Инфраструктура инновационной деятельности
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Лекция 7 Инфраструктура инновационной деятельности
7.1 Состав и функции инновационной инфраструктуры
7.2 Финансовая инфраструктура
7.3 Производственно-технологическая инфраструктура
7.4 Особенности развития инновационной инфраструктуры в России
7.1 Состав и функции инновационной инфраструктуры
Инновационный процесс протекает нормально, когда информация
относительно свободно, без серьезных препятствий движется в обоих
направлениях,
когда
соответствует
своему
коммуникаций
каждый
компонент
назначению.
достигается
с
Это
помощью
инновационной
состояние
структуры
отлаженности
социально-экономической
составляющей инновационного процесса, которую можно интерпретировать
как его инфраструктуру.
Функционирование
рынка
обычно
поддерживается
рыночной
инфраструктурой, которая является каркасом любого рынка.
Инновационная инфраструктура – это подсистема в структуре
инновационной
деятельности,
которая
направлена
на
содействие
и
поддержку ее осуществления.
Инфраструктура
инновационного
рынка
–
совокупность
экономических субъектов и механизмов, организационно и материально
обеспечивающих эффективное взаимодействие (коммуникацию) участников
обмена.
Это комплекс организаций (учреждений), имеющих подчиненный и
вспомогательный характер, обслуживающих инновацию и обеспечивающих
условия нормального протекания инновационного процесса.
Эта подсистема сама имеет сложную структуру. Ее элементы – это
программы и проекты поддержки инновационной деятельности, а также
выполняющие
их
организации;
эти
элементы
взаимосвязаны
и
взаимодействуют между собой и с другими элементами в структуре
инновационной деятельности.
1
Элементы инфраструктуры научно-технической и инновационной
деятельности.
Информационное обеспечение научно-технической и инновационной
деятельности – дает возможность доступа к составляющим инфраструктуру
базам и банкам данных на различных условиях (в том числе коммерческих)
для всех заинтересованных в этом организаций и ИП независимо от их форм
собственности.
Информационная инфраструктура призвана обслуживать процесс
передачи
технологий.
Она
должна
обеспечивать
распространение
информации о передаваемых технологиях, а, кроме того, содержать элементы
биржевого (аукционного, тендерного) характера, позволяющие осуществлять
торговлю технологиями, а в отдельных случаях способствовать их
конкурсному распространению.
Включает: собственно базы данных и знаний, центры доступа, а также
аналитические,
статистические,
информационные
и
т.п.
центры;
информационно-телекоммуникационные сети.
Экспертиза
государственную)
(включая
научно-технических
и
инновационных программ, проектов, предложений и заявок – обеспечивает
высокопрофессиональное и качественное проведение различных видов
независимой оценки научно-технической и инновационной деятельности
(научная,
финансово-экономическая,
экологическая
и
другие
виды
экспертизы).
Включает:
центры
консалтинга,
как
общего,
так
и
специализирующегося в сферах финансов, инвестиций, экологии и т. д.
Система координации и регулирования развития научно-технической и
инновационной деятельности – позволяет через экономические методы и
рычаги координировать и регулировать развитие научно-технической и
инновационной деятельности.
Финансово-экономическое
инновационной
деятельности
обеспечение
–
активно
научно-технической
используются
и
различные
2
внебюджетные
источники
средств
(прежде
всего
ресурсы
местных
предпринимательских структур, а также инвестиции из других регионов и
стран)
и
одновременно
предусматривается
прямая
и
косвенная
государственная поддержка этой деятельности.
Включает:
различные
типы
фондов
(бюджетные,
венчурные,
страховые, инвестиционные, грантообразующие), а также другие финансовые
институты, такие как, например, фондовый рынок, особенно в части
высокотехнологичных компаний.
Система
производственно-технологической
поддержки
создания
новой конкурентоспособной наукоемкой продукции и высоких технологий –
практическое освоение новой конкурентоспособной наукоемкой продукции и
высоких технологий на ИП, в том числе с использованием лизинга.
Включает:
бизнес-инновационные
сети;
инновационно-
технологические центры, технопарки, бизнес-инкубаторы, технополисы,
территориально-производственные зоны, центры трансфера технологий и т.п.
Сертификация наукоемкой продукции – обеспечивает предоставление
осваивающим и производящим новую конкурентоспособную наукоемкую
продукцию и высокие технологии предприятиям услуг в области метрологии,
стандартизации и контроля качества.
Включает: организации, занятые оказанием услуг по проблемам
стандартизации, сертификации, контроля качества.
Система продвижения научно-технических разработок и наукоемкой
продукции – обеспечивает продвижение научно-технических разработок и
наукоемкой продукции на региональные, межрегиональные, федеральный и
зарубежный рынки и включает маркетинг, рекламную и выставочную
деятельность, патентно-лицензионную работу и защиту интеллектуальной
собственности.
Включает: организации, занятые оказанием услуг по проблемам
интеллектуальной собственности, биржи интеллектуальной собственности,
3
фондовые
биржи
высокотехнологических
компаний,
выставочные
комплексы, рекламные и маркетинговые агентства, торговые сети и т. п.
Система подготовки и переподготовки кадров для научно-технической
и
инновационной
«менеджерских
деятельности
команд»
для
–
включает
управления
обучение
реализацией
целевых
конкретных
предпринимательских проектов в условиях рыночной экономики.
Включает: образовательные учреждения (учебно-деловые центры) по
подготовке и переподготовке кадров в области научного и инновационного
менеджмента, технологического аудита, маркетинга и т. д.
7.2 Финансовая инфраструктура
Финансовая инфраструктура НИС является важнейшей составляющей
процесса непрерывного инвестирования, обеспечивая доступ к финансовым
ресурсам, необходимым на разных стадиях инновационного процесса – от
создания научного продукта до коммерциализации готового продукта.
Особая роль фондов, как самостоятельных субъектов финансовой
инфраструктуры, доказана практическим опытом последних десятилетий ХХ
в.
Во
всех
наиболее
развитых
странах
мира
научно-технические,
инновационные, венчурные и другие фонды действуют почти на всех стадиях
инновационной
цепи,
образуя
некую
систему,
которая
является
неотъемлемой частью НИС.
В мировой практике используются соответствующие механизмы
финансирования, нацеленные на эффективное решение финансовых проблем
на каждом этапе инновационного процесса. Они
включают: конкурсный
отбор и независимая экспертиза проектов, ограничение лоббирования,
исключение
конфликта
интересов,
передача
регулирующих
функций
профессиональным объединениям и т. д. При этом даже средства
государственного бюджета, например, на научно-исследовательские работы,
распределяются
не
через
ведомственные
каналы,
а
через
специализированные фонды, что в определенных случаях, как показывает
практика, намного эффективнее.
4
Фонды
организации,
–
имеющие
специальный
статус
и
осуществляющие финансирование тех или иных проектов и программ.
Институциональные источники венчурного капитала
Процессы институционализации венчурного бизнеса начались лишь в
1950–1960 гг. прошлого века. В настоящее время имеется около 500
институциональных
источников
венчурного
капитала.
Большинство
институциональных источников имеют форму корпораций или партнерств и
управляются профессионалами, как и любые корпорации.
Венчурные (инновационные) фонды – своеобразные интеллектуальные
диверсификаты, тесно связанные с многочисленными внедренческими
наукоемкими организациями.
Венчурные фонды совместно с внедренческими организациями
разрабатывают план работ, решают вопросы сбыта (продаж), осуществляют
подбор менеджеров высшей квалификации, проводят патентный анализ и др.
Они являются одним из ведущих структурных звеньев, так называемых
инкубаторов инновационного бизнеса.
Инновационный фонд – фонд финансовых ресурсов, созданных с целью
финансирования новейших научно-технических разработок и «рисковых»
проектов. Источник – спонсорские взносы фирм, банков. Распределяется
между заявителями, претендующими на инвестиции.
Заявители
инновационного
фонда
–
чаще
всего
научно-
исследовательские, конструкторские организации, разработчики новых идей,
проектных замыслов, которые претендуют на получение инвестиций,
финансовых ресурсов, как правило, на конкурсной основе, часто в виде
тендера.
Рисковый капитал – это адекватный современному этапу развития
научно-технического
прогресса
способ
учредительства
стартовых
наукоемких высокотехнологичных фирм (венчуров), своеобразие которого
заключается в переплетении и сочетании различных приложений капитала:
акционерного, ссудного, предпринимательского.
5
Сравнительная новизна явления (первый венчурный фонд был создан в
США в 1961 г.) определила тот факт, что в настоящее время отсутствует не
только строгое определение этого явления, но и четкое разграничение двух
его сторон: рисково-финансовой и организационно-нововведенческой.
В этом смысле следует отделять от прочих нововведенческих
организационно-финансовых
венчурных
структур
финансово-
учредительскую деятельность венчурных фондов с целью извлечения
учредительской прибыли или дохода от роста курса акций приобретенных
ими фирм.
Схема деятельности таких фондов следующая. После тщательного
отбора инвестиционных проектов (отбирается один-три проекта из 100) фонд
инвестирует средства своих инвесторов в перспективные, как правило,
начинающие
предприятия,
для
финансового
руководства
которыми
создаются управляющие компании.
С достижением приемлемого для фонда уровня роста цены этих
предприятий фонд продает их. Высокий уровень доходности по успешным
инвестициям (доля которого составляет около 30 % от принятых проектов)
позволяет венчурным фондам обеспечить доход, в среднем в 2-3 раза
превышающий нормальный для западных экономик.
Следует,
однако,
иметь
в
виду,
что
условием
успешного
функционирования финансового венчура является развитый финансовый
рынок, и в первую очередь рынок ценных бумаг, что, в свою очередь,
предполагает существование как минимум устойчивого инвестиционного
климата. В условиях нефункционального рынка ценных бумаг возникают
завышенные
ожидания
в
отношении
государственного
участия
в
инновационном бизнесе.
Предпринимателю стоит потратить некоторое время на анализ
деятельности компании венчурного капитала для того, чтобы понять в каких
типах инвестиций она заинтересована и какого типа компанией она
6
выступает. Необходимо оценить репутацию источника венчурного капитала
до того, как будет предпринята попытка получения от него средств.
Типы компаний
Публичные компании – некоторое количество компаний венчурного
капитала является публичными и торгуются на биржах – основной признак –
хорошая репутация.
Часть из них:
! инвестируют в форме долга (leveraged);
! инвестируют в капитал (unleveraged).
Характерным для публичных компаний венчурного капитала является
размер – как правило – они больше большинства фондов.
1 Если требуется значительный объем венчурного капитала – есть
смысл начать с публичных компаний.
Частные компании – большая часть компаний венчурного капитала, в т.
ч. и крупных.
Основная часть частных компаний создана ограниченным числом
организаций – пенсионных фондов и страховых компаний, которые
размещают часть активов в ООО (limited partnerships) для венчурных
инвестиций.
Иногда частная венчурная компания частично может инвестировать в
форме долга, но, как правило, она ориентирована на инвестиции в капитал
(если капитал более $10 млн).
Частные фонды меньшего размера специализируются на работ с малым
бизнесом (SBIC) или ориентируются на инвестиции в форме долга.
2 Получить информацию о работе частных компаний венчурного
капитала довольно сложно – управляющие, как правило, не описывают
внутренние процедуры.
Размер и возраст частной компании венчурного капитала имеют
значение при их оценке.
7
Более крупные и зрелые фонды, как правило, известны лучше, поэтому
легче оценить насколько этичным является их бизнес.
Компании, связанные с банками – многие банки создали венчурные
компании для инвестирования в капитал компаний малого бизнеса.
Такого рода компании позволяют банкам обойти ограничения
банковского законодательства, которое не позволяет владеть долей в
капитале малого бизнеса.
Большие банки имеют большие дочерние подразделения, работающие в
области венчурного капитала. В большинстве банков кредитный и
венчурный бизнес не связаны и организационно также оформлены раздельно.
3 Если требуется одновременно инвестиции в форме капитала и долга
не стоит при этом ориентироваться на компании, связанные с банками, т.к.
эти операции все равно не связаны и разделены.
Большие корпорации – многие большие корпорации США имеют
подразделения венчурного капитала или инвестировали в один или
несколько пулов венчурного капитала.
В последние годы, создание венчурных компаний при больших
корпорация не принято и более обычным для больших компаний является
инвестирование через участие в венчурных фондах. Они становятся одним из
инвесторов
(limited
partners),
наряду
с
другими,
профессионально
управляемых венчурных фондов.
4 Некоторые предприниматели болезненно относятся к инвестициям в
их малый бизнес со стороны больших корпораций, потому что есть опасение,
что в случае успеха большая корпорация попытается выкупить его бизнес в
момент, который не будет оптимальным для продажи с точки зрения
предпринимателя.
7.3 Производственно-технологическая инфраструктура
Производственно-технологическая инфраструктура включает: бизнесинновационные сети; инновационно-технологические центры, технопарки,
бизнес-инкубаторы, технополисы, территориально-производственные зоны
8
(инновационно-промышленные комплексы – ИПК), центры трансфера
технологий и т. п.
В сфере прикладной науки имеет место сочетание двух встречных
тенденций,
в
организационном
дезинтеграционной.
В
ее
результате
развитии
создаются
–
интеграционной
новые
и
организационные
структуры – инкубаторы, технопарки и технополисы.
1 Инновационно-технологические центры (ИТЦ) – является структурой
поддержки сформировавшихся малых инновационных предприятий, уже
прошедших наиболее трудный этап создания. По решаемым задачам во
многом пересекаются с технопарками. В отличие от последних ИТЦ
призваны
обеспечивать
более
устойчивые
связи
малого
бизнеса
с
промышленностью, а потому должны создаваться при предприятиях или
научно-производственных комплексах.
2 Центры трансфера технологий (ЦТТ) – основной задачей является
ускорение коммерциализации научно-технических результатов, обеспечение
создания малых инновационных предприятий, в том числе в составе
технопарков и инновационно-технологических центров.
3 Бизнес-инкубаторы
Инкубаторы
специализирующаяся
возникновения
и
инновационного
на
создании
эффективной
бизнеса
–
это
благоприятных
деятельности
МИП,
структура,
условий
для
реализующих
оригинальные научно-технические идеи.
Возникновение первых бизнес-инкубаторов можно отнести к 50-м гг.
XX в. Пионером в этой области стали США. За ними последовали Япония и
Западная Европа. Однако эта идея не сразу пробила себе дорогу. В
шестидесятых годах одними из первых начали создавать творческие
коммуны архитекторы и дизайнеры, перестраивая занимаемые здания так,
чтобы можно было создать оптимальную для бизнеса и взаимодействия
среду. Чуть позже, в середине семидесятых, инкубаторы стали появляться
при промышленных предприятиях. Стремительный рост их числа начался в
9
период между 1985 и 1995 годом. Со временем выгоды инкубаторов оценили
государственные власти, университеты и общественные организации самых
разных стран. Много это или мало, можно судить на примерах других стран.
В мире насчитывается порядка 3950 инкубаторов бизнеса, в Китае действует
800 инкубаторов, а вскоре там их будет 1000. В островном государстве
Сингапур – 114. Пионер в этой области США – по разным оценкам
насчитывают от 850 до 1100 инкубаторов бизнеса. Главным отличием
американских инкубаторов от европейских является более чѐткая ориентация
на новые высокотехнологические фирмы, более серьѐзная финансовая
поддержка и, наконец, способность американской экономики практически
полностью брать на вооружение новые разработки, что даѐт самый сильный
стимул для деятельности как инкубатора, так и фирм, в нѐм находящихся.
Бизнес-инкубатор может существовать в трех видах:
"
составной элемент какой-либо техноструктуры;
"
самостоятельная организация с правами юридического лица.
Иногда происходит его организация вне рамок какой-либо структуры и этим
все заканчивается. В таком случае инкубатор можно рассматривать как
зародыш какой-то техноструктуры или как усеченный вариант последней;
"
технологический
инкубатор
–
структурное
подразделение
наукоемкого предприятия (отдел, лаборатория), занимающееся разработкой
новых технологий.
В любом случае инкубатор может быть тесно связан с университетом,
технологическим парком или инновационным центром.
Бизнес-инкубатор как структура – это часть сложного комплекса,
первое звено большой венчурной цепочки – способной повлиять на
ускорение развития высокотехнологичных отраслей экономики и превратить
их в одну из основных движущих сил экономического роста страны. Бизнес–
инкубаторы обеспечивают создание и стартовое развитие новых фирм.
Одной из основных целей в этом процессе является помощь в деле
инициирования инноваций в малых и средних фирмах.
10
Инкубатор – экономико-правовое пространство, где действует льготное
налогообложение, распространено венчурное финансирование, оказываются
посреднические
услуги:
техническая
информационное
обеспечение,
экспертиза,
управленческое
маркетинг,
консультирование,
лицензирование.
Инкубатор
–
коммерческая
организация:
самоокупаемость
обеспечивается за счет его участия в той или иной форме в будущих
прибылях инновационных фирм.
Развитие инкубаторов инновационного бизнеса как основы и ядра
будущих
технопарков
и
технополисов
представляется
оптимальной
тактической мерой.
На предварительном этапе формирования бизнес-инкубаторов и
стимулирования инновационной деятельности следует четко определить, что
отличительной
особенностью
предпринимательских
структур
бизнес-инкубатора
является
от
специфический
всех
характер
выпускаемого ими продукта.
Продукт
деятельности
бизнес-инкубатора
–
независимый
хозяйствующий субъект, хорошо адаптированный к функционированию в
специфических условиях внешней рыночной среды.
Бизнес-инкубатор выполняет целый ряд функций в решение задач по
обслуживанию предпринимательства, включая:
- помощь инновационным малым предприятиям в становлении и
развитии бизнеса путем предоставления на льготных условиях сроком до
нескольких лет офисных, складских помещений, научных лабораторий,
оргтехники;
-
предоставление
консультативно-экспертных
услуг
в
сферах
бухгалтерского учета и отчетности на предприятии, делопроизводства,
организации административной работы, подбора кадров;
- организация и проведение обучающих курсов и семинаров для
работников предприятий по бухгалтерскому учету, маркетингу, бизнес11
планированию, финансовому менеджменту, управлению предприятием и т.
п.;
- помощь предприятиям в получении финансирования через систему
грантов, финансовая поддержка через структуру кредитных кооперативов,
привлечение иностранных инвестиций;
- широкий доступ предприятий к информационному обеспечению;
- содействие в подготовке бизнес-планов, проведении маркетинговых
исследований, продвижении и развитии продукции;
- финансирование. Для выполнения поставленных задач инкубаторы
используют
материальные
ресурсы
и
организационную
поддержку
учредителей и спонсоров, оказывая при этом положительный социальноэкономический эффект на внешнюю среду, в которой он функционирует.
Бизнес-инкубаторы обычно патронирует банк, готовый инвестировать в
некоторые проекты инкубатора рисковый капитал.
Виды инвестирования в бизнес-инкубаторы:
!
государственное (целевое финансирование);
!
частное.
Таким
образом,
бизнес-инкубаторы
помогают
формировать
у
предпринимателей – владельцев малых наукоѐмких фирм – понимание того,
что они могут достичь успеха лишь в том случае, если освоят механизм
коммерциализации своих знаний и технологий.
4 Технопарки
Технопарк – это компактно расположенный комплекс, который в
общем виде может включать в себя научные учреждения, ВУЗы и
предприятия промышленности, а также информационные, выставочные
комплексы, службы сервиса и предполагает создание комфортных жилищнобытовых условий.
Функционирование
технопарка
основано
на
коммерциализации
научно-технической деятельности и ускорении продвижения инноваций в
сферу материального производства.
12
Технопарки могут создаваться при вузах и выполнять задачу
инкубирования малых фирм.
Технопарк
объединенных
(технологический
организационно
и
парк)
–
группа
территориально
предприятий,
и
занимающихся
разработкой передовых технологий.
Целью технопарков является стимулирование малого инновационного
предпринимательства.
5 Технополисы
Наивысшим
проявлением
интеграционной
тенденции
является
технополис – это конгломерат из нескольких сотен исследовательских
учреждений,
промышленных
внедренческих,
заинтересованность
венчурных
в
фирм
(преимущественно
организаций,
появлении
новых
которые
идей
и
их
малых),
связывает
скорейшей
коммерциализации.
Практическое
решение
проблемы
активизации
инновационной
деятельности связано с использованием имеющегося огромного потенциала
науки и техники, прежде всего в тех регионах и зонах, где для этого имеются
условия. Речь идет о выделении особых региональных производственнонаучных систем, способных стать «полюсами роста».
Обобщенное название таких инновационных центров: технопарковые
структуры (техноэкополисы, технопарки, наукограды).
Традиционно под технополисом понимают город, в экономике
которого ведущую роль играют исследовательские центры новых технологий
и использующие эти технологии предприятия. Однако это определение не
отражает главного: новые технологии служат здесь лишь инструментом для
создания иной системы взаимоотношений между самими людьми и между
людьми и природой.
Впервые, стихийно, процесс создания технополисов начался в США, но
лишь Япония сделала его осознанной политикой, сформулированной на
государственном уровне. Здесь в 70-х гг. была разработана стратегическая
13
линия развития, в основе которой лежит государственно организованный
процесс сознательного использования научного и культурного потенциала
человечества в интересах сохранения и процветания японской нации.
Стратегия получила название «стратегии технополисов» – выращивания
совместными усилиями властей (центральных и местных), бизнеса и науки
новых условий жизнедеятельности людей.
Для большинства развивающихся государств и стран с переходной
экономикой стратегия на приоритетное развитие научно-промышленных
парков – это прорыв в новые сферы деятельности на основе развития сети
региональных центров высшего уровня, интеллектуализации всего народного
хозяйства. В настоящее время этот прорыв настойчиво осуществляет Китай,
создавая сеть технополисов.
Одной из важных функций технополисов является сдерживание
«утечки мозгов», что весьма актуально для современной России, которая
превратилась в мирового лидера в этой сфере. Развитие сети технополисов и
действующих в их рамках бизнес-инкубаторов, где создаются благоприятные
условия для научной и коммерческой деятельности, могло бы затормозить
этот процесс, а также открыть реальную возможность для применения своих
знаний возвращающихся в страну ученых, накопивших опыт работы в
ведущих западных научно-исследовательских центрах.
Технополис является идеальным местом для функционирования
бизнес-инкубатора.
Для
создания
технополиса необходимо
присутствие
некоторых
требований, а именно:
"
наличие академических или иных научно-исследовательских
институтов, которым отводится решающая роль в осуществлении разработок
и подготовке квалифицированных специалистов, а также их координации;
"
не открытие новых университетов и НИИ, а использование
старых;
14
"
наличие наукоѐмких предприятий и фирм, привлекающих
внимание владельцев капитала, желающих вложить средства в новое дело;
"
близость к городу;
"
размещение технополисов как компактной территории.
Существует пять основных разновидностей технополиса:
#
инновационные центры;
#
научные и исследовательские парки;
#
технологические парки;
#
технологические центры;
#
конгломераты.
Нетрудно заметить, что во всех пяти типах (видах) технополисов речь,
так или иначе, идет о высоких технологиях и наукоемких отраслях.
При всѐм разнообразии национальных проектов, конкретных форм и
географии технополисов (США, Франция, Япония, Австралия) можно
выделить общую закономерность их формирования: сочетание ориентации
на новые технологии ХХI в. и максимальное использование существующих
возможностей и научно-технического потенциала региона.
Этой двуединой стратегии соответствуют методы региональной
политики – создание в регионе «центров роста» и стимулирование властями
мер по максимальному использованию местных возможностей.
В большинстве стран появление «центров роста» стимулируется
специальным законом (например, в Японии с 1983 г. действует Закон о
технополисах). При их создании преследуется главная цель – сформировать
на территории региона научно-технологический комплекс, способный
воспринимать основные открытия, превращать их в научно-технические
разработки прикладного характера и обеспечивать конкурентоспособное
производство.
7.4 Особенности развития инновационной инфраструктуры в России
Поскольку рыночные механизмы в инновационной деятельности в
России стали использоваться сравнительно недавно, то и рыночная
15
инфраструктура как таковая отсутствовала. Создание инфраструктуры рынка
инноваций в короткий исторический период вряд ли возможно без
государственной поддержки.
Мировой опыт показывает, что доля государства в инфраструктуре
инновационного рынка достаточно велика. Государство может участвовать в
создании
национальных
информационных
систем,
может
выступать
посредником между субъектами рынка, предоставлять государственные
гарантии при заключении сделок, оказывать юридическую поддержку,
обеспечивать защиту интересов участников рынка при международных
операциях и т. д.
Вновь
формирующаяся
в
нашей
стране
инфраструктура
инновационного рынка призвана заменить те связи, организационные формы
и механизмы, которые существовали в административной экономике.
Анализ российской практики инновационной деятельности позволяет
сделать
следующий
вывод:
несбалансированное
развитие
различных
подсистем инфраструктуры инновационного рынка является фактором,
сдерживающим реализацию инновационных возможностей нашей страны.
Так, в стране активно развиваются международные связи, но доля
России в международном трансферте технологий невелика; созданы
специализированные
фонды
и
структурные
элементы
поддержки
инновационной деятельности, однако инновационная активность от этого не
увеличилась; информации много, но информационный вакуум сохраняется.
Малое научно-техническое предпринимательство получает развитие и
в России. Инновационные процессы в России требуют всесторонней
поддержки, так как главной особенностью современного этапа развития
науки, экономики, производства является инновационная направленность.
Высшая школа имеет около 800 малых фирм, объединенных в
технопарки.
В настоящее время в рамках реализации федеральной программы
поддержки малого бизнеса в стране создается 120 российских бизнес16
инкубаторов в 60 регионах, из них открыто 38 общей площадью 88 тыс. кв. м,
создано 5 тыс. новых рабочих мест, на площадях этих инкубаторов действует
около 500 компаний. Из 38 инкубаторов 15 созданы как инновационные. Для
них характерна проблема заполнения резидентами, однако, как правило, это
трудность лишь первого года функционирования инкубаторов бизнеса, и это
время надо использовать для информирования малого бизнеса, необходимо
«заручиться его доверием».
В среднесрочной перспективе в РФ должно быть создано 500
инкубаторов бизнеса, причем не только федеральных и региональных, но и
муниципальных. Кроме того, инкубаторы создаются и при вузах. На эти цели
из федерального бюджета ежегодно направляется 200 млн. рублей.
В ближайшие три-четыре года Минэкономразвития России планирует
открыть подобные структуры практически в каждом крупном городе страны.
13 июля 2005 г. был подписан новый Федеральный закон «Об особых
экономических зонах в Российской Федерации», который предусматривает
создание двух типов зон с особым экономическим режимом.
Один из типов – технико-внедренческие зоны, или так называемые
технопарки, на территории не более 2 км2 . Резидентам этих зон
предоставляются льготы по налогу на прибыль и на имущество, возможно
введение таможенных льгот.
Отраслевые зоны (технологические парки) способствуют ускорению
научно-технического
прогресса
на
основе
внешнеэкономического
сотрудничества, внедрения достижений отечественной науки, в том числе
разработки наукоѐмких технологий, новых видов готовой продукции,
расширения экспорта.
Почти все они создавались при участии государства, но в дальнейшем
поддержка им не оказывалась. Однажды попав в список, например,
технопарков, любые организации претендовали на получение бюджетных
средств и многие их получали. Более того, некоторые структуры создавались
именно для этой цели – коммерческий потенциал проектов не оценивался.
17
И все же следует отметить, что объем товаров и услуг, реализованный
МИП, входящими в состав ИТЦ, в расчете на одно предприятие более чем в
три раза превысил аналогичный показатель для МИП, работающих вне
центров, а налоги, выплаченные развивающимися фирмами, в течение трех
лет компенсировали государственные вложения в создание инфраструктуры.
В то же время МИП, расположенные в ИТЦ и технопарках, как
правило, довольствуются относительно комфортными условиями и редко
вырастают до размера средних. Чтобы спровоцировать выход из структуры
«засидевшихся» фирм, ряд ИТЦ поднял им арендную плату. Однако
предприятия уходить не спешат.
Таким
исключением)
образом,
не
российские
выполняют
ИТЦ
функций
и
технопарки
инкубирования,
(за
редким
а
служат
своеобразными «площадками безопасности», ограждающими находящиеся в
них предприятия от агрессивной внешней среды. В итоге сроки пребывания
малых фирм в этих структурах не ограничены и составляют на сегодняшний
день в среднем около десяти лет (при международном стандарте два-три
года).
18