Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Художественная культура Средневековья

  • 👀 770 просмотров
  • 📌 695 загрузок
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Художественная культура Средневековья» docx
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА СРЕДНЕВЕКОВЬЯ Период культуры раннего и классического средневековья охватывает по меньшей мере десять веков, с V по конец XIV века, т. е. с момента падения Западной Римской империи до момента активного формирования культуры Возрождения. Период раннего средневековья — V—XI вв., а классического — XII—XIV вв. Средневековье — такой же протяженный во времени, насыщенный культурными событиями и творческим поиском период в мировой культуре, каким были культурные эпохи Древней Греции, Древнего Египта или Месопотамии. Это великие культуры, имеющие за плечами более чем тысячелетнюю историю. В раннем средневековье мы рассмотрим культуру Византии и Каролингское возрождение. § 1. Византийская культура Одним из важнейших центров средневекового искусства была Византия — государство, образовавшееся в 395 году на месте Восточной Римской империи и просуществовавшее до 1453 г. Византийское искусство — важная ступень в развитии средневековой мировой и европейской художественной культуры. Варварские нашествия не затронули Византию в такой степени, как Западную Европу. Здесь сохранились античные формы быта и хозяйственного уклада, уже исчезнувшие на Западе. Константинополь, Александрия, Антиохия, Эфес по своему облику оставались эллинистическими городами. До VII века существовал народный античный театр. Античная традиция ярко проявляла себя и в искусстве: в центре внимания византийского художника, как и в античности, стоял человек, воплощенный в образе христианского бога и святых. В его изображении сохранялись правильные пропорции фигуры, тонкая пластика форм, точный рисунок. Содержание византийского искусства отражало религиозно-философские воззрения формирующегося средневекового общества. Пассивная созерцательность, которая, согласно философии восточного христианства, открывала путь к познанию Бога и заключала в себе наивысшую гармонию, выражалась в неподвижной сосредоточенности образов. Унаследованные от античности проницательность и поэтическое восприятие проявлялись в раскрытии тончайших оттенков человеческих чувств. В Византии, где император совмещал светскую и религиозную власть, искусство, обращающееся ко всем подданным, играло важную роль в создании этических идеалов, объединяющих религиозные, государственные и личные начала. Первый подъем византийского искусства приходится на VI век. Оно достигает блестящего расцвета при Юстиниане I (527—565). Главным художественным центром становится Константинополь. Здесь находился императорский двор, пребывали патриарх и высшее духовенство, сосредоточились земельная аристократия и высшее чиновничество; в столицу стягивались научные и художественные силы империи, вырабатывались новые формы искусства. В Константинополе, названном современниками «вторым Римом», развивалось крупное монументальное строительство. Его украшали многочисленные храмы, дворцы с обширными купольными залами, ипподромы, акведуки, термы, арки, триумфальные колонны. Распространение христианства сделало необратимым развитие культуры, связанной с римской цивилизацией. Искусство и архитектура начинают искать новые формы, образы, сюжеты. По мере укрепления христианства как официальной религии государства претерпевал изменения и образ Христа. Он перестал быть покровителем бедняков и все больше становился небесным властителем, подобно тому, как Константин был императором на земле. Новые представления о Христе требовали пышного оформления его власти. Простой обеденный стол, за которым собирались ранние христиане на свои священные трапезы, заменили роскошно украшенным алтарем, ставшим центром литургического обряда жертвоприношения. Духовная власть Церкви и светская власть императора были строго разделены. Первые христиане создали литургию, но не создали храмов для своих обрядов. Константин отказался от использования классической модели культового храма языческого происхождения и взял за образец базилику — здание, где по традиции вершился гражданский суд именем императора, усилив тем самым связь между Церковью и государством. Самой большой церковью, построенной в Риме Константином, был собор Св. Петра. Он был воздвигнут на том месте, где по преданию был похоронен первый Папа Римский. Характерная конструкция базилики послужила моделью для христианского храма последующих эпох. Входом в нее служил атрий с портиком, характерным для римских общественных зданий. Интерьер также следовал традиционным схемам— с тяжелым антаблементом на колоннах из разноцветного мрамора с их классическими капителями. Богатство внутреннего убранства контрастировало с простотой внешнего вида. Это объясняется тем, что христианские службы чаще всего происходили внутри храма, а не снаружи, как у язычников. Здание отражало иерархический характер церкви: арки нефов и хоров символизировали императорскую власть, а украшения из драгоценных металлов свидетельствовали о богатстве Церкви. В архитектуре византийского крестово-купольного храма отражено представление о цикличности времени, а не о развитии его от начала до конца, как в романской и готической сакральной архитектуре. В крестово-купольном храме церковный канон выделил три зоны: обычно в куполе храма находилось изображение Христа Пантократора, реже «Вознесение» или «Сошествие Св. Духа на апостолов». В церковной абсиде, символизирующей собой место рождения Христа (Вифлеемскую пещеру), изображали Богоматерь. В верхних частях стен храма художники развертывали эпизоды из жизни Христа, своего рода монументальный календарь, включавший изображения двенадцати праздников. В третьей зоне, самой нижней, представлены обычно отдельно стоящие фигуры святых, апостолов, святителей, пророков. Их располагали в хронологическом порядке, соответственно дням памяти каждого персонажа. С IX века утверждается новый тип крестово-купольного храма. Динамичный ритм построек VI века уступает место застывшей массе пластически выразительных объемов, ажурность стен — их торжественной глади. Нарастание форм к центру усиливает собранность пирамидальной композиции храма. Типичным памятником крестово-купольного храма является Католикон в монастыре Хосиас Лукас в Фокиде (первая половина XI в.). Рациональность конструктивной системы, законченность композиции способствовали распространению этого типа храма за пределами Византии. В V—VI веках культ объединил все виды искусств: архитектуру, живопись (мозаики, росписи, иконы), прикладное искусство (драгоценную утварь, богатое облачение священников, зрелищность церковного церемониала), многоголосые хоры — в единый грандиозный художественный ансамбль, гениально воплощенный в храме Св. Софии Константинопольской (532—537). Строители храма, используя опыт Пантеона, воплотили идею могущества христианства, представление людей того времени о необъятности мироздания, его всеобъемлющей цельности и гармоничности. В церковном интерьере формируются новые принципы синтеза искусств, разрабатывается иконография Священного Писания — сюжеты, композиция, типы фигур, лиц, атрибуты святых, которые легко воспринимались и запоминались зрителем. Постепенно иконографические типы и композиции превратились в утвержденные Церковью каноны. Излюбленной техникой стенной живописи была мозаика. Византийцы впервые воспроизводят форму цветом, ставшим выразителем эмоционального начала. Золотые фоны придают изображениям праздничность и отрешенность от реальной жизни. Мозаичные панно были дороже живописных и свидетельствовали о богатстве владельца. Цветные смальты в сочетании с золотым фоном позволяли достигнуть глубины изображения, звучности и мерцания тонов, что создавало дополнительный таинственный, почти мистический эффект, к которому стремилось христианское искусство. Пять с половиной столетий, с середины VII до начала XIII века, составляют центральный период византийской истории, эпоху расцвета империи и последовавшего затем ее упадка. В это время позднерабовладельческая Восточная Римская империя, какой она была к концу VI века, стала феодальной средневековой монархией. Именно в это время культура Византии обрела свои наиболее характерные, ярко выраженные черты, особую систему духовных ценностей. Став патриархом в 858 году, Фотий объявил во всеуслышание об особой важности искусства. Он приказал покрыть мозаиками с изображениями святых Золотой зал дворца, Палатинскую (дворцовую) часовню, начать воссоздавать мозаичные композиции в соборе Св. Софии. В эти годы константинопольских художников приглашают оформлять мозаиками храмы Венеции и Сицилии. На Русь после принятия князем Владимиром христианства (в 988 г.) приезжают архитекторы, мастера по фрескам и мозайке из разных городов империи. В Киевское, а затем и во Владимиро-Суздальское княжества привозят иконы и рукописи из Византии. 50-летнее правление императора Василия II (976—1025) — эпоха наивысшего могущества средневековой Византии. Ее границы раздвинулись почти до пределов ранней Восточной Римской империи (1 млн кв. км). Население империи к началу XI века достигало 20—24 млн человек. Восточная Римская империя оставалась и самой «городской» страной Европы. В ее почти 400 городах проживали 1,5 млн человек. Самый блистательный и многолюдный город Европы средневековья был Константинополь — крупнейший центр мировой торговли. В IX—XII веках, в эпоху Македонской династии (867—1057) и династии Комнинов (1057—1185) византииская художественная культура переживает новый расцвет. В искусстве усиливаются спиритуалистические тенденции, оно подчиняется строгим догматическим правилам. Стиль XI—XII вв. называют «комниновским». Тесная связь монументальной живописи и архитектуры, ритм композиций, благородство колорита, величие образов святых в одинаковой степени присущи всем произведениям этого периода. Начинает господствовать тип лица с восточными чертами. Объем лица и рук передается легкой светотенью, трактовка одежд, покрытых геометрическими орнаментами, отличается плоскостностью. Элементы пейзажа и архитектуры сведены к минимуму. Особое значение сцены часто подчеркивается с помощью золотого или голубого фона. При Комнинах утверждается торжественный византийский стиль. Фронтально стоящие фигуры утрачивают материальность, лица приобретают аскетический характер, пространственная среда схематизируется, колорит становится плотным, условным, главное внимание сосредоточивается на тонкой разработке духовной стороны образа. Неподвижность, состояние созерцательного покоя становится воплощением наивысшей религиозности. Последний расцвет византийское искусство переживает в XIII—XIV веках, в период правления династии Палеологов. Возрождается интерес к античной традиции, в которой писатели и художники видели основу национальной культуры. Новое направление наиболее ярко проявилось в живописи и мозаике. Фигуры становятся легкими, изящными, полными порывистых движений, они располагаются в несколько планов. Чувства раскрываются в действиях, в мимике выразительных лиц и жестах. Вводятся отдельные жизненные детали, динамичный архитектурный пейзаж. Однако при всем блеске искусство Палеологов означало закат большой культуры. В XV веке искусство утрачивает монументальный размах и значительность. В 1453 году, с завоеванием Византии Турцией, закончилось тысячелетнее существование великой культуры, передавшей последующим векам дух античной традиции, завоеваний культуры эллинизированного Переднего Востока и собственных открытий. Богатство византийского искусства оказало огромное влияние на христианских государей Западной Европы, пытавшихся при своих дворах имитировать пышный византийский стиль. § 2. Каролингское возрождение Как известно, после распада Великой Римской империи европейский мир в IV—VI веках разделился на две части — восточную и западную. Великое противостояние Византии и империи Каролингов надо рассматривать не как поле военных битв, а как способ утверждения двух великих культур: православной и католической. Две великие культурные державы создали великие правители. Расцвет византийского искусства произошел при царях Юстиниане I (527—565), Константине (первом христианском императоре, в 324 г. ставшем единственным правителем еще не расколовшейся на две части Римской империи) и правителях династии Комнинов (1057—1185), а расцвет католической куль-туры, давшей жизнь искусству Италии, Франции, Англии, Голландии, Испании, Германии — великих культурных европейских держав, отмечался при королях Карле I Великом (747—814) и Оттоне I (912—973). Династия Каролингов, названная так по имени Карла Великого (77—814), самого выдающегося ее представителя, насчитывает восемь правителей, которые определяли политику Европы и заложили фундамент ее культуры в период с 751 по 987 год. Термин «Каролингское возрождение» Термин «Каролингское возрождение» описывает культурный подъем в империи Карла Великого и в королевствах династии Каролингов в VIII—IX веках (в основном на территории Франции и Германии). Он выразился в организации школ, привлечении к королевскому двору образованных деятелей, в развитии литературы, изобразительного искусства, архитектуры. Центр «Каролингского возрождения» — кружок при дворе Карла Великого, так называемая «Академия», которой руководил Флакк Альбин Алкуин (ок. 735—804), англосаксонский ученый, автор богословских трактатов, учебников философии и математики, советник Карла Великого, аббат Турского монастыря. После смерти своего брата Карл Великий в 771 году стал единовластным королем франков, а в 800 году он был коронован как император Священной Римской империи, и это означало смещение центра власти из Рима на север Европы. Карл стал вторым государем после византийского, который принял пышный императорский титул. Франкское королевство превратилось в главного защитника христианства в Европе. Карл обязался не только защищать Рим и папство, но обратить в христианство языческие племена. Христианизация Европы — где мирная, где насильственная — стала поворотным моментом в ее истории и навсегда определила особенный характер европейской культуры. Император стремился создать единое христианское романо-германское культурное пространство. Карл Великий прославился как покровитель искусств и наук. Культурный расцвет во франкской державе, инициатором которого он стал, явился подлинным Возрождением. При дворе Карла возникла знаменитая франкская академия — кружок богословов, историков, поэтов, которые в своих сочинениях возрождали древние латинские каноны. Влияние античности не менее ярко проявилось в каролингском изобразительном искусстве (в первую очередь в книжной миниатюре) и архитектуре. Франкские мастера, стремясь не только повторить, но и превзойти античные образцы, создали свой собственный живописный и архитектурный стиль. Карл придавал большое значение распространению грамотности среди народа. По всему королевству возникли школы, в которых будущих клириков и чиновников обучали латыни, литературе, грамоте, богословию. Придворную школу возглавил замечательный ученый Алкуин. Как это ни удивительно, сам Карл Великий, говоривший на нескольких языках, так и не выучился писать. Карл Великий ввел в своей империи новый, христианский порядок, придавая большое значение религиозному образованию. Под общим наблюдением Алкуина церковные школы стали центрами по распространению единых религиозных текстов. Алкуин считал обязательным знание латыни и классических текстов. Он ввел и так называемое каролингское письмо — основу современного печатного шрифта. Монахи, переписывавшие древние и новые сочинения, создали удобный и соразмерный шрифт — каролингский минускул, повлиявший на развитие европейского книжного письма. Слияние интеллектуальной и религиозной тенденций в каролингской культуре породило искусство рукописной миниатюры необыкновенно высокого уровня. Золото и краски темперы отличали скриптории (писания), предназначавшиеся для императорского двора. В Утрехтской псалтыри (из Реймса) рисунок выполнен пером, в ней быстрым линеарным штрихом достигается необыкновенная выразительность. В резиденции Карла городе Аахене был построен великолепный дворец и рядом с ним дворцовая церковь (капелла). Когда Карл принял решение перенести свою резиденцию в Аахен, у этого безвестного городишки было одно единственное преимущество: он являлся географическим центром государства франков. Этот городок Карл намеревался возвеличить как «новый Рим». Его государство ни в коем случае не должно было оказаться в тени Восточного Рима, и ради этого император не жалел никаких затрат. Так, античные колонны и мрамор ему доставляли из Италии. Образцом для арок и обходных галерей в двухъярусном восьмиугольнике послужила византийская дворцовая церковь императора Юстиниана I. Современники, любуясь красочными лепными фигурами, рельефами и инкрустированными колонками, считали эту постройку наполовину рукотворным, наполовину божественным чудом. Дворцовая капелла долгое время оставалась самым впечатляющим и высоким купольным сооружением на севере Европы. Однако дворец Карла, занимавший когда-то 20 га, библиотека и тронный зал длиной 34 м не устояли в бурях столетий. На их фундаментах высится теперь Аахенская ратуша. Империя Карла Великого оказалась недолговечной и распалась в IX веке после нашествия викингов и венгерских племен. Но каролингский идеал христианской империи продолжал жить и в X веке. Основу европейской культуры теперь уже составляет христианская религия. В начале XI столетия вся Европа была покрыта белоснежными церквами. В XI веке на смену монолитному искусству каролингской эпохи приходит большое разнообразие художественного творчества, начинается подлинный расцвет империи и необыкновенная активность монастырских центров. Периферийная культура (оттоновская, англосаксонская, испанская, итальянская) ассимилирует каролингскую традицию. § 3. Классическое средневековье Классическое средневековье охватывает период XII—XIV веков. Центрами европейской культуры в это время являлись Франция, Англия, Германия. Господствующим направлением средневековой философии стала схоластика («школьное богословие»), получившая название от монастырских школ, в которых преподавали философию и теологию. Схоласты стремились дать рациональное истолкование догматов христианской веры с учетом достижений современной науки. В связи с этим важнейшей проблемой схоластики был вопрос о соотношении реальных предметов и общих понятий, или идей (универсалий). Ранняя схоластика (XI—XII вв.: Ансельм Кентерберийский, Иоанн Скот Эриугена) ставила идеи выше вещей. При этом высшей идеей был Бог, и схоласты пытались рационально аргументировать его существование. Зрелая схоластика (XII—XIII вв.: Фома Аквинский, Альберт Великий, Абеляр) под влиянием учения Аристотеля о форме, заложенной в материи, искала источник идей непосредственно в предметах. Поздняя схоластика (XIII—XIV вв.: Иоанн Дунс Скот, Уильям Оккам) видела в идеях лишь символы, подчиненные вещам. Отказавшись от рационального объяснения христианских дог-матов, схоластика вернулась в итоге к формуле веры раннехристианского писателя Тертуллиана — credo, quid absurdum (верую, ибо это непостижимо). В ряду наиболее выдающихся представителей средневековой схоластической философии стояли Альберт Великий (ок. 1193—1280) и Фома Аквинский (1225— 1274). Альберт Великий начал перестройку и энциклопедическую систематизацию христианского богословия с опорой на учение Аристотеля. В то время энциклопедии не просто предоставляли читателю сумму знаний, а должны были доказывать единство мира как создания Творца. В них содержались сведения по различным отраслям знаний. Закончил реформирование богословия Фома Аквинский, основное сочинение которого «Сумма теологии» обобщало основы средневе-кового мировоззрения. Утверждая, что природа завершается в благодати, а разум — в вере, он различал истины разума и недоступные разуму истины откровения. Им же были сформулированы пять доказательств существования Бога. Появление университетов Появление университетов. Средневековая философия занимала видное место в университетском образовании. В XI—XII веках в Европе открываются первые университеты (от лат. universitas — объединение, общность). Студенты и профессора объединялись в университеты для того, чтобы добиться независимости от города, иметь право самоуправления. В 1088 году на основе Болонской юридической школы был открыт первый университет. В XII—XIII веках возникают университеты в других странах Западной Европы. В Англии первым был университет в Оксфорде (1167), вторым — университет в Кембридже (1209). Первый университет Франции был основан в Париже (1160). Преподавание велось на латинском языке, поэтому здесь могли обучаться студенты со всей Европы. В Парижском университете имелось четыре факультета: общеобразовательный (младший, подготовительный, где преподавались семь свободных искусств), богословский, медицинский, юридический (старшие факультеты, куда принимались студенты, окончившие общеобразовательный факультет). Университет делился на «землячества» — объединения студентов из той или иной страны и факультеты (от лат. facultas — возможность), где они овладевали теми или иными знаниями. Существовала и специализация университетов: крупным центром изучения риторики и канонического права являлся Болонский университет. Сорбоннский университет был признанном центром теологии. В средневековых университетах студенты изучали теологию, право, медицину и философию. С XII по XV век в Европе возникло 46 университетов, они приняли эстафету у монастырских школ предшествующего периода и подняли культуру образования на еще большую высоту. Романский стиль Романский стиль. В западноевропейском искусстве раннего средневековья господствовал романский стиль (X—XII вв). Его принято считать первым архитектурным каноном европейского средневековья. Он впитал в себя принципы древнеримского и византийского искусства, но представлял уже нечто новое. Зародившись в Ломбардии благодаря работам мастеров каменного дела из города Комо, он вскоре распространился по всей Италии. Термин «романский», как и многие другие научные понятия, описывающие прошлое человеческой культуры, был введен французскими археологами только в XIX веке. Ученые увидели сходство тогдашних построек с древнеримской архитектурой (в латинском языке romanus — римский), с ее полукруглыми арками, элементами украшений и т. д. Светские постройки романского стиля отличаются массивностью форм, узкими оконными проемами, значительной высотой башен, так как они выполняли функции фортификационных сооружений. Массивные романские строения символизировали не только политическую и культурную преемственность от Древнего Рима, но и свидетельствовали о неограниченной власти новых правителей Европы, о всемогуществе христианского Бога. Поэтому романские церкви называют «замками Бога». Характерные особенности романской архитектуры — полуциркульные арки, купольные конструкции и массивные западные порталы. Наполовину храм Божий, наполовину крепость для обороны — так назвал Вальтер Скотт романские соборы Англии. Часто крепость-дворец выполняла функцию резиденции архиепископа или монастыря. В эпоху раннего средневековья монахам приходилось быть не только духовными учителями, но и воинами, в совершенстве владевшими искусством обороны. История романского собора в Дареме (Англия) начинается в 995 году, когда монахи, жившие на острове Линдисфарне в Северном море, из страха перед грозными викингами начали искать надежное укрытие для мощей св. Кутберта. Наконец эти смельчаки по чудесному знамению нашли подходящее место у излучины реки и в начале XI века построили там церковь, а потом крепость. Дарем стал епископской резиденцией с обширными земельными угодьями (что и полагалось духовному центру). Тяжеловесность массивных стен подчеркивалась узкими проемами окон и ступенчато углубленными порталами. Высокие башни — главный элемент архитектурной композиции. Монументальные рельефы, украшавшие порталы, а часто и всю фасадную стену, становятся ведущим видом храмового декора. Таковы соборы в Шпейере, Майнце, Вормсе (Германия), в Клюни (Бургундия), в Каене (Нормандия), во Флоренции, Пизе и Милане (Италия). Те же черты массивности характерны для храмовых сооружений, которые изнутри покрывали настенные росписи — фрески, а снаружи — ярко раскрашенные рельефы. Рыцарский замок, монастырский ансамбль, церковь — основные виды романских сооружений, дошедшие до нашего времени. Центральное место в живописи и скульптуре занимают темы, связанные с представлением о безграничном и грозном божьем могуществе. Для романской пластики типичны монументальная обобщенность форм, отклонения от реальных пропорций. При этом сохраняется напряженная духовная выразительность. В эпоху романского стиля расцветает книжная миниатюра, а также декоративно-прикладное искусство: литье, чеканка, резьба по кости, художественное ткачество, ювелирное искусство. Важную роль во всех видах романского искусства играет орнамент, геометрический или составленный из мотивов флоры и фауны. Готика. На смену романской архитектуре пришла готическая. Она символизирует смещение культурного центра из уединенных монастырей в шумные кварталы средневекового города, духовным центром которого становится собор. Городской собор так же, как и монастырь, выполнявший прежде всего религиозные функции, превращается в носителя новой архитектуры. На смену культуре монастырей приходит культура соборов. Эпоха готики, расцвет которой относится к ХIII—XV векам, совпала со временем становления и развития городских центров в период классического средневековья. Первые храмовые постройки готического стиля характеризуются уносящимися ввысь стройными колоннами, огромными вытянутыми вверх окнами, украшенными витражами и непременной «розой» над входом в храм. В основе общего плана готического храма лежит форма латинского креста. Снаружи и изнутри соборы украшались статуями, рельефами, витражами, живописью, подчеркивавшими наиболее характерную черту готики — устремленность ввысь. Таковы были готические соборы в Париже, Шартре, Бурже, Бове, Амьене, Реймсе (Франция). Сам термин «готика» (от ит. gotico — готский, по названию германского племени готов) возник только в эпоху Возрождения, причем в негативном значении. Но оно не имеет никакого отношения к германскому племени готов, которого к тому времени давно не существовало. Этот типично северный стиль родился во Франции. Собор Парижской Богоматери, строительство которого началось еще в XII столетии, является одним из самых известных в мире готических сооружений. Мировыми центрами готической архитектуры признаны Франция и Германия. Готические здания здесь — это вознесенные к небу соборы. Новая строительная техника позволяла прорубать в стенах более широкие окна, ибо здание отныне поддерживали не стены, а конструкции. И если вначале для витражей отводилось ограниченное пространство, то впоследствии оно непрерывно расширялось. Готические соборы, в сравнении с романскими, стали более высокими. Высота среднего нефа Шартрского собора составляет 36,5 м, а собора в Амьене — 42,3 м. Величина новых соборов, в которых могло разместиться население целого города, символизировала влияние Церкви на жизнь городской общины. Рисунку здания придается вертикальный порыв, отражающий мироощущение, характерное для новой городской культуры. Средневековый человек придавал свету особый, символический смысл. Образ Христа как «светоча мира» очень часто встречается в живописи и литературе той эпохи. Лишь в готическом храме витражи, «прозрачная мозаика» стали необходимым элементом церковной архитектуры. Ранние витражи готических соборов отличались яркими, интенсивными цветами, чаще всего красным и синим, которые фиксировались на схеме с помощью обжига. К середине XIII века краски становятся менее интенсивными, появляется эффект ажурности и рисунок наносится прямо на стекло. Витражи несли не только материальную и художественную ценность, но и глубокий духовный смысл. Скульптурное убранство готического собора несопоставимо с аскетической строгостью монастырей романского стиля. Роскошные порталы отражали возросшее благосостояние городов, по сравнению с монастырями. В украшении портала основного фасада все чаще появляется изображение Богоматери. Если романская скульптура сосредоточилась на воплощении идеи неизбежности Страшного Суда, то готическая отражает новую роль светской власти, являя призыв к уважению и послушанию. Каждый элемент собора был наделен символическим значением: двенадцать опор хоров в церкви символизировали двенадцать апостолов. Пилястры означали епископов и Отцов Церкви. Вместе взятые, они складывались в единую систему, преображая собор в символ Царства Небесного. Зрелая, или поздняя, готика (XIII—XIV вв.) — время великих европейских монархий. Соборы становятся королевскими усыпальницами. Пример подал французский король Людовик IX (1226—1270). Собор как культовое сооружение призван был продемонстрировать прямую связь между престолом земным и престолом небесным, духовное единство двух форм власти. Людовик IX прославился не только как покровитель христианства, но и как крупный меценат, превратив-ший Париж в культурную столицу Северной Европы. После того как Латеранский собор (1215) постановил, что Священное Писание должны знать все, а не только монахи и причт, религиозная грамотность начинает проникать во все слои населения. Важным результатом этого нововведения стало изготовление псалтырей, молитвенников и вообще благочестивых книг для широкой мирской публики. Людовик IX заказывал многочисленные манускрипты для собственной библиотеки. Ему подражало французское дворянство. Париж стал одним из самых крупных центров изготовления манускриптов. В миниатюре утвердился элегантный, изысканный стиль, соответствующий идеалам жизни при дворе. Людовик IX явился образцом подражания для всех европейских монархов. Французы диктовали моду в архитектуре, одежде, дворцовом этикете. Стиль, утвердившийся при французском дворе, нашел подражателей по всей Европе. Готика придала новый облик средневековой Европе. Архитектура, живопись, декоративно-прикладное искусство, одежда — все отмечено печатью стилистического единства. Даже в моде той эпохи господствуют удлиненные формы. Дамы, носившие изящные шляпки конусообразной формы с длинной ниспадающей вуалью, напоминали сказочных фей. Готика стала вторым после романского стиля архитектурным каноном средневековья. В строительстве готических храмов появляются архитектурные новшества: стрельчатые арки, крестовые перекрытия, система внешних опор. Увеличивается высота центрального нефа, верхняя часть которого освещается с помощью больших окон, тогда как нижняя тонет в полумраке. Все это призвано было пробудить у паствы стремление ввысь, противопоставить сияющие небеса греховной земной жизни. Рост самосознания горожан отразился в строительстве готических ратуш и цеховых помещений, которое основывалось на тех же архитектурных принципах, что и храмовое зодчество. Придворная литература. Важным элементом художественной культуры средневековья было литературное творчество. Высокого развития достигает устная поэзия. Лучшими образцами являются произведения героического эпоса Англии и Скандинавии. Крупнейшее произведение героического эпоса Англии — «Поэма о Беовульфе», повествующая о ратных подвигах мужественного, справедливого и бесстрашного витязя Беовульфа. Из мифологического сказания героический эпос в классическом средневековье превращается в историческое предание. Таковы по своему содержанию скандинавские и древнеирландские саги (V—VIII вв.) и возникший на их основе рыцарский роман (XI—XIII вв.), который положил начало куртуазной (придворной) литературе. Одним из зачинателей рыцарской литературы, которая, зародившись во Франции, распространилась в XII—XIII вв. по всей Западной Европе, был Вальтер фон дер Фогельвейде (1172—1230)— выдающийся представитель немецкой средневековой поэзии. Среди наиболее прославленных поэтов, работавших в жанре рыцарской эпопеи, числится Кретьен де Труа (1150—1190). Его романы посвящены кельтскому королю Артуру и его вассалам — рыцарям Круглого стола. В Германии этот литературный стиль отразила записанная около 1200 года «Песнь о Нибелунгах» — стихотворный эпос по мотивам германских сказаний о гибели королевства бургундов (436 г.), а также целая серия стихотворных рыцарских романов, создававшихся зачастую на чужие сюжеты, таких, как «Тристан и Изольда» Готфрида Страсбургского (1220), «Парсифаль» Вольфрама фон Эшенбаха (1170—1220) и др. Среди них выделяется роман «Бедный Генрих» Гартмана фон Ауэ (1170—1210), в котором условному рыцарскому идеалу противопоставляется земная любовь крестьянской девушки. Придворная литература Придворная литература — составной элемент рыцарской культуры, которая складывалась при дворах владетельных государей и вельмож. Ее основой выступал культ воинской доблести в сочетании с христианской нравственностью и соответствующими времени эстетическими нормами. Эталон рыцаря сформировался в XII — начале XIII века в замках французских аристократов и из Франции распространился по всей Западной Европе. Воспитание рыцаря начиналось с детства. В семь лет будущий рыцарь становился пажом и до 21 года обучался верховой езде, фехтованию, другим основам боевого искусства, плаванию, музыке, пению, танцам и придворному этикету. Обучение завершалось символическим посвящением в рыцари. Придворное воспитание, в отличие от монастырского, носило светский характер. Особое распространение и ценность оно приобрело в период крестовых походов, когда европейские рыцари под знаменами католической Церкви отправились в дальние страны защищать христианские идеалы. С тех пор рыцарская поэзия стала воспевать не только «мужские» ценности — честь, достоинство, мужество, но также и «женские» — верность даме сердца, ради которой рыцари подвергали себя всевозможным испытаниям с риском для жизни. После окончания крестовых походов, где проповедуемые рыцарями ценности проверялись в боевых условиях, появились их ритуализированные двойники — рыцарские турниры, в более позднее время превратившиеся в дворянские дуэли. Немалое влияние на придворную жизнь оказывали «певцы любви» — трубадуры, труверы, миннезингеры. Поэты-певцы, прославлявшие в своих песнях рыцарскую любовь, в Германии назывались миннезингерами (певцы высокой любви), на юге Франции — трубадурами, а на севере страны — труверами. Помимо песен, баллад и мотетов они сочиняли сатирические поэмы и лирические пьесы светского характера. Важным элементом в литературном процессе средневековой Европы (XII—XIII вв.) были ваганты (от лат. vagantes — бродячие) (голиарды). Их родиной считается Франция. То были бродячие нищие студенты, низшие клирики, школяры — исполнители пародийных, любовных, застольных песен. За вольнодумство, антиаскетический образ жизни они преследовались официальной Церковью. По существу, речь идет о возникновении одной из самых ранних форм молодежной субкультуры, а возможно и контркультуры, выразившейся в поэтическом творчестве учащихся школ, направленном против ценностей доминирующей культуры. С развитием городской культуры связано творчество жонглеров (Франция) и шпильманов (Германия), которые выступали в XI—XII веках на площадях городов как актеры, акробаты, дрессировщики, музыканты и певцы. Среди шпильманов (spilman — букв. игрец) можно было встретить и небогатого рыцаря, и школяра, и подмастерья. Церковь, как и светская власть, издавна преследовала шпильманов. Например, по судебнику («Саксонское зерцало», VIII—IX вв.) шпильманы, как преступники, стоят вне закона. Тот же, кто против воли отца становился шпильманом, по судебнику лишался наследства. Однако, когда в XII веке среди шпильманов стали появляться странствующие клирики, отношение к игрецам стало меняться. Известно достаточно много случаев, когда знатные особы не только принимали их на службу, но и доверяли шпильманам посольские поручения в силу специфики их образа жизни и достаточно высокого образовательного уровня. В целом для эпического искусства шпильманов была характерна анонимность. NB ​ Период культуры раннего и классического средневековья охватывает десять веков, с V по конец XIV века. ​ К раннему средневековью следует отнести две выдающиеся культуры — культуру Византии и Каролингское возрождение. Они дали начало двум великим культурам: православной и католической. ​ Расцвет византийского искусства произошел при царях Юстиниане I (527—565), Константине и правителях династии Комнинов( 1057—1185), а расцвет католической культуры, давшей жизнь искусству Италии, Франции, Англии, Голландии, Испании, Германии — великих культурных европейских держав, отмечался при королях Карле I Великом (747—814) и Оттоне I (912—973). ​ В архитектуре византийского крестово-купольного храма отражено представление о цикличности времени, а не о развитии его от начала до конца, как в романской и готической сакральной архитектуре. ​ В церковном интерьере формируются новые принципы синтеза искусств, разрабатывается иконография Священного Писания. ​ Термин «Каролингское возрождение» описывает культурный подъем в империи Карла Великого и в королевствах династии Каролингов в VIII—IX вв. (в основном на территории Франции и Германии). Он выразился в организации школ, привлечении к королевскому двору образованных деятелей, в развитии литературы, изобразительного искусства, архитектуры. 284 ​ Господствующим направлением средневековой философии стала схоластика («школьное богословие»). ​ В западноевропейском искусстве раннего средневековья господствовал романский стиль (X—XII вв.). Его принято считать первым архитектурным каноном европейского средневековья. ​ Готика символизирует смещение культурного центра из уединенных монастырей в шумные кварталы средневекового города, духовным центром которого становится собор, который превращается в носителя новой архитектуры. На смену культуры монастырей приходит культура соборов. ​ Если романская скульптура сосредоточилась на воплощении идеи неизбежности Страшного Суда, то готическая отражает новую роль светской власти, являя призыв к уважению и послушанию. ​ Из мифологического сказания героический эпос в классическом средневековье превращается в историческое предание. Таковы по своему содержанию скандинавские и древнеирландские саги (V—VIII вв.) и возникший на их основе рыцарский роман (XI—XIII вв.), который положил начало куртуазной (придворной) литературе.
«Художественная культура Средневековья» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 79 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot