Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Использование метода контент-анализа в исследовательской практике современного управленца

  • 👀 725 просмотров
  • 📌 662 загрузки
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Использование метода контент-анализа в исследовательской практике современного управленца» docx
Использование метода контент-анализа в исследовательской практике современного управленца 1.2.1. Понятие «документ» в современном информационном пространстве управленца Современные тенденции общественного развития обуславливают тот факт, что специалист в области государственного и муниципального управления вынужден обрабатывать значительные объемы ин­формации, изучая профессиональную литературу, публикации в научных периодических изданиях, а также заполняя многочисленные документы. Вполне закономерно, что в таких случаях основным источником информации для управленца служат печатные издания, тогда как умение работать с информационными ресурсами и навыки ориента­ции в «документационном пространстве» стано­вятся обязательным положением стандарта при профессиональной под­готовке специалистов. Несмотря на то, что понятие «документ» имеет полифункциональный характер и используется как в научной сфере, так и в обыденной жизни любого человека, следует представить его общую характеристику.   В Федеральном законе № 77-ФЗ «Об обязательном экземпляре документов» установлено: документ — материальный носитель с зафиксированной на нём в любой форме информацией в виде текста, звукозаписи, изображения и (или) их сочетания, который имеет реквизиты, позволяющие его идентифицировать, и предназначен для передачи во времени и в пространстве в целях общественного использования и хранения. В широком смысле слова под документом предполагают любое средство закрепления фактов объективной действительности и интеллектуальной деятельности человека на специальном информационном носителе. В узком смысле – это любая информация, зафиксированная на материальном носителе, и обладающая юридической силой.   В сфере государственного и муниципального управления документ представляет собой результат целенаправленного и сознательного фиксирования явлений объективной действительности в целях надежной передачи формализованной информации во времени и в пространстве. В деятельности государственного или муниципального служащего выделяют следующие виды документов: официальные положения и инструкции, регламен­тирующие функции органа управлении или подразделения, определяющие сроки и процедуры обработки ин­формации и принятия решений; входные документы, возникающие вне системы; систематически обновляемые записи в виде картотек или книг, используемые в процессе работы; промежуточные документы, получаемые и ис­пользуемые в процессе обработки данных; выходные документы. Рис. 9 Виды документов, используемые в служебной деятельности Функциональная значимость документа в управлении просматривается через следующие виды деятельности: • формализация явлений объективной действительности; • налаживание коммуникативного взаимодействия между субъектами; • доказательство реальности существования какого-либо события; • удостоверительная роль, которая фиксируется подписями, печатями и штампами. Рис. 10Функции документов Среди свойств документа как источника информации для практической деятельности государственного или муниципального служащего выделяют следующие: • Юридическая сила документа. Документ приобретает данное свойство, если: субъектом, готовящим документ соблюдены все нормы действующего законодательства; правила записи информации, регламентированные ГОСТами и другими нормативно-методическими материалами. Юридическая сила документа обеспечивается комплексом реквизитов (наименование организации, автора документа, подпись, дата, регистрационный номер документа, гриф утверждения, печать и др). • Оригинальность документа. Слово "оригинал" происходит от латинского слова "originalis", что означает - первоначальный, самобытный. Признаком оригинала документа является его уникальность. Нередки "умноженные оригиналы", т.е. оригиналы, составляемые в нескольких экземплярах. Например, договор между государствами с древнейших времен составляется в количестве экземпляров, соответствующих числу договаривающихся сторон, при этом каждый экземпляр является оригиналом. • Подлинность (достоверность) документа. Подлинный документ: документ, сведения об авторе, времени и месте создания которого, содержащиеся в самом документе или выявленные иным путем, подтверждают достоверность его происхождения. • Копийность документов. Копия документа - это документ, полностью воспроизводящий информацию подлинного документа. Понятие копия (лат. сopia - множество) связано с размножением оригинала любого вида. Среди копий различаются: Выписка - копия части документа. Особый вид - фото и светокопии, отличительной чертой которых является точное воспроизведение оригинала. Кроме копий, снятых непосредственно с оригинала или полученных автоматически, т.е. одновременно с оригиналом, могут быть кратные копии: копия с копии. • Юридическая сила копий: копия должна содержать точный текст подлинника, расшифровку печатей, подписей должностных лиц. Свидетельство юридической силы копии документа - отметка о ее заверении. Заверение копий должно производится самой организацией или, по необходимости, нотариусом. В официальном документе в состав непременных атрибутов его содержания входят такие элементы, как: • этикетные формулы, • смысловое ядро, • аргументационная часть и изложение фактов, которые расположены в указанной последовательности и имеют свое определенное месторасположение в тексте. Основным структурным документов являются реквизиты, содержащие данные о: 1) о том, кому направ­ляется документ; 2) о том, кто является заявителем; 3) наименование жанра до­кумента: заявление, доверенность, докладная записка и пр.; 4) в случае, если это необходимо предоставляется опись документальных приложений; 5) дата и под­пись автора документа. Несмотря на высокую степень формализации документов, с которыми обычно работает специалист в сфере государственного и муниципального управления, их анализ позволяет получить важную информацию, так как предоставляет сведения о событиях, непосредственное наблюдение которых либо опрос их участников уже невозможны. Более того, изучение по документам конкретного явления на протяжении определенного промежутка времени позволяет установить тенденцию и определить вектор его развития. Вполне возможно использовать при анализе документов материалы открытой печати, что особенно актуально в случае необходимости оценки экономической, социальной и политической среды, а также деятельности органов власти. История содержит примеры, подтверждающие, что печатные материалы, находящиеся в свободном доступе, по своему информационному значению сопоставимы с материалами, которые могут обнаружить только разведчики по закрытым каналам. С целью объективного доказательства выдвинутого положения, Ш. Кент предложил пяти профессорам Иельского университета в течение трех месяцев подготовить отчет о состоянии вооруженных сил США, в том числе: численности боевых час­тей и соединений не ниже уровня дивизии, мощи военно-морского флота и боевой авиации с описанием кораблей, самолетов и пр. Обратим внимание, что пользоваться им можно было лишь открытыми источниками. К концу проводимого исследования ученые Иельского университета подготовили огромный отчет, который на 90% соответствовал истинному положению дел, а ЦРУ в свою очередь – незамедлительно засекретило его под грифом «Иель­ского отчета». Вместе с тем определенную информацию можно получить даже при исчезновении публикации. Так отечественные специалисты обратили внимание, что после достижения американскими Вооруженными Силами значительных успехов в ядер­ных исследованиях, любые сообщения в прессе по данной теме были запреще­ны. Последняя работа по ядерным разработкам, опубликованная в открытом доступе, принадлежит перу американского ученого Макмиллана и была опубликована в «Физикалревью» 15 июня 1940 года. Именно на данное обстоятельство обратили внимание в советской контрразведке и выдвинули предположение: в США всерьез занялись созданием ядерного оружия. Впоследствии оно было подтверждено агентурными данными. Приведенные примеры свидетельствуют о необходимости и важности документов в современном мировом информационном пространстве и о необходимости использования различных методов при их изучении, исследовании и анализе для дальнейшего использования в практической деятельности управленца. 1.2.2. Анализ документов Вопрос 12: Какие выделяют классификационные признаки и разновидности документов? В обще употребляемом смысле понятие документ обозначает лишь официальные материалы, но в исследовательской деятельности документальной называют любую информацию, зафиксированную в печатном или рукописном виде, на фото или кинопленке, магнитофонной ленте или цифровых носителях информации. Анализ документов относят к конкретно-предметным или эмпирическим методам исследования, подчеркивая, таким образом, особенность их применения лишь в определенных ситуациях. Существуют некоторые приемы оценки качества документального источника. В источниковедении специально выделяются следующие этапы оценки качества документального источника (критика источника): • выяснение условий, • целей и • причин создания документа, • установление его авторства. Таким образом, происходит выделение факторов, которые могли повлиять на достоверность отражения в документе действительного положения дел (например, это ведомственный исследовательский центр или действительно независимый). Иначе говоря, выясняются факторы достоверности документального источника применитель­но к целям исследования. Установление полноты и достоверности источника относительно целей исследования - главные параметры его оценки до начала исследования. 1.2.3. Сущность и специфика практического использования метода контент-анализа в исследовательской практике современного управленца Квантификация текстового материала получила весьма широкое распространение, и в 40-х гг. для нее была разработана специальная процедура, названная "контент- анализ".   Контент-анализ — это перевод в количественные показатели массовой текстовой (или записанной на пленку) информации с последующей статистической ее обработкой. А впервые применять на практике в сфере политики контент-анализ начал еще в 30-ых годах социолог Г. Лассуэл. Широкое распространение данного метода наблюдалось лишь в 50-ых годах, в связи с выходом работы Б. Берельсона «Контент-анализ в коммуникационных исследованиях». В данной работе контент-анализ рассматривался как метод получения социологической информации из больших массивов информационных и документальных источников, не поддающихся традиционному описанию документов. В управленческой практике потребность в контент-анализе обусловлена ем, что метод основан на выявлении совокупности количественных характеристик текста и позволяет проводить исследования большого количества документов. Предполагается, что количественные показатели массивов документов содержат в себе определенные особенности изучаемых явлений или процессов. К примеру, анализ программы теле или радиопередач, их тематика, время, отводимое на данные виды передач телевизионными компаниями отражает в той или иной степени потребности и особенности зрительской аудитории, существующие нормы и традиции в обществе, уровень их воспитания и образования.   Процедура контент-анализа состоит в выделении определенных, элементов содержания текста, интересующих исследователя, классификация данных элементов в соответствии со схемой исследования, а также подсчет и обработка выделенных элементов в количественном анализе. В зависимости от функций выполняемых исследователем выделяют: 1. Поисковый – направленный на проверку предположения о причинно-следственных связях и выявление неизвестных тенденций развития изучаемого явления; 2. Контрольный – предполагает уточнение уже относительно известного содержания. В процедуре проведения контент-анализа используют также математические формулы, в частности формулу конфликта Яниса. Данную формулу необходимо применять в том случае, если для исследователя важно соотношение между положительными и отрицательными оценками или позициями. К примеру при исследовании отношения населения крупного города к возможностям развития какой-либо сферы жизнедеятельности или отрасли промышленности могут наблюдаются расхождения в суждениях и оценках необходимости таких действий или адекватности используемых мер управленческого воздействия. Если общее количество положительных оценок (единиц анализа) больше количества отрицательных, то коэффициент конфликтности можно вычислить по формуле: Где f - число положительных единиц анализа, n - число отрицательных единиц, r - объем содержания текста, имеющего прямое отношение к исчисляемой проблеме, t - общий объем текста. В случае, когда количество положительных оценок меньше, чем отрицательных, коэффициент вычисляется следующим образом: Контент-анализ обычно употребляется в тех случаях, когда исследователь сталкивается с большим количество текстов, изучение которых необходимо для решения какой-либо проблемы.   В практике государственного и муниципального управления контент-анализ важен для всестороннего анализа какой-либо проблемной ситуации или, например, анализ текстов политических партий во временной последовательности их появления позволяет выявить развитие, изменение политических позиций, их варьирование по отношению к различным социальным группам и институтам, оценить степень их искренности, реализма или популизма, авантюризма, лживости.   Таким образом, количественный подсчет встречаемости в тексте единиц анализа представляет собой самую простую вариацию метода контент-анализа, которая, несомненно, способствует получению значимых результатов. Но все же, чаще всего подсчету подлежат «ключевые» слова или словосочетания, отражающие: • ценностные категории: стабильность, свобода, благополучие, защищенность, территориальная целостность; • сценарии развития: предательство, упадок, разочарование; • относительно устойчивые обозначения конкретных общественно значимых явлений: коррупция, превышение полномочий, преступность, война, терроризм. Следует отметить, что контент – анализ не следует использовать в случаях, если исследователь имеет дело с уникальными документами, где главная цель изучения — всесторонняя содержательная интерпретация материала. Квантификация необходима, когда текстового материала не только достаточно, но столь много, что его нельзя охватить без суммарных оценок. Наиболее целесообразно использовать количественный анализ, если квантифицированные тексты сопоставляются с иными, также количественными характеристиками. 1.2.4. Требования, обеспечивающие эффективность применения метода контент-анализа В современной практике управления анализ документов может выступать в роли единственного, ведущего или дополнительного метода исследования, в зависимости от его познавательных возможностей в каждом конкретном случае. Более того использование в исследовании учетной и отчетной документации нуждается в контроле ее достоверности посредством проведения на­блюдения и опросов. К примеру, общеизвестен тот факт, что анализ документов позволяет оперативно получить базовые данные об организации и функционировании любого властного органа в системе государственного и муниципального управления. Однако необходимо учитывать следующую взаимосвязь: социально-демографические характеристики служащих быстрее получить в отделе кадров, чем прибегая к использованию метода опроса, в то же время такие данные быстро устаревают (фактический адрес проживания, семейное положение, количество детей и т.п.), приводя в случае их использования к систематическим ошибкам и существен­ным смещениям результатов исследования. Так как документ не содержит в себе готовых ответов на волнующие управленца вопросы, а по сути, представляет собой лишь информационное «сырье», требующее переработки и переосмысления, в исследовательской практике принято различать два базовых вида данного метода: 1. Качественный традиционный анализ. Включает все многообразие процедур отбора и первоначальной оценки качества документальных источников посредством субъективного восприятия и интерпретации их содержания. Его специфика заключается в непосредственной опоре на интуитивное понимание, анализ и обобщение содержания документов. 2. Количественный анализ (контент-анализ)предполагает измерение согласно формализованным категориям и признакам заданные характеристики множества текстов однотипных документов. На сегодняшний день в число систематически изучаемых объектов можно отнести: эффективность по­литических слоганов, вражескую пропаганду, религиозную символику, рекламу, специфику девиантного поведения, стереотипы сознания различных социальных групп, идеологическую подоплеку передовиц га­зет и многое другое. Сама идея контент-анализа, как метода перевода массовой информации в количественные показатели с последующей статистической ее обработкой относительно проста: необходимо сосчитать наиболее часто повторяющиеся слова или темы (например, в программе партии) и определить, что за этим кроется. По мнению специалистов, выбор объекта исследования и единиц анализа самые сложные этапы, так как необходимо определить: как проявляется изучаемое явление, событие или процесс, и где найти соответствующую информацию. Вместе с тем эффективность применения метода контент-анализа зависит от соблюдения ряда требований: Во-первых, как уже было отмечено, использованию документальной информации должна предшествовать ее пред­варительная оценка на подлинность, достовер­ность и назначение информации. В ряде случаев также становится важно оценить авторство документа. Более того анализ документов должен осуществлять согласно разработанной программе, что позволяет избежать ошибок несоответствия содержания выбранных для изучения документов и поставленной проблемой. Во-вторых, одним из важных требований к контент-анализу выступает опора на принцип систематичности, что предполагает упорядочение содержание в категориях, которые будут использованы в исследовании. При этом категории анализа должны быть сопоставимы со смысловым содержанием и языковым представлением текста документов, избегая тем самым терминологической двусмысленности, где в одну и ту же категорию анализа попадают отличные друг от друга смысловые единицы текста (к примеру, девиантное поведение включает в себя как людей, страдающих алкоголизмом, так и детей-индиго). Еще одним требованием выступает измеримость категорий согласно проведенной кодификации, то есть выраженность результатов в количественных показателях частоты употребления, объема и т.п. Вместе с тем наличие указанных требований не умаляет значимость адекватной организации исследовательской работы. Наблюдение в системе методов исследования 4.3.1. Сущность и специфика метода наблюдения Наблюдение считается старейшим методом исследования. Научное наблюдение стало применяться, начиная с конца XIX века, в тех областях научного знания, где фиксация особенностей поведения изучаемого объекта в различных условиях имеет особое значение. Сегодня метод наблюдение используется как в различных отраслях научного знания: в социологии, психологии, анатомии, юриспруденции информатике, так и в общественной практике. Каждый из нас неосознанно пользуется данным методом исследования при фиксации интересующих нас сторон жизнедеятельности людей, отдельных природных или социальных явлений. Существует обыденное наблюдение, которым пользуются в той или иной степени все люди и научное, основанные на четко поставленных исследовательских целях. Научное наблюдение, прежде всего, характеризуется необходимостью получения достоверных сведений и данных для решения какой-либо задачи, по характеру можно сказать, что научное наблюдение является преднамеренным, систематическим и планомерным. В науках об обществе наблюдение как метод научного изучения впервые применил Ф. Энгельс в работе «Положение рабочего класса в Англии». Спустя некоторое время французский социолог Ф. Ле Пле в работе «Европейские рабочие» опубликовал результаты наблюдений за жизнью 36 рабочих семей. Представители американской школы социологии супруги Линди также использовали метод наблюдения и впервые обобщили информацию о жизни типичного для своего времени американского города в книге «Средний город». Среди представителей российской социологии внимание в методу наблюдения проявили ученые М.Я. Басов и П.П. Блонский, опубликовав данные о наблюдении за поведением детей, причем именно М.Я. Басов впервые выделил единицей наблюдения «акт поведения», заложив таким образом понимание под наблюдением еще и деятельность. В социологии широкое применение метода наблюдения пришлось в 60-90-е годы XX столетия.   Под наблюдением понимается метод сбора первичной информации об изучаемом объекте или явлении, осуществляемый посредством направленного, систематического и непосредственного визуального и слухового восприятия, посредством регистрации значимых для исследователя явлений, процессов или ситуаций, подвергающихся контролю или проверке. Выделяют ряд особенностей применения данного метода на практике: • во-первых, для данного метода характерна связь самого наблюдателя с непосредственно изучаемым объектом. Наблюдатель различных процессов или социальных явлений в данном случае является сам участником протекающих процессов, что не может не влиять на его восприятие и истолкование результатов наблюдения; • во-вторых, наблюдатель рассматривает и изучает явление или процесс с учетом своих особенностей, интересов, эмоций, антипатий или симпатий, что в определенной мере также будет влиять на результат применения метода; • в-третьих, процесс наблюдения всегда является селективным, то есть избирательным, направленным на определенные объекты и абстрагирование от других фактов и явлений. Направленность любого наблюдения определяется целью и задачами исследования; • в-четвертых, наблюдая за социальными явлениями или процессами сложно провести повторное наблюдения, порой в фокус внимания наблюдателя попадают исключительные случаи, необычные, выделяющиеся по своим характеристикам. Любой социальный процесс или явление зависит от множества воздействующих факторов, комбинацию которых сложно повторить, а значит невозможно повторно увидеть. Следовательно любое научное наблюдение должно быть хорошо организовано.   Учитывая сложность и особенности проведения метода наблюдения, а также огромное количество требований к непосредственному наблюдателю, ученые на практике чаще всего используют метод наблюдения в совокупности с другими методами для получения наиболее точного знания об изучаемом объекте. Применение метода наблюдения на практике всегда осуществляется с учетом: 1) особенностей наблюдения как специфического процесса; 2) особенностей взаимодействия между наблюдателем и наблюдаемым социальным объектом - индивидами, их группами, поступками и действиями. Чаще всего наблюдение используется тогда, когда никакими другими способами нельзя получить информацию. Примером является наблюдение за поведением и организацией людей в экстремальных ситуациях, различных концертах и выступлениях, массовых шествиях. При этом следует отметить, что, попадая в нестандартную для себя экстремальную ситуацию человек испытывает сильное эмоциональное напряжение, в виду чего впоследствии не может объяснить свой выбор совершения того или иного действия. В данном случае наблюдение может способствовать фиксации наиболее частых типичных реакций индивидов. Также наблюдение следует применять в часто повторяющихся ситуациях, когда деятельностью людей обретает «автоматизированный характер» для изучения привычных форм поведения индивидов. Применение метода наблюдения характерно для разведывательных исследований, когда ученый имеет самую общую информацию об изучаемом объекте, а также не установлены гипотезы исследования. Резюмируя вышеизложенное, можно сказать, что наблюдения в социологических исследованиях может иметь направленную целевую ориентацию: • оно может быть использовано как источник информации об изучаемом объекте; • с помощью наблюдения можно получить дополнительные сведения об интересующем явлении или процессе; • посредством наблюдения можно провести проверку эмпирических данных, полученных с помощью других методов. Процесс наблюдения имеет свой четко заданный алгоритм, включающий в себя разработка программы и плана осуществления наблюдения. Программа наблюдения состоит из: определения проблемной ситуации, которая подлежит наблюдению; установление целей наблюдения и задач; определение объекта и предмета наблюдения; установление способов осуществления и регистрации полученных данных; Применение метода наблюдения осуществляется по следующим этапам: • Постановка цели и задач наблюдения. Цель наблюдения определяет его направленность. В зависимости от поставленной цели исследовательской деятельности, задачами наблюдения могут быть: получение предварительных данных об объекте (о его деятельности и основных характеристиках); получение информации, интересующей наблюдателя; уточнение и проверка результатов проводимого с помощью других методов исследования; выдвижение гипотез и их проверка; • Установление объекта и предмета исследования. В качестве объекта могут выступать: отдельные индивиды, социальные группы, общности, способы их взаимодействия или совместной деятельности. Предметами наблюдения могут стать: акты поведения (вербальные или невербальные); конкретные ситуации, в которых действуют индивиду или социальные группы; • Выбор способов наблюдения, которые наиболее эффективно обеспечат сбор необходимой информации. В данном случае наблюдение может происходит в группе, где будет замаскирован наблюдатель или же вариант при котором наблюдатель будет не включен в коллектив; • Выбор способов регистрации полученных результатов наблюдения. Важной задачей исследователя также является четкая и правильная фиксация наблюдаемых событий, поэтому перед проведением наблюдения разрабатывается и доводится до сведения наблюдателя инструкция по применения метода наблюдений, в которой четко определяется, какие события фиксирует наблюдатель, по каким критериям (индикаторам), а также определяются категории тех или иных явлений. Регистрация поведенческих особенностей и других характеристик может осуществляться с помощью специально разработанных карточек или протоколов наблюдения, а также на звуко-, видео и цифровых носителях. В карточках наблюдения фиксируются цифровые индексы проявления какого-либо события или явления. • Контроль наблюдений. Обеспечение верификации полученных результатов может быть осуществлено с помощью различных документов, связанных с наблюдаемым событием. Также возможно осуществление сверки своих наблюдений с наблюдениями крупных ученых; • Обработка и интерпретация информации. На данном этапе могут быть употреблены традиционные методы: обобщение полученных данных, анализ и синтез, статистические методы и другие способы; • Подготовка отчета о результатах наблюдения. Обычно в структуру подобного отчета включают информацию об объекте наблюдения, предмете, целях и задачах, информацию о способах наблюдения, роли наблюдателя. В отчете предоставляется характеристика наблюдаемых индивидов и социальных групп, раскрываются способы обобщения их поведенческих особенностей в определенных ситуациях, а также выводы о практической направленности полученной информации. План организации наблюдения содержит информацию о сроках проведения наблюдения, основных этапах, необходимом материально-техническом оборудовании, исполнителях и финансовом обеспечении процесса наблюдения. 4.3.2. Достоинства и недостатки метода наблюдения Вопрос 24: Каковы основные достоинства недостатки метода наблюдения? Вопросы 25: Каковы основные типичные ошибки применения метода наблюдений на практике? Метод наблюдения используется в исследовательской практике достаточно часто, но всегда в совокупности с другими методами исследования. Многогранность этого метода даёт возможность уловить детали изучаемого явления.   Но стоит помнить, что наблюдатель вольно или невольно влияет на изучаемый процесс, вносит в него что-то новое, что не присутствовало по его природе и личные качества исследователя часто сказываются на его результатах. Поэтому результаты следует проверять и подтверждать другими методами, а также учитывать при проведении исследования методом наблюдения особые требования, предъявляемые к поведению наблюдателя и помнить о типичных ошибках наблюдателя которые могут исказить результаты исследования. Использование любого научного метода невозможно без определенных искажений и ошибок информации. А.А. Ершов выделил следующие группы ошибок при использовании метода наблюдения, основанные на активной роли самого наблюдателя: • ошибка первого впечатления (Первое впечатление об индивиде, возникшее у исследователя, определяет восприятие и оценку его дальнейшего поведения); • «галло-эффект» (Обобщенное впечатление наблюдателя ведет к грубому восприятию поведения, игнорированию тонких различий); • «эффект снисхождения» (Тенденция всегда давать положительную оценку происходящему); • ошибка центральной тенденции (Боязнь крайних суждений, наблюдатель стремится давать усердную оценку наблюдаемому поведению); • ошибка корреляции (Оценка одного признака поведения дается на основании другого наблюдаемого признака (интеллект оценивается по беглости речи)); • ошибка контраста (Склонность наблюдателя выделять у наблюдаемых черты, противоположные собственным). Также основывая на эмпирических данных можно выделить следующие наиболее типичные ошибки в процессе наблюдения: 1. Ошибка усреднения. Наблюдатель по тем или иным причинам чувствует себя неуверенно и в силу этого проявляется тенденция усреднить оценки наблюдаемых процессов, поскольку известно, что крайности встречаются реже, чем свойства средней интенсивности; 2.Ошибка длительного наблюдения. В процессе длительного наблюдения у исследователя может появиться усталость и он начинает пропускать некоторые детали, отвлекаться, взгляд рассеивается и т.п; 3. Ошибка галла эффекта. Наблюдатель заранее предписывает какое-либо свойство группе, а затем в процессе наблюдения это свойство выискивает в данной группе; 4. Ошибка из-за различия социального статуса. Различие социального статуса у наблюдателя и изучаемой группы может способствовать искажению фиксируемой информации; 5. Ошибка привлекательности. Основывается на обобщении личных впечатлений наблюдателя, исходя из того, нравится или не нравится ему наблюдаемый, его действия или поведение. Такой подход ведет к некорректному обобщению, преувеличению или преуменьшению выраженности наблюдаемых фактов. Для устранения или сдерживания данных ошибок и повышения достоверности наблюдения, необходимо строго следовать фактам, фиксировать конкретные действия и не поддаваться искушению судить о сложных процессах на основании первых впечатлений. В исследовательской практике для повышения объективности наблюдения нередко обращаются к нескольким наблюдателям, делающим независимые записи. Однако увеличение количества наблюдателей не всегда повышает ценность их записей, так как все они могут быть подвержены одним общим заблуждениям. Также одним из возможных способов снижения ошибок при проведении метода наблюдения, это проведение специальной подготовки каждого наблюдателя, разъяснение участнику наблюдения четких целей наблюдения, критериев, по которым осуществляется наблюдение, и различаются наиболее важные, значимые ситуации и действия. Необходимо ознакомление всех наблюдателей с программой и планом наблюдения, провести инструктаж по использованию карточек наблюдения. 4.3.3. Типы наблюдений Вопрос 26: Какие критерии служат для классификации видов наблюдений? Вопрос 27: Какие типы и виды наблюдений выделяют? В зависимости от целей и характера наблюдения бывают: практические и научные. Научные наблюдения характеризуются наличием исследовательских, познавательных целей, направленных на выявления закономерностей или качественных характеристик изучаемого объекта. Практический вид наблюдения направлен на обслуживание практической деятельности, все полученные результаты используются для достижения целей практической деятельности. Такая практическая включенность позволяет сразу проверить истинность, объективность результатов наблюдения. Виды 1. В зависимости от формализации процедуры наблюдения выделяют: • нестандартизированное наблюдение (неструктурированное). В данном случае наблюдения для наблюдателя определен только объект наблюдения, какие именно явления, процессы необходимо фиксировать и по каким критерием не определены; • Стандартизированное наблюдение (структурализованное) – способ получения эмпирической информации, при котором заранее оговорены наблюдаемые явления, состав наблюдаемых элементов и индикаторы. 2. В зависимости от положения наблюдателя относительно наблюдаемого объекта: • Невключенное (внешнее) наблюдение, в данной ситуации наблюдатель находится вне изучаемого объекта, наблюдение происходит как бы со стороны. От наблюдателя в данном случае не требуется вмешательство в ход событий, он отстранен от участников процесса. Данный вид наблюдения используется при описании социальной ситуации, в условиях которой происходят какие-либо события, интересующие наблюдателя. Примером такого наблюдения могут быть: поведение отдельных групп во время митингов и шествий; • Включенное. В данном случае наблюдатель в той или иной степени непосредственно включен в наблюдаемый процесс, он находится вместе с наблюдаемой группой и участвует в определенных событиях. Включенное наблюдение в зависимости от роли и нахождения наблюдателя различается по следующим типам: • Первый тип - полное включение, наблюдение происходит скрытно от наблюдаемой группы, при этом сам непосредственный наблюдатель находится внутри данной группы и действует в качестве ее активного члена; • Второй тип – наблюдение происходит открыто для наблюдаемой группы, при этом наблюдатель участвует в жизни коллектива, изучает жизнь определенного коллектива людей, так действуют заводские психологи; • Третий тип, в данном случае контакт исследователя с наблюдаемой группой минимален, исследователь не скрывает своих целей, но наблюдение при этом носит скорее формальный характер. Самым известным примерам такого типа наблюдения являются Хоторнские эксперименты; • Четвертый тип характеризуется позицией отстраненного наблюдателя, в данной ситуации исследователь проводит наблюдение, не взаимодействуя с сотрудниками и участниками ситуации. 3. По условиям организации наблюдения выделяют: • Полевое – наблюдение проводится в реальной жизненной ситуации, в естественной для объекта изучения обстановке, при непосредственном контакте исследователя с изучаемым объектом; • Лабораторное – осуществляется при помощи искусственно созданных и контролируемых исследователями условий для объекта изучения; • Прямое наблюдение- это наблюдение в реальном масштабе времени и на основе непосредственного общения или прямых коммуникаций; • Косвенное наблюдение – это наблюдение, основывающееся на опосредованных коммуникациях и дифференциации временного режима наблюдений (выбор специальных отрезков времени). Рис. 26Лабораторное наблюдение 4. По регулярности характера проведения наблюдений: • Систематическое наблюдение. Для данного типа наблюдений характерен четко установленный график, регулярная фиксация заранее обусловленных особенностей и признаков изучаемого объекта. Такое наблюдение позволяет выявить динамику процесса или явления; • Эпизодическое наблюдение. Предполагает фиксацию явлений или событий без четкого регламента и регистрационных признаков; • Случайное наблюдение. В данном виде наблюдения отсутствует жесткая фиксация сроков и единиц наблюдения. Исследователь фиксирует выборочно те факты, которые находит интересными для изучения и имеют отношение к изучаемому объекту; • Одномоментное наблюдение. Происходит фиксация одного явления или события, происходящего в определенный временной промежуток в одном месте. • Панельное исследование. Систематическое и организованное наблюдение за одним и тем же объектом, организованное в разные временные промежутки для определения происходящих в изучаемом явлении изменений. Рис. 27Панельное исследование 4. По уровню активности исследователя и степени вмешательства в процесс наблюдения: • Контролируемое наблюдение. Данный тип наблюдения осуществляется по заранее разработанной программе с применением стандартизированных планов. Задачей данного наблюдения является проверка гипотез исследования. Контроль наблюдения производится посредством сравнения результатов работы различных наблюдателей и проведения серий наблюдений за одним и тем же объектом; • Неконтролируемое наблюдение осуществляется наблюдателей посредством изучения реальных жизненных ситуаций без строгого плана исследования. 5. Иногда выделяют наблюдения по способу фиксации результатов наблюдения и использованию различных технических средств. 4.4. Использование метода экспертных оценок в практике государственного и муниципального управления В данном вопросе буду рассмотрено три подвопроса (рис.28) Рис. 28.Основные подвопросы вопроса 4.4. 4.4.1. Общие основания и особенности экспертных исследований Вопрос 28: Что представляет собой метод экспертных оценок? Вопрос 29: Какова роль метода экспертных оценок в практике государственного и муниципального управления? Использование экспертных методов при исследовании в системе государственного и муниципального управления является действенным способом получения информации о возможных направлениях преодоления социально значимых проблем с помощью знаний компетентных специалистов.   Суть метода заключается в проведении экспертами разностороннего анализа возможного развития проблемной ситуации с качественной или количественной характеристикой уровня его достоверности и последующей формальной обработкой результатов. Стоит отметить, что изначально метод экспертных оценок рассматривался как одно из средств разработки прогноза, наряду с экстраполяцией. Однако развитие социально-экономической и политической среды российского общества имеет вид скачко­образных, неритмично повторяющихся лестничных ступенек, что предопределяет принципиальную методическую ошибку экстраполяции и делает предпочтительным использование при исследовании в системе государственного и муниципального управления экспертных методов. С этой точки зрения, обращение к методам экспертных оценок позволяет: • оценить реальное состояние объекта исследования; • выявить причинно-следственные связи в существующем явлении или процессе; • сделать прогноз тенденций развития социально-экономических и политических процессов; • выработать эффективное решение социальной проблемы. Реализация вышеперечисленных действий основывается на возможности эксперта предвидеть будущие состояния исследуемых объектов, ввиду наличия глубоких знаний о закономерностях развития социальных процессов, практического опыта и способности к научному наблюдению, а также умения делать на этой основе заключения и логически обоснованные выводы.   Экспертный опрос существенным образом отличается от массовых опросов как раз в силу того, что к участию в нем приглашаются только высококвалифицированные специалисты. Данное обстоятельство делает весьма значимой процедуру отбора экспертов для проводимого в системе государственного и муниципального управления исследования. Говоря об использовании метода экспертных оценок при исследовании в системе государственного и муниципального управления, нельзя не затронуть вопрос о проведении государственной экспертизы. К сожалению, на сегодняшний день, отсутствует научно разработанный терминологический словарь в области экспертной деятельности, что порождает неопределенность в терминологии, смешивание государственной экспертизы с другими видами деятельности и выполняемыми органами власти функциями. На наш взгляд, под государственной экспертизой следует понимать вид профессиональной деятельности, связанный с исследованием социально значимых проблем с целью повышения обоснованности принимаемых решений в условиях частичной неопределенности, с представлением логически обоснованного заключения. Рис. 29Структура государственной экологической экспертизы Прежде всего, следует отметить, что государственная экспертиза, являясь разновидностью экспертной деятельности, включает анализ, исследование и оценку, где в качестве приглашенных специалистов выступают представители государственных органов власти, а сам процесс проведения экспертного оценивания в соответствии с нормативно-правовыми актами носит обязательный характер. Данное обстоятельство делает государственную экспертизу действенным методом государственного управления и контроля, а заключение, сделанное экспертами, отвечает требованиям утвержденных стандартов и интересам общества. Исходя из сказанного выше, можно констатировать, что ведущей целью государственной экспертизы является снижение вероятности принятия органами управления неэффективных управленческих решений. Роль исследовательской компоненты в экспертизе подчеркивает целесообразность тесного взаимодействия органов экспертизы с отечественной наукой, а научность экспертных методов и поисковый характер экспертизы играют важную роль в системе научного обеспечения принятия решений. Государственная экспертиза проводится в сфере, которая признается значимой с точки зрения государственных и общественных интересов и поэтому требует особых охранительных гарантий, обеспечиваемых государством. Сегодня особо необходимо участие экспертов при выработке приоритетов социально-экономического, научно-технического и технологического развития России, распределении средств налогоплательщиков на государственные программы и проекты целенаправленной научной и инновационной деятельности в различных сферах общественной жизни.   В настоящее время формируется многоуровневая система экспертной службы: экспертные советы создаются и работают в отдельных государственных учреждениях, в районных органах управления и информационных центрах. Как свидетельствует практика последних лет, экспертные советы, активно создаваемые в органах власти, способствуют привлечению к всестороннему рассмотрению проблемных вопросов научной и управленческой элиты, а также специалистов с большим практическим опытом. Данное обстоятельство не только позволяет сэкономить значительные бюджетные средства, но и устраняет имеющиеся разногласия по тем или иным вопросам. Таким образом, можно утверждать, что общественную значимость применения метода экспертных оценок в исследовании системы государственного и муниципального управления, сегодня никто не оспаривает. Однако на повестке дня как никогда стоит вопрос о развитии соответствующего научно-методического и информационного обеспечения, от которых зависит эффективность проводимых исследований. Вопрос 30: Что представляет собой государственная экспертиза? 4.4.2. Этапы экспертного опроса Вопрос 31: Каковы основные этапы экспертного опроса? Применение экспертного опроса включает в себя три этапа: • подготовительный этап (анализ исследуемой ситуации, выбор группы экспертов); • процедура экспертного опроса; • анализ полученных данных и их интерпретация (оформление отчетов, графиков, публикаций)   Основной проблемой в организации экспертного опроса является отбор специалистов. Отбор специалистов для участия в экспертизе начинается с составления списка компетентных (в соответствующих областях) лиц, который в дальнейшем служит основой для выбора специалистов посредством сравнения таких их качеств, как: сфера профессиональной деятельности и интересов, практический опыт и стаж работы экспертов по профилю оцениваемого объекта, при необходимости учитывается уровень и характер образования, публикации, частота ссылок на мнение эксперта и т.п. Другими словами в ходе отбора организаторы исследования определяют компетент­ность эксперта посредством определения степени его знакомства с исследуемой проблемой. Для того чтобы сузить список кандидатов в эксперты следует использовать методы самооценки и коллективной оценки экспертов. В случае использования метода самооценок специалисты (согласно предложенной анкете) оценивают свои способности по пятибалль­ной шкале, в том числе память, настойчивость, способность к аналитическому мышлению, внимание, активность, эрудицию и многое другое. При этом практический опыт организации экспертиз свидетельствует, что специалисты с более высокой самооценкой в своих экспертных суждениях ошибаются значительно реже. В тех случаях, когда эксперты знакомы друг с другом, как правило, применяют метод коллективной оценки каждого из специалистов остальными членами экспертной группы. Технология подобного рода отбора представляет собой разновидность социометрического опроса, в рамках которого каждый респондент должен выбрать наиболее компетентного, с его точки зрения, эксперта, т.е. способного произвести максимально объективную оценку исследуемого события. Практика использования указанного метода свидетельствует, что коллективные оценки, как правило, менее точны, чем самооценки, поэтому необходимо их параллельное использование. При исследовании в системе государственного и муниципального управления наиболее объективно проявляют себя методы, основанные на использовании результатов прошлой экспертной деятельности специалиста. Указанный метод отбора экспертов применяется в случае наличия данных о прошлых экспертизах специалиста, обеспечивая тем самым надежность резуль­татов его профессиональной деятельности. Рис. 30Система проведения экспертной оценки Обратим внимание, что определить оптимальный численный состав экспертной группы до­вольно сложно в силу самой специфики исследовательской деятельности, поэтому принято устанавливать минимальную численность группы экспертов, которая должна соответствовать количеству рассматриваемых проблем, тогда как «верхняя планка» численного состава экспертной группы определяется как потенциально возможное или достаточное количество специалистов. Помимо отбора экспертов на подготовительном этапе исследования организаторами осуществляется постановка проблемы посредством ее ретроспективного анализа и ознакомления с современным состоянием, границами и спецификой проявления. Только после этого организаторы экспертизы приступают к четкой и однозначной формулировке целей и задачи исследовательской работы. Следующим пунктом подготовительного этапа становится прора­ботка перечня факторов и событий, которые сопутствуют реше­нию поставленных задач, необходимого для определения численности и профиля задействованных экспертов. Вместе с тем организаторами экспертизы разрабатывается система единых понятий, имеющая цель – сгладить чрезвычайную сложность и многозначность проявления со­временных социально-экономических и политических проблем, а также устранить «отраслевую» специфику знаний экспертов. Более того система единых понятий призвана преодолеть очевидные сложности не только междисциплинарного характе­ра, но и трудность различного толкования понятий в рамках одного научного направления. Рис. 31.Критерии проведения экспертной оценки инновационного потенциала социальной среды Итак, специалисты отобраны, вопросник разработан, а значит, следует переходить к непосредственной процедуре экспертного опроса. В зависимости от содержания рассматриваемой проблемы, целей и задач проводимой экспертизы, состава участвующих в ней специалистов, организаторы исследования выбирают вариант экспертного опроса: индивидуальный или групповой. Рис. 32. Виды экспертной оценки и обработки экспертного мнения 4.4.3. Индивидуальные и групповые методы экспертного опроса Вопрос 32: Какие выделяют индивидуальные и групповые методы экспертного опроса? Индивидуальные методы экспертной оценки предполагают получение независимых друг от друга мнений экспертов. Их использование позволяет исключить саму возможность межличностного влияния специалистов, давление авторитета и прочих факторов, способных исказить достоверность экспертной оценки. Это значит, что информация, которую заказчик исследования получает от эксперта, отличается уникальностью и ориентацией на проблему, имеющую локальный характер. Несмотря на то, что знания отдельного эксперта являются объективно ограниченными, что не всегда дает возможность получить максимально достоверную информацию об объекте исследования, обращение к указанным методам можно считать достаточно обоснованным.   Преимущества индивидуальных методов экспертной оценки заключены не только в дешевизне индивидуальных экспертиз, но и в характере самой процедуры, отличающейся глубиной и последовательностью проникновения в объект изучения. Среди индивидуальных экспертных методов при исследовании в системе государственного и муниципального управления широкое распространение получили интервью и «аналитические» экспертные оценки. Интервью проводится в виде свободной беседы орга­низатора исследования с экспертом по специально разработанной программе. Указанный метод требует от эксперта умения быстро формировать квалифицированные ответы, именно поэтому интервью дает хорошие результаты только в случаях привлечения экспертов очень высокого уровня. В свою очередь, аналитические экспертные оценки, которые могут быть представлены в виде доклад­ной записки, аналитического отчета и т.п., представляют собой глубокий и всесторонний анализ возможных сценариев развития исследуемого социально-экономического или политического процесса, а также деятельности органов власти. При данной форме экспертной оценки специалист может не только в течение достаточно длительного времени обдумывать свои ответы, но и задействовать дополнительные документальные материалы. При групповых методах экспертной оценки специалисты могут обмениваться своими мнениями, что позволяет рассмотреть не учтенные ранее аспекты исследуемой проблемы, скорректировать полученные ответы, уточнить или устранить ошибочные суждения.   Групповые методы экспертной оценки при исследовании в системе государственного и муниципального управления являются наиболее предпочтительными с точки зрения повышения объективности проводимой экспертизы, поскольку предполагают использование широкого и представительного круга специалистов. Более того, изучение современной практики использования форм «коллективной мыследеятельности» свидетельствует, что групповое мышление экспертов производит на 70% больше новых ценных идей, чем сумма их «индивидуальных мышлений». Весь комплекс групповых методов экспертной оценки принято подразделить на несколько видов. • Мозговой штурм направлен на поиск новых направлений решения социально-экономических проблем, а также выявление недостатков существующей практики государственного и муниципального управления. Характерной чертой указанного метода является отделение стадии генерации идей от стадии их оценки, что обеспечивает ориентированность экспертов на нахождение нестандартных решений при максимально открытом и свободном режиме обсуждения проблемы. Основным недостатком метода мозгового штурма видится невозможность глубокого проникновения в предмет исследования, что тем самым снижает полученный эффект от такого обсуждения. Рис. 33.Мозговой штурм • Методика судов в ходе обсуждения проблемной ситуации заключается в делении экспертов на несколько сторон, где одна из групп разрабатывает самостоятельные предложения, а другая – обеспечивает конструктивную критику выдвинутым предложениям. Если проводить аналогию, то можно сказать, что использование указанной методики воспроизводит сценарий суда, в котором происходит состязание между «обвинением» и «защитой». Такое построение экспертизы позволяет сформулировать наиболее аргументированное и оптимальное решение социально-экономических задач общественного развития. • Метод «черного ящика» состоит из последовательных шагов: экспертам предоставляется информация о характере и структуре проблемной ситуации → эксперты в самостоятельном порядке разрабатывают способы ее решения → передают полученную информацию в аналитический центр «black box», который на основе анализа экспертных отчетов вырабатывает конкретные предложения по решению проблемы. Главным достоинством данного метода является минимизация внешнего влияния (заинтересованных лиц) на процесс принятия решений. • Метод Дельфи представляет собой проведение независимого и неоднократного анкетирования экспертов с целью подготовки и обосно­вания прогноза. Указанный метод характеризуются независимостью ответов экспертов, многоуровневостью (проводится в несколько туров), регулируемой об­ратной связью между результатами экспертного опроса предыдущего этапа и подготовкой их нового варианта, а также групповым характе­ром ответа. Критерием окончания разработки прогноза, как правило, служит «близость» мнений экс­пертов. Общепризнанный недостаток метода Дельфи заключается в отсутствии возможности сталкивать в ходе дискуссии различные мнения экспертов и стимулировать тем самым, возникающее при личном контакте специалистов «генерирование» идей. Кроме того, при проведении экспертизы по методу Дельфи, необходимо затратить значительное количество времени. Рис. 34.Метод Дельфи • Метод номинальных групп полезен в тех случаях, когда необходимо выявить и сопоставить индивидуальные суждения, с целью выработки решения, к которому один эксперт не сможет прийти в течение короткого отрезка времени. Порядок проведения экспертизы по методу номинальных групп выглядит следующим образом: • вводная часть продолжительностью 5-10 минут (постановка проблемы, выяснение организационных моментов); • молчаливое генерирование идей в течение 10 минут (эксперты формулируют ответы на поставленную задачу); • этап неупорядоченного перечисления идей занимает 40-50 минут (в течение данного времени эксперты по очереди высказывают свои идеи в сжатой форме); • на этап уяснения идей отводится 30-40 минут (эксперты могут предложить разъяснение и толкование идей, отдельные идеи могут быть отклонены, уточнены или агрегированы); • выбор и ранжирование идей занимает 10-15 минут (предполагает выбор от 4 до 8 предложений посредством использования карточек, на которых записанные идеи необходимо проранжировать и придать им соответствующие веса); • подсчет голосов занимает 10-15 минут и осуществляется одним из методов обработки экспертных оценок; • на заключительный этап тратится 5-10 минут(обсуждаются итоги голосования).
«Использование метода контент-анализа в исследовательской практике современного управленца» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 193 лекции
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot