Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Информационная система

  • 👀 1138 просмотров
  • 📌 1078 загрузок
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате doc
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Информационная система» doc
Тема 1 Информационная система Под системой понимают любой объект, который одновременно рассматривается и как единое целое, и как объединенная в интересах достижения поставленных целей совокупность разнородных элементов. Системы значительно отличаются между собой как по составу, так и по главным целям. Информационная система – взаимосвязанная совокупность средств, методов и персонала, используемых для хранения, обработки и выдачи информации в интересах достижения поставленной цели. 1.1 Процессы, обеспечивающие работу информационной системы Процессы, обеспечивающие работу информационной системы любого назначения, условно можно представить в виде схемы (рис. 1), состоящей из блоков: • ввод информации из внешних или внутренних источников; • обработка входной информации и представление ее в удобном виде; • вывод информации для представления потребителям или передачи в другую систему; • обратная связь – это информация, переработанная людьми данной организации для коррекции входной информации. рисунок 1 - Процессы в информационной системе 1.2 Основные свойства информационных систем Информационная система определяется следующими свойствами: • любая информационная система может быть подвергнута анализу, построена и управляема на основе общих принципов построения систем; • информационная система является динамичной и развивающейся; • при построении информационной системы необходимо использовать системный подход; • выходной продукцией информационной системы является информация, на основе которой принимаются решения; • информационную систему следует воспринимать как человеко-компьютерную систему обработки информации. Тема 2 Структура информационной системы Структуру информационной системы составляет совокупность отдельных ее частей, называемых подсистемами. Подсистема – это часть системы, выделенная по какому-либо признаку. Функциональная подсистема информационной системы представляет собой совокупность задач, объединенных общей информационной базой, с помощью которой автоматизируется выполнение функций управления в конкретных подразделениях предприятия. Принято выделять типовые функциональные подсистемы для каждого вида экономических систем. например, для информационных систем предприятия выделяют следующие подсистемы: • перспективного развития или прогнозирования; • текущего планирования; • оперативного управления производством; • управления финансами; • бухгалтерского учета; • материально-технического снабжения; • маркетинга и др. Обеспечивающие подсистемы включают в свой состав документацию проектных решений, разработанных проектировщиками для предприятий-заказчиков с целью реализации каждой функциональной подсистемы в следующем составе: • экономическое обеспечение (ЭО), включающее состав экономических показателей, рассчитываемых в каждой задаче, и методы их расчета; • математическое обеспечения (МО); • программное обеспечение (ПО); • информационное обеспечение (ИО); • технического обеспечения (ТО). Кроме того, в состав ИС включают подсистемы, имеющие общесистемное назначение: • организационное обеспечение (ОО), определяющее организационную структуру ИС (например, отдел программирования, отдел администрирования баз данных и сетевых ресурсов, отдел эксплуатации вычислительной техники и др.); • правовое обеспечение (ПрО), состоящее из правовых инструкций для работников предприятия в условиях автоматизации выполняемых ими функций. Организационно функциональные подсистемы (модули) ИС состоят из некоторого числа автоматизированных рабочих мест (АРМ). АРМ – это совокупность методических, программных, информационных и технических средств, предназначенных для автоматизации функций управления и задач, решаемых на определенном рабочем месте конкретным пользователем. Структура АРМ включает в свой состав: комплекс задач, решаемых в рамках какой-либо функциональной подсистемы (бухгалтерские, финансовые, плановые, маркетинговые, учета кадров, юридические и др), объединенных общей информационной базой, и обеспечивающую часть (программное, информационное, техническое, лингвистическое и технологическое обеспечение) (рис. 3). Специалисты выполняют либо служебные, либо основные функции. К первым относятся проверка контроля и доступа, настройка системы на параметры технических и информационных средств и архивация данных. Ко вторым – ввод исходных данных, их обработка и выдача результатов, ведение справочников базы данных и получение ответов на запросы. Содержание АРМ зависит от специфики алгоритмов решаемых задач, используемых программных, информационных и технических средств, т. е. от типов используемых информационных технологий. Тема 3 Характеристика информационного обеспечения Назначение подсистемы информационного обеспечения состоит в своевременном формировании и выдаче достоверной информации для принятия управленческих решений. она включает внемашинное ИО (документы, классификаторы) и внутримашинное ИО (электронные макеты ввода-вывода документов, базы данных, электронные архивы). Информационное обеспечение – совокупность единой системы классификации и кодирования информации, унифицированных систем документации, схем информационных потоков, циркулирующих в организации, а также методологии построения баз данных. Для создания информационного обеспечения необходимо: • ясное понимание целей, задач, функций всей системы управления организацией; • выявление движения информации представленной для анализа в виде схем информационных потоков от момента возникновения и до ее использования на различных уровнях управления; • совершенствование системы документооборота; • наличие и использование системы классификации и кодирования; • владение методологией создания концептуальных информационно-логических моделей, отражающих взаимосвязь информации; • создание массивов информации на машинных носителях, что требует наличия современного технического обеспечения. Тема 4 Характеристика технического обеспечения Техническое обеспечение – комплекс технических средств, предназначенных для работы информационной системы, а также соответствующая документация на эти средства и технологические процессы. Комплекс технических средств составляют: • компьютеры любых моделей; • устройства сбора, накопления, обработки, передачи и вывода информации; • устройства передачи данных и линий связи; • оргтехника и устройства автоматического съема информации; • эксплуатационные материалы и др. К настоящему времени сложились две основные формы организации технического обеспечения (формы использования технических средств): централизованная и частично или полностью децентрализованная. Централизованное техническое обеспечение базируется на использовании в информационной системе больших ЭВМ и вычислительных центров. Децентрализация технических средств предполагает реализацию функциональных подсистем на персональных компьютерах непосредственно на рабочих местах. Тема 5 Характеристика математического и программного обеспечения Математическое и программное обеспечение – совокупность математических методов, моделей, алгоритмов и программ для реализации целей и задач информационной системы, а также нормального функционирования комплекса технических средств. К средствам математического обеспечения относятся: • средства моделирования процессов управления; • типовые задачи управления; • методы математического программирования, математической статистики, теории массового обслуживания и др. В состав программного обеспечения входят общесистемное ПО (операционная система, операционная оболочка, СУБД, трансляторы с языков программирования) и специализированное ПО (функциональные пакеты прикладных программ (ППП), методо-ориентированные ППП, профессионально-ориентированные ППП), а также техническая документация. К общесистемному программному обеспечению относятся комплексы программ, ориентированных на пользователей и предназначенных для решения типовых задач обработки информации. Они служат для расширения функциональных возможностей компьютеров, контроля и управления процессом обработки данных. Специализированное программное обеспечение представляет собой совокупность программ, разработанных при создании конкретной информационной системы. В его состав входят пакеты прикладных программ (ППП), реализующие разработанные модели разной степени адекватности, отражающие функционирование реального объекта. Тема 6 Характеристика организационного обеспечения Организационное обеспечение – совокупность методов и средств, регламентирующих взаимодействие работников с техническими средствами и между собой в процессе разработки и эксплуатации информационной системы. Организационное обеспечение реализует следующие функции: • анализ существующей системы управления организацией, где будет использоваться ИС, и выявление задач, подлежащих автоматизации; • подготовку задач к решению на компьютере, включая техническое задание на проектирование ИС и технико-экономическое обоснование ее эффективности; • разработку управленческих решений по составу и структуре организации, методологии решения задач, направленных на повышение эффективности системы управления. Тема 7 Характеристика правового обеспечения Правовое обеспечение – совокупность правовых норм, определяющих создание, юридический статус и функционирование информационных систем, регламентирующих порядок получения, преобразования и использования информации. Главной целью правового обеспечения является укрепление законности. В состав правового обеспечения входят законы, указы, постановления государственных органов власти, приказы, инструкции и другие нормативные документы министерств, ведомств, организаций, местных органов власти. В правовом обеспечении можно выделить общую часть, регулирующую функционирование любой информационной системы, и локальную часть, регулирующую функционирование конкретной системы. Тема 8 Понятие информационной технологии. Классификация информационных технологий Технология – это комплекс научных и инженерных знаний, реализованных в приемах труда, наборах материальных, технических, энергетических, трудовых факторов производства, способах их соединения для создания продукта или услуги, отвечающих определенным требованиям. Технология неразрывно связана с машинизацией производственного или непроизводственного, прежде всего управленческого процесса. Управленческие технологии основываются на применении компьютеров и телекоммуникационной техники. Информационная технология, согласно определению, принятому ЮНЕСКО, – это комплекс взаимосвязанных, научных, технологических, инженерных дисциплин, изучающих методы эффективной организации труда людей, занятых обработкой и хранением информации; вычислительную технику и методы организации и взаимодействия с людьми и производственным оборудованием, их практическое приложение, а также связанные со всем этим социальные, экономические и культурные проблемы. Существует несколько точек зрения на развитие информационных технологий с использованием компьютеров, которые определяются различными признаками деления. Первый признак деления – вид задач и процессов обработки информации. 1-й этап (60 – 70-е гг.) – обработка данных в вычислительных центрах в режиме коллективного пользования. Основным направлением развития информационной технологии являлась автоматизация рутинных операционных действий человека. 2-й этап (с 80-х гг.) – создание информационных технологий, направленных на решение стратегических задач. Второй признак деления – проблемы, стоящие на пути информатизации общества. 1-й этап (до конца 60-х гг.) характеризуется проблемой обработки больших объемов данных в условиях ограниченных возможностей аппаратных средств. 2-й этап (до конца 70-х гг.) связывается с распространением ЭВМ серии IBM/360. Проблема этого этапа – отставание программного обеспечения от уровня развития аппаратных средств. 3-й этап (с начала 80-х гг.) – компьютер становится инструментом непрофессионального пользователя, а информационные системы – средством поддержки принятия его решений. Проблемы – максимальное удовлетворение потребностей пользователя и создание соответствующего интерфейса работы в компьютерной среде. 4-й этап (с начала 90-х гг.) – создание современной технологии межорганизационных связей и информационных систем. Проблемы этого этапа весьма многочисленны. Наиболее существенными из них являются: • выработка соглашений и установление стандартов, протоколов для компьютерной связи; • организация доступа к стратегической информации; • организация защиты и безопасности информации. Третий признак деления – виды инструментария технологии. 1-й этап (до второй половины XIX в.) – «ручная» информационная технология, инструментарий которой составляли перо, чернильница, книга. Коммуникации осуществлялись ручным способом путем переправки через почту писем, пакетов, депеш. Основная цель технологии – представление информации в нужной форме. 2-й этап (с конца XIX в.) – «механическая» технология, инструментарий которой составляли пишущая машинка, телефон, диктофон, оснащенная более совершенными средствами доставки почта. Основная цель технологии – представление информации в нужной форме более удобными средствами. 3-й этап (40 – 60-е гг. XX в.) – «электрическая» технология, инструментарий которой составляли большие ЭВМ и соответствующее программное обеспечение, электрические пишущие машинки, ксероксы, портативные диктофоны. Изменяется цель технологии. Акцент в информационной технологии начинает перемещаться с формы представления информации на формирование ее содержания. 4-й этап (с начала 70-х гг.) – «электронная» технология, основным инструментарием которой становятся большие ЭВМ и создаваемые на их базе автоматизированные системы управления (АСУ) и информационно-поисковые системы (ИПС), оснащенные широким спектром базовых и специализированных программных комплексов. Центр тяжести технологии еще более смещается на формирование содержательной стороны информации для управленческой среды различных сфер общественной жизни, особенно на организацию аналитической работы. Множество объективных и субъективных факторов не позволяли решать стоящие перед новой концепцией информационной технологии задачи. Однако был приобретен опыт формирования содержательной стороны управленческой информации и подготовлена профессиональная, психологическая и социальная база для перехода на новый этап развития технологии. 5-й этап (с середины 80-х гг.) – «компьютерная» («новая») технология, основным инструментарием которой является персональный компьютер с широким спектром стандартных программных продуктов различного назначения. На этом этапе происходит процесс персонализации АСУ, который проявляется в создании систем поддержки принятия решений определенными специалистами. Подобные системы имеют встроенные элементы анализа и интеллекта для разных уровней управления, реализуются на персональном компьютере и используют телекоммуникации. В связи с переходом на микропроцессорную базу существенным изменениям подвергаются и технические средства бытового, культурного и прочего назначений. Начинают широко использоваться в различных областях глобальные и локальные компьютерные сети. 8.1 Информационная технология как система Информационной технологии как системе присущи основные признаки: • наличие структуры. Построение системы определяется ее структурой. Элементами при системном подходе выступают отдельные подсистемы. Иерархичность построения системы выявляется по отдельным направлениям: организации, функциям, техническим средствами. В соответствии с этим выделяют такие понятия, как организационная структура, функциональная структура, техническая структура; • наличие единой цели функционирования. Сложная система с подсистемами, обладающими собственными целями, имеет единую цель, которая подчиняет цели функционирования отдельных подсистем; • устойчивость к внешним и внутренним возмущениям. Неадекватность выбранных моделей реальным процессам, неидеальность используемых методов разрешения моделей, ошибки в деятельности персонала, ненадежность аппаратных и программных средств – все приводит к возмущениям, которые оказывают вредное воздействие на работоспособность системы в целом. Устойчивость обеспечивается введением обратных связей на различных уровнях организации информационных процессов, использования тестовых сигналов, применение избыточных кодов, сигналов и структур; • комплексный состав системы порождает большое число решений как в области организационной и функциональной структур, так и на уровне реализации средств; • способность к развитию; • структура информационной технологии. Информационная технология называется базовой, если она ориентирована на определенную область применения. Базовая информационная технология должна задавать модели, методы и средства решения задач. Она создается на основе базовых аппаратно-программных средств. Базовая технология должна быть подчинена основной цели – решению функциональных задач в той области, где она используется (в экономике – это задачи управления). 1. Концептуальный уровень задает идеологию автоматизированного решения задач. Начальным этапом является постановка задачи. Следующим этапом является формализация решения задачи. При этом разрабатывается математическая модель или же подбирается из известных моделей. Затем – алгоритмизация решения. В алгоритме выделяются как самостоятельные блоки, так и операторы. Реализация алгоритмов на основе конкретных вычислительных средств – программирование экономической задачи. Затем идет реализация процедур-операций. 2. Логический уровень. На этом уровне цель базовой информационной технологии – построение модели решаемой задачи и ее реализация на основе организации взаимодействия информационных процессов. • Модель обмена. На основе этой модели реализуется синтез системы обмена данными с выбором оптимальной технологии и структуры сети, наилучшего метода коммуникации, протоколов и процедур доступа, адресации и маршрутизации. • Модель накопления данных определяет схему информационной базы, организацию информационных массивов и их размещение. • Модель обработки данных определяет организацию вычислительного процессора, который включает в себя решение разнообразных задач, возникающих у пользователя. 3. Физический уровень определяет возможность реализации информационной технологии на типовых программно-аппаратных средствах. Он включает в себя подсистемы накопления, обмена, обработки, управления данными, а также систему формализации знаний, с которой взаимодействуют проектировщик и пользователь. Информационная технология базируется и зависит от технического, программного, информационного, методического и организационного обеспечения. Техническое обеспечение – это персональный компьютер, оргтехника, линии связи, оборудование сетей. Вид информационной технологии, зависящий от технической оснащенности (ручной, автоматизированный, удаленный), влияет на сбор, обработку и передачу информации. Развитие вычислительной техники не стоит на месте. Становясь более мощными, персональные компьютеры одновременно становятся менее дорогими и, следовательно, доступными для широкого круга пользователей. Компьютеры оснащаются встроенными коммуникационными возможностями, скоростными модемами, большими объемами памяти, сканерами, устройствами распознавания голоса и рукописного текста. Программное обеспечение, находящееся в прямой зависимости от технического и информационного обеспечения, реализует функции накопления, обработки, анализа, хранения, интерфейса с компьютером. Информационное обеспечение – совокупность данных, представленных в определенной форме для компьютерной обработки. Организационное и методическое обеспечение представляют собой комплекс мероприятий, направленных на функционирование компьютера и программного обеспечения для получения искомого результата. 8.2 Основные свойства информационной технологии Основными свойствами информационной технологии являются: • целесообразность; • наличие компонентов и структуры; • взаимодействие с внешней средой; • целостность; • развитие во времени. 1. Целесообразность – главная цель реализации информационной технологии. состоит в повышении эффективности производства на базе использования современных ЭВМ, распределенной переработке информации, распределенных баз данных, различных информационных вычислительных сетей (ИВС) путем обеспечения циркуляции и переработки информации. 2. Компоненты и структура: • функциональные компоненты – это конкретное содержание процессов циркуляции и переработки информации; • структура информационной технологии. Структура информационной технологии – это внутренняя организация, представляющая собой взаимосвязи образующих ее компонентов, объединенных в две большие группы: опорную технологию и базу знаний. Модели предметной области – совокупность описаний, обеспечивающая взаимопонимание между пользователями: специалистами предприятия и разработчиками. Опорная технология – совокупность аппаратных средств автоматизации, системного и инструментального программного обеспечения, на основе которых реализуются подсистемы хранения и переработки информации. Предметная информационная технология – информационная технология в конкретной предметной области. База знаний представляет собой совокупность знаний, хранящихся в памяти ЭВМ. Базы знаний можно разделить на интенсиональную (т. е. знания о чем-то «вообще») и экстенсиональную (т. е. знания о чем-то «конкретно»). В интенсиональной базе хранятся оболочки, а в экстенсиональной хранятся оболочки с запоминанием, которые носят название баз данных. Иными словами, база знаний представляет отображение предметной области. Она включает в себя базу данных (директивная информация – плановые задания, научно-техническая информация, учетно-производственная информация, вспомогательная информация, отражающие режимы работы подразделений предприятий). Системные и инструментальные средства: • аппаратные средства; • системное ПО (ОС, СУБД); • инструментальное ПО (алгоритмические языки, системы программирования, языки спецификаций, технология программирования); • комплектация узлов хранения и переработки информации. Результатом технологических описаний является совокупность реализуемых в системе информационно-технологических процессов. 3. Взаимодействие с внешней средой – взаимодействие информационной технологии с объектами управления, взаимодействующими предприятиями и системами, наукой, промышленностью программных и технических средств автоматизации. 4. Целостность. информационная технология является целостной системой, способной решать задачи, не свойственные ни одному из ее компонентов. 5. Реализация во времени – обеспечение динамичности развития информационной технологии, ее модификация, изменение структуры, включение новых компонентов. Информационный процесс – процесс взаимодействия между объектами реального мира, в результате которого возникает информация. Сами информационные технологии требуют сложной подготовки, больших первоначальных затрат и наукоемкой техники. Их введение должно начинаться с создания математического обеспечения, формирования информационных потоков в системах подготовки специалистов. В последние десятилетия менеджмент в наиболее развитых странах, в частности в США и Японии, опирается на творческие (созидающие) информационные технологии так называемого высшего уровня. Они охватывают полный информационный цикл: выработку информации (новых знаний), ее передачу, переработку, использование для преобразования объекта, достижения новых, более высоких целей. Информационные технологии этого уровня означают высший этап компьютеризации менеджмента, позволяют задействовать ЭВМ в творческом процессе, соединить силу человеческого ума и мощь электронной техники. Полная автоматизация менеджмента предполагает охват следующих информационно-управленческих процессов: связь, сбор, хранение и доступ к необходимой информации, анализ информации, подготовку текста, поддержку индивидуальной деятельности, программирование и решение специальных задач. Тема 9 Документальные информационные системы Документальные ИС – системы работы с документами на естественном языке – публикации и т.д. они обеспечивают анализ данных при неполном, приближенном представлении смысла. наиболее распространенный тип ДИС – информационно – поисковые системы (ИПС), предназначенные для накопления и поиска по различным критериям документов на естественном языке. Информационный поиск в ИПС - некоторая последовательность операций, выполняемых с целью отыскания документов, содержащих определенную информацию, или с целью выдачи фактических данных, представляющих собой ответы на заданные вопросы. Поисковый массив – массив элементов информации, в котором производится информационный поиск. Существуют следующие основные виды информационного обеспечения в данных системах: • Регламентное обслуживание в форме подготовки и издания обзорных и реферативных информаций, библиографических указателей и т.п., или обслуживание по стандартным запросам; • Оповещение отдельных специалистов (абонентов) о текущих публикациях, представляющих для них потенциальный интерес путем избирательного (адресного) распределения информации (ИРИ) по профилям интересов, сформулированных потребителем, или дифференцированного обслуживания руководителей (ДОР) по мере поступления информации, необходимой для принятия решений; • Ретроспективный поиск, т.е. отыскание документов, в которых находятся сведения по конкретным запросам, в массиве всех накопленных источников информации, что может осуществляться либо в форме подготовки тематических подборок, либо в оперативном режиме. Имеет место и другая классификация видов информационного обслуживания: по источнику информации, по типам документов, по направленности или адресности, по периодичности или срочности, по способу доведения документов до потребителя, по назначению, цели. Тема 10 Системы управления документами Одной из функциональных подсистем ИС является Система Управления Документами (СУД), целью разработки которой является повышение эффективности управления экономическими системами на основе автоматизации управления документооборотом и деловыми процессами, всех видов работ с документами, обеспечивающими и координирующими совместную деятельность всех участников процесса управления. Системы документооборота обычно внедряются, чтобы решать определенные задачи, стоящие перед организацией, к таким задачам можно отнести следующие: • Обеспечение более эффективного управления за счет автоматического контроля выполнения, прозрачности деятельности всей организации на всех уровнях. • Поддержка системы контроля качества, соответствующей международным нормам. • Поддержка эффективного накопления, управления и доступа к информации и знаниям. Обеспечение кадровой гибкости за счет большей формализации деятельности каждого сотрудника и возможности хранения всей предыстории его деятельности. • Протоколирование деятельности предприятия в целом (внутренние служебные расследования, анализ деятельности подразделений, выявление « горячих точек » в деятельности). • Оптимизация бизнес-процессов и автоматизация механизма их выполнения и контроля. • Исключение бумажных документов из внутреннего оборота предприятия. Экономия ресурсов за счет сокращения издержек на управление потоками документов в организации. • Исключение необходимости или существенное упрощение и удешевление хранения бумажных документов за счет наличия оперативного электронного архива. Внедрение систем электронного документооборота позволяет достичь реализации следующих целей: 1. интеграции профессиональной и информационной деятельности специалистов; 2. интеграции всех информационных потоков и создании единого информационного ресурса, используемого для принятия управленческих решений; 3. коллективного использования информационного ресурса, упрощение процесса обмена информацией; 4. оптимизации работ сотрудников и сокращении затрат труда и времени на администрирование их совместной деятельности. 10.1 Принципы построения систем электронного документооборота 1. Ориентация на работу с документами. Информационное обеспечение (ИО) должно предоставлять возможность интегрированной обработки всех видов информации, циркулирующей в организации, в т.ч. документов, порожденных электронным и бумажным документооборотом: внешней и внутренней переписки, осуществляемой как в электронной, так и в бумажной форме. В качестве центрального управляющего блока программного обеспечения ЭСУД выступает система управления полномочиями пользователей, которая призвана осуществлять разграничение доступа пользователей к информации (в т.ч. к документам различной степени секретности) и регламентацию доступа пользователей к функциям, предоставляемым системой. 2. Разработка «активного» программного обеспечения . Работа с документами является основным способом выполнения функций для персонала организации. Цель автоматизации процессов движения документов и связанных с ними заданий - получение целостного механизма управления деятельностью предприятия, поэтому программное обеспечение должно выполнять следующие функции: • обеспечивать возможность руководству организации распределять работы и контролировать процесс их выполнения исполнителями; • до каждого исполнителя доводить информацию о том, какие работы, в какие сроки и в какой последовательности он должен выполнять; • обеспечивать исполнителю возможность после выбора из списка соответствующей работы, «погружения» его именно в то функциональное приложение, которое связано с соответствующим типом работы (или задания). 3. Программное обеспечение ЭСУД должно легко адаптироваться к изменениям конкретных условий эксплуатации. Отсюда вытекает необходимость разрабатывать и внедрять ПО ЭСУД двумя методами: - методом компонентного проектирования, - с использованием средств CASE - технологии проектирования ИС. Тема 11 Фактографические информационные системы Фактографические ИС оперируют фактическими сведениями, представленными в виде специальным образом организованных совокупностей формализованных записей данных. ИС фактографического типа предназначены для хранения и поиска фактов, показателей, характеристик каких-либо объектов или процессов (например, сведения о работниках, предприятиях, акционерах и т. д.). По своей сути такая ИС представляет собой систему управления базами структурированных данных. 11.1 Проектирование систем управления базами данных фактографических систем Особое значение при проектировании имеет предметная область объекта. Предметной областью называются элементы материальной системы, информация о которых хранится и обрабатывается в ИС. Информационным отображением всей предметной области экономического объекта служит информационная база ИС. Информационная база состоит из одной или нескольких баз данных. Для описания предметной области необходимы такие термины, как объект, свойство объекта, взаимодействие (связь) объектов, свойство взаимодействия. Объектом называется любой элемент некоторой системы. В экономических приложениях понятие объекта сужается до понятия физического объекта, под которым понимается любой предмет, занимающий место в пространстве. Отдельный предмет часто назывется экземпляром объекта, а различные множества предметов, образованные по заданному принципу, называются типами объектов. Концептуальное проектирование СУБД связано с описанием разнообразных информационных требований пользователей. Результатом этого этапа является высокоуровневое представление информационных требований, например такое, как диаграмма «сущность – связь». Подход к концептуальному проектированию предполагает, что рассматривается представление одного пользователя, например администратора, который понимает требования всех пользователей и объединяет эти требования в полный набор согласованных спецификаций. Концептуальное проектирование оперирует информацией, независимой от любой фактической реализации (т. е. от любой конкретной системы технического или программного обеспечения). В ходе проектирования исследуется возможность преобразования модели в СУБД – зависимое представление. При проектировании возможно использовать специальные программные средства реализации фактографических информационных систем - пакеты программ – CASE-средства (Computer Aided System Engineering). Суть автоматизации в том, что на достаточно простом языке описываются программное обеспечение, концептуальная схема, которая потом преобразуется в логическую схему конкретной СУБД. С помощью CASE-технологии: • быстрее создают и внедряют БД при меньших затрат; • обеспечивают единый простой интерфейс; • сокращают усилия по обслуживанию приложений; • осуществляют контроль за взаимодействием и полнотой представления; • проводят последовательную декомпозицию сложной задачи. Основной недостаток пакетов CASE – упрощенный подход к концептуальному моделированию. Рассмотрим объектное представление или нисходящее проектирование СУБД. Существуют два метода концептуального проектирования: объектное представление и моделирование сущностей. Объектное представление включает формулирование, определение и интеграцию объектов высокого уровня, используемых для построения модели. Основное внимание при этом уделяется интеграции понятий (концепций), представляющих объекты. Попросту говоря, технология этого подхода заключается в объединении элементов, которые в свою очередь могут состоять из отдельных частей. Эти элементы рассматриваются как объекты, объединенные в виде иерархии объектов. Процесс проектирования проходит стадии моделирования представлений и объединения представлений. Видами представлений данных являются: общее представление (с точки зрения организации в целом), прикладное представление, информационное представление и представление событий. Каждому типу представления соответствует особый вид информации: 1. Цели или ограничения организации. Производственные или коммерческие цели организации, выраженные в терминах требуемой информации. Различные информационные ограничения, такие как требования отчетности, необходимость проверки, управляющие воздействия, а также меры по обеспечению секретности. 2. Обрабатываемая информация. Информация о существующих и будущих приложениях. Сюда включаются все предполагаемые виды обработки базы данных. 3. Информационные структуры и связи. Моделирование общих информационных связей: существующих элементов данных, агрегаций элементов данных и связей, необходимых для отображения деятельности организации или предприятия. Этим обеспечивается основа для специальных и незапланированных запросов. 4. События и планирование. Сроки представления информации, различных отчетов, сроки решения прикладных задач. Сюда включается как незапланированная (специальная), так и заранее определенная информационная деятельность организации. Моделирование представлений заключается в фактическом сборе информации на различных уровнях организации в соответствии с четырьмя видами представлений. При моделировании ПО разбивается на ряд локальных областей, моделируется каждое локальное представление, а затем они объединяются. Выбор локального представления зависит от масштабов ПО. Для удобства в одном локальном представлении желательно использовать 6–7 типов сущностей. Если это не соблюдается, то, возможно, область применения локального представления слишком обширна. Тема 12 Интегрированные информационные системы Интегрированные информационные системы управления (ИАСУ) предназначены для автоматизации всех функций управления предприятием и охватывают весь цикл функционирования экономического объекта: начиная от научно-исследовательских работ, проектирования, изготовления, выпуска и сбыта продукции до анализа эксплуатации изделия. Наиболее распространенным методом управления производством и дистрибуции в мире является стандарт интегрированных информационных систем MRP (Material Requirements Planning - планирование потребностей предприятия в материальных ресурсах). Внедрение систем, реализующих эту методологию, позволило выстроить выпуск продукции, планирование и управление запасами в единый бизнес-процесс. Однако эти системы не учитывали производственные мощности, их загрузку, трудовые ресурсы и т.д., в связи с чем возникла концепция MRPII (MRP - Manufacturing Resources Planning) - системы планирования ресурсов производства. Успешное внедрение интегрированных систем MRP возможно при наличии определенных характеристик производственной системы, а именно: 1. наличие эффективной компьютерной системы; 2. точная информация о спецификациях продуктов и состоянии запасов на предприятии для готовых продуктов и их компонентов, материалов и сырья; 3. ориентация на производство дискретных продуктов, производимых из сырья, деталей, узлов и сборочных единиц, проходящих в процессе своего изготовления многие операции; 4. наличие производственных процессов с продолжительными циклами обработки; 5. четко устанавливаемая длительность производственных и закупочных циклов; 6. главный календарный план, фиксируемый на период времени, достаточный для заказа материалов без излишней спешки и путаницы; 7. поддержка и участие верхних уровней управления предприятием (топ-менеджмента) в процессе внедрения системы. MRP - это методика планирования, адаптированная в первую очередь для производств дискретного типа, поэтому она редко применяется в таких сферах, как обслуживание, нефтепереработка, розничная торговля, транспорт и т. п. Среди критериев оценки эффективности использования MRP следует выделить следующие: • временные единицы планирования (time buckets) для MRP не должны превышать недели; • процедура планирования должна запускаться раз в неделю или чаще; а если система используется для планирования эффективно, так называемый «проблемный список» (shortage list) должен отсутствовать; • улучшение результатов работы по крайней мере по двум из следующих трех направлений: запасы, производительность; обслуживание клиентов. Многочисленные исследования, проведенные в течение нескольких лет, выявили основные проблемы, связанные с внедрением MRP-систем: 12.1 Основные элементы MRP II - систем МRР II как интегрированные ИАСУ являются многоуровневыми иерархическими системами. Рассмотрим иерархию функций MRP II Standart System: 1. Sales and Operation Planning (Планирование продаж и производства). 2. Demand Management (Управление спросом). 3. Master Production Scheduling (Составление плана производства). 4. Material Requirement Planning (Планирование материальных потребностей). 5. Bill of Materials (Спецификации продуктов). 6. Inventory Transaction Subsystem (Управление складом). 7. Scheduled Receipts Subsystem (Плановые поставки). 8. Shop Flow Control (Управление на уровне производственного цеха). 9. Capacity Requirement Planning (Планирование производственных мощностей). 10. Input/output control (Контроль входа/выхода). 11. Purchasing (Материально техническое снабжение). 12. Distribution Resourse Planning (Планирование ресурсов распределения). 13. Tooling Planning and Control ( Планирование и контроль производственных операций), 14. Financial Planning (Управление финансами). 15. Simulation (Моделирование). 16. Performance Measurement (Оценка результатов деятельности). Формализованная программа оценки деятельности (причем это относится и к MRP II, и к любой другой системе управления)позволяет: • Установить формальные, объективные критерии, в противовес неформальным ощущениям и догадкам; • Разработать стандарты для сравнения с другими компаниями; • Формировать цели и определять степень их достижения; • Выявлять проблемы и устанавливать порядок их разрешения. Таким образом, система класса MRP II - имеет целью интеграцию всех основных процессов, реализуемых предприятием, таких как снабжение, запасы, производство, продажа, планирование, контроль за выполнением плана, затраты, финансы, основные средства и т.д.
«Информационная система» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 493 лекции
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot