Характеристика становления и развития игровой деятельности
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Игра – вид непродуктивной
деятельности человека, где мотив
лежит не в ее результате, а в
самом процессе.
Игра – вид неутилитарной
деятельности человека,
связанной с процессом
свободного проявления духовных
и физических сил.
Игра – это занятие «понарошку»,
не только развивает
необходимую для будущих
серьезных дел сноровку, но и
делает зримыми варианты
возможного будущего, помогает
сформировать комплекс
представлений о себе в будущем.
Игра – форма деятельности в
условных ситуациях,
направленная на воссоздание и
усвоение общественного опыта,
зафиксированного в социально
закрепленных способах
осуществления предметных
действий, в предметах культуры и
науки.
ПРАВО НА ИГРУ
Статья 31 Конвенции о правах ребенка гласит: «Каждый
ребенок имеет право на игру, отдых, на участие в культурной
и творческой жизни.
Взрослые, в том числе государственные структуры,
ответственны за соблюдение этого права; они должны
обеспечить детям все возможности для самостоятельной
активности, которую дети сами выбирают».
Это свободная активность, лишенная принуждения и контроля со
стороны взрослых.
Игра должна приносить эмоциональный подъем, причем
источником удовольствия является процесс деятельности, а не ее
результат или оценка.
Игра – это всегда спонтанное, непредсказуемое, активное
апробирование себя и предмета игры.
Это единственная деятельность, которая позволяет смоделировать
жизнь взрослых и действовать в ней (В. С. Мухина).
Главная потребность дошкольника – быть членом взрослого
общества, жить и чувствовать себя вместе с взрослыми. Но
реально включиться во взрослую жизнь современный
дошкольник, конечно, не может в силу сложности этой жизни и
своих ограниченных возможностей. В этом и заключается
противоречие социальной ситуации ребенка-дошкольника.
Единственной деятельностью, которая позволяет разрешить это
противоречие, является игра (Е. О. Смирнова).
Игра – «социальная деятельность» (Т. Репина).
Форма усвоения «общественного опыта» (Р. И. Жуковская).
«Исторически возникший вид деятельности детей, в котором
воссоздаются социальные отношения между людьми, вне условий
унитарной деятельности человека» (Д. Б. Эльконин).
«Именно в игре у ребенка возникают новые отношения с
социальной средой, новый тип знаний и способы их получения»
(А. Н. Леонтьев).
Происходят главнейшие изменения в психики, ребенка появляются
важнейшие новообразования (Л. С. Выготский).
В играх формируется принятие своего имени, принятие своих
качеств, своих прав и обязанностей (С. А. Шмаков).
Ребенок играет не с игрушкой, а со сложившимся у него образом
мира, как бы вынося его вовне и преобразуя или утверждая в
своей игре, т. е. игру (настоящую, содержательную, а не
примитивное обыгрывание) определяет не то, какая игрушка
попала ребенку в руки, а непосредственные и более
опосредованные, ясные и неясные знания представления
ребенка о мире.
В игре наиболее интенсивно формируются все психические качества
и особенности личности ребенка.
Игровая деятельность влияет на формирование произвольности
поведения и всех психических процессов – от элементарных до
самых сложных. Выполняя игровую роль, ребенок подчиняет этой
задаче все свои сиюминутные, импульсивные действия. Дети лучше
сосредотачиваются и больше запоминают в условиях игры, чем по
прямому заданию взрослого. Сознательная цель – сосредоточиться,
запомнить что-то, сдержать импульсивное движение – раньше и легче
всего выделяется ребенком в игре.
Игра оказывает сильное влияние на умственное развитие дошкольника.
Действуя с предметами-заместителями, ребенок начинает оперировать в
мыслимом, условном пространстве. Предмет-заместитель становится опорой для
мышления. Постепенно игровые действия сокращаются, и ребенок начинает
действовать во внутреннем, умственном плане. Таким образом, игра
способствует тому, что ребенок переходит к мышлению в плане образов и
представлений. Кроме того, в игре, выполняя различные роли, ребенок
становится на разные точки зрения и начинает видеть предмет с разных сторон.
Это способствует развитию важнейшей мыслительной способности человека,
позволяющей представить другой взгляд и другую точку зрения.
Ролевая игра имеет решающее значение для развития воображения. Игровые
действия происходят в мнимой, воображаемой ситуации; реальные предметы
используются в качестве других, воображаемых; ребенок берет на себя роли
воображаемых персонажей. Такая практика действия в воображаемом
пространстве способствует тому, что дети приобретают способность к
творческому воображению.
Общение дошкольника со сверстниками разворачивается главным образом в процессе совместной игры. Играя вместе, дети
начинают учитывать желания и действия другого, отстаивать свою точку зрения, строить и реализовывать совместные планы.
Поэтому игра оказывает огромное влияние на развитие общения детей в этот период .
В игре складываются другие виды деятельности ребенка, которые потом приобретают самостоятельное значение. Так,
продуктивные виды деятельности (рисование, конструирование) первоначально тесно слиты с игрой. Рисуя, ребенок
разыгрывает тот или иной сюжет. Стройка из кубиков вплетается в ход игры. Только к старшему дошкольному возрасту результат
продуктивной деятельности приобретает самостоятельное значение, и она освобождается от игры.
Огромное значение игры для развития всех психических процессов и личности ребенка в целом дает основание считать, что
именно эта деятельность является в дошкольном возрасте ведущей.
Ребенок получает удовольствие в игре, но игра и «школа воли» т. к. имеет много ограничений.
Игра ‒ «школа морали», чтобы хорошо играть, ребенок должен подчиняться правилам.
Ребенку нравиться использовать игрушки-заместители, но редкий дошкольник откажется от натуральной игрушки.
В игре дети отражают реальную действительность через игровые действия.
Игра- деятельность творческая и самодеятельная, но предполагает руководство со стороны взрослых.
В игре ребенок учится полноценному общению со сверстниками.
Учиться подчинять свои импульсивные желания правилам игры. Появляется
соподчинение мотивов – "хочу" начинает подчинятся "нельзя" или "надо«.
В игре интенсивно развиваются все психические процессы, формируются первые
нравственные чувства (что плохо, а что хорошо).
Формируются новые мотивы и потребности (соревновательные, игровые мотивы,
потребность в самостоятельности).
В игре зарождаются новые виды продуктивной деятельности (рисование, лепка,
аппликация).
В игре ребенок приобретает новые и уточняет уже имеющиеся у него знания, активизирует словарь, развивает
любознательность, пытливость, а также нравственные качества: волю, смелость, выдержку, умение уступать. У него
формируются начала коллективизма. Ребенок в игре изображает то, что видел, пережил, он осваивает опыт
человеческой деятельности. В игре воспитывается отношение к людям, к жизни, позитивный настрой игр помогает
сохранить бодрое настроение.
К ИГРЕ ОТНОСЯТСЯ:
Свободное манипулирование игрушками
Самостоятельное детское экспериментирование (с песком,
водой, бумагой)
Процессуальная игра
Сюжетные игры (режиссерские игры, индивидуальные
игры с куклами, игры в животных)
Сюжетно-ролевые игры
ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ИГРЫ
ОЗНАКОМИТЕЛЬНАЯ ИГРА – от рождения до 5 месяцев
ОТОБРАЗИТЕЛЬНАЯ ИГРА – 5,6 месяцев – 1 год
СЮЖЕТНО-ОТОБРАЗИТЕЛЬНАЯ ИГРА – с 1-2,5-3 лет
СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА с 3 лет
РЕЖИССЕРСКИЕ ИГРЫ – с 4 лет
ТЕАТРАЛИЗОВАННЫЕ ИГРЫ- с 5 лет
Первым этапом развития игровой деятельности является
Ознакомительная игра. Её содержание составляют действия манипуляции,
осуществляемые в процессе обследования предмета.
Следующий этап игровой деятельности получил название
«Отобразительная игра», в которой отдельные предметно специфические
операции переходят в ранг действий, направленных на выявление
специфических свойств предмета и на достижение с помощью данного
предмета определённого эффекта. Это кульминационный момент
развития психологического содержание игры в раннем детстве. Именно
он создаёт необходимую почву для формирования у ребёнка
соответствующей предметной деятельности.
На рубеже первого и второго годов жизни ребёнка развитие игры и
предметной деятельности смыкается и одновременно расходится. Теперь
же различия начинают проявляться и в способах действий. Наступает
следующий этап в развитии игры: она становится сюжетно отобразительной. Меняется и ее психологическое содержание: действия
ребенка, оставаясь предметно опосредованными, имитируют в условной
форме использование предмета по назначению. Так постепенно
зарождаются предпосылки сюжетно-ролевой игры.
На данном этапе развития игры слово и дело смыкаются, а ролевое
поведение становится моделью осмысленных детьми отношений между
людьми. Наступает этап собственно ролевой игры, в которой играющие
моделируют знакомые им трудовые и общественные отношения людей.
3 уровень –в основе
игрового взаимодействия
лежит согласованное
построение сюжета игры:
выбор темы,
последовательное
выстраивание событий,
ситуации ролевого
• усвоение
способов
взаимодействия
построения сюжета
(4,5-7 лет)
РАЗВИТИЕ ЭЛЕМЕНТОВ
ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2 уровень – главным
1 уровень – игрушки и
игрушки-копии определяют
тему игры и форму
взаимодействия
• усвоение условных
действий с игрушками и
предметамизаместителями
(1-2,5года)
организующим моментом
игрового взаимодействия
выступают правила
ролевого поведения
• усвоение ролевого
поведения (ролевых
отношений и
взаимодействий
(2,5-4,5 года)
СТРУКТУРА РОЛЕВОЙ ИГРЫ ПО Д. Б. ЭЛЬКОНИНУ
Роли, которые берут на себя дети в процессе игры.
Игровые действия, посредством которых дети реализуют взятые на себя
роли взрослых и отношения между ними.
Игровое употребление предметов, условное замещение реальных
предметов, имеющихся в распоряжении ребенка.
Реальные отношения между играющимися детьми, выражающиеся в
разнообразных репликах, замечаниях, посредством которых регулируется
весь ход игры.