картинки с краткими
стихотворными текстами. В них высмеивались враги советской власти — генералы,
помещики, капиталисты, иностранные интервенты, говорилось о
задачах хозяйственного строительства. В Красной Армии служили будущие советские писатели: например, Д. А. Фурманов был комисса36
ром дивизии, которой командовал Чапаев; И. Э. Бабель был бойцом
знаменитой 1-й Конной армии; А. П. Гайдар в шестнадцать лет командовал молодежным отрядом в Хакасии.
Плакат «Окон РОСТА», посвященный электрификации. Рисунки и текст В.
Маяковского. 1920 г.
В белом движении участвовали будущие писатели-эмигранты:
Р. Б. Гуль воевал в составе Добровольческой армии, совершившей
знаменитый «Ледяной поход» с Дона на Кубань, Г. И. Газданов после
окончания 7 класса гимназии вступил добровольцем в армию Врангеля. Свои дневники периода гражданской войны И. А. Бунин назвал
«Окаянные дни». М. И. Цветаева написала цикл стихов под многозначительным названием «Лебединый стан» — наполненный религиозными образами плач по белой России. Темой пагубности гражданской войны для человеческого естества были пронизаны произведения писателей-эмигрантов М. А. Алда- нова («Самоубийство»),
М. А. Осоргина («Свидетель истории»), И. С. Шмелева («Солнце
мертвых»).
В дальнейшем русская культура развивалась двумя потоками: в
советской стране и в условиях эмиграции. На чужбине творили писатели и поэты И. А. Бунин, удостоенный в 1933 г. Нобелевской премии
по литературе, Д. С. Мережковский и 3. Н. Гиппиус, ведущие авторы
антисоветской программной книги «Царство Антихриста». Некоторые
писатели, такие как В. В. Набоков, вошли в литературу уже в эмигра37
ции. Именно за рубежом снискали мировую славу художники В. Кандинский, О. Цадкин, М. Шагал.
Если произведения писателей-эмигрантов (М. Алданов, И. Шмелев и др.) были пронизаны темой пагубности революции и гражданской войны, то произведения советских писателей дышали революционным пафосом.
10.5.2. От художественного плюрализма к социалистическому
реализму
В первое послереволюционное десятилетие развитию культуры
в России были присущи экспериментаторство, поиск новых художественных форм и средств — революционный художественный дух.
Культура этого десятилетия, с одной стороны, уходила своими корнями в «серебряный век», а с другой — восприняла от революции
склонность к отречению от классических эстетических канонов, к тематической и сюжетной новизне. Многие писатели видели свой долг в
служении идеалам революции. Это проявлялось в политизации поэтического творчества Маяковского, в создании Мейерхольдом движения
«Театрального Октября», в образовании Ассоциации художников революционной России (АХРР) и т. д.
Продолжали творить начавшие свой поэтический путь в начале
века поэты С. А. Есенин, А. А. Ахматова, О. Э. Мандельштам,
Б. Л. Пастернак. Новое слово в литературе сказало поколение, пришедшее в нее уже в советское время, — М. А. Булгаков, М. А. Шолохов, В. П. Катаев, А. А. Фадеев, М. М. Зощенко.
Если в 20-х гг. литература и изобразительное искусство отличались исключительным разнообразием, то в 30-х гг., в условиях идеологического диктата, писателям и художникам был навязан так называемый социалистический реализм. Согласно его канонам, отражение
действительности в произведениях литературы и искусства должно
было подчиняться задачам социалистического воспитания. Постепенно вместо критического реализма и разнообразных авангардистских
38
направлений в художественной культуре утвердился псевдореализм,
т.е. идеализированное изображение советской действительности и советского человека.
Художественная культура оказалась под контролем коммунистической партии. В начале 30-х гг. были ликвидированы многочисленные объединения работников искусств. Вместо них создавались
единые союзы советских писателей, художников, кинематографистов,
артистов, композиторов. Хотя формально они были самостоятельными общественными организациями, творческая интеллигенция должна
была целиком подчиняться власти. В то же время союзы, располагая
денежными средствами и домами творчества, создавали определенные
условия для труда художественной интеллигенции. Государство содержало театры, финансировало съемку кинофильмов, обеспечивало
художников студиями и т. д. От творческих деятелей требовалось
только одно — верно служить коммунистической партии. Писателей,
художников и музыкантов, отступавших от навязанных властью канонов, ожидали «проработки» и репрессии (в сталинских застенках по
гибли О. Э. Мандельштам, В. Э. Мейерхольд, Б. А. Пильняк и многие
другие).
Рабочий и колхозница
Значительное место в советской художественной культуре занимала историко- революционная тематика. Трагедия революции и гра39
жданской войны получила отражение в книгах М. А. Шолохова («Тихий Дон»), А. Н. Толстого («Хождение по мукам»), И. Э. Бабеля
(сборник рассказов «Конармия»), картинах М. Б. Грекова («Тачанка»),
А. А. Дейнеки («Оборона Петрограда»). В кинематографе почетное
место занимали фильмы, посвященные революции и гражданской войне. Самыми известными среди них были «Чапаев», кинотрилогия о
Максиме, «Мы из Кронштадта». Героизированная тематика не сходила и со столичных и с провинциальных театральных сцен.
Характерным символом советского изобразительного искусства
явилась скульптура В. И. Мухиной «Рабочий и колхозница», украшавшая советский павильон на Всемирной выставке в Париже в
1937 году. Известные и малоизвестные художники создавали помпезные групповые портреты с Лениным и Сталиным. Вместе с тем выдающихся успехов в портретной и пейзажной живописи достигли
М. В. Нестеров, П. Д. Корин, П. П. Кончаловский и другие талантливые художники.
Видные позиции в мировом искусстве 20 – 30-х гг. занял советский кинематограф. В нем выделялись такие режиссеры, как С. М. Эйзенштейн («Броненосец "Потемкин"», «Александр Невский» и др.),
родоначальник советской музыкально-эксцентрической комедии
Г. В. Александров («Веселые ребята», «Волга-Волга» и др.), основатель украинского кино А.П.Довженко («Арсенал», «Щорс» и др.). На
артистическом небосклоне засияли звезды советского звукового кино:
Л. П. Орлова, В. В. Серова, Н. К. Черкасов, Б. П. Чирков и др.
10.5.3. Великая Отечественная война и художественная
интеллигенция
Не прошло и недели со дня нападения гитлеровцев на СССР, как
в центре Москвы появились «Окна ТАСС» (ТАСС — Телеграфное
агентство Советского Союза), продолжившие традиции агитационнополитического плаката и карикатуры «Окон РОСТА». За время войны
в работе «Окон ТАСС», издавших свыше 1 млн плакатов и карикатур,
40
приняли участие 130 художников и 80 поэтов. В первые дни войны
были созданы знаменитые плакаты «Родина-мать зовет!» (И. М. Тоидзе), «Наше дело правое, победа будет за нами» (В. А. Серов), «Воин
Красной Армии, спаси!» (В. Б. Корецкий). В Ленинграде объединение
художников «Боевой карандаш» наладило выпуск плакатов-листовок
небольшого формата.
В годы Великой Отечественной войны многие писатели обратились к жанру публицистики. В газетах печатались военные очерки,
статьи, стихи. Наиболее известным публицистом был И. Г. Эренбург.
Поэма А. Т. Твардовского «Василий Теркин», фронтовые стихи
К. М. Симонова («Жди меня») воплотили в себе общенародные чувства. Реалистическое отражение судеб людей отразилось в военной
прозе А. А. Бека («Волоколамское шоссе»), В. С. Гроссмана («Народ
бессмертен»), В. А. Некрасова («В окопах Сталинграда»), К. М. Симонова («Дни и ночи»). В репертуаре театров появились постановки о
фронтовой жизни. Показательно, что пьесы А. Е. Корнейчука
«Фронт» и К. М. Симонова «Русские люди» печатались в газетах вместе со сводками Совин- формбюро о положении на фронтах.
Важнейшей частью художественной жизни военных лет стали
фронтовые концерты и встречи артистов с ранеными в госпиталях.
Большой популярностью пользовались русские народные песни в исполнении Л. А. Руслановой, эстрадные — в исполнении К. И. Шульженко и Л. О. Утесова. Широкое распространение на фронте и в тылу
получили появившиеся в годы войны лирические песни К. Я. Листова
(«В землянке»), Н. В. Богословского («Темная ночь»), М. И. Блантера
(«В лесу прифронтовом»), В. П. Соловьева-Седого («Соловьи»).
Во всех кинотеатрах демонстрировалась военная хроника. Киносъемки проводились операторами во фронтовых условиях, с большой
опасностью для жизни. Первый полнометражный документальный кинофильм был посвящен разгрому гитлеровских войск под Москвой.
Затем были созданы фильмы «Ленинград в огне», «Сталинград», «Народные мстители» и ряд других. Некоторые из этих фильмов де41
монстрировались после войны на Нюрнбергском процессе в качестве
документальных свидетельств преступлений нацистов.
10.5.4. Художественная культура второй половины XX века
После Великой Отечественной войны в советском искусстве появились новые имена, а с рубежа 50 – 60-х гг. стали формироваться
новые тематические направления. В связи с разоблачением культа
личности Сталина происходило преодоление откровенно «лакировочного» искусства, особенно характерного для 30 – 40-х годов.
С середины 50-х гг. литература и искусство стали играть в советском обществе такую же просветительскую роль, какую они играли в России XIX — начала XX века. Крайняя идеологическая (и цензурная) зажа- тость общественно-политической мысли способствовала
тому, что обсуждение многих волнующих общество вопросов было
перенесено в сферу литературы и литературной критики. Наиболее
значительным новым явлением стало критическое отображение реалий сталинского времени. Сенсацией стали публикации в начале
60-х гг. произведений А. И. Солженицына («Один день Ивана Денисовича», рассказы) и А. Т. Твардовского («Теркин на том свете»). Вместе с Солженицыным в литературу вошла лагерная тема, а поэма
Твардовского (наряду со стихами молодого Е. А. Евтушенко) знаменовала собой начало художественной атаки на культ личности Сталина. В середине 60-х гг. был впервые опубликован написанный еще в
довоенное время роман М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» с его
не характерной для советской литературы религиозно-мистической
символикой. Однако художественная интеллигенция по-прежнему испытывала идеологический диктат со стороны партии. Так, Б. Пастернак, получивший Нобелевскую премию за объявленный антисоветским роман «Доктор Живаго», вынужден был отказаться от нее.
В культурной жизни советского общества поэзия всегда играла
большую роль. В 60-х гг. поэты нового поколения — Б. А. Ахмадулина, А. А. Вознесенский, Е. А. Евтушенко, Р. И. Рождественский — с
42
их гражданственностью и публицистической направленностью лирики стали кумирами читающей публики. Огромным успехом пользовались поэтические вечера в московском Политехническом музее, дворцах спорта, высших учебных заведениях.
В 60 – 70-х гг. появилась военная проза «нового образца» —
книги А. П. Астафьева («Звездопад»), Г. Я. Бакланова («Мертвые сраму не имут»), Ю. В. Бондарева («Горячий снег»), Б. Л. Васильева
(«А зори здесь тихие...»), К. Д. Воробьева («Убиты под Москвой»),
В. Л Кондратьева («Сашка»). В них воспроизводился автобиографический опыт писателей, прошедших горнило Великой Отечественной,
передавалась прочувствованная ими беспощадная жестокость войны,
анализировались ее нравственные уроки. Тогда же в советской литературе сформировалось направление так называемой деревенской прозы. Оно было представлено творчеством Ф. А. Абрамова (трилогия
«Пряслины»), В. И. Белова («Плотницкие рассказы»), Б. А. Можаева
(«Мужики и бабы»), В. Г. Распутина («Живи и помни», «Прощание с
Матерой»), В. М. Шукшина (рассказы «Сельские жители»). В книгах
этих писателей получили отражение трудовое подвижничество в тяжелые военные и послевоенные годы, процессы раскрестьянивания,
потери традиционных духовных и нравственных ценностей, сложное
приспособление вчерашнего сельского жителя к городской жизни.
Спектакль в замке Инстербург. Владимир Высоцкий. Война.
43
В отличие от литературы 30 – 40-х гг., лучшие произведения
прозы второй половины века отличались сложным психологическим
рисунком, стремлением писателей проникнуть в сокровенные глубины человеческой души. Таковы, например, «московские» повести
Ю. В. Трифонова («Обмен», «Другая жизнь», «Дом на набережной»).
Начиная с 60-х гг. на театральных сценах появились спектакли
по остросюжетным пьесам советских драматургов (А. М. Володина,
А. И. Гельмана, М. Ф. Шатрова), а классический репертуар в трактовке режиссеров-новаторов приобрел актуальное звучание. Таковы
были, например, постановки новых театров «Современник» (режиссеры О. Н. Ефремов, затем Г. Б. Волчек), Театра драмы и комедии на Таганке (Ю. П. Любимов).
10.5.5. Основные тенденции развития постсоветской культуры
Одной из особенностей развития российской культуры рубежа
XX – XXI вв. является ее деидеологизированность и плюрализм творческого поиска. В элитарной художественной литературе и изобразительном искусстве постсоветской России на первый план вышли
произведения авангардистского направления. К ним, например, относятся книги В. Пелевина, Т. Толстой, Л. Улицкой и других авторов.
Авангардизм является преобладающим направлением и в живописи. В
современном отечественном театре символикой иррационального начала в человеке проникнуты постановки режиссера Р. Г. Виктюка.
С периода «перестройки» началось преодоление изолированности российской культуры от культурной жизни зарубежных стран.
Жители СССР, а в дальнейшем Российской Федерации смогли прочитать книги, увидеть фильмы, недоступные им ранее по идеологическим соображениям. На родину вернулись многие писатели, лишенные гражданства советскими властями. Возникло единое пространство российской культуры, объединяющее литераторов, художников, музыкантов, режиссеров и актеров вне зависимости от места их
проживания. Так, например, скульпторы Э. И. Неизвестный (надгроб44
ный памятник Н. С. Хрущеву, памятник жертвам сталинских репрессий в Воркуте) и М. М. Шемякин (памятник Петру I в Петербурге)
живут в США. А скульптуры жившего в Москве В. А. Сидура («Погибшим от насилия» и др.) установлены в городах ФРГ. Режиссеры
Н. С. Михалков и А. С. Кончаловский снимают кинофильмы как на
родине, так и за рубежом.
Коренная ломка политического и экономического строя привела
не только к освобождению культуры от идеологических пут, но и вызвала необходимость приспосабливаться к сокращению, а подчас и к
полной ликвидации государственного финансирования. Коммерциализация литературы и искусства привела к распространению произведений, не отличающихся высокими художественными достоинствами.
С другой стороны, и в новых условиях лучшие представители культуры обращаются к анализу наиболее острых социальных проблем,
ищут пути духовного совершенствования человека. К таким произведениям относятся, в частности, работы кинорежиссеров В. Ю. Абдрашитова («Время танцора»), Н. С. Михалкова («Утомленные солнцем»,
«Сибирский цирюльник»), В. П. Тодоровского («Страна глухих»),
С. А. Соловьева («Нежный возраст»).
10.5.6. Музыкальное искусство
Представители России внесли крупный вклад в мировую музыкальную культуру XX века. Величайшими композиторами, чьи произведения неоднократно исполнялись в концертных залах и оперных театрах многих стран мира, были С. С. Прокофьев (симфонические
произведения, опера «Война и мир», балеты «Золушка», «Ромео и
Джульетта»), Д. Д. Шостакович (6-я симфония, опера «Леди Макбет
Мценского уезда»), А. Г. Шнитке (3-я симфония, Реквием). Мировой
известностью пользовались оперные и балетные постановки Большого
театра в Москве. На его сцене шли как произведения классического
репертуара, так и творения композиторов советского периода —
Т. Н. Хренникова, Р. К. Щедрина, А. Я. Эшпая.
45
Портрет Д. Д. Шостаковича. Художник Т. Салахов. 1976 г.
В стране работало целое созвездие талантливых музыкантов-испол- нителей и оперных певцов, получивших всемирную известность
(пианисты Э. Г. Гилельс, С. Т. Рихтер, скрипач Д. Ф. Ойстрах, певцы
С. Я. Лемешев, Е. В. Образцова). Некоторые из них не смогли смириться с жестким идеологическим прессингом и вынуждены были покинуть родину (певица Г. П. Вишневская, виолончелист М. Л. Ростропович).
Постоянное давление испытывали и музыканты, игравшие джазовую музыку — их критиковали как последователей «буржуазной»
культуры. Тем не менее в Советском Союзе огромную популярность
завоевали джаз-оркестры, которыми руководили певец Л. О. Утесов,
дирижер О. Л. Лундстрем, блестящий импровизатор-трубач Э. И. Рознер.
Самым распространенным музыкальным жанром была эстрадная песня. Произведения наиболее талантливых авторов, сумевших
преодолеть в своем творчестве сиюминутную конъюнктурность, стали
со временем неотъемлемой частью культуры народа. К ним относятся,
в частности, «Катюша» М. И. Блантера, «Течет Волга» М. Г. Фрадкина, «Надежда» А. Н. Пахмутовой и многие другие песни.
46
В 60-х гг. в культурную жизнь советского общества вошла авторская песня, в которой сомкнулись профессиональное и самодеятельное начала. Творчество бардов, выступавших, как правило, в неформальной обстановке, не было подконтрольно учреждениям
культуры. В исполнявшихся под гитару песнях Б. Ш. Окуджавы,
А. А. Галича, Ю. И. Визбора зазвучали новые мотивы — сугубо личностного, а не трафаретно-официального отношения и к общественной, и к частной жизни. Мощным гражданским пафосом и широким
жанровым разнообразием было наполнено творчество В. С. Высоцкого, который соединил в себе таланты поэта, актера и певца.
Еще более глубокое социальное наполнение получила в
70 – 80-х гг. советская рок-музыка. Ее представители — А. В. Макаревич (группа «Машина времени»), К. Н. Никольский, А. Д. Романов
(«Воскресение»), Б. Б. Гребенщиков («Аквариум») — сумели перейти
от подражания западным музыкантам к самостоятельным произведениям, явившим собой, наряду с песнями бардов, фольклор урбанистической эпохи.
10.5.7. Архитектура
В 20 – 30-х гг. умы архитекторов занимала идея социалистического преобразования городов. Так, первый план подобного рода —
«Новая Москва» — был разработан еще в начале 20-х гг. А. В. Щусевым и В. В. Жолтовским. Создавались проекты новых типов жилья —
домов-коммун с обобществленным бытовым обслуживанием, а также
общественных зданий — рабочих клубов и дворцов культуры.
Господствующим архитектурным стилем был конструктивизм, предусматривавший функциональную целесообразность планировки, сочетание различных, четко геометрически очерченных форм и деталей,
внешнюю простоту, отсутствие украшений. Всемирную известность
получили творческие искания советского зодчего К. С. Мельникова
(клуб им. И. В. Русакова, собственный дом в Москве).
47
В середине 30-х гг. был принят Генеральный план реконструкции Москвы (перепланировка центральной части города, прокладка
автомагистралей, сооружение метрополитена), аналогичные планы
разрабатывались и для других крупных городов. При этом свобода
творчества архитекторов была ограничена указаниями «вождя народов». Началось строительство помпезных сооружений, отражавших,
по его мысли, идею могущества СССР. Внешний облик построек изменился — конструктивизм постепенно вытеснялся «сталинским»
неоклассицизмом. Элементы архитектуры классицизма явственно
прослеживаются, например, в облике Центрального театра Красной
Армии, станций московского метро.
Грандиозное строительство развернулось в послевоенные годы.
В старых городах возникали новые жилые районы. Облик Москвы обновился за счет «высоток», построенных в районе Садового кольца, а
также нового здания Университета на Ленинских (Воробьевых) горах.
С середины 50-х гг. главным направлением жилого строительства стало массовое панельное домостроение. Городские новостройки, избавившись от «архитектурных излишеств», приобрели унылый однообразный вид. В 60 – 70-х гг. в республиканских и областных центрах
появились новые административные здания, среди которых своей
грандиозностью выделялись обкомы КПСС. На территории Московского Кремля был построен Дворец съездов, архитектурные мотивы которого звучат диссонансом на фоне исторически сложившейся
застройки.
Центральный театр Красной Армии. Архитекторы К. Алабян, В. Симбирцев. 1940 г.
48
Большие возможности для творческой работы архитекторов
открылись в последнее десятилетие XX века. Частный капитал наравне с государством стал выступать заказчиком при строительстве. Разрабатывая проекты зданий гостиниц, банков, торговых комплексов,
спортивных сооружений, российские архитекторы творчески интерпретируют наследие классицизма, модерна, конструктивизма. Вновь
вошло в практику строительство особняков и коттеджей, многие из
которых сооружаются по индивидуальным проектам.
ПОДВЕДЕМ ИТОГИ
В советской культуре наблюдались две противоположные тенденции:
искусства политизированного, лакирующего действительность, и
искусства, формально социалистического, но, по существу,
критически отражающего действительность (в силу сознательной
позиции художника или таланта, преодолевающего цензурные
препоны). Именно последнее направление (наряду с лучшими
произведениями, созданными в эмиграции) дало образцы, вошедшие в
золотой фонд мировой культуры.
49
ПОДВЕДЕМ ОБЩИЙ ИТОГ
Для России XX столетие стало самым драматичным периодом
истории. В начале века Российская империя шла по пути экономической модернизации, при этом в стране обострялись противоречия
между самодержавной властью и обществом. Первая российская революция привела к трансформации государственного строя, появлению
представительного органа (Государственной думы). Аграрная реформа дала новый стимул развитию экономики. Однако Россия не стала
частью западного мира, хотя и вступила в военный альянс с демократическими странами Запада. Участие России в Первой мировой войне
обострило социальные противоречия в стране, подорвало ее экономику. Следствием этого явились революционные события 1917 года.
Падение вековой монархии в России и грандиозный социальный
эксперимент, затеянный большевиками, оказали огромное влияние на
процессы мирового развития. Однако попытка создать самый справедливый социально-экономический строй привела к насилию и репрессиям, обернулась установлением сталинской диктатуры.
В 20 – 30-х гг. руководство страны вернулось к идее модернизации, но
только в новой форме — социалистической индустриализации. Создание развитой тяжелой промышленности изменило облик в основном
крестьянской до той поры страны, Советский Союз превратился в
одно из наиболее развитых промышленных государств мира.
Тяжелейшим испытанием для советского народа стала Великая
Отечественная война. Благодаря беспримерному мужеству людей Советскому Союзу удалось отстоять свою независимость и внести решающий вклад в разгром нацистской Германии. После войны влияние
СССР на международные дела значительно возросло. Страна достигла
крупных успехов в науке и культуре. В короткий срок СССР стал
страной сплошной грамотности, советские ученые покорили ядерную
энергию, первыми приступили к освоению космоса. Однако «холод50
ная война» поглощала огромные средства. В соревновании со странами Запада советская система показала свою неэффективность. Тоталитарный политический строй, пренебрежение к человеческой личности,
ее правам усугубили социально-экономический и политический кризис, приведший в начале 90-х гг. к краху социалистической системы и
распаду СССР.
Новой России пришлось столкнуться с острыми проблемами в
непростой период перехода к рыночной экономике и правовому государству. Перед Российской Федерацией стоит задача завершить новый
этап модернизации в век высоких технологий и глобализации, стать
авторитетным членом мирового сообщества.
Конец шестой лекции
Конец курса лекций по дисциплине «История»
Все замечания и предложения отсылайте по адресу: feedback@rfet.ru
51