Источники конституционного права России
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ
НЕФТЕГАЗОВОГО БИЗНЕСА
Часть I. Конституционно-правовые основы нефтегазового
бизнеса
ИСТОЧНИКИ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА РОССИИ
- нормативные правовые акты, посредством которых устанавливаются и получают
юридическую силу конституционно-правовые нормы.
Закрепление конституционно-правовой нормы в акте того или иного вида зависит:
▪от потребности придания норме высокого уровня юридической значимости;
▪от условий территориального масштаба действия нормы;
▪от установленного порядка разграничения компетенции органов, принимающих
конституционно-правовые нормы.
Источники конституционного права России можно разделить на пять групп:
1) законодательные (федеральные законы и др.);
"Всеобщая декларация
2) подзаконные (акты палат парламента, указы Президента);
прав человека"
3) судебно-правовые (постановления Конституционного Суда РФ);
(принята Генеральной
4) договорно-правовые (Федеративные договоры;
Ассамблеей ООН
5) международно-правовые (Всеобщая декларация 1948 года).
10.12.1948)
Федеративный договор от 31.03.1992 "О
разграничении предметов ведения и
полномочий между федеральными
органами государственной власти
Российской Федерации и органами
власти суверенных республик в составе
Российской Федерации"
Федеративный договор от 31.03.1992
"О разграничении предметов ведения
и полномочий между федеральными
органами государственной власти
Российской Федерации и органами
власти автономной области,
автономных округов в составе
Российской Федерации"
Федеративный договор от 31.03.1992 "О
разграничении предметов ведения и
полномочий между федеральными
органами государственной власти
Российской Федерации и органами
власти краев, областей, городов
Москвы и Санкт-Петербурга
Российской Федерации"
ИСТОЧНИКИ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА РОССИИ
Среди актов федерального уровня особое место занимает Конституция РФ, имеющая
высшую юридическую силу, прямое действие и применяющаяся на всей территории РФ.
Являясь законом, Конституция РФ - правовая основа законодательства РФ. Все остальные
законы и иные правовые акты, принимаемые в РФ, не должны противоречить Конституции
РФ.
Первым по юридической силе после Конституции РФ можно признать
закон Российской Федерации о поправках к Конституции Российской
Федерации, вносимых в порядке, предусмотренном ст. 136
Конституции.
Ст. 136 Поправки к главам 3 - 8 Конституции
Российской Федерации принимаются в
порядке, предусмотренном для принятия
федерального конституционного закона, и
вступают в силу после их одобрения органами
законодательной власти не менее чем двух
третей субъектов Российской Федерации.
Этот правовой акт непосредственно в Конституции не назван, он определен при толковании ст. 136 Конституции РФ
Конституционным Судом РФ.
Впервые такие Законы приняты в декабре 2008 г., к 15-летию действующей Конституции РФ. Согласно им увеличен срок
полномочий Президента РФ и депутатов Государственной Думы, усилены контрольные полномочия парламента в виде
установления ежегодных отчетов Правительства РФ перед Государственной Думой.
Последние поправки внесены законом в 2020 году.
Чисто технически все принятые законы о поправке обозначаются не
специальной аббревиатурой, а как ФКЗ, что, не меняет их юридических
свойств по существу и не приравнивает их к федеральным конституционным
законам, но тем не менее внешне демонстрирует трудность для законодателя
в понимании их места в системе нормативных правовых актов Российской
Федерации.
ИСТОЧНИКИ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА РОССИИ
Конституция РФ предусматривает принятие федеральных конституционных законов и
федеральных законов.
Отличия Федеральных конституционных законов (ФКЗ) от
Федеральных законов (ФЗ)
КРИТЕРИЙ
Предмет регулирования
Порядок принятия
Право
вето
ФКЗ
вопросы,
предусмотренные
Конституцией
ФЗ
вопросы,
предусмотренные ст. 71-72
Конституции РФ
квалифицированным
простым числом голосов
числом голосов (ст. 108 (ст. 107 Конституции РФ)
Конституции РФ)
президентского нет
Юридическая сила
в соответствии со ст. 107
Конституции РФ
не могут противоречить не могут противоречить
Конституции РФ
Конституции РФ и ФКЗ
К числу источников конституционного права, действующих только на территории субъектов Российской
Федерации, относятся конституции и уставы субъектов Федерации. Эти акты содержат нормы, в обобщенной
форме закрепляющие правовой статус данного субъекта Федерации, основы его устройства, компетенцию,
структуру органов государственной власти и органов местного самоуправления.
Формами установления правовых норм, действующих только на территории конкретного субъекта
Федерации, являются законы, постановления, иные нормативные правовые акты, принимаемые его органами
власти.
СУЩНОСТЬ И ЮРИДИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА КОНСТИТУЦИИ РФ
12 декабря 1993 года состоялись выборы в Совет Федерации и в Государственную Думу, а
также всенародный референдум о принятии проекта новой Конституции.
20 декабря ЦИК России объявил результаты референдума: «за» проголосовало 32,9 млн
избирателей (58,4 % активных избирателей), против — 23,4 млн (41,6 % активных
избирателей).
Конституция была принята, так как в соответствии с действующим при проведении
референдума указом Президента Ельцина от 15 октября 1993 № 1633 «О проведении
всенародного голосования по проекту Конституции Российской Федерации» для вступления
в силу новой Конституции необходимо абсолютное большинство голосов.
Впоследствии были попытки оспорить результаты этого голосования в Конституционном
Суде Российской Федерации, однако Суд отказал в рассмотрении дела.
Новая Конституция Российской Федерации предоставила Президенту значительные
полномочия, в то время как полномочия Парламента были значительно сокращены.
Конституция после опубликования 25 декабря в «Российской газете» вступила в силу.
11 января 1994 года начали работу обе палаты Федерального Собрания, конституционный
кризис закончился.
Конституционный кризис 1993 — социально-политический кризис, вызванный, среди
прочего, разногласиями по поводу принятия новой конституции Российской Федерации.
Противостояние между двумя
политическими силами: с одной стороны —
президент Б. Н. Ельцин, правительство во
главе с председателем , мэр Москвы и ряд
региональных руководителей, часть
народных депутатов; с другой стороны —
руководство Верховного Совета и большая
часть народных депутатов во главе
с Р. И. Хасбулатовым, а также вицепрезидент России А. В. Руцкой и некоторые
другие представители законодательной
власти.
Кульминацией конституционного кризиса стало вооружённое столкновение 3—4 октября
1993 года в центре Москвы и возле телецентра «Останкино» и последующий штурм
войсками, верными Ельцину, Дома Советов России, что, в совокупности, привело к
многочисленным жертвам, в том числе и среди мирного населения.
СУЩНОСТЬ И ЮРИДИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА КОНСТИТУЦИИ РФ
Концептуальные особенности Конституции РФ
(то, что отличает ее от прежних конституций страны и то, что сближает ее с
конституциями иностранных государств)
построение конституции идет от человека к государству
провозглашен принцип разделения властей (был и в конституции РСФСР 1978 г)
Россия как правовое государство
закреплен институт президентства (спец закона о президенте нет, есть закон о выборах
президента)
▪ Россия - социальное государство
▪ текст деидеологизирован (политический и идеологический плюрализм)
▪ принципы гуманности и приоритеты прав и свобод
▪
▪
▪
▪
▪
▪
▪
▪
▪
Отличительные черты Конституции как нормативно-правового акта:
особый субъект, который устанавливает конституцию или от имени которого она
принимается
учредительный, первичный характер конституционных установлений
всеохватывающий характер конституционной регламентации, т.е. тех сфер
общественных отношений, воздействие на которые она распространяет
особые юридические свойства: верховенство, высшая юридическая сила, особый порядок
принятия, внесения поправок, особые формы охраны и др.
стабильность и реальность
СУЩНОСТЬ И ЮРИДИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА КОНСТИТУЦИИ РФ
1. В Конституции 1993 года впервые в истории страны получил закрепление принцип
верховенства Конституции Российской Федерации.
В признании верховенства Конституции РФ заложена не свойственная прежним, советским,
конституциям идея подчинения государства конституции, праву. Т.е. юридическое верховенство
Конституции РФ состоит в установлении идеи конституционализма и подчинении государства
Конституции РФ, организации общественных отношений сообразно ее положениям и смыслу.
Популярна точка зрения, согласно которой верховенство (ст. 15) раскрывается через 2
составляющих:
1.1 высшая юридическая сила (также может рассматриваться как самостоятельное
свойство);
1.2 н.п.а., действующие на территории РФ, принимаются в порядке и субъектами,
предусмотренными Конституцией
2. Особое содержание (т.к. Конституция является основой правовой системы)
3. Особый порядок принятия
4. Особая охрана, которая обеспечивается Конституционным судом
В охране задействована вся система органов государственной власти, осуществляющих эту
охрану в различных формах.
Однако КС играет особую роль. Он рассматривает дела о соответствии Конституции РФ законов
и иных нормативных актов, как федеральных органов государственной власти, так и субъектов
Федерации. Акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают
силу, а не соответствующий Конституции РФ международный договор не подлежит введению в
действие и применению.
СУЩНОСТЬ И ЮРИДИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА КОНСТИТУЦИИ РФ
6. Прямое действие
Конституции: вытекает из
Конституции и Постановления
Пленума Верховного Суда от
31.10.95
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 31.10.1995 N 8
(ред. от 03.03.2015)
"О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской
Федерации при осуществлении правосудия"
…
2. Согласно ч. 1 ст. 15 Конституции РФ Конституция имеет высшую
юридическую силу, прямое действие и применяется на всей
территории РФ. В соответствии с этим конституционным положением
судам при рассмотрении дел следует оценивать содержание закона
или
иного
нормативного
правового
акта,
регулирующего
рассматриваемые судом правоотношения, и во всех необходимых
случаях применять Конституцию РФ в качестве акта прямого действия.
Суд, разрешая дело, применяет непосредственно Конституцию, в
частности:
а) когда закрепленные нормой Конституции положения, исходя из ее
смысла, не требуют дополнительной регламентации и не содержат
указания на возможность ее применения при условии принятия
федерального закона, регулирующего права, свободы, обязанности
человека и гражданина и другие положения;
б) когда Конституционным Судом РФ выявлен пробел в правовом
регулировании либо когда пробел образовался в связи с признанием
не соответствующими Конституции нормативного правового акта
или его отдельных положений с учетом порядка, сроков и
особенностей исполнения решения Конституционного Суда РФ, если
они в нем указаны;
СТРУКТУРА КОНСТИТУЦИИ
Состоит
из
преамбулы
-
вводная
часть,
отражающая или закрепляющая цели и задачи
принятия Конституции также ментальность народа
ее принявшего.
Конституция имеет 2 раздела:
I раздел включает 9 глав, включающих 141 статью
(статьи состоят и частей, пунктов)
II
раздел
-
Заключительные
и
переходные
положения и включает 9 пунктов, которые все
реализованы
СПОСОБЫ ИЗМЕНЕНИЯ КОНСТИТУЦИИ РФ
Конституция РФ может быть изменена четырьмя способами:
I внепарламентский - связан с изменениями глав 1,2 и 9.
Конституция Российской Федерации в ст. 134 ввела норму, устанавливающую перечень субъектов, которые
могут инициировать процесс пересмотра Конституции РФ и внесения в нее поправок (прежней
Конституцией данный вопрос не регламентировался): Президент, Совет Федерации, Государственная
Дума, Правительство РФ, законодательные (представительные) органы субъектов РФ, а также группа
численностью не менее 1/5 членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы.
Пересмотр положений 1, 2 и 9 глав Конституционным Собранием, что влечет принятие новой Конституции
РФ (ст. 135 Конституции РФ).
Предложения о пересмотре положений 1, 2 и 9 глав требуют
значительной поддержки обеих палат парламента - 3/5 голосов от
общего числа членов Совета Федерации и депутатов
Государственной Думы. Но пересмотр Конституции РФ ими не
допускается.
Потребовалось толкование
Конституционного суда ч. 2 ст. 135
относительно того 3/5 от всего Парламента
(т.е. НД+СФ) или по 3/5 от каждой из палат.
Суть: Если 3/5 от всего Парламента, то, в
силу численности ГД, члены СФ не будут
"учитываться".
Т.о. 3/5 от каждой из палат!
Вывод: В главы 1,2 и 9 изменения вносятся с последующим принятием новой Конституции, т.к.
гл. 1 - это совокупность принципов, лежащих в основе функционирования государства и гражданского
общества. данная глава является "малой конституцией", т.к. все последующие главы раскрывают ее
содержание, а также не могут противоречить гл. 1 (ст. 16): ст.2 = гл.2 ; ст. 5=гл. 3 ст.11 = гл. 4,5,6,7, ст. 12=гл. 8
гл. 2 "Права и свободы человека и гражданина" ориентирована на международные стандарты заключения
прав и свобод (ч. 1 ст.17)
гл. 9 закрепляет жесткость Конституции.
СПОСОБЫ ИЗМЕНЕНИЯ КОНСТИТУЦИИ РФ
II парламентский
Внесение поправок в главы 3 - 8 в форме закона РФ о поправках к Конституции РФ. Такое толкование ст. 136
Конституции РФ о форме правового акта сформулировано Конституционным Судом РФ в Постановлении от
31 октября 1995 г. Федеральный закон от 4 марта 1998 г. "О порядке принятия и вступления в силу поправок к
Конституции Российской Федерации" детально урегулировал процедуру рассмотрения поправок палатами
Федерального Собрания и их одобрения парламентами субъектов РФ.
Процесс рассмотрения закона РФ о поправке в субъектах Федерации должен завершиться не позднее 1
года.
Алгоритм:
1. Внесение предложение о поправке в ГД
2. Предложение направляется в комитет ГД для проверки соблюдения требований об условиях и о
порядке внесения предложения о поправке к Конституции
3. комитет ГД вносит предложение о принятии к рассмотрению ГД проекта закона о поправке к
Конституции либо предложение о возвращении его инициатору в случае несоблюдения требований.
4. Рассмотрение ГД проекта закона о поправке к Конституции (в трех чтениях). Одобренный ГД
проект закона (не менее 2/3 от общего числа депутатов) в течение 5 дней со дня одобрения
направляется в СФ.
5. одобренный ГД проект закона подлежит обязательному рассмотрению СФ.
Закон считается принятым, если за его одобрение проголосовало не менее 3/4 от числа членов СФ.
В случае отклонения закона СФ вправе внести в ГД предложение о создании согласительной
комиссии.
СПОСОБЫ ИЗМЕНЕНИЯ КОНСТИТУЦИИ РФ
6. Опубликование для всеобщего сведения закона не позднее 5 дней со дня принятия закона (председателем
СФ; с указанием дат его одобрения ГД и СФ).
7. Направление закона в законодательные (представительные) органы субъектов РФ для рассмотрения (не
позднее 5 дней со дня его принятия).
8. Рассмотрение субъектами - в срок не позднее 1 года со дня его принятия. Принятие постановления о законе РФ
и его направление в СФ в течение 14 дней со дня принятия.
9. СФ устанавливает результаты рассмотрения закона органами субъектов РФ
10. Президент РФ, законодательный (представительный) орган субъекта РФ в течение 7 дней со дня принятия
постановления СФ об установлении результатов рассмотрения закона вправе обжаловать указанное
постановление в ВС. В случае подачи жалобы закон не направляется Президенту для подписания и официального
опубликования до вступления в законную силу решения ВС. В случае вступления в законную силу решения ВС,
требующего пересмотра постановления СФ на своем очередном заседании повторно рассматривает данный
вопрос.
11. Одобренный законодательными (представительными) органами не менее чем 2/3 субъектов РФ закон в
течение 7 дней со дня установления результатов его рассмотрения направляется Президенту для подписания и
официального опубликования (не позднее 14 дней со дня получения подписывает его и осуществляет
официальное опубликование).
Закон о поправке вступает в силу со дня его официального опубликования, если самим законом не установлена
иная дата вступления в силу.
12. Внесение принятой поправки в текст Конституции (вносится Президентом Российской Федерации. Президент в
месячный срок со дня вступления в силу закона осуществляет официальное опубликование Конституции с
внесенными в нее поправками, а также с указанием даты вступления соответствующих поправок в силу).
13. Если закон не одобрен субъектами РФ , повторное внесение в ГД предложения о данной поправке
допускается не ранее чем через год со дня установления результатов рассмотрения законодательными .
СПОСОБЫ ИЗМЕНЕНИЯ КОНСТИТУЦИИ РФ
III. Внесение изменений в ст. 65 Конституции в форме
ФКЗ при изменении правового статуса субъектов или
субъектного состава РФ.
На основании ФКЗ о принятии в Российскую Федерацию
и образовании в ее составе нового субъекта, об
изменении конституционно-правового статуса субъекта
вносятся соответствующие изменения в ст. 65 Конституции
РФ (ст. 65, 137 Конституции РФ). ФКЗ об изменении
правового статуса субъектов РФ пока не принят,
субъектный состав РФ изменяется в двух формах - путем
принятия и образования нового субъекта РФ, что
закреплено в ФКЗ от 17 декабря 2001 г. о порядке принятия
и образования нового субъекта РФ.
Наименование нового субъекта
Российской Федерации - Республика Крым дано в соответствии с Федеральным
конституционным законом от 21 марта 2014 г.
N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую
Федерацию Республики Крым и образовании
в составе Российской Федерации новых
субъектов - Республики Крым и города
федерального значения Севастополя"
(Собрание законодательства Российской
Федерации, 2014, N 12, ст. 1201)
IV. Изменение ст. 65 Конституции РФ при изменении наименования субъекта Федерации,
что относится к его собственной компетенции; новое наименование подлежит включению в
ст. 65 Конституции РФ указом Президента Российской Федерации на основании решения
субъекта Российской Федерации, что определено в постановлении Конституционного Суда
по делу о толковании ст. 137 Конституции.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!