Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате doc
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Лекция №1.
Информация как природный ресурс
План лекции
1. Понятие информации.
2. Информация как отраженное противоречие.
3. Информация как средство снижения энтропии.
4. Природа медийного факта.
ИНФОРМАЦИЯ — что это такое?
При всей привычности термина, мы слабо представляем себе его суть и природу. Гуманитарные описания этого природного явления весьма и весьма субъективны. Достаточно сказать, что в советские времена общеизвестная аббревиатура - СМИ — не применялась. Везде писалось так: СМИП. То есть, средства массовой информации и пропаганды. Ничего себе сближение понятий! Сегодняшние многочисленные теории медиа в этом отношении так же «гуманитарны», потому что отражают скорее умонастроения их авторов, чем нечто объективное.
Хотелось бы чего-нибудь незыблемого, чеканного, окончательного, как математическая формула. На что бы можно было опереться.
Происхождение самого термина идет от латинского «information» - ознакомление, разъяснение, представление, понятие. В этих смыслах понятием «информация» пользовался еще Цицерон.
Но подлинное открытие сути информации произошло в середине XX века. Под информацией сейчас понимают:
- отражение разнообразия в любых объектах и процессах живой и неживой природы. «Отец кибернетики» Норберт Винер заметил в 1948 году: "Информация есть информация, а не материя и не энергия". Это значит, что информация - не существующий реально объект, а наши, человеческие представления о реальности;
- сведения, сообщения о чем-либо, которыми обмениваются люди;
- сигналы, импульсы, образы, циркулирующие в кибернетических устройствах, к коим принадлежит и человеческое общество;
• количественная мера устранения неопределенности (энтропии), мера организации той или иной системы. Например, наивысшая на сегодняшний момент степень организации социума - «Информационное общество».
Все эти представления выросли из теории информации, благодаря которой стало возможным измерять количество этой таинственной субстанции. То есть, чисто математически можно измерить и сказать: здесь информации больше, а тут — меньше. И сделал это американский математик и инженер Клод Элвуд Шеннон в 1948 году. В своей всемирно известной статье «Математическая теория связи» он предложил логарифмическую функцию для определения количества информации, а также минимальную единицу измерения ее количества — бит. Заслугой Шеннона, его предшественников и последователей было то, что появилась возможность количественно, математически оценить степень «неожиданности», или новизны в любом канале связи. Отсюда - понимание информации как снятой неопределенности, или как результата выбора из возможных альтернатив.
Шеннон широко пользовался таким понятием, как энтропия. Термин этот — из термодинамики, и предложил его еще в 1865 году немецкий физик, механик и математик Рудольф Клаузиус. Степень энтропии означает меру определения необратимого рассеивания энергии, а проще — хаоса, непредсказуемости, отклонения от идеального. Заметим — меру, которую тоже надо бы определить.
Так вот, под информацией понимают не любые сведения, а лишь те, которые снимают полностью или уменьшают существующую до их получения неопределенность (энтропию). Информация - это снятая неопределенность, по Шеннону.
Но тут важно не увлекаться. Есть опасность скатиться к чисто механистическому подходу и забыть об общественном предназначении СМИ. Тем более что сам Шеннон, несколько обескураженный шквалом восторженных откликов на свою статью и таким же шквалом порожденных ею исследований, заметил: «Очень редко удается открыть одновременно несколько тайн природы одним и тем же ключом. Здание нашего, несколько искусственно созданного, благополучия слишком легко может рухнуть, как только в один прекрасный день окажется, что при помощи нескольких магических слов, таких, как «информация», «энтропия», «избыточность», нельзя решить всех нерешённых проблем».
Осторожность К.Э.Шеннона понятна, но из его глубоко теоретических, «математических» представлений напрямую следуют вполне практические последствия.
Это — матрица, на основе которой возникает всё разнообразие медийной деятельности и всех информационных технологий. В такой «компании» и журналистике, и медиакритике, и медиаобразованию легче избавляться от всяческой шелухи: субъективных оценок, призывов давать не «жареные», а «позитивные» факты, стремления анализировать медийные тексты и явления исключительно на основе личных предпочтений и пристрастий.
Да и сама роль медиа в свете теории информации выглядит глубоко логичной и обоснованной. То есть, более чем четырехсотлетняя история профессиональных СМИ только в двадцатом веке приобрела по-настоящему научную базу. Может быть, именно поэтому в последние 50-60 лет информационные технологии, а на их основе СМИ демонстрируют развитие поистине взрывное, поражающее любое воображение.
Соответственно, и оценивать деятельность средств массовой информации нужно по-научному. А именно: определять (чуть ли не количественно измерять), насколько они нужны людям для решения их проблем (снижения энтропии)? То есть, укрепляет ли эта деятельность основы человеческой цивилизации, которая, по определению, есть многовековая и непрерывная борьба с хаосом или, наоборот, несут в себе эту самую энтропию? В людях, в природе, в обществе?
Опора на фундаментальную теорию позволит избегать субъективности, даст общую терминологию (чтобы исключить всякое недопонимание), резко сократит ту энтропию, которая до сих пор проявляется и в практической работе редакций, и в деятельности тех, кто ими руководит. Научность — это самая высшая практичность, потому что «одна хорошая теория стоит тысячи негодных практик», как сказал один философ.
Может быть, это и есть фундамент настоящего медиаобразования?
Обрисовав «матрицу», будем двигаться дальше.
Для начала — практическое упражнение.
Вот несколько сообщений из информационной подборки одной столичной белорусской газеты, взятые без малейших изменений:
Новый импульс
Счет первым гектарам засеянных площадей открыт на Минщине: в минувшие выходные посевная стартовала в Любанском и Солигорском районах.
Ответы на жилищные вопросы
Правительство утвердило новую Концепцию государственной жилищной политики, рассчитанную до 2016 года. Документ призван максимально расширить возможности граждан в плане решения жилищного вопроса, в том числе строительства нового жилья, аренды или покупки квадратных метров на вторичном рынке.
Резервы есть везде
За первые два месяца нынешнего года задание по энергосбережению на Минщине перевыполнено вдвое.
Министр спорта и туризма Республики Беларусь Александр Шамко и министр курортов и туризма Краснодарского края Российской Федерации Евгений Куделя подписали в Минске программу сотрудничества в области туризма на 2013—2014 годы.
Большое дело малого бизнеса
Торжественное подведение итогов конкурса "Лучший предприниматель 2012 года" состоялось в столичном Дворце Республики.
Диалог цивилизаций
Так называется молодежный проект по изучению иностранных языков, заинтересованный разговор о котором шел на конференции республиканского союза общественных объединений «Белорусский комитет молодежных организаций», проходившей на спортивно-оздоровительной базе «Галактика» в Воложинском районе.
Вопросы для самопроверки:
Интересны ли эти сообщения?
Да
Нет
Почему?
- не отвечают моим интересам.
- отсутствуют детали.
- не снижают неопределенность (энтропию).
Информация как отраженное противоречие
Для начала - небольшое практическое упражнение.
Вы сидите в офисе учреждения, где работаете (учитесь). Перед Вами — стена, традиционного, светло-кофейного цвета. На ней — ничего: ни картинки, ни гвоздика, ни цветочка, ни календарика. Голая стена, и всё. Казалось бы, что в ней интересного, какую-такую информацию может содержать эта безжизненная поверхность? Никакой. Но это не так. Как любой объект в мире, эта стена может стать источником информации. То есть, обязательно содержит в себе какое-то разнообразие или, более того, противоречия. Только мы пока их не видим, и поэтому информация не возникает. Чтобы это произошло, нужно задать вопросы. Чтобы возникли вопросы, генерируются версии. Вообще, в любой деятельности, где ищут информацию, сначала выдвигают версии — продукт чистого сознания, казалось бы. Но, как ни странно, почти всё, что вы предположите, существует в мире и в том объекте, который вас интересует. В том или ином виде, в той или иной степени. Это поразительно, но пусть над этой загадкой работают философы и антропологи, мы не из их числа.
Вернемся к нашей стене. Внимательно присмотревшись, вы замечаете, что в некоторых местах тон чуть светлее. Наверно, нажим на валик с краской был в этих местах слабее. Наверно, маляр не самый квалифицированный. Мы это только предполагаем. А давайте колупнем ножичком в уголке: каков слой грунтовки, а потом шпатлёвки под этой краской? Ага, что-то он тоньше обычного. А ведь стена-то неровная, это видно на глаз. Именно здесь ее нужно было бы выравнивать шпатлёвкой. Не сделали... Да и слой краски на срезе оказался не двойным, как положено, а одинарным. Значит... кто-то сэкономил и на грунтовке, и на шпатлёвке, и на краске. Вот они откуда, эти светлые «прокрасы»! Взяв нормативный расход грунтовки-шпатлёвки-краски на квадратный метр и помножив его на площадь стен, получим количество ценных, импортных отделочных материалов, «сэкономленных» строителями. И это только в одной комнате. Куда они подевались, эти материалы? Вопрос риторический...
Согласитесь, наши версии достаточно обоснованны и способны привести к получению эксклюзивной информации. Стоит только порасспрашивать, поинтересоваться. Представьте, что это у вас в квартире (подъезде) делали такой ремонт. Вас не может не интересовать, сколько «унесли» строители. Эти сведения становятся актуальными. Один руководитель жилищно-коммунального хозяйства рассказывал мне, что именно таким образом, разрезав мягкую кровлю на крыше пятиэтажки, он установил, что крыша покрыта не двумя-тремя слоями рубероида, как положено, а всего одним. То, что она протечет, не вызывало сомнений. Но этот руководитель, заставив строителей еще раз перекрыть крышу, тем самым обезопасил себя. Потому что всё происходило в районом центре, готовящемся к «Дожинкам». А вслед за этими замечательными праздниками обычно идут проверяющие, и следует череда «посадок» за хищения в особо крупных размерах. Это у нас традиция такая. После всех «Дожинок», без исключений. Кроме того самого района.
Вот к чему привело нас созерцание обычной, «безжизненной» стены в офисе!
Какие из этого выводы?
В любом, самом ничтожном, объекте существуют различия-противоречия-конфликты. Если они есть в простой стене, то представьте себе, сколько их можно увидеть в объектах на городской улице, в поведении человека, в каких-то событиях! Можно даже так сказать, радикально: на свете нет ничего такого, что не содержало бы в себе противоречий!
В принципе, ничего нового мы здесь не открываем. Человечеству, оказывается, это давно известно. За двести лет до наших дней великий немецкий философ Георг Вильгельм Фридрих Гегель высказал нечто подобное: «Противоречие есть критерий истины, отсутствие противоречия — критерий заблуждения». Но то, что ранее великими умами ощущалось чисто интуитивно, в середине 20-го века легло в основу теории информации.
Снова вернемся к стене, которая принесла нам столько знания. Всё началось с того, что мы решили к ней присмотреться. Не будь этого намерения, ничего бы и не возникло, никаких версий и никакой информации. Значит, всё дело еще и в том, что мы осмыслили то, что увидели. То есть, «возникновение информации (а также ее количество) зависят от умения ее видеть, от особенностей вашего сознания».
Тот, кто умеет задавать молчаливые вопросы окружающей его действительности, кто спрашивает себя: «А почему всё происходит (выглядит) именно так, а не иначе?» - тот и видит гораздо больше. И опять же, в культурной традиции многих народов существует понимание того, что мудрость (по-нынешнему - интеллект, IQ) состоит как раз в том, чтобы видеть как можно больше различий в том, что нас окружает, уметь сопоставлять и сравнивать эти различия. Получать из этого новое знание.
Вот вам Пушкин, знаменитое: «И опыт, сын ошибок трудных, и гений – парадоксов друг». А вот великий Вольтер. Герой повести «Задиг, или Судьба» «…приобрел вскоре навык находить тысячу различий там, где другие видят лишь единообразие». Просто в точку, а ведь сказано за двести лет до того, как Шеннон выразил то же самое математическими формулами.
Феномен метода «дедукции» Шерлока Холмса имеет ту же природу. Именно волшебство рождения информации «ниоткуда» и восхищает читателей произведений Конан Дойля вот уже более ста лет. Как известно, у Шерлока Холмса был прототип – профессор Джозеф Белл, в лаборатории которого юный Артур Конан Дойл работал ассистентом.
Тот, кто умеет задавать «глупые», парадоксальные вопросы, тот имеет намного больше шансов на получение новой, эксклюзивной информации. Вообще, самые гениальные люди — это дети-«почемучки». Потом, с возрастом, они становятся обычными. А вот один такой, «неповзрослевший» ребенок взял, да и озадачился вопросом: «Почему упало яблоко?». Звали этого большого «ребенка» Исаак Ньютон. А другой «ребенок» в 1842 году, наблюдая гудящий паровоз, проносящийся мимо, спросил себя: почему при приближении звук гудка повышается, а при удалении — понижается? Звали его Кристиан Доплер, а перенос его наблюдения в область спектрального анализа (уже в 20-м веке) привел выводу о непрерывно расширяющейся Вселенной. Таких примеров — тысячи, от закона Архимеда до бозона Хиггса. Часто бывало и так: что-то предсказывалось сначала в теории (чистое сознание), и только спустя десятилетия доказывалось на практике. Вообще, вся история научных открытий — это история меняющихся отражений реальности в мозгу человека. Что, античные олигархи (слово-то — древнегреческое!) не могли ездить на «Бентли»? Запросто, если бы к тому времени их сознание «отразило» все те законы природы, открытие которых привело к созданию современных технологий. Если вдуматься, то все открытия происходят не в реальности, а в сознании.
Наверное, в этом состоит глубинный смысл заключения «отца кибернетики» Норберта Винера о том, что информация — это не материя и не энергия, то есть, объект нематериальный.
Наше сознание, вольно или невольно, всё время задает вопросы окружающей действительности. И та всегда «откликается». Всегда, и это тоже — закон природы. Она устроила наш мозг довольно прочно: на подсознательном уровне он регистрирует малейшие несообразности, нестыковки, противоречия, то есть, точки возникновения новой информации. Но, разнеженные цивилизацией, мы сделались ленивы и нелюбопытны (слова Пушкина). Однако подсознание выполняет свою работу: оно сообщает нам об этих противоречиях (то бишь, об информации, наверно, важной для нас). И только волей случая эта информация может выйти наружу, быть осознанной, помочь в принятии важных решений.
Но зачем полагаться на случай?
Во многих профессиях, связанных с получением и анализом информации, специально учат выстраивать своё внимание, применять его как инструмент получения эксклюзивных сведений там, где никто другой ничего не увидит. Таковы опытные врачи-диагносты, таковы следователи и всяческие оперативники, таковы, конечно, журналисты и вообще все, кто занимается поиском и анализом какой-то информации.
Вокруг нас как будто бы ничего не происходит. Но ведь мы знаем, что мир меняется ежедневно, ежечасно, ежеминутно. Неподвижность существует только в сознании некоторых людей. Непрерывные изменения маскируются под обыденность и редко выходят на поверхность (сенсация). Чаще всего главное в нашей жизни происходит или незаметно, или тщательно скрывается. Понятие «невидимые новости», принятое в журналистике, обозначает именно это явление.
Если мы точно видим основные противоречия нашего общества, то верно истолковываем и предугадываем вектор развития событий. И даже сможем, в какой-то степени, предугадывать их. Девиз итальянской газеты «Репубблика»: «Нет событий без проблем, нет проблем без событий» - учит именно этому.
Может быть, от такой, вольно-расширительной трактовки теории информации отцы ее в гробах переворачиваются. Но нам есть что ответить их теням: обращения к основам, которые они заложили, помогает понять природу медийной деятельности, повысить ее наукоёмкость. Конечно, мы только начинаем, и нам много чего еще придется вспомнить: и теорию вероятностей, и теорию коммуникации, и социологию, и социальную психологию, и пр. и пр. И всё это применить к практической деятельности медиа.
Но главными на данный момент для нас являются вот эти два основные тезиса теории информации:
• в любом объекте существуют (по восходящей степени радикальности) различия-противоречия-конфликты.
• отражение этих различий (противоречий) в нашем сознании есть процесс возникновения информации.
Вопросы для самопроверки:
Каков наиболее результативный путь изучения объекта (явления)?
Поиск внутренних противоречий, существующих в любом объекте.
Изучение литературы по теме.
Сравнение предмета изучения с другими объектами.
Информация как средство снижения энтропии
Сравните два сообщения, появившиеся в Сети в один и тот же день:
«11 тысяч единиц спецтехники выйдут на уборку снега в Москве. Это на две тысячи больше, чем в прошлом году».
«На улицы Москвы в этом году выйдет намного больше снегоуборочной техники. Несмотря на это, с последствиями обильного снегопада она не справится. В ближайшие три дня ожидаются грандиозные «пробки» и перебои в работе общественного транспорта».
Угадайте с трех раз: какой из этих текстов рядовой москвич прочитает с бОльшим вниманием? Конечно, второй. Потому, что он сообщает ему о конкретном противоречии: техники много, но ее недостаточно. Читатель сделает вывод сугубо практический: ему в ближайшие три дня выходить на работу нужно намного раньше.
Из этого, по теории информации, следует: в первом сообщении её нет (несмотря на указанное количество техники), а во втором — она есть. Но есть именно потому, что изменила понимание рядовым горожанином ситуации на московских улицах.
Третья составляющая «матрицы» Шеннона так и гласит: «Информация меняет характеристики среды, в которую поступает». Эта закономерность проявляет себя во всех случаях: от электрических цепей до человеческого сознания. Если этого не происходит, то, значит, передаваемые сигналы несут не информацию, а «шумы». Такая особенность информации проявляет себя при передаче сообщений. Более того, именно по количеству снятой энтропии измеряется количество самой информации. В том и заключается феноменальность формулы Шеннона.
Повторимся: под информацией понимают не любые сведения, а лишь те, которые снимают полностью или уменьшают существующую до их получения неопределенность (энтропию). Информация - это устранённая неопределенность.
Несмотря на то, что в первом сообщении нам сообщили точное количество единиц техники, неопределенность не уменьшилась ни на йоту. Мы как не знали, что нас ожидает, так и не знаем. А второе сообщение неопределенность снимает, устраняет.
В социальной информации все гораздо сложнее, конечно. И мы далеки от намерения механистически подходить к трактовке (а тем более применению) общих постулатов теории информации в конкретных ситуациях жизни общества. Однако «матрица» задает нам верные критерии для оценки пригодности информации, ее практической значимости. При этом «практичность» мы понимаем в самом широком смысле.
В медиа по каналам связи всё время поступают и принимаются какие-то сигналы, сообщения. Но, в отличие от электрических цепей, где всякое изменение параметров на входе однозначно меняет характеристики всей цепи и параметры на выходе, сообщения медиа могут вызывать самый широкий спектр реакций: осведомленность (принято к сведению), мнение, суждение, одобрение, неприятие, возмущение, ярость и т.д.). Но в любом случае эти реакции есть. А вот если поступившие сведения не вызывают (не способны вызвать) никакой реакции, то тогда мы можем сказать: информация в систему не поступила. Системой в этом случае мы называем общественное сознание.
Тут самое время вернуться к нашим примерам из первого раздела лекции:
1. Новый импульс
Счет первым гектарам засеянных площадей открыт на Минщине: в минувшие выходные посевная стартовала в Любанском и Солигорском районах.
А что, возможен вариант, что весной посевная не начнется? Мы что, на грани катастрофы? И какой смысл в том, что сев начался именно в этих районах? В том, что они самые южные в Минской области? Оно и так понятно. И почему заметка начинается «Новый импульс»? Какой-такой импульс? Не знаем.
2. Ответы на жилищные вопросы
Правительство утвердило новую Концепцию государственной жилищной политики, рассчитанную до 2016 года. Документ призван максимально расширить возможности граждан в плане решения жилищного вопроса, в том числе строительства нового жилья, аренды или покупки квадратных метров на вторичном рынке.
В чем смысл Концепции? Как она поможет в решении проблем обеспечения граждан жильем? Нет ответа.
3. Резервы есть везде
За первые два месяца нынешнего года задание по энергосбережению на Минщине перевыполнено вдвое.
Если за первые два месяца задание по энергосбережению перевыполнено вдвое, то что это за задание? Может, оно намеренно занижено? Нет ответа.
4. Министр спорта и туризма Республики Беларусь Александр Шамко и министр курортов и туризма Краснодарского края Российской Федерации Евгений Куделя подписали в Минске программу сотрудничества в области туризма на 2013—2014 годы.
Белорусский министр и министр Краснодарского края РФ подписали программу сотрудничества. Почему именно Краснодарского края РФ, а не Грузии, например? Там тоже есть Черное море. И что приобретут граждане от такого сотрудничества? Нет ответа.
5. Большое дело малого бизнеса
Торжественное подведение итогов конкурса "Лучший предприниматель 2012 года" состоялось в столичном Дворце Республики.
Тут вообще обсуждать нечего. Награждение состоялось во Дворце Республики? А если где-нибудь в другом месте, это что-то изменило бы?
6. Диалог цивилизаций
Так называется молодежный проект по изучению иностранных языков, заинтересованный разговор о котором шел на конференции республиканского союза общественных объединений «Белорусский комитет молодежных организаций», проходившей на спортивно-оздоровительной базе «Галактика» в Воложинском районе.
В чем суть этого сообщения? В том, что «так называется молодежный проект»? Или в том, что «шёл заинтересованный разговор»? Нет ответа.
Нет ответа, нет ответа, нет ответа... Отсутствие всякого представления о том, что происходит на самом деле, не уменьшилось ни на йоту. Значит, во всех этих сообщениях информация просто отсутствует. Если бы журналисты государственной газеты хоть немного уважали своего читателя, они постарались бы на какой-то из вопросов хоть как-то ответить. Но этого нет и не будет. Здесь и во многих подобных случаях мы имеем дело с «шумами».
Часто можно услышать такую характеристику подобным сообщениям: «не аналитическая информация». Можно возразить на это «по науке»: да нет, это не информация вообще — ни в теории, ни на практике.
Между тем, журналистская практика уже давно, примерно с середины 19-го века, нашла формулу для производства информационных сообщений, которая одновременно является тестом для ответа на главный вопрос: информация это или нет? То есть, снимается ли энтропия (неопределенность) после того, как аудитория воспримет это сообщение?
Речь идет о хорошо знакомом всем сотрудникам СМИ «треугольнике новостей», который рисуют во всех школах журналистики, по всем миру.
Вот как выглядит схема профессионально выстроенного информационного сообщения:
Лид, начало заметки, поданное в острой форме, привлекающей внимание. Ответы на вопросы: Кто (участники события)? Что (произошло)? Где? Когда?
Источники. Откуда известно, кто сказал, сообщил. Цитаты.
Детали, подробности, обстоятельства. Ответы на вопрос: как это произошло?
Оценки, комментарии:
а) официальный;
б) неофициальный (народный) или от оппонентов власти.
Бэкграунд. Контент, подоплёка факта. Ответ на вопрос: почему это произошло? Предшествующие события, их последовательность, приведшая к тому, что случилось. Как известно: «Нет событий без проблем, нет проблем без событий»
Ничто не ново под луной. Основные вопросы, на которые должен отвечать коммуникатор, составляют известную формулу, созданную для эффективного общения оратора с аудиторией. И автор ее — древнеримский ритор (учитель красноречия) Марк Фабий Квинтилиан, живший в первом веке нашей эры.
Нельзя не видеть, что «треугольник новостей» представляет собой схему «послойного» снятия энтропии, то есть, последовательного ответа на вопросы, естественно возникающие в «приемной сети» массовой коммуникации — в аудитории. Без учета этой схемы не может быть составлено ни одно мало-мальски интересное сообщение, независимо от того, создано оно профессиональным журналистом или «медиаактивистом» (блогером, «сетевиком», фрилансером и пр.). Конечно, мы много чего видим в СМИ, что не отвечает этой схеме. Ну, так «видеть» - это далеко не всегда означает воспринять и понять.
«Треугольник» «работает» и как тест, определяющий ценность сообщения для аудитории. Другими словами, количество информации. Если этого нет, то он попросту не выстраивается.
Возьмите несколько типичных сообщений государственного информационного агентства БЕЛТА: «Предусмотрено постановлениями...», «Может стать одним из направлений...», «Лукашенко не против...»
Попробуйте изложить эти сведения по принципу «треугольника», и у вас ничего не получится. В этих и множестве других сообщений просто нет фактов, способных привлечь чьё-то внимание. Отсутствие «человеческого измерения» в большинстве сообщений государственных медиа Беларуси изначально обрекает их на бесплодность. Они неспособны прояснить, что на самом деле происходит в экономике, социальной сфере, культуре и т.п. Скорее всего, такая задача и не ставится вообще. Эти медиа кормятся не тем, что их читают. Впрочем, подобные примеры можно почерпнуть и среди публикаций негосударственных медиа. Всё то же: формальная коммуникация, «галочка» для отчетности. На самом деле, сообщение о том, что массовой аудитории глубоко безразлично.
Такие «недофакты» лучше всего назвать имитацией процесса информирования, созданием «шкурки от события», в которой сердцевина заботливо выхолощена во избежание попадания нежелательных сведений в информационное пространство. Всё дело в том, что умолчать о произошедшем нельзя, а передать настоящее содержание факта — невозможно. Вот и создается не факт как отражение реального события или явления, а лишь его пустая оболочка. Для нее и термин специальный существует: «фактоид». Не факт, а фактоид. Слово это придумал в 1973 году знаменитый американский писатель Норман Мейлер. Само явление было известно так хорошо, что термин сразу прижился и сейчас никем не подвергается сомнению. Создатель термина понимал фактоиды как «факты, не существовавшие до того, как они появились в журнале или газете».
Признак настоящей, качественной информации, как мы уже говорили, – это снижение энтропии, т.е. неопределенности в понимании людьми тех или иных сложных явлений, действительного смысла происходящих событий. Фактоиды же энтропию не снижают, а только усиливают. Их в огромных количествах производят, например, государственные медиа тоталитарных государств, а также пресс-службы различных корпораций.
В таких случаях справедлива максима английского писателя Гилберта Кита Честертона: «Журналистика - это когда сообщают: "Лорд Джон умер" людям, которые и не знали, что лорд Джон жил».
Сэра Гилберта можно поправить только в одном: не всякая журналистика.
Вопросы для самопроверки:
Чем измеряется количество поступающей информации?
Количеством устранённой неопределенности (энтропии).
Количеством переданных знаков (символов).
Тиражами газет и охватом телерадиоаудитории.
Природа медийного факта
Математика, как известно, матерь всех наук, т.к. позволяет многообразие вещей и явлений выразить цифрой, тем самым подтвердив догадку Пифагора, что «всё есть число». Именно благодаря этим математическим моделям стало возможным «оцифровать» не только тексты, различные точные данные, но и изображения, музыку, даже запахи и тактильные ощущения и даже (в Ирландии одна лаборатория успешно продвигается в этом направлении) память человека! Слово «аватар» нам уже знакомо. Думается, очень скоро мы будем иметь с ним дело как с реальностью. Виртуальной, конечно.
Можно с большим опозданием дискутировать, хорошо это или плохо, но в верности самой схемы сомневаться не приходится. Думается, нужно прислушаться к великому английскому философу Фрэнсису Бэкону, утверждавшему: «Природа побеждается только подчинением ей». Кстати, именно Бэкон разработал двоичный шифр передачи секретных сообщений, только у него были А и В. Впрочем, двоичную систему передачи информации через 0 и 1 описал и Готфрид Лейбниц, родившийся через двадцать лет после смерти Бэкона. После этого не остаётся никаких сомнений, что «всё на свете было не зря, не напрасно было». По Бэкону же, победу над природой мы понимаем как нашу способность хоть как-то постичь ее законы.
Так подчинимся же цифровой, математической природе мироздания, чтобы хоть немного понять, откуда берутся его непредсказуемость и способность саморазвиваться.
Это можно сделать в любой отрасли гуманитарного знания. Но нам важно «развернуть» математические модели на примерах деятельности массмедиа.
И здесь внимание привлекает такой феномен, который мы называем привычным словом «факт». Точнее, медийный факт как основа деятельности СМИ.
Оказывается, в самой его природе скрывается и то самое «разнообразие-противоречие-конфликт», где существует новая информация, и та самая способность отражения, которая создаёт новую информацию.
Для начала — простой пример. В один и тот же день я прочитал две заметки.
В одной говорилось, что в роддоме №... умерла молодая учительница (странно, какое значение имела ее профессия?). Умерла от послеродового внутреннего кровотечения, врачи не смогли спасти. Родственники подали в суд.
Вторая заметка сообщала, что в другом роддоме, №... врачи провели уникальную операцию и спасли младенца и мать.
В тот день об этом написали все газеты и все сайты. Об одном факте — одни, о другом — другие. Но в тот же день в десятках родильных домов Беларуси родились сотни младенцев. Однако всё было в пределах нормы, и о них не упомянула ни одна газета, даже самая маленькая. Именно поэтому все «обычные» рождения были фактами реальности, а те два отклонения от нормы — фактами медийными.
А почему? Да потому, как мы помним, что информация возникает там, где возникают или существуют какие-то противоречия. Да, отклонения случаются гораздо реже, чем обычные события. Но именно отклонения высвечивают обыденную реальность, как ничто другое выявляют ее внутренние, глубинные противоречия.
Если вам это не нравится, прикажите каждый день в газетах давать полную сводку о всех рожденных младенцах. А также обо всех поставленных в школах «десятках», отдельно — о «неудах». Обо всех поездках в общественном транспорте, обо всех съеденных обедах и ужинах. О количестве телефонных звонков, о... Только сами потом всё это и читайте.
Информация возникает только там и тогда, когда возникают изменения. То есть, отклонения от нормы, «ненормальности». Я уж не говорю — аварии и преступления, катастрофы и стихийные бедствия, дипломатические скандалы и вооруженные столкновения, самоубийства и падения валют. И т. д., и т. п.
У замечательного чешского писателя 20-го века Карела Чапека есть эссе «Похвала газетам». В остроумной, парадоксальной форме в нём проанализированы важнейшие, фундаментальные черты прессы. По научной «начинке» этот великолепный текст не уступает десяткам солидных томов и ни в коей мере не потерял актуальности сегодня. Сказано там и об этой черте газетных сообщений.
«Когда в газетах пишут о доме, то сообщают не о том, что он стоит, а о том, что он сгорел или обрушился или что он, по крайней мере, самый высокий в мире и вообще чем-то отличается от всех прочих домов, какие только существуют на белом свете. Официант, эта интригующая личность, убивает свою возлюбленную, кассир скрывается с доверенными ему деньгами, любовь с фатальной неизбежностью приводит к тому, что люди бросаются в Влтаву с моста Легионеров, автомашина - это орудие, с помощью которого устанавливают рекорды, попадают в катастрофы, давят детей и старых дам. В газетах все предстает в аспекте драматическом и даже вызывающем тревогу».
Несмотря на ироническую интонацию, содержание этого абзаца — весьма серьезно. Интуитивно Карел Чапек сформулировал то, что через двадцать три года Шеннон, Уивер, etc. выразили в чеканных математических фрмулах.
Такая «драматичность» природы информации может не нравиться на уровне личных эмоций, оскорблять чувство справедливости, добра и даже гордости за родное правительство (если оно опять куда-то вляпалось). Но это было и будет всегда и везде: информация возникает только там, где что-то изменилось (чаще всего — резко и однозначно). А, скажите, резко и однозначно происходят какие-либо радостные события, если только это не внезапный приезд любимой тещи?
Конечно, бывает, выиграешь в лотерею. Но чаще всего... увы!
Мировые события потому и драматичны, что последствия их отражаются на судьбах очень многих людей. И об этом пишут мировые СМИ. Но, изменив масштаб отражаемых событий, мы не сможем изменить природу возникновения информации.
Прочитав следующие два абзаца, честно ответьте себе: какую из этих заметок вы прочитали с большим вниманием?
Путь мастеров
Вилейский колледж — одно из лучших учреждений профессионально-технического образования республики.
"В прошедшем году, благодаря внебюджетной деятельности, мы заработали более 6 млрд. рублей, — говорит директор колледжа Игорь Китиков. — Специально для учебного процесса закупили на 300 млн. рублей оборудование, позволяющее в формате 3D преподавать биологию и химию, более детально изучать астрономию и биологию. В арсенале собственного 3D-кинотеатра — 150 лицензионных документальных фильмов, которые используются при проведении кружков и факультативов". Заменили плакаты и плоские наглядные пособия на современный объемный формат — и вызвали у учащихся неподдельный интерес к предмету, который до этого им казался скучным. Часть заработанных денег в учебном заведении направили на развитие ресурсного центра.
http://minpraud.by/articles.php?id=119360¤t_date=2014-02-18
День скидок в Барановичах: скудный ассортимент в полупустых залах
Корреспондент «IP» прошлась по магазинам в Единый день скидок.
Около десятка барановичских магазинов объявили 16 февраля Единым днем скидок.
Первый же крупный объект торговли встретил россыпью плакатов на двери и витринах, сулящих скидки до 25% на зимнюю обувь и одежду белорусских производителей.
Но что странно: несмотря на то, что пройти мимо скидок просто невозможно, покупателей в залах с этими самыми скидками почти не было.
Ситуация немного прояснилась, стоило посмотреть на ценник на женских ботинках: 840 тысяч рублей. И это со скидкой? Да в начале сезона обувь продавали без всяких скидок по схожим ценам!
В соседнем отделе c женской одеждой покупателям предлагали 20%-ю скидку на кофточки, блузки и даже пальто. Но вот очередь из желающих их приобрести также не выстраивалась.
– Как такое можно носить? Скидки они сделали! Да тут и без скидок не на что глянуть! – жаловалась дочери женщина средних лет, небрежно перебирая развешанные блузки.
В соседнем крупном магазине ситуация была похожей: бросающаяся в глаза реклама, высокие цены и скудный ассортимент.
http://www.intex-press.by/ru/news/society/15433/
Если вы захотите «по-научному» определить, почему первая заметка неинтересна, то сразу скажете: здесь нет проблемы, то есть, противоречий. И в ответ на всю эту цифирь про Вилейский колледж у нормального читателя возникнет лишь недоуменный вопрос: «Ну, и что?». А в первой заметке проблема есть, и она затрагивает многих. И вопрос будет другой: «Почему же наша, белорусская, обувь хуже, чем заграничная, и дороже, даже со скидками?». И это касается всех, кто не ходит по улице босиком.
Правда, лично моё внимание привлекла цифра в первой строке первой заметки: каким образом Вилейский колледж благодаря «внебюджетной» деятельности сумел заработать в год 6 миллиардов (!) рублей (около 620 тыс.долл. по курсу)? Это что ж за деятельность такая? Она что, у всех колледжей такая успешная? Это то самое «отклонение», и об этом нужно было бы писать в газете.
Но в сознании того, кто готовил информацию о колледже, такое противоречие не отразилось. И это есть вторая сторона такого феномена, как медийный факт.
Тут уместно задаться вопросом: а всегда ли различие-противоречие нужно воспринимать столь драматически, как это предстает в СМИ? Иными словами: а возможны ли «позитивные новости», о которых обычно так мечтают государственные чиновники от журналистики? Конечно, могут. Но для того, чтобы стало понятно, что произошло хорошего, нужно обстоятельно рассказать, что же было плохо, какая-такая проблема решена. То есть, опять выявить отличие того, что было, от того, что есть сейчас. Одно без другого не «сработает», не даст информации.
Вопросы для самопроверки:
В чём главная особенность медийного факта?
В том, что он отражает отклонения от нормы (т.е., скрытые противоречия).
В том, что он опубликован в прессе или в телерадиоэфире.
В том, что сообщение подано в острой, сенсационной форме.