Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате doc
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
2.3. Информационный поиск
Можно выделить несколько основных форм записи прочтенного для дальнейшего его отображения: план, конспект, тезисы, реферат, обзор и т. д.
План – список главных вопросов, которые рассматривает автор. Он отображает замысел автора и определяет порядок размещения частей произведения (разделов, глав и т. п.). Простым планом является перечень основных вопросов, раскрывающихся в книге или статье. Сложный план, помимо пунктов, включает в себя подпункты. Этот план обобщает и кратко передает содержание текста. Для того чтобы составить план, необходимо внимательно ознакомиться с материалом по требуемой теме. После чтения выделите его отдельные смысловые части, озаглавьте их. При чтении нужно уловить основную мысль текста, точно установить границы перехода от одной части к другой, от вопроса к вопросу.
Тезисы – сформулированные в одном предложении основные мысли. Простые тезисы – краткие формулировки без объяснений, включающие исключительно основные положения, которые не содержат аргументов и доказательств. Сложные (развернутые) тезисы детализируют основные положения, дают им разъяснение или аргументируют объективность. Как правильно сформулировать тезисы? Для этого необходимо составить план статьи или книги, выделить главные вопросы, дать на них лаконичные и точные ответы. Необходимо из всех положений, утверждений, аргументов, доказательств, которые имеют отношение к данному вопросу, сложить единое мнение в окончательном виде. Это и будет тезис.
Конспект – краткое изложение или краткая запись содержания какого-либо текста. Существуют простые (компактные) и сложные (детальные) конспекты. Имеется несколько видов конспектов. Плановый конспект – это конспект отдельных фрагментов материала, соответствующих названиям пунктов предварительно разработанного плана произведения. При этом или специально составляется план для написания конспекта, или используется ранее составленный в качестве самостоятельной записи план. Текстуальный конспект – это конспект, созданный в основном из отрывков подлинника – цитат. Выписки, связанные друг с другом цепью логических переходов, могут быть снабжены планом и включать отдельные тезисы в изложении конспектирующего или автора. Для того чтобы составить текстуальный конспект, исследуют множество материалов по одной теме. Отбирается только необходимая информация, которая не будет отображать суть работы. Сводный конспект составляется по нескольким источникам, в каждом из которых содержится какая-то новая информация по теме. Он включает рассуждения читателя о книге либо статье.
Реферат – форма переработки специальной литературы, отражающая, что именно нового, существенно отличающегося от других, имеется в первичном тексте. Реферат является аналитическим изложением содержания с неполным цитированием. В зависимости от количества использованных источников, от функционально-смыслового типа речи в первоначальном тексте (описание, повествование, рассуждение) различают типы реферата. Изложение одного источника является монографическим рефератом. Если используется несколько статей или книг по избранной теме, реферат называется обзорным. Обычно в реферате остается форма изложения текста-источника (описание, рассуждение и т. д.). Реферат составляет около 1 /3 объема первоначального текста. Важное отличие реферата от конспекта: в реферате формулируется личное отношение к излагаемому материалу. Это может быть анализ отдельных глав или источника целиком, индивидуальные выводы по проблеме и прочее. Текст реферата состоит из трех частей: введения, основной части и заключения. Обзор реферативных литературных источников, как правило, производится при разработке обзорной статьи. В обзоре представляется сравнение разных научных позиций, обосновывается выбор одной из позиций. В студенческих работах наиболее часто встречается четыре способа построения реферативного обзора.
Хронологический обзор – это упорядоченное исследование темы в науке, охватывающее историю проблемы от ее постановки до современного этапа. Проблемный обзор – описывает основные проблемы, которые связаны с темой, выявляет основные точки зрения и способы подхода к теме, имеющиеся на современном этапе. Проблемно-хронологический обзор представляет собой перечень и особенности проблем, которые связаны с темой, включая историю их изучения. Хронологически-проблемный обзор – анализ стадий исследования и характеристики проблем, встающих на каждой стадии изучения. История вопроса – это последовательное и постепенное раскрытие темы, а не обычное перечисление предположений. Очень важно осознать, в чем главный источник противоречий в науке. При обзоре литературных источников следует использовать общепринятые лексические средства сжатого описания текста. В заключение следует привести в пример точку зрения или позицию, которая наиболее близка Вашей; следует пояснить, в чем вы согласны с авторами и почему, что считаете необходимым уточнить, проверить на своем материале и почему. В результате вы покажете, к какому направлению (научной школе, концепции) присоединяетесь в данном исследовании [7]. Поиск научной информации может производиться разными методами, которые можно разделить на две группы: – методы получения готового информационного продукта; – методы моделирования. Конечно, для исследователя максимальный интерес представляют новые данные из компетентных источников. Но перед тем как начать их поиск, нужно понять, что именно необходимо искать. Поэтому сначала надо определить идею и разработать план научного исследования. Приступая к информационному поиску, прежде всего следует решить вопрос о способах воспроизведения и сохранения отобранных данных (на электронных носителях, в картотеке, в рабочей тетради), иначе найденные сведения могут быть потеряны. Необходимо сразу фиксировать полный адрес источника, в противном случае будет трудно при необходимости вернуться к нему или найти его снова. Поиск готового информационного продукта стоит начать с ознакомления с информационными изданиями, которые в отличие от библиографических изданий оперируют не только сведениями о самом источнике, но также фактами и идеями, содержащимися в нем. Одновременно создаются области (границы) последующего поиска. Затем следует подробно ознакомиться с документами, которые были подобраны на предыдущем этапе (монографиями, статьями, отчетами по НИОКР, диссертациями). Исследование литературных источников рекомендуется проводить поэтапно.
Источники информации:
1. Анализ содержания работы по его оглавлению
2. Беглый просмотр публикации с целью получения общего представления о работе
3. Детальное изучение той части работы, которое представляет интерес
4. Конспектирование текста наиболее заинтересовавших исследователя фактов
5. Обработка полученной информации (анализ, редактирование, выбор цитат)
Рекомендации: изучая литературные источники нужно просматривать список литературы в конце работы, что поможет расширить область информации.
Это немаловажно, поскольку авторы отчетов, монографий, диссертаций в ходе своих исследований уже оценили положение науки и практики в данной области знания, среди прочего, изучили имеющуюся литературу. По существу, они предоставляют исследователю готовое «информационное поле», на котором вы можете расставить свои акценты. Анализируя литературные и другие источники, нужно подбирать не любые, а только научные факты – компоненты научного знания. Только на их базе можно обнаружить закономерности поведения систем и явлений, сформулировать теории. Если достоверность научной статьи порождает сомнение, нужно провести вспомогательный анализ, перепроверку статьи посредством получения доказательства (либо опровержения) из иных источников. При этом исследователю необходимо быть объективным: запрещено отвергать факты лишь потому, что они не соответствуют текущим представлениям автора, что их непросто пояснить или использовать в настоящее время на практике. На первый взгляд многие новые научные факты кажутся необычными, недостаточно раскрытыми и объясненными. История науки насчитывает множество примеров, когда организованное новое знание или отдельные научные факты оказываются востребованными спустя десятилетия. В процессе поиска научной информации каждый исследователь стремиться приобрести проверенные сведения, он в существенной мере опирается на подлинность источника и характер самой информации (быстро теряющие актуальность сведения могут кардинально утратить важность, даже будучи приобретенными из достоверного источника). Более точными следует считать описания изобретений, опубликованные в официальных изданиях государственных органов и организаций. Самые достоверные источники – это учебники, учебные пособия, монографии, в которых публикуются итоги научной работы коллективов авторитетных ученых; данные издания проходят коллективное рецензирование и экспертизу ученых советов, кафедр, научных подразделений. Менее достоверными источниками в этом отношении являются научные статьи, доклады на конференциях, симпозиумах. В них авторам предоставляется возможность высказывать не только коллективное, но и свое субъективное мнение, которое может оказаться ошибочным. Однако подобными источниками нельзя пренебрегать. Эффективность и новизна имеющихся в них сведений всегда привлекала и будет привлекать научных работников, но эти источники лучше приписывать к той группе, информацию которой следует перепроверять. Статья или доклад, имеющие наряду с научным фактом подтверждение или же информацию, аргументирующую его содержание, несомненно, является достоверной. Научно-технические статьи, в которых приводятся результаты законченных исследований и данные об их осуществлении, введении в практику с экономическим или производственным эффектом, имеют особую значимость. Эти публикации представляют немалую научную и практическую ценность. Достоверность научной информации определяется ее источником, а также профессиональным и научным авторитетом ее автора, авторского коллектива. Следовательно, производя информационный поиск, необходимо, прежде всего, изучить труды, наиболее известные в отрасли, а также труды отдельных ученых – признанных авторитетов в науке и практике. Все вышеизложенное касается поиска готового информационного продукта. В научной работе такого рода данные не всегда возможно получить. Это касается абсолютно новых технологий, методов управления. Подобная информация может быть получена методом моделирования