Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pptx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Лекция № 9.
Характеристика
ВВП (ВНП)
ВВП = С + Ig + G +
NX
Потребительские расходы населения - С.
Валовые частные инвестиции в национальную экономику
- Ig .
Государственные закупки товаров и услуг - G.
Чистый экспорт (NX), который представляет разность
между экспортом и импортом данной страны.
Индекс дефлятор ВВП - это совокупность различных
индексов, которые позволяют пересчитывать компоненты
ВВП, а также характеризовать те показатели, которые
обобщают ценовую динамику. Есть три метода, которые
позволяют вычислить на макроуровне агрегированный
показатель.
• Оценка продукции, когда некоторые товары в
настоящее время учитываются по стоимости базового
периода. Применяют в сельском хозяйстве и на
производствах.
• Дефлятирование индекса цен. При этом учитывается
не только сам ИЦ, а также себестоимость всех
произведенных продуктов при существующей цене.
• Экстраполяция с помощью индексов физ. объема. Для
данного метода переоценки необходима информация о
совокупной стоимости товаров в базисный год, а также
индекс физического объема
ПРИМЕР: Машина была произведена в 1999-м году,
а продается в 2000-м году. Значит, в ВНП 2000-го
года мы включим только стоимость услуг автосалона
по продаже машины.
В компании добавленная стоимость
используется по следующим
направлениям:
- зарплатные выплаты (заработная
плата, премии, компенсации, взносы во
внебюджетные фонды);
- уплата налогов (кроме налогов с
продаж и НДС);
- выплаты банковских процентов,
дивидентов и др. платежей;
- инвестиции в приобретение ОС,
НИОКР и нематериальных активов;
Потребительские расходы – часть денежных расходов населения,
направленная на приобретение потребительских товаров и услуг
(продукты питания, непродовольственные товары для личного
потребления, алкогольные напитки, топливо, личные услуги).
Государст венны е расходы — денежные
средства, направляемые на финансовое
обеспечение задач и функций государства и
местного самоуправления. Рассматривается в
рамках государственного управления и фискальной
политики
На сегодняшний день основой финансирования
муниципальных растрат являются в первую очередь
инвестиции, долгосрочные вложения, а также
средства госбюджетов. Источниками
государст венны х расходов выступают фонды
министерств, ведомств, внебюджетные активы,
финансовые ресурсы предприятий и организаций.
Все эти средства могут быть наделены платной или
же безвозмездной основой.
Принципы ф инансирования государст венны х
расходов
Плановость. В соответствии с этим принципом
государственные расходы должны соответствовать
муниципальным планам и программам. Безвозвратность и
безвозмездность выделенных средств. Исключаются
только те случаи, которые устанавливаются
действующим законодательством.
Контроль. Политика государственных расходов должна
быть прозрачной. За использованием средств ведется
наблюдение и правонарушения влекут за собой
ответственность.
Правовы е реж имы ф инансирования
К первому можно отнести финансирование
государственных коммерческих предприятий. В этом
случае имущество закреплено на правах хозяйственного
владения. Ко второму режиму финансирования относится
Личный
доход
домохозяйствами.
это
доход,
получаемый
Личный располагаемый доход
распределяется домохозяйствами на:
- личные потребительские расходы (затраты
на покупку товаров и услуг за исключением
покупки жилья);
- оплату потребителями процентов по их
долгам;
- трансферты иностранцам;
- личные сбережения, которые направляются
на приращение богатства домохозяйств и
могут быть использованы на
финансирование инвестиций.
Метод определения валового
внутреннего продукта на
стадии производства:
ВВП= ВДС+ ЧНПиИ,
где ЧНПиИ- чистые налоги
на продукты и импорт.
Метод определения валового
внутреннего продукта на
стадии образования доходов:
ВВП= ОТ+ ЧНПиИ+ ДНП+
ВПЭ,
где ОТ- оплата труда, ДНП другие налоги на
производство.
внутреннего продукта на стадии
использования доходов:
ВВП= РКП+ ВН+ ЧЭ+ СР,
где РКП- расходы на конечное
потребление;
ВН- валовое накопление;
ЧЭ- чистый экспорт товаров и
услуг;
СР- статистическое
расхождение.
Существуют сложности подсчета показателя
ВВП. Они связаны с рядом обстоятельств:
некоторые товары и услуги, созданные
домохозяйствами в данном году, не
поступают на рынок, а, следовательно, не
имеют рыночной цены; услуги некоторых
государственных служащих не имеют
рыночной стоимости (полиция, пожарная
служба и т. д.), но государство несет
соответствующие затраты на заработную
плату этим рабочим; теневая экономика –
производство товаров и услуг населению за
плату – не отражается в официальной
Основными индикаторами, высвечивающими
масштабы теневой экономики на территории
государства являются:
• несоответствие уровня фактического потребления
официальным доходам;
• завышенный спрос на деньги по сравнению с
методологическими расчётами центральных банков
стран;
• расхождение размеров потребления
электроэнергии, других необходимых ресурсов,
используемых в производственной деятельности,
сфере услуг;
• несоответствие статистических показателей
трудовой занятости их размерам, установленных
путём проведенных выборочных наблюдений,
социологических опросов населения.
Первая причина - взаимное замещение товаров в
потребительской корзине.
Как правило, цены на разную продукцию изменяются с
различной скоростью, поэтому потребители по-своему
реагируют на этот процесс, приобретая меньше товаров,
которые дорожают быстрее, и больше тех, цена на которые
растет
медленнее.
Вторая причина
связана с постоянным появлением новых товаров,
расширяющих выбор потребителя. Чем разнообразнее потребительский
выбор, тем выше покупательная способность каждого доллара, в
результате чего для поддержания уровня жизни достаточно меньших по
объему денежных средств. НО ИПЦ рассчитывается на основе
фиксированного ассортимента потребительской корзины, а значит, не
учитывает изменения покупательной способности денег.
Третья проблема заключается в невозможности точного
учета динамики качества продукции. Так, например, если
качество товаров, входящих в потребительскую корзину,
будет год от года повышаться, соответственно будет
возрастать и их стоимость.
Проблемы оценки благосостояния нации
Теневая экономика
Неформальный сектор
Незаконное
производство
Конечное производство
домашних хозяйств
Статистическое теневое производство
В качестве обобщающих показателей уровня жизни населения органы
статистики используют:
- валовой национальный продукт на душу населения в сопоставимых ценах;
- национальный доход и фонд потребления в нем в расчете на душу
населения;
- индексы стоимости жизни;
- реальную заработную платы в расчете на одного работающего;
- реальные доходы на душу населения;
- размер прожиточного минимума;
- численность и удельный вес населения, находящегося за чертой бедности,
т.е. имеющего доход ниже прожиточного минимума.
Источниками информации для оценки уровня жизни могут быть:
- бюджетные обследования;
- социологические опросы;
- переписи (всеобщие и микропереписи).
По данным бюджетных обследований рассчитывают:
- среднедушевые номинальные доходы;
- структуру денежных доходов населения;
- физические объемы покупок тех или иных товаров;
- структуру расходов семей;
- влияние политики налогообложения, изменения цен на бюджет;
- распределение населения по размеру среднего совокупного дохода на
душу населения.
Исследованием проблем уровня жизни занимаются
Всероссийский центр уровня жизни Министерства
труда и социального развития РФ, Всероссийский
центр общественного мнения.
Анализ и прогнозирование социальной
обеспеченности населения основывается на
различных показателях, выбор которых
определяется конкретными условиями и подходами
к оценке народного благосостояния.
Для характеристики благополучия населения в
России используются различные понятия:
- «уровень жизни»;
- «народное благосостояние»;
- «качество жизни»;
- «образ жизни» и другие.