Институты и политическое взаимодействие акторов: модели исследования
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате ppt
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Институты и политическое
взаимодействие акторов:
модели исследования
Лекция 3
Вопрос 1
Природа институтов с
позиций теории
рационального выбора
Истоки теории
Политическая
мысль второй половины
XVIII – начала XIX вв. (философия
нравственности Юма и Фергюсона,
политэкономия Рикардо и Смита, теория
утилитаризма Бентама и Милля)
Основны е постулаты
рациональности
Исходной
точкой исследований является
индивид и его предпочтения
Человек стремится к максимальной
полезности своих действий
Предпочтения людей могут быть разными,
их цели остаются за рамками анализа
Поведение рационально, когда индивид
совершает оптимальный выбор
Три условия рационального вы бора
Сравнимость
альтернатив
Транзитивность (А лучше Б, Б лучше В, А
лучше В)
Рефлексивность (альтернативы не
меняются в ходе размышлений)
Проблемы анализа поведения
Индивид
выбирает не только цели, но и
пути их достижения (анализ усложняется)
Индивид может только предполагать
последствия своих действий
Индивиды должны учитывать действия
других
Проблемы анализа поведения
-Ограниченность рациональности связана с
невозможностью на практике четко
сформулировать цель, определить все
возможные альтернативы,
спрогнозировать реализацию каждой из
них и выбрать наиболее
предпочтительную. Всегда существует
неопределённость, связанная с
неполнотой информации
Концепция транзакционны х
издержек
1)
2)
Представляют собой обстоятельства,
затрудняющие взаимодействие
Виды:
Издержки на поиск информации –
издержки на соблюдение условий
транзакции (Д. Норт)
Возникающие до транзакции –
возникающие после транзакции (О.
Уильямсон)
Концепция транзакционны х
издержек
Индивид
будет стремиться к получению
более полной информации о возможных
альтернативах до тех пор, пока издержки
на её получение не будут превышать
ожидаемой выгоды (оптимизирующая
рациональность)
Значение институтов
Они
необходимы для снижения
транзакционных издержек и уменьшения
неопределённости
- Рациональным выбором акторов является
создание таких институтов
Например: договариваясь о купле-продаже
имущества, акторы заключают договор
Значение институтов
Существование
формальных институтов
основано на закреплённых правилах,
неформальных – на доверии
Поведение людей в рамках институтов
приобретает ценностно-рациональный
характер
Институты, существующие «объективно»,
т.е. помимо воли самого индивида, имеют
значение «поведенческих рамок»
Критика теории
Не
во всех случаях поведение является
рациональным (как проверить степень его
рациональности?)
Нет ответа на вопрос, как формируются
предпочтения индивидов
- Теория рационального выбора может
рассматриваться, как «логический
инструмент», позволяющий
анализировать причины отклонения от
рациональности
Вопрос 2
Институциональный анализ
на основе теории игр
Сущность теории
Изучает
принятие различные ситуации
решений несколькими
взаимодействующими индивидами
Исследователи: Дж. фон Нейман, О.
Моргенштерн, Дж. Нэш
Порядок анализа
Определяется
список игроков
Для каждого задаётся список стратегий
(возможных курсов действий)
Указывается выигрыш для каждой
стратегии каждого игрока
Типы игр
У
игроков есть доминирующая стратегия
(не зависящая от действий другого) –
доминирующая стратегия отсутствует
Некооперативные (решения принимает
отдельный игрок) – кооперативные
(решения принимает группа)
Неповторяющиеся – повторяющиеся
(создают возможность обучения игроков)
Два типа равновесия
Равновесие
Нэша – стратегия каждого
игрока является лучшим ответом на
действия другого
Равновесие Парето – нельзя увеличить
выигрыш одного игрока, не уменьшив
выигрыш другого
! Игровая модель в политической науке
отражает наличие и глубину конфликта
между акторами
Наличие доминирую щих стратегий
B
1
A
2
1
4
4 3
2
2
2
3 1
1
Оба игрока имеют доминирующую стратегию 1 и
получают наибольший выигрыш. Транзакционные
издержки почти отсутствуют. (Пример: два
равных партнёра по коалиции, доверяющие друг
другу)
Наличие доминирую щих стратегий
B
1
A
2
1
3
4 2
3
2
1
3 1
2
Равновесие доминирующих стратегий
существует, но стороны получают разный
выигрыш. (Пример: старший и младший партнёр
в коалиции)
Наличие доминирую щих стратегий
B
1
A
2
1
4
1 2
3
2
3
2 1
4
Стороны выбирают разные доминирующие
стратегии. Возникает проблема кооперации (цели
участников отличаются)
«Дилемма узника»
1.
2.
3.
Описывает поведение двух
арестованных, от которых полиция
добивается признания. Варианты:
Оба не признаются (наказание – 5 лет
(3))
Оба признаются (наказание – 10 лет (2))
Признаётся кто-либо один
(освобождается от наказания (4), второй
получает 15 лет (1))
«Дилемма узника»
B
1
A
2
1
3
3 1
4
2
4
1 2
2
1 – стратегия «не признаться»
2 – стратегия
«признаться»
Оба признаются из-за боязни быть обманутыми.
Для соблюдения соглашения необходим институт
внешнего принуждения. Модель используется
для анализа конфликтов и переговоров.
Решение проблемы кооперации
Наличие
внешних гарантий соглашения
(если стороны договорятся, кто-то третий
должен гарантировать от обмана)
Наличие повторяющейся игры
(постоянным партнёрам невыгодно
обманывать друг друга)
Отсутствие доминирую щих
стратегий
Для
игрока рациональнее выбрать тот или
иной вариант действий в зависимости от
действий другого игрока
Игровые модели иллюстрируют проблему
конфликта и координации
Конфликт с нулевой суммой
B
1
A
2
1
2
1
1
2
2
1
2
2
1
Выигрыш каждого игрока увеличивается ровно
настолько, насколько уменьшается выигрыш
другого (нет равновесия)
Дефицит координации
B
1
A
2
1
3
3
2
3
3
Оба игрока заинтересованы во взаимодействии,
но не могут его достичь. Для решения проблемы
необходимы дополнительные институты (пример:
ПДД для автомобилистов)
«Битва полов»
B
1
A
2
1
4
3
2
3
4
Переговоры требуют больших транзакционных
издержек, но при этом соглашения выполняются.
(Пример: разногласия между двумя партиями по
поводу того, чей представитель возглавит
коалиционное правительство). Нужны
дополнительные договорённости
«Торговая игра»
B
1
A
2
1
3
3
2
4
2
4
2
1
Переговоры в условиях, когда один из партнёров
имеет более слабую позицию. (Пример:
переговоры между работником и работодателем
по поводу уровня заработной платы)
Модель «цы плёнок»
B
1
A
2
1
3
3
2
4
2
4
2
1
1
Ситуация в повторяющейся игре, когда
недобросовестный партнёр нарушает
договоренности, но другой вынужден его терпеть.
(Пример: один из членов коалиции время от
времени устраивает скандалы, но другие не
могут сохранить коалицию без него)
Вы вод
Теория
игр даёт почти бесконечное
многообразие ситуаций. Позволяет
анализировать взаимодействие, увидеть
возникающие проблемы (конфликт,
координация, распределение,
кооперация), объяснить результаты
взаимодействия
Вопрос 3
Институциональный анализ
на основе
пространственного
моделирования
Сущность подхода
Представить
взаимодействие акторов в
определённом политическом
пространстве, состоящем из различных
измерений
Исследователи: Р. Блэк, Э. Даунс
Основны е понятия
Идеальная
точка (IP) – позиция актора по
совокупности рассматриваемых вопросов
Политический статус-кво (SQ) – точка,
представляющая собой текущую политику
Одномерная модель
0______А_____________B_________________C___________10
Размер государственного вмешательства в
экономику (0 – свободный рынок, 10 – тотальный
контроль):
А – либерал
B – консерватор
C – коммунист
Двухмерная модель
Взаимодействие
определённого числа
акторов по двум вопросам
«Кривые безразличия» (IC) – возможные
варианты политики, выбор между
которыми не имеет никакого значения для
актора
Winset of the status quo – набор точек,
которые могут заменить данную политику
Двухмерная модель
«Ядро»
- набор точек, находящихся
внутри геометрической фигуры,
соединяющей идеальные точки всех
акторов
- В модели встраиваются
институциональные правила, по которым
происходит взаимодействие
Примеры
«Теорема
медианного избирателя» - если
голосование происходит по отдельному
вопросу и каждый участник имеет
определённые предпочтения (идеальные
точки), результатом голосования будет
медиана (средняя точка)
Объясняет сближение американских
политических партий (Э. Даунс)
Примеры
«Теорема
хаоса» - в многомерном
политическом пространстве при
голосовании на основе большинства часто
не бывает единственного решения.
Должны существовать более сложные
институты обеспечивающие поддержание
равновесия
Вопрос 4
«Акторо-центрированный
институционализм»
(Ф. Шарпф)
Сущность подхода
Рассматриваются стратегии
взаимодействия индивидов, действующих
целенаправленно и оперирующих внутри
институтов, которые одновременно и
предоставляют и возможности
взаимодействия, и ограничивают их
стратегии
Основны е компоненты модели
Внешняя
среда – проблемы –
разработанные политики
Акторы – констелляции акторов – модели
взаимодействия
Институциональное окружение
- Этим компонентам соответствуют три
группы факторов
Три этапа анализа
публичной политики
Анализ
акторов
Анализ их констелляции и
взаимодействия
Анализ институциональных факторов
Анализ акторов
Возможности
акторов (ресурсы, которыми
актор располагает в рамках данного
взаимодействия)
Ориентации акторов (восприятие актором
взаимодействия и его предпочтения)
Ориентации взаимодействия
(индивидуализм, солидарность,
конкуренция, альтруизм, враждебность)
Анализ констелляций
Описание
набора акторов, их стратегий,
последствий различных комбинаций
стратегий и предпочтения по поводу этих
последствий
Определяется возможные выигрыши,
уровень конфликтности
4 модели взаимодействия
Одностороннее
действие
Переговорное соглашение
Голосование на основе большинства
Иерархическое указание
Влияние институтов
Определяют
набор акторов
Оказывают воздействие на их
возможности
Влияют на предпочтения (соединение
двух подходов)
Определяют порядок взаимодействия
Способствуют возложению
ответственности и развитию кооперации
Методы «аналитического
упрощения»
Автор
стремится отобразить сложные
процессы публичной политики на основе
относительно простых схем, т.к. это
свойственно и самим акторам
Методы: расщепление, агрегация
Вопрос 5
Теория
«институционального
анализа и развития»
(Э. Остром)
Общая схема анализа
Основны е понятия
«Арена
взаимодействия» - ситуация
взаимодействия и характеристики акторов
Её характеристики порождают
определённые образцы взаимодействия
акторов и их результаты (последствия)
Основны е понятия
«Экзогенные
(внешние) факторы:
физические и материальные условия,
характеристики сообщества, институты
Институты сами по себе не производят
политических результатов, но оказывают
существенное влияние на взаимодействие
акторов
Ситуация взаимодействия
-
Набор участников
Позиции участников
Набор разрешенных действий участников
Результаты действий
Уровень контроля за своим выбором
Информация, доступная для участников
Затраты и выгоды
Образцы взаимодействия и
результаты
Акторами
могут быть как индивиды, так и
группы
В зависимости от структуры ситуации и
предположений об акторах аналитик
может сделать более или менее строгие
выводы о результатах взаимодействия
Пример: пользование ОР
При
отсутствии внешних ограничений со
стороны сообщества вероятно их скорое
истощение
При наличии внешних ограничений
стратегия, ориентированная на
коллективный интерес, м.б.
предпочтительной
Сообщества создают институты
Определение институтов
«Разделяемые
среди акторов,
вовлечённых в данное взаимодействие,
предписания о том, какие действия
требуются, запрещены или разрешены»
Институты в значительной степени
определяют характеристики ситуации
взаимодействия
Взаимодействия и институты
Характеристики ситуации
взаимодействия
Институты
Набор акторов
Правила входа и выхода
Позиции
Позиционные правила
Набор действий
Рамочные правила
Результаты
Правила управления
Уровень контроля
Правила обобщения
Информация
Информационные
правила
Затраты и выгоды
Правила платы
Вы боры в парламент
Набор участников
Зарегистрированные
кандидаты (ограничения
по гражданству,
возрасту, цензу
оседлости и др.)
Позиции
Кандидат в депутаты,
руководитель штаба,
доверенное лицо и др.
Вы боры в парламент
Набор доступных
действий
Кандидаты могут вести
агитацию в рамках
закона, СМИ могут
печатать агитационные
материалы за их счёт и
др.
Потенциальные
результаты
Агитация ведё1т к росту
рейтинга, но не должна
вызвать беспорядков и
др.
Вы боры в парламент
Уровень контроля над
выбором действий
Кандидат
самостоятельно
определяет места встреч
с избирателями, но
должен спрашивать
разрешение на митинг, и
др.
Доступная информация
Информация о доходах,
имуществе кандидата, но
не о личиной жизни, и др.
Вы боры в парламент
Затраты и выгоды
Кандидат может быть
снят за предоставление
ложной информации,
может получить
дополнительную
поддержку спонсоров в
случае роста рейтинга, и
др.
Характеристики внешнего мира
Возможность
пользоваться общими
благами
Степень восполняемости ресурсов
Мобильность и стационарность ресурсов
Размеры ресурсной системы, и др.
Атрибуты сообщества
Нормы
поведения и уровень их
восприятия
Распределение ресурсов внутри
сообщества
Культура взаимодействия, и др.
Уровни взаимодействия
Реальность
политических процессов м.б.
представлена как множество арен
взаимодействия
Три уровня:
- Операциональный
- Коллективное действие (принятие
коллективных решений по поводу правил)
- Конституционный (правила разработки
правил)
Проблема подчинения
Люди
подчиняются институтам, пока это
выгодно (выгода от подчинения больше,
чем выгода от нарушения правил) – т.н.
«дельта параметр»
Необходимы санкции и мониторинг
нарушений
Пример: переговоры члена правящей
коалиции с оппозицией
Вопрос 6
Теория «вето-игроков»
(Дж. Цебелис)
Основное понятие
«Вето-игроки
– индивидуальные и
коллективные акторы, чьё согласие
необходимо для изменения политического
статус-кво»
Используются пространственные модели
Определение вето-игроков
Формально
вето-игроки закрепляются
конституционным образом, однако в
реальности их количество может быть
большим или меньшим
В зависимости от ситуации вето-игроками
могут быть разные субъекты политики
(группы интересов, бюрократия, армия и
др.)
Анализ политической стабильности
Соотношение
статус-кво с позициями
вето-игроков:
- Чем дальше они располагаются друг от
друга, тем более вероятны политические
изменения
Анализ политической стабильности
Политическая
стабильность возрастает по
мере увеличения количества ветоигроков:
- Чем больше акторов должны прийти к
согласию, тем труднее принять решение.
Большое количество вето-акторов должно
препятствовать появлению
«доминирующего актора». Также
действует «правило поглощения».
Анализ политической стабильности
Играет
важную роль идеологическая
дистанция между игроками:
- Чем больше такая дистанция, тем
труднее изменить статус-кво
Анализ политической стабильности
Важно
не только количество вето-игроков,
но и правила, определяющие их
взаимодействие:
- Существуют т.н. «держатели повестки
дня». Одни игроки делают предложения,
другие могут принимать или отвергать их
(последовательность вето). Вето-игрок,
контролирующий повестку дня, получает
значительные преимущества.
Другие заклю чения
Единый
вето-игрок является держателем
повестке и не имеет ограничений в
политике
Значимость держателя повестки падает
по мере роста политической стабильности
Она возрастает по мере того, как он
располагается более центрально по
отношению к другим игрокам
Литература к теме
Сморгунов
Л.В. Современная
сравнительная политология. М., 2002.
Щербак А.Н. Коалиционная политика
российских партий // Полис, 2002, № 1.