Информационно-просветительские технологии в виртуальной среде. Библиотечный буктрейлер как средство продвижения чтения
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Лекция 3. Информационно-просветительские технологии в виртуальной среде. Библиотечный буктрейлер как средство продвижения чтения
Как указывалось в одной из предыдущих лекций, информационно-просветительское направление является одним из ключевых направлений социально-культурной деятельности библиотеки. Информационно-просветительское обслуживание направлено на организацию интеллектуального и культурного досуга пользователей с учетом их разнообразных познавательных и культурных потребностей.
В современном обществе информационно-просветительские технологии все более и более перемещаются в виртуальное пространство.
Среди новых форм продвижения книги издательствами и библиотеками последнее время все чаще используются буктрейлеры, созданные по тем или иным литературным произведениям. Они широко представлены в сети Интернет, на видеохостинге YouTube.
Первые буктрейлеры представляли собой слайд-шоу из иллюстраций с подписями (по сути, в формате электронной презентации).
В 2003 году был впервые продемонстрирован буктрейлер к книге Кристин Фихан «Темная симфония». Это событие дало старт популяризации буктрейлеров.
В России первые буктрейлеры появились в 2010 году.
Буктрейлер (англ. booktrailer) — это небольшой видеоролик (2-3-х минутный), рассказывающий в произвольной художественной форме о какой-либо книге, визуализирующий ее содержание.
Цель буктрейлера состоит в привлечении внимание к книгам при помощи визуальных средств, характерных для трейлеров к кинофильмам.
Существует следующая классификация буктрейлеров:
По способу визуального воплощения текста буктрейлеры могут быть:
• игровые (небольшой фильм по книге);
• неигровые (когда при создании буктрейлера могут использоваться иллюстрации, фотографии, развороты изданий, текстовые материалы, фотографии, диаграммы, звуковое оформление, видеофрагменты);
• анимационные (мультфильм по книге).
По содержанию буктрейлеры подразделяются на:
• повествовательные (раскрывают сюжет произведения);
• атмосферные (передающие основные настроения книги и читательские эмоции);
• концептуальные (передающие смысловую направленность текста).
Известно, что экранизация книги легко может вывести её в бестселлеры - экранизированные книги мгновенно распродаются и разбираются в библиотеках (есть множество примеров, когда в библиотеках даже создаются «очередь» на экранизированную книгу). Но буктрейлер не является экранизацией книги. Это новый жанр, требующий переосмысления всех вещей, это цельная миниатюра, имеющая свою интригу и сюжет.
Буктрейлеры, так же как и другие методы проджвижения чтения (например, книжные выставки), могут быть посвящены отдельной книге, какому-либо автору, серии книг или даже какой-нибудь теме, дате, юбилею писателя. Также возможно создание буктрейлеров о книжных выставках библиотеки или о самой библиотеке.
В технологии создания буктрейлера выделяется несколько этапов:
1. Выбор книги или темы для видеоролика.
При выборе темы можно исходить из множества позиций, которые, в частности, включают: цели и задач библиотеки; приоритетные группы обслуживания и их потребности; социокультурны приоритеты того региона, в котором работает библиотека; необходимость продвижения новых изданий или, напротив, старых, забытых книг; чествование книг-юбиляров; памятные даты.
2. Просмотр примеров буктрейлеров (для начинающих разработчиков).
3. Разработка сценария.
На этом этапе необходимо продумать сюжет и написать текст. Сюжет – это основа видеоролика, то из чего он будет состоять. Важно внести интригу и выстроить его таким образом, чтобы читателю непременно захотелось узнать, что же будет дальше. А узнать, что будет дальше, можно только прочитав книгу. Сущность сюжета буктрейлера наиболее точно выразил куратор Всероссийского конкурса буктрейлеров писатель А. Архангельский: «Буктрейлер должен быть перпендикулярен тексту, он рассказывает свою историю про книгу, а не копирует историю, рассказанную в книге».
Ни в коем случае нельзя раскрывать сюжет всего произведения целиком, необходимо, чтобы концовка видеоролика осталась открытой и произведение заинтриговало читателя.
Необходимо обратить внимание еще и на такой немаловажный факт, как возрастные ограничения на видеопродукцию. Подбирая материал для буктрейлера, следует учитывать возрастную категорию, для которой она предназначается (0+, 6+, 12+, 16+, 18+). Отнесение информации к той или иной возрастной категории и размещение знака информационной продукции необходимо проводить в строгом соответствии с ФЗ-436 «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию».
4. Подбор аудио- и видеоряда.
После продумывания сюжета необходимо подобрать материалы для ролика, найти нужные картинки, отсканировать иллюстрации книги, снять свое видео. Также нужно придумать звуковое сопровождение – закадровый текст и музыку. Специалисты рекомендуют использовать для этого программу SoundForge.
5. Монтаж ролика.
Специалисты рекомендуют использовать для этой цели следующие программы
а) Windows Movie Maker. Программа входит в пакет Microsoft Windows. С помощбю нее можно обрабатывать видеофайлы, создавать из изображений слайд-шоу, добавлять к видео заготовки, титры, звук, вырезать необходимые фрагменты и склеивать их, создавая при этом эффектные переходы от фрагмента к фрагменту. Плюсом, безусловно, является простота и доступность программы. Миусом – некоторая ограниченность функций.
б) SonyVegas Pro - профессиональная программа для видеомонтажа. Благодаря специальным инструментам, она позволяет пользователям редактировать различные параметры видео и аудио. У нее удобная настройка интерфейса, добавление большого количества эффектов, поддержка огромного количества форматов. Удобно работать с аудио, так как можно соединять две звуковые дорожки (накладывать музыку и голос), отделять звук от видео если необходимо. Многие наиболее востребованные операции по работе с фото и видео можно выполнить в онлайновых редакторах. У онлайновых сервисов есть важное преимущество: благодаря тому, что все операции по обработке файлов выполняются на удаленном сервере, производительность компьютера, на котором вы работаете, не имеет значения.
6. Добавление текста и музыки. При добавлении музыки нужно учитывать, что в большинстве своем она является объектом авторского права и не может быть использована в буктрейлере даже в некоммерческих целях.
Подготовленные буктрейлеры должны быть размещены в сети – на сайте библиотеке и ее страницах в социальных сетях. Также эффективным считается прокручивание роликов на экранах в библиотеках.
Помимо этого существует множество сайтов, на которых по договоренности могут быть размещены буктрейлеры, при этом следует помнить о том, что у всех сайтов различная аудитория, отчего и выставляемые на разных сайтах буктрейлеры должны быть разными. На сайтах для взрослой аудитории - ролики о взрослых книгах, на детских сайтах - о детских.
Продвижение буктрейлеров предполагает широкое партнерство с организациями и учреждениями, для которых данная проблема также является актуальной. Это может быть администрация города, средства массовой информации, общеобразовательные школы, средние учебные заведения, вузы, музеи, школьные и вузовские библиотеки, творческие союзы, благотворительные фонды, неформальные молодежные организации.
Демонстрировать видеоролики они могут на классных часах в школах, на встречах своих обществ, просто в холлах, где установлены телевизоры, что сегодня имеется во многих учебных заведениях и различных учреждениях. Организаторы могут проявить содействие в демонстрации буктрейлеров на городских праздниках и фестивалях.
Партнерами библиотек могут быть лагеря отдыха, санатории, развлекательные центры.
Также возможно заинтересовать созданием буктрейлеров молодежь и провести в библиотеке конкурс на лучший буктрейлер. Это будет способствовать продвижению чтения, в том числе, и за счет неформального общения.
В целом буктрейлеры в настоящее рассматриваются как действенный способ предложения книги и популяризации чтения, как инструмент формирования в общественной среде моды на чтение. Буктрейлер настраивает на рекламное восприятие произведения, это намного интересней и зрелищней, чем просто прочитать аннотацию. Следует учитывать и то, что современное поколение живет в визуальном пространстве, следовательно, визуализация является действенным механизмом продвижения чтения в детской и молодежной среде. Кроме того, буктрейлер отвечает и другим особенностям мышления современной молодежи (клиповость, фрагментарность, мозаичность).
Развитие мультимедийных средств во многом меняет подход библиотекарей к привлечению читателей к книге. Продвижение книги и чтения с использованием средств визуальной культуры все более уверенно входит в практику работы российских библиотек. Специалистами признается, что буктрейлер является одним из наиболее эффективных механизмов продвижения чтения в нечитающую среду.
Как в России, так и за рубежом, существуют премии в области создания буктрейлеров.
Зарубежные премии:
1. MobyAwards.
2. BookVideo.
3. Trailee.
4. Scottish Children’s Book Awards.
5. Booktrailers Online Awards.
Среди российских премий наибольшую известность получил Всероссийский конкурс буктрейлеров.