Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Интерактивные методики формирования социальной активности учащихся

  • 👀 634 просмотра
  • 📌 558 загрузок
Выбери формат для чтения
Статья: Интерактивные методики формирования социальной активности учащихся
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Интерактивные методики формирования социальной активности учащихся» pdf
Лекция 3 Интерактивные методики формирования социальной активности учащихся Оглавление Методика организации воспитательных мероприятий ...................................................................... 1 Методические рекомендации по организации и проведению игр ................................................... 5 Методика коллективной творческой деятельности ............................................................................ 7 Методика детского самоуправления .................................................................................................... 9 Предлагаем для рассмотрения методики, обеспечивающие развитие качеств и способностей социально активной личности, которые могут быть использованы в образовательно-воспитательных учреждениях. Для формирования социальной активности детей огромную роль играют воспитательные мероприятия и игры. Их ценность, не смотря на высказывания некоторых ученых о необходимости поиска иных форм воспитания, не утрачена. Методика организации воспитательных мероприятий В воспитательном мероприятии потенциально заложены такие компоненты как деятельность, общение, определенные идеи и ценности, различные способности и интересы личностей, условия эффективного воспитания ребенка, перспективы развития личности, новых сообществ и форм деятельности. Воспитательное мероприятие направлено на повышение уровня нравственной, правовой, физической, эстетической, социальной культуры детей. Дети овладевают навыками и умениями организации социально значимой деятельности, развивают свои творческие и иные способности, учатся сотрудничать, помогать, поддерживать друг друга в трудные минуты, развивают лучшие человеческие качества: эмпатию, толерантность, доброту и т.д. Для того, чтобы выполнить эти задачи, мероприятие должно быть осуществлено не «для галочки». Оно должно реализовываться как целенаправленное взаимодействие педагога с каждым ребенком, с детским сообществом в целом, направленного на решение поставленных воспитательных задач. В этом случае само мероприятие выступает как форма воспитательной деятельности, в которой целенаправленно объединены отдельные способы ее организации, сочетающие цели, задачи, содержание, методы и средства. В процессе этой деятельности целенаправленно создаются такие воспитательные ситуации в жизнедеятельности детского сообщества, которые своим содержанием и эмоциональным проявлением, воздействуют на личность подростка и тем самым способствуют решению воспитательных задач. Роль педагога - правильно, научно обоснованно управлять этим процессом, целесообразно создавать и конструировать ситуации, которые выступают как составные клеточки воспитательного мероприятия. Следует учитывать, что специфика формы воспитательной работы обусловлена тем, что каждая из них организует специфическую общественно-ценную деятельность школьника, и они не повторяют друг друга, дополняют. Каждая из них направлена на удовлетворение, развитие определенных потребностей и интересов личности ребенка. Формирование и развитие социальной активности осуществляется с использованием всего разнообразия направлений и форм воспитательной работы, каждая из которых вносит свой элемент в развитие соответствующих качеств и способностей. Возможно определение форм воспитательной деятельности в соответствии с направлениями воспитательной работы педагога. Организации познавательной деятельности учащихся более всего соответствуют такие формы: викторина, аукцион знаний, "Что? Где? Когда?", заседание клуба любознательных, конкурс проектов, конкурс эрудитов, интеллектуальный конкурс, деловые игры, смотр знаний, научные конференции ребят, конкурс изобретателей и фантазеров, турнир ораторов, различные формы работы с книгой (читательские конференции и др.) и др. При осуществлении задач нравственного воспитания и самовоспитания широко применяются такие формы: круглый стол, пресс-конференции, устный журнал, диспуты, беседы на этические темы, практические занятия - тренинги по этикету, заочные путешествия, акции милосердия, поисковая деятельность, концерты для ветеранов, инвалидов и раненых в госпиталях и др. Практика свидетельствует, что деятельности, связанной с профориентацией учащихся более всего соответствуют такие формы: встречи с представителями разных профессий, "В мире профессий", "Как выбирать профессию?", экскурсии на производство, игра-конкурс "Чья профессия лучше?" и др. При организации физического воспитания шире применяются игры типа "Веселые старты", «Олимпийские игры», туристические походы и эстафеты, турслеты, встречи с представителя различных видов спорта, спортивные вечера и утренники, бесед о гигиене, здоровье и физической культуре и др. Педагогу следует учитывать, что одна и та же форма может решать несколько воспитательных задач, в зависимости от ее содержательного компонента. Выбор форм организации воспитательной деятельности зависит от многих компонентов: содержания и направленности воспитательных задач, возраста учащихся, уровня их воспитанности и личностного социального опыта; особенностей детского коллектива и его традиций; особенностей и традиций региона; технических и материальных возможностей учреждения; уровня профессионализма педагога. Эффективность применения той или иной формы во многом зависит от научнообоснованной реализации этих задач. К ним можно отнести: максимальное приобщение большего числа детей в подготовку и проведение предстоящего мероприятия; сочетание эмоциональных и рациональных факторов, способствующих самостоятельной, активной деятельности ребят в подготовке и проведении мероприятия; формирование у школьников значительных мотивов деятельности. В педагогической науке сформулированы принципы организации воспитательной работы: •добровольность участия детей в соответствии с их интересами и способностями; •систематичность в организации; •личностно-ориентированный подход в развитии и формировании личности ребенка; •создание условий для проявления творческих возможностей, взглядов, мнений, свободы мысли; •сочетание массовых, групповых и индивидуальных форм работы; •сочетание романтики, игры и социально востребованной деятельности с опорой на духовные ценности: Добро, Истину, Красоту. Любое воспитательное мероприятие имеет смысл, если: -предварительно создается небольшая временная инициативная группа учащихся при содействии родителей и педагогов, которая определяет цель, подготавливает проект и план (композицию, сценарий) проводимого мероприятия, выступает основным организатором и координатором при подготовке и аналитиком после его проведения. -любое мероприятие начинается с содержательной, доходчивой, эмоциональной, образной, убедительной речи учителя; -педагог владеет знаниями, умениями и опытом в организации воспитательных мероприятиях; -педагог является авторитетным, уважаемым человеком в коллективе учащихся; -педагог умеет организовывать воспитательное взаимодействие применительно к конкретным условиям и особенностям коллектива школьников и интересов учащихся; -педагог выступает той динамической, активной силой, которая мотивирует учащихся к участию в воспитательной деятельности, при постепенном сокращении доли своего участия, доводя его до разумно минимальных пределов, что ведет к усилению самостоятельной роли учащихся; -в подготовке, проведении, обсуждении результатов принимают участие и учителя, и дети, и родители; -участники строят отношения на основе сотрудничества и сотворчества; -развивают в себе качества толерантной личности. А это значит лидеру необходимо: знать свои достоинства и недостатки (Я-реальное и Я-идеальное у толерантной личности не совпадают), чувствовать себя защищенным, психологически устойчивой личностью, нести ответственность за свою собственную жизнь, не перекладывая проблем на других, обладать способностью к самоопределению, принимать мир в его многообразии (разные религии, нации, расы, социальное положение и т.д.), быть эмпатийной личностью, оптимистом, обладать чувством юмора, поддерживать демократические нормы и ценности жизни; - деятельность направлена не на получение наград (взрослыми или детьми), а на позитивные изменения в развитии и саморазвитии личности. Мы полагаем, что воспитательное мероприятие (праздники, игры, диспуты, беседы), а также предметные и досуговые занятия внеурочной деятельности, направленные на развитие и саморазвитие личности, являются той активной формой, в которой происходит реальное взаимодействие школьников, педагогов и родителей, обеспечивающее процесс формирования социальной активности учащихся. Алгоритм проведения воспитательного мероприятия. Воспитательное мероприятие имеет следующие этапы: Диагностический этап. 1. Анализ педагогической ситуации (выработка и принятие диагностического решения – отдельной личности и коллектива, на основе чего прогнозируются результаты воспитания, возможные трудности и ошибки учащихся, их ответные реакции на возникшие проблемы). а) определение потребностей и интересов учащихся в досуговой сфере; б) определение степени важности, актуальности данного мероприятия для учащихся, для конкретных детей; г) постановка ориентировочных целей и задач; д) определение готовности или неготовности учащихся к участию. 2. Определение своей компетенции в организации и проведении мероприятия, необходимости привлечения круга лиц для оказания помощи. Этап целеполагания. 1. Формулировка конкретных педагогических целей, задач и определение необходимых и достаточных условий для ее эффективного решения. 2. Педагогическое целеполагание сопровождается анализом и мысленным отбором имеющихся средств достижения искомого результата и завершается проектированием игры. Этап планирования 1. Мотивация школьников к активному участию в планировании своей досуговой деятельности, выборе форм организации досуга, в том числе участия в мероприятиях. 2. Помощь учащимся в организации и проведении планирования («мозговой штурм», дискуссия и т.д.) Этап осуществления мероприятия на практике. А) Подготовка мероприятия 1)Помощь учащимся в организации работы по подготовке мероприятия (игры, праздника): – подготовка сценария. В содержание сценария входят: учебная цель занятия, описание изучаемой проблемы, обоснование поставленной задачи, план деловой игры, общее описание процедуры игры, содержание ситуации и характеристик действующих лиц. – распределение ролей; – организация репетиций; – подготовка реквизита и костюмов, музыкального, шумового, светового оформления. 2) Привлечение к подготовке мероприятия специалистов, родителей, педагогов Б) Проведение мероприятия. Этап итоговой рефлексии. А) Анализ и оценка полученных результатов на основе сопоставления с предполагаемых результатов и полученными. Б) Анализ результатов проведенного мероприятия. В) Оценка собственной деятельности каждым участником. Актуализация логики поиска самостоятельного решения. Этот анализ - необходимая база для решения новых педагогических задач. Анализ, прогноз, проект – взаимообусловленные элементы педагогического влияния на процесс развития игрового взаимодействия. Диагноз – это оценка общего состояния педагогического процесса или его отдельных компонентов в тот или иной момент его функционирования на основе всестороннего, целостного обследования. Прогнозирование – педагогическое целеполагание, процесс получения опережающей информации об объекте, опирающийся на научно обоснованные положения и методы. Методические рекомендации по организации и проведению игр Игра – это время и отдыха, и учебы, и творчества, и труда. В отличие от игр вообще педагогическая игра, считает Г.К. Селевко, обладает существеным признаком — четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебнопо¬знавательной направленностью. Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности. Игра наряду с трудом и ученьем — один из основных видов деятельности человека, с которой начинается наше вхождение в мир людей. Игра - это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением (Г.К. Селевко). В человеческой практике игровая деятельность выполняет такие функции: - развлекательную (это основная функция игры - развлечь, доставить удовольствие, воодушевить, пробудить интерес); - коммуникативную: освоение способов общения; - функцию самореализации: выполнение поставленных перед собой задач; оценочную: удовлетворение или неудовлетворение собой и своими возможностями; - психотерапевтическую: преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности; - диагностическую: выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры; - функцию коррекции: внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей; - функцию поддержки: помощь другому в преодолении трудностей и препятствий; - социализации: включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития. Большинству игр присущи четыре главные черты (по С.А.Шмакову): • свободная развивающая деятельность, предпринимаемая лишь по желанию ребенка, ради удовольствия от самого процесса деятельности, а не только от результата (процедурное удовольствие); • творческий, в значительной мере импровизационный, очень активный характер этой деятельности («поле творчества»); • эмоциональная приподнятость деятельности, соперничество, состязательность, конкуренция, аттракция и т.п. (чувственная природа игры, «эмоциональное напряжение»); • наличие прямых или косвенных правил, отражающих содержание игры, логическую и временную последовательность ее развития. В каждом периоде развития ребенка какая-то деятельность является ведущей, определяющей характер развития ребенка в этом периоде. При выборе содержания, типа и формы игры необходимо учитывать следующие типы деятельности детей (Фридман Л.М., Кулагина И.Ю.): 1.Ролевая игра, в которой происходит ориентация в самых общих, фундаментальных смыслах человеческой деятельности, является ведущей в дошкольном и младшем школьном возрасте (личным новообразованием является внутренняя позиция, соподчинение мотивов). 2.Учебная деятельность, в процессе которой происходит усвоение новых знаний и управление которой составляет основную задачу обучения, является ведущей деятельностью младшего школьного возраста…(личным новообразованием является произвольное целеполагание). 3. Деятельность общения, заключающаяся в построении интимно-личностных отношений с товарищами на основе определенных морально-этических норм, является ведущей для подросткового возраста (личным новообразованием является способность к идентификации). В подростковом возрасте наблюдается обострение потребности в создании своего собственного мира, в стремлении к взрослости, бурное развитие воображения, фантазии, появление стихийных групповых игр. 4. Учебно-профессиональная деятельность является ведущей для старших подростков» (личным новообразованием является чувство одиночества, первая любовь). Особенностями игры в старшем школьном возрасте является нацеленность на самоутверждение перед обществом, юмористическая окраска, стремление к розыгрышу, ориентация на речевую деятельность. Воспитанники в процессе воспитания средствами игры овладевают навыками и умениями организации социально значимой деятельности, развивают свои творческие способности, учатся сотрудничать, помогать, поддерживать друг друга в трудные минуты, развивают лучшие человеческие качества: эмпатию, толерантность, доброту и т.д. Игровое взаимодействие эффективно влияет на социальное становлении ребенка, когда: 1. Взаимодействие сторон взаимообусловлено и проявляется на сущностном уровне: его влияние проникает в «ядро» личности (убеждение, духовные ценности). 2. Взаимодействие сторон пробуждает готовность к изменениям, формирует навыки рефлексии. 3. Взаимодействие выступает как развивающий, формирующий позицию и отношение участников процесс игровой практики. В игре складываются три типа взаимоотношений в детских сообществах: 1. «Соприсутствие» - каждый играющий выполняет игровое задание самостоятельно. 2. Отношение «индивидуальной взаимозависимости» - от качества выполнения игровой задачи одним участником зависит успешность ее выполнения другими. 3. Отношение «групповой взаимозависимости» - выполнение игровой задачи невозможно без умения согласовывать действия участников группы, команды, коллектива, организации, объединения. Педагогическая поддержка игрового взаимодействия проявляется: - в создании атмосферы безопасности, комфорта, стимулирующие у детей стремление к совместной деятельности; - в создании мотивационных условий, стимулирующих проявление поведенческой и деятельной активности в ходе решения групповых и индивидуальных игровых задач; - в обеспечении необходимыми материальными условиями (помещение, бумага, фломастеры, столы, стулья и т.д.); - в гарантированном соблюдении со стороны педагога условий и правил и результатов игры; - в обеспечении обратной связи по результатам социального развития ребенка в ходе организации игрового взаимодействия на различных уровнях готовности к игровому взаимодействию его субъектов (реактивный, эвристический, креативный); - в обучении способам рефлексии процесса и результатов игрового взаимодействия его участников как для коррекции целей и содержания дальнейшего взаимодействия, так и развития мыследеятельностных способностей школьников. Таким образом, игровое взаимодействие в детских сообществах (классах, объединениях, клубах, кружках) приводит к становлению новых норм отношений, принципов поведения, ценностных ориентации участников игры, побуждает к самоанализу и рефлексии. Игровое взаимодействие реализуется педагогом в воспитательном мероприятии (играх, праздниках, беседах, классных часах). Методика коллективной творческой деятельности Эта прекрасная методика, учитывающая психологию детей и подростков, действительно обеспечивает максимальные возможности для развития социальной активности и социальной активности учащихся детей и молодежи. Группа – главный «инструмент» КТД. Ребят надо учить работать вместе, уважая мнение каждого своего товарища, считаясь с его интересами и желаниями. Организация КТД начинается с того, что образуется временная инициативная группа, которая на основе решений предыдущих КТД и насущных интересов коллектива учреждения предлагает тему, предусматривает цель, задачи нового КТД, распределяет обязанности между членами коллектива по его подготовке. В своей работе «Энциклопедия коллективных творческих дел» И.П. Иванов выделяет несколько видов КТД по направленности деятельности и дает их описание (познавательные дела, трудовые дела, художественные, спортивные, экологические и досуговые дела). Любую модель можно насытить содержанием разных направлений воспитательной деятельности. Михайлова М.П. предлагает следующую модель КТД, опираясь на работы И.П. Иванова: Этапы КТД: Старт КТД. Проводится во всех параллелях в форме игр, линеек, рекламы… На нем сообщается тема, цель, задачи, этапы, задания по этапам. Промежуточный этап. После старта проводятся промежуточные этапы КТД в классах. Они показывают, как ребята готовятся к итоговому КТД, находят новую информацию, приобретают новые умения, знания, навыки. Промежуточный этап проходит в разных формах: в форме устных журналов, конференций, посиделок, ярмарок. Их главная цель- накопление знаний, умений. В промежуточном этапе каждый может найти дело по душе. Изготовить поделку, принять участие в составлении проекта заключительной игры, сшить костюмы, декорации. Попробовать себя в качестве поэта, музыканта, оформителя… Результатом промежуточных этапов является: выпуск газет, плакатов, кроссвордов, ребусов, карт, макетов, литературных произведений, сочинений, поделок и много другого. Заканчивается этап выставкой творческих работ, в которой может принять участие каждый. Работы могут быть коллективные, индивидуальные, семейные, единственное условие, чтобы они соответствовали теме КТД каждый самостоятельно выбирает форму и вид творчества, может продемонстрировать свои способности в любой сфере деятельности. Это могут быть стихи, буклеты, картины, рефераты, рекламные статьи, костюмы изучаемой эпохи и т.д. Каждый может предложить и защитить свой проект. Итоговое КТД. Итогом любого КТД становятся театрализованные представления, интеллектуальные, развлекательные, спортивные игры, литературные гостиные, телепередачи на сцене, КВН, конкурсы и т.д. Здесь же подводятся итоги КТД. Лучшие участники получают дипломы, благодарственные письма за лучший сценарий, лучшую творческую работу, самое яркое выступление, лучший реферат. Вручаются медали выдающимся знатокам, эрудитам, организаторам КТД и т.д. Анализ КТД. После итогового КТД в каждом классе проводится анализ. Это один из важнейших этапов работы: оценка результата, соотнесение полученного с запланированным. Для педагога это педагогическая диагностика. Основные вопросы, которые должны быть обсуждены, на первый взгляд, просты: Как было организованно дело? Что мы узнали друг о друге? Что делал лично я, чему научился, что узнал? Какие мысли и чувства вызвало у тебя КТД? И т.д. Отмечаются успехи класса и личный вклад каждого. Задача педагога – фиксировать и отслеживать роли и позиции, которые занимают дети в различных КТД. Стремиться к тому, чтобы не “эксплуатировались” явные способности (например, умение рисовать – позиция оформителя); при его умелом руководстве ребёнок меняет роли, приобретая тем самым новые способности и умения. Таким образом, КТД становятся личностно ориентированным. А их периодичность и повторяемость способствует приобретению положительных привычек, формированию характера, приобретению и развитию способностей. Структура каждого коллективного творческого дела определяется шестью стадиями коллективного творчества. Первая стадия – предварительная работа коллектива. На этой стадии руководитель и члены коллектива определяют конкретные воспитательные задачи данного КТД, намечают свои исходные направляющие действия, необходимые для выполнения этих задач, и приступают к таким действиям, проводя “нацеливающие” воспитательные занятия с воспитанниками (беседы, экскурсии и т.д.), готовят их к коллективному планированию. Вторая стадия – коллективное планирование. Коллективное планирование начинается в микроколлективах, постоянных или временных объединениях. Здесь каждый высказывает свое мнение, оно обсуждается, в результате вырабатывается мнение микроколлектива. Третья стадия – коллективная подготовка КТД. Для подготовки и проведения выбранного КТД создается специальный орган – Совет дела, в который входят представители каждого микроколлектива. Это объединение действует только во время подготовки и проведения данного КТД. Для следующего дела подобный орган создается уже в новом составе. Проект КТД уточняется и конкретизируется сначала Советом дела, с участие руководителя коллектива, затем в микроколлективах, которые планируют и начинают работу по воплощению общего замысла. Четвертая стадия – проведение КТД. Руководитель коллектива и другие педагоги, опираясь на коллективный опыт подготовки КТД, говорят о самом главном, нужном. Действия воспитанников являются исходным, в них проявляется опыт, примерный и накопленный в процессе планирования и подготовки данного дела. Однако и в этой ситуации возникает необходимость “взывать к жизни” те действия воспитанников, которые по каким-либо причинам не осуществляются, хотя назрели, нужны для развития положительных и преодоления отрицательных личностных качеств. Пятая стадия – коллективное подведение итогов КТД. Подведение итогов происходит на общем сборе, которому может предшествовать письменный опрос – анкета, содержащая первичные вопросы – задачи на размышление: Что у нас было хорошо и почему? Что не удалось осуществить и почему? Что предлагаем на будущее? Шестая стадия – стадия ближайшего последствия КТД. На этой стадии в исходных направляющих действиях педагогов непосредственно реализуются выводы и предложения, выдвинутые при подведении итогов проделанной работы. Таковы внутренние связи каждого КТД, которые можно назвать связями развертывания КТД – развертывания нужных развивающих действий. Итак, дело ценно тогда, когда всему коллективу находятся творческие роли, поручения и задания. Когда именно это дело по душе, когда оно творческое по сути, т.е. имеет сюжет, вариативность, сюрпризы, новинки и придумки, интересно всем и каждому. Итак, кратко представим структуру коллективного творческого дела: Она определяется шестью стадиями коллективного творчества. Содержание этих стадий составляют действия воспитателей и воспитанников, необходимые для целенаправленного развития у воспитанников целостно-многостороннего гражданского отношения к жизни, к самим себе и для преодоления отрицательных личностных качеств. Первая стадия — предварительная работа коллектива. На этой стадии руководитель и сотрудники коллектива определяют конкретные воспитательные задачи данного КТД, намечают свои исходные направляющие действия, необходимые для выполнения этих задач и приступают к таким действиям, проводя «нацеливающие» воспитательные занятия с воспитанниками (беседы, экскурсии и т.д.), готовят их к коллективному планированию — рассказывают, какие дела можно провести, для кого, с кем вместе. Вторая стадия— коллективное планирование. Третья стадия— коллективная подготовка КТД. Четвертая стадия— проведение коллективного творческого дела. Пятая стадия— коллективное подведение итогов. Шестая стадия— ближайшее последействие. (Иванов И.П. Звено в бесконечной цепи.— Рязань, 1994. —c.34-40) Методика детского самоуправления Метод детского самоуправления предусматривает вовлечение учащихся в управление разнообразными делами, создание различных сообществ, способных реально осуществлять процесс организации и управления деятельностью учащихся в соответствии с их запросами и интересами, развивать организаторские, коммуникативные, аналитико- рефлексивные, нравственные и другие способности, направленные на формирование социальной активности личности и стремления к самосовершенствованию. Педагог, используя метод детского самоуправления, подключает школьников к организации совместной жизнедеятельности в коллективе: самообслуживанию, организации групповых дел, освоению исполнительской и управленческой культуры, культурному разрешению конфликтов путем договаривания, тем самым способствует процессам социализации личности ребенка и развития социальной активности учащихся. Детское самоуправление функционирует через систему работы формальных и неформальных лидеров, где сверстники находятся в сложных отношениях, в которых переплетены симпатия, конкуренция, стремление взять реванш, возможность играть, общаться и многое другое. Поэтому от педагога во многом зависит, в каких условиях и какие качества будут формироваться у школьников. А.С. Макаренко придавал большое значение роли самоуправления в процессе развития социально активной личности. Его принцип «параллельного действия» как раз предусматривал влияние коллектива учащихся на позитивные изменения в развитии личности ребенка, когда коллектив выступал параллельно с педагогом воспитывающим органом в работе с конкретным подростком. Самоуправление в классе обеспечивает всем учащимся равные права в управлении делами коллектива. Каждый может попробовать себя в роли организатора и понять, насколько это соответствует его индивидуальным особенностям и возможностям. В практике инновационных школ и воспитательных учреждений сложилась следующая структура детского самоуправления: высшим органом является детское собрание, которое избирает Совет группы, действующего в течение краткосрочного периода (от 1 недели до 3 месяцев или на время подготовки и реализации проекта, мероприятия). В состав Совета входят руководители различных Центров (секторов), которые организуют деятельность в группе ребят по направлениям. Рассмотрим принципы построения детского самоуправления. Система детского самоуправления предполагает: • выборность снизу доверху, • периодическую отчетность, • выполнение решений высших органов (классного собрания, совета класса) рядовыми членами или микрогруппами, • обеспечение права меньшинства на отстаивания своей позиции, • открытость принимаемых решений, реальную гласность, • соответствия органов коллектива содержанию деятельности, количестваорганизаторов-коллективов количеству направлений работы, • обеспечение детского актива реальными правами и обязанностями (фиктивные права, предоставленные советом группы или педагогом не требуют ответственности за выполнение порученного дела, развращают учащихся, приводят к формальному отношению к общественной деятельности, лишают возможностей развития организаторских и иных способностей школьников), • тактичную критику (корректно критикуется не личность, а ее поступки) и самокритику (признание своих ошибок, а не самобичевание). Самоуправление предполагает, что ребята могут самостоятельно осуществлять деятельность, включая постановку цели, планирование, организацию, согласование, анализ, построение перспектив. Однако анализ работы показал, что этого недостаточно. Деятельность должна носить общественно-значимый, воспитывающий и развивающий характер. Необходимо, чтобы ребята-организаторы чувствовали, что их деятельность нужна другим школьникам, учреждению, социуму, при этом осознавали ответственность за ее выполнение. Для этого необходима помощь взрослого: вожатого, зам. директора по воспитательной работе, педагога, родителей. Их роль заключается в том, чтобы создать условия для развития творческой социальной инициативы ребят в обсуждении насущных проблем и перспектив жизнедеятельности коллектива, учреждения; в проявлении желаний самим подготовить творческие дела, значимые как для них самих, так и других, в организации учащихся для выполнения поручений. Организация самоуправления – это не одноактное действие, а динамический процесс постепенного перехода от организации и управления деятельностью детского коллектива взрослыми к самодеятельности. Целью развития детского самоуправления в образовательном учреждении является предоставление возможностей и создание педагогических условий каждому школьнику раскрыть свои индивидуальные особенности, приобрести знания и способности, которые бы помогли ему успешно жить и работать как в настоящее время, так и в будущее. Демократизация жизни детского коллектива предполагает не упразднение контроля за выполнением членами своего сообщества своих обязанностей, а создание условий, в которых школьник учился бы самоконтролю, ответственному отношению к выполнению поручения. Такими условиями являются оптимистический настрой в коллективе, уважительные и доверительные отношения между его членами, стимулирование деятельности. Контрольная функция осуществляется по горизонтали, т.е. непосредственно в первичных коллективах, внутри органов самоуправления. Вертикальная структура самоуправления должна перейти с позиции административного контроля на позицию координации. Главной задачей педагога в развитии детского самоуправления является духовнонравственное, гражданское воспитание учащихся, развития организаторской и лидерской культуры школьников, сплочение коллектива с целью создания комфортной, безопасной обстановки, необходимой для решения проблем ребенка, развития и саморазвития школьника. При этом педагог стремится к тому, чтобы, постепенно передавая полномочия детскому самоуправлению, создавать и поддерживать необходимые условия для его успешного функционирования. Построение модели детского самоуправления начинается с конкретного ребенка, которому необходимо помочь раскрыть себя. Для этого педагог проводит диагностику по выявлению интересов, индивидуальных особенностей, черт характера, коммуникативных умений и положения ребенка в коллективе. Затем помогает каждому найти свою «нишу» среди учащихся. Используя механизм сменности актива и выполнения разовых поручений, помочь каждому попробовать себя в роли организатора и исполнителя, приобрести управленческий опыт, проверить соответствие этой позиции для своей личности, развивать способности к самоорганизации, самоанализу, самооценке, самоопределению, самореализации и самореабилитации.
«Интерактивные методики формирования социальной активности учащихся» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 193 лекции
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot