Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Исторические и современные системы гражданского и патриотического воспитания в России

  • 👀 687 просмотров
  • 📌 632 загрузки
Выбери формат для чтения
Статья: Исторические и современные системы гражданского и патриотического воспитания в России
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Исторические и современные системы гражданского и патриотического воспитания в России» docx
Тема 2. Исторические и современные системы гражданского и патриотического воспитания в России Военно-патриотический клуб как общественное явление Суворовские и Нахимовские военные училища Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту (ДОСААФ): история, структура, основные задачи. 1. Военно-патриотический клуб (ВПК) или детско-юношеский военно-патриотический клуб (ДЮВПК) – уникальное общественное явление. Появились они (клубы) как форма народной инициативы в ответ на рост негативных тенденций в вооружённых силах и в среде молодёжи[1].. Это некоммерческие общественные организаций, занимающиеся патриотическим воспитанием молодёжи, подготовкой к службе в вооружённых силах, пропагандой здорового образа жизни. Молодёжные военно-патриотические организации в России стали появляться в конце XIX в. В разных формах их развитие продолжается до настоящего времени. Русско-японская война выявила множество недостатков в организации Вооруженных сил, в том числе полное отсутствие вневойсковой подготовки молодежи. 21 января 1908 года Государь Николай II вырвал из своей записной книжки листок, на котором написал: "Завести в деревнях обучение детей в школах строю и гимнастике запасными и отставными унтер-офицерами за малую плату". Особое значение военно-патриотическому воспитанию молодежи в начале ХХ века уделял председатель Совета министров России Столыпин. Бурное развитие военно-патриотических структур начинается примерно с 1907 года. Широкое распространение получило общество «Русского Сокола». В 1909 году гвардейский капитан Пантюхов создает первую в России организацию скаутов. Весной того же года выдающийся педагог Антиох Луцкевич начинает формирование в средних учебных заведениях, так называемых, «потешных» отрядов. Все эти начинания имели абсолютную поддержку Российского государства. Государь Император Николай Александрович лично покровительствовал всем этим организациям. Для русских людей, оказавшихся за рубежом в результате революции и гражданской войны, молодежные военно-патриотические структуры стали важнейшей формой объединения. Общества «Русского Сокола» существовали в Югославии, Чехословакии, Манчжурии, США и в других странах, где проживали русские беженцы. Общее количество членов обществ «Русского Сокола» в 1930-х годах достигло более 100 тысяч человек. Кроме «Русского Сокола» в эмиграции активно действовали организации русских разведчиков, которые вышли из состава общей скаутской организации, отряды «Витязей», молодежные дружины Русского Общевоинского Союза. Первые военно-патриотические клубы в СССР стали появляться в середине 1970-х гг., и создавались они на базе общественных организаций ветеранов Великой Отечественной войны. В 1980-х — 90-х гг. клубы образовывались стихийно и бессистемно. Расцвет их деятельности пришёлся на вторую половину 80-х гг., когда из Афганистана стали возвращаться офицеры и солдаты, для которых участие в Афганской войне сделало очевидными многочисленные недостатки в системе допризывной подготовки молодёжи в СССР. Ветераны-афганцы, ведомые чувством долга, а не какими-либо указаниями «сверху» заложили основу уникальной системы военно-патриотического воспитания, в основу которой легли любовь к Родине, армии, передовые на тот момент армейские методики и боевой опыт. Прежде всего, спортивные дисциплины (общего характера и рукопашный бой) заняли подобающее им место, в отличие от просто спортивных секций, где они имеют узкое практическое значения. Спортивная подготовка стала одной из важнейших военных дисциплин. Подготовка по военно-прикладным дисциплинам стала вестись таким образом, чтобы дать полученным знаниям, прежде всего большое практическое значение. Это коснулось, главным образом, тактики ведения боя, ориентирования на местности, выживания. Большое значение придавалось патриотическому воспитанию, что в условиях слабеющего советского государства и его идеологии имело огромное значение. Возникновение молодёжного движения в 1980-х годах обуславливалось также резким ростом общественных проблем, которые в первую очередь отражались на молодёжи. «Молодёжное неформальное движение» не представляло собой однородного явления, и было довольно противоречиво, что, в конечном итоге, привело к усилению негативных тенденций в молодёжной среде. В то же время, в рамках «неформального движения» появилось совершенноуникальное образование – военно-патриотические клубы. Они появились, как и большинство объединений, в ответ на многочисленные проблемы, стоящие перед обществом. Несмотря на то,что военно-патриотические клубы появились в одно время и действовали на одном поле с многочисленными молодёжными неформальными группами (хиппи, рокеры и т.п.), военно-патриотическое движение изначально резко отличалось от всех «неформалов» по своему внешнему виду и внутреннему содержанию. Появление военно-патриотических клубов стало своеобразным ответом неиспортившейся части русского офицерского корпуса на всеобщее равнодушие и ханжество, захлестнувшие общество и армию в перестроечные годы[3]. Обращаясь к недавней истории, необходимо также вспомнить о масштабном Юнармейском движении, которое зародилось в конце 1980-х гг. Это движение объединило возникшие в СССР военно-патриотические клубы. Инициатором Юнармейского движения были государственные структуры в лице Министерства обороны, комсомола. Ежегодно проводились областные, республиканские и всесоюзные слеты, а также крупные военно-тактические игры. Распад Советского Союза фактически прекратил существование Юнармейского движения, как целостного явления. Хотя в некоторых регионах России традиции проведения слетов и военно-тактических игр «Зарница» и «Орлёнок» проводятся и в настоящее время[2]. На протяжении всего периода своего существования эти организации показали себя, как явление, имеющее особое общественное значение. В Российской Федерации деятельность военно-патриотических, военно-спортивных и военно-исторических клубов осуществляется в порядке, предусмотренном Постановлением Правительства РФ от 24.07.2000 N 551 «О военно-патриотических молодёжных и детских объединениях». В данный момент в России действует боле 2000 молодёжных военно-патриотических клубов. Наблюдения показали, что школьный военный клуб, работающий на базе учебного заведения (школы, училища, техникума) во внеурочное время, обладает большими возможностями для организации военно-патриотического воспитания школьников, учащихся данного учебного заведения и других учебных заведений, расположенных поблизости. В его образовательном и воспитательном пространстве сочетаются военно-теоретическая и физическая подготовка, параллельно решаются вопросы духовного и физического развития, и как утверждает Баранов, сочетание этих факторов положительно выделяет его из других существующих ныне форм организации внеурочной деятельности школьников. Каждый такой клуб может иметь определённую направленность, благодаря чему в одном районе будет представлен весь спектр военно-патриотической работы с подрастающим поколением, что является большим преимуществом крупного города. При этом деятельность каждого такого клуба должна быть направлена на решение задач военно-патриотического воспитания, включающего военно-прикладную и физическую подготовку подростков и построенного с учётом индивидуальных психологических особенностей обучающихся, социально-психологических особенностей их проживания, материально-технического оснащения клуба, педагогических возможностей воспитательного персонала[6]. Таким образом, военно-патриотический клуб смог соединить в себе спортивную секцию, лучшие формы армейской подготовки и идейно-патриотическое воспитание. Все это объединялось высокой идеей воинского служения своему народу и стране, что, в конечном итоге, рождало в молодом человеке чувство жертвенной любви к Родине. Хотелось бы также добавить, что среда военно-патриотического клуба воспитывает в молодом человеке чувство товарищества, коллективизма, трудовые навыки и основы экологического сознания. В нашем городе существует такой военно-патриотический клуб «Ирбис». Его учредителем является православная церковь. Сначала было организовано движение «Сибирь молодая православная», потом сюда присоединилось молодое казачество, и родилась идея создания клуба. ВПК «Ирбис» существует около 10 лет. В советское время централизованная система патриотического воспитания тесно перекликалась с идеологической составляющей политического режима, а также имела ряд отличий от царской системы. В целом можно выделить следующие системообразующие элементы[4]: Воспитание в рамках октябрятского – пионерского –комсомольского движений; Суворовские и Нахимовские военные училища; ДОСААФ; Молодёжные военно-патриотические объединения и клубы. Профессор Российской академии государственной службы при Президенте РФ, ведущий научный сотрудник НИИ семьи и воспитания Российской академии образования В. И. Лутовинов отмечает, что эта система являлась образцом для подражания многих зарубежных государств, в том числе западноевропейских, которые немало заимствовали в тот период из советского опыта при решении проблем ВПВ молодёжи и подготовке её к военной службе[5]. 2. Суворовские и Нахимовские военные училища. Суворовское военное училище (СВУ) — специализированное учебное заведение для молодёжи школьного возраста. Поступление в российские Суворовские училища исключительно для лиц мужского пола. Суворовское училище даёт среднее школьное образование и одновременно готовит своих воспитанников к поступлению в высшие командные военные училища Сухопутных войск. Выпускников суворовских военных училищ называют суворовцами. Специализированные военные училища были созданы во время Великой отечественной войны в соответствии с Постановлением Совета Народных Комиссаров СССР № 901 от 21 августа 1943 года «О неотложных мерах по восстановлению хозяйства в районах, освобожденных от немецкой оккупации». Тогда же они получили своё название в честь русского полководца Александра Васильевича Суворова[3][4]. Инициатором их создания был генерал Алексей Игнатьев, обратившийся 17 апреля 1943 года с письмом к И. В. Сталину: он предлагал, в виде опыта, создать один кадетский корпус в Москве. Сталин сделал 2 поправки: училища были названы суворовскими; и создавались сразу 9 училищ. В 1943 году открылось 11 училищ: Краснодарское (в Майкопе), Новочеркасское, Сталинградское (в Астрахани), Воронежское, Харьковское (в Чугуеве), Курское, Калининское, Орловское (в Ельце), Ставропольское, Ташкентское, Кутаисское (два последних — училища НКВД, позже — МВД, для детей пограничников); в 1944 году — 6 училищ: Казанское, Куйбышевское, Горьковское, Саратовское, Тамбовское, Тульское, в 1953 году — Минское, в 1955 году — Ленинградское[5]. В 1975 году в СССР действовало 8 училищ: Казанское, Калининское, Киевское (бывшее Харьковское), Ленинградское, Минское, Московское (бывшее Горьковское), Свердловское и Уссурийское (бывшее Курское). 12 мая 1991 года были подготовлены проекты постановления Кабинета Министров СССР о создании Ульяновского и Бишкекского Суворовских военных училищ[6]. Переформирование Ульяновского гвардейского высшего танкового командного дважды Краснознаменного ордена красной Звезды училища имени В. И. Ленина в Ульяновское Гвардейское дважды Краснознаменное ордена Красной звезды Суворовское Военное училище было выполнено в 1991 году. Бишкекское суворовское училище в связи с распадом СССР создано не было. В 2016 году на территории Российской Федерации действует 9 суворовских военных училищ[7]. Нахи́мовское военно-морское учи́лище — вид военно-морского училища в Российской Федерации и СССР. В отличие от большинства военно-морских училищ, Нахимовское военно-морское училище не является высшим учебным заведением, а ориентировано на подготовку воспитанников к учёбе в военных вузах, наподобие Суворовских военных училищ. В училище обучение состоит из двух частей: программы средней школы за 5—11-й классы и специальной военно-морской подготовки. По окончании училища его выпускникам не присваивается офицерского звания. Срок обучения — 7 лет. Учащиеся в Нахимовском военно-морском училище называются нахи́мовцами. В настоящее время единственное[1] действующее Нахимовское военно-морское училище находится в Санкт-Петербурге. Летняя учебная база училища расположена на западном побережье Нахимовского озера. Первое Нахимовское военно-морское училище основано в 1944 году постановлением Совета Народных Комиссаров Союза ССР от 21 июня 1944 г. № 745 и приказом Народного Комиссара ВМФ СССР от 23 июня 1944 г. № 280 для устройства, обучения и воспитания сыновей воинов Военно-Морского Флота, Красной Армии и партизан Великой Отечественной войны. Первоначально речь шла только об открытии Тбилисского Нахимовского военно-морского училища. Но впоследствии были открыты Ленинградское и Рижское Нахимовские военно-морские училища. В 1953 году прекратило существование Рижское Нахимовское военно-морское училище, а в 1955 году — Тбилисское Нахимовское военно-морское училище. Единственным действующим Нахимовским военно-морским училищем в СССР осталось Ленинградское Нахимовское военно-морское училище. В 2016 году Севастопольское президентское кадетское училище и Владивостокское президентское кадетское училище стали филиалами нахимовского училища. В Министерстве обороны РФ рассматривается вопрос о создании третьего филиала училища в Мурманске[2][3]. До 2009 года в училище принимались лица только мужского пола, изучавшие в школе в качестве иностранного языка английский. Но в 2009 году, в связи с изменением правил набора, училище стало набирать и лиц женского пола. В 2014 году был произведён первый выпуск девушек. Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту (ДОСААФ): история, структура, основные задачи. Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту (ДОСААФ) — добровольное самоуправляемое общественно-государственное объединение, цель которого — содействие укреплению обороноспособности страны и национальной безопасности[1]. До 1991 года существовало как ДОСААФ СССР (Всесоюзное ордена Ленина, ордена Красного Знамени добровольное общество содействия армии, авиации и флоту; встречалось также название Всесоюзное ордена Ленина, Краснознамённое добровольное общество содействия армии, авиации и флоту), в дальнейшем распалось на региональные общества. Предшественником ДОСААФ было Общество содействия обороне, авиационному и химическому строительству (ОСОАВИАХИМ), образованное в 1927 году. В 1948 году на его базе были образованы 3 самостоятельных общества — ДОСАРМ, ДОСАВ и ДОСФЛОТ. ДОСААФ СССР В 1951 году эти общества были объединены в ДОСААФ СССР, которое существовало как массовая оборонно-патриотическая организация, цель которой — содействие укреплению обороноспособности страны и подготовке трудящихся к защите социалистического Отечества[3]. После распада СССР в 1991 году: на территории Российской Федерации была организована Российская оборонная спортивно-техническая организация (РОСТО). Одно время (после того, как называлась РОСТО) именовалась ОСТО России. 17 декабря 2009 года РОСТО преобразовано в Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту (ДОСААФ)[4]. на территории Республики Беларусь была сохранена как республиканское государственно-общественное объединение «Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту Республики Беларусь».[5] на Украине правопреемником ДОСААФ является организация ОСОУ — Общество содействия обороне Украины (по-украински ТСОУ — Товариство сприяння обороні України).[6] на территории Таджикистана образовалась ООСО РТ — Общественная организация содействия обороне Республики Таджикистан (по-таджикски ТҶММ ҶТ — Ташкилоти ҷамъиятии мададгори мудофиаи Ҷумҳурии Тоҷикистон).[7] на территории Республики Армения была организована оборонное спортивно-техническое общество (ОСТО) в Узбекистане правопреемником ДОСААФ УзССР стала Организация содействия обороне Узбекистана «Ватанпарвар» (по-узбекски Ўзбекистон мудофаасига кўмаклашувчи “Ватанпарвар” ташкилоти), созданная в 1991 году.[8] РОСТО Российская оборонная спортивно-техническая организация (РОСТО) создана 25 сентября 1991 года как общероссийское общественное объединение. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации являлась правопреемником ДОСААФ СССР на территории Российской Федерации. Материально-технические возможности и круг полномочий у РОСТО значительно меньше, чем были у ДОСААФ СССР. 7 декабря 2009 года постановлением Правительства Российской Федерации обществу было возвращено историческое название — Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России (ДОСААФ). Организация занимается обучением всех желающих (и имеющих материальные возможности) авиационному спорту (в том числе парашютному спорту), радиоспорту, автотранспорта, стрельбе из огнестрельного и пневматического оружия; проводит патриотическую работу среди молодёжи; организует активный отдых и походы. Имеет отделения в большинстве субъектов Российской Федерации, членство — свободное. 11 июня 2012 года начальник направления по контролю и развитию стрелковых объектов ДОСААФ РФ Валерий Ашихмин в интервью заявил, что его организация считает необходимым обучать граждан владению оружием и поддержал инициативу по легализации короткоствольного оружия. ДОСААФ России выполняет следующие государственные задачи: патриотическое (военно-патриотическое) воспитание граждан; подготовка граждан по военно-учетным специальностям; развитие авиационных и технических видов спорта; участие в развитии физической культуры и военно-прикладных видов спорта; летная подготовка курсантов летных образовательных учреждений профессионального образования, поддержание надлежащего уровня натренированности летного и инженерно-технического состава, а также выполнение иных видов авиационных работ; участие в подготовке к военной службе граждан, пребывающих в запасе; подготовка специалистов массовых технических профессий и развитие технического творчества; участие в ликвидации последствий стихийных бедствий, аварий, катастроф и других чрезвычайных ситуаций; содержание объектов инфраструктуры ДОСААФ России в целях выполнения задач в период мобилизации и в военное время. Структура. ДОСААФ имел свой устав, флаг и эмблему. Его работа строилась на основе инициативы и самодеятельности членов общества под руководством партийных организаций и была связана с советскими, профсоюзными, комсомольскими, спортивными и другими общественными организациями. Для непосредственного руководства работой были созданы центральный комитет, возглавляемый председателем, республиканские, краевые (областные), городские и районные комитеты. Основой ДОСААФ являлись первичные организации, которые создавались на заводах, фабриках, в совхозах, колхозах, учреждениях, учебных заведениях, при домоуправлениях и так далее. ДОСААФ издавал газеты (центральный орган — «Советский патриот»), журналы, бюллетени, книги и плакаты, организовывал выпуск военно-учебных кинофильмов и диафильмов, распространял военно-политическую, военно-техническую и спортивную литературу. В настоящее время ДОСААФ России является учредителем ООО редакция журнала «Военные знания». Журнал «Военные знания» издаётся с 1925 года по настоящее время и является единственным ежемесячным периодическим изданием, освещающим жизнедеятельность Общества. В настоящий момент в России действует около 2000 организаций, которые имеют непосредственное отношение к делу военно-патриотического воспитания молодежи. Эти организации по самым скромным подсчетам охватывают более 100 тысяч юношей и девушек. Сегодня у государства и общества в целом нет ясного понимания роли военно-патриотических клубов и, как следствие, полное отсутствие какой бы то ни было государственной политики. И это несмотря на то, что была принята Президентская Программа патриотического воспитания населения России. Сегодня руководители клубов вынуждены опираться не на государство, а на отдельных его представителей. Кто-то находит поддержку в военных комиссариатах, воинских частях, образовательных учреждениях, местных органах власти, церковных и общественных структурах. В лучшем случае отношения с благодетелями имеют партнерский характер, но зачастую клубы вынуждены выступать в унизительной роли просителей. Можно задать справедливый вопрос, зачем клубам государство, если они по определению свободные общественные структуры, самостоятельно выбирающие внутреннюю и внешнюю форму своей деятельности? Да, это так. Но нельзя забывать и то, что военно-патриотические клубы, как никакие другие общественные организации, работают в интересах страны и, соответственно, должны рассчитывать на её помощь и поддержку.
«Исторические и современные системы гражданского и патриотического воспитания в России» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 88 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot