Исследование динамики объемного гидропривода
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Лекция 6
Исследование динамики объемного гидропривода
На строительно-дорожных машинах применяются различные типы приводов: механические, гидравлические, электрические.
Гидравлические, в частности, объемные гидроприводы по сравнению с другими типами имеют следующие преимущества:
- бесступенчатое регулирование скорости в широких пределах и ее реверсирование;
- возможность получения больших передаточных отношений при сравнительно небольших весе и габаритах оборудования;
- независимая компоновка агрегатов трансмиссии;
- надежное предохранение системы от перегрузок;
- возможность автоматизации рабочего процесса.
Основными агрегатами объемного гидропривода являются насос, двигатель, регулирующая и предохранительная аппаратура. С целью упрощения расчетной схемы регулирующая и предохранительная аппаратура не показана.
На рис. 1 представлена расчетная схема объемного гидропривода.
Представленная расчетная схема может быть описана следующей системой уравнений:
где k – коэффициент упругости рабочей жидкости и гидролиний, м3/Па;
р - давление в напорной магистрали, Па;
t – время, с;
q - рабочий объем гидронасоса, м3\р;
w - угловая скорость гидронасоса, p/c;
S – площадь поперечного сечения штоковой полости гидроцилиндра, м2;
k1 – коэффициент вязкого трения жидкости, Нс/м;
х – перемещение штока гидроцилиндра, м;
М – масса груза, кг;
с – коэффициент жесткости пружины, Н/м;
G – вес груза, Н.
Уравнение (1) формирует изменение давления в напорной магистрали. Правая часть представляет собой разницу подачи насоса и расхода жидкости через гидроцилиндр. Если расход равен подаче, то правая часть уравнения превращается в ноль, и изменение давления в напорной магистрали не происходит. При увеличении подачи насоса по сравнению с расходом давление в напорной магистрали будет расти, при уменьшении – падать.
Уравнение (2) формирует перемещение штока гидроцилиндра вверх совместно с ударной частью, преодолевая сопротивление пружины. В правой части уравнения показана алгебраическая сумма четырех сил. Первое слагаемое представляет собой активное усилие на штоке гидроцилиндра, второе – сопротивление вязкого трения, третье - сопротивление от сжатия пружины, четвертое – вес ударной части. Если активное усилие уравновешивается сопротивлениями, тогда шток гидроцилиндра стоит на месте или перемещается равномерно. Если указанное условие не соблюдается, движение штока будет с переменной скоростью.
Для решения системы дифференциальных уравнений необходимо составить Simulink-схему (рис. 2).
По мощности двигателя внутреннего сгорания (лабораторная работа 4) выбрать марку гидронасоса (табл.1) таким образом, чтобы его номинальная мощность не превышала мощность ДВС.
Таблица 1
Технические характеристики аксиально-поршневых насосов серии 310
Типоразмер
12
28
56
80
112
160
250
Рабочий объем Vg', см3/об
11,6
28
56
80
112
160
250
Частота вращения вала n, об/мин
- минимальная nmin
400
400
400
400
400
400
400
- номинальная nnom
2400
1920
1800
1500
1200
1200
960
Подача Q, л/мин
- минимальная Qmin
4,64
11,0
22,0
32,0
44,0
64,0
100,0
- номинальная Qnom
27,4
53,6
84,0
120,0
134,0
192,0
240,0
Давление нагнетания P, МПа
- номинальное Pnom
20
20
20
20
20
20
20
- максимальное рабочее Pmax для насосов типа 310.4
-
-
40
40
40
40
40
Мощность потребляемая N, кВт
- номинальная Nnom (при nnom, Pnom)
15,6
28,0
46,6
59,3
74,6
93,3
125,0
Крутящий момент приводной T, Нм
- номинальный Тnom (при Pnom)
38,8
93,8
187,6
278,5
375,2
536,1
837,6
Коэффициент подачи
0,95
0,95
0,95
0,95
0,95
0,95
0,95
Масса, кг
4
9
17
19
29
45
65
Нанести параметры выбранного гидронасоса на Simulink-схему, недостающие параметры принять равными: k=30*10-6 м3/Па; S=10-3м2; М=2000 кг; с=5*106Н/м, k1=600 Нс/м.
Получить зависимости давления в напорной магистрали, скорости и перемещения ударной части во времени (рис. 3).
В первоначальный момент времени ударная часть находится в нижнем положении на нулевой отметке. При подаче рабочей жидкости в штоковую полость гидроцилиндра в последней начинает возрастать давление, под действием которого поршень со штоком движется вверх, преодолевая сопротивление вязкого трения, жесткость пружины и вес ударной части.
На отрезке времени около 0,2 секунды скорость перемещения штока пульсирует из-за переходных процессов в системе. Однако колебания вскоре затухают, и скорость перемещения стабилизируется на отметке 5 м/с. Перемещение ударной части и давление в системе нарастают и через 1секунду выходят на уровень заданных: 4 метра и 20 МПа соответственно.