Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Использование электронной информационно-образовательной среды для реализации проектной деятельности

  • ⌛ 2017 год
  • 👀 702 просмотра
  • 📌 672 загрузки
  • 🏢️ СибГИУ
Выбери формат для чтения
Статья: Использование электронной информационно-образовательной среды для реализации проектной деятельности
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Использование электронной информационно-образовательной среды для реализации проектной деятельности» pdf
Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Сибирский государственный индустриальный университет» Проектная деятельность Конспект лекции по теме 2: «Использование электронной информационно-образовательной среды для реализации проектной деятельности» Новокузнецк 2017 1 Содержание 1. Роль информации и информационных технологий в проектной деятельности .......................................................................................................... 3 2. Мировые информационные ресурсы и Интернет .............................................. 6 3. Информационное пространство проекта на примере проекта «Обучение в вузе» ...................................................................................................................... 11 4. Сайт НТБ – универсальный информационный портал ................................... 23 5. Информационные ресурсы НТБ СибГИУ ........................................................ 28 6. Оформление результатов поиска информации ................................................ 32 2 1. Роль информации и информационных проектной деятельности технологий в Какую роль играет информация в нашей жизни? С давних времен сбор и систематизация сведений об окружающем мире помогали человеку выживать – из поколения в поколение передавался опыт и навыки изготовления орудий охоты и труда, создания одежды и лекарств. Информация постоянно обновлялась и дополнялась – каждое изученное явление позволяло перейти к чему-то новому, более сложному. Со временем, большие объемы данных об окружающем мире поспособствовали развитию научно-технического прогресса и, как следствие, всего общества в целом. Таким образом, информация всегда играла и продолжает играть чрезвычайно важную роль в жизни человека. Общеизвестно высказывание Натана Ротшильда, основателя английской ветви Ротшильдов: «Кто владеет информацией, тот владеет миром». Классическим примером, демонстрирующим ценность информации, является пример того, как Ротшильд сделал целое состояние на поражении Наполеона при Ватерлоо 18 июня 1815 года. В начале сражения преимущество находилось на стороне Наполеона, и наблюдатели сообщили в Лондон, что он выигрывает. Но во второй день, на помощь английским войскам под руководством Веллингтона пришел прусский корпус Блюхера. Союзники одержали победу. Помощник Натана Ротшильда наблюдал за сражением и видел, как Наполеон бежал в Брюссель и передал эту информацию Ротшильду при помощи голубиной почты. В это время в Лондоне все были убеждены, что англичане проиграл сражение, тогда Ротшильд, знавший о победе над Наполеоном, немедленно начал продавать на бирже свои акции. Вслед за ним все стали продавать все. В результате цена бумаг упала почти до нуля. В этот момент агенты Ротшильда скупили акции по дешевке. 21 июня в 11 часов вечера адъютант Веллингтона майор Генри Перси доставил в правительство рапорт маршала: «Наполеон разбит». Таким образом, Натан Ротшильд, получивший эту информацию на сутки раньше остальных, заработал на ней 40 миллионов фунтов стерлингов, ведя беспроигрышную игру на бирже. Сегодня в бизнесе сложилось четкое понимание определяющей роли информации в современном мире. Так Мэрион Харпер, абсолютный лидер в области рекламной индустрии середины XX века, человек который построил первый рекламный холдинг и заслуженно занял вторую строчку рейтинга «Топ 100 – люди» (рейтинг людей, оказавших решающие влияние на развитие рекламы в ХХ веке по результатам одно из крупнейших американских информационных агентств Advertising Age (AdAge)), говорил: «Хорошо управлять бизнесом – значит управлять его будущим; управлять его будущим – значит управлять информацией». Аристотель Онассис, греческий миллиардер, судовой магнат, который создал флот супертанкеров и грузовых кораблей больших размеров, чем флоты 3 многих стран, знал что: «Весь секрет бизнеса в том, чтобы знать что-то такое, чего не знает больше никто». Жак Аттали первый глава «Европейского Банка Реконструкции и Развития» сказал ещѐ короче: «Быть информированным означает иметь много денег». Билл Гейтс, один из самых успешных бизнесменов в мире, человек, который в период с 1996 по 2007 год, в 2009 и в 2015 годах стал самым богатым человеком планеты по версии журнала Forbes, говорит о роли информации следующее: «Я твердо верю в одну простую вещь: самый надежный способ выделить свою компанию среди конкурентов, оторваться от толпы преследователей - это хорошо организовать работу с информацией. Именно то, как вы собираете, организуете и используете информацию, определяет, победите вы или проиграете!». Таким образом, можно заключить, что в современном мире информация является одним из самых ценных ресурсов! Информация настолько ценный ресурс, что сегодня компании вынуждены тратить достаточно серьезные деньги на обеспечение информационной безопасности, а в случае «утечки» информации нести достаточно серьезные финансовые потери. Под информационной безопасностью понимают защищенность информации и поддерживающей инфраструктуры от случайных или преднамеренных воздействий естественного или искусственного характера, которые могут нанести неприемлемый ущерб субъектам информационных отношений, в том числе владельцам и пользователям информации. Защита информации – это комплекс мероприятий, направленных на обеспечение информационной безопасности. Для работы с информацией используют информационные технологии, которые определяют как совокупность методов и средств, используемых для сбора, хранения, обработки и распространения информации. Рассмотрим, какие информационные технологии используют в проектной деятельности (рисунок 1). Выполнение проекта связано с необходимостью работать с информацией различного вида: это может быть тестовая информация, таблицы, часто требуется подготовка презентационных материалов и буклетов, графической и видеоинформации и использование различных телекоммуникационных систем для организации обмена информацией и удаленного взаимодействия. Для этих целей используется прикладное программное обеспечение, прежде всего офисный пакет MS Office, возможно применение настольных издательских систем, графических и видео редакторов, телекоммуникационные системы (электронной почты, Skype, облачных сервисов, социальных сетей и т.д.). Для поиска информации используют поисковые системы (www.yandex.ru, www.google.com, mail.ru и др.), электронные библиотечные системы и информационные справочные системы, а также открытые информационные ресурсы (базы данных и базы знаний). Кроме того, в проектной деятельности используется отдельный вид программного обеспечения – это системы управления проектами. 4 Рисунок 1 – Использование информационных технологий в проектной деятельности Система управления проектами – это комплексное программное обеспечение для планирования, совместной работы, управления и документирования проектов, которое позволяет автоматизировать процессы управления проектами. Появление подобных систем способствовало преобразованию искусства управления проектами в науку, в которой имеются четкие стандарты, методы и технологии. Применение этих технологий способствует своевременной реализации проектов в рамках выделенного бюджета и с требуемым качеством. Примером системы управления проектом является пакет MS Project (разработчик фирма Microsoft). Этот пакет используют для планирования своих проектов около 3 миллионов людей. Его стандартный офисный интерфейс позволяет быстро освоить продукт. В состав входит Microsoft Project Central – приложение для совместного управления проектами с помощью средств WEB, которое позволяет организовать двухсторонний обмен данными между всеми участниками проекта, а также предоставления информации лицам у которых не установлен Microsoft Project 2000. К примеру, поддерживается обмен информацией с Outlook, в результате менеджер проекта имеет возможность передать исполнителям данные о задачах, которые необходимо выполнить, а те, в свою очередь, могут информировать его обо всех изменениях в рабочем календаре. Кроме того, пользователи MS Outlook 2000 имеют возможность просматривать всю проектную информацию из этого приложения. 5 Системы управления проектами используются для решения следующих задач:  описания состава и характеристик работ, ресурсов, затрат и доходов проекта;  составления расписания выполнения работ проекта с учетом всех имеющихся ограничений; расчета бюджета проекта;  расчета распределения во времени потребности проекта в основных материалах и оборудовании;  определения оптимального состава ресурсов проекта;  учета и анализа исполнения проекта;  ведения архива проекта и получения необходимой отчетности. 2. Мировые информационные ресурсы и Интернет Сегодня мы привыкли к тому, что любая информация находится на расстоянии «одного щелчка мыши» или клика клавиатуры. Если раньше главным источником информации для человека было живое общение и книги, то теперь информационные ресурсы Интернета позволяют быстро получить нужную информацию. Сложно представить, но в 1992 году аудитория Интернета составляла всего 100 человек, которые обладали специальными навыками. Сейчас доступ к Сети имеют более 40% жителей Земли и количество подключений ежегодно растет примерно на 7-8%. Выйдя за рамки науки, Интернет стал частью повседневной жизни, частью мировой культуры, новым параллельным измерением жизни общества. Интернет имеет свои законы и нормы, утверждѐнные на государственном уровне. Он даѐт знания, работу, общение, развлечения всем пользователям. По данным исследования, опубликованного компанией Яндекс в 2015 году 72,3 миллиона россиян (62% совершеннолетнего населения страны) пользуются интернетом хотя бы раз в месяц, а почти 60 миллионов человек выходили в сеть ежедневно. 59% организаций, зарегистрированных в Справочнике Яндекс.Карт, указали, что у них есть свой сайт. В России более 4,5 тысячи активных интернет-изданий СМИ. Покупка товаров через интернет становится всѐ более привычной. Количество интернет-покупателей среди всех пользователей интернета за год выросло во всех регионах России. Каждый второй активный онлайн-покупатель за последний год совершал хотя бы одну покупку в зарубежных интернет-магазинах. Чаще всего – в Китае. Интернет и коммуникационные технологии изменили общество (рисунок 2), сегодня выделяют досетевую и сетевую эпохи (или эпоху Интернет). Впервые идею о том, что любые два человека в мире могут быть соединены последовательностью личных контактов и что эта цепочка в большинстве случаев будет составлена из определенного числа (а именно – из пяти) человек или шести рукопожатий, сформулировал венгерский писатель Фридеш Каринти. Его рассказ, написанный в 1929 году, так и назывался: 6 «Звенья цепи». В рассказе шла речь о некой игре, мысленном эксперименте, имевшем целью доказать, что население Земли куда ближе друг к другу, чем принято считать. Выглядело это так: называли любого человека, знаменитого или неизвестного, из числа 1,5 млрд жителей Земли начала XX века, – и нужно было построить цепочку не более чем из пяти человек, соединяющих игрока с этим человеком. Рисунок 2 – Интернет и коммуникационные технологии меняют общество Эта теория получила название «Шесть рукопожатий до королевы Елизаветы» и была доказана в 1967 году. Тогда американский социальный психолог Стенли Милгрэм разослал 300 конвертов выбранным случайным образом жителям США с просьбой перенаправить конверт одному и тому же человеку, проживающему в Бостоне. Единственным условием было передавать посылку только через знакомых. По результатам эксперимента выяснилось, что каждая посылка прошла в среднем через 5 пар рук, то есть преодолела «6 рукопожатий». Исследования, проведенные недавно в социальных сетях, показали, что правило изменилось и превратилось в правило «четырех рукопожатий». Кроме того, если в досетевую эпоху круг постоянного общения среднего человека составлял 7 друзей и общение происходило только «в живую», то среднее количество друзей у пользователя социальных сетей сегодня составляет 190 человек и только 60% времени люди общаются «в живую», а 40% – онлайн. Следует отметить, что исключительная роль информации в современном мире, которая привела к пониманию информации как ресурса, столь же необходимого и важного, как энергетические, сырьевые, финансовые и другие ресурсы, сделала информацию предметом купли - продажи, т.е. 7 информационным продуктом, который наравне с информацией, составляющей общественное достояние, образует информационный ресурс общества. Рассмотрим понятие информационного ресурса: информационные ресурсы достаточно широкое понятие, наиболее часто используется его следующие варианты:  информационные ресурсы как совокупность данных, организованных для эффективного получения достоверной информации, – это наиболее распространенное и широкое понимание информационных ресурсов;  информационные ресурсы как документы, которые хранятся в архивах, библиотеках, базах данных и других информационных системах, – это наиболее официальное «юридическое» определение информационных ресурсов;  информационные ресурсы как продукт интеллектуальной деятельности наиболее квалифицированной и творчески активной части населения – это определение отражает вопросы авторства информационных ресурсов. Все мировые информационные ресурсы по сфере применения можно разделить на три отдельных категории:  сектор деловой информации – это биржевая и финансовая информация, статистическая информация, коммерческая информация, деловые новости в области экономики и бизнеса и т.д.;  сектор научно-технической и специальной информации – это документальная библиографическая, реферативная и полнотекстовая информация о фундаментальных и прикладных исследованиях, а также профессиональная информация для юристов, врачей, инженеров и других специалистов. Именно с этой информацией вы будите работать на протяжении всего периода обучения в университете;  сектор массовой потребительской информации – это новости и справочная информация, потребительская и развлекательная информация (погода, расписание транспорта, покупки и продажи и тому подобная информация). Информация такого рода относится имеет наиболее широкий круг пользователей. Востребованность общества в информационных ресурсах сформировала международный информационный бизнес, сферу предпринимательской деятельности на мировом рынке, связанную с производством, распространением и использованием информационных ресурсов, систем, технологий и средств их обеспечения, а также предоставлением информационных услуг. Среди мировых информационных корпораций особое место занимают следующие компании: Dun & Bradstreet, Gale Research Inc, Questel-Orbit, LexisNexis. Компания Dun & Bradstreet основана в 1841 году и является абсолютным мировым лидером в области сбора и обработки информации о юридических лицах. Такие организации как ООН и Европейская Комиссия признали D&B официальным поставщиком информации. Во многих странах 8 данные D&B официально используются для мониторинга текущего состояния различных показателей экономики, оценки последствий кризисов и стихийных бедствий. База данных D&B не имеет аналогов по объему (220 млн. компаний), основана на уникальной технологии стандартизации и проверки данных, а также на собственной глобальной системе идентификации бизнесов (DUNS номер). В США присвоение DUNS номера является обязательным условием при регистрации юридического лица. Ориентироваться в гигантском объеме мировых информационных ресурсов позволяет популярное во всем мире справочное издание Gale Directory of Database (www.gale.com) основанное в 1993г. фирмой Gale Research, Inc. Данное справочное издание является справочником профессиональных БД. Этот справочник выходит два раза в год и содержит список всех онлайновых и распространяемых на CD и DVD дисках баз данных, а также основные показатели развития информационной индустрии. Questel-Orbit – компания, занимающаяся информацией, связанной с интеллектуальной собственностью. Объединяет около 100 баз данных, предназначенных специалистам в области патентоведения, дизайнерам и широкому кругу исследователей. Основная патентная база FamPat содержит данные 95 патентных ведомств всех регионов мира, все патенты объединены в семьи по тематическому признаку. База включает не только зарегистрированные патенты, но и документы от стадии заявки до регистрации. Развитые сервисы включают модули аналитики. Lexis-Nexis – американская компания, работающая в сфере информационных услуг (предоставление онлайн-доступа к многоотраслевым базам данных). Была основана в 1977 году. Основные ресурсы – база правовой информации Lexis.com и база новостной и бизнес-информации Nexis.com. Считается крупнейшей в мире онлайн-библиотекой юридической, архивной и деловой информации. Так как информация является ценным ресурсом, то она может выступать в качестве товара. В качестве товара информация не может отчуждаться подобно материальной продукции, еѐ купля-продажа имеет условное значение. Переходя к покупателю, она остается и у продавца, то есть она не исчезает в процессе потребления. Становление и развитие информационного сектора, движение многих видов информации в качестве товара повлияло на формирование особого рынка – рынка информации. Необходимо помнить, что в большинстве случаев информация защищается авторским правом. В России действует Федеральный закон № 187, регламентирующий вопросы защиты интеллектуальных прав в информационнотелекоммуникационных сетях. Этот закон также известен как «Антипиратский закон», он дает возможность блокировки сайтов, содержащих нелицензионный контент, по требованию правообладателя. Понятие интеллектуальной собственности основано на том, что право определять формы, способы и технологии ее распространения и использования принадлежит ее обладателю. Предоставление прав на интеллектуальную 9 собственность третьим лицам и уведомление об этом регулируется соответствующими лицензиями или документами, дающими право на выполнение определенных действий. Вы должны помнить, что, работая с информацией, необходимо соблюдать авторские права! В настоящее время все большее распространение получают свободно распространяемые программные продукты. Свободное программное обеспечение (СПО) – это программное обеспечение, в отношении которого пользователь получает права на неограниченную установку, запуск, а также использование, изучение, распространение и изменение (совершенствование). Свободное программное обеспечение, как правило, выпускается под свободной лицензией. Свободная лицензия – это лицензионный договор, в котором содержатся условия и разрешения пользователю от правообладателя на конкретный перечень способов использования его произведения. Примерами свободных лицензий являются BSD, GNU GPL и другие. Свободная лицензия может позволять:  использовать произведение в любых целях, изучать его;  создавать и распространять копии произведения;  вносить в произведение изменения;  публиковать и распространять изменѐнные производные произведения. В случае отсутствия специальной лицензии все виды использования произведения запрещены авторским правом. Однако свободные лицензии для свободного программного обеспечения не подходят для распространения электронного контента в сфере образования и науки. В результате появилось семейство лицензий Creative Commons (CC), которое позволяет осуществлять простое, открытое, бесплатное, легальное и прозрачное распространение результатов интеллектуальной деятельности в упомянутых ранее областях. Условия лицензии Creative Commons складываются из комбинации «элементов лицензии», каждый из которых имеет своѐ графическое обозначение. Выделяют следующие элементы лицензии Creative Commons, представленные в таблице 1. Таблица 1 – Элементы лицензии Creative Commons Обозначение Краткое название Возможности использования Разрешает копировать, распространять, Attribution (BY) – воспроизводить, исполнять и с указанием перерабатывать произведение, авторства защищенное авторскими правами, при условии указания автора произведения. Разрешает копировать, распространять, Noncommercial воспроизводить, исполнять и (NC) – перерабатывать в некоммерческих целях. некоммерческое Запрещается использование произведения использование в целях извлечения прибыли. 10 Продолжение таблицы 2.1 Обозначение Краткое название Возможности использования No Derivative Разрешает копировать, распространять, Works (ND) – без воспроизводить и исполнять только права переработки неизмененные копии. Производные работы обязательно Share-alike (SA) – должны распространяться на условиях с сохранением такой же лицензии, как и у условий оригинального произведения. Разрешение любых изменений и использования материала в некоммерческих целях; обязательны указание имени автора и лицензирование производных работ на условиях такой же лицензии, как и у оригинального произведения. Разрешение свободного доступа к материалам без права внесения в них каких-либо изменений при условии указания автора. 3. Информационное пространство проекта на примере проекта «Обучение в вузе» Информационное пространство – это совокупность объектов, вступающих друг с другом в информационное взаимодействие, а также сами технологии и инфраструктуру, обеспечивающие это взаимодействие. Таким образом, информационное пространство образуют информационные ресурсы, средства информационного взаимодействия и информационная инфраструктура. Очевидно, что для успешной реализации любого проекта, с одной стороны, необходимы информационные ресурсы, а с другой стороны, требуется эффективно организовать информационное взаимодействие (информационные коммуникации) между всеми участниками проекта. Оба эти аспекта вместе и образуют информационное пространство проекта (рисунок 3). Рисунок 3 – Информационное пространство проекта 11 Необходимо помнить, что количество каналов коммуникации растет пропорционально количеству участников проекта (рисунок 4). Рисунок 4 – Информационные коммуникации Количество каналов коммуникации определяется по формуле: n(n-1)/2, то есть если для двух участников проекта достаточно одного коммуникационного канала, то для трех участников необходимо уже три канала, а для шести участников необходимо уже 15 коммуникационных каналов. Обучение в университете является своего рода проектом, так как соответствует всем пяти признакам проекта. Во-первых, присутствует направленность на достижение конкретных целей: в университет приходят, чтобы получить высшее образование, кто-то ставит цель окончить университет с красным дипломом. Второй признак – это координированное выполнение взаимосвязанных элементарных работ. В процессе обучения необходимо последовательно изучить ряд дисциплин, прослушав все лекции, выполнив все практические и лабораторные работы, сдать зачет или экзамен, после чего приступить к изучению следующих дисциплин, в определенное время необходимо проходить практику, сдавать государственные экзамены, писать выпускную квалификационную работу и защищать еѐ. Третий признак – ограниченность ресурсов, в том числе временного. Обучение в университете длится вполне определенный промежуток времени и соответствует этому признаку. Четвертый признак – неповторимость и уникальность, также присутствует, так как каждый студент неповторим и уникален и личная траектория обучения, личные достижения неповторимы и уникальны. И, наконец, пятый признак – команда и структура проекта. Этот признак тоже выполняется, так как команду проекта образуют обучающиеся, преподаватели, администрация университета и так далее. Таким образом, обучение в университете – это проект! Рассмотрим информационное пространство проекта на основе проекта обучение в университете. Основой информационного пространства университета является электронная информационно-образовательная среда (ЭИОС) – совокупность электронных информационных ресурсов, электронных образовательных ресурсов и информационных систем и телекоммуникационных технологий. 12 Элементы ЭИОС СибГИУ с доступом через Интернет-браузер:  web-портал СибГИУ – это официальный интернет сайт университета является средством информирования всех заинтересованных лиц о деятельности университета и обеспечивает информационную открытость организации;  электронные библиотечные системы – это электронная библиотека НТБ СибГИУ (научно-техническая библиотека СибГИУ), электронный каталог НТБ, электронные библиотечные системы (Книгофонд, Лань и другие);  система управления обучением «Moodle» – обеспечивает реализацию учебного процесса с использованием электронного обучения (ЭО) и дистанционных образовательных технологий (ДОТ). Система управления обучением «Moodle» обеспечивает доступ к электронным курсам, фиксирует ход учебного процесса с сохранением всех достижений студентов, предоставляет возможность для взаимодействия всех участников учебного процесса, независимо от их местонахождения;  информационная система «Портфолио СибГИУ» обеспечивает накопление, систематизацию и учет комплекта электронных документов, характеризующих индивидуальные достижения студента по следующим направлениям деятельности: учебная деятельность по образовательной программе, прочие образовательные достижения, научно-исследовательская деятельность, общественная деятельность, культурно-творческая и спортивная деятельность;  модуль «Электронные ведомости» программного комплекса автоматизации управления учебным процессом позволяет получить доступ к текущим результатам обучения с web-портала СибГИУ;  портал «УМО ООП» – предназначен для размещения следующих документов: образовательных стандартов; основных образовательных программ (ООП); приложений к ООП;  система контроля заимствований «РУКОНТЕКСТ» используется при проверке выпускных квалификационных и других работ студента. Официальный интернет сайт (http://www.sibsiu.ru) обеспечивает единую точку входа в ЭИОС университета (рисунок 5). Ключевые компоненты ЭИОС доступны на портале СибГИУ через меню «Студенту», где есть ссылки для перехода к основным элементам электронной информационно-образовательной среды. После нажатия по ссылке «Система управления обучением Moodle» с сайта СибГИУ будет загружена страница, с которой возможен переход к основной системе управления обучением «Moodle» СибГИУ (СУО «Moodle»), расположенной в правой части сайта (рисунок 6). После перехода открывается главная страница СУО «Moodle», на которой доступны справочные материалы, для просмотра которых не требуется авторизации, а достаточно лишь гостевого доступа. 13 Рисунок 5 – Официальный интернет сайт СибГИУ Рисунок 6 – Результат перехода по ссылке «Система управления обучением Moodle» Авторизация в системе возможна с помощью ссылки «Вход», расположенной в правой верхней части сайта или в низу страницы по центру (рисунок 7). 14 Рисунок 7 – Главная страница СУО «Moodle» Для входа на сайт необходимо на странице авторизации ввести собственные логин и пароль, которые можно получить в отделе информационных технологий и электронного обучения (рисунок 8). Рисунок 8 – Авторизация пользователя в СУО «Moodle» 15 После авторизации в СУО «Moodle» на главной странице отобразится список личных электронных курсов. Также будет доступен блок обмена сообщениями, через который можно осуществлять взаимодействие с преподавателями и задать те или иные интересующие вопросы (рисунок 9). Рисунок 9 – Главная страница зарегистрированного пользователя в СУО «Moodle» Каждой дисциплине, которая изучается соответствует электронный курс в системе управления обучением «Moodle». Электронный курс используется в дополнение к основному традиционному учебному процессу для решения следующих задач:  организация самостоятельной работы обучающихся в электронной среде (электронные материалы для самоподготовки, подготовка к лабораторным работам с использованием виртуальных лабораторных комплексов, самотестирование и др.);  проведение консультаций с использованием форумов, системы личных сообщений и других инструментов, т.е. дополнительные коммуникационные каналы между всеми участниками образовательного процесса;  организация текущего и промежуточного контроля знаний обучающихся;  организация научно-исследовательской работы и проектной работы студентов в электронной среде. В каждом электронном курсе СУО «Moodle» можно задать вопросы преподавателю в форуме для консультирования студентов. Новостной форум содержит важные сообщения о каких-либо событиях, происходящих в курсе (рисунок 10). 16 Рисунок 10 – Ссылки на форумы с электроном курсе СУО «Moodle» Помимо этого в электронном курсе доступны различные учебные материалы, такие как конспект лекций, методические указания и другое (рисунок 11), а также набор определенных заданий и тестов, которые необходимо выполнить. Рисунок 11 – Блок учебного материала и самостоятельной работы в электронном курсе СУО «Moodle» 17 Электронные курсы в СУО «Moodle» интегрированы с электроннобиблиотечной системой (ЭБС) вуза. В большинстве курсов есть раздел «Электронные образовательные ресурсы», который содержит набор гиперссылок, связанных с ЭБС вуза (рисунок 12). Рисунок 12 – Пример ссылок на ЭБС в электронном курсе СУО «Moodle» Формирование собственного электронного портфолио возможно с помощью информационной системы, которая интегрирована в СУО «Moodle». Цель портфолио − накопление индивидуальных образовательных, профессиональных, творческих и личных достижений. Портфолио студента включает следующие категории: − учебная деятельность по ООП; − научно-исследовательская деятельность; − прочие образовательные достижения; − общественная деятельность; − культурно-творческая деятельность; − спортивная деятельность. Основные принципы работы в портфолио: − студенты могут создавать заявки на добавление, изменение и удаление файлов в своем портфолио; − модераторы подтверждают или отклоняют заявки студентов. Модератор занимается контролем за ведением портфолио студентами. Категория «Учебная деятельность по ООП» формируется автоматически. В ней хранятся все выполненные студентами курсовые работы, практические задания, рефераты и иные файлы, связанные с учебной деятельностью студента, а также завершенные тесты. Кроме того здесь размещены отзывы преподавателей и итоговые оценки за выполненные работы. Вся информация автоматически загружается из системы «Moodle». 18 В этой категории есть ссылка для перехода к электронным ведомостям, размещенным на web-портале СибГИУ. Открывается страница с результатами обучения конкретного студента. Доступ в портфолио осуществляется с главной страницы авторизованного пользователя СУО «Moodle» (рисунок 13). Рисунок 13 – Ссылка на информационную систему «Портфолио СибГИУ» на главной странице авторизованного пользователя СУО «Moodle» После перехода по ссылке «Мое портфолио» будет загружена главная страница профиля портфолио, на которой представлены группа, направление подготовки и форма обучения, а также список категорий с отображением количества файлов в каждой (рисунок 14). Рисунок 14 – Главная страница информационной системы «Портфолио СибГИУ» 19 В категории «Учебная деятельность по ООП» хранятся все выполненные работы, а также представлена гиперссылка «Электронные ведомости» (рисунок 15). Рисунок 15 – Страница «Учебная деятельность по ООП» информационной системы «Портфолио СибГИУ» После перехода по ссылке «Электронные ведомости» отобразятся результаты обучения конкретного студента (рисунок 16). Вместо ФИО видно номер зачетки. Информационная система «Электронная ведомость» интегрирована с СУО «Moodle»: в системе можно авторизоваться, используя логин и пароль из «Moodle». Рисунок 16 – Результат перехода к электронным ведомостям по ссылке «Успеваемость» из информационной системы «Портфолио СибГИУ» 20 Если перейти к системе «Электронные ведомости» с сайта СибГИУ по ссылке «Успеваемость», то отобразится форма выбора института, группы, учебного года и семестра (рисунок 16). После установки всех параметров будет загружен список дисциплин конкретной группы на заданное время обучения. При нажатии по дисциплине будет представлена ведомость учета успеваемости студентов по рейтингу, в которой хранятся итоговые оценки. Рисунок 17 – Результат перехода к электронным ведомостям с сайта СибГИУ по ссылке «Успеваемость» После перехода с главной страницы официального интернет сайта университета по ссылке «Портал УМО ООП» отобразится страница портала «Учебно-методическое обеспечение ООП» (рисунок 18). На первом шаге необходимо выбрать форму обучения. Рисунок 18 – Результат перехода к порталу УМО ООП с главной страницы официального интернет сайта университета 21 На втором шаге осуществляется выбор направления подготовки (рисунок 19). Рисунок 19 – Выбор направления подготовки В результате отобразится страница с набором документов для выбранного направления подготовки (рисунок 20). Рисунок 20 – Загрузка документов с портала «УМО ООП» В случае перехода с сайта СибГИУ по ссылке «Научно-техническая библиотека» отобразится главная страница библиотеки СибГИУ (рисунок 21). С этой странице организована возможность перехода к электронному каталогу, электронной библиотеке и учебным изданиям СибГИУ, а также к электронным 22 библиотечным системам, к которым организован доступ для студентов СибГИУ. Рисунок 21 – Главная страница портала научно-технической библиотеки 4. Сайт НТБ – универсальный информационный портал Научно-техническая библиотека СибГИУ – одна из крупнейших вузовских библиотек Кузбасса, основана в 1930 г. одновременно с вузом на базе библиотеки Томского технологического института. Главное назначение библиотеки – удовлетворение информационных потребностей студентов, аспирантов, преподавателей, ученых; обеспечение эффективного доступа к информации. Сайт научно-технической библиотеки – это универсальный информационный портал и единая точка доступа к научно-образовательным ресурсам университета, удаленным электронно-библиотечным системам и мировым информационным ресурсам. Сайт предоставляет пользователям средства навигации и поиска, множество структурированных ссылок к библиографической, фактографической информации, к полнотекстовым документам. Основные разделы сайта: Электронный каталог; Электронная библиотека; Ресурсы; Интернет-ресурсы; Виртуальные выставки; Обучающий курс и др. Реализация профессионально-образовательных программ в университете требует от студентов навыков самостоятельной работы, способности получать, анализировать и использовать информацию, необходимую для выполнения конкретных задач в учебной, научной и проектной деятельности. Библиотека берет на себя важную роль посредника при поиске в огромном информационном пространстве и помогает пользователям: 23  научиться ориентироваться в информационных ресурсах;  осуществлять поиск с помощью информационных технологий;  освоить методику оформления учебной и научно-исследовательской работы (реферата, курсовой и выпускной квалификационной работы). Алгоритм информационного поиска включает три основных этапа: 1. Определение целей и задач информационного поиска. 2. Формирование информационного запроса: определение предметной рубрики и/или ключевых слов. 3. Уточнение поискового запроса: целенаправленное ограничение по виду изданий (книги, статьи и т.д.), языку публикаций, по географическим и хронологическим рамкам поиска. Для поиска информации научно-техническая библиотека СибГИУ предоставляет следующие библиографические и полнотекстовые ресурсы:  Электронный каталог;  Электронная библиотека;  Интернет-ресурсы. Электронный каталог – это информационно-поисковая система, содержащая информацию обо всех документах, имеющихся в фонде библиотеки. Каталог обеспечивает доступ к ресурсам не только читателям библиотеки, но и удаленным пользователям. Электронная библиотека – распределенная информационная система, позволяющая надежно хранить и эффективно использовать разнородные коллекции электронных документов локального и удаленного доступа в режиме 24/7. Интернет-ресурсы – совокупность интегрированных программноаппаратных и технических средств, а также информации, предназначенной для публикации в сети Интернет и отображаемой в определенной текстовой, графической или звуковой формах. Свою задачу при работе с Интернетресурсами библиотеки видят в том, чтобы отбирать наиболее ценные с точки зрения своих пользователей ресурсы и обеспечивать к ним удобный доступ. Научно-техническая библиотека СибГИУ предоставляет пользователям электронный каталог нового поколения (http://libr.sibsiu.ru) (рисунок 22). Социальный OPAC создан и развивается в соответствии с философией web 2.0, в основе которой лежит не информация, а люди, их взаимодействие и коммуникации. Электронный каталог открыт для всех в режиме 24/7. Пользователь легко находит нужную информацию об изданиях, используя в первую очередь быстрый поиск. Поисковое окно работает как в Google: угадывая запрос, исправляя ошибки и предлагая подсказки. Опция «Мобильная версия» служит для выхода на электронный каталог с мобильных устройств. Имеется интеграция с Google Books и Google Analytics. В электронном каталоге читатели узнают, доступны ли книги и в каком зале они выдаются, могут разместить запросы на уже выданные издания и продлить срок пользования книгами в Личном кабинете. Активные пользователи могут добавлять к записям изданий личные комментарии, 24 используя отзывы, рейтинги, социальные теги; получать по RSS-подписке сведения о новых поступлениях; делиться информацией в социальных сетях и т. д. Каталог поддерживает ранжирование и различные виды сортировки, предоставляет фильтры и фасеты – удобные инструменты для уточнения запроса; позволяет создавать списки отобранных документов. Рисунок 22 – Электронный каталог После регистрации в БД «Читатель» и оформления читательского билета пользователь получает доступ к Личному кабинету, который является частью электронного каталога и включает имя пользователя, контактную информацию, сведения о книговыдаче, запросы и списки читателя и т.д. Вход в Личный кабинет возможен только после авторизации, для этого необходимо ввести (рисунок 23):  логин (штрих-код читательского билета);  пароль (по умолчанию, дата рождения в формате ддммгг). Раздел «Книговыдача» содержит информацию о выданных экземплярах и сроках их возврата, позволяет продлить книги. Вкладка «Запросы» отображает запрошенные пользователем экземпляры и место запроса в очереди. Вкладка «Блоки» включает сведения о блоках, ограничивающих активность читателя. 25 Рисунок 23 – Личный кабинет читателя В случае утери читательского билета пользователь может самостоятельно заблокировать книговыдачу, кликнув ссылку «Я потерял читательский билет». Для получения предупреждений об окончании срока пользования изданиями, извещений о задолженности и других сообщений по электронной почте, читателю необходимо внести свой e-mail в раздел «Контакт». В электронном каталоге три вида поиска: быстрый, расширенный и поиск по заголовку. Быстрый поиск дает возможность осуществить поиск по всем полям записей электронного каталога, набирая любые термины (ФИО автора, заглавие, ключевые слова, год издания и т.д.) в одной поисковой строке. Если поиск не дал результатов, необходимо выбрать другие термины для запроса и осуществить его повторно. Расширенный поиск позволяет:  искать по терминам, используя категории Автор, Заглавие, Предмет и другие;  выбирать способ поиска, используя логические операции: все слова, точная фраза, любое слово, исключая слова;  применять фильтры для ограничения результатов поиска. Поиск по заголовку предоставляет пользователю возможность осуществить поиск по категориям Автор, Заглавие, Предмет и получить список терминов-ссылок для перехода к библиографическим записям электронного каталога. 26 В электронном каталоге возможен доступ к электронным версиям изданий СибГИУ: учебникам, методическим указаниям, материалам конференций, монографиям и др. Свободный доступ к полнотекстовым ресурсам организован внутри корпоративной сети университета, для внешнего доступа необходима авторизация по штрих-коду читательского билета и паролю. Пользователь имеет возможность управлять результатами поиска: просмотреть, отсортировать и отобрать необходимые документы, сохранить записи, создать список литературы. Для сортировки отобранных документов в выпадающем меню окна «Сортировка» необходимо выбрать вид сортировки по: релевантности (степени соответствия поисковому запросу); последним созданным записям в Электронном каталоге, автору, заглавию, дате публикации, расстановочному шифру. Для быстрой фильтрации результатов поиска можно использовать фасетный блок. Фасеты – это гиперссылки, которые позволят уточнить поиск по различным категориям, таким как автор, местоположение, тип издания, предмет и др. Для просмотра подробной информации об издании необходимо кликнуть по заголовку, появится экран «Информация об издании». Кликнув имя автора, можно просмотреть весь список изданий этого автора. Для размещения запроса на выданное издание (количество и место хранения доступных экземпляров указано под заглавием издания) используется кнопка «Запрос». Для дальнейшей работы с найденной информацией и создания списка литературы используется Корзина (рисунок 24). Отбор необходимых записей в Корзину осуществляется с помощью кнопки «Добавить в Корзину». Добавленные записи будут храниться в течение рабочей сессии. Экран Корзины включает разделы: Библиографические записи; Записи холдинга (периодические издания); Экземпляры. При работе с Корзиной предоставляются следующие возможности:  удаление записей из Корзины;  отправка библиографической информации из Корзины себе или комуто другому по е-mail;  создание библиографического списка. Список, сформированный согласно требованиям ГОСТ 7.1-2003, можно сохранить как текстовый документ или отправить по электронной почте. При затруднениях в процессе поиска информации можно использовать встроенную справочную службу «Помощь». В электронном каталоге отражена информация не только о книгах и журналах, имеющихся в библиотеке, но и о статьях из периодических изданий. БД «Статьи» содержит информацию о публикациях в журналах технического, гуманитарного и социально-экономического профиля, входящих в состав фонда периодических изданий научно-технической библиотеки. 27 Пользователь получает информацию в виде библиографической записи, в которой представлены следующие сведения: автор, заглавие статьи, аннотация, ключевые слова, название источника, год публикации и т.д. Рисунок 24 – Корзина Научно-техническая библиотека СибГИУ принимает участие во всероссийском проекте МАРС (Межрегиональная Аналитическая Роспись Статей). Проект существует с 2001 года и в настоящее время объединяет 233 библиотеки, которые общими усилиями создают сводную базу данных, содержащую полную аналитическую роспись более 2000 российских журналов. Участие в проекте позволяет читателям ознакомиться с содержанием журналов, которые не выписывает библиотека. Библиографические сведения представлены по всем отраслям знаний: экономике, социологии, истории, философии, психологии, математике, естественным и прикладным наукам, технике. Доступ к базе данных МАРС предоставляется в локальной сети библиотеки. Библиографические базы данных не содержат полных текстов статей. 5. Информационные ресурсы НТБ СибГИУ Основная составляющая информационных ресурсов НТБ СибГИУ – это электронная библиотека (http://library.sibsiu.ru) (рисунок 25). Электронная библиотека – это организованная совокупность библиографических, реферативных и полнотекстовых электронных ресурсов, обеспечивающих комплексную информационную поддержку образовательного процесса и научных исследований университета. 28 Рисунок 25  Электронная библиотека университета Фонд электронных ресурсов включает:  полнотекстовые коллекции собственной генерации: учебные издания, научные издания и публикации университета;  внешние библиографические и полнотекстовые ресурсы. В электронной библиотеке предусмотрено три вида доступа к ресурсам:  открытый доступ в локальной сети НТБ;  доступ в корпоративной сети университета;  удаленный доступ (свободный или авторизированный). Полнотекстовые ресурсы это:  коллекции изданий СибГИУ (учебные издания, учебно-методические комплексы, научные издания и публикации);  электронные библиотеки организованного доступа (электроннобиблиотечные и информационно-справочные системы);  фонд компакт дисков. Коллекции электронных версий изданий СибГИУ содержат: а) учебные издания: 1) учебные и методические издания; 2) электронные учебно-методические комплексы (ЭУМК); 3) учебные программы; б) выпускные квалификационные работы; в) научные издания и публикации: 1) монографии; 29 2) авторефераты диссертаций; 3) научные журналы, сборники трудов, материалы конференций; 4) статьи преподавателей, аспирантов, студентов; 5) справочники «Научные школы СибГИУ». Свободный доступ к электронным изданиям СибГИУ организован внутри корпоративной сети университета. Для внешнего доступа необходима авторизация по штрих-коду читательского билета и паролю. Электронно-библиотечная система  это обязательный элемент библиотечно-информационного обеспечения вузов, предусмотренный федеральными государственными образовательными стандартами высшего образования России. Электронно-библиотечные системы (ЭБС) – это коллекции электронных версий учебных, учебно-методических, научных изданий, журналов, статей, сгруппированных по тематическим разделам. Электроннобиблиотечные системы предоставляют пользователям систему поиска и отбора документов с удобной навигацией, создание закладок, формирование виртуальных книжных полок, постраничное копирование, конспектирование, цитирование и другие сервисы для успешной учебы и проектноисследовательской деятельности студентов. ЭБС «Консультант студента. Электронная библиотека технического вуза» http://www.studentlibrary.ru – многопрофильный ресурс учебной, научной литературы по всем отраслям знаний ведущих российских издательств с доступом по сети Интернет. ЭБС «Издательство «Лань» http://e.lanbook.com предоставляет доступ к учебным и научным изданиям раздела «Инженерно-технические науки», периодическим изданиям, классическим трудам по истории, философии, социологии, экономике, праву, психологии, педагогике, художественной российской и зарубежной литературе. ЭБС «КнигаФонд» http://www.knigafund.ru включает широкий спектр учебных и научных материалов по гуманитарным и техническим наукам: лекции, монографии, учебники и учебные пособия, учебно-методический материал, сборники статей. Для работы в электронной библиотечной системе пользователям необходимо пройти регистрацию в корпоративной сети университета. В дальнейшем возможен удаленный доступ по сети Интернет после авторизации по логину и паролю. Научная электронная библиотека eLibrary.ru (НЭБ eLibrary.ru) – крупнейший российский информационно-аналитический портал в области науки, технологии и образования, содержащий более 20 млн. научных статей и публикаций, полнотекстовые версии 8 тысяч отечественных и зарубежных научных журналов. Перечень основных разделов для группы пользователей «Читатели»:  Каталог журналов;  Авторский указатель; 30  Полнотекстовый поиск;  Тематический рубрикатор;  Предметный указатель;  Новые поступления;  Новые журналы. Пользователям университета доступны по подписке 100 российских журналов в электронном виде. Свыше 2800 российских научных журналов размещены в открытом доступе. Для входа в НЭБ eLibrary.ru необходимо заполнить регистрационную анкету. Зарегистрированные пользователи получают возможность создавать персональные подборки журналов, статей, сохранять историю поисковых запросов, настраивать панель навигатора и т.д. За последние годы справочно-правовые системы прочно вошли в информационный оборот. Постоянными потребителями правовой информации являются не только специалисты предприятий и организаций, но и научные сотрудники, преподаватели, студенты вузов. Всем им нужна полная, актуальная и достоверная информация о действующем законодательстве, правилах его применения и готовящихся поправках. Справочно-правовая система «КонсультантПлюс» является самым популярным источником правовой информации (по исследованию ВЦИОМ 2015 г.). В СПС «КонсультантПлюс» общее количество документов превысило 4 миллиона. Предоставляется доступ к следующим разделам: Законодательство (Российское законодательство версия Проф, Эксперт-приложение, Решения госорганов по спорным вопросам, Документы СССР, города Южного Кузбасса, Кемеровская область), Судебная практика, Финансовые и кадровые консультации, Комментарии законодательства, Формы документов, Технические нормы и правила. Доступ к ресурсам СПС «КонсультантПлюс» возможен только на компьютерах локальной сети библиотеки. ИПО «Гарант» – это ежедневно обновляемый банк правовой информации с возможностями поиска, комплексного анализа правовой ситуации и контроля изменений в законодательстве. Доступ к ИПО «Гарант» возможен в компьютерных классах университета. Информационная справочная система «ТехЭксперт» предоставляет пользователям: технические регламенты России и Таможенного союза, включая проекты; государственные стандарты (ГОСТ, ГОСТ Р); специализированные периодические издания; образцы и формы отраслевых документов. Доступ к ресурсам ИСС «Техэксперт» возможен в корпоративной сети университета. Третья составляющая информационного обеспечения пользователей – это Интернет-ресурсы образовательного и научного характера. Поиск информации в Интернете является самым простым и быстрым. Однако сам факт хранения в Интернете огромного пласта знаний не является свидетельством его качества. Проблема заключается в умении найти нужную и достоверную информацию. 31 В помощь пользователям на сайте библиотеки предоставляются полезные ссылки на научно-образовательные Интернет-ресурсы открытого доступа. В разделе «Интернет-ресуры» отражены:  каталоги ведущих российских и зарубежных информационных центров и библиотек: РГБ, РНБ, ГПНТБ России, ГПНТБ СО РАН, Library of Congress и др.;  электронные библиотеки, информационные порталы, универсальные и тематические ЭБ, справочные и научные ресурсы. В разделе «Исследователю» рекомендованы ссылки в помощь начинающим исследователям:  Президент России – молодым ученым и специалистам;  Фонд развития промышленности;  Наука и технологии в России;  Интернет-портал RSCI.RU. Фонды, гранты, конкурсы;  Кузбасский технопарк и т.д. 6. Оформление результатов поиска информации Завершающим и важным этапом работы с информацией является оформление результатов поиска. Вопросам оформления следует уделять самое серьезное внимание. Формы представления информации могут быть разные, но существуют основные правила оформления различных учебных и научноисследовательских работ в вузе в соответствии со стандартами. Требования к оформлению письменных учебных и научных работ в вузе предоставлены на сайте библиотеки в разделе «Обучающий курс – Требования к оформлению учебной и научной работы». Раздел включает:  Стандарты, регламентирующие правила оформления работ (ГОСТы по библиографии и издательскому делу);  Документированные процедуры системы менеджмента качества, принятые в университете:  ДП СМК 4.2.3.-2.0-2009 Структура выпускной квалификационной работы;  ДП СМК 4.2.3.-3.0-2009 Оформление выпускных квалификационных работ, отчетов по практике, курсовых проектов и работ.  Примеры оформления: титульного листа, содержания, таблиц, рисунков, приложений.  Рекомендации по оформлению библиографической части работы. Кроме того, в помощь студентам предлагается электронный учебнометодический комплекс – ЭУМК «Оформление библиографической части учебной и научной работы». На сайте научно-технической библиотеки создан раздел в помощь студенту с путеводителем для быстрого перехода на основные страницы сайта. Путеводитель предоставляет доступ к информации: о структуре и режиме работы библиотеки; о правилах пользования НТБ; об основных и 32 дополнительных услугах библиотеки; об инструментах информационного поиска (Электронный каталог, Электронная библиотека) и т.д. Читатель найдет здесь ответы на часто задаваемые вопросы:  Как найти нужную книгу?  Как войти в свой Личный кабинет?  Какие периодические издания имеются в библиотеке?  Как скачать электронные издания?  Как правильно оформить учебную работу?  Где поработать за компьютером? Кроме того, консультативную помощь читатель может получить в любом отделе научно-технической библиотеки. 33
«Использование электронной информационно-образовательной среды для реализации проектной деятельности» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 105 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot