Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Институты как объект исследования

  • 👀 818 просмотров
  • 📌 790 загрузок
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате ppt
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Институты как объект исследования» ppt
Институты как объ ект исследования Лекция 2 Вопрос 1 Основные составляющие понятия «институт» Трактовки понятия «институт»   «Правила игры, созданные человеком ограничительные рамки, организующие взаимоотношения между людьми» (Д. Норт) «Руководство, ориентир, руководящий принцип будущих действий» (Дж. Найт) Атрибуты институтов  Универсальные правила  Ограничение индивидов + взаимодействие  Регулярно действующие правила  Практически применяемые правила  Наличие санкций (!?) Институты как универсальны е правила  Все члены данной общности располагают знанием, что эти правила существует и применяются ко всем, т.е. разделяются данной общностью Институты как универсальны е правила  Индивидуальные правила могут иметь значение института, когда ими руководствуются другие люди Институты как универсальны е правила Институты не обязательно признаются всеми  Человек решает, как применять правила, исходя из своего опыта  Институты и свобода  Институты ограничивают свободу  Институты позволяют индивидам взаимодействовать Институты и свобода  Абсолютная свобода = абсолютная несвобода Свобода возможна только в рамках определённых правил Институты и ожидания  Правило – то, что связывает прошлые и будущие действия, делает их упорядоченными, узнаваемыми  Институциональные правила касаются не единичных явлений, а имею дело с определенным классом случаев  Ожидается, что в определённых ситуациях им будут следовать все Институты и ожидания  Отклонение в поведении = нарушение правил Институты – освоенны е правила  Знание не тождественно освоению  Человек руководствуется правилом, когда не стремиться обойти его, уклониться  Институты существуют в сознании людей, являются «образцами», «действующими правилами»  Закон = институт, если он является «образцом», а не «рамкой» Наличие санкций  Некоторые институты предполагают наличие «прямых» санкций (наказание за нарушение правил) Наличие санкций  Есть также «косвенные» санкции (лишение возможности взаимодействовать с кем-либо) ! Индивид должен внутренне принимать институт, связанные с ним ценности Пример: дуэль как институт Вопрос 2 Взаимодействие подходов в изучении институтов «Социальное действие»: две традиции  Интенционализм (первичен «агент»)  Структурализм (первична структура) Интенционализм  Индивидуальное действие подчиняется интенциям (намерениям), свободно от внешних ограничений Структурализм Структура выступает как модель социальных отношений, «нечто внешнее» по отношению к индивиду Институты – модели поведения, установленные коллективно  Сближение традиций  Индивиды действуют внутри институтов, на рациональность их поведения влияют формальные и неформальные правила  Структуры – прежде всего «отпечатки» в сознании индивида - Агент и структура – «отдельные переменные» или единое целое? Клю чевы е проблемы  Как институты (в качестве одного из факторов) влияют на политическое поведение, на политическую жизнь  Как возникают и изменяются политические институты – в другой стороны «Институт» или «организация»?  Социологический подход: эти понятия практически тождественны. Организация – совокупность правил взаимодействия «Институт» или «организация»?  1) 2) 3) Институт в политической науке: Политическое установление (комплекс принципов, норм и т.д.) Политическое учреждение, организация Устойчивый тип политического поведения (С.В. Патрушев) «Институт» или «организация»?  Рациональный подход: 1) организация – совокупность институтов, структурирующих взаимодействия между индивидами; 2) организация – коллективный актор (не институт) Пример:  Парламент: - Как совокупность правил – институт Во взаимодействии с другими органами власти – организация Вопрос 3 Основные типы институтов: неоинституционализм рационального выбора Типы институтов - Формальные – неформальные Партикулярные – универсальные «Как правила» – «как нормы» – «как эквилибриум (равновесие)» (концепция Э. Остром) Формальны е – неформальны е  «Легальные правила игры». Какие действия разрешены (или нет) или обязательные (или нет).  «Социальные практики и ритуалы, основанные на подчинении культурным ценностям и нормам». - Отличаются по степени проявления Партикулярны е – универсальны е  Действуют в рамках отдельных, небольших общностей  Действуют в больших общностях Наложение критериев (В.В. Радаев) Характер ограничений Тип связей Общие Индивидуальные Формальные Законы Контракты Неформальные Нормы Договорённости Типология Э. Остром  Институты как правила – чётко определяют атрибуты (субъекты регулирования); норму (разрешено, запрещено, обязательно); цель (какое действие регулируется); условия действия (где, когда, как и др.); наказание, санкция в юридическом смысле. ADICO Типология Э. Остром  Институты как нормы – содержат нормативный компонент, но санкции применяются обществом а не специальными агентами ADIC Типология Э. Остром  Институты как эквилибриум – совместно разделяемые стратегии (нормативный компонент и санкции отсутствуют). Представляют собой «регулярные модели поведения индивидов» AIC Вопрос 4 Формальные и неформальные институты Определение  Формальные институты – правила, неформальные – нормы - Нормы – это неформальные ограничения на поведение, которые отчасти вытекают из формальных правил, иными словами, представляют собой как бы продолжение формальных правил в применении к конкретным ситуациям (Д. Норт) Характер взаимодействия - 4 типа неформальных инстиутов: дополняющие аккомодационные конкурентные замещающие (Г. Хелмке и С. Левитски) Дополняю щие институты  «Заполняют пробелы», либо занимаясь теми моментами, которые не предусмотрены в формальных правилах, либо способствуя преследованию личных целей в рамках формальных институтов (консультации, переговоры и др.). Аккомодационны е институты  Создают мотивы для такого поведения, которое существенно изменяет последствия соблюдения формальных правил без их прямого нарушения; они противоречат духу, но не букве формальных правил (теневой лоббизм и др.). Конкурентны е институты  Структурируют мотивы поведения так, что те становятся несовместимы с формальными правилами: чтобы выполнять одни правила, акторы вынуждены нарушать другие (клиентелизм, коррупция и др.). Замещаю щие институты  Помогают добиться того, что теоретически должны выполнять формальные институты, если бы не их неэффективность (традиции, родовые структуры и др.). Характеристики влияния неформальны х институтов     Корректируют правила, заданные формальными, иногда до противоположности Формальные институты могут действовать фрагментарно Отличаются механизмом создания Возможны констелляции институтов двух типов, «размытая законность», возникновение «подрывных институтов»
«Институты как объект исследования» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 88 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot