Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Исторические предпосылки и этапы образования казахской народности

  • 👀 1370 просмотров
  • 📌 1347 загрузок
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате doc
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Исторические предпосылки и этапы образования казахской народности» doc
Исторические предпосылки и этапы образования казахской народности. Этноним «казах» Изучение этногенеза казахов, т.е. процесса формирования казахского народа с присущими ему особенностями, испытывает ряд трудностей. Нет единого понимания понятия «этнос». Некоторые настаивают на «совпадении» этнической общности «с другими видами общностей: расовой, религиозной и т.д.», другие (Л.Гумилев и его последователи) трактуют этнос не как социально-историческую, а как биологическую категорию («часть природы», «энергетическую систему»), конструируя фантастическую «модель» этногенеза в виде схем, далеких от реальности. Под воздействием этноцентристских идей этнос провозглашается «главной ячейкой социальной структуры общества», максимально удревняется время сложения казахского народа, «обнаруживается» его «связь» с древнейшими цивилизациями. В ходе исторического развития этнические объединения эволюционируют от одного типа к другому. Каждый из них имеет особое название: племя, народность, нация. Народность – это устойчивая совокупность людей, возникающая в докапиталистических классовых обществах на основе общности территории, языка, хозяйства, культуры, психического склада, осознания своей принадлежности к данной общности и отличия от других (этнического самосознания), зафиксированного в самоназвании (этнониме). Предпосылки, необходимые для возникновения этноса, после того как он сформировался, могут приобретать второстепенное значение или совсем отсутствовать, например, территориальное единство нужно для тесного, непрерывного общения людей, но затем этническая группа способна сохранять идентичность вне исторической родины как диаспора. Для большей устойчивости народности требуется государственная организация, но со временем части этноса могут политически разграничиваться, превращаться в ирреденты – этнические меньшинства, населяющие территорию, смежную с государством, где преобладает данный этнос. В литературе иногда неоправданно выпячивается самосознание в качестве основного и даже единственного признака народности, хотя сознание определяется бытием, является отражением материального, объективного факта существования этноса. В ряде случаев в числе атрибутов народности называют антропологический облик, путая этнос с расой – группой людей, выделяемой по внешним физическим признакам. Различают пять больших рас – европеоидную, монголоидную (азиатскую), негроидную (экваториальную), американоидную, австралоидную. Формирование казахского этноса – не одномоментный, а длительный процесс, т.к. признаки народности сложились не сразу, а постепенно. Участие в этногенезе принимали как коренные (автохтонные), так и пришлые (мигранты) этнические группы. Этот процесс разделяется на несколько этапов. I этап – дотюркский, перетекающий в раннетюркский (2 тыс. до н.э. – сер. 1 тыс. н.э.). Первая достоверная информация об этнических процессах относится к эпохе бронзы, когда территорию Казахстана населяли индоиранские племена (в основном, андроновцы), известные под именем ариев и наделенные европеоидными чертами. Их преемниками были родственные племена (объединявшиеся в союзы) эпохи раннего железа (саки, савроматы, даи, массагеты, исседоны, аримаспы и др.), говорившие, главным образом, на восточноиранских языках, но в этом этнокультурном массиве имелись, по-видимому, группы с прототюркским языком. Попытки объявить всех ранних кочевников прототюрками выглядят малоубедительными. В сакское время в фенотипе населения появились незначительные монголоидные элементы, т.е. положено начало метисации (смешению рас) древних насельников Казахстана. Создателей раннегосударственных образований усуней и кангюев одни исследователи считают тюркоязычными, другие – ираноязычными. С конца 1 тыс. до н.э. стали переселяться хунну (частью пратюрки), позже - жужани, телесцы, что способствовало тюркизации населения. На данном этапе закончен процесс генезиса номадного хозяйственно-культурного типа. В генофонде возросла примесь азиатского компонента. II этап – тюркский (6 – нач. 13 вв.). Его открывает массовая диффузия (проникновение, распространение) тюрков. Внутри новой политической общности – Западнотюркского каганата – проходила интеграция (установление этнических, культурных контактов) разнородных племен и племенных объединений. После распада каганата образовывались однотипные по хозяйству, социальной структуре государства, включавшие тюркские и тюркизировавшиеся этнические группы: Тюргешский и Карлукский каганаты (Семиречье, Южный Казахстан), государства огузов (нижняя Сырдарья, Приаралье, Северный Прикаспий) и кимаков (Северный, Центральный, Восточный Казахстан). Осуществлявшаяся там консолидация (слияние родственных этнических групп) затруднялась из-за нестабильности, непрочности этих государств. Сплочению племен Семиречья и Южного Казахстана способствовало феодальное государство Караханидов. Вторжение киданей (вероятно, монголоязычных) не внесло существенных изменений в этническую ситуацию, большее влияние оказали на нее передвинувшиеся с Алтая найманы и кереиты. Интенсивное стирание этнических границ происходило в кыпчакской конфедерации, занимавшей обширную территорию и вобравшей многие племена, принявшие имя «кыпчак». Возник межплеменной язык («тюрки»). Однако формирование кыпчакской народности прервано монгольским завоеванием. В тюркское время возросла «добавка» монголоидных генов, но значительная масса населения оставалась еще европеоидной. III этап – монгольский (13 в.). В современной литературе есть мнение, что «этническая ситуация мало меняется с приходом монголов». В действительности, этнические процессы, хотя и не были остановлены нашествием, но существенно замедлены. Подрыв производительных сил, нарушение экономических и культурных связей, уничтожение и увод в рабство значительной части населения, вытеснение, разъединение, дробление племен тормозили этническую консолидацию. Вместе с тем в ходе завоевания произошла передвижка не только монголов, но и подчиненных им тюркских групп, причем монголы пережили стадию аккомодации (приспособления к новой этнической среде), а затем ассимиляции (усвоения языка и культуры тюрков и полной утраты прежней этнической принадлежности): по сообщениям источников монголы «смешались и породнились» с кыпчаками, «и все они стали точно кыпчаки». В фенооблике местных популяций преобладает азиатский компонент. IV этап – послемонгольский (14-15вв.). По мере частичного преодоления последствий завоевания возобновилась тенденция к сближению близких по языку, культуре, хозяйству этнических групп. Появились новые государства на местной этнической основе: Могулистан (Семиречье) и Кок-Орда (Восточный Дешт-и Кыпчак, юг Казахстана), распавшаяся впоследствии на Узбекское ханство и Ногайскую орду. Для обозначения тюркоязычного населения Кок-Орды использовался собирательный термин «узбек». Часть исследователей считает, что тогда он являлся политонимом и этнического смысла не имел. Другие, напротив, полагают, что он применялся для обозначения народа. Дестабилизация политической ситуации воспрепятствовала окончательному сплочению «староузбекской» общности, но она явилась непосредственной предтечей казахской, узбекской («шибанцев»), ногайской (мангытов) народностей. На данном этапе составился присущий современным казахам монголоидно-европеоидный морфологический облик. V этап – завершающий (рубеж 15-16 вв.). Заключительным аккордом в этногенезе казахов во 2-й половине ХV в. стало образование Казахского ханства, в границах которого сформировалась этническая территория народности, проявилась общность хозяйства, языка (относится к кыпчакской подгруппе тюркской группы алтайской языковой семьи), культуры, нравов, ценностных ориентаций. Развилось этническое самосознание, выражавшееся в генеалогических преданиях о происхождении от общих предков и закреплявшееся в этнониме «казах». Существует множество версий о значении термина «казах». Немало среди них легендарных и бездоказательных. Наиболее аргументированная позиция сводится к тому, что слово «казак» изначально носило социальный смысл и значило «скиталец», «изгнанник», «свободный, вольный», «отделившийся от рода, племени, государства», «добывающий средства к существованию участием в военных предприятиях» (отсюда – «казакование»). Оно зародилось в тюркской среде еще в домонгольский период и в указанном ракурсе неоднократно встречается в источниках. После откочевки отколовшихся от государства кочевых узбеков Джанибека и Гирея, основавших Казахское ханство, их подданные именуются «узбек-казахи», затем просто «казахи», т.е. этот термин приобрел политический смысл, стал политонимом. И, наконец, он получил этническое значение как самоназвание казахской народности, территория расселения которой в 16 в. впервые названа в источниках Казахстаном (в сочинении Васифи «Чудеса происшествий»). Этнические процессы не завершились с образованием казахской народности: в нее, в частности, влилась часть племен Могулистана, Сибирского ханства, Ногайской орды. Консолидация казахов в высшую на сегодняшний день форму этнической общности – нацию – осуществлялась уже в советское время.
«Исторические предпосылки и этапы образования казахской народности» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 206 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot