Информационная этика в цифровом мире
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Лекция 6. Информационная этика в цифровом мире
ПЛАН
1. Информационная этика как область знания.
2. Этические проблемы в информационной
характеристика.
сфере:
общая
1. Информационная этика как область знания.
Постиндустриальное общество может быть охарактеризовано
усложнением социальных связей и отношений, появлением новых форм
коммуникации, которые ранее были невозможны: Интернет, сотовая связь,
масс-медиа и т.д. Пространство Земли становится глобальным
информационным пространством. Постепенно Интернет из информационной
технологии, облегчающей доступ к информационным источникам,
превращается в социальную форму взаимодействия между людьми. В своей
книге «Галактика Интернет» М. Кастельс указывает на это, говоря об
Интернете как о «средстве свободной глобальной коммуникации». Поэтому
сложно переоценить влияние информационных технологий на современное
общество. Внедрение компьютеров в повседневную жизнь одновременно и
облегчило, и усложнило ее. Интернет связал ранее разрозненные регионы в
единое информационное пространство. Без этих технических новшеств не
было бы философских и социологических теорий "третьей волны",
"информационного общества", "глобализации". Однако распространение
новых технологий имеет и обратную сторону: от разного рода зависимостей
(от одержимости играми досовершенствованием техники и программного
обеспечения) до нового вида расслоения стран и социальных групп по
"приобщенности" к новому виду ресурсов.
Формирование и развитие информационной этики связано с
процессами трансформации традиционной этики. Создание глобального
киберпространства, появление новых информационных технологий
порождают множество острейших проблем, с регулированием которых не
справляются юридические законы, а поэтому возникает потребность в
моральном регулировании. Административные меры становятся все менее
эффективными. Ставится под сомнение факт создания всеобъемлющей
системы запретов, ограничений и предписаний, регламентирующих эти
отношения и деятельность. Практически невозможно проследить за
выполнением этих запретов, ограничений и предписаний каждым человеком,
действующим в информационном пространстве. В современных условиях
российское общество оказалось не готово к тому, что любые взаимодействия
в информационном пространстве могут регулироваться определяемыми
этикой нравственными и моральными нормами и принципами.
Современное состояние глобального информационного пространства
создает у человека ощущение безнаказанности. Особенно это касается
молодого поколения, которому виртуальная реальность предоставляет
1
возможность самостоятельно действовать и проявить себя как личности в
мировом масштабе. Примеров девиантного поведения человека в
информационном пространстве достаточно много. К ним относятся хакерство
и разработка вирусных программ и др. Анонимность воровства и, особенно,
использования украденных кредитных карт в сочетании с отсутствием у
многих людей моральных ограничений позволяет утверждать, что сферы и
размер такого рода преступлений в процессе расширения информационного
пространства будут только возрастать. Особую тревогу вызывает увлечение
компьютерными играми, в том числе азартными, которое широко охватило
современную молодежь. Дети и подростки с еще неокрепшей психикой
подвергаются особой опасности воздействия на них виртуальной реальности,
создаваемой такими играми. Компьютерные игры создают у людей иллюзию
насыщенной событиями реальной жизни и в то же время уводят от
существующих проблем. Они эксплуатируют страсть человека к игре и
вызывают необычное заболевание — страсть к компьютерным играм.
Симптомы его похожи на тяжелые формы наркомании. Однако производство
компьютерных, особенно, онлайновых игр, относится к наиболее
прибыльным и активным сферам бизнеса; поэтому не следует ожидать, что
эта сфера деятельности будет сокращаться или хотя бы ограничиваться.
Общество и государство должны принять всю совокупность мер, включая и
моральные, для защиты подрастающего поколения от пагубного влияния
такого увлечения.
Глобальное информационное пространство создает пользователю
практически
неограниченные
возможности
перемещения
по
информационным сетям любой информации, даже не ставя в известность об
этом ее собственника. Поэтому защита интеллектуальной собственности в
таком пространстве является почти неразрешимой задачей, так как, либо
невозможна в техническом и юридическом планах, либо требует больших
экономических затрат.Следствием такого положения являются расцвет
сетевого пиратства и хакерства, запуск по сетям вирусов, разрушающих
компьютерные программы и уничтожающих информацию, сбор различной
информации без ведома лиц и компаний, о которых эта информация
собирается. Многие исследователи считают, что проблемы интеллектуальной
собственности в глобальной сети должны сначала рассматриваться на
этическом уровне, и только потом переводиться в правовую и другие
плоскости.
В силу указанных причин, инфоэтика - это не только сфера научных
исследований, но и область актуальных общественных дискуссий и
необходимых морально-правовых решений. Обращение к этическому анализу
процессов, происходящих в сфере информационных технологий позволит, вопервых, избежать многих негативных последствий при коммуникации, и
создать условия для обеспечения информационной безопасности.
2. Этические
характеристика.
проблемы
в
информационной
сфере:
общая
2
Следует отметить, что этические проблемы в сфере информационных
технологий – одно из самых слабо разработанных в теоретическом плане
направлений. На сегодняшний день исследования осуществляются по
следующим направлениям: компьютерная этика, инфоэтика, виртуальная
этика, сетевая этика, киберэтика. Развитие теоретического фундамента и
методологических принципов анализа проблем морали в компьютерной этике
происходит в двух направлениях. Одно из них связано с попыткой
приложения уже хорошо разработанных в рамках этики идей и принципов
(утилитаризма,
«золотого
правила»
нравственности,
кантовского
категорического императива, консеквенциализма, т.е. учения, полагающего,
что значение и ценность поступка определяется его последствиями и др.) к
проблемам морали, возникающим в информационном обществе. В данном
подходе за моральными проблемами, связанными с информационными
технологиями, не признается специфического характера. Речь, в таком
случае, идет просто о необходимости распространения того, что уже давно
известно («золотого правила» нравственности, например) на область
взаимодействия между людьми посредством компьютеров и сетей.
Второе
направление
предполагает
создание
уникального,
специфического базиса компьютерной этики, в котором учитывалась бы
специфика действий субъекта нравственности при работе с компьютером в
виртуальной среде. В целом исследования в рамках компьютерной этики, как
и во многих других областях прикладной этики, ориентированы на: 1)
логическое доказательство, со смещением в сферу доказательства по
аналогии; 2) эмпирическое обоснование, со смещением в область анализа
отдельных случаев; 3) разрешение возникающих проблем на основе пунктов
1-2; 4) принятие решений на основе пунктов 1 - 3.
Компьютерная этика, по сути, связана с решением прикладных проблем
преимущественно в тех областях, отношения в которых не регулируются
законодательно. Ее цель состоит в том, чтобы достигнуть практически
применимого решения на основе некоторых этических принципов и правил
обобщенного характера, но важное место занимает и анализ конкретных
случаев. Наиболее яркое свое воплощение компьютерная этика получила в
области разработки кодексов. В США первый кодекс компьютерной этики
был разработан в 1979 году. Принятие кодекса было продиктовано
пониманием того, что инженеры, учёные и технологи результатами своей
деятельности определяют качество и условия жизни всех людей в
информационном обществе. Поэтому в преамбуле кодекса подчёркивается
жизненно важная необходимость соблюдения всех норм этики при разработке
и эксплуатации средств информационных технологий. Впоследствии были
разработаны и приняты кодексы во многих других организациях США,
связанных со сферой информационных технологий, таких как «Ассоциация
разработчиков компьютерных технологий» (АСМ), «Ассоциация менеджеров
информационных технологий» (DPMA), «Ассоциация пользователей
информационных
технологий
в
США»
(1ТАА),
«Ассоциация
3
сертифицированных компьютерных профессионалов» (ICCP). На основе
этических стандартов, используемых в кодексах, «Международная федерация
по информационным технологиям» (IFIP) рекомендовала принять кодексы
компьютерной этики национальным организациям других стран с учётом
местных культурных и этических традиций.
Предварительные исследования по данной проблеме показали,
практически все существующие кодексы по компьютерной этике опираются
на содержании общечеловеческих ценностей. Они не регламентируют
выполнение конкретных действий, совершаемых в той или иной ситуации, а
создают основу для принятия индивидуальных нравственных решений.
Особую важность выполнение норм моральных кодексов приобретает в тех
областях профессиональной деятельности людей, в которых они имеют дело
с конфиденциальной информацией, например, в банковской сфере или сфере
здравоохранения. Это связано не только с тем, что появляется соблазн
использовать приватную информацию в своих корыстных целях, но и с
высокой ценой возможных ошибок, совершаемых без злого умысла, просто
по невнимательности.
Указанные принципы нашли отражение в «Национальном кодексе
деятельности в области информатики и телекоммуникаций», разработанном
Торгово-промышленной палатой Российской Федерации в 1996 г., но
основное его содержание связано с регламентацией, прежде всего,
экономических и правовых отношений в сфере информационных технологий.
Согласно этому кодексу, в котором нравственные установки отражены лишь
косвенным образом, юридические и физические лица, действующие в
области информатики и телекоммуникаций, добровольно принимают на себя
следующие бессрочные обязательства: 1) не производить, не копировать и не
использовать программные и технические средства, не приобретённые на
законных основаниях; 2) не нарушать признанные нормы авторского права; 3)
не нарушать тайны передачи сообщений, не практиковать вскрытие
информационных систем и сетей передачи данных; 4) не извлекать прибыль
от использования товарного знака, принадлежащего другой фирме или
продукции.
Действенность подобных кодексов во многом определяется уровнем
самосознания каждого индивида, отношением общества к той или иной
моральной проблеме, мерой и способом социального воздействия в случаях
нарушения предписанных установок. В США, Австралии, Великобритании и
некоторых других странах созданы институты, исследующие проблемы
социального воздействия компьютерных технологий на личность и общество,
разрабатывающие соответствующие рекомендации и методы их внедрения в
общественное сознание, в учебных заведениях вводятся специальные курсы
по компьютерной (информационной) этике. Нормы и принципы, изложенные
в различных кодексах, отражают прикладной характер компьютерной этики.
В их основе лежат некоторые традиционные, общепринятые этические
представления, выступающие критерием оценки отдельных поступков.
4
Но в последнее время, в связи с развитием глобальной сети Интернет,
появляются исследования, направленные на создание фундаментальной
теоретической базы информационной этики, которая учитывала бы
специфические черты осуществления действий в виртуальной среде
компьютерных сетей. В рамках рефлексии по поводу влияния новых
информационных технологий Папа Римский Бенедикт XVI (Йозеф
Ратцингер) в мае 2008 года обратился к мировому сообществу с призывом
выработать универсальную "инфоэтику". Бенедикт XVI подчеркнул: "Не все,
что является технически возможным, допустимо с этической точки зрения".
Воздействие средств коммуникации на жизнь современного человека
вызывает у Католической Церкви вопросы, на которые невозможно ответить
без соблюдения определенных принципов деятельности в области
информации, систему которых понтифик назвал "инфоэтикой".
Когда коммуникация утрачивает этические ориентиры и избегает
социального контроля, в результате возникает угроза негативного влияния на
мировоззрение человека. Необходимость поиска специфических принципов,
норм и методов оценки различных действий, связанных с использованием
компьютерной техники, обусловлена теми свойствами, которые приобретает
информационное пространство в конце XX столетия.
Выводы:
Таким образом, можно выделить следующие направления этических
исследований в сфере информационных технологий: компьютерная этика,
инфоэтика, виртуальная этика, сетевая этика, киберэтика, нэтикет,
корпоративная этика интернет-сообществ (в том числе, и научных). Такое
многообразие требует выработки этических кодексов в сфере
информационных технологий.
Традиционные
этические
представления
аксиологичны
и
антропоцентричны, то есть они, в основном, описывают взаимоотношения
между людьми, в то время как проблемы компьютерной этики не
предполагают непосредственной формы этих отношений, а поэтому к ним, в
известной степени, неприменимы. Решение прикладных этических проблем в
сфере информационных технологий неизбежно приведет к философской
рефлексии, выводящей указанную проблематику на более высокий
теоретический уровень.
5