Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
ЛЕКЦИЯ 3. ИСТОРИЯ АНТИКВЫ
ДИСЦИПЛИНА
«ШРИФТ»
В XIV в. в Италии, во Франции, появляются образцы так
называемого гуманистического письма, ничего общего, не имеющего с
готическим шрифтом. Этот шрифт по времени совпал с эпохой Возрождения,
и поэтому его еще называют ренессанс-антиква. Исследованию и
графической обработке этого шрифта придавали значение известные
художники и ученые эпохи Возрождения. Они стремились придать шрифту
строгую логическую и математическую обоснованность, варьируя форму и
пропорцию букв.
С возникновением книгопечатания произошел исторический перелом в
развитии шрифтов. Образцами для изготовления типографских шрифтов
(гарнитур) стали рукописные шрифты. Немецкий изобретатель Иоганн
Гутенберг изобрел способ печатания книг. Первые его книги печатались
готическим шрифтом, поскольку антиква у немцев распространения не
имела. Первая книга напечатанная механическим способом – Библия
Гутенберга.
В эпоху Возрождения был разработан шрифт гуманистическая
антиква. Первые правила по построению латинского шрифта были
опубликованы Лукой Пачоли, учеником Леонардо да Винчи в 1509 г. Пачоли
предлагал строить буквы на основе квадрата, используя для этого его
диагонали и вписанную в него окружность. Однако шрифт получался
малодинамичным и однообразным. Немецкий художник и геометр Альбрехт
Дюрер создал образец своего варианта латинского шрифта. Он также брал за
основу формы буквы квадрат, стороны которого делил на 10 равных частей,
и строил, сетку, состоящую из квадратов. За толщину основного штриха брал
размер шириной одной клетки, толщину соединительных штрихов тоньше
основных на одну треть. Его шрифт достаточно контрастный и интереснее,
чем у Пачоли.
В 1529 г. Жофруа Тори разработал свой образец шрифта, взяв за основу
конструкции букв также квадрат. Его шрифт построен весь с помощью
чертежных инструментов, отличается от шрифта Дюрера меньшей
контрастностью и некоторой монотонностью. В эпоху классицизма возникла
новая так называемая классическая антиква. Она уже не имела никакой
связи с рукописным шрифтом. Ее отличает большая контрастность примерно
1:10), наплывы округленных элементов, тонкие засечки. Шрифт стал четким,
красивым и удобочитаемым. Над созданием шрифтов работали художники
разных стран: итальянец Джамбатиста Бодони, француз Фирмен Дидо, немец
Вальбаум и др.
2
Крупнейшей фигурой типографики XVIII века был Джон Баскервилл,
работавший в Англии в 1750 – 70 гг. Первым отказавшись от применения
книжного орнамента, он стал основоположником «чистой» типографики,
основанной только на шрифтовом оформлении. Благодаря изящному шрифту
и музыкальной гармонии набора, титульные листы его изданий называют
шедеврами типографского искусства.
Еще один мастер этого времени, итальянский типограф Джамбаттиста
Бодони так же, как и Баскервилл, главными средствами оформления книги
считал шрифт: «Любая книга тем совершеннее, чем отчетливее в ней простая
красота букв. В этом выражается и на этом основывается слава искусства
книгопечатания… Одни только буквы и являются необходимым и
достаточным элементом книги, все прочее существует благодаря им».
3
Типология
акцидентных
шрифтов XIX –начала XX в. Влияние
промышленного подъема на развитие шрифта. Новые области применения
шрифта. Понятие акциденции. Брусковые шрифты, кларендон. Ранние
формы гротеска.
4
Книги были дорогими. В связи с промышленным подъемом, цена их
стала ниже. Потребовалась периодика (газеты, журналы и т.п.) и реклама.
Появилась необходимость в акцидентности. Типографии стали брать заказы
на листовки, афиши. До конца XVIII века различия между книжными,
рекламными и газетными шрифтами не существовало, употреблялся один и
тот же шрифт, но разного размера.
С активным развитием промышленности и торговли в XIX веке начали
возникать новые стили шрифтов для газетных объявлений, рекламы и других
акцидентных (т.е. выполняемых по случайным, разовым заказам) работ. Эти
шрифты отличались от книжных особым, бросающимся в глаза рисунком.
Эксперименты в области шрифтовой формы привели к возникновению новых
видов шрифта. К таким акцидентным шрифтам принадлежит появившийся в
начале XIX в. египетский или брусковый шрифт.
Отличительным признаком этого шрифта является одинаковая толщина
всех линий и засечек букв. При этом пропорции и расположение засечек
такие же, как у антиквы. Существуют разновидности египетского шрифта с
большим или меньшим различием в насыщенности основного и
дополнительного штриха. Известнейшие из типографских египетских
шрифтов — Мемфис и Бетон работы немецких шрифтовиков Рудольфа
Вольфа и Гейнриха Иоста.
5
Существует два подвида египетского шрифта. Первый из них — это
итальянский шрифт, весьма популярный в XIX в. Это узкий шрифт, по
строению напоминающий рустику. Горизонтальные штрихи в несколько раз
толще вертикальных. Второй подвид египетского шрифта — это кларендон.
Его признак — слегка округленные засечки и больший контраст между
толщиной основного и дополнительного штриха. В 1816 году появляется
шрифт, на фоне многовекового господства антиквы выглядевший странно и
даже смешно, за что и получил свое название — гротеск (от фр. смешной).
Это шрифт с минимальным контрастом между основным и дополнительным
штрихами и полным отсутствием засечек.
Гротески, как и египетские шрифты, создавались в качестве
акцидентных и на большее не претендовали. Однако в 1896 году берлинская
словолитня «Бертольд» выпустила серию шрифтов, которые, несмотря на
свое название «Акцидент-гротеск», оказались пригодными для набора
текстов. Акцидент-гротеску предстояло стать прототипом новой шрифтовой
эстетики. Он появился незадолго до того, как «новые типографы» назвали
гротеск «объективным и наднациональном шрифтом современности». И
действительно, именно гротески обусловили облик типографики XX в.
6