Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Инновационный менеджмент: возникновение, становление и основные черты. Организация инновационного менеджмента

  • 👀 449 просмотров
  • 📌 382 загрузки
Выбери формат для чтения
Статья: Инновационный менеджмент: возникновение, становление и основные черты. Организация инновационного менеджмента
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Инновационный менеджмент: возникновение, становление и основные черты. Организация инновационного менеджмента» pdf
Раздел 2. ИННОВАЦИОННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ: ВОЗНИКНОВЕНИЕ, СТАНОВЛЕНИЕ И ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ. ОРГАНИЗАЦИЯ ИННОВАЦИОННОГО МЕНЕДЖМЕНТА Лекция №2. Оригинальное инновационное наблюдение было сделано Н.Д. Кондратьевым в 20-х годах, который обнаружил существование так называемых «больших циклов» или, как их называют за рубежом, «длинных волн». Н.Д. Кондратьев указал на наличие взаимосвязи длинных волн с техническим развитием производства, привлекая к анализу данные о научнотехнических открытиях, показывая волнообразный характер их динамики. Он исследовал динамику нововведений, отличая их от открытий и изобретений. Динамика нововведений исследуется в разрезе фаз большого цикла. В исследованиях Н.Д. Кондратьева впервые просматриваются основы так называемого кластерного подхода. Н.Д. Кондратьев показал, что нововведения распределяются по времени неравномерно, появляясь группами, то есть, говоря современным языком, кластерами. Рекомендации Н. Д. Кондратьева могут быть использованы при выработке инновационной стратегии. Термин «инновация» стал активно использоваться в исследованиях переходной экономики России как самостоятельно, так и для обозначения ряда родственных понятий: «инновационная деятельность», «инновационный процесс», «инновационное решение» и т. п. В литературе насчитываются сотни определений. Например, по признаку содержания или внутренней структуры выделяют инновации технические, экономические, организационные, управленческие и др. Выделяются такие признаки, как масштаб инноваций (глобальные и локальные); параметры жизненного цикла (выделение и анализ всех стадий и подстадий), закономерности процесса внедрения и т. п. Различные авторы, в основном зарубежные (Р. Нельсон, К. Фримен, К.Пэвитт, И. Шумпетер и др.) трактуют это понятие в зависимости от объекта и предмета своего исследования. Методология системного описания инноваций в условиях рыночной экономики базируется на международных стандартах (Руководство Осло). В соответствии с ними под инновационной деятельностью понимается вид деятельности, связанный с трансформацией идей (обычно результатов научных исследований и разработок либо иных научно-технических достижений) в технологически новые или усовершенствованные продукты или услуги, внедренные на рынке, в новые или усовершенствованные технологические процессы или способы производства (передачи) услуг, использованные в практической деятельности. Инновационная деятельность предполагает целый комплекс научных, технологических, организационных, финансовых и коммерческих мероприятий, и именно в своей совокупности они приводят к инновациям. В статистике выделяются следующие основные виды инновационной деятельности:  исследования и разработки;  технологическая подготовка и организация производства, охватывающие приобретение производственного оборудования и инструмента, изменения в них, а также в процедурах, методах и стандартах производства и контроля качества, необходимых для изготовления нового продукта или методов их производства (передачи);  пуск производства и предпроизводственные разработки, включающие модификации продукта и технологического процесса, переподготовку персонала для применения новых технологий и оборудования, а также пробное производство, если предполагается дальнейшая доработка конструкции;  маркетинг новых продуктов, включая деятельность, связанную с выпуском но- вой продукции на рынок, предварительным исследованием рынка, адаптацией продукта к различным рынкам, а также рекламную кампанию, но исключая создание сетей распространения для реализации на рынке;  приобретение неовеществленных технологий со стороны в форме патентов, лицензий, раскрытия ноу-хау, конструкций, моделей и услуг технологического содержания;  приобретение овеществленных технологий — машин, оборудования, по своему технологическому содержанию связанных с внедрением на предприятии продуктовых или процессных инноваций;  производственное проектирование, включая подготовку планов и чертежей, предусмотренных для определения производственных процедур, технических спецификаций, эксплуатационных характеристик, необходимых для создания концепции, разработки, производства и маркетинга новых продуктов, процессов, услуг. Технологические инновации представляют собой конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта или услуги, внедренных на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса или способа производства (передачи) услуг, используемых в практической деятельности. Инновация считается осуществленной в том случае, если она внедрена на рынке или в производственном процессе. Анализ различных определений приводит к выводу, что специфическое содержание инновации составляют изменения, а главной функцией инновационной деятельности является функция изменения. Австрийский ученый И. Шумпетер выделял пять типичных изменений: 1. Использование новой техники, новых технологических процессов или нового рыночного обеспечения производства (купля-продажа). 2. Внедрение продукции с новыми свойствами. 3. Использование нового сырья. 4. Изменения в организации производства и его материально-технического обеспечения. 5. Появление новых рынков сбыта. Эти положения И. Шумпетер сформулировал еще в 1911 г. Позднее в 30-е годы он уже ввел понятие инновация, трактуя его как изменение с целью внедрения и использования новых видов потребительских товаров, новых производственных и транспортных средств, рынков и форм организации в промышленности. В ряде источников инновация рассматривается как процесс. В этой концепции признается, что нововведение развивается во времени и имеет отчетливо выраженные стадии. Инновации свойственны как динамический, так и статический аспекты. В последнем случае инновация представляется как конечный результат научно-производственного цикла (НПЦ), эти результаты имеют самостоятельный круг проблем. Термины «инновация» и «инновационный процесс» не однозначны, хотя и близки. Инновационный процесс связан с созданием, освоением и распространением инноваций. Создатели инновации (новаторы) руководствуются такими критериями, как жизненный цикл изделия и экономическая эффективность. Их стратегия направлена на то, чтобы превзойти конкурентов, создав новшество, которое будет признано уникальным в определенной области. Организационные структуры инновационного менеджмента На рис. 4. представлена в схематичной форме организационная структура научноинновационной сферы в России. Центральное место в ней занимают организации, осуществляющие инновационную деятельность, научные исследования и разработки. Рисунок 4 – Организационная структура научно-инновационной сферы в России К числу научных организаций относятся все организации (учреждения, предприятия), выполняющие исследования и разработки в качестве основной деятельности либо имеющие в своем составе подразделения, основной деятельностью которых является выполнение исследований и разработок, независимо от их принадлежности к той или иной отрасли экономики, организационно-правовой формы и формы собственности. С точки зрения их специализации могут быть выделены научные организации, ведущие исследования преимущественно в той или иной области знаний (общенаучного профиля) или отрасли экономики (отраслевого профиля). В России действует следующая классификация научных организаций по секторам науки и типам организаций, объединенных по организационным признакам, характеру и специализации выполняемых работ (табл. 1). Таблица 1 - Секторы науки (деятельности) Сектор Секторы науки (деятельности) Государственный  Организации министерств и ведомств, которые обеспечивают управление государством и удовлетворение потребностей общества в целом (государственное управление, оборона, общественный порядок; здравоохранение, культура, досуг, социальное обеспечение и т. п.), включая федеральные и местные органы.  Бесприбыльные (некоммерческие) организации, полностью или в основном финансируемые и контролируемые правительством, за исключением организаций, относящихся к высшему образованию. Эти организации в первую очередь обслуживают правительство и не ставят своей задачей получение прибыли, а в основном вовлечены в исследовательскую деятельность, касающуюся общественных и административных функций. Предпринимательский  Все организации и предприятия, чья основная деятельность связана с производством продукции или услуг в целях продажи (отличных от услуг сектора высшего образования), в том числе находящиеся в собственности государства.  Частные бесприбыльные (некоммерческие) организации, в основном обслуживающие вышеназванные организации. Высшее образование  Университеты и другие высшие учебные заведения, независимо от источников финансирования или правового статуса.  Научно-исследовательские институты, экспериментальные станции, клиники, находящиеся под непосредственным контролем или управлением или ассоциированные с высшими учебными заведениями.  Организации, непосредственно обслуживающие высшее образование (организации системы Госкомитета по высшему Частный образованию). Частные организации, не ставящие своей целью получение бесприбыльный прибыли (профессиональные общества, союзы, ассоциации, (некоммерческий) общественные, благотворительные организации, фонды); кроме фондов, более чем наполовину финансируемых государством, которые относятся к государственному сектору.  Частные индивидуальные организации. Типология научных организаций представлена в табл. 2. Таблица 2 - Классификация научных организаций по типам Сектор науки Тип организации (деятельности) Государственный сектор Организации федеральных (центральных) министерств и ведомств (включая Российскую академию наук и отраслевые академии). Организации органов управления республик, краев, областей, Москвы, Санкт-Петербурга Организации местных (муниципальных) органов управления Предпринимательский сектор Отраслевые научно-исследовательские институты Конструкторские, проектно-конструкторские, технологические организации Проектные и проектно-изыскательские организации Промышленные предприятия Опытные базы Прочие Сектор высшего Университеты и другие высшие учебные заведения образования Научно-исследовательские институты (центры), подведомственные высшим учебным заведениям и (или) органам управления высшим профессиональным образованием Клиники, госпитали, другие медицинские учреждения при высших учебных заведениях Опытные (экспериментальные) предприятия, подведомственные высшим учебным заведениям Прочие Частный бесприбыльный Добровольные научные и профессиональные общества и (некоммерческий) ассоциации сектор Общественные организации Благотворительные фонды Прочие Среди организационных структур инновационного менеджмента особая роль принадлежит малым фирмам. Малый исследовательский бизнес начал формироваться в 60-е годы. При этом мелкие и средние исследовательские фирмы создавались, например, вблизи крупных университетских центров. Они совместно арендовали участки земли, использовали лабораторную и информационную технику университета. Так, в США вблизи Стэнфордского университета сосредоточено свыше 3 тысяч средних и мелких электронных фирм с общим числом занятых 190-200 человек. Каждая из них ориентируется на разработку и освоение одного-двух видов новой продукции, а в целом покрывает 20% мировых потребностей в компьютерных и электронных компонентах определенных видов. В зарубежной практике к малому и среднему предпринимательству обычно относят фирмы с числом работающих до 500 человек. Интересны примеры специфических, внутриотраслевых и внутрифирменных подходов к выработке критериев разграничения предприятий. В США количественные критерии (численность наемных работников или оборот) устанавливается Администрацией малого бизнеса США для каждой отрасли в соответствии со стандартным промышленным классификатором в зависимости от особенностей производств и иных необходимых факторов. Так, в американской компании «Мак-Гроу-Хилл» к малым предприятиям относятся предприятия с числом работающих до 50 человек, к средним — до 99, крупным — 100 и более. В компании по производству автомобильных шин компании «Гудьир» организационнопроизводственная структура состоит из 164 отдельных рабочих групп (производственных центров) с числом работающих от 5 до 27 человек. В странах Европейского союза (ЕС) к средним предприятиям относят предприятия с числом занятых от 50 до 250 чел., годовым оборотом менее 16 ЭКЮ, суммой баланса менее 8 млн ЭКЮ; к малым предприятиям — с числом занятых до 50 чел.; годовым оборотом менее 4 млн ЭКЮ, суммой баланса менее 2 млн ЭКЮ. Кроме того, применяются различные определения малых и средних предприятий при оказании конкретных мер поддержки на уровне ЕС, при этом страны-члены ЕС в ряде случаев могут применять национальные критерии отношения предприятий к категории малых. В Японии к малым и средним предприятиям в обрабатывающей промышленности и на транспорте относят предприятия с уставным фондом до 100 млн йен и численностью до 300 чел., в оптовой торговле, соответственно — до 30 млн йен и 100 чел., а в розничной торговле и сфере услуг — до 10 млн йен и 50 человек. Указанные критерии отнесения предприятий к малым и средним являются верхними пределами. Они могут быть законодательно изменены в зависимости от необходимости применения отдельных мероприятий в некоторых отраслях, (например, в фарфорофаянсовом производстве и резиновой промышленности к вышеназванной группе предприятий относят предприятия с численностью до 900 чел.). В Японии имеет место также понятие маломасштабного предприятия с численностью до 20 чел., а в торговле и сфере услуг — до 5 чел. В перерабатывающей промышленности Японии 750 тысяч заводов, из них 70% — это маленькие предприятия, где работают от 1 до 9 человек; 10% — предприятия с численностью работающих от 10 до 20 человек. Знаменитые автомобили «Тойота» и «Хонда» на больших японских заводах просто собираются, десятки тысяч средних и малых предприятий изготавливают для них отдельные детали и узлы. Например, на заводе, который поставляет пластмассовые детали для фирмы «Хонда», работают 9 человек, площадь завода всего лишь 300 кв. метров. Пресс- формы для этих деталей изготавливает один человек, имеющий на своем дворе в подсобном помещении два станка. Этот человек является хозяином своего предприятия и работает на нем. Но он выпускает такие пресс-формы, которые отвечают самым высоким требованиям фирмы «Хонда». Это возможно потому, что материал для их производства, очень высокого качества, поступает из Швеции, где его выпускают более крупные заводы. Наименьшими предприятиями в Японии считают те, которые имеют основные фонды в размере, равном среднему или низкому уровню годовой заработной платы одного работающего, то есть практически каждая семья может открыть свой бизнес. Японские компании отчисляют значительную долю от объема продаж (в передовых отраслях 8-10%) на исследования и разработки, понимая, что наибольшую прибыль приносят товары, изготовленные с применением передовой технологии.
«Инновационный менеджмент: возникновение, становление и основные черты. Организация инновационного менеджмента» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 105 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot