Использование социологических методов в международных исследованиях
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Сегодняшняя лекция посвящена использованию социологических методов в международных исследованиях, но прежде чем перейти к их обзору необходимо, определить, чем занимается социология, и каковы ее методологические принципы.
Студенты чаще всего определяют социологию как науку об обществе, но это не совсем так, так как общество выступает объектом всех социальных наук, следовательно, предмет и объект изучения совпадать не могут. Поэтому социология, являясь наукой социальной, имеет в своем предмете не общество, а социальное взаимодействие между индивидами. Социология имеет ряд методологических проблем заключающихся в совпадении не только предмета и объекта изучения, но и объекта и субъекта, поэтому чтобы сохранять научную объективность необходимо обратиться к методике предложенной Чарльзом Райтом Милсом и названной им с»оциологическое воображение». Это важное умение необходимое для понимания сути социальных явлений. Оно позволяет перейти от исследования независимых от воли отдельного индивида общих исторических изменений к самым сокровенным свойствам человеческой личности, а также видеть связь между ними. Использовать эту возможность нас побуждает постоянное стремление понять социально-историческое значение человека в таком конкретном обществе, которое обеспечивает ему проявление своих человеческих качеств и самое существование. Задачи делают социальные науки общим знаменателем нашей культурной эпохи, а социологическое воображение — самым необходимым сегодня качеством интеллекта. Если бы каждого из вас попросили написать причины, почему вы обучаетесь на ФМО, и как вы выбрали свою программу магистратуры, каждый из вас назвал бы что-то свое – индивидуальные причины побудившие сделать этот выбор. Но на самом деле в ваших историях выбора будет намного больше общего, чем различного, именно конкретный исторический период сделал возможным ваше обучение на факультете. Система социальных статусов и ролей, социализация, социальная стратификация определили необходимость получения высшего образования, престиж данной профессии и интерес к ней.
Для чего международнику нужны социология и методы социологического исследования? Как бы мы не обезличивали процесс международных отношений, не говорили о взаимодействии международных акторов, все равно за каждым государством, корпорацией, страной, международной организацией или движением стоит взаимодействие конкретных личностей, будь то главы государств, политические лидеры, лидеры мнений, или простые граждане. Социология призвана объяснить природу этих социальных действий.
В своих исследованиях специалисты в области международных отношений могут идти двумя путями.
Первый путь. Самый распространенный. Это использование вторичных социологических данных, то есть когда исследование было проведено с целями, отличными от целей исследователя, который к ним обращается. Как правило, это данные национальных исследовательских центров, полстеровских организаций. Таких как в нашей стране: Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ), Фонд общественное мнение (ФОМ), Левада-центр, Ромир-мониторинг и др. Существуют базы данных исследовательских организации, как в нашей стране, так и в мире (представлены на слайдах презентации). Как правило, базы данных, содержат результаты исследования в форматах (SPSS, Statistica, Excel) позволяющих проводить собственную статистическую обработку, а не только довольствоваться пресс-релизами или готовыми отчетами компаний.
Для специалистов в области международных отношений особый интерес вызывают межстрановые сравнительные исследования, такие как Europeansocial survey (ESS), International social survey program (ISSP), World value survey (WVS), The Survey of Health, Ageing and Retirement in Europe (SHARE), Европейского исследования ценностей (EVS) и др. Международные исследования полстеровских цетров, как например, Глобальное исследование установок Центра Пью (GAS Pew Research Center), Всемирные исследования компании Гэллап (Gallup World Poll), Изучение доверия (Trust Barometr Edelman). Исследование в различных международных регионах – Барометры (Евробарометр, Латинобарометр, Афробарометр, Азиатский барометр и др.). Методология сравнительных социальных исследований становится предметом научного обсуждения в рамках профессиональных исследовательских ассоциаций Worldassociation of public opinion research (WAPOR), American association of public opinion research (AAPOR), Comparative Survey Design and Implementation group(CSDI), European Society for Opinion and Marketing Research (ESOMAR) и др.
Сравнительные межстрановые исследования основаны на методологии сравнительного анализа. Несмотря на то, что подобные опросы проводятся, начиная с 60-х годов прошлого века, методологическое осмысление в науке они приобретают лишь сейчас. В частности, в прошлом году состоялась защита докторской диссертации в МГИМО А.В. Андреенковой посвященной методологии данных типов исследований. Главная методологическая проблема, которая возникает при организации, провидении и анализе данных подобных исследований – это проблема эквивалентности. Концептуальная эквивалентность, эквивалентность типов измерений, лингвистическая эквивалентность, эквивалентность единиц наблюдения при построении и реализации выборки, эквивалентность в представлении данных. В качестве примера, можно привести выступление президента WAPOR К.Дюран на Грушинской конференции, в которой она рассказывала о проблемах чувствительности шкал в демографической части анкеты при проведении опросов в Канаде. В связи с гендерной самоидентичностью приходится расширять шкалу, и помимо пола «мужской» и «женский» в некоторых регионах добавлять «другое», в некоторых «без пола» и т.п. Представить себе подобные деления в анкете в нашей стране сейчас представляется затруднительным, вызвало бы неоднозначную реакцию большой части респондентов. Даже на таком простом примере очевидна важность проблемы эквивалентности в межстрановых исследованиях.
Второй путь. Более затратный и требующий не только статистических знаний, необходимых для обработки данных, но социологических – это организация самостоятельного социологического исследования, то есть использование первичных данных. Социологическое исследование согласно социологической энциклопедии, один из основных способов развития социологического знания, заключающийся в сознательной концентрации усилий отдельного исследователя (или исследовательского коллектива) на ограниченных, заранее более или менее строго определенных задачах.
В науке мы можем говорить о трех уровнях методологии:
1. Философская методология, которая изучает наиболее общие законы развития человеческого мышления, познания, включая познание научное. Философская методология в основном совпадает с гносеологией.
2. Общенаучная методология, в которой рассматриваются принципиальные подходы и методы познания, встречающиеся во всех науках.
3. Специально-научная методология, то есть методология конкретных наук: биологии, физики, истории и т.п. Специально-научная методология получила свое развитие и конкретизацию в методике и технике научных исследований, характерных для той или иной конкретной научной дисциплины.
Социологическая методология относится к специально-научной методологии и представляет собой учение о системе онтологических предпосылок, принципов, подходов, методов, объясняющих структуру социологического знания, способы его получения, его приращения, развития и применения. Являясь способом самосознания социологии как науки, методология представляет собой особый вид рефлексии по поводу сущности, назначения, возможности и границ научного социологического познания. У любой методологии есть следующие функции: описательная, объяснительная, предсказательная, контрольная, критическая, самокритическая. Обращаясь к специально-научной методологии, возникает необходимость разделения понятия «метод», который выступает как «само себя знающее знание», посредствам метода наука организует и конструирует себя, определяются пути и этапы последования средств и приемов научного познания. И «метод» как это основной способ сбора, обработки и анализа данных. При этом внутри метода выделяют методику (это система правил использования методов, совокупность технических приемов, операций, процедур, их последовательность и взаимосвязь, средства систематизации и анализа), технику (совокупность специальных приемов для эффективного использования того или иного метода) и процедура (общая форма или система действий при организации исследования). При этом методика должна быть обоснована, экономична и воспроизводима.
Организуя социологические исследования, всегда есть проблема трех ресурсов: времени, денег и финансовых затрат на исследование. Социологические исследования – это индустрия, самостоятельная отрасль экономики. По оценкам специалистов, только на реализацию гос.заказов по проведению социологических исследований в России государство тратит более шести миллиардов в год. Проведение исследований имеет четкие, порой даже жесткие правила, которые регламентированы различными профессиональными кодексами. Например, Международный кодекс ICC/ESOMAR по практике проведения маркетинговых и социальных исследований, изучения общественного мнения и анализа данных, Профессиональый кодекс социолога (РОС), Этический кодекс WAPOR, Этический кодекс AAPOR, Декларация профессиональной этики ISI и др.
Любое социологические исследование начинается с составления программы исследования. Программа исследования – это изложение теоретико-методологических предпосылок (общей концепции) в соответствии с основными целями предпринимаемой работы и гипотез исследования, с указанием правил процедуры, а также логической последовательности операций для их проверки. Программа – это научный документ, отвечающих ряду необходимых требований, все части которого связаны в единое целое.
Программа исследования состоит из двух разделов: методологического (методологическая функция программы исследования) и методико-процедурного (методическая и организационные функции).
Методологический раздел включает в себя формулировку проблемы; определение цели и задач исследования; определение и описание объекта и предмета исследования; интерпретацию основных понятий и формулировку рабочих гипотез.
При формулировке проблемы часто возникают два типа методологических опасностей. Слишком широкая характеристика проблемы, что не позволит найти адекватные ей эмпирические индикаторы, то есть измерить и оценить. Кроме того, такое исследование может оказаться неподъемным с точки зрения организационных и материальных затрат или, наоборот слишком узкое понимание проблемы, когда исследователь не стремится установить глубинные причины ситуации, а лишь фиксирует некоторые проявления проблемы. Такое исследование будет крайне поверхностным, а результаты очевидными.
Цель исследования задает его общую направленность, а также четко показывает, когда исследование можно считать завершенным. Задачи исследования конкретизируют цель, то есть показывают, какие шаги нужно предпринять для ее достижения. Предмет исследования представляет собой одну или несколько сторон (аспектов) объекта, которые непосредственно исследуются.
При описании предмета исследования необходимо: четко обозначить границы объекта; определить временные границы; выявить, насколько применимы для данного объекта количественные измерения.
Для проведения интерпретации понятий необходимо определить точки соприкосновения понятийного аппарата исследования с реальными событиями, содержание которых они отражают. Раскрытие содержания понятия может быть реализовано в двух направлениях: теоретическая интерпретация понятий (сопоставление используемого понятия с другими понятиями) и эмпирическая интерпретация понятий – (сопоставление используемого понятия с эмпирическими данными). Эмпирическая интерпретация понятий – научная процедура, посредством которой в социальной действительности выделяются признаки социальных явлений или их классов, составляющие содержание данных понятий. Эмпирическая интерпретация понятий, то есть их определение через указание правил фиксирования соответствующих эмпирических признаков называется операциональным определением или операционализацией понятий.
Операционализация понятий – это процедура перехода от сложных научных (часто неоднозначных) категорий к конкретным и однозначно определенным понятиям, которые можно разложить на ряд еще более простых элементов, к которым можно применить измерение. Автор алгоритма разложения понятия П.Лазарсфельд. Схема Лазарсфельда включает 4 этапа:
1. Выделение общего представления.
2. Разложение общего понятия на ряд элементов.
3. Для каждого из элементов подбираются эмпирические признаки.
4. Данные эмпирические признаки (индикаторы) формируют индекс. Формирование индекса подразумевают не все типы социологических исследований, поэтому этап 4 не всегда присутствует в операционализации понятий.
Важной категорией при определении предмета исследования является понятия: генеральная и выборочная совокупность. Генеральная совокупность – все единицы определенного программой исследования объекта, то есть это совокупность всех возможных социальных объектов, которая подлежит изучению. Выборка или выборочная совокупность – часть генеральной совокупности, построенная в соответствии с законом распределения признака в данной совокупности, то есть это отобранная специальным образом совокупность объектов исследования с целью получения достоверной и точной информации обо всей совокупности в целом. Объем выборки определяется исследовательскими задачами, репрезентативность целевой установкой программы. Сплошное наблюдение, попытка охвата в исследовании всей генеральной совокупности, обладает тремя серьезными недостатками, опосредованными друг другом: большие финансовые затраты, большие человеческие ресурсы и большие временные затраты. Поэтому сплошное исследование в социологии к большой генеральной совокупности не применяется. И со времен Дж. Геллапа и Э. Хурья используется только выборочная совокупность (более подробно об их методе можно посмотреть в коротком видео сюжете: https://www.youtube.com/watch?v=cE3fmHjp5cc). Построение выборки – это одна из важнейших и сложнейших задач в организации исследований и содержит следующие этапы: определение исследуемой совокупности, выбор основы для построения выборки, выбор способа построения выборки, определение требуемого размера выборки, реализация процесса построения выборки.
Важной частью программы социологического исследования является формулировка гипотезы, то есть научно обоснованные предположения о структуре объектов, характере составляющих их элементов, связи между элементами внутри объекта или между самими объектами. Виды гипотез: описательные (структурные и функциональные); объяснительные (установление причинно-следственной связи) и прогнозные (составление прогнозов относительно будущего состояния объекта).
Методический или методико-процедурный раздел программы социологического исследования содержит стратегический план исследования и проекты процедур сбора и анализа первичной информации (то есть проект инструментария исследования).
Инструментарий включает в себя все документы, необходимые для сбора, анализа и обработки первичной информации: тексты интервью, анкеты, кодировочные листы, инструкции анкетерам/интервьюерам, инструкции кодировщикам и т.п. Метод опроса является самым распространенным методом сбора социологических данных. И главным исследовательским инструментарием выступает анкета.
В повседневной жизни мы задаем большое количество вопросов. Посчитайте, сколько вопросов вы задали сегодня (говоря по телефону, дома с родными, отвечая на электронные письма и переписку в мессенджерах, раздумывая про себя или выполняя письменное задание в BB)? В связи с этим возникает заблуждение, что составить анкету, которая по сути это лишь перечень вопросов (как кажется обывателю) не вызывает никаких трудностей. Но на самом деле это далеко не так. Приведем лишь два примера.
Первый. Два американских католических священника получают диаметрально противоположные ответы на обращенную к своим наставникам просьбу, разрешить молиться и курить одновременно. Оказывается, что первому из них наставник дал отрицательный ответ на вопрос, можно ли курить во время молитвы, а второму – положительный на вопрос, можно ли молиться во время курения.
Второй. В США проводили опрос относительно мнения американцев к войне в Корее. Один и тот же по смыслу вопрос задавался в разных формулировках, и соответственно вызвал разную реакцию. Так на вопрос: «Считаете ли вы правильным, что США направили войска для прекращения коммунистического вторжения в Южную Корею?» вызвал на 20% больше положительных ответов, чем на вопрос: «Считаете ли вы правильным, что мы стали воевать в Корее?», и наиболее низкую степень одобрения, получила формулировка «Стоит ли вести войну?».
Вопросы в социологических исследованиях разделены на различные типы и виды. По содержанию вопросы делятся на вопросы о события и фактах, и вопросы о мнениях и оценках. По структуре: на открытые (без вариантов ответов), закрытые (с вариантами ответов), полузакрытые или полуоткрыты (с вариантами ответов, но где у респондента есть возможность написать свой вариант ответа в вариант «другое»). По функциям на основные вопросы (основные вопросы исследования), вспомогательные вопросы, контактные вопросы (позволяют установить контакт с респондентом), контрольные («ловушки») (проверить искренность респондента), вопросы-«фильтры» (для отбора респондентов или формирования переходов внутри анкеты). По форме вопросы бывают прямые (в «лоб»), косвенные («Эта проблема характерна не только для Вас»), «Респондент – арбитр» («Как вы полагаете большинство американцев….»).
Очень часто студенты полагают, что такое большое количество разновидностей вопросов не нужно, и стоит использовать лишь открытые вопросы, но у открытых вопросов есть несколько существенных недостатков. Во-первых, они придают большой вес мнениям тех респондентов, которые не умеют формулировать свою мысль; во-вторых, они имеют большую погрешность (в случае проведения интервью) от навязанных респонденту взглядов исследователя или интервьюера; в-третьих, они требуют гораздо большего времени при анкетировании и кодировании.
Для того чтобы избежать ошибок при формулировке вопросов необходимо соблюдать следующие правила: следует избегать использования специальных терминов и сленга; стремиться к коротким формулировкам; проверка вопроса на многозначность; избегать «подталкивающих» вопросов; не использовать выражения, содержащие в себе отрицание; вопросы, требующие особой компетенции респондента, следует задавать только экспертам; не употреблять двусмысленных фраз; учитывать возможное влияние фактора социальной желательности; в фактологических вопросах четко определять временные и пространственные координаты; не стремиться к излишней детализации вопросов. Ниже приведены примеры, неправильной формулировки вопросов: « С какими видами девиантного и делинквентного поведения окружающих Вы сталкиваетесь чаще всего в обычной жизни?»; «Аборт – это преднамеренное убийство. Как вы относитесь к абортам?»; «Как вы считаете, дети должны заботиться о своих родителях в старости?»; «В вашей поликлинике в рентгеновском кабинете делают теперь только срочные переломы. Вы пользовались за последнюю неделю услугами травматолога?»; «Вы давно перестали бить своего сына?».
В исследовательском инструментарии важна не только, правильность формулировки вопросов, но и их последовательность. Например, в период Холодной войны в США был проведен опрос, в котором был задан вопрос «Следует ли позволять репортерам-коммунистам работать в США?». Только 37% респондентов ответили на него утвердительно. Тогда исследователи провели эксперимент, и перед этим вопросом (сохраняя формулировку) поставили вопрос «Следует ли американским репортерам работать в России?». После этого вопроса работать репортерам-коммунистам в США разрешили 73% опрошенных американцев.
Структура опросного листа состоит из введения, в котором есть обращение к респонденту (информация об организаторе исследования, цели исследования, применение результатов, инструкция по заполнению опросного листа). Далее идет скринер (в зависимости от типа выборки) – отборочная анкета или серия вопросов-фильтров, которые помогают отобрать респондента согласно квотному заданию. Далее следует основная часть (состоящая из смысловых блоков). В основной части вопросы располагаются в следующем порядке от начала до середины опросного листа: от простых вопросов к сложным, от середины к концу опросного листа от сложных вопросов к простым. К сложным вопросам относят: открытые вопросы, вопросы в форме таблицы, вопросы-меню (более 12 вариантов ответа), вопросы ранжирования, вопросы содержащие шкалу оценки по каждому варианту. Завершает анкету «паспортичка», то есть данные о респонденте согласно свойствам выборочной совокупности.
К анкете предъявляются ряд требований она должна содержать перевод исследовательских вопросов в вопросы для респондента, на которые тот сможет ответить. Анкета не должна вызывать у респондента чувства скуки и усталости. Анкета должна минимизировать количество ошибок при обработке данных. Внешний вид анкеты также влияет на результаты анкетирования! Поэтому существуют рекомендации по верстке анкеты. Например, все вопросы в анкете нумеруются насквозь. Анкета должна быть набрана читаемым шрифтом, комфортным для глаза кеглем.
В социологических исследованиях варианты ответов в закрытых вопросах называют шкалами. Измерение это процесс приписывания числовых значений для представления свойств, задаваемых понятиями. Существуют четыре типа шкал, при которых каждый последующий тип шкалы обладает всеми свойствами предыдущих плюс свое свойство.
Шкала наименований (номинальная шкала) устанавливает отношение тождественности между объектами, а именно между конкретным признаком, появляющимся у реального объекта, и соответствующей позицией шкалы.
Шкала порядка (ранговая шкала) помимо действий номинальной шкалы устанавливает отношение порядка. Таким образом, каждая позиция шкалы упорядочена относительно других, следовательно, в порядковой шкале позиции нельзя менять местами.
Интервальная шкала обладает свойствами порядковой шкалы, а также содержит предположение о том, что имеется определенная числовая единица измерения и, следовательно, шкальные значения признаков могут складываться.
Шкала отношений (пропорциональная шкала) содержит свойства интервальной шкалы, дополнительно к этому она имеет непроизвольную нулевую точку, другими словами свою единицу измерения.
Каждая шкала подлежит проверке на валидность, полноту шкалы и ее чувствительность.
Наиболее распространенным методом исследования в социологии является опрос. Метод сбора информации от определенной группы индивидов посредством обращения к ним с вопросами. Существует два вида опроса анкетирование и интервью. К видам анкетирования относят почтовый опрос (традиционный и электронный), прессовый опрос (традиционны и электронный), раздаточное анкетирование (бумажные и «безбумажные технологии»). Метод интервью предполагает наличие посредника между анкетой и респондентом. Этот посредник – интервьюер. К методу интервью относятся: телефонный опрос, глубинное интервью, экспертный опрос.
Опрос является самым популярным видом социологического исследования, так как обеспечивает оперативность получения информации, экономит ресурсы (временные, финансовые), дает возможность сравнение результатов во времени и пространстве, простой и понятный метод, обеспечивает возможность осуществления контроля на разных этапах проведения опроса.
Глубинное интервью – неформальная личная беседа, проводимая по заранее намеченному плану и основанная на использовании методик, побуждающих респондентов к продолжительным и обстоятельным рассуждениям по интересующему исследователя кругу вопросов. Гайд интервью имеет такую же структуру, как и опросный лист. Состоит он, как правило, только из открытых вопросов. Используемые техники при проведении интервью: сценарий жизни, свободная беседа, ролевые вопросы, метод Коломбо, история жизни и др. Метод интервью – это прежде всего беседа между респондентом и интервьюером. Интервьюер должен обладать техникой внимательного слушателя и соблюдать этические аспекты беседы и дальнейшего использования и тиражирования полученных результатов.
Метод фокус-группа. Это моделирование социального действия (при этом не важно говорим мы о голосовании за муниципального депутата, поддержке пенсионной реформы или покупке геля для душа) и результат групповой динамики, то есть мнение, возникшее у респондента под влиянием всех членов группы, а не индивидуальное мнение респондента, как например, в опросе. Фокус-группа содержит в себе, по сути, наблюдение и моделирование. Модератор (ведущий) задает респондентам вопросы. Фокус-группа обычно состоит из 5-12 человек, оптимальное количество участников – 8 человек. Группа должна быть гомогенна по составу. Респонденты должны быть незнакомы друг с другом и модератором до начала фокус-группы. Респонденты должны иметь одинаковый опыт в обсуждении заявленной темы. К фокус-группе предъявляются определенные технические требования . Фокусная (специальное помещение, оборудованное согласно требованиям метода фокус-групп), зеркало Геззела (это перегородка, которая позволяет заказчику или исследователям из соседней комнаты наблюдать за происходящим во время фокус-группы, при этом обеспечивает их невидимость для респондентов), «круглый стол» обеспечивает возможность всем участникам фокус-группы видеть друг друга и вести на равных диалог, сидя за столом; видеокамера, диктофон позволяют проводить запись фокус-группы, для дальнейшего анализа полученных данных. Сценарий фокус-группы – это основной инструмент. Для фокус-группы сценарий, это как анкета для опроса. Традиционная форма проведения фокус-группы – это беседа (дискуссия, обсуждение) модератора с группой посредством задавания открытых вопросов. Помимо этого фокус-группы часто содержат в себе метод расширенных креативных групп (ECG) или прожективные методики. В связи с этим фокус-группы могут включать в себя следующие техники: рисуночная (респондент должен нарисовать или дорисовать что-либо); интуитивная ассоциация (респондент должен назвать то, что приходит ему в голову); ролевые игры (респондентам задаются условия и роли); коллаж (респонденты создают коллаж на заданную тему); неоконченное предложение (респондентам предлагается закончить предложение или высказывание); антропомоморфизм (респондентов просят оживить те или иные примеры).
Наблюдение. Метод используемый для исследования групп и явлений, которые не могут быть изучены другими социологическими методами (как правило, они трудно доступны. Это политические элиты, преступные группировки, поведение толпы). Существуют два вида наблюдения по «положению наблюдателя»: включенное наблюдение (наблюдать включен в объект) и невключенное наблюдение (исследователь находится вне объекта). Наблюдение – это не созерцание. В ходе наблюдения ведется дневник, который включает пять блоков: характеристика наблюдаемых; обстановка; цели действий участников; поведение участников, частота и продолжительность наблюдаемых ситуаций. Во время наблюдения должны быть получены ответы на следующие вопросы: Кто? Где? Что? Почему? Когда? Каким образом?. Существуют приемы, повышающие надежность наблюдения: увеличение числа наблюдателей за одним и тем же или схожими объектами; увеличение числа наблюдений за одним и тем же объектом; синтез первых двух приемов.
Экспертиза. Также часто используемый метод в международных исследованиях. Это универсальный метод или группа методов получения информации. Используется при возникновении затруднений в осуществлении исследовательской программы. Методами экспертизы являются интервью с экспертом и «метод коллективной генерации идей» (КГИ) ( метод Дельфи, мозговой штурм, круглый стол). Важнейшей частью проведения данного метода является отбор экспертов, который может быть как обективным (документальный отбор; экспериментальный отбор), так и субъективным отбором (аттестация; самооценка; ранжирование). При отборе экспертов действуют методические ограничения: во-первых, экспертом не может быть лицо, принимающее решение по данной проблеме; во-вторых, экспертом не может быть лицо, не умеющее общаться на профессиональные темы с не специалистами.
Все указанные методы являются традиционными социологическими методами исследования. В последние десятилетия с развитием цифровых технологий получает особую популярность Big data. На социологических конгрессах всерьез обсуждается возможность «смерти» социологических опросов как исследовательских техник, и переход на анализ больших данных. Интересный пример использования данного метода можно найти у «Vox populi», которые таким образом предсказали победу Николасу Мадуро над Энрике Каприлесом в выборах президента Венесуэлы в 2013 году. Анализируя запросы в поисковиках С. Стивенс-Давидовиц показал всплеск расизма в США в период прихода к власти Б.Обамы. Анализ больших данных позволяют получить, правдивые результаты на традиционно табуированные в опросах темы, избежать социально ожидаемых ответов и др. ограничения существующие в социологических методах.