Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Лекция 7. История зарубежного
искусства
► Искусство
Древнего Рима сумело не
только унаследовать, но и творчески
развить лучшие достижения
древнегреческих мастеров, создав
собственный оригинальный стиль и
неповторимую индивидуальность.
Различают три основных периода:
► 7 – 4 вв. до н.э. – искусство этрусков,
► 4 – 1 вв. до н.э. – искусство Римской
республики,
► 1 – 4 вв. н.э. – искусство Римской империи.
Дух борьбы и стремление к преодолению трудностей играли
немаловажную роль в политической жизни общества и в его военных
успехах, позволивших Юлию Цезарю и другим римским полководцам
создать громадную Римскую империю. Ее географическое единство и
цельность обеспечивали многочисленные поселения, города. Город
(«полис», «цивитас» на латыни) был в античности формой организации
общества, на основе которой произошел выход за узкие рамки племенного
сознания. Греки и римляне полагал», что отсутствие полисов есть признак
варварства, и, завоевывая новые земли, всюду строили города.
Многочисленные города на обширных просторах Римской империи
создавались во одному плану: две крестообразно пересекающиеся
магистрали — одна с севера на юг, другая — с востока на запад. На их
пересечении — площадь с базиликой, рынком, Капитолийским храмом и
храмом императора, вблизи от нее — место для зрелищ (амфитеатр или
цирк). Вокруг города располагалась территория, где расположены
земельные участки граждан. Считалось, что иначе люда жить не могут, ибо
жить по-человечески, не по-варварски, — значит жить в городе,
участвовать в общественной жизни. Именно поэтому римская архитектура
изобилует сооружениями общественного характера. Центром римского
искусства по праву был Рим.
Но основным было все-таки влияние греческого искусства.
Основные принципы художественной культуры двух народов
были в своих истоках различны. Греция даже в период
наивысшего расцвета не представляла собой единого государства
и единого географического пространства, а лишь конгломерат
городов-государств. Рим эпохи расцвета был единым
государством, империей, простиравшейся на тысячи километров.
Отсюда — совершенно различные задачи архитектуры и
масштабы строительства. Греки признавали могущество
гармонии, соразмерности и красоты, римляне не признавали
иного могущества, кроме могущества силы. Они создали великое
и могучее государство, и весь строй римской жизни определялся
этой великой мощью. Личные таланты не выдвигались и не
культивировались — социальная установка была совсем другая.
Сила государства выразилась прежде всего в строительстве, а
значит, в архитектуре, которая играла ведущую роль в римском
искусстве.
Религия и мифология:
Маны – семейно-родовые духи
Пенаты - духи-покровители дома
Лары – покровители дорог, морских путей, перекрестков
Веста – богиня огня, домашнего очага
Зевс – Юпитер
Гестия – Веста
Гера – Юнона
Афина – Миневра
Афродита – Венера
Марс – Арес
Посейдон – Нептун
Гермес – Меркурий
Культ гениев – императоров
7 холмов:
Палатин
Авентин
Капитолий
Целий
Эсквилин
Квиринал
Виминал
Форум – в Древнем Риме площадь, рынок,
ставшие центром деловой и общественной жизни.
Главный форум Рима – форум Романум (парадный
архитектурный ансамбль). На форуме было
множество зданий, памятников, статуй. От форума
начинались важнейшие дороги Рима. К нему
сходились главные дороги города.
с 4 в. до н.э. центр
деловой и
общественной
жизни города. От
Форума начинались
важнейшие дороги
государства, к нему
сходились
важнейшие улицы
города.
Планировка его
главной площади и
размещение
примыкавших зданий
так же, как и в
афинском Акрополе,
асимметричны. В
течение нескольких
столетий Форум
неоднократно
перестраивался.
► 497
г. до н.э. Рим.
► Колоннада
ионического
ордера сохранилась
лучше всего.
► Здесь хранили
самое ценное –
городскую казну.
Табуляриум
Дом Нерона:
Дом Нерона — большое строение, находящееся на юго-западном
углу священной области, было построено на месте классического
святилища Гестии и других зданий, которые были разрушены для
постройки дома.
На трубе подачи воды, ведущей к дому, была найдена надпись
NER, что вместе с другими признаками позволило
идентифицировать это здание как дом Нерона, который был
построен в 65—67 г. г. для визита императора на Олимпийские
игры. Здание несколько раз перестраивалось и расширялось
вплоть до IV века.
Эта богатая резиденция включала большой двор с перистилем,
который был окружен большим количеством комнат и садов.
Перед входом на западной стороне находился портик, вход
открывался в атриум, из которого два коридора вели во двор. В
южном крыле находились купальни.
Во времена перестройки здания были добавлены
восточные купальни, датированные временем правления
Септемия Севера (начало III века н. э.). Новая большая
постройка сохранила западный фасад, центральный двор
и несколько комнат дома Нерона. Также в ней находились
несколько фригидариев (холодных комнат) и калдариев
(горячих комнат), бассейнов и садиков. Хорошо
сохранившийся тепидарий (теплая комната) в юговосточном углу представляет собой большую
восьмиугольную комнату, построенную из кирпича, со
сводчатым потолком и замечательным мозаичным полом,
изображающим морскую жизнь. К западу от здания
находится фундамент триумфальной арки Нерона и
небольшой одеон, построенный в III веке.
Золотой дворец Нерона:
Ядром нероновой виллы стал собственно дворец, руины которого
сегодня доступны для посетителей в парке Траяна, к северо-западу от
Колизея. Золотым он был назван из-за позолоченного купола (впервые в
Риме применѐнного в частной, а не храмовой, постройке). Вероятно, это
был единственный из запланированных дворцов, завершѐнных до
смерти Нерона.
Прихожая в нем была такой высоты, что в ней стояла колоссальная
статуя императора ростом в сто двадцать футов; площадь его была
такова, что тройной портик по сторонам был в милю длиной; внутри
был пруд, подобный морю, окруженный строеньями, подобными
городам, а затем — поля, пестреющие пашнями, пастбищами, лесами и
виноградниками, и на них — множество домашней скотины и диких
зверей… в обеденных палатах потолки были штучные, с поворотными
плитами, чтобы рассыпать цветы, с отверстьями, чтобы рассеивать
ароматы; главная палата была круглая и днем и ночью безостановочно
вращалась вслед небосводу; в банях текли соленые и серные воды. И
когда такой дворец был закончен и освящен, Нерон только и сказал ему в
похвалу, что теперь, наконец, он будет жить по-человечески.
Колизей — самый большой из
древнеримских амфитеатров, — один из
знаменитых древних памятников древнего
Рима и одно из самых примечательных
сооружений в мире. Находится в Риме, в
ложбине между Эсквилинским,
Палатинским и Целиевским холмами, на том
месте, где некогда был пруд, относившийся к
Золотому Дому Нерона. Колизей
первоначально назывался Амфитеатром
Флавиев, потому что он был коллективным
сооружением императоров династии
флавиев. Строительство велось на
протяжении 5 лет, с 75-80 гг.
Художественная культура Рима отличалась большим
разнообразием и пестротой форм, в ней были отражены черты,
свойственные искусству народов, покоренных Римом, иногда
стоявших на более высокой степени культурного развития.
Римское искусство сложилось на основе сложного
взаимопроникновения самобытного искусства местных
италийских племен и народов, в первую очередь могущественных
этрусков, которые познакомим римлян с искусством
градостроения (различные варианты сводов, инженерные
сооружения, гробницы, жилые дома, дороги и др.), настенной
монументальной живописью, скульптурным и живописным
портретом, отличающимся острым восприятием натуры и
характера. С этрусской традицией связан специфический
италийский тип жилого дома, композиционным центром которого
являлся атриум — обширное помещение типа зала с
прямоугольным отверстием в центре перекрытия.
Долгое время Колизей был для жителей Рима и приезжих
главным местом увеселительных зрелищ, таких, как бои
гладиаторов, звериные травли, морские сражения
(наумахии).Вопреки устоявшемуся мнению, что в Колизее
казнили христиан, последние исследования указывают на
то, что это был миф, созданный католической церковью в
последующие годы.
Нашествия варваров привели Амфитеатр Флавиев в
запустение и положили начало его разрушению
Гонорий в 405 году запретил гладиаторские битвы как
несогласные с духом христианства, сделавшегося после
Константина Великого господствующей религией римской
империи; тем не менее, звериные травли продолжали
происходить в Колизее до смерти Теодориха Великого.
После этого для амфитеатра Флавиев наступили печальные
времена.
Пантеон – памятник древнеримской
архитектуры – «храм всех богов».
Величественная ротонда. Перекрытая
полусферическим кессонированным куполом,
достигающим в диаметре 43,2 м, с
центрическим световым отверстием. В
пантеоне находится могила Рафаэля.
Термы — античные бани в классической Греции —
при больших домах и гимнасиях; в период эллинизма
ими пользовалось всѐ население города. В Древнем
Риме термы возникли по греческому образцу и стали
центрами общественной жизни.
Термы Каракаллы
термы императора
Каракаллы в Риме, официально именуемые
Антониновыми. Они находились у Аппиевой дороги,
за Капенскими воротами, между Авентином и
Целием. Строительство началось в 212 году н. э. и
было закончено в 217 году уже после смерти
императора. Двор терм Каракаллы имел размер 400 на
400 м, центральный комплекс — 150 на 200 м.
Уже в 5 в. н. э. Термы Каракаллы считались одним из чудес
Рима. Они занимали площадь в 11 га. Главное здание, «банный
корпус», лежит в парке, который окружен сплошной линией
разных помещений. В бронзовые переплѐты огромных
полукруглых окон главного зала вставлены тонкие пластинки из
полупрозрачного камня цвета слоновой кости. Из-за этого зал
освещѐн ровным золотистым светом. Стены из полированного
мрамора словно растворялись в высоте, где парил невиданной
величины свод.
Снаружи термы Каракаллы 6ыли облицованы мраморными
плитами, под мрамором — многометровая толща местного камня
и бетона— смеси извести с галькой и песком. Из кирпича или
тѐсаных камней римляне выкладывали как 6ы скорлупу здания.
В неѐ заливалась бетонная масса. 3атвердевая, бетон становился
крепче камня. Многие здания, которые кажутся сложенными из
отдельных плит, в действительности состоят из одного
отвердевшего бетонного «куска»
Триумфальная арка Константина —
трѐхпролѐтная арка, расположенная в Риме между
Колизеем и Палатином на древней Via Triumphalis.
Построена в 315 году и посвящена победе
Константина над Максенцием в битве у
Мильвийского моста 28 октября 312 года. Является
позднейшей из сохранившихся римских
триумфальных арок, использует элементы декора,
снятые с более древних монументов (сполии).
Кроме того, это единственная в Риме арка,
построенная в честь победы не над внешним
врагом, а в гражданской войне.
Воздвигнута по приказу
императора на месте
холма такой же высоты.
► Около 114 г. до н.э. Рим.
► Высота – 38 метров.
► Она представляет собой
мраморный цилиндр на
кубическом постаменте.
►
► Сверху
донизу колонна
спирально покрыта
рельефами,
рассказывающими о
военных походах
Траяна. Длина рельефов
200 метров
► Позднее колонна
выполняла роль
памятника императору.