Интерактивные методики формирования социальной активности учащихся
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Лекция 3
Интерактивные методики формирования социальной активности
учащихся
Оглавление
Методика организации воспитательных мероприятий ...................................................................... 1
Методические рекомендации по организации и проведению игр ................................................... 5
Методика коллективной творческой деятельности ............................................................................ 7
Методика детского самоуправления .................................................................................................... 9
Предлагаем для рассмотрения методики, обеспечивающие развитие качеств и
способностей социально активной личности, которые могут быть использованы в
образовательно-воспитательных учреждениях.
Для формирования социальной активности детей огромную роль играют
воспитательные мероприятия и игры. Их ценность, не смотря на высказывания некоторых
ученых о необходимости поиска иных форм воспитания, не утрачена.
Методика организации воспитательных мероприятий
В воспитательном мероприятии потенциально заложены такие компоненты как
деятельность, общение, определенные идеи и ценности, различные способности и
интересы личностей, условия эффективного воспитания ребенка, перспективы развития
личности, новых сообществ и форм деятельности. Воспитательное мероприятие
направлено на повышение уровня нравственной, правовой, физической, эстетической,
социальной культуры детей. Дети овладевают навыками и умениями организации
социально значимой деятельности, развивают свои творческие и иные способности,
учатся сотрудничать, помогать, поддерживать друг друга в трудные минуты, развивают
лучшие человеческие качества: эмпатию, толерантность, доброту и т.д.
Для того, чтобы выполнить эти задачи, мероприятие должно быть осуществлено не
«для галочки». Оно должно реализовываться как целенаправленное взаимодействие
педагога с каждым ребенком, с детским сообществом в целом, направленного на решение
поставленных воспитательных задач. В этом случае само мероприятие выступает как
форма воспитательной деятельности, в которой целенаправленно объединены отдельные
способы ее организации, сочетающие цели, задачи, содержание, методы и средства.
В процессе этой деятельности целенаправленно создаются такие воспитательные
ситуации в жизнедеятельности детского сообщества, которые своим содержанием и
эмоциональным проявлением, воздействуют на личность подростка и тем самым
способствуют решению воспитательных задач. Роль педагога - правильно, научно
обоснованно управлять этим процессом, целесообразно создавать и конструировать
ситуации, которые выступают как составные клеточки воспитательного мероприятия.
Следует учитывать, что специфика формы воспитательной работы обусловлена
тем, что каждая из них организует специфическую общественно-ценную деятельность
школьника, и они не повторяют друг друга, дополняют. Каждая из них направлена на
удовлетворение, развитие определенных потребностей и интересов личности ребенка.
Формирование и развитие социальной активности осуществляется с
использованием всего разнообразия направлений и форм воспитательной работы, каждая
из которых вносит свой элемент в развитие соответствующих качеств и способностей.
Возможно определение форм воспитательной деятельности в соответствии с
направлениями воспитательной работы педагога.
Организации познавательной деятельности учащихся более всего соответствуют
такие формы: викторина, аукцион знаний, "Что? Где? Когда?", заседание клуба
любознательных, конкурс проектов, конкурс эрудитов, интеллектуальный конкурс,
деловые игры, смотр знаний, научные конференции ребят, конкурс изобретателей и
фантазеров, турнир ораторов, различные формы работы с книгой (читательские
конференции и др.) и др.
При осуществлении задач нравственного воспитания и самовоспитания широко
применяются такие формы: круглый стол, пресс-конференции, устный журнал, диспуты,
беседы на этические темы, практические занятия - тренинги по этикету, заочные
путешествия, акции милосердия, поисковая деятельность, концерты для ветеранов,
инвалидов и раненых в госпиталях и др.
Практика свидетельствует, что деятельности, связанной с профориентацией
учащихся более всего соответствуют такие формы: встречи с представителями разных
профессий, "В мире профессий", "Как выбирать профессию?", экскурсии на производство,
игра-конкурс "Чья профессия лучше?" и др.
При организации физического воспитания шире применяются игры типа "Веселые
старты", «Олимпийские игры», туристические походы и эстафеты, турслеты, встречи с
представителя различных видов спорта, спортивные вечера и утренники, бесед о гигиене,
здоровье и физической культуре и др.
Педагогу следует учитывать, что одна и та же форма может решать несколько
воспитательных задач, в зависимости от ее содержательного компонента. Выбор форм
организации воспитательной деятельности зависит от многих компонентов: содержания и
направленности воспитательных задач, возраста учащихся, уровня их воспитанности и
личностного социального опыта; особенностей детского коллектива и его традиций;
особенностей и традиций региона; технических и материальных возможностей
учреждения; уровня профессионализма педагога.
Эффективность применения той или иной формы во многом зависит от научнообоснованной реализации этих задач. К ним можно отнести: максимальное приобщение
большего числа детей в подготовку и проведение предстоящего мероприятия; сочетание
эмоциональных и рациональных факторов, способствующих самостоятельной, активной
деятельности ребят в подготовке и проведении мероприятия; формирование у школьников
значительных мотивов деятельности.
В педагогической науке сформулированы принципы организации воспитательной
работы:
•добровольность участия детей в соответствии с их интересами и способностями;
•систематичность в организации;
•личностно-ориентированный подход в развитии и формировании личности
ребенка;
•создание условий для проявления творческих возможностей, взглядов, мнений,
свободы мысли;
•сочетание массовых, групповых и индивидуальных форм работы;
•сочетание романтики, игры и социально востребованной деятельности с опорой на
духовные ценности: Добро, Истину, Красоту.
Любое воспитательное мероприятие имеет смысл, если:
-предварительно создается небольшая временная инициативная группа учащихся
при содействии родителей и педагогов, которая определяет цель, подготавливает проект и
план (композицию, сценарий) проводимого мероприятия, выступает основным
организатором и координатором при подготовке и аналитиком после его проведения.
-любое мероприятие начинается с содержательной, доходчивой, эмоциональной,
образной, убедительной речи учителя;
-педагог владеет знаниями, умениями и опытом в организации воспитательных
мероприятиях;
-педагог является авторитетным, уважаемым человеком в коллективе
учащихся;
-педагог умеет организовывать воспитательное взаимодействие применительно к
конкретным условиям и особенностям коллектива школьников и интересов учащихся;
-педагог выступает той динамической, активной силой, которая мотивирует
учащихся к участию в воспитательной деятельности, при постепенном сокращении
доли своего участия, доводя его до разумно минимальных пределов, что ведет к усилению
самостоятельной роли учащихся;
-в подготовке, проведении, обсуждении результатов принимают участие и учителя,
и дети, и родители;
-участники строят отношения на основе сотрудничества и сотворчества;
-развивают в себе качества толерантной личности. А это значит лидеру
необходимо: знать свои достоинства и недостатки (Я-реальное и Я-идеальное у
толерантной личности не совпадают), чувствовать себя защищенным, психологически
устойчивой личностью, нести ответственность за свою собственную жизнь, не
перекладывая проблем на других, обладать способностью к самоопределению, принимать
мир в его многообразии (разные религии, нации, расы, социальное положение и т.д.), быть
эмпатийной личностью, оптимистом, обладать чувством юмора, поддерживать
демократические нормы и ценности жизни;
- деятельность направлена не на получение наград (взрослыми или детьми), а на
позитивные изменения в развитии и саморазвитии личности.
Мы полагаем, что воспитательное мероприятие (праздники, игры, диспуты,
беседы), а также предметные и досуговые занятия внеурочной деятельности,
направленные на развитие и саморазвитие личности, являются той активной формой, в
которой происходит реальное взаимодействие школьников, педагогов и родителей,
обеспечивающее процесс формирования социальной активности учащихся.
Алгоритм проведения воспитательного мероприятия.
Воспитательное мероприятие имеет следующие этапы:
Диагностический этап.
1. Анализ педагогической ситуации (выработка и принятие диагностического
решения – отдельной личности и коллектива, на основе чего прогнозируются результаты
воспитания, возможные трудности и ошибки учащихся, их ответные реакции на
возникшие проблемы).
а) определение потребностей и интересов учащихся в досуговой сфере;
б) определение степени важности, актуальности данного мероприятия для
учащихся, для конкретных детей;
г) постановка ориентировочных целей и задач;
д) определение готовности или неготовности учащихся к участию.
2. Определение своей компетенции в организации и проведении мероприятия,
необходимости привлечения круга лиц для оказания помощи.
Этап целеполагания.
1. Формулировка конкретных педагогических целей, задач и определение
необходимых и достаточных условий для ее эффективного решения.
2. Педагогическое целеполагание сопровождается анализом и мысленным отбором
имеющихся средств достижения искомого результата и завершается проектированием
игры.
Этап планирования
1. Мотивация школьников к активному участию в планировании своей досуговой
деятельности, выборе форм организации досуга, в том числе участия в мероприятиях.
2. Помощь учащимся в организации и проведении планирования («мозговой
штурм», дискуссия и т.д.)
Этап осуществления мероприятия на практике.
А) Подготовка мероприятия
1)Помощь учащимся в организации работы по подготовке мероприятия (игры,
праздника):
– подготовка сценария. В содержание сценария входят: учебная цель занятия,
описание изучаемой проблемы, обоснование поставленной задачи, план деловой игры,
общее описание процедуры игры, содержание ситуации и характеристик действующих
лиц.
– распределение ролей;
– организация репетиций;
– подготовка реквизита и костюмов, музыкального, шумового, светового
оформления.
2) Привлечение к подготовке мероприятия специалистов, родителей, педагогов
Б) Проведение мероприятия.
Этап итоговой рефлексии.
А) Анализ и оценка полученных результатов на основе сопоставления с
предполагаемых результатов и полученными.
Б) Анализ результатов проведенного мероприятия.
В) Оценка собственной деятельности каждым участником.
Актуализация логики поиска самостоятельного решения.
Этот анализ - необходимая база для решения новых педагогических задач.
Анализ, прогноз, проект – взаимообусловленные элементы педагогического
влияния на процесс развития игрового взаимодействия.
Диагноз – это оценка общего состояния педагогического процесса или его
отдельных компонентов в тот или иной момент его функционирования на основе
всестороннего, целостного обследования.
Прогнозирование – педагогическое целеполагание, процесс получения
опережающей информации об объекте, опирающийся на научно обоснованные положения
и методы.
Методические рекомендации по организации и проведению игр
Игра – это время и отдыха, и учебы, и творчества, и труда. В отличие от игр вообще
педагогическая игра, считает Г.К. Селевко, обладает существеным признаком — четко
поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом,
которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебнопо¬знавательной направленностью. Игровая форма занятий создается на уроках при
помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения,
стимулирования учащихся к учебной деятельности.
Игра наряду с трудом и ученьем — один из основных видов деятельности человека,
с которой начинается наше вхождение в мир людей. Игра - это вид деятельности в
условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в
котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением (Г.К. Селевко).
В человеческой практике игровая деятельность выполняет такие функции:
- развлекательную (это основная функция игры - развлечь, доставить удовольствие,
воодушевить, пробудить интерес);
- коммуникативную: освоение способов общения;
- функцию самореализации: выполнение поставленных перед собой задач;
оценочную: удовлетворение или неудовлетворение собой и своими
возможностями;
- психотерапевтическую: преодоление различных трудностей, возникающих в
других видах жизнедеятельности;
- диагностическую: выявление отклонений от нормативного поведения,
самопознание в процессе игры;
- функцию коррекции: внесение позитивных изменений в структуру личностных
показателей;
- функцию поддержки: помощь другому в преодолении трудностей и препятствий;
- социализации: включение в систему общественных отношений, усвоение норм
человеческого общежития.
Большинству игр присущи четыре главные черты (по С.А.Шмакову):
• свободная развивающая деятельность, предпринимаемая лишь по желанию
ребенка, ради удовольствия от самого процесса деятельности, а не только от результата
(процедурное удовольствие);
• творческий, в значительной мере импровизационный, очень активный характер
этой деятельности («поле творчества»);
• эмоциональная приподнятость деятельности, соперничество, состязательность,
конкуренция, аттракция и т.п. (чувственная природа игры, «эмоциональное напряжение»);
• наличие прямых или косвенных правил, отражающих содержание игры,
логическую и временную последовательность ее развития.
В каждом периоде развития ребенка какая-то деятельность является ведущей,
определяющей характер развития ребенка в этом периоде. При выборе содержания, типа и
формы игры необходимо учитывать следующие типы деятельности детей (Фридман Л.М.,
Кулагина И.Ю.):
1.Ролевая игра, в которой происходит ориентация в самых общих,
фундаментальных смыслах человеческой деятельности, является ведущей в дошкольном и
младшем школьном возрасте (личным новообразованием является внутренняя позиция,
соподчинение мотивов).
2.Учебная деятельность, в процессе которой происходит усвоение новых знаний и
управление которой составляет основную задачу обучения, является ведущей
деятельностью младшего школьного возраста…(личным новообразованием является
произвольное целеполагание).
3. Деятельность общения, заключающаяся в построении интимно-личностных
отношений с товарищами на основе определенных морально-этических норм, является
ведущей для подросткового возраста (личным новообразованием является способность к
идентификации). В подростковом возрасте наблюдается обострение потребности в
создании своего собственного мира, в стремлении к взрослости, бурное развитие
воображения, фантазии, появление стихийных групповых игр.
4. Учебно-профессиональная деятельность является ведущей для старших
подростков» (личным новообразованием является чувство одиночества, первая любовь).
Особенностями игры в старшем школьном возрасте является нацеленность на
самоутверждение перед обществом, юмористическая окраска, стремление к розыгрышу,
ориентация на речевую деятельность.
Воспитанники в процессе воспитания средствами игры овладевают навыками и
умениями организации социально значимой деятельности, развивают свои творческие
способности, учатся сотрудничать, помогать, поддерживать друг друга в трудные минуты,
развивают лучшие человеческие качества: эмпатию, толерантность, доброту и т.д.
Игровое взаимодействие эффективно влияет на социальное становлении ребенка,
когда:
1. Взаимодействие сторон взаимообусловлено и проявляется на сущностном
уровне: его влияние проникает в «ядро» личности (убеждение, духовные ценности).
2. Взаимодействие сторон пробуждает готовность к изменениям, формирует
навыки рефлексии.
3. Взаимодействие выступает как развивающий, формирующий позицию и
отношение участников процесс игровой практики.
В игре складываются три типа взаимоотношений в детских сообществах:
1. «Соприсутствие» - каждый играющий выполняет игровое задание
самостоятельно.
2. Отношение «индивидуальной взаимозависимости» - от качества выполнения
игровой задачи одним участником зависит успешность ее выполнения другими.
3. Отношение «групповой взаимозависимости» - выполнение игровой задачи
невозможно без умения согласовывать действия участников группы, команды,
коллектива, организации, объединения.
Педагогическая поддержка игрового взаимодействия проявляется:
- в создании атмосферы безопасности, комфорта, стимулирующие у детей
стремление к совместной деятельности;
- в создании мотивационных условий, стимулирующих проявление поведенческой
и деятельной активности в ходе решения групповых и индивидуальных игровых задач;
- в обеспечении необходимыми материальными условиями (помещение, бумага,
фломастеры, столы, стулья и т.д.);
- в гарантированном соблюдении со стороны педагога условий и правил и
результатов игры;
- в обеспечении обратной связи по результатам социального развития ребенка в
ходе организации игрового взаимодействия на различных уровнях готовности к игровому
взаимодействию его субъектов (реактивный, эвристический, креативный);
- в обучении способам рефлексии процесса и результатов игрового взаимодействия
его участников как для коррекции целей и содержания дальнейшего взаимодействия, так и
развития мыследеятельностных способностей школьников.
Таким образом, игровое взаимодействие в детских сообществах (классах,
объединениях, клубах, кружках) приводит к становлению новых норм отношений,
принципов поведения, ценностных ориентации участников игры, побуждает к
самоанализу и рефлексии. Игровое взаимодействие реализуется педагогом в
воспитательном мероприятии (играх, праздниках, беседах, классных часах).
Методика коллективной творческой деятельности
Эта прекрасная методика, учитывающая психологию детей и подростков,
действительно обеспечивает максимальные возможности для развития социальной
активности и социальной активности учащихся детей и молодежи.
Группа – главный «инструмент» КТД. Ребят надо учить работать вместе, уважая
мнение каждого своего товарища, считаясь с его интересами и желаниями.
Организация КТД начинается с того, что образуется временная инициативная
группа, которая на основе решений предыдущих КТД и насущных интересов коллектива
учреждения предлагает тему, предусматривает цель, задачи нового КТД, распределяет
обязанности между членами коллектива по его подготовке.
В своей работе «Энциклопедия коллективных творческих дел» И.П. Иванов
выделяет несколько видов КТД по направленности деятельности и дает их описание
(познавательные дела, трудовые дела, художественные, спортивные, экологические и
досуговые дела). Любую модель можно насытить содержанием разных направлений
воспитательной деятельности.
Михайлова М.П. предлагает следующую модель КТД, опираясь на работы И.П.
Иванова:
Этапы КТД:
Старт КТД.
Проводится во всех параллелях в форме игр, линеек, рекламы… На нем сообщается
тема, цель, задачи, этапы, задания по этапам.
Промежуточный этап.
После старта проводятся промежуточные этапы КТД в классах. Они показывают,
как ребята готовятся к итоговому КТД, находят новую информацию, приобретают новые
умения, знания, навыки. Промежуточный этап проходит в разных формах: в форме
устных журналов, конференций, посиделок, ярмарок. Их главная цель- накопление
знаний, умений. В промежуточном этапе каждый может найти дело по душе. Изготовить
поделку, принять участие в составлении проекта заключительной игры, сшить костюмы,
декорации. Попробовать себя в качестве поэта, музыканта, оформителя…
Результатом промежуточных этапов является: выпуск газет, плакатов, кроссвордов,
ребусов, карт, макетов, литературных произведений, сочинений, поделок и много другого.
Заканчивается этап выставкой творческих работ, в которой может принять участие
каждый. Работы могут быть коллективные, индивидуальные, семейные, единственное
условие, чтобы они соответствовали теме КТД каждый самостоятельно выбирает форму и
вид творчества, может продемонстрировать свои способности в любой сфере
деятельности. Это могут быть стихи, буклеты, картины, рефераты, рекламные статьи,
костюмы изучаемой эпохи и т.д. Каждый может предложить и защитить свой проект.
Итоговое КТД.
Итогом
любого
КТД
становятся
театрализованные
представления,
интеллектуальные, развлекательные, спортивные игры, литературные гостиные,
телепередачи на сцене, КВН, конкурсы и т.д. Здесь же подводятся итоги КТД. Лучшие
участники получают дипломы, благодарственные письма за лучший сценарий, лучшую
творческую работу, самое яркое выступление, лучший реферат. Вручаются медали
выдающимся знатокам, эрудитам, организаторам КТД и т.д.
Анализ КТД.
После итогового КТД в каждом классе проводится анализ. Это один из важнейших
этапов работы: оценка результата, соотнесение полученного с запланированным. Для
педагога это педагогическая диагностика. Основные вопросы, которые должны быть
обсуждены, на первый взгляд, просты: Как было организованно дело? Что мы узнали друг
о друге? Что делал лично я, чему научился, что узнал? Какие мысли и чувства вызвало у
тебя КТД? И т.д. Отмечаются успехи класса и личный вклад каждого.
Задача педагога – фиксировать и отслеживать роли и позиции, которые занимают
дети в различных КТД. Стремиться к тому, чтобы не “эксплуатировались” явные
способности (например, умение рисовать – позиция оформителя); при его умелом
руководстве ребёнок меняет роли, приобретая тем самым новые способности и умения.
Таким образом, КТД становятся личностно ориентированным. А их периодичность
и повторяемость способствует приобретению положительных привычек, формированию
характера, приобретению и развитию способностей.
Структура каждого коллективного творческого дела определяется шестью
стадиями коллективного творчества.
Первая стадия – предварительная работа коллектива. На этой стадии руководитель
и члены коллектива определяют конкретные воспитательные задачи данного КТД,
намечают свои исходные направляющие действия, необходимые для выполнения этих
задач, и приступают к таким действиям, проводя “нацеливающие” воспитательные
занятия с воспитанниками (беседы, экскурсии и т.д.), готовят их к коллективному
планированию.
Вторая стадия – коллективное планирование. Коллективное планирование
начинается в микроколлективах, постоянных или временных объединениях. Здесь каждый
высказывает свое мнение, оно обсуждается, в результате вырабатывается мнение
микроколлектива.
Третья стадия – коллективная подготовка КТД. Для подготовки и проведения
выбранного КТД создается специальный орган – Совет дела, в который входят
представители каждого микроколлектива. Это объединение действует только во время
подготовки и проведения данного КТД. Для следующего дела подобный орган создается
уже в новом составе. Проект КТД уточняется и конкретизируется сначала Советом дела, с
участие руководителя коллектива, затем в микроколлективах, которые планируют и
начинают работу по воплощению общего замысла.
Четвертая стадия – проведение КТД. Руководитель коллектива и другие педагоги,
опираясь на коллективный опыт подготовки КТД, говорят о самом главном, нужном.
Действия воспитанников являются исходным, в них проявляется опыт, примерный и
накопленный в процессе планирования и подготовки данного дела. Однако и в этой
ситуации возникает необходимость “взывать к жизни” те действия воспитанников,
которые по каким-либо причинам не осуществляются, хотя назрели, нужны для развития
положительных и преодоления отрицательных личностных качеств.
Пятая стадия – коллективное подведение итогов КТД. Подведение итогов
происходит на общем сборе, которому может предшествовать письменный опрос – анкета,
содержащая первичные вопросы – задачи на размышление: Что у нас было хорошо и
почему? Что не удалось осуществить и почему? Что предлагаем на будущее?
Шестая стадия – стадия ближайшего последствия КТД. На этой стадии в исходных
направляющих действиях педагогов непосредственно реализуются выводы и
предложения, выдвинутые при подведении итогов проделанной работы.
Таковы внутренние связи каждого КТД, которые можно назвать связями
развертывания КТД – развертывания нужных развивающих действий.
Итак, дело ценно тогда, когда всему коллективу находятся творческие роли,
поручения и задания. Когда именно это дело по душе, когда оно творческое по сути, т.е.
имеет сюжет, вариативность, сюрпризы, новинки и придумки, интересно всем и каждому.
Итак, кратко представим структуру коллективного творческого дела:
Она определяется шестью стадиями коллективного творчества. Содержание этих
стадий составляют действия воспитателей и воспитанников, необходимые для
целенаправленного развития у воспитанников целостно-многостороннего гражданского
отношения к жизни, к самим себе и для преодоления отрицательных личностных качеств.
Первая стадия — предварительная работа коллектива. На этой стадии руководитель
и сотрудники коллектива определяют конкретные воспитательные задачи данного КТД,
намечают свои исходные направляющие действия, необходимые для выполнения этих
задач и приступают к таким действиям, проводя «нацеливающие» воспитательные занятия
с воспитанниками (беседы, экскурсии и т.д.), готовят их к коллективному планированию
— рассказывают, какие дела можно провести, для кого, с кем вместе.
Вторая стадия— коллективное планирование.
Третья стадия— коллективная подготовка КТД.
Четвертая стадия— проведение коллективного творческого дела.
Пятая стадия— коллективное подведение итогов.
Шестая стадия— ближайшее последействие.
(Иванов И.П. Звено в бесконечной цепи.— Рязань, 1994. —c.34-40)
Методика детского самоуправления
Метод детского самоуправления предусматривает вовлечение учащихся в
управление разнообразными делами, создание различных сообществ, способных реально
осуществлять процесс организации и управления деятельностью учащихся в соответствии
с их запросами и интересами, развивать организаторские, коммуникативные, аналитико-
рефлексивные, нравственные и другие способности, направленные на формирование
социальной активности личности и стремления к самосовершенствованию.
Педагог, используя метод детского самоуправления, подключает школьников к
организации совместной жизнедеятельности в коллективе: самообслуживанию,
организации групповых дел, освоению исполнительской и управленческой культуры,
культурному разрешению конфликтов путем договаривания, тем самым способствует
процессам социализации личности ребенка и развития социальной активности учащихся.
Детское самоуправление функционирует через систему работы формальных и
неформальных лидеров, где сверстники находятся в сложных отношениях, в которых
переплетены симпатия, конкуренция, стремление взять реванш, возможность играть,
общаться и многое другое. Поэтому от педагога во многом зависит, в каких условиях и
какие качества будут формироваться у школьников. А.С. Макаренко придавал большое
значение роли самоуправления в процессе развития социально активной личности. Его
принцип «параллельного действия» как раз предусматривал влияние коллектива учащихся
на позитивные изменения в развитии личности ребенка, когда коллектив выступал
параллельно с педагогом воспитывающим органом в работе с конкретным подростком.
Самоуправление в классе обеспечивает всем учащимся равные права в управлении
делами коллектива. Каждый может попробовать себя в роли организатора и понять,
насколько это соответствует его индивидуальным особенностям и возможностям.
В практике инновационных школ и воспитательных учреждений сложилась
следующая структура детского самоуправления: высшим органом является детское
собрание, которое избирает Совет группы, действующего в течение краткосрочного
периода (от 1 недели до 3 месяцев или на время подготовки и реализации проекта,
мероприятия). В состав Совета входят руководители различных Центров (секторов),
которые организуют деятельность в группе ребят по направлениям.
Рассмотрим принципы построения детского самоуправления.
Система детского самоуправления предполагает:
• выборность снизу доверху,
• периодическую отчетность,
• выполнение решений высших органов (классного собрания, совета класса)
рядовыми членами или микрогруппами,
• обеспечение права меньшинства на отстаивания своей позиции,
• открытость принимаемых решений, реальную гласность,
•
соответствия
органов
коллектива
содержанию
деятельности,
количестваорганизаторов-коллективов количеству направлений работы,
• обеспечение детского актива реальными правами и обязанностями (фиктивные
права, предоставленные советом группы или педагогом не требуют ответственности за
выполнение порученного дела, развращают учащихся, приводят к формальному
отношению к общественной деятельности, лишают возможностей развития
организаторских и иных способностей школьников),
• тактичную критику (корректно критикуется не личность, а ее поступки) и
самокритику (признание своих ошибок, а не самобичевание).
Самоуправление предполагает, что ребята могут самостоятельно осуществлять
деятельность, включая постановку цели, планирование, организацию, согласование,
анализ, построение перспектив. Однако анализ работы показал, что этого недостаточно.
Деятельность должна носить общественно-значимый, воспитывающий и развивающий
характер.
Необходимо, чтобы ребята-организаторы чувствовали, что их деятельность нужна
другим школьникам, учреждению, социуму, при этом осознавали ответственность за ее
выполнение. Для этого необходима помощь взрослого: вожатого, зам. директора по
воспитательной работе, педагога, родителей. Их роль заключается в том, чтобы создать
условия для развития творческой социальной инициативы ребят в обсуждении насущных
проблем и перспектив жизнедеятельности коллектива, учреждения; в проявлении желаний
самим подготовить творческие дела, значимые как для них самих, так и других, в
организации учащихся для выполнения поручений.
Организация самоуправления – это не одноактное действие, а динамический
процесс постепенного перехода от организации и управления деятельностью детского
коллектива взрослыми к самодеятельности.
Целью развития детского самоуправления в образовательном учреждении является
предоставление возможностей и создание педагогических условий каждому школьнику
раскрыть свои индивидуальные особенности, приобрести знания и способности, которые
бы помогли ему успешно жить и работать как в настоящее время, так и в будущее.
Демократизация жизни детского коллектива предполагает не упразднение контроля
за выполнением членами своего сообщества своих обязанностей, а создание условий, в
которых школьник учился бы самоконтролю, ответственному отношению к выполнению
поручения. Такими условиями являются оптимистический настрой в коллективе,
уважительные и доверительные отношения между его членами, стимулирование
деятельности. Контрольная функция осуществляется по горизонтали, т.е. непосредственно
в первичных коллективах, внутри органов самоуправления. Вертикальная структура
самоуправления должна перейти с позиции административного контроля на позицию
координации.
Главной задачей педагога в развитии детского самоуправления является духовнонравственное, гражданское воспитание учащихся, развития организаторской и лидерской
культуры школьников, сплочение коллектива с целью создания комфортной, безопасной
обстановки, необходимой для решения проблем ребенка, развития и саморазвития
школьника. При этом педагог стремится к тому, чтобы, постепенно передавая полномочия
детскому самоуправлению, создавать и поддерживать необходимые условия для его
успешного функционирования.
Построение модели детского самоуправления начинается с конкретного ребенка,
которому необходимо помочь раскрыть себя. Для этого педагог проводит диагностику по
выявлению интересов, индивидуальных особенностей, черт характера, коммуникативных
умений и положения ребенка в коллективе. Затем помогает каждому найти свою «нишу»
среди учащихся. Используя механизм сменности актива и выполнения разовых
поручений, помочь каждому попробовать себя в роли организатора и исполнителя,
приобрести управленческий опыт, проверить соответствие этой позиции для своей
личности, развивать способности к самоорганизации, самоанализу, самооценке,
самоопределению, самореализации и самореабилитации.